Кто работал над термином опережающее отражение. Опережающее отражение в психологии. Как применяется опережающее отражение в природе

Мы много чего видим, но при этом далеко не все замечаем, а все из-за того, что не развивали в себе навыки наблюдательности, которая, прежде всего, состоит в нашей способности видеть главные свойства различных предметов и людей.

Но есть и хорошая новость – заниматься саморазвитием никогда не поздно, можно начать прямо сейчас, а наша статься подскажет вам, в каком направлении двигаться.

Посторонний наблюдатель может иногда лучше понять положение,
чем тот, кто является частью его.
Роджер Желязны. Хроники Амбера

Как развивать наблюдательность?

Не нужно впадать в отчаяние лишь от того, что ваша наблюдательность оставляет желать лучшего. Это означает только то, что вам придется потратить некоторое количество времени на ее развитие.

Для этого, кстати, есть простые, но очень эффективные упражнения:

  1. Возьмите в руки любую вещь и внимательно рассмотрите ее, пытаясь запомнить даже самые незначительные детали . После этого закройте глаза и мысленно представьте эту вещь во всех подробностях. Потом вы можете открыть глаза и снова рассмотреть свой предмет, отметив, что именно вы не вспомнили – закрывайте глаза и дополняйте уже существующий образ новыми деталями. И так до тех пор, пока ваш мозг не отобразит предмет так, как он выглядит в реальности.
  2. Если первое упражнение получилось, то отложите выбранный вами предмет, и перенесите по памяти его образ на бумагу . Опять же, вы должны указать все подробности.
  3. Возьмите какую-то и вещь и обратите внимание на ее детали, а не на образ в целом . Таким образом вы научитесь запоминать отдельные части целого, а потом, на их основе, делать выводы.
  4. Пусть кто-то положит на стол десяток разных предметов, на которые вы посмотрите в течение нескольких секунд , а потом отвернетесь. Попытайтесь запомнить все эти предметы и подробно описать .
  5. По вечерам вспоминайте, как прошел ваш день, кого вы видели и что говорили, вспоминайте все детали и происшествия – это научит вас наблюдательности.

Наблюдательные люди могут охватить взглядом гораздо больше, чем другие. Именно благодаря развитию навыка наблюдательности они могут с легкостью понимать эмоции и чувства человека, о которых он не говорит вслух.

Как определять чужие эмоции?

Уже ни для кого не секрет, что язык тела у всех людей большей частью одинаков, и что бы они ни делали, изменить его не получится. Можно, конечно, научиться контролировать все эти проявления, но это доступно далеко не каждому человеку.

Поэтому, зная то, как проявляются основные эмоции людей, вы сможете дать характеристику их состоянию и выбрать подходящую линию общения:

  • Если человек зол, то его брови опускаются, он сжимает губы, а вдоль лба залегает глубокая морщина.
  • Если ваш собеседник испытывает отвращение, то уголки его губ приподнимутся, глаза он сощурит, а нос и лоб наморщит.
  • Испытывая страх человек широко распахнет глаза, приоткроет рот и поднимет брови.
  • Если он чувствует счастье, то уголки гуд подняты, а глаза суживаются.
  • Во время печали глаза тоже сужены, брови и рот опускаются, подбородок дрожит.
  • Если же человек удивлен, то его зрачки расширены, рот приоткрыт, брови поднимаются.
  • Презрение выражается в прищуре глаз и приподнимании одного уголка рта.

Что нужно помнить

При анализе помните, что человек крайне редко испытывает только одну какую-то эмоцию – как правило, вы можете видеть их комбинацию. Поэтому для начала нужно все же как следует изучить каждую эмоцию в отдельности, а потом – их сочетание, и тогда вы точно не ошибетесь.

Понимая, насколько интересней жить, когда замечаешь все вокруг, многие интересуются, как развить наблюдательность . Чем она выше, тем больше информации получает наш мозг, тем лучше работает наш интеллект. О том, как развить наблюдательность, мы расскажем далее.

Осознание причин и следствий

Развить наблюдательность можно, если видеть не просто ситуацию или реакцию человека, а то, что стоит за ними. Например, если человек совершил какой-то поступок, подумайте, а почему он поступил именно так, что заставило его реагировать подобным образом? Возможно у него было недостаточно информации, или она была ложной, или есть какие-то другие причины подобного поведения. Развивайте мысль, пытайтесь докопаться до истины. Если хотя бы раз в день проводить подобные тренировки, можно развить наблюдательность как у Шерлока Холмса . Вы начнете неосознанно фиксировать все, что может привести к определенным последствиям. В этом случае говорят об осознании ориентиров наблюдения, которые со временем помогут вам выпутываться из сложных ситуаций.

Постепенно опускайте предел наблюдательности

Легче всего начинать с наблюдательности зрительной. Для этого можно запустить фильм или ролик с какой-то яркой сценой, поставить его на паузу, отвернуться, и постараться вспомнить все детали обстановки. Например, если это была сцена автомобильной аварии, попробуйте ответить на такие вопросы:

Сколько было на экране автомашин?
какого цвета?
каких моделей?
какие у них номера?
кто в них водители - мужчины или женщины?
во что они одеты, какая у них прическа?
какого примерно возраста?
какое выражение лиц?
сколько человек стояло на улице?
с каким выражением лиц?
во что они были одеты, прическа?
какого возраста?
сколько из них мужчин и женщин?

После этого сверьте свои ответы с оригиналом, осмотрите сцену, найдите ошибки и повторите упражнение снова, пока не выполните его правильно.

Затем потренируйтесь на сцене другой тематики. При этом старайтесь с первого взгляда заметить как можно больше мелких деталей. И чем они мельче, тем лучше.

После этого можно начинать развитие наблюдательности в области звуков. Например, стараться определить по характеру звонка в дверь, кто пришел из членов семьи. Возможно это кто-то посторонний. Кто? Мужчина или женщина? Так же можно анализировать звук шагов за окном или интонации говорящего с вами человека.

Расширяйте первое впечатление

Развить наблюдательность в этом направлении можно на улице, когда переходите дорогу. Как только машины остановились и на светофоре поменялся цвет, быстро окиньте взглядом сцену и постарайтесь ее запомнить максимально детально. Когда движение возобновится, постарайтесь ее так же детально воспроизвести в воображении.

Этот же принцип можно использовать, заходя в знакомое помещение. Окиньте его взглядом, запомните тех, кто в нем находится. Выйдя из него, постарайтесь вспомнить, кто там был, где находился, как был одет и другие детали. Затем можно вернуться в офис и посмотреть, что изменилось. Развитие наблюдательности заключается в том, чтобы постепенно сокращать время, выделенное на знакомство с ситуацией.

Наблюдательность – это умение фиксировать максимальное количество деталей при первом взгляде. В этом поможет упражнение, когда вы, впервые встречаясь с человеком, пытаетесь запомнить как можно больше деталей его внешнего вида, интонаций, манеры поведения и речи и многое другое. Запоминайте это и при следующей встрече проверяйте, делайте выводы, исправляйте ошибки – так проходит развитие наблюдательности.

Оттачивайте навыки постоянного наблюдения

Вопрос, как развить наблюдательность, можно решить через такие задачи:

Постоянно фиксировать изменения, которые появляются во время наблюдения;
стараться концентрироваться на мелких деталях – чем больше наблюдаете, тем мельче детали надо запоминать.

Чтобы решить эти задачи, надо выбрать подходящий объект. Такой, который вы сможете периодически видеть. Это может быть кто-то из семьи, коллег или даже комнатное растение. За растением легче наблюдать в целом, чем за человеком. Но если вы выбираете все-таки человека, лучше сконцентрироваться на каком-то одном аспекте: манера общения, манера одеваться, вести деятельность или что-то другое.

В этом случае наблюдательность человека требует фиксации отправной точки, какой-то изначальной информации об объекте. Затем надо определить, откуда ин берет информацию, которая влияет на его поведение или мышление. После этого переходите на мелкие проявления человека. Подумайте, как и что влияет на его жизнь, какое у него окружение, кто для него является самым значимым. Как меняется поведение человека от ситуации или общение и максимум других подробностей. При этом важно не записывать это, а запоминать.

Типовое наблюдение

Проводится оно с помощью аналогичных приемов, но с немного другим подходом. В этом случае наблюдательность человека развивается с помощью исследования двух, трех и более человек. Для этого надо научиться быстро определять что-то общее, типичное для нескольких человек поведение. После этого надо сразу переключаться на различия между ними. Фактически в этом приеме используется дедукция. Напоминает, что дедукция – это умение найти частное, анализируя какие-то общие положения, характерные особенности. Дедукция приведет вас к тому, что, научившись определять типичное поведение или особенности в людях, вы сможете легко выделять в них индивидуальные особенности. Проще говоря, дедукция поможет вам видеть людей насквозь.

Учитесь естественному наблюдению

И самое важное – уметь естественно наблюдать за людьми. То есть не надо изучать собеседника пристальным взглядом, хмуря брови и загибая пальцы. Это не ускользнет от собеседника. Он будет чувствовать себя как минимум дискомфортно, а как максимум, может проявить агрессию. Научитесь вести наблюдения, фиксируя необходимые детали буквально крем глаза, краем сознания. Именно так и развивается острота восприятия, именно в этой плоскости и лежит ответ на вопрос, как развить наблюдательность.

Мы часто смотрим на самые обыденные вещи, но не замечаем их, не замечаем природу, здания, людей, предметы… Мы живем в своем мире не замечая, что происходит вокруг нас. А ведь мы не научимся хорошо запоминать предметы до тех пор, пока не улучшим свою наблюдательность.

Суть концентрации заключается вот в чем: мы должны научиться видеть предмет глазами, и одновременно понимать это.

А теперь прочтите:

ДЕРЕВЬЯ В

Итак, что вы увидели? «Деревья в лесу?»

А теперь еще раз хорошо посмотрите, что все-таки здесь написано. Вы считаете, что все-таки написано «деревья в лесу». Если так, то вам обязательно нужно работать над своей наблюдательностью, постепенно развивая ее.

Если же вы действительно внимательно на фразу, вы заметите в ней дополнительный предлог «в».

Так почему же мы не сразу можем заметить предлог? Потому, что мы не концентрируемся на том, что видим и наши глаза автоматически перепрыгивают вперед или в конец предложения. Конечно, часть вины можно свалить на привычку или особенности зрительного восприятия, однако основная причина того, что мы не замечаем многие вещи в том, что мы не достаточно наблюдательны, в том, что мы не пытаемся концентрировать свое внимание и тем самым развивать наблюдательность.

Приведем еще один пример. Вы посещаете кинотеатры? Или театральные постановки? Тогда наверняка вы обращали (или не обращали) внимание на то, что основная масса зрителей всегда покидает зал через один и тот же выход, а два или три других остаются свободными? Основная масса людей идет туда, куда движется толпа.

Большинство людей даже не замечают очевидных вещей, с которыми сталкиваются ежедневно, мимо которых проходят каждый день по пути на работу и обратно. Если вы с этим не согласны, значит для вас не должно составить труда ответить на следующие вопросы:

  • Можете ли вы вспомнить, в какую сторону вы поворачиваете ключ когда открываете дверной замок?
  • Вы можете назвать точную сумму денег, которая сейчас находится у вас в кошелке?
  • Вы знаете какие цифры у вас на часах: арабские или римские?
  • Вы можете сказать, какого цвета носки одеты у вас на ногах?

Если вы можете ответить на все вопросы, значит вы обладаете чертами наблюдательного человека. А если нет, значит ваша наблюдательность нуждается в коррекции.

Кстати, проверить свою наблюдательность вы можете в следующем тесте:

Первое, с чего нужно начать для развития наблюдательности, это научиться внимательно относиться к предметам и осознанно их воспринимать. Развитие наблюдательности всегда происходит за счет практики и упражнений.

Кстати об упражнениях. Возьмите лист бумаги и попробуйте выполнить следующее упражнение: перечислите все предметы, которые находятся в вашей комнате не глядя на них. Запишите все, что вы вспомните, в список на бумаге. После того, как вы составите список, посмотрите вокруг: обратите внимание на предметы, которые вы не указали в листке, и добавьте их в список. Попробуйте провести такое упражнение в других комнатах своего дома и через некоторое время вы заметите как улучшается ваша наблюдательность.

Есть еще одно похожее упражнение. Вспомните улицу по которой вы ежедневно ходите на работу. Сможете ли вы перечислить все магазины и торговые места, которые на ней расположены? Попробуйте перечислить их в том порядке, в котором вы их проходите ежедневно, а затем еще раз проверьте себя. Почему бы вам затем не взяться за другую улицу и перечислить магазины там? Загляните в витрину понравившегося вам магазина и попробуйте перечислить все то, что там увидели не подглядывая.

Есть еще одно интересное упражнение для развития наблюдательности: прочтите следующую фразу и сосчитайте все буквы «ч»:

ЧЕТЫРЕ ЧУМАЗЫХ ЧЕРТЕНКА РАСЧЕРТИЛИ ЛИСТОЧКИ И ЗАПИСАЛИ НА НИХ ПО ЧЕТЫРЕ ЦИФРЫ ЧЕРНЫМИ РУЧКАМИ

Итак, что у вас получилось? А теперь попробуйте медленно сосчитать все буквы и оценить собственную внимательность.

На самом деле существует множество способов проверить уровень своей наблюдательности и, чем больше вы будете ее проверять, тем более острой она станет.

Следующие статьи курса.

Наблюдательность - свойство нашей психики, основанное на ощущении и восприятии окружающего. Именно благодаря наблюдательности мы различаем похожие друг на друга предметы, тона звуков, оттенки запахов, узнаём знакомые лица в движущейся толпе или на фотографии.

У каждого из нас она развита в той или иной степени. С самого рождения мы воспринимаем массу ощущений: тактильных, вкусовых, обонятельных. Самый же мощный канал восприятия человека - визуальный, поэтому нам с самого детства помогает зрение.

Наблюдательность - свойство ценное. Она максимально сокращает анализ любого объекта, даже при его быстром движении или смене ракурса. А значит, даёт возможность быстро реагировать на происходящие события. А ведь быстрая реакция - это порой наша собственная безопасность.

В природных условиях наблюдательность помогает человеку заметить движение животного, скрип падающего дерева, сверкание молнии. В современном городе наблюдательность - качество не менее ценное: оно вовремя предупредит нас о незакрытом люке или приближающемся автомобиле. Причём от потенциальной угрозы наблюдательность способна защитить человека не только на открытой местности: доказано, что это качество в высшей степени развито у людей, спасшихся при пожарах, землетрясениях и других бедствиях, застающих врасплох в собственном жилище.

Именно развитая наблюдательность позволила им заметить звенящие друг о друга стаканы, непривычный запах, странное поведение домашних животных.

Наблюдательность - не только залог самосохранения. Это полезное качество помогает мозгу развиваться, запуская такие процессы, как анализ, систематизация, обобщение. Люди, события, явления - всё наблюдаемое вместе со сделанными выводами переходит в наш познавательный актив. Так мы получаем тот жизненный опыт, за который младшее поколение испокон веков уважает старшее.

Тот жизненный опыт, с помощью которого мы конструктивно решаем повседневные задачи. Тот жизненный опыт, который даёт уверенность в собственных силах и психологические установки «я это могу», «мне это подвластно».

Надо ли говорить, как важно развить наблюдательность представителям современных профессий? Успешная хирургическая операция, предотвращённое преступление, мягко приземлившийся самолёт - всё это в той или иной мере зависит от человеческой наблюдательности.

Как развить наблюдательность?

Психологи советуют прививать её детям с ранних лет. Вот несколько эффективных упражнений, наглядно демонстрирующих, как развить наблюдательность в форме весёлой игры :

  1. Собравшиеся в круг дети внимательно смотрят друг на друга, после чего ведущий предлагает им за полминуты объединиться по схожим признакам (цвет глаз, волос, одежды, пуговиц, наличие веснушек или родинок).
  2. Каждому ребёнку выдаётся колокольчик или погремушка, глаза завязываются. Ведущий предлагает им объединиться по похожему звуку: ребята с погремушками - в правой части игровой комнаты, ребята с колокольчиками - в левой.
  3. Все приносят на занятие по одному личному предмету в закрытом пакете, никому его не демонстрируя, и отдают ведущему. Доставая предметы по одному, ведущий предлагает каждому представить себя Шерлоком Холмсом и проанализировать вещь (заколку, фонарик, зубную щётку). Чтобы развить наблюдательность ребят, ведущий задаёт наводящие вопросы: «Используется ли этот предмет ежедневно?», «Как именно?», «Какой характер у его владельца?» «Кому из нас, как вы думаете, он может принадлежать?»

Существуют и рекомендации, как развить наблюдательность взрослому человеку . Доказано, что успешно тренировать это свойство психики можно в любом возрасте. Вот несколько советов деятелей науки и культуры, которые и сегодня ложатся в основу различных методик и тренингов по развитию наблюдательности:

Не смотрите вокруг просто так. Воспроизводите всё наблюдаемое мысленным взором. (Леонардо да Винчи)

Поработайте над зрением, держите его в струне. Смотрите на всё с мыслью, что вам предстоит написать это красками. В трамвае, в автобусе - всюду смотрите на людей именно так. И убедитесь, что раньше не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А после вы научитесь видеть глубоко, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому. (Константин Георгиевич Паустовский)

Будьте внимательны к другому. Улавливайте движения человека, наблюдайте его в общении и взаимодействии с другими. Умейте прочесть во внешности, позе, мимике черты его характера и особенности его психологического состояния. (Сергей Леонидович Рубинштейн)

Внимательность - это одна из черт, которая помогает не только успешно справляться с поставленными задачами, но и влияет на выживаемость в определенные моменты жизни. А больше систематически невнимательных людей нас бесит разве что потный мужик, севший рядом в общественном транспорте. К счастью, есть способы, с помощью которых можно повысить свою внимательность и перестать бесить окружающих.

Диссонанс восприятия

Отличным упражнением является восприятие и чтение вслух текста, который написан разными цветами. Важно называть сам цвет, а не читать слова, причем сложность состоит в том, что слово «красный» может быть написано синим цветом, и мозг начинает нехило подтупливать в такие моменты. Как раз преодоление такого ступора и диссонанса вырабатывает внимательность и .

Круг и треугольник

Для этого упражнения понадобятся два карандаша и нехилый рассинхрон рук. Взяв в обе руки по карандашу, требуется одной рукой рисовать круг, а другой треугольник, причем необходимо соблюдать плавность линий и остроту углов. Такое упражнение не только тренирует внимательность, но и поможет развить оба полушария головного мозга.

Помни меня

Тут потребуется предмет с максимальным количеством маленьких деталей, которые необходимо запомнить. Необходимо внимательно посмотреть на него и затем убрать, пытаясь вспомнить все детали, которые присущи этому предмету. Повторять до тех пор, пока все мелочи не будут перечислены.

Найди отличия


Картинки подобного рода тренируют помимо внимательности еще и наблюдательность. Обнаруживая отличия, мозг проделывает работу, которая затачивает твою внимательность и развивает способность к обнаружению едва различимых деталей.

Прочувствовать весь спектр

Мы привыкли быстро поглощать пищу, не особо сосредотачиваясь на ее вкусе. Это упражнение потребует тщательного анализа того, что ты ешь, начиная от запаха и заканчивая улавливанием самых мелких вкусовых оттенков. Такая тренировка позволит развить внимание не только на визуальном уровне, но и на осязательном.

Найди слово


В представленной таблице из букв, расположенных в случайном порядке, необходимо составлять слова. Обычно такие таблицы бывают тематическими: слова, зашифрованные в них, относятся к какой-то одной теме, например животные, страны, профессии и так далее.

Создать дополнительную мотивацию

Приступая к делу, которым не очень-то хочется заниматься, но которое требует немалого внимания, стоит создать для себя мотивацию. Например, можно пообещать себе сходить на обед после сдачи отчета, изобилующего большим количеством цифр. Такая система позволит с большим удовольствием выполнять работу, требующую сосредоточенности и внимания.

Вообще, цвет не столь важен, но стоит сделать выбор в сторону более редкого. Идя по улице, обращай внимание на машины выбранного цвета. Такое упражнение научит концентрировать внимание на выбранном объекте или группе объектов.