Изменение имен прилагательных по родам и числам. Портал образования. Открытый классный час на тему

Изменение имён прилагательных по родам и числам

Организационный момент

1.Самоопределение к деятельности

Цель: организация самооценки обучающихся к предстоящей деятельности на уроке

Краткая беседа:

Миша составил на доске текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша?

Погода стояла ясное. Мы сели на красивое парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждали интересное приключения. (сл.1)

В чем ошибка в этом тексте? (В окончаниях прилагательных)

Чтобы помочь Мише, вспомним всё, что знаем об этой части речи?

самостоятельная часть речи

– обозначает признаки предметов (сл.2)

– отвечает на вопросы:

Какой? Какая? Какое? Какие?

– Как вы думаете, мы уже все знаем об этой части речи?

– Что еще нам предстоит узнать? (как изменяется, как пишется, какую роль играет в речи?)

Можем помочь Мише? Изменим окончание прилагательного.

Кто догадался, над чем будем работать на уроке?

Назовите тему урока. (Изменение имен прилагательных по родам и числам)

Что мы должны знать и уметь по данной теме?

– Сформулируйте цели урока

Изучение нового материала

Работа над словосочетаниями

Измените, окончания имен прилагательных, чтобы получилось верное словосочетание.

(Учащиеся изменяют)

Погода (ж.р., ед.ч.) стояла ясная. Мы сели на красивый парусник (м.р, ед.ч.). Вокруг было синее море (ср.р., ед.ч.). Нас ждали интересные приключения (мн.ч.). (сл.3)

Что должно помочь в работе? (Вопрос от сущ. к прил.)

Как вы думаете, почему окончания прилагательных оказались разными? (Потому что разный род у имен сущ.)

Давайте выделим окончания у прил.

Запишите в тетрадь получившиеся словосочетания, выделите окончания.

Погода ясная, красивый парусник, синее море, интересные приключения

Какие же окончания будут иметь имена прилагательные в женском, мужском и среднем роде? (-ая, -яя; -ое, ее; -ой, -ый, -ий) (сл.4)

От чего зависит род имени прилагательного? (от рода имени существительного)

Как же можно определить род у имени прилагательного?

Давайте составим алгоритм.

Алгоритм

Найди сущ., определи его число, род

Задай от сущ. вопрос к прил.

По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.

Выдели окончание (сл.5)

м. р. – ый, - ий, - ой

ж. р. – ая, - яя

ср. р. – ое, - ее

Работа по учебнику.

– Как же изменяются прилагательные? (По родам и числам).

– Давайте заполним сравнительную таблицу на слайде

– Как можно назвать таблицу? (Изменение существительных и прилагательных по родам и числам)

Часть речи изменяются По родам По числам сл. 6.

Имя существительное - +

Имя прилагательное + +

Первичное закрепление новых знаний

Упражнение 113 с. 101-102

Прочитайте задание. Какое требование в задании?

(Прочитай выделенные существительные. Устно определи, в форме какого числа стоят эти существительные.)

Проверка основного задания в парах.

Тетрадь 2, с.56, упражнение№ 61

Проверка с комментированием по эталону.

Торговый центр, продуктовый магазин, меховое ателье, летнее кафе, детский сад, кондитерские изделия, обувная мастерская, верхняя одежда, автобусная остановка, театральная касса.

Дифференцированная работа

К данным прилагательным подберите имена существительные трёх родов и множественного числа.

Голубой –

Красивый –

К данным существительным подбери имена прилагательные и напиши.

Повидло –

Полотенце –

Фамилия –

Картофель –

Подберите к данным прилагательным существительные, подходящие по смыслу. Определи род прилагательных.

Яркое, ласковое, весеннее ____________.

Мягкий, теплый, пушистый __________.

Дальняя, трудная, незнакомая __________.

Смешной, забавный, короткий ________.

Домашнее задание. Ст. 103 № 115

Тема : «Изменение имён прилагательных по родам и числам»

Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие : создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний.

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная).

Оборудование : учебники, c игнальные карточки м. р., с.р., ж.р., экран, проектор.

Структура урока

1.Орг. момент.

3. Введение в тему урока.

5. «Открытие» нового знания.

1) -Что мы уже знаем о прилагательном?

Гимнастика для глаз

2) Связь имён прилагательных с существительными.

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление.

7. Рефлексия. Итог урока.

8. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Мотивация на урок .
Прикрыли глаза и мысленно сказали: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи в сегодняшнем путешествии по «Стране знаний.» Каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, интересного.
-А с каким настроением вы отправляетесь в путешествие? С этим настроением мы будем работать весь урок.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

А) Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

— О каком времени года говорится в этом четверостишие?(о весне)

Да, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна — это «утро года».

Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

— Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

— Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.(Вв).

Б) Словарная работа.

— А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

(Один ученик идет к доске, записывает отгадки с обратной стороны доски.)

1. Я румяную матрешку,
От подруг не оторву,
Подожду, пока Матрешка,
Упадет сама в траву.
(Ябл о ко)

2. Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет . о рога)

3.. Как на нашей грядке,
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
о мидоры)

4. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
( О сина)

5. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Ул и ца)

6. Что за дорога?
Кто по ней идет, —
Тот хромает?
(Лес т ница)

7. Я в любое время года,
И в любую непогоду.
Очень часто, в час любой,
Провезу вас под землей.
е тро)

8. Днем спит на ней подушка,
А по ночам –
Андрюшка.
(Кр о вать)

— Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

— Назовите слова в которых букв больше,чем звуков.(кровать, лестница)

3. Введение в тему урока.

— Прочитайте эти слоги. (на доске)
-Какие слова можно составить?
На вес лан дыш тёп сол лое нце (весна, ландыш, солнце, тёплое)
-Составьте слова, запишите.Обратите внимание на получившийся ряд слов.

Назовите «лишнее» слово (тёплое).

Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)

Что вы знаете об имени существительном? (Слайд 1)

Записано на доске.

Определите род и число имен существительных.

    Ландыш – м.р., ед.ч.

    Трава –,ж.р., ед.ч.

    Солнце – с.р.; ед.ч.

    Ветерок – м. р.; ед.ч.

    Птицы – мн.ч.

Как изменяются имена существительные? (по родам и числам)

4. Постановка проблемной ситуации.

А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово тёплое.

— Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?

Почему возникло затруднение? (Другая часть речи).

А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?

Назовите цель нашего урока ?(Научиться определять род и число прилагательных).

Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

5. «Открытие» нового знания.

Какой частью речи является наше слово ТЁПЛЫЙ ? (прилагательное)

1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)

Гимнастика для глаз .

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и право, вверх и вниз. Повторить4-5 раз.

2) Связь имён прилагательных с существительными.

Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные А.Толстой в своём стихотворении. (у каждого ученика на парте)

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.


Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;

а) выразительное чтение

б) разбор стихотворения по вопросам

Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это? Почему лес назван юным, а молодая листва – зелёным дымом?

в) находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради.

снег (какой?) последний

пар (какой?) тёплый

кувшинчик (какой?) синий

лес (какой?) юный

дым (какой?) зелёный

гроз (каких?) летних

Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители».

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, — мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Давайте понаблюдаем.

Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).

тёплый… день (м.р., ед.ч.)

тёплая …погода (ж.р., ед.ч.)

тёплое… солнце (ср.р., ед.ч.)

тёплые …лучи (мн.ч.) — У прилагательных множественного числа род не определяем.

У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?

— Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.

— Как определяется род имени прилагательного? (по существительному)

Работа по учебнику ( с. 56 правило)

Прочитайте группы слов:

лето, летний;

белая, белизна, белеет;

смех, смешное, рассмешил.

— Как называются слова каждой группы? Почему?

— Назовите имена прилагательные . (летний, белая, смешное)

— Запишите эти прилагательные в три столбика по родам. (у доски)

— Измените прилагательное летний по родам, затем белая, смешное.

— Сформулируйте вывод по следующему плану: (Слайд 2)

    Как изменяются имена прилагательные?

    Как определяется род имени прилагательного?

    На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

— Попытайтесь составить схему по теме урока “Изменение имён прилагательных по родам”, заполнив пустые “окошечки”.

В ходе работы на доске появляется схема:(слайд3)

(Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительного, такого рода имя прилагательное. Имена прилагат. м.р. отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания -ой, -ый, -ий. Имена прилагательные ж.р. отвечают на вопрос какая? Они имеют окончания -ая, -яя. Имена прилагательные с.р. отвечают на вопрос какое? Они имеют окончания -ое,-ее).

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)

Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)

Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)

Бабочка кружит и вьётся. (покружится)

6. Первичное закрепление.

Упражнение № 492.

Определите род и число имён прилагательных?

Проверка. (показать карточки)

Так как же определить род и число имени прилагательного?

7. Рефлексия. Итог урока.

Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.

Понравился вам урок?

Научились ли вы чему- то новому?

— Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).

8. Домашнее задание: упр.494 .

Спасибо за урок!

Пояснительная записка к мультимедийному продукту.

Преподаватель : Климантова О. А.

Предмет : русский язык

(учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Москва «Просвещение 2000г.).

Тема: Изменение имён прилагательных по числам и родам.

Родовые окончания имён прилагательных.

Цель: ознакомить с изменением имён прилагательных по родам и числам;

Развивать умение определять род и число имён прилагательных;

Развивать познавательную активность, наблюдательность; развитие умения различать прилагательные в единственном и множественном числе, правильно писать окончания прилагательных.

Задачи: 1). сформировать умение определять род имён прилагательных;

2). совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;

3). воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку .

Продолжительность : 40 мин.

Класс : 2 класс.

Образовательное учреждение : МОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1.

Тип урока: урок объяснения нового материала .

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, Macromedia Flach Player,сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 2 класса,2 часть Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова Просвещение, 2006, презентация к уроку.

Ход урока.

1.Организационный момент.

– Ребята, сегодня наш урок будет необычным – сказочным: мы продолжим изучать тему “Имена прилагательные”, посмотрим, как вы подружились с этой частью речи.

2. Психологический настрой. Отрывок из учебного фильма «Сказка о художнике и море» (2 мин.). Приложение 1 .


Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза – (Слайд 3).

Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.

3. Работа с тестом

– Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. А поскольку урок у нас сказочный, он сможет отправиться в путь только тогда, когда вы расскажите всё, что вы знаете, об имени прилагательном. (Слайд 4).

Чтобы очутиться в этом волшебном замке, надо правильно выполнить тестовую работу.

Ну что ж поплыли? (Слайд 5).

Тест.

  1. Имя прилагательное обозначает:

а). предмет;

б).признак предмета;

в).действие предмета;

2. Имя прилагательное связано по смыслу:

А). с прилагательным;

Б). с глаголом;

В). с существительным;

3. имя прилагательное отвечает на вопросы:

А). что делает? что сделает?;

Б). какой?, какая?, какое?, какие?

В). кто? что?

4. Имена прилагательные подчёркиваем:

А). волнистой линией;

Б). одной чертой;

В). двумя чертами.

5. Имена прилагательные:

А). не изменяются по числам;

Б). изменяются по числам;

В) никак не изменяются.)

Тест раздаётся каждому на отдельном листе. Проверка по эталону. (Слайд 6).

Ученики меняются и проверяют тест соседа. (2-3 работы проверяются учителем на оценку).

Вывод : (Слайд 7).

Имя прилагательное
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Зима снежная.
Мама нежная.
Плывёт корабль
В невидимую даль.

4. Объяснение нового материала. (Слайд 8).

– Вот нас встречает гномик Всезнайка, который поможет нам сегодня на уроке. Он предлагает вам найти прилагательные в словосочетаниях: синее море, синяя лента, синий карандаш, синие облака.

Что происходит с прилагательным? (изменяется по родам и числам).

От чего зависит род и число прилагательного? (от имени существительного).

И по взмаху волшебной палочки, гномик выделил имена существительные. Докажите, что это имена существительные. Что их объединяет? (Неодушевленные, нарицательные.)

Подберите к каждому имени существительному подходящее имя прилагательное.

Прочитайте слова, которые он подобрал. (Погода, ветер, море, паруса).

Давайте составим и запишем словосочетания с вопросами.

Погода (какая?) тёплая. Ветер (какой?) резкий. Море (какое?) тихое. Паруса (какие?) раздутые.

Почему мы каждый раз задавали разные вопросы? От чего это зависело?

Найдите прилагательное во множественном числе. От чего зависит число имени прилагательного? (от имён существительных).

Можно ли определить род имён прилагательных? От чего он будет зависеть?

Окончания прилагательных тоже разные. (М.р. – ый, -ий, -ой; Ж.р. – ая,-яя; Ср.р.- ое,-ее; мн.ч.- ые, - ие).

Правило: чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано.

Приложение 1. Флеш – родовые окончания.

Образуй от существительных прилагательные: (устно). (Слайд 9).

Солнце - …………………………………………..солнечный

Ночь -…………………………………………… ..ночной

Холод -…………………………………………….холодная

5.Разминка для глаз. (Слайд 10).

6. Работа с текстом. (Слайд11).

На стене висит большая картина. На ней светит яркое солнце. Длинная дорога ведёт к старинному замку. Рядом с замком растёт могучий дуб. Над замком летают белогрудые ласточки. Талантливый художник изобразил красивый пейзаж.

Выписать словосочетание имён прилагательных с существительными, в скобочках указать род и число. (Один ученик выполняет задание за доской, один – на планшете, один на оценку в тетради).

7. Работа с учебником.

Найдите упр..71 на с.35.

Прочитайте слова. В каком числе они употреблены? Можно ли определить у них род? Запишите их парами. Сначала в единственном, а потом во множественном числе.

Упр. 68 – устно.

8. Физминутка. (Слайды 12 - 13).

  1. Оранжев ое небо,
    Оранжев ое море,
    Оранжев ая зелень,
    Оранжев
    ый верблюд.
    Оранжев
    ые мамы,
    Оранжев ым ребятам,
    Оранжев
    ые песни,
    Оранжев о поют.

Что изменилось?

Что происходит с прилагательным оранжевый? (Изменяется окончание)

С чем это связано? (существительные зависят от прилагательных)

9. Игра «Соединяй –ка». (Слайд 14).

Семья Мелкое

Озеро Маленькая

Лодка Дружная

Друзья Песчаный

Берег Высокое

Дерево Верные

10. Распределить прилагательные по родам. (Слайд 15).

Добрый, холодная, весёлая,

глубокое, белый, тёмное.

Последнее задание в нашем сказочном путешествии устное. Распределите слова в 3 столбика. Запишите в тетрадь. (1 ученик выполняет задание на планшете).

Как вы догадались? Объясните.

11. Обобщение об имени прилагательном. (Слайд 16).

Давайте повторим всё, что мы знаем об имени прилагательном.

12. Итог урока . Рефлексия (Слайды17- 18).

Поднимите карточки те, у кого хорошее настроение. А у кого плохое?

13. Домашнее задание.

С.35 № 71. (Слайд 17).

Литература:

1.Тесты. Начальная школа. 2 класс. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

2. Интегрированные уроки 2 класс. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А.

3.Уроки русского языка в начальной школе. Самохвалова Е.И., Полянина Н.Б.

4. Нестандартные уроки в начальной школе. Исаенко А.В, Руденко А.Я.


МКОУ «ООШ №22 с.Будукан»

3 класс


Конспект урока по русскому языку

«Изменение имён прилагательных по родам и числам»

Учитель начальных классов: Федченко Юлия Николаевна,

Методический паспорт урока.

Тема : “Изменение имён прилагательных по родам и числам”

Цель. Формировать представления обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса обучающихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока – усвоение новых знаний

Предмет – русский язык

Возраст детей – 9 -11лет, класс – 3

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности – поисково-исследовательский

По результатам выполнения – практический

Оборудование: Пк, мультимедийный проэктор.

Материалы: Презентация «Изменение имён прилагательных по родам и числам», учебники, словари, индивидуальные карточки.

Учебник: Т.Г.Рамзаева, 4 класс

Структура урока

1. Орг. момент.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

3. Орфографическая минутка.

4. Введение в тему урока.

5. Постановка проблемной ситуации.

6. «Открытие» нового знания.

1)

Гимнастика для глаз

2) Связь имён прилагательных с существительными

3)

Физкультминутка.

7. Первичное закрепление.

8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.


Ход урока.

1. Орг. момент.

-Приветствие гостей.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Солнце глянуло в кроватку

Вправо, влево- 2 раза

Все мы делаем зарядку

Раз, два, три, четыре, пять

Надо нам присесть и встать

Руки вытянуть пошире

Раз, два, три, четыре – 2 раза.

Наклониться три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку

Все мы сделали зарядку.

Присаживайтесь.

- Записываем число, классная работа.
2. Минутка чистописания. Словарная работа.

Отгадайте загадку.

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Кто же пришёл? (весна) (рисунок Красавицы – ВЕСНЫ)

Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Запишите по памяти словарные слова на букву в.

Взаимопроверка.

3. Орфографическая минутка.

Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова и объясните орфограммы. Дети называют слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму)
ЛАНДЫШ

ТРАВА

СОЛНЦЕ

ВЕТЕРОК

ТЁПЛОЕ

ПТИЦЫ
4. Введение в тему урока.

Обратите внимание на получившийся ряд слов.

Назовите «лишнее» слово.(тёплое)

Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

Определите род и число имен существительных.

На доске опорные слова : слово, вопрос, часть речи, значение, род, число.


  • Ландыш – м.р., ед.ч.

  • Трава –,ж.р.,ед.ч.

  • Солнце – с.р.; ед.ч.

  • Ветерок – м.р.; ед.ч.

  • Птицы – мн.ч.
Давайте обобщим наши знания об имени существительном.

5. Постановка проблемной ситуации.

А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово тёплое

- Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?

- Почему возникло затруднение? (Другая часть речи).

А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?

Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

Формулирование темы и целей урока

6. «Открытие» нового знания.

Какой частью речи является наше слово ТЕПЛЫЙ? (Имя прилагательное).

1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)

Гимнастика для глаз

(Чтобы нам проснуться, нужно дружно потянуться)

2) Связь имён прилагательных с существительными.

Работа по учебнику. Упражнение 490 (стр. 56)

Анализ процесса изменения имён прилагательных по родам.

Стр.56 упр. 490.

Прочитайте загадку. Отгадайте.

Найдите в тексте имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных.

Что можно сказать об окончаниях имён прилагательных? (Окончания разные).

Спишите загадку, напишите отгадку. Выделите окончания прилагательных.

Почему окончания разные и отчего это зависит, вы узнаете, когда прочитаете правило на стр. 56 в учебнике.

!!! Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

Почему же прилагательные связаны именно с существительными?

Учитель: Послушайте, что о себе говорят существительные.


У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если к нам им приложить,

То веселее станут жить:

Вот громкий стук,

Вот синий шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий мяч,

Вот острый меч,

Весенний сад, родная речь.


Учитель: Кто из вас был очень внимательным и заметил, с какой частью речи связаны имена прилагательные.
Дети: С именами существительными.
Учитель: В самом названии – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что слово должно к чему-то “прилагаться”, присоединяться. Имена прилагательные “прилагаются” к именам существительным. Во всем с ними согласуясь: в роде, числе, падеже, отображают их самые важные признаки, такие, как цвет, вкус, качество..и т.д.
3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Давайте понаблюдаем.

Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).

Проверим

тёплый… день (м.р., ед.ч.)

тёплая …погода (ж,р., ед.ч.)

тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)

тёплые …лучи (мн.ч.) !!! У прилагательных множественного числа род не определяем.

У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?
!!! Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)

Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)

Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)

Бабочка кружит и вьётся. (покружится)
7. Первичное закрепление.

2) Чтение правила (с.)

Так как же определить род и число имени прилагательного?

3) Дополнительное задание.

Весна приготовила для нас ещё одно задание.


8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.

Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.

Понравился вам урок?

Научились ли вы чему- то новому?

Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).

9. Домашнее задание:

Весна подарила нам свои тёплые лучики. А вы опишите своё весеннее настроение прилагательными.

Предмет: русский язык
(учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова 3 класс, Москва «Просвещение 2000г.).
Тема: Изменение имён прилагательных по числам и родам.
Родовые окончания имён прилагательных.

Цель: ознакомить с изменением имён прилагательных по родам и числам;
развивать умение определять род и число имён прилагательных;
развивать познавательную активность, наблюдательность; развитие умения различать прилагательные в единственном и множественном числе, правильно писать окончания прилагательных.

УУД: 1). сформировать умение определять род имён прилагательных;
2). совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;
3). воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска,сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 2 класса,2 часть Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова Просвещение, 2006, презентация к уроку.

Ход урока.
1.Орг. Момент.

Встали, подравнялись. Присаживайтесь.

2. Актуализация знаний.

  • Открываем тетради, записываем число, классная работа. Пропускаем место для темы урока.

Чтобы узнать тему нашего урока, надо правильно выполнить тестовую работу.

Тест.
а). предмет;
б).признак предмета;
в).действие предмета;
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;

в). кто? что?
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.
5. Имена прилагательные:
а). не изменяются по числам;
б). изменяются по числам;
в) никак не изменяются.

3. Постановка учебной задачи.

На какой вопрос теста у вас возникли трудности и вы сомневались в решении своего выбора? (На последний 5 вопрос)

Кто сможет сформулировать тему нашего урока.(Число имен прилагательных)

Какие же цели урока мы поставим перед собой? (Повторить, что такое прилагательное, узнать, как оно изменяется по числам)

А сейчас послушайте стихотворение и отгадайте, о чем оно:

Пришла, улыбнулась- утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

О чем это стихотворение? (о весне).

Назовите первый звук в слове «весна» (в)

Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. Пропишите ее, пожалуйста.

4. Работа с тестом.
– Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. А поскольку урок у нас сказочный, он сможет отправиться в путь только тогда, когда вы расскажите всё, что вы знаете, об имени прилагательном. (Слайд 4).
- Чтобы очутиться в этом волшебном замке, надо правильно выполнить тестовую работу.
Ну что ж поплыли? (Слайд 5).
Тест.
1. Имя прилагательное обозначает:
а). предмет;
б).признак предмета;
в).действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;
3. имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.
5. Имена прилагательные:
а). не изменяются по числам;
б). изменяются по числам;
в) никак не изменяются.)
Тест раздаётся каждому на отдельном листе. Проверка по эталону. (Слайд 6).
Ученики меняются и проверяют тест соседа. (2-3 работы проверяются учителем на оценку).
Вывод: (Слайд 7).
Имя прилагательное
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Зима снежная.
Мама нежная.
Плывёт корабль
В невидимую даль.
4. Объяснение нового материала. (Слайд 8).
– Вот нас встречает гномик Всезнайка, который поможет нам сегодня на уроке. Он предлагает вам найти прилагательные в словосочетаниях: синее море, синяя лента, синий карандаш, синие облака.
- Что происходит с прилагательным? (изменяется по родам и числам).
- От чего зависит род и число прилагательного? (от имени существительного).
И по взмаху волшебной палочки, гномик выделил имена существительные. Докажите, что это имена существительные. Что их объединяет? (Неодушевленные, нарицательные.)
Подберите к каждому имени существительному подходящее имя прилагательное.
Прочитайте слова, которые он подобрал. (Погода, ветер, море, паруса).
- Давайте составим и запишем словосочетания с вопросами.
Погода (какая?) тёплая. Ветер (какой?) резкий. Море (какое?) тихое. Паруса (какие?) раздутые.
- Почему мы каждый раз задавали разные вопросы? От чего это зависело?
Найдите прилагательное во множественном числе. От чего зависит число имени прилагательного? (от имён существительных).
- Можно ли определить род имён прилагательных? От чего он будет зависеть?
Окончания прилагательных тоже разные. (М.р. – ый, -ий, -ой; Ж.р. – ая,-яя; Ср.р.- ое,-ее; мн.ч.- ые, - ие).
Правило: чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано.
Приложение 1. Флеш – родовые окончания.
Образуй от существительных прилагательные: (устно). (Слайд 9).
Солнце - …………………………………………..солнечный
Ночь -…………………………………………… ..ночной
Холод -…………………………………………….холодная

5.Разминка для глаз. (Слайд 10).
6. Работа с текстом. (Слайд11).
На стене висит большая картина. На ней светит яркое солнце. Длинная дорога ведёт к старинному замку. Рядом с замком растёт могучий дуб. Над замком летают белогрудые ласточки. Талантливый художник изобразил красивый пейзаж.
- Выписать словосочетание имён прилагательных с существительными, в скобочках указать род и число. (Один ученик выполняет задание за доской, один – на планшете, один на оценку в тетради).
7. Работа с учебником.
Найдите упр..71 на с.35.
- Прочитайте слова. В каком числе они употреблены? Можно ли определить у них род? Запишите их парами. Сначала в единственном, а потом во множественном числе.
Упр. 68 – устно.
8. Физминутка. (Слайды 12 - 13).
Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.
Оранжевые мамы,
Оранжевым ребятам,
Оранжевые песни,
Оранжево поют.
- Что изменилось?
-Что происходит с прилагательным оранжевый? (Изменяется окончание)
- С чем это связано? (существительные зависят от прилагательных)
9. Игра «Соединяй –ка». (Слайд 14).
Семья Мелкое
Озеро Маленькая
Лодка Дружная
Друзья Песчаный
Берег Высокое
Дерево Верные

10. Распределить прилагательные по родам. (Слайд 15).
Добрый, холодная, весёлая,
глубокое, белый, тёмное.
- Последнее задание в нашем сказочном путешествии устное. Распределите слова в 3 столбика. Запишите в тетрадь. (1 ученик выполняет задание на планшете).
- Как вы догадались? Объясните.
11. Обобщение об имени прилагательном. (Слайд 16).
- Давайте повторим всё, что мы знаем об имени прилагательном.
12. Итог урока.Рефлексия (Слайды17- 18).
Поднимите карточки те, у кого хорошее настроение. А у кого плохое?

  1. Домашнее задание.
    С.35 № 71. (Слайд 17).