Княжеский дворец палаты. Палаты угличских князей (Красные палаты в Угличе). Адрес и контакты

Кремль.У княжеского дворца сотрудники и друзья музея. На столетии Угличского музея в 1992г.

Палаты в кремле.Пушки перед западным фасадом.Фото начала 20-го в.

Вид на собор с места убиения царевича Димитрия

Дворец.ф.Прокудин-Горский.

Церковь ц. Димитрия и Дворец.

Княжеские палаты.Открытка.

Княжеский дворец. архив В.Кудрявцева.

Колокол сначала был установлен в княжеских палатах.Фото нач. 20-го века.

Угличский ссыльный колокол в музее древностей - княжеском дворце.Фото начала 20-го века. Фотограф Прокудин-Горский.

Палаты. Музей древностей.ф. Прокудин-Горский

Дворец царевича Димитрия 1920-е гг. фото из архива Т.И. Потехиной

Дворец - краеведческий музей.Фото 1920-х гг из архива Т.И. Потехиной

Дворец удельных князей. Пушки.Фото 1920-х гг. Из архива Т.И. Потехиной.

Современный дворец. ф. И.Гавриловой.

Терракотовые изразцы на фасаде княжеского дворца. Фото И. Гавриловой

Княжеский дворец, княжеские палаты, дворец царевича Димитрия, палаты царевича Димитрия,

музей древностей, отдел древней истории УИХиАМ -все это названия самого древнего каменного памятника гражданской архитектуры в Угличе.

Построен он был во времена княжения Андрея Большого...

Ниже краткую историю палат угличских удельных князей, с приглашением на экскурсию в экспозицию древностей из фондов Угличского историко-художественного и архитектурного музея, представила И. Гаврилова

В 2012 году исполнилось:

120 лет со времени окончания реконструкции княжеского дворца в угличском кремле под руководством Султанова;

120 лет со времени возвращения в Углич 1 июня (20.05. 1892г.) из Тобольска ссыльного угличского колокола;

120 лет со дня открытия 15 июня (03.06.1892г.) Угличского музея древностей, ныне Угличский историко-художественный музей;

«Палаты диковин»

Дорогие мои земляки, давно ли вы бывали в нашем государственном историческом музее в кремле? Я хочу пригласить вас в музей на выставку под таинственным и интригующим названием «Палаты диковин».

Угличскому государственному историко-архитектурному художественному музею на днях исполнилось 120 лет! Он был открыт 16 июня 1892 года по инициативе купцов Николая Дмитриевича и Константина Николаевича Евреиновых, а также других граждан, неравнодушных к местной старине(купцы Н.А. Бычков, И.А. Истомин, предводитель местного дворянства Я.С.Колмогоров, губернатор А.Я.Фриде).

Первоначально музей носил название «Музей отечественных древностей» и располагался в здании Палат угличских удельных князей, на территории кремля.

Сегодня мне хочется рассказать вам про это самое древнее сооружение нашего города и одно из древнейших гражданских сооружений на территории всей России. Итак, вторая половина XV века, в Угличе княжит младший брат Великого московского князя Андрей Большой.

В те далёкие времена в семьях не редко одно и то же имя давали нескольким детям, поэтому старшего Андрея называли «Большой», а младший носил прозвище «Меньшой».

Время правления Андрея Большого является расцветом Угличского удельного княжества. Два родных брата – Великий московский князь Иван III и угличский князь Андрей Большой словно соревнуются между собой, в 80-х годах XV века начинают отстраивать кремли, один в Москве, другой в Угличе.

На территории нашего кремля ведётся интенсивное каменное строительство. Строятся княжеские палаты, не дошедший до нас старый Спасо-Преображенский собор, другие постройки, фундамент которых можно ещё разглядеть, пройдя в северную часть кремлёвского комплекса.

Конечно, по размерам угличский кремль нельзя сравнить с московским. НО! Палаты угличских удельных князей построены на 7 лет раньше Грановитой палаты московского Кремля!

О том славном времени для Угличского княжества можно больше узнать, побывав в краеведческом музее «Истории Углича», который находится на ул.Бахарева в доме №27.

Замечательные люди, патриоты своего края семья Кулагиных создала для нас с вами этот музей более 20 лет назад. В этом музее горожан и гостей города сполна «угостят Угличем». О музее и его создателях я обязательно ещё напишу.

Палаты имели два этажа и подвальные помещения. Верхнюю часть фасада с четырёх сторон украшал широкий пояс из терракотовыхизразцов, словно русский вышитый рушник опоясывал палаты по периметру. Подобные приёмы в украшении зданий применяли псковские зодчие.

ВXVI веке в этих Палатах жил последний из рода Рюриковичей царевич Димитрий, недаром их называли ещё княжеским Дворцом.

Наступил XVII век, лихое время – польско-литовская интервенция. Лжедмитрий II или Тушинский вор с особой жестокостью обошелся именно с нашим городом, ведь угличане наотрез отказались признавать в нём царевича.

В период с 1608 по 1609 г.г. наш город был стёрт с лица земли.

Когда в 1612 году ополчение Минина и Пожарского освободило русскую землю от интервентов, в Угличе жизни не было. До сих пор краеведы и историки разделяют весь период существования Углича на «до польского разорения» и «после».

Михаил Романов присылает в город людей с целью возобновления новой жизни в Угличе. Город отстраивается, жизнь возобновляется, но былого великолепия и величия он уже не приобретает.

Единственным дошедшим до нас свидетелем давних, славных лет существования Угличского княжества Андрея Большого являются Палаты удельных князей, которыми мы с вами можем любоваться по сей день, придя в кремль.

Какова же была судьба Дворца «после польского разорения»? Ответить на этот вопрос мне поможет брошюра К.Мухина «Музей древностей во Дворце Св.Царевича Димитрия в Угличе», выпущенная местной типографией М.Н.Меховой, что на ул.Спасской в 1915 году.

Привожу орфографию подлинника: «… Около двух веков Дворец оставался в запустении…. Дворец оставался раззоренным, как ненужное казенное имущество.

Однажды – это было в начале восемнадцатого века – Дворец чуть было не погиб окончательно: при перестройке близ лежащагоПреображенскаго собора допущена была местными властями разборка стен Дворца для получения из них недостававшаго строителям собора кирпича; к счастию, сведения об этом во время дошли до высшей власти и по ея распоряжению разломка Дворца была остановлена.

В другой раз, в середине восемнадцатаго века, возникло предположение обратить помещение Дворца в винный склад; осуществлению этого предположения помешала только обнаружившаяся непригодность Дворца для указанной цели….»

Неоднократно предпринимались попытки по восстановлению Дворца. Необходимы были серьёзные реставрационные работы, требующие больших материальных средств. В 1887 году Углич посетил тогдашний Ярославский Губернатор А.Я.Фриде. Он обратил внимание на печальное состояние Дворца. Обращаемся к брошюре К.Мухина:

«… При совещаниях по этому предмету, некоторыми из ревнителей местной старины была заявлена готовность материально содействовать предположенной реставрации. Такия заявления и общее сочувствие этому делу давали основание полагать, что нужныя средства могут быть собраны путём добровольной подписки среди местнаго населения. К этому источнику А.Я.Фриде и решил обратиться… Для собрания нужных денежных средств он обратился к населению губернии с воззванием о пожертвованиях. Воззвание имело успех значительный…

…В 1890 году был окончательно одобрен проект, началось выполнение реставрационных работ…» Реставрация в угличском кремле была одной из первых научных реставраций в России.

Она проводилась под руководством профессора Н.В.Султанова. Во время реставрации были проведены следующие работы: здание покрыливосьмискатной крышей, поставили флюгера, на которых по древне-славянски написан 1891 год(триста лет со дня гибели царевича Димитрия),заменили в некоторых местах наружный слой кирпича.

Для того, чтобы была возможность подниматься на верхний этаж пристроили деревянное резное крыльцо, выполненное в псевдорусском стиле. Оно очень украшает Палаты с северной стороны.

Реставрационные работы продолжались до середины 1892 года. Было затрачено 35 тысяч рублей. Уверенность губернатора А.Я.Фриде в том, что все эти работы удастся выполнить на добровольные пожертвования, оправдалась. Денежные средства поступили от купцов и промышленников (И.И.Истомина, В.Я.Кузнецова, братьевЖареновых, Н.А.Бычкова, К.А.Варгунина, М.Н.Журавлёва, И.Н.Дунаева и других).

К 3 июня (16 июня по новому стилю) 1892 года работы по реставрации Дворца были закончены, помещение освящено и именно в Палатах был открыт угличский «Музей отечественных древностей».

Специально для музея были изготовлены резные деревянные витрины, которые сейчас сами являются музейными экспонатами.

Для того, чтобы посетители могли приходить зимой, на втором этаже поставили печь. Изразцы для которой были изготовлены в г.Рыбинске на фабрике Аксёнова.

В присутствии большого количества угличан и гостей из других городов музей был торжественно открыт.

Знаменитый ссыльный колокол первоначально находился на верхнем этаже Дворца.

Экспозиция была буквально перенасыщена историческими «диковинами».

Многое из того, чем порадовал 120 лет назад первых посетителей наш музей, можно увидеть и сейчас на выставке в Богоявленском соборе кремля.

Я не буду писать о том, что ждёт вас на выставке, пусть пока это останется загадкой… Но, поверьте, там очень интересно!

Выставка продлится до середины июля.

Я приглашаю вас, дорогие угличане, посетить угличский кремль в эти тёплые летние дни. Приходите всей семьёй, полюбуйтесь дивными княжескими Палатами, получите незабываемые впечатления от новой выставки.

До встречи на выставке «Палаты диковин»!

Гаврилова И.В. член угличскогородословно-краеведческого общества

На съемках телепрограммы "Утренняя почта" 1988г.Фотоархив В. Кудрявцева

Ф. Киркоров, Е. Шифрин

В Угличском кремле на берегу Волги . От обширного деревянного дворца сохранилась только парадная престольная палата, сложенная из большемерного кирпича . Это старейшее здание Углича и один из древнейших образцов жилого (гражданского) зодчества на территории России . Ныне в здании располагается экспозиция Угличского государственного музея .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Царевич Дмитрий (рассказывает историк Дмитрий Лисейцев)

    ✪ Заозерье

    ✪ Колокольня Никольского собора

    Субтитры

История

В 1601-1605 годах палаты занимал шведский принц Густав , сведущий в фармацевтике и врачевании, из-за чего получил у невежественных горожан репутацию чернокнижника . Во время польской интервенции угличане тщетно искали защиты за кирпичными стенами собора и княжеских «сеней», где «кровь переливалась через порог, а подвалы были полны трупов» . При Петре I дворцовые постройки были разобраны ради кирпича, необходимого для строительства новой соборной церкви. Лишь престольная палата уцелела, причём угличане безуспешно хлопотали в 1709 году об её ремонте.

В 1753 году Д. В. Ухтомский докладывал Сенату, что палаты в Угличе ремонту не подлежат, и предлагал построить на их месте новое здание. К концу века деревянная кровля, которой палаты покрыли при Ухтомском, обветшала и провалилась, а в толще стен образовались трещины. В 1802 году ремонтные работы профинансировал угличский купец А. В. Кожевников: кровля была заменена на железную, к северной стороне пристроили новое крыльцо, на верх водрузили двуглавого орла , а всё здание обнесли кованой оградой на колоннах. Тогда же взамен старинной стенописи (иллюстрации Книги притчей) внутренность верхнего терема была расписана заново.

В связи с 300-летием гибели царевича Димитрия городская дума изыскала средства для реконструкции одной из главных достопримечательностей Углича и постановила разместить в ней музей. Реставрационные работы 1890-1892 годов курировал известный знаток «русского стиля » Н. В. Султанов . Он спроектировал существующее ныне пышно-громоздкое крыльцо с шатровыми навершиями в стиле XVII века, придал парадному залу крестовый свод и несколько изменил форму кровли. Древнюю тонкую штукатурку со стен аккуратно соскоблили. Музейная экспозиция в палатах открылась для посещения в 1892 году.

Описание , имитирующие белокаменный декор. Как и остальные элементы здания, эти украшения не избежали «поновления» в конце XIX века.

Ныне в здании палат экспонируются артефакты XVII-XIX веков, включая изразцы, щиты, произведения деревянной пластики и декоративно-прикладного искусства.

Палаты Андрея Горяя или царевича Дмитрия - дворец углицких удельных князей, построенный в 1480-е годы князем Андреем Васильевичем в Угличском кремле на берегу Волги. От обширного деревянного дворца сохранилась только парадная престольная палата, сложенная из большемерного кирпича. Это старейшее здание Углича и один из древнейших образцов жилого (гражданского) зодчества на территории России.

История

Получив в управление Угличское княжество, князь Андрей Большой, младший брат московского великого князя Ивана Васильевича, развернул там каменное строительство. В короткое время в кремле были построены Спасо-Преображенский собор и княжеские палаты, а за Волгой - собор Паисиева монастыря. Каменных палат в то время не было ни у кого из русских удельных князей, за исключением самого великого князя московского. Раскопки 1900 года показали, что в плане Угличский дворец мало отличался от дворца великокняжеского и состоял из анфилады помещений, вытянутых вдоль Волги параллельно северной стене кремля:

Остатки половых настилов (кирпичного и из керамиковых плиток) позволяют установить, что дворец был двухэтажным (вернее одноэтажным, на высоком каменном подклете, как во дворце Москвы). Главный вход в угличский дворец был в центре площади, где раскопками обнаружены «красные ворота» во внутренний замкнутый двор и остатки свода, поддерживавшего «красное крыльцо», позволявшее входить на верхнюю площадку дворца и в его парадные помещения прямо с площади. Тронная палата соединялась с этими помещениями переходами и имела свое красное крыльцо, по которому проходили в неё, минуя другие помещения дворца. Дворец князя был богато украшен снаружи, о чем свидетельствуют найденные в раскопках керамиковые балясины и изразцы. В окнах были слюдяные оконницы. Внутри важнейшие помещения дворца были расписаны фресками.

Е. В. Михайловский

Княжеские палаты и церковь на крови. Зарисовка краеведа В. Серебрянникова, середина XIX века

В 1492 году князь Андрей был «сведён» с престола и вскоре умер в заточении, как и его сыновья. В продолжение XVI века его палаты населяли другие угличские князья и наместники. В частности, здесь был поселён после смерти Ивана Грозного его младший сын Дмитрий Углицкий с матерью и дядьями Нагими. Рядом с палатами в мае 1591 года царевич Дмитрий был найден мёртвым (см. Угличское дело). Это привело в действие цепочку событий, включавшую пресечение династии Рюриковичей и гражданскую войну.

В 1601-1605 годах палаты занимал шведский принц Густав, сведущий в фармацевтике и врачевании, из-за чего получил у невежественных горожан репутацию чернокнижника. Во время польской интервенции угличане тщетно искали защиты за кирпичными стенами собора и княжеских «сеней», где «кровь переливалась через порог, а подвалы были полны трупов». При Петре I дворцовые постройки были разобраны ради кирпича, необходимого для строительства новой соборной церкви. Лишь престольная палата уцелела, причём угличане безуспешно хлопотали в 1709 году об её ремонте.

В 1753 году Д. В. Ухтомский докладывал Сенату, что палаты в Угличе ремонту не подлежат, и предлагал построить на их месте новое здание. К концу века деревянная кровля, которой палаты покрыли при Ухтомском, обветшала и провалилась, а в толще стен образовались трещины. В 1802 году ремонтные работы профинансировал угличский купец А. В. Кожевников: кровля была заменена на железную, к северной стороне пристроили новое крыльцо, на верх водрузили двуглавого орла, а всё здание обнесли кованой оградой на колоннах. Тогда же взамен старинной стенописи (иллюстрации Книги притчей) внутренность верхнего терема была расписана заново.

В связи с 300-летием гибели царевича Димитрия городская дума изыскала средства для реконструкции одной из главных достопримечательностей Углича и постановила разместить в ней музей. Реставрационные работы 1890-1892 годов курировал известный знаток «русского стиля» Н. В. Султанов. Он спроектировал существующее ныне пышно-громоздкое крыльцо с шатровыми навершиями в стиле XVII века, придал парадному залу крестовый свод и несколько изменил форму кровли. Древнюю тонкую штукатурку со стен аккуратно соскоблили. Музейная экспозиция в палатах открылась для посещения в 1892 году.

Описание

Кирпичный декор щипца

Башнеобразное здание палаты, почти квадратное в плане, делится на три яруса. Нижний полуподвальный этаж, разделённый на два больших помещения, практически врос в землю. Над этим сводчатым подклетом - жилой этаж, разделённый на три комнаты.

Верхний ярус представляет собой просторный бесстолпный зал с узкими окнами. От допетровской росписи здесь сохранился только образ Спаса Нерукотворного на южной стене. Именно в этот парадный зал ведёт высокое наружное крыльцо.

Изначально палата соединялась крытыми переходами с другими дворцовыми постройками и с городским собором. Снаружи здание оформлено довольно скупо, лишь в самом верхнем ярусе различимы пояски-бровки над окнами и полосы поребрика, имитирующие белокаменный декор. Как и остальные элементы здания, эти украшения не избежали «поновления» в конце XIX века.

Ныне в здании палат экспонируются артефакты XVII-XIX веков, включая изразцы, щиты, произведения деревянной пластики и декоративно-прикладного искусства.

П алата угличских удельных князей, XV в.

Исключительным памятником архитектуры Углича является Палата местных удельных князей, одно из древнейших сохранившихся до наших дней жилых зданий России.

Они входили в состав огромного комплекса жилых и парадных зданий, созданных в кремле на волжском берегу при угличском князе Андрее Большом.

Княжеский дворец Углича имеет давнюю историю. Впервые он появился, вероятно, в начале XIII века, когда Углич достался князю Константину Всеволодовичу или Владимиру Константиновичу. В этих деревянных дворцах жили местные князья, бывали Владимир Андреевич Храбрый, Юрий Звенигородский, Димитрий Шемяка, во время ссылки в 1446 г. находился великий князь Василий Темный, заключивший в стенах дворца перемирие с Шемякой. Но только при Андрее Большом примерно в 1480-х гг. дворец становится каменным.

Это было исключительное событие в истории государства. Ведь только старший брат Андрея великий князь Иван III мог позволить себе каменное строительство, кроме того, каменные дворцы Москвы стали строиться немного позднее угличских.

Был создан сложный комплекс зданий. Его облик сейчас трудно представить, но можно попытаться сделать это на основе проведенных археологических раскопок. Основные здания ансамбля – Спасо-Преображенский собор и сохранившиеся Палаты – стояли по сторонам широкого двора-курдонера, который с севера замыкал протяженный корпус. Рядом с собором он включал башнеобразное здание, похожее на Палаты. Восточнее среди помещений был укрепленный внутренний двор, в который с площади вели двойные ворота. За ним переход на закругленных столбах, под которым находился проезд к средней крепостной башне. К востоку от Палат стояла древняя Константино-Еленинская церковь. Вероятно, эти здания имели каменные подклеты (остатки которых сохранились) и местами деревянные верхние этажи. Они, наверно, поражали яркостью, разнообразием полукрепостной архитектуры, живописным чередованием объемов, высоких кровель.

После опалы и гибели Андрея Большого в течение XVI века тут жили угличские князья и наместники, а с 1584 по 1591 гг. – царевич Димитрий, последний отпрыск правящей династии, после смерти Ивана Грозного со всей родней и большой свитой отправленный в Углич. После гибели царевича в 1601-1605 гг. во дворце жил шведский принц Густав, сын короля Эрика XIV, внук Густава I Вазы. Как рассказывают легенды, он предавался тайным занятиям – чернокнижию, алхимии, к тому же мог лечить людей.

Во время разгрома Углича поляками, дворец, как и собор, стал последним убежищем для горожан (сказались его мощные каменные стены, крепостной характер). Ворвавшиеся враги, как сообщается в летописях, перебили жителей, кровь переливалась через порог, а подвалы были полны трупов. Потом дворец был сожжен. Его развалины разрушались в течение всего XVII века. Затем их разобрали на кирпич для строительства нового Спасо-Преображенского собора. Только Палаты – парадная и главная часть дворца – чудом уцелели. Видно, сказались лучшая сохранность и память угличан славного удельного прошлого. По легенде мастера трижды поднимались на стены Палат, чтобы отбивать кирпичи, но какая-то сила сбрасывала их вниз, и они в страхе прекратили работу, решив сохранить Палаты.

В XVIII веке на обветшавшее здание сделали новую кровлю, а в начале следующего столетия стараниями угличского купца А.В. Кожевникова оно было отремонтировано и тем спасено от гибели. К Палатам пристроили каменное крыльцо, окружили оградой на колоннах, а верхний этаж, служивший тронным залом или княжескими сенями, украсили росписями.

Спустя еще сто лет, в 1890-1892 гг., к трехсотлетию гибели царевича Димитрия по инициативе горожан и ярославского губернатора А.Я. Фриде Палаты отреставрировали по проекту архитектора Н.В. Султанова, и в них 3 (15) июня 1892 г. был открыт музей. Такова вкратце история здания. Что же представляют собой древние княжеские палаты?

Это большое квадратное в плане башнеобразное здание, внутри разделенное на три этажа. Нижний – сводчатый подклет, который почти ушел в землю. Второй разделен на несколько помещений, а верхний представляет собой просторный зал. При реставрации его перекрыли крестовым сводом и украсили новыми орнаментальными росписями. На южной стене сохранился единственный свидетель прошлого – образ Спаса Нерукотворного, видимо, имеющий отношение к росписям, украшавшим Палаты во времена Андрея Большого.

Снаружи стены здания прорезаны узкими напоминающими бойницы окнами и дверными проемами с коваными створками. Над простой лишенной декора плоскостью стен поднимается богато орнаментированная верхняя часть, начинающаяся с поясков-бровок над каждым окном второго этажа. Потом идут четыре щипца, завершающие каждый фасад и служащие основанием для крутой восьмискатной кровли. По их плоскостям протянулись пояски декора – поребрика, бегунка, орнаментальных керамических плит и балясин, имитирующих детали из белого камня.

Правда, понять облик здания нам мешают последствия не столь удачной реставрации, выразившейся не только в восстановлении, но и перестройке, украшении здания, в соответствии со вкусами конца XIX века и только появлявшимися правилами научной реставрации.

Так, к Палатам с северной стороны было пристроено новое крыльцо, стилизованное под памятники XVII века, крышу покрыли медью и украсили чугунными решетками и подзорами, старые балясины и плиты заменили копиями, которые выполнены единообразно и сухо. И самое главное – со стен была соскоблена древняя известковая обмазка, придававшая зданию благородство и суровость. Оно оказалось оформленным в «кирпичном» стиле. Это нарушило восприятие всех объемов и деталей, которые в основном были восстановлены удачно.

Но, так или иначе, здание уцелело, ему не позволили развалиться, и вот уже более ста лет оно радует глаз, являясь не только памятником архитектуры, но и памятником патриотизма, рвения горожан, у которых нам стоит поучиться. Все созданные ими было выполнено с большим искусством, любовью и тоже стало достоянием истории, неотторжимым от облика Палат, в которых соединились удельное время, когда Углич был важным и крупным городом, и время расцвета, возрождения его культуры, когда столько было сделано для сохранения памяти о прошлом.

Научный сотрудник Лиуконен Е.А.