Критерии классификации тренинговых. Вопрос. Классификация тренинговых групп. Т – группы

Я не знаю: внимательно ли вы читали мои предыдущие статьи и читали ли вообще?
Если нет, то не стоит читать и эту. Трудно будет понять..
Почитайте предыдущие. Хотя бы бегло. Они тут недалеко, немного ниже.

Но я в любом случае продолжаю.

Мы рассматривали проекцию.
Фактически проекция это следствие ущемления авторитарным родителем ребенка. мы при этом можем и не замечать, настолько он подавлен.
Родитель выступает строгим моралистом, который точно знает, как надо и как нет. Выносит критические замечания по поводу того, что видит вокруг. Замечания эти могут быть и просто брюзжанием по поводу наблюдаемого, и непосредственным контактом с кем-то.
Осуждая что-то вовне, мы играем роль родителя. Внутри себя в лице ребёнка родитель это уже подавил.
Родитель воспитывает ребёнка вначале интроекцией, затем участвует в проекции для закрепления.

Проекция всегда привязана к какой-нибудь интроекции. Нет интроекции, нет и проекции.
Интроекция порождает проекцию. А что дальше? А дальше ретрофлексия.
Только уже непоследовательно, по цепочке, как одно вызывает другое, интроекция проекцию, а проекция…Нет, здесь, в ретрофлексии уже взаимодействие и того, и другого.
Взаимодействие как единство и борьба противоположностей.

Ретрофлексия есть не что иное, как борьба интроекции и проекции, интроекторов и проекторов. Результат – себе делаешь то, что хотел сделать другому или с другим.
А зачем разбираться с самим собой в том случае, если нужно разобраться, так или иначе, с другим человеком? Интроект не позволяет, а проектор своё личное, родное за интроект выдаёт, за якобы навязываемое извне.


Сначала запрет (интроекция), затем вытеснение желаемого (проекция) с переводом ответственности на других.
Но потребность остаётся, не исчезает, требует удовлетворения. Так как «нельзя и не положено» её удовлетворять вовне, то её ненароком пытаются удовлетворить внутри.
Вовне и внутри? Любая потребность требует своего удовлетворения именно вовне, то есть в контакте с внешним миром, прежде всего людьми. Нельзя поесть, не найдя пищи, а только придумав её, нельзя напиться, представив себе в воображении живительный родник и так далее. Но… есть и другие потребности, которые мы способны «удовлетворить», находясь только сами с собой, не вступая с действительностью в творческий и активный контакт. Какие?
А такие примеры: хотел обидчику дать в морду, но не дал. Ударил потом в стену и руку повредил.
Захотелось секса? Не с кем?
Никто не любит и не дарит подарков? Купи себе единственному (ой) и любимому (ой) сам (а).
И самый крайний случай: хотел убить кого-то, но убил себя. Самоубийство.
Примеров можно много привести. Какие вам известны и интересны?

Хотя, конечно, суть не в примерах.
Ретрофлексия – это замыкание мира на самом себе! Есть я, и есть мир, но между нами непроходимая граница. Я могу получить от жизни лишь маленькую толику того, что мне необходимо. Всё остальное тщетно, судорожно и нелепо пытаюсь добыть сам в себе.
Страшная ?
Но ведь она в той или иной мере свойственна нам всем. Автор этих строк как-то по молодости разбивал себе руку об стену до перелома.

Что это было? Поссорился с кем-то? Да.
Но это была она! Ретрофлексия!

Единство и борьба интроекции и проекции есть ретрофлексия! А если попросту: запрет на желаемое приводит к самоистязанию, наказанию самого себя.
Где выход?
Способ один: растворить и переварить интроекцию и вернуть себе проекцию как своё собственное.
Об этом поговорим в следующей статье.

Четвертый невротический механизм может быть назван ретрофлексией, что буквально означает "оборачивание в противоположную сторону", Ретрофлектор умеет проводить границу между собой и средой и проводит ее вполне четко – только проводит он ее точно посередине себя самого.

Интроектор поступает так, как хотят от него другие, проектор делает другим то, в чем обвиняет их по отношению к себе, человек в патологическом слиянии не знает, кто кому что делает, а ретрофлектор делает себе то, что хотел бы сделать другим.

При ретрофлектированном поведении человек обращается с собой так, как первоначально он намеревался обращаться с другими людьми или объектами. Он перестает направлять свою энергию вовне, чтобы произвести в окружающем изменения, которые удовлетворили бы его потребности; вместо этого он направляет свою активность внутрь и делает объектом своих воздействий не среду, а себя самого. В той мере, в какой он это делает, он разделяет свою личность на две части: действующую и испытывающую воздействие. Он буквально становится своим собственным худшим врагом.

Разумеется, ни один человек не может жить, постоянно давая ход каждому своему импульсу; по крайней мере некоторые из них необходимо сдерживать. Но произвольное сдерживание деструктивных импульсов при понимании их деструктивности – это нечто совершенно иное, нежели обращение их на самого себя.

Представьте себе измотанную женщину в конце тяжелого дня, в течение которого стиральная машина вышла из строя и порвала одежду, пятилетний сын в ярости изрисовал красным фломастером все обои в гостиной, мастер, который должен был починить вытяжную трубу, не появился, а муж пришел к обеду на час позже, чем она ждала. Ее настроение может быть поистине убийственным; вряд ли было бы разумным давать волю этому состоянию, прикончив сына или мужа, но столь же глупо было бы перерезать горло себе самой.

Как проявляется механизм ретрофлексии? Интроекция проявляется в использовании местоимения "я", когда на самом деле имеются в виду "они"; проекция проявляется в использовании местоимений "оно" или "они", когда на самом деле имеется в виду "я"; слияние проявляется в использовании местоимения "мы", когда реальное значение неизвестно; ретрофлексия проявляется в использовании возвратного местоимения "себе" или "себя".

Ретрофлектор говорит: "Мне за себя стыдно," – или: "Мне нужно заставить себя сделать эту работу." – Он бесконечно твердит нечто подобное, и все эти утверждения основаны на том удивительном представлении, что "я" и "себя" – два разных человека. Наш незадачливый хорист говорит: "Я должен контролировать себя."

Конфликт между собой и другим, лежащий в основе невроза, проявляется в крайней путанице относительно самого себя. Для невротика "я" может быть зверем или ангелом, но никогда не "мной самим".

Описывая развитие личности, Фрейд внес определенный вклад в эту путаницу. Он различал Эго (я), Ид (органические влечения) и Супер-эго (совесть), и описывал психическую жизнь индивида как постоянный конфликт между ними, – неразрывное объятие, в котором человек борется сам с собой до самой смерти. Ретрофлектор по-видимому живет в соответствии со фрейдовским представлением о человеке.

Но давайте на минуту остановимся и рассмотрим, что такое в действительности Супер-эго. Если Супер-эго не является частью меня, или "я", или Эго, оно должно быть набором интроектов – неусвоенных установок и отношений, навязанных индивиду его средой. Фрейд говорит, что интроекция обеспечивает процесс морального развития. Например, ребенок интроецирует "хорошие" образы родителей и делает их своими эго-идеалами. В таком случае Эго также становится набором интроектов. Но исследование невротиков неизменно показывает, что проблемы вызываются отождествлением ребенка не с "хорошими", а с "плохими" родителями.

Установки и этику "хороших" родителей ребенок не интроецирует, а ассимилирует, усваивает. Он может не сознавать этого в сложных терминах психиатрического языка, но в действительности те установки, которые определяют удовлетворяющее его поведение родителей, он переводит в понятные ему представления, приводит их, так сказать, к общему знаменателю и ассимилирует в такой форме, в какой он может их применять. Он не может таким же образом обойтись с "дурными" установками родителей. У него нет средств справиться с ними, и нет даже изначального желания делать это, так что ему приходится принять их в качестве непереваренных интроектов.

Здесь и начинаются проблемы. Личность теперь состоит не из Эго и Супер-эго, а из "я" и "не-я", из себя и "образа себя", и человек оказывается в состоянии такого замешательства, что не способен отличить одно от другого.

Это замешательство в отождествлениях фактически и есть невроз. Выражается ли он первоначально в использовании механизма интроекции или проекции, ретрофлексии или слияния, его главный признак – дезинтеграция, расщепление личности и отсутствие координации между мыслью и действием.

Терапия призвана исправить ложные отождествления. Если невроз создается "дурными" отождествлениями, то здоровье можно считать продуктом "хороших" отождествлений. Это, разумеется, оставляет открытым вопрос о том, какие отождествления хороши, а какие плохи. Простейший и, как мне кажется, наиболее удовлетворительный ответ, основывающийся на наблюдаемой реальности, состоит,в том, что "хорошие" отождествления способствуют удовлетворению индивида и его среды и достижению им своих целей, а "дурными" можно назвать те, которые препятствуют его росту и создают для него преграды или вызывают деструктивное поведение по отношению к среде. Ведь невротик не только страдает сам, но и наказывает своим саморазрушительным поведением всех, кто за ним ухаживает.

Следовательно, в терапии мы должны восстановить способность невротика к различению. Мы должны помочь ему вновь обнаружить для себя, что является им самим, а что нет; что способствует его развитию, а что препятствует. Мы должны направить его к интеграции, обретению цельности. Мы должны помочь ему найти верное равновесие и контактную границу между собой и остальным миром.

Легко сказать "будь собой"; однако невротик встречает тысячи препятствий на этом пути. Понимая теперь механизмы, посредством которых невротик не дает себе быть собой, мы можем заняться последовательным отодвиганием этих препятствий с его пути. Именно это должно происходить в терапии, к описанию который мы и переходим.

Что такое ретрофлексия.

Механизм прерывания контакта (механизмы психологической защиты), ретрофлексия (retroflexion) это процесс возврата чувств назад, точно против себя. Эмоции, реакции, действия предназначенные другим людям, меняют направление и обращаются к субъекту в том случае, когда их неполноценно отреагировали. Ретрофлексия содержит и проекцию и интроекцию.

Развивающий процесс. В процессе развития ретрофлексия проявляется во время стадии автономии (стыда – сомнения) и исходит из физиологической потребности контролировать собственный кишечник и мочевой пузырь, т.е. «сдерживать» и «отпускать». Эта физиологическая необходимость потом переходит в психологическую необходимость «позволять» или «отпускать» чувства, поведение.

«Здоровое использование». Выражается в самоконтроле и самодисциплине, так как сознательная адаптация индивида к социальным нормам имеет функциональную ценность.

«Нездоровое использование». Выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение (крайняя форма проявления ретрофлексии – суицид). Возникает тогда, когда по каким-либо причинам человек не может отреагировать накопившиеся у него эмоции вовне. Когда не можешь выразить свой гнев, и вынужден подавить его. Однако энергия гнева не исчезает, а только меняет свою направленность, превращаясь в аутоагрессию, а затем и в чувство вины.

Проявления ретрофлексии :

1. Задержка дыхания.

2. «Проглатывание» чувств.

3. Мускульные проявления, такие как сжатие кулаков, закусывание губ или, например, ситуация когда человек задыхается.

4. Изменение тона и цвета кожи в местах, где возникают блоки.

5. Положение тела (скрещивание ног, скованные руки и т.д.).

6. Жалобы на психосоматические болезни или депрессию.

Ретрофлексия бывает двух видов:

Субъект делает себе то, что хотел бы сделать другим. Сжимает кулаки, бьет себя по колену (когда гневается). Это не что иное, как самодеструктивное поведение, что изначально было направлено на других и возвращено к себе. «Я хотел бы, чтобы другие…», «Я стараюсь быть…».

Субъект делает себе то, что хочет, чтобы другие сделали ему. «Другие хотели бы, чтобы я…», «Я стараюсь быть…». Характерно наличие ярких телесных проявлений, себя бесконечно обнимает (когда хочет ласки).

Для того, чтобы ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ РЕТРОФЛЕКСИИ , человеку нужно вновь осознать, как он сидит, как держит себя при людях, как скрипит зубами и т. д. Если он знает, что происходит у него внутри, его энергия готова к преобразоваться в реальное действие или фантазию. Он может представить себе, с кем бы ему хотелось посидеть вместе, кого бы хотелось обнять, кому бы он хотел дать в зубы, кого бы - сожрать или покусать.

Ретрофлексия (англ. retroflection) - один из основных защитных механизмов, выделяемых в гештальт -терапии наряду с интроекцией, проекцией и слиянием. Буквально слово «Ретрофлексия» означает «обращение назад на себя». Смысл этого механизма состоит в том, что человек вместо активного изменения среды и обстоятельств направляет энергию на изменение самого себя. При Ретрофлексии человек делает для себя то, что он хотел бы сделать другому или то, что он хотел бы получить от другого. При этом происходит разделение себя на объект, который подвергается изменению, и субъект, который, собственно, изменяет.

По выражению некоторых авторов, при Ретрофлексии человек «сжимает свою психологическую вселенную до самого себя, не ожидая ничего от др.» (И. Польстер, М. Польстер, «Интегрированная гештальт -терапия»). Возникновение Ретрофлексия связывается, в частности, с недостаточным вниманием окружающих к ребенку, в результате чего у него формируется интроективное убеждение: «Никто не способен позаботиться обо мне. Следовательно, я должен сделать это сам». Точно так же происходит «разворот» на себя негативных эмоций, испытываемых по отношению к окружающим. В лучшем случае ретрофлексия может выполнять функцию жесткой самокоррекции, однако при частом повторении этот механизм превращается в тиски, сковывающие человека в статичном состоянии, когда он оказывается не способен повлиять на внешний мир, сосредоточивая всю свою энергию на самом себе. (А.А. Корнеев)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь общей медицины

Ретрофлексия (retrofleхюп) - смещение кзади како-голибо органа или его части, в частности, аномальное смещение кзади верхней части матки (т.е. той ее части, которая наиболее удалена от шейки матки).

предметная область термина

Гештальт-терапия направлена не на атаку, победу или «преодоление» сопротивлений, а на осознавание клиентом этих сопротивлений. Сопротивления могут быть нормальными и необходимыми для психического равновесия. Но их обострение и постоянное возникновение в несоответствующие моменты может говорить о невротическом поведении.

Слияние (конфлюенция)

«Слияние – это состояние неконтакта

ибо оно состоит в отсутствии границ своего Я». Ж.-М. Робин

Слияние состоит в том, что человек вообще не чувствует границы между «Я» и «не Я», полагает, что он и среда – одно целое. В состоянии слияния происходит полное отождествление с другим /ми, отказ от различий и непохожести, утрачивается чувство реальности собственного Я. Любой резкий разрыв конфлюенции повлечет за собой сильную тревогу, усиленную чувством вины.

Признаки слияния:

Использование местоимения «мы» вместо «я»;

Повторение попыток прийти к негласному соглашению с терапевтом, например, «вы, как женщина, конечно, меня поймете; как всякий разумный человек, я. Естественно…и вы, конечно…»;

Частое упоминание о семье, группе, партии и т.д. в контексте «само собой разумеющихся вещей»;

Заявки на сеансе, касающиеся отношений с близкими людьми: «Хочу разобраться со своей дочкой, у нее проблемы…» (клиент хочет решить за кого-то какую-то проблему);

Трудности в осознавании конфликтов и агрессии внутри близких отношений;

Затягивание времени пребывания вместе, трудности расставания.

Ретрофлексия

При ретрофлексии человек оборачивает мобилизованную энергию против себя самого, причиняя себе то, что он хотел бы сделать другим (например, кусает себе губы или сжимает руки, чтобы не ударить другого человека; делает себе то, что он хотел бы получить от других, например, бахвальство).

Признаки ретрофлексии:

Клиент говорит о том, что он хочет, но не может сделать чего-то;

Сообщение о телесных симптомах, возникающих в связи с эмоционально напряженными событиями;

Наличие психосоматических заболеваний (бронхиальная астма, язва 12-перстной кишки, ВСД и т.д.);

В поведении: неловкие, неудобные позы или мышечные блоки, зажимы, напряжения; боли (заметные или декларируемые); зажатое неровное или поверхностное дыхание; неспецифические повторяющиеся жесты (когда человек что-то сам себе делает); гримасы.

В речи: обилие возвратных грамматических форм; резкое изменение регистра голоса во время эмоционально значимых переживаний; «рассказы о…» — по сути заговаривание своих собственных актуальных переживаний.

Проекция –

Вынесение вовне внутриличностных процессов или причин, попытка сделать среду ответственной за то, что исходит от самого человека;

Отказ от какой-то части себя, которая, переставая быть частью нас самих, проявляется во внешнем мире;

Механизм, когда нечто, принадлежащее внутреннему миру человека, он приписывает фигурам внешнего мира, другим людям, неживым объектам.

Проекция рассматривается как патологическая только в том случае, если она проявляется как постоянный и стереотипный механизм защиты и возникает вне всякой зависимости от реального поведения других людей в данный момент времени. Нередко это проявляется в стремлении клиента в разговоре об окружающих произвольно обозначать их каким-то обобщающим словом, например, «вы не слушаете меня…», «меня никогда не понимают…», вместо: «я думаю, что сейчас ты меня не совсем понял…». Другому человеку приписывается то, что происходит внутри нас самих, например, «вы, я вижу, утомились» — говорит ученикам уставший учитель.

Признаки проекции:

Речь обеднена «я-высказываниями». Вместо них «ты-высказывания», интерпретации, оценки, суждения о том, что думает другой;

Предположения о чувствах и отношении других в свой адрес;

Объяснение своих переживаний и состояний с помощью безличных обстоятельств: погоды, ситуации, социальных условий и т.д.;

Предсказания событий или чьего-то поведения.

Виды проекции (Ж.-М. Робин, 1996):

Зеркальная проекция – субъект находит в другом характерные черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы их иметь;

Проекция катарсиса – субъект приписывает другому характерные черты, от которых он отказывается, не признавая их собственными, и от которых он освобождается, приписывая их другому;

Дополнительная проекция – субъект обнаруживает или приписывает другому характерные черты, которые позволяют ему, тем самым, оправдать свои собственные.

Дефлексия (отклонение) –

это процесс ухода от прямого контакта с собой, т.е. от своих собственных глубоких переживаний, и/или от контактов с окружением. Это часто бывает результатом недоверия, отсутствия безопасности и страха боли, пережитыми в прошлом.

Дефлексирующий человек слишком часто шутит, иронизирует, меняет темы, его речь обобщена и абстрактна, ее содержание тонет в словах, он задает больше вопросов, чем делает утверждений, говорит за других или неизвестно кому. Он «не слышит» реплики терапевта, «не видит» выражения его лица, «не понимает» то, что терапевт говорит или делает. Такой человек не может ни выразить себя, ни почувствовать другого по-настоящему. Он избегает контакта, переводя прямой контакт в формальный, косвенный, неотчетливый.

Признаки дефлексии:

Жалобы на скуку, вялость и т.д.;

Избегание зрительного контакта;

Обилие «двойных посланий»;

Неконгруэнтность чувств с выражаемыми реакциями;

Уход от эмоционального напряжения;

Стремление не выделяться;

Поворот тела от контакта с человеком;

Постоянные движения, топтание на месте или «non-stop».

Интроекция

«Нездоровое

использование»

«Здоровое

использование»

Вмешательство

Возникает, когда ценности, верования, отношения и т.д. «проглатываются целиком», не проверяясь. Внутренний конфликт развивается, когда ребенку не позволяют пробовать, сравнивать, опровергать, изменять и/или принимать систему верований его значимых людей. Это интериоризация «правил» жизни, полученных от значимых взрослых. Этот процесс происходит непосредственно как ролевое обучение, и его можно увидеть в имитации и ролевых играх. Основной инструмент – фокусировка на развитии у человека чувства выбора, возможного для него, и, следовательно, утверждения его личностной силы, помогающей различать «меня» и «тебя».

Проекция

«Нездоровое

использование»

«Здоровое

использование»

Вмешательство

Критическое осуждение других за те их особенности, которыми обладает сам проектор. Такой способ искажения реальности мешает человеку оценивать свой вклад во взаимодействии с окружением. Личностная идентификация и эмпатия с другими. Ясное видение мира, чувствование (что происходит и собирается произойти), понимание и принятие ответственности за свои наблюдения, осознавание проекции и восприимчивость к новой информации. Возврат тех свойств, отношений, верований, поведения и чувств, которые клиент проецирует на других посредством предоставления клиенту возможности идентифицировать проекции при помощи диалога на «горячем стуле» (между осуждаемым и осужденным). интеграция происходит, когда клиент вновь возвращает себе непринимаемые части себя.

Ретрофлексия

«Нездоровое

использование»

«Здоровое

использование»

Вмешательство

Выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение. Самоконтроль и самодисциплина. Человек способен осуществить этот дискриминационный процесс, когда переживает внутренние побуждения, чувства и т.п. Перераспределение энергии так, чтобы внутренняя борьба, раскол были вскрыты. Таким образом, энергия высвобождается и может проявляться в отношениях с окружением. Этот процесс сопровождается работой с дыханием на осознавание напряжения, познанием тела и когнитивных ключей; выражением потребностей и исследованием интроекции, мешающей свободному проявлению эмоций.

Слияние

«Нездоровое

использование»

«Здоровое

использование»

Вмешательство

Заключается в «слитых» отношениях, когда нет разницы между людьми. Слияние — самый близкий к взаимозависимости невротический процесс. Это чувство слияния с другими. Примерами могут быть: религиозный опыт, интимные и любовные отношения, опыт «я-ты» в терапии, групповой работе, работе в команде. Противодействие слиянию – контакт, дифференциация и артикуляция. Человек должен начать проживать опыт собственных выборов, потребностей и чувств и не смешивать их с выборами, потребностями и чувствами других людей. Главный фокус вмешательства – развитие границ.

Дефлексия

С Уважением, Скрипачева Е.Н., психолог, кандидат психологических наук.


А ещё у нас есть