Как перевести разговор другую тему. Построение разговора и перевод темы. Как ты можешь использовать этот метод

Сегодня принято ругать старика Фрейда за то, что он всё толкование снов свёл к сексуальной жизни. Но именно Зигмунд Фрейд, величайший психолог, сказал о снах самое главное – они дают нам доступ в бессознательное. Сны пускают нас в те структуры мозга, которые во время бодрствования закрыты для нашего понимания. А бессознательное управляет нашими страхами, комплексами, желаниями, мыслями и поступками.

Анализируйте свои сны. Язык сна удивителен, сложен, причудлив. Но психология сновидений не закрыта для вашего понимания! И этим стоит воспользоваться.

Психология: сны и сновидения, как понять их смысл?

Давайте сразу скажем – вещие сны в принципе не существуют. Интуиция, которая и в обычном состоянии есть у человека, во время сна работает в усиленном режиме.

Рассмотрим 4 самых главных сюжета сновидений:

  • Кошмары. Снятся и взрослым, и детям. Это ваши страхи, которые вы глубоко в себя запрятали. Так как думать о них днём вы не желаете, мозгу ничего не остаётся, как «перерабатывать» их во время сна. Изучение сновидений психология ведёт уже давно, оно показало, что часто кошмары, говоря простым языком, «долечивают» и «залечивают» наши страхи.
  • Исполнение желания. Вот о чём писал Фрейд! Во сне наше желание (тайное или явное) может показаться в самом неожиданном виде. К примеру, тот же Фрейд описывал случай: к нему обратилась женщина, которой снилась дохлая собачонка. Дама видела в этом нечто плохое, дурной знак. В процессе беседы с доктором, выяснилось, что мучит даму нелюбовь к своей родственнице. Однажды она в сердцах сказала: хоть бы эта сучка сдохла! Вот мозг и выдал ей во сне исполненное желание.
  • Подавленные влечения. Сюда относим эротические сны самого смелого и неожиданного содержания.
  • Незавершённые отношения. То, над чем мы ломали голову днём, что мучит нас своей неразрешённостью, придёт к нам ночью. Мозг «недоволен» неоконченным делом, он продолжает искать решение проблемы.

Психология сновидений – учимся понимать себя

Сны должны быть разгаданы. Можно настроить свой мозг на запоминание сна, сказав себе: «Сегодня я запомню свой сон. Хотя бы один». Когда вы проснулись, сразу старайтесь максимально подробно восстановить события сна. Осознанные сновидения психология относит к конструктивной работе со своим бессознательным.

Обращайте внимание на детали сна: общую обстановку, ваше состояние, лица и слова, поступки всех героев сна. Бывает, что именно вы в сценарии сна не участвуете. Но и через третьих лиц сон пытается рассказать вам о вашей проблеме, вашем состоянии. Сон обычно заканчивается самым главным: тем, что ваше . Если сон снится не одну ночь, он повторяется, значит «посыл» бессознательного вы ещё не восприняли.

Психология сновидений: примеры из жизни

Ещё один красноречивый «фрейдовский» пример. Одна девушка пожаловалась доктору, что снится ей умершая родственница, точнее – её похороны. Психоаналитик смог раскрыть эту загадку, пообщавшись с пациенткой. Оказывается, на недавних похоронах другой её родственницы она оказалась рядом с симпатичным ей мужчиной. Несмотря на мрачную остановку, девушка была счастлива оказаться так близко с объектом своей симпатии. В бессознательное закралась мысль: встретиться мы можем только на похоронах. Отсюда и странный сон…

Как видите, не стоит события сна воспринимать буквально. Но анализировать их точно нужно, сны дают нам возможность правильно решить свои проблемы и избавиться от страхов.

Что означают сны, стоит ли им верить?

Наши сны могут рассказать нам больше, чем любая гадалка, провидец или психологический тест, если расшифровать значение сна. Психология сна неоднократно убеждалась, что сновидения имеют доступ к нашему бессознательному, который в другое время чаще всего закрыт. Сны стремятся донести до нас психологические послания - о нашем состоянии или том, чего не хватает , о возможностях решении проблем, способах меняться в лучшую сторону.

Сны не предсказывают будущее, вещие сны - это не более, чем интуиция, которая присутствует и во время бодрствования. Сны в символической форме указывают на обстоятельства, отношения и т.д., на которые нужно в первую очередь обратить внимание. И тогда вы будете знать, как следует поступить.

Самое правильное толкование снов можете сделать только вы сами, опираясь на следующие несколько подсказок.

Cон - это не пассивный отдых мозга, а его деятельность по переработке информации. Во время сна преобладающее значение имеет информация, хранимая в мозгу - память о прошлом, прогнозы и планы на будущее, а не та, что поступает от органов чувств. Поэтому пение соседа за стеной способно переместить вас во сне в концертный зал.

Во снах чаще всего проигрываются следующие сюжеты:

  • подавленные влечения - это как раз то, о чем пишет Зигмунд Фрейд;
  • исполнение желания – во сне видим то, что не можем получить наяву, например может видеть во сне своего бывшего, как он просит прощения и т.п.;
  • сны кошмары - их видят взрослые и дети. Человек смотрит кошмары во сне, когда вытесняет или сознательно забывает стрессовые события , и они проявляются во сне, чтобы окончательно их переработать;
  • незавершенные отношения - внутренние конфликты, противоречия, обычно проявляются во сне – и это естественно, так как во сне мозг продолжает решать проблему, головоломку с которой он столкнулся.

Если вы заметили, что вам все время снится один и тот же сон или что в ваших снах очень часто возникает один и тот же образ, обратите на это особое внимание. Повторяющийся сон хочет донести до вас какую-то информа­цию, и до тех пор, пока вы ее не поймете, он будет сниться вам снова и снова.

Чтобы сновидения запоминались лучше, перед сном, приведите себя в состояние вос­приимчивости: “Этой ночью я хочу запом­нить по крайней мере одно сновидение”. После пробуждения немедленно набро­сайте на бумаге не­сколько слов, не за­ботясь о связности изложения. Позже запишите в точности все, что вам снилось.

Итак, вы записали свой сон, или достаточно хорошо его помните и хотите понять, что он означает. Подберите название для своего сна. Если затрудняетесь, перескажите сон одной фразой, так вы обозначите самое главное.

После того как вы подобрали заголовок, вспомните обстановку, где происходили события. Поделите сон на несколько глав или сцен, эпизодов. Обратите внимание на детали, которые находятся на заднем плане.

Во сне вы не обязательно являетесь участником событий, сон может использовать других лиц, чтобы проиллюстрировать ваше положение и психологическое состояние . Он говорит не о том человеке, которого вы видите, а о вас в связи с этим человеком. Так что, можно сказать, что во сне мы вообще видим только самих себя.

В финальной сцене сна часто содержится информация о том, что сон хочет донести до вас.


Притча "Укрощение призрака". Одна молодая женщина заболела и была близка к смерти.
- О, я так сильно люблю тебя, - сказала она своему мужу. - Я так не хочу покидать тебя. Не смей жениться на другой женщине после моей смерти. Если ты это сделаешь, я вернусь к тебе призраком и буду постоянно мучить тебя.
Вскоре она умерла. В течение шести месяцев муж исполнял её последнее желание, а потом встретил другую женщину и полюбил её. Они решили пожениться. Немедленно после обручения к нему каждую ночь стал являться призрак, укоряя его за то, что он не сдержал слова. Призрак был очень умён и прекрасно осведомлён. Он точно пересказывал человеку, что происходило между ним и его возлюбленной. Если бывший муж делал своей невесте подарок, призрак подробно описывал его. Он даже повторял все их беседы и описывал подробности их встреч. Это так беспокоило человека, что он уже не мог спать. Кто-то посоветовал ему обратиться со своей бедой к дзэнскому Мастеру, жившему неподалёку от деревни. В отчаянии бедняга отправился к нему за помощью.
- Похоже на то, что твоя бывшая жена стала призраком и знает обо всём, что ты делаешь, - подытожил Мастер. - Что бы ты ни делал, ни говорил, что бы ни дарил своей любимой, она всё знает. Должно быть, это очень умный призрак. Ты должен восхищаться им. Вот мой совет: когда твоя жена-призрак появится в следующий раз, поторгуйся с ней. Скажи, что она знает о тебе так много, что тебе не удастся ничего скрыть от неё, и что если она ответит правильно на один-единственный твой вопрос, то ты обещаешь разорвать помолвку и навсегда остаться холостяком.
- Что же я должен спросить у неё? - сказал человек.
- Возьми полную горсть соевых бобов и попроси, чтобы она точно сказала, сколько бобов у тебя в руке. Если она не сможет ответить, то никогда больше не будет беспокоить тебя.
Вечером, когда призрак появился, человек приветливо встретил его и сказал, что призрак знает обо всём.
- Конечно, - ответил призрак. - И я знаю, что сегодня ты был у дзэнского Мастера.
- Если ты знаешь так много, - требовательно сказал человек, - то скажи мне, сколько бобов в этой руке?
Больше перед ним не появилось ни одного призрака, который бы ответил на этот вопрос.

Запишите или осознайте первые ассоциации, образы, мысли возникшие у вас в связи с этим сном. Ищите в двух направлениях: в вашей личной сфере - о каких людях и событиях из вашего личного опыта этот сон напоминает; в коллективном культурном “багаже” - среди знаний и ассоциаций, общих для всех людей и развитых цивилизаций.

Предположим, что первый элемент сновидения - лев. Какие мысли у вас возникают в связи с этим образом? Например, если слово “лев” ассоциируется с жаждой власти, то “поставьте” вместо слова “лев”, слово “власть”. Потом проделайте то же самое с другими элементами сна.

Жаргон или устойчивые выражения, используемые в языке, также могут дать подсказку о значении вашего сна. Снам безразлична мораль, и поэтому во сне хрен - это не обязательно растение. А сон о медведе – возможно, говорит о мёде (слово медведь возникло от “ведает мёд”).

На основе анализа снов, оценив свое отношение, чувства, переживания к увиденному во сне, с помощью своих собственных ассоциаций и обратившись к “Психологическому соннику ” (научное, наиболее достоверное толкование снов), вы можете сами правильно расшифровать сновидения. А значит понять, что они означают, о чем хотят сообщить, как вам лучше всего поступить.

5 Rating 5.00 (1 Vote)

Сновидения - это королевская дорога в бессознательное.

З. Фрейд.

Сегодня анализ сновидений является весьма популярной и противоречивой темой. Кто-то считает, что интерпретировать сновидения бессмысленно, полагая, что самый надежный способ избавится от негативных эмоций после неприятного сна – это произнести в открытое окно заветные слова: «Куда ночь туда и сон».

Кто-то, просыпаясь в плохом настроении, начинает вспоминать свой сон и искать ответы, анализируя язык своего сновидения. Как бы человек не реагировал на свои сны, он не может игнорировать эту тему. Потому что каждое утро, мы снова и снова оказываемся перед выбором, что делать с информацией, которую мы помним из своих снов.

Для того, чтобы ответить на вопрос, как поступать со своими сновидениями, давайте посмотрим как формируются сновидения.

Нашу психику можно условно разделить на три сферы: сознательную, бессознательную и сверх сознательную. Впервые о структуре психики начал говорить З. Фрейд. Позднее такие известные психологи как К. Г. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и многие другие, занимались изучением этой темы, развивали и модернизировали ее.

Сознательная сфера – отвечает за наше восприятие мира, окружающих людей и событий, которые с нами происходят.

Бессознательная сфера – отвечает за наши желания и инстинкты, которые движут нами, но которые мы не всегда осознаем.

Сверхсознательная сфера – отвечает за моральные установки, которыми мы живем, за правила и принципы, которым следуем.

Наиболее сильное влияние на формирование сновидения оказывают наши желания.

В реальной жизни мы часто подавляем свои желания, потому что наши моральные принципы не позволяют нам поступать так как хочется. Желания, от которых мы отказались под влиянием запрета, не исчезают бесследно, они вытесняются в бессознательную сферу и начинают беспокоить нас в сновидениях.

Итак, сновидения формируются на уровне бессознательной сферы, в них содержатся эмоции и инстинкты, которые еще не прошли цензуру наших правил и запретов. Поэтому иногда информация, которую мы поняли из сна, может удивлять и шокировать. Случается, что после анализа сновидения возникает мысль: «Какой ужас, не может быть, чтобы я такого хотел».

Помимо вытесненных желаний на формирование сновидений оказывают влияние эмоционально значимые события, которые произошли с нами на кануне.

Например, клиентке приснилось что она пришла на шикарную светскую вечеринку. Все женщины были одеты в длинные коктейльные платья, а мужчины - в смокинги. На этом мероприятии у нее было важное задание - завербовать мужчину.

Данный сон был сформирован под влиянием сильных эмоций, которые клиентка получила предыдущим вечером. Она была на дне рождения своего родственника. Праздник ей очень понравился. Антураж этой вечеринки был взят за основу при формировании ее сновидения. Так, иногда, в сновидении можно увидеть внешнюю обстановку, в которой мы находились на кануне.

Часто на формирование сновидения оказывают влияние наши реальные проблемы и ситуации, которые мы не смогли решить гармонично. В таких сновидениях содержится также и информация, которая дает подсказки к решению проблемы.


В качестве примера приведу сон клиента: он бежал со своим коллегой на перегонки, перед финишной прямой он споткнулся и упал, а его сослуживец пересек черту и победил в соревновании. Это сновидение говорит нам о том, что в реальной жизни у клиента была конкурентная ситуация в которой он проиграл.

А теперь, анализируя сон, мы можем найти причины и пути решения этой ситуации. В ходе обсуждения выяснилось, что клиент претендовал на повышение в должности, но в итоге повысили его коллегу. У него остались негативные эмоции к коллеге, в которых он себе не признался.

Однако, он заметил, что их отношения начали давать трещину. Подсознательно клиент обвинял в своей неудаче коллегу, а следовательно не анализировал, какие ошибки он допустил и каких навыков ему не хватило для получения желаемой должности.

Итак, ключевые факторы, которые оказывают влияние на формирование сновидения это наши чувства и желания, эмоционально насыщенные события прошедшего дня и проблемные ситуации, которые мы не смогли гармонично разрешить.

Символы сновидений

А теперь давайте рассмотрим не менее важную составляющую наших снов – символы. Сновидение человека состоит из символов, которые эмоционально значимы именно для него.

Вот пример клиентки, которая много лет назад испытала сильные эмоции в лифте, после чего лифт стал для нее мощным символом в сновидениях. Когда в ее жизни случались сложные ситуации ей снились разные лифты, надписи в лифтах, взаимодействия с людьми в лифтах, спуски, подъемы и другие события связанные с лифтами. Таким образом ее бессознательная сфера пыталась донести информацию через значимый для нее символ.

Интерпретация символов носит сугубо индивидуальный характер. Например, для одного человека змея символизирует сексуальное желание, а для другого – коварных конкурентов.

Также, зачастую, в наших сновидениях присутствуют символы из детства. Мы можем не осознавать и не помнить какое эмоциональное значение они имели для нас тогда.

Например, женщине периодически снились искусственные красные цветы, анализируя ее сновидения в течении трех месяцев мы увидели закономерность, в том что этот символ появляется в ее снах, после ссор и конфликтов. В ходе терапии она вспомнила, что в детстве часто присутствовала, когда ее родители скандалили. Обычно ссоры происходили в гостиной. На столе в гостиной стояли красные искусственные розы, она смотрела на них, пытаясь отвлечься от криков родителей.

Проанализировав эту информацию она пришла к выводу, что красные искусственные цветы символизируют для нее скандалы и насилие.

Осознавая как формируются наши сны, становится понятно какую информацию о себе мы можем получить в ходе анализа.

Наши эмоции и желания гротескно проявлены в сновидениях, даже если мы игнорируем и вытесняем их в реальной жизни.

Также при интерпретации заметны негативные эмоции, которые сопровождают вытесненные желания. Это эмоции раздражения и агрессии, человек может пребывать в них практически постоянно, на протяжении долгого периода жизни, и, со временем, такое эмоциональное состояние становится для него привычным.

Иногда, при анализе повторяющихся сновидений, мы осознаем свои давние желания, после чего наше эмоциональное состояние существенно меняется в лучшую сторону.

Психологические травмы из детства, которые продолжают оказывать влияние на нашу жизнь мы можем проанализировать по символам и сюжетным линиям сновидения.

Например, в сновидениях кошмарах отражены страхи человека, которые чаще всего формируются в детском возрасте. Иногда, во сне, мы видим себя в обстановке, которая окружала нас в детстве, во дворе, или в доме в котором жили, такие сюжеты часто отражают неприятные эмоционально-значимые ситуации, которые мы не смогли разрешить, а возможно и осознать тогда.

Исследуя свои сны у нас есть возможность глубже познать себя, найти ответы на волнующие вопросы, понять причины проблем, которые тревожат нас в реальной жизни. Также сновидения являются отличным помощником в работе с депрессивными состояниями.

Страх, не способность переживать радость, агрессия, апатия, причины этих и многих других состояний мы можем понять, анализируя свои сны. Познавая язык своего бессознательного мы улучшаем эмоциональное и психическое самочувствие в реальной жизни.
_____________________________________________
З. Фрейд “Я и Оно”

  • Уровень образования:

    повышение квалификации

  • Форма обучения:

    с использованием дистанционных образовательных технологий

  • Начало занятий: в любое время

Стоимость

Учебный план курса

Тема 1. Сновидение как инструмент консультирования

  • 1.1. Эволюция взглядов на сновидение и терапевтическую работу с ним
  • 1.1.1. Сонники Древнего мира
  • 1.1.2. Традиционные подходы к сновидениям в некоторых племенах
  • 1.1.3. Научный подход к сновидению в конце XIX века
  • 1.1.4. Психоанализ о сновидении
  • 1.1.5. Индивидуальная психология Адлера о сновидении
  • 1.1.6. Подход к сновидению в юнгианской аналитической психологии
  • 1.1.7. Трансперсональная психология о сновидении
  • 1.1.8. Сновидение в онтопсихологии
  • 1.1.9. Современные психологи-практики о работе со сновидением
  • 1.2. Понимание языка сновидения: механизмы и архетипы
  • 1.2.1. Определение понятия «сновидение»
  • 1.2.2. Механизмы сновидения
  • 1.2.3. Личное бессознательное
  • 1.2.4. Коллективное бессознательное

Тема 2. Методы работы со сновидениями

  • 2.1. Толкование сновидений философами древнего мира
  • 2.2. Психоанализ Зигмунда Фрейда в работе со сновидением
  • 2.3. Юнгианский подход при толковании сновидений
  • 2.4. Концепция работы со сновидениями Альфреда Адлера (индивидуальная психология)
  • 2.5. Метод гештальт-терапии в работе со сновидениями
  • 2.6. Толкование сновидений с использованием онтопсихологии
  • 2.7. Метод мандалы сновидений
  • 2.8. Психодраматический подход в работе со сновидениями
  • 2.9. Архетипическое исследование сновидений
  • 2.10. Метод работы со сновидениями Вильяма Стюарта

Тема 3. Техники работы со сновидениями

  • 3.1. Техники, направленные на развитие образной сферы
  • 3.1.1. Техника-визуализация «Сад чувств»
  • 3.1.2. Техника-визуализация «Радуга»
  • 3.2. Техники, подготавливающие к работе с образной сферой
  • 3.2.1. Техника «Виртуальный предмет»
  • 3.2.2. Техника «Я - чайник»
  • 3.3. Техники, направленные на развитие умения запоминать сновидения
  • 3.3.1. Техника «Рассказ задом наперед»
  • 3.3.2. Техника «Запоминание сна»
  • 3.3.3. Техника работы с полузабытым или искаженным сновидением
  • 3.3.4. Техника «Дневник сновидений»
  • 3.4. Анализ образов сновидений
  • 3.4.1. Техника «Свободные ассоциации»
  • 3.4.2. Техника «Развитие навыков молчаливого невмешательства»
  • 3.4.3. Техника «Амплификация»
  • 3.4.4. Техника « Челнок»
  • 3.4.5. Техника «Диалог снов»
  • 3.4.6. Техника «Портрет персонажа сновидения»
  • 3.5. Работа с архетипическими образами
  • 3.5.1. Техника работы с архетипом «Персона»
  • 3.5.2. Техника работы с архетипом «Тень»
  • 3.6. Задание для самостоятельной работы
  • 3.7. Задание для работы с клиентами
  • 3.8. Общие рекомендации для всех техник при работе с клиентами

Тема 4. Методики работы с архетипическими образами сновидений

  • 4.1. Методика «Архетипическое исследование сновидения»
  • 4.1.1. Техника самоназывания
  • 4.1.2. Техника разговора с образами на двух стульях
  • 4.1.3. Техника разговора с образами с вживанием в образ
  • 4.1.4. Техника разговора с образами с активным воображением
  • 4.1.5. Техника перепроживания сновидения
  • 4.1.6. Техника работы со сном, как с цельным образом
  • 4.2. Методика «Шесть ведущих принципов работы с устрашающими образами»
  • 4.3. Задание для работы с клиентами

Итого: 72 ак/часа

Отзывы

г. Архангельск, психолог-консультант

Обучение в Вашем институте превзошло мои ожидания. Много интересной информации, ничего лишнего, и много представленных примеров. Очень понравились видео материалы и литература по теме, которую можно скачать себе.

г. Севастополь, психолог-консультант

Программа мне понравилась, дала необходимые знания, очень сжато, но все очень конкретно. Интересно и полезно было все, расширила свой кругозор в этой области, узнала методики работы со сновидениями. Я получила базовые знания, теперь буду практиковаться, овладевать методикой, расширять свои знания по этой теме из разных источников. Ожидания от обучения оправдались, именно так я себе и представляла учебу дистанционно.

г. Екатеринбург, психолог

Программа курса охватывает большое количество техник работы со сновидениями. Есть возможность выбрать то, что больше всего подходит консультанту и/или клиенту. Плюсом можно назвать освещение взгляда на сновидения с точки зрения разных подходов - большое количество техник, собранных в одном месте.

Описание курса

Сны снятся абсолютно всем, а люди, утверждающие, что не видят их, просто не запоминают сновидения. Мы спим примерно треть суток, что в глобальном масштабе - треть нашей жизни. Мы видим сновидения лишь в определенной фазе сна (фазе быстрого сна), которая составляет примерно пятую часть всего времени сна. Если человек прожил 75 лет, то примерно 25 лет он спал, и 5 лет из этих 25 он видел сны. Пять лет сновидений! Имеют ли они какое-то значение? Безусловно, да!

Сны и сновидения всегда вызывали у людей живой интерес, а нередко и самый настоящий священный трепет. В древние времена сновидения считались посланием богов, подсказкой со стороны высших сил о том, как следует поступить или же предупреждением об опасности или несчастье. Толкователи снов высоко ценились и почитались. За время существования интереса к значениям сновидений было создано огромное количество примет на эту тему и сонников - сборников значений тех или иных символов в сновидении. Но далеко не всегда это совпадает с тем, что на самом деле означают сны в психологии человека.

Одной из первых, а также наиболее известных и популярных по сей день научных работ в области психологии сна по праву считается «Толкование сновидений» З. Фрейда. Основатель психоанализа выявил, что во снах находят свое отражение глубинные процессы, происходящие в психике. Все то, что человек старательно вытесняет и подавляет, либо то, на что он упорно не обращает внимания, находит свой выход, в том числе и в сновидениях.

Психология сна - это область научных психологических исследований, объектом которых являются сны и сновидения, их значение и роль в психике человека. Психология сны и сновидения считает неотъемлемой частью психической жизни человека, выражением его бессознательных желаний, влечений, страхов, агрессивных побуждений. Работа со сновидениями в рамках консультативного или психотерапевтического процесса может значительно облегчить поиск причин проблемной ситуации клиента, а также нахождение путей выхода из нее. Сны в психологии - это отличный материал для психологической диагностики и коррекции.

Научиться профессионально работать со снами возможно! Курс в нашем Институте «Психологические приемы в консультационной работе со снами» даст Вам базовые знания в области психологии сна, современного научного подхода к толкованию сновидений. Вы освоите техники и приемы практической работы со сновидениями клиентов и удивитесь, насколько интересным и захватывающим станет для Вас и Ваших клиентов процесс психологического консультирования! Знания и навыки, полученные на данном курсе повышения квалификации, помогут Вам в работе с Вашими собственными снами, позволят Вам лучше себя узнать и понять. Откройте по-настоящему для себя мир сновидений и получите еще один важный ресурс для счастливой жизни!

Государственная лицензия

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Проверить в Рособрнадзоре

Лицензия № 039454 от 26.06.2018 (БЕССРОЧНАЯ), выдана Департаментом образования г. Москвы. Проверить лицензию можно на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзоре).

Срок: бессрочный
ОГРН: 1197700009804
Серия, номер бланка: 77Л01 0010327
ИНН: 7724442824

Заявка на обучение

Человеческое сознание устроено так, что между «ночным» и «дневным» существованием воздвигнут плотный, почти неодолимый барьер, непроходимая граница, за которой простирается запретная зона…

Но автору этой книги в роли сталкера удалось не только преодолеть этот барьер, не только заглянуть в запретную зону, но и подробно рассмотреть и описать те тайны, которые там скрываются. Эта область познания хранит о тебе, читатель, нечто сокровенное, важное, значительное, нередко даже самое главное!

ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ СНОВИДЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

«Сознание», «психика», «бессознательное» — продолжают оставаться главенствующими, всеобщими и до сих пор загадочными категориями в научном изучении человеческой личности.

Сновидения в психологии, как психический феномен, кажутся ещё более таинственными свойствами человеческой психики. Это происходит отчасти вследствие малодоступности и трудности изучения этого явления (сложность наблюдения, постановки и проведения лабораторных экспериментов, проблема доказательности теории). И частично в связи с тем, что учёные, исследователи сна подходят к этой теме с различными, зачастую, изначально противоречивыми критериями, установками, философскими, научными концепциями и мировоззрениями. Это всё более запутывает вопрос.

Сновидения имеют много общего с такими психическими явлениями, как галлюцинации, иллюзии, видения, воображение, фантазии, гипнотические, онейроидные и другие изменённые состояния сознания. А это позволяет предположить существование некого единого механизма возникновения подобных феноменов. Очевидно то, что сновидения связаны с работой и проявлением и сознания, и психики человека в целом. А, следовательно, более глубокое, обстоятельное, а главное — правильное изучение снов поможет исследователю обнаружить суть и основополагающие принципы функционирования сознания — по существу подойти к открытию важнейшей тайны и загадки человеческой экзистенции в мире.

К обстоятельному изучению сновидений обращались многие великие учёные с мировым именем. Среди них, в первую очередь, конечно, следует упомянуть З. Фрейда и К. Юнга. Что же касается непосредственно этих имён, то есть все основания утверждать обратное: эти исследователи стали крупными великими учёными как раз вследствие того, что одними из первых проявили серьёзный научный интерес к данной теме.

Таким образом, изучение и исследование ночной психической стороны жизни человека остаётся актуальным и по настоящее время.

Уже накоплено достаточно много идей и предположений относительно причин возникновения и самой психической организации сновидений. Но большинство из них по-прежнему является малодоказательным и неубедительным, а чаще — не ясным, туманным и противоречивым по сути. Современные научные теории совсем не проливают дополнительный свет на проблематику природы сновидений. Единой, всеобщей, стройной, общепризнанной концепции снов до сих пор не существует (как не существует, впрочем, и единой психологической теории личности и сознания)! И поэтому проблема научных подходов к изучению сновидений, а равно создание соответствующей модели сознания остаётся открытой.


ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА К СНОВИДЕНИЯМ (КРАТКИЙ ОБЗОР)

Донаучный период интереса человека к сновидениям имеет длительную историю. Собственно, сколько пребывает наша цивилизация на земле, столько и существует этот интерес. Однако сновидная тематика этого долгого исторического этапа окутана пеленой тайны и мистики. Она в большей степени связана с суевериями, приметами, языческими и религиозными культами, верой в духов, божественные откровения и сообщения умерших предков с «того света».

Как показывают современные исследования, у так называемых примитивных, первобытных народов и сообществ содержание сновидений имело и имеет первостепенную важность и служит основополагающим ориентиром в поведении, отношении с природой и между людьми, в повседневной трудовой деятельности (охота, рыбалка, выбор места жилья и т. д.). Исследования древних египетских, тибетских, индийских, китайских культов, мифов, а также современных бытовых условий жизни индейских племён, таких, например, как Агваруна (сев. Перу), Ашанти (центр, обл. Ганы), Берти (Судан), Вуду (Карибы), Зулу (юг Африки), сенои (Малайзия), индейцев навахо, юма, ирокезы (Америка), коренных шаманских поселений Азии, Сибири и Дальнего Востока — позволяют обобщить столь разнообразный коллективный опыт всего лишь в одну формулировку:

В сновидениях душа человека покидает тело и путешествует в неком нематериальном пространстве. Она может встречаться с душами других людей, а также получать информацию и принимать опыт от умерших предков, героев и духов… Для некоторых племён сны представляют собой такую же реальность, как и дневная явь. Не стоит относиться к такой «теории» скептически. Она заслуживает внимания и углубленного рассмотрения. При всей разности культур, представлений о мире, условий жизни и быта и уровня развития цивилизаций — и самые древние, и прошлые, и современные народности стремятся выразить некую единую, коллективную, всеобщую истину о мире и человеке. Сновидения несут собой гораздо более глубокую жизненную мудрость и философию, чем это принято считать в современной науке. Да и само прилагательное «отсталые» или «примитивные» народы применительно, конечно, не к внешним достижениям научно-технического прогресса, а к внутреннему духовному миру человека, — не соответствует своему названию.

Психология, как наука, зарождалась в рамках философии. Первые древнегреческие философы, конечно, не могли обойти вниманием такой психический феномен, как сновидения. Аристотель наделял их функцией воображения и считал побочным продуктом предыдущих ощущений. Демокрит полагал, что сновидения — это особые излучения, исходящие ото всех людей и вещей. Эти излучения способны проникать в тело и сознание спящего. Согласно Платону, биологическим очагом сновидений является печень. А древнегреческий философ Артемидор из Далдиса написал основной труд своей жизни, своеобразный словарь снов, в котором отразилась первая попытка обобщения и интерпретации ночных образов и ситуаций.

В эпоху становления и развития основных мировых религий (буддизм, христианство, ислам) сновидения толковались и объяснялись в рамках соответствующего, конкретного, религиозного описания мира. Но по своей сути и принципам такие объяснения не сильно отличались от более древних (примитивных) толкований. Сменились лишь формы и названия: во сне душа по-прежнему путешествует, но пришедшие в сновидение духи именуются бесами (в христианстве) или асурами (в буддизме). Значительный акцент делается на откровения Бога (или соблазнение демонами). Согласно религиозному описанию, во сне возможно и явление умершего святого, который передаст некую тайную информацию, откроет спящему будущее, окажет помощь, сообщит о нахождении некого старинного культового предмета (иконы) и пр.

В рамках растущего научного материалистического мировоззрения различные учёные, философы пытались давать сновидениям свои объяснения. Т. Гоббс видел во снах фантомы прошлых ощущений, обратную сторону человеческого воображения. Р. Декарт считал, что это результат деятельности органов чувств спящего, отвечающие его желаниям. Впрочем, серия вещих снов подвела его к мысли, что в них спрятана более сокровенная тайна. И. Кант, как и Вольтер, был сторонником того, что сновидения — это бессмысленный предрассудок и следствие расстроенного пищеварения. Никто так хорошо и точно не изображал и не описывал впечатляющие ночные видения (имеющие определённый смысл), как люди искусства: писатели, художники. В это число просятся классики русской литературы: Лесков, Толстой, Достоевский, Чехов, а также испанский художник Сальвадор Дали….

К началу двадцатого века наряду с открытиями в области электричества, с развитием естествознания, биологии, физиологии формировались физиологические модели сновидений. Величайшие открытия И. М. Сеченова и И. П. Павлова в России поставили понимание сновидений на стойкий материалистический фундамент. И хотя такая научная деятельность активизировала множество исследований в области психологии и послужила созданию целых научных направлений, возникла и реализовалась опасность редукционизма — сведения сложной проблемы сознания и психического только к физиологии.

Согласно Павлову, сновидения — это результат возбуждённых очагов нервных клеток головного мозга в процессе торможения. «Сновидение есть следовое и притом большей частью давнее раздражение нервных следов». Такая теория хоть и дала понимание о связи психического и соматического, но явилась достаточно ограниченной и ущербной, как и любая другая физиологическая модель, объясняющая психику и сознание человека исключительно с материалистической позиции.

Поэтому подлинной революцией в изучении и осознании психического (как многоуровневого конструкта) стало параллельное исследование известного в мире основоположника психоанализа — 3игмунда Фрейда. Он писал:

«Я считаю своим долгом заявить, что сновидения действительно имеют значение, и действительно возможен научный метод их толкования» (1900 г.)

Первая серьёзная научная попытка психологического, а не физиологического объяснения феномена сновидений дала мощный толчок к поиску новых путей и возможностей в исследовании снов разными учёными. В ходе становления и развития мирового психоаналитического движения отдельные положения теории 3. Фрейда пересматривались, изменялись, дополнялись. Смещались точки зрения и акценты на соотношения уровней психического в личности и на понимание самих сновидений. И с некоторых пор (с середины двадцатого века) сны, наконец, заняли своё достойное и видное место в общей психологической структуре других множественных психических проявлений. Ни один психоаналитик (психолог, психотерапевт) теперь не мог обойти вниманием ни одно из ночных грёз, поведанных пациентом.

Великие психоаналитики и неофрейдисты Адлер, Фромм, Берн, Роджерс, Маслоу, Перлз, Ассоджолио вслед за Фрейдом стремились более основательно рассмотреть территорию сновидений — чужую психическую реальность. Неоценимый вклад в понимание сновидений внёс Карл Юнг, значительно расширив и дополнив их архетипическим, мифологическим и духовным содержанием. Размежевавшись с классическим психоанализом, аналитическая психология Юнга пролила новый, дополнительный свет на сущность сновидений, даже в чём-то превзойдя в этом самого Фрейда.

Тем не менее, теоретические концепции и психологические модели и Фрейда, и Юнга, и всех последующих современных психоаналитиков сами остались своеобразными мифами, плохо (в строго научном смысле) поддающимися эмпирическому подтверждению и доказательности. Они далеко не в полной мере объяснили и объясняют всеобщие принципы работы психики и сознания. Однако подобные мифы-теории, надо признать, в определённых плоскостях человеческого бытия всё же функционируют. Давно раскрыта и показана ущербность теории классического психоанализа с его акцентом на всесильность и вседейственность либидо (сексуальной энергии человека), а также на конфликтность и беспомощность человеческого «Я», потонувшего в океане низших инстинктов и страстей. Но величайшая заслуга в приоритете изучения снов в психологии и психотерапии навсегда останется за отцами психоанализа.

Важным событием в 1927 г. явилось научное открытие Ганса Бергера, который показал, что разность электрических потенциалов мозга может быть измерена и записана в виде графика — энцефалограммы. А в 1937 г. А. Лумис, Э. Харвей и Дж. Хобарт впервые осуществили электроэнцефалографическое описание сна. Теперь сон и сновидения можно было изучать лабораторно. Было выявлено пять фаз сна: 0 — дремота, 1 — лёгкий сон, 2 — полуглубокий сон, 3 и 4 — глубокий сон.

И только в 1953 г. Э. Азеринский и Н. Клейтман (учёные чикагского университета) открыли глазную активность во время сна, которая конкретно соответствует фазе ночных видений. Таким образом, появилась возможность более детального и научного изучения сновидений. Обнаружилась возможность записи следующих биологических параметров во время сна в лаборатории:

— деятельности головного мозга (электроэнцефалография).

— глазной подвижности (электроокулография).

— мускульной деятельности (электромиография).

— сердечной деятельности (электрокардиография).

— дыхательного ритма (пневмография).

— психогальванического рефлекса.

Изучив и сопоставив эти полиграфические ряды, учёные У. Демент и Н.Клейтман в 1957 г. создают классическую схему циклов сна.

Глядя на записанные ЭЭГ нервные импульсы головного мозга, мы можем отчётливо увидеть две различные фазы мозговой деятельности, происходящей во время сна:

Период ББДГ — сон без быстрых движений глаз, или ортодоксальный, глубокий, пассивный.

И период БДГ — сон с быстрым движением глаз, или парадоксальный, неглубокий, активный.

Во время сна ББДГ дыхание становится замедленным, кровяное давление снижается, происходит расслабление мускулатуры и почти отсутствуют движения тела. В глубоких фазах сна ББДГ (3 и 4), известных как «фазы дельта-сна», мозговая активность регистрируется большими, плавными, медленными колебаниями.

Быстрый (парадоксальный, БДГ — быстро двигающих глаз) сон длится от 5 до 45 мин. и составляет 20-25 % общей продолжительности сна. Эта фаза характеризуется появлением на ЭЭГ быстрых низкоамплитудных ритмов и по этим проявлениям сходна с первой стадией медленного сна и даже с активным бодрствованием! Быстрые ритмы могут чередоваться с низкоамплитудными медленными и короткими вспышками альфа-ритма.

Во время быстрого сна наблюдается следующая картина: наши глаза словно следят за быстро двигающимся предметом или окидывают взглядом толпу, выискивая нужного человека. Происходит практически полное угнетение тонуса мышц диафрагмы рта и резкое угнетение спинномозговых рефлексов. В то же время мозговой кровоток усиливается, происходят мышечные подёргивания, изменение частоты сердечного ритма и дыхания с тенденцией к увеличению, эпизодические подъёмы артериального давления, эрекция полового члена у мужчин и клитора у женщин. Разбуженные во время парадоксального сна люди рассказывают свои сновидения в более чем 70 случаев из 100.

Периоды сна ББДГ и БДГ следуют один за другим, составляя циклы сна. Каждый цикл состоит из периода продолжительностью от 60 до 90 минут сна ББДГ, проходящего через четыре фазы, и более короткого периода сна БДГ. В конце периода сна БДГ цикл сна завершается; наступает короткий промежуток «пробуждения», во время которого спящий человек может изменить положение тела, приоткрыв глаза (этот фрагмент, чаще всего, не помнится совсем). Затем начинается новый период цикла сна. Обычно за ночь сновидец проходит от четырёх до шести циклов, причём сон ББДГ занимает примерно 80 % общей продолжительности сна.

В каждом цикле, однако, продолжительность времени периодов сна ББДГ и сна БДГ меняется. На схеме показано, как последующие циклы включают менее продолжительные периоды сна ББДГ и более продолжительные периоды сна БДГ.

Таким образом, хотя наш первый период сна с быстрым движением глаз составляет примерно 5 мин., следующий длится уже 10, а за ним последует период в 15 минут. Последний период сна БДГ может длиться от 30 до 60 минут.

Схема последовательности прохождения через цикл сна четырёх фаз сна ББДГ и периода сна БДГ представляет собой такой алгоритм:

период сна ББДГ 0-1 — 2-3 — 4-3 — 2 — сон БДГ — 2-3 — 4…

Причём каждая фаза сна нуждается в своей реализации при полноценном сне средней продолжительностью восемь часов. В случае недобора или сокращения любой из фаз (под воздействием снотворных, наркотиков, алкоголя, или в результате преждевременных пробуждений и общего недосыпания) нереализованный период стремится к своему восстановлению во времени в последующую и ближайшую ночь.

Было проведено большое количество лабораторных исследований сна. Но в связи с общим замыслом и направленностью книги сразу отметим, что с духовной точки зрения такой научный подход не представляет собой ни какой познавательной ценности.

И хотя такие исследования значительно продвинули науку в понимании возникновения и прохождения сновидений, по-настоящему они не привели к серьёзному открытию их природы и роли в жизни человека и не дали исчерпывающих объяснений.

Подобная ситуация сохраняется и на современном этапе. Все новые созданные теории сновидений являются производными всего лишь от двух фундаментальных научно-познавательных подходов — психоаналитического и физиологического. Все современные теории сна принципиально не превосходят гения Павлова и Фрейда-Юнга.

Приведём итоговые очевидные высказывания различных специалистов-исследователей в области сна, которые актуальны и по сей день:

«Сон и его помощник сновидение так и не открыли нам своих тайн. Нам потребуется наверняка годы и годы исследований для того, чтобы понять их точное значение и узнать каковы отношения между ними»

(Хоффман ля Рош)

«За исключением гипотез не существует никаких доказательств, никаких экспериментальных данных, никаких точных знаний в конечной инстанции, доказывающих, почему мы спим и почему мы видим сны»

(Бертини)

«До сих пор нам ещё трудно ответить на вопрос: почему мы спим? Почему мы видим сны?»

(П. Пассуан)

«До сегодняшнего дня у нас нет ясных мыслей относительно той реальной функции, которую выполняет сон в нашем организме, и мы в равной мере не знаем ничего, что касается функций сновидений»

(Х. Шульц)

«В своих экспериментах мы были несколько слишком приблизительны… Таким образом, сон так и не открыл нам тайны своих функций и, вероятно, не откроет их ещё долго»

(М. Жувэ)

И всё же, авторская позиция утверждается в том, что в настоящее время уже наметился коренной перелом в научном понимании сновидений. Он связан в начале 80-х годов с подлинно научным (обоснованным) открытием, обнаружением особого типа сновидений — осознанных сновидений. По-другому, они именуются — люцидными, прозрачными, ясными, управляемыми или даже «сновидениями в квадрате»! Более десяти лет потребовалось их официальным первооткрывателям — Лабержу С. (стэндфордский университет) и параллельно Хирну К. (Англия) — доказывать научному миру только подлинность существования этого типа сновидений!

Этот вид ночных сновидений отличается качественно от всех остальных тем, что в них присутствует, функционирует наше полное, дневное, бодрствующее сознание. Во сне мы можем сохранять дневное сознание и понимать, что видим сон, а значит сознательно мыслить, намеренно действовать, осмысленно влиять на события (сна) и целенаправленно перемещаться! Этот научный факт закономерно можно рассматривать, как глубокий прорыв в понимании изучении сна, обещающий принципиально новые исследовательские перспективы.

Изучение осознанных сновидений таит в себе неограниченные потенциальные возможности в понимании природы и психического, и сознательного в человеческой личности, а также их структуры и соотношения. Осознанные сны — нечто исключительное и ещё незнакомое науке. Они связаны и с паранормальными явлениями, и со сверхпсихическими способностями личности, и с философскими прозрениями, и с принципиально новым взглядом на мир и сознание человека, и с возможными глобальными открытиями в целом в науке будущего, а также с применением их в разных областях человеческой деятельности (медицине, образовании, криминалистике, истории, государственной безопасности). Именно поэтому в развитых странах и там, где любая подобная информация всегда в цене, на такие исследования немедленно выделяются деньги. Есть все основания предполагать, что результаты многих дальнейших углубленных разработок в области сновидений становятся делом государственной важности и, естественно, засекречиваются.

В нашей стране длительный период, когда во всех областях науки и культуры довлел «махровый», непримиримый и воинственный материализм, конечно, не могло быть и речи ни о каком психоанализе и, тем более, о сознании во сне. Хотя на психологическую важность и значение сновидений уже указывали такие советские учёные, как Касаткин В. Н. и Вольперт И. Е. Однако они были вынуждены подстраивать и соотносить свои исследования с физиологической теорией Павлова.

Последние 10-15 лет в связи с запоздалым потоком различной психоаналитической и духовной литературы на территориях бывшего СССР наметился устойчивый подъём интереса к сновидениям, как со стороны рядовых читателей, так и со стороны профессионалов-психологов. Активно пропагандируют знания об осознанных сновидениях и духовных возможностях человека многие эзотерические центры. А та сфера психологических исследований, которая относится к глубокому изучению магических и религиозных учений и в их практическом, прикладном к человеку смысле, — представляется наиболее перспективной. Весьма оригинально такое нетрадиционное направление познания, как трансперсональная психология. Основатель этого направления в психологии доктор медицины — С. Гроф (США). Трансперсональная психология, отражая картографию изменённых состояний сознания в её широчайшем диапазоне, и, научно переоткрывая религиозную мудрость и опыт различных мистиков, заставляет по-другому взглянуть на природу и функцию сознания. Однако трансперсональная психология несёт в себе целый ряд серьёзных недостатков и даже опасностей (в духовном познании и в познании сновидений в том числе). В основе её — поток наркотического сознания, а подобный поток определённо связан с разрушительными воздействиями (на тех, кто с ним соприкоснулся) и всякого рода болезненными зависимостями. В нашей стране имеются неограниченные возможности изучения внутреннего мира человека и его духовных глубин на базе научно-психологического исследования христианского православия — нам нужна своя российская, славянская (а не прозападная, американская) «трансперсональная психология». Тем самым обнаружится возможность вернуть в современную психологию душу человека, обратиться к изучению его духовных потенций и возвратить в науку, по сути, самого человека. Такое изучение приоткроет многие тайны сознания и психики, что и является главной целью и задачей психологии — науке о душе! Это направление научного исследования было бы особенно актуальным у нас, когда до сих пор личность трактуется, как био-социальное существо совершенно без учёта его духовных возможностей. Классическая современная психология явно хромает и отстаёт от духовных потребностей человека. Она до сих пор не изучает и почти не рассматривает человеческую личность, как духовную составляющую. Очень важно в рамках психологии научно показать духовные перспективы, а, следовательно, дать новые духовные идеалы подрастающему поколению в стране, которая таких идеалов была лишена. В стране, в которой хаотически строится новая неопределённая прозападная модель экономики и уже устойчиво сформировались негативные ценности: престиж богатства, роскоши, денег с доминированием культа насилия, жестокости и лихой удачи.

Не менее негативна иная тенденция — речь идёт об обширном рынке всевозможной эзотерической литературы, призывающей к духовному развитию и самопознанию. На сознание рядового читателя обрушивается целый шквал разнообразных, привлекательных и весьма оригинальных духовно-эзотерических концепций и практических рекомендаций, но вот беда, — большинство из них является самыми выхолощенными, извращёнными, разрушительными и пошлыми формами познания!

Возвращаясь к главной теме книги, подведём итоги. Итак, сновидения — это:

— ложные воспоминания, остатки дневных впечатлений, «небывалые комбинации бывалых впечатлений»;

— следствие генерирования электрических сигналов частью головного мозга. Такая активность ведёт к серии случайных образов и ощущений. Это попытка мозга обработки этих электрических сигналов (активационно-синтетическая модель);

— раздражение зрительных нервов;

— необходимое условие для развития мозга (известно, что младенцы спят более 16-ти часов в сутки, половина этого времени занимают сновидения. К старости же фаза парадоксального сна значительно сокращается);

— автоматическая работа мозга при отсутствии восприятия, осознание разумом себя в отсутствии действия органов чувств;

— перекодирование мозгом сигналов, поступающих из внешней среды (холод, теснота…) и от тела (мышечный тонус, состояние биологических органов…);

— закрепление и переработка ранее полученной информации в памяти;

— разрешение проблем и реабилитация негативных состояний, возникших в дневном сознании, на психическом и психосоматическом уровнях;

— состояние частичного пробуждения ото сна;

— растормаживание нервных следов в коре головного мозга под влиянием внешних и внутренних раздражителей (рефлекторная модель снов И. М. Сеченова — И. П. Павлова);

— следствие сложных химических и биохимических процессов в организме;

— шизофреническое состояние психики, ночная галлюцинация, котёл тревог, установок и желаний, патологическое невротическое состояние возврата к прошлым травмирующим событиям (одна из психоаналитических теорий);

— исполнение желаний и реализация фантазийных потребностей (на психическом уровне), невротический симптом и у здоровых людей, не физиологическое, а психологическое явление, имеющее смысл и требующее толкования, интерпретации;

— материнская грудь, сравнимая с плоскостью белого экрана, на который проецируются первичные элементы психики младенца, выражающие отношения с этой грудью, и на которую впоследствии наслаиваются все остальные вторичные психические проявления (образы, чувства, мышление…) — пример одной из современных психоаналитических версий;

— реальность, автобиографический эпизод из жизни индивида.

Среди всего разнообразия теоретических концепций сновидений, отношений к ним, подходов в изучении и использовании, можно выделить следующие ведущие направления познания…

Строго научное (классическое, академическое). Этот подход связан с экспериментальными измерениями, строгой проверкой и доказательностью положений, с активным использованием современных приборов и возможностью точных и смежных наук (таких как: медицина, биология, химия, нейрофизиология, психофизиология, математика и т. д.).

Психоаналитическое — как в рамках психоаналитической клинической ситуации (лечебный альянс), так и применительно к повседневной жизни человека в пространстве психоанализа, как идеологии или мировоззрения. Связано с разработками и теоретическими концепциями таких ведущих психоаналитиков, как Фрейд, Юнг, Адлер, Берн и более поздних, современных: М. Масуд Кан, Ханна Сегал, Ж. Б.Понталис, Гарольд Стюард, Дж. Темайл, Дидье Анзье, Дж. Спаньярд, Р.Гринберг, Р.Столороу, Дж. Этауд…

Экзистенциальное, феноменологическое. В рамках теорий учёных с мировым именем Л. Бинсвангера, М. Босса. К. Роджерса, Ф. Перлза: «сновидение — это субъективная реальность, личностное существование, активное психическое автобиографическое переживание человека!»

Религиозное направление — в границах религиозного описания и картины мира. Это в первую очередь относится к мировым религиям — буддизму, христианству и исламу. Заслуживает самого пристального и серьёзного внимания, изучения и сравнительного контекста. Достаточно информативно вследствие возможности изучения многочисленных описательных источников, отражающих личный индивидуальный опыт адептов и подвижников на разных этапах духовного продвижения. Возможность контент-анализа и сопоставления его с современными исследованиями в области сновидений позволит выверить и обосновать эзотерическую концепцию сновидений более доказательно.

Шаманизм — представляет собой уникальную древнюю традицию, сохранившийся культ первобытных племён и народов с оригинальным взглядом на мир, природу, сознание и сновидения.

Оккультное, магическое направление познания — отражает некую попытку синтеза религиозного сознания с опытом современных духовных систем, это древние тайные знания о внутреннем мире человека, преломленные в нашей цивилизации. Сновидения в нём занимают особое место (это относится, например, к теософии, антропософии, магии Карлоса Кастанеды, агни-йоге Рерихов и т. д.);

Фольклорный (народный) подход. Он заключается в изучении исконно народных, исторических традиций — примет, сонников, поговорок, сказок, легенд, мифов, деревенского ведовства — что, несомненно, обогатит современные представления о сновидениях и сознании.

Парапсихологическое направление. Оно предполагает исследование и выявление общих механизмов и принципов феноменологии экстрасенсорики и их связи со сновидениями (эффекты телепатии, НЛО, ясновидения и т. д.).

Актуальное (синтезированное, духовное) направление — с предварительным условным названием, интегрирующее в себе знания о сновидениях, сознании и психики с учётом всех предшествующих теорий, и ставящее перед собой цель изучение духовных и творческих уровней личности и провозглашающее сновидения энергетическим и духовным явлением. Осознанные сновидения — предмет пристального научного изучения. Актуально для современного периода нашей страны.

Актуальная психология призвана стать связующим звеном между современной наукой и религией. В области познания человека она провозглашает не противопоставление друг другу материалистической и религиозной картины (мира), а примирение и синтез — изучение внутреннего, духовного опыта человека в рамках определённой картографии.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Академическая психология предлагает читателю всего лишь несколько определений сновидений, а точнее — только два их вида. Среди них одно определение принято считать классическим, а другое является психоаналитическим.

Ниже следует несколько обобщённых, распространённых в психологии определений.

«Сновидения — это неотъемлемо значимое и ритмически повторяемая во время сна психическая активность человека, проявляющаяся как результат отражения совокупности ментальных, физиологических, биохимических и психологических процессов в организме».

С того самого момента когда мы засыпаем, мы оказываемся в мире неограниченных возможностей. В наших снах мы можем быть кем угодно и делать что угодно. В мире снов нет ничего не возможного. Можно оказаться на Марсе, или в далеком прошлом, где-нибудь в первобытных пещерах, а можно в одно мгновение подняться по карьерной лестнице и заработать миллионы, или наоборот, потерять все, что было нажито непосильным трудом...
Сны зачастую неясны и их сложно интерпретировать. Но иногда наши сновидения, такие яркие и реалистичные, что нам очень сложно провести черту между реальностью и фантазией.
Так какое же значение имеют в жизни человека его сны? Было бы логично, предположить, что сон это только продукт пережитых переживаний человеком в течение дня, но так ли это на самом деле? В данной статье мы рассмотрим основные теории сна: Фрейда, и Юнга.
В предыдущем посте объяснялось Что происходит, когда мы спим? Почему люди спят?

Для начала, давайте рассмотрим некоторые известные факты о снах:
1. Все видят сны и это факт. Единственным исключением являются люди страдающие серьезными психическими расстройствами. Если вы попросите кого-то рассказать свой сон, и он ответит, что никогда не видит снов, он врет. Он просто не помнит своих сновидений. Этот факт плавно подводит нас к пункту № 2.
2. Мы забываем 90% наших снов. В течение пяти минут, после пробуждения 50% от вашей снов будут забыты. Еще через пять минут вы забудете 90% увиденного во сне. 10% это то, что останется в вашей памяти. Часто это самые яркие моменты ваших сновидений.
3. Мы часто верим в то, что видели во сне. Например: лица людей, которые в реальности ни когда не видели. Или вера в полученную информацию, о которой раньше ни чего не знали и не слышали. Если попытаться возразить, и намекнуть собеседнику, что возможно, это были образы из далекого прошлого, лица встретившихся незнакомцев, или обрывки фраз, услышанных в метро, по радио, телевизору и т. д. Вы скорей всего в ответ услышите: " У меня нет сомнений по этому поводу, во сне, я точно видел это впервые ". На самом деле, наш мозг способен вытворять невероятные трюки, он может вспомнить лица, которые мы видели всего долю секунды, но ранее, эта информация была скрыта, чтобы не перегружать память ненужным мусором.
4. Опросы показали, что 20 - 40% людей, хотя бы один раз в жизни видели вещий сон.
5. 12% людей видят исключительно черно-белые сны, а среди людей находящихся в возрасте менее 25 лет, цифры еще меньше, всего лишь 4,4%.

Теории сна. Фрейд.
Фрейд был одним из первый психологов, предложивших теорию сновидений. Отец психоанализа обнаружил, что пациенты во время сеансов часто рассказывают о своих сна. Следовательно, он решил использовать сны, в качестве научного метода.
В конце XIX века он серьезно занялся изучением сновидений и пришел к выводу, что именно они являются ключом к пониманию подсознания.
Фрейд считал, что мы спим, потому что нам нужен отдых от внешних раздражителей. Сон - это уход от реальности, а с помощью сновидений психика компенсирует то, чего вы страстно желаете, но выполнение этих желаний, невозможно, потому, что эти желания подавлены, на них наложена цензура...

Что же все это значит? Фрейд, классифицировал психику на три области:
«Сверх-Я», или Супер-Эго: Это отражение социальных норм, морали, наложение запретов, формирование идеалов. Супер - Эго стремится быть социально приемлемым. Сравним его с «Ангелом на правом плече», который держит под контролем и находится в постоянном конфликте с «Оно». По сути «Сверх-Я» Это ваша совесть.

« Я », или «Эго»: Это сознательный разум. «Эго» стремится угодить «Оно», не вызывая проблем и конфликтных ситуаций. Это баланс между «Оно» и «Супер - Эго», которые в свою очередь получают свое объективное существование через «Я ».

«Оно»: живет по принципам достижения удовольствия любой ценой и просто хочет все и сейчас. Пища, вода, секс и другие основные инстинкты контролируются «Оно». «Оно» ищет только удовольствия, это ваш «Дьявол на левом плече».

Фрейд считал, что в течение дня, ваше «Сверх-Я» контролирует « Я » и вы действуете, социально надлежащим образом, как этого требует ваша совесть. Это значит, «Сверх-Я» удается подавить «Оно». Поэтому когда вы спите, ваше «Оно» освобождает все подавленные, социально неприемлемым желания. Наш мозг воспроизводит вытесненные желания в символических образах, которые более приемлемы для цензуры. Вот почему сны так сложно понять и истолковать.

Вы уже наверное знаете, что Фрейд был немного... Ладно, слишком одержим сексом. Все его теории, основаны на сексе. И это то, что вызывает скептическое отношение к теориям Фрейда. Так, например не сложно догадаться, что по Фрейду символизировали; (стволы деревьев, палки, ракеты и все предметы, удлиненной формы), или (печи, вазы, горшки, кастрюли и все, содержащие внутреннее пространство). Самая обычная ходьба вверх по лестнице, имеет сексуальный подтекст, ну а если вам, ни дай бог, приснилось, что вы, ставите цветы в вазу своей тещи... То вы 100% извращенец...
Тем не менее, сексуальное помешательство Фрейда, не делает менее значимыми, его достижения в области изучения сновидений и вообще психологии. К тому же, такое видение Фрейда, объясняется пуританскими нравами тех времен и слишком подавленной сексуальностью викторианской эпохи.

Теории сна. Юнг.
Карл Густав Юнг - Один из лучших учеников Фрейда, как и Фрейд, Юнг был согласен, с теориями своего учителя, он верил в существование бессознательного, и придавал ему огромное значение для понимания психики человека. Безусловно, теории Юнга основаны на идеях его учителя, но в отличии от Фрейда, Юнг придавал меньшее значение сексуальности и отдавал первенство духовности. Фрейд упрекал Юнга в чрезмерной склонности к мистицизму, а Юнг не мог согласиться с тем, что Фрейд рассматривает бессознательное, с точки зрения низменных инстинктов, а содержание снов, как скрытое за образами, удовлетворение, социально не приемлемых норм. Эти разногласия, и стали камнем преткновения на пути Фрейда и Юнга, они стали поводом для окончательного разрыва, после которого, каждый пошел своим путем в изучении и понимании бессознательного.

Юнг предложил другую структуру личности человека:
"Эго" рассматривалось им как самосознание, восприятие личностью внешнего мира, а все отвергаемые личностью черты, (социально не приемлемые), образуют бессознательное «контр эго», которое Юнг назвал тенью. Как и "Оно" Фрейда, "Тень" - это часть вас самих, ваши примитивные инстинкты, Тень - это та сторона личности, которую вы не желаете принять.

"Анимус" у мужчин и "Анима" у женщин - архетипы представляющие черты личности, мужское и женское начало, часто вытесненные в бессознательное.

Самость - это основной архетип в структуре Эго, архетип целостности личности, качество, которое превосходит "Эго", оно охватывает и сознательную и бессознательную область человеческой психики. Самость - это весь потенциал личности, окончательная цель самоосуществления, самореализации.

Все в теориях Юнга, базируются на наличии противоположностей: черное - белое, добро - зло, мужчина - женщина, "Эго" - контр Эго, или тень.

Касательно снов, Юнг считал, что сны были не маскировкой вашего бессознательного, скорее, они были окном к нему. Сны - это своего рода рекомендации для решения проблем в реальной жизни это ваш советник, путеводитель по жизни. Сновидения рассматривались Юнгом, как процесс коммуникации между сознательным и бессознательным. Цель сновидений, направить, помочь человеку проявить свой полный потенциал...

Как видите, и теория о сновидениях Фрейда, и теория Юнга особо не отличаются, и обе имеют право на существование. Какая же из них более правдоподобна?
Придавать снам сексуальный, или более одухотворенный смысл?
И вообще, придавать ли им какой-либо смысл?...
Всё сугубо индивидуально, и выбор только за вами!

сновидения в психологии

сны и сновидения психология

психология сновидений фрейд

психология сновидений книги

психология сновидений осознанные сновидения