Непосредственный опыт человека в качестве предмета психологии. Предмет психология. Различные представления о предмете психологии. Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии

Как ни именовали человека: иhomo sapiens (человек разумный), homo faber (человек производящий), иhomo habilis (человек умелый),homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назватьhomo communicans - человек общающийся.

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности, условием его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

Категория общения в психологии: содержание, структура и функции

Социальные контакты между людьми представлены деятельностью и общением.

Между общением и деятельностью как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является создание какого-либо материального или идеального продукта. Результатом же общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность и общение, несмотря на их различия, являются взаимосвязанными сторонами социальной активности человека. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Общение же представляет собой специфический вид человеческой деятельности. В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как формы социальной активности выступают в единстве, но в определенной ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга.

  • формирование определенных образцов и моделей поведения;
  • взаимодействие людей;
  • взаимное влияние людей друг на друга;
  • обмен информацией;
  • формирование отношений между людьми;
  • взаимное переживание и понимание друг друга;
  • формирование образа внутреннего «Я» человека.

В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

При исследовании общения в нем выделяют: содержание, цель, средства, структуру, функции и формы общения.

  • материальное - обмен продуктами и предметами деятельности;
  • когнитивное - обмен знаниями;
  • деятельное - обмен действиями, операциями, умениями;
  • кондиционное - обмен психологическими или физиологическими состояниями;
  • мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

Цель общения

Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения могут быть самыми разнообразными.

Цель общения может заключаться в нем самом, тогда общение выступает самоцелью , средством удовлетворения потребности в общении.

Цель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело с деловым общением , служащим способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга, как это представлено в личностном общении , которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.

Исчерпывающую классификацию по целям общения дать сложно, учитывая все многообразие потребностей человека (социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития, биологических и т.д.), ради удовлетворения которых люди вступают в общение.

Средства общения

Средства общения — это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Средства общения подразделяются на вербальные (словесные), представленные речью, и невербальные (несловесные), представленные жестами, мимикой, звучанием голоса, взглядом, прикосновениями и т.д.

Структура общения

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной (рис. 16).

Рис. 16. Структура общения

Перцептивная сторона общения — процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.

Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного.

Функции общения

Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.

Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция , в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общении имеет свою специфику:

  • во-первых, обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства);
  • во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Роль и интенсивность общения в современном обществе возрастают: постоянно увеличивается число людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. В свое время прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения.

Сущность общения и его формы

Источником потребности в общении является коллективистская, социальная природа человека, свойственная ему потребность не только к индивидуальной, но и к совместной деятельности. Именно эта данная человеку природой родовая особенность и помогла ему выжить и утвердиться среди других более физически сильных, чем человек, животных.

Признается, что одной из национальных особенностей русских людей является как раз высокий уровень развития у них этого качества. Русские мыслители называли его общинностью, соборностью, дружинностью, братством (А.С. Хомяков, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров и др.). Именно эта национальная черта русского духа помогала России устоять в самые трагические моменты ее истории. В этом духе коллективизма видели деятели русской культуры одно из главных отличий русского самосознания от западной культуры, основой которой является дух индивидуализма. Конечно, на рубеже XX-XXI вв., в годы постсоветских реформ, эта особенность русской духовности значительно ослабла, хотя, по-видимому, и не исчезла совсем.

— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между отдельными людьми и их группами. Этот процесс порождается потребностями людей в совместной деятельности, которая многократно умножает их силы. В общении выделяются три составляющие:

  • коммуникативная сторона или обмен информацией;
  • интеракции или обмен действиями:
  • взаимная перцепция или восприятие и оценка партнера.

Все три стороны общения способствуют оптимизации совместной деятельности людей, ведут к сближению, а также развитию и совершенствованию их личных качеств.

Однако это сближение имеет свои пределы, границы. Оно не может быть беспредельным, потому что как бы ни сближались люди друг с другом в процессе их взаимодействия, они тем не менее всегда остаются отдельными системами и по своим интересам, и по формам поведения.

Каждая личность, в каком бы тесном контакте с другими людьми она ни находилась, сохраняет свою физическую и духовную автономию, самобытность, оставаясь, как говорили древние. «микрокосмосом». т.е. целым миром уникальных мыслей, чувств, интересов.

Поэтому любые контакты, общение людей редко протекают без трудностей, проблем, конфликтов. Эти проблемы возникают как в малых социальных группах, семье, в трудовых коллективах, так и на уровне общества в целом, между большими социальными группами, классами и этносами. И разрешаются эти проблемы и трудности опять-таки только в процессе того же общения, в котором могут участвовать и управленческие структуры различного уровня.

В связи с множеством трудностей и конфликтов, возникающих в ходе взаимодействий людей, формы человеческого общения оказываются бесконечно многообразными.

Формы общения классифицируются на основе разных критериев. Так, если за основу классификации взять критерий направленности общения , то его можно подразделить на два вида:

  • общение по вертикали , например между родителями и детьми, начальником и подчиненными;
  • общение по горизонтали, примером которого может служить общение братьев, близких по возрасту; общение коллег по работе, равных по статусу.

Если же за базу классификации видов общения взять характер его целей , то в качестве его форм можно выделить:

  • общение как самоцель . например общение между друзьями, родственниками;
  • общение как средство достижения какой-то внешней по отношению к нему цели: именно таким является любое деловое, в том числе управленческое, педагогическое общение. Здесь цель находится за пределами самого процесса общения: она состоит в достижении целей организации, предприятия, учебного заведения и т.д. И наконец, можно выделить разновидности общения и по критерию состава его участников.

Тогда основные типы общения будут выглядеть следующим образом:

  • общение по схеме «человек-природа» , примером которого могут быть такие занятия, как охота, рыбалка, туризм, отдых на даче, общение с домашними животными и т.п.
  • общение по схеме «человек-вещь», характерными примерами которого является исполнительская деятельность в сфере материального производства, торговли, такие занятия, как коллекционирование; эта форма общения может принимать болезненные формы в виде чрезмерной страсти к приобретению и накоплению вещей, так называемый «вещизм»:
  • общение по схеме «человек-человек », являющееся наиболее психологически насыщенным и сложным. Поскольку эта форма общения отличается особой одухотворенностью, динамизмом, живостью, о ней иногда говорят как о высшей роскоши, доступной человеку. Но с этой же формой общения связаны и наибольшие сложности общения.

Множество разнообразных проблем возникает в процессе семейного общения, а также в ходе взаимоотношений людей в трудовых коллективах Известно, что «сквозной» функцией руководителей трудовых коллективов является психологическое воздействие на отдельных работников и группу в целом, их побуждение к активной деятельности по достижению целей организации в процессе постоянного и многообразного управленческого общения с людьми.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Общение понимается очень широко: как такая реальность человеческих отношений, которая представляет собой специфические формы совместной деятельности людей. общение рассматривается как форма совместной деятельности. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения (А.Н. Леонтьев). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности (А.А. Леонтьев).

В большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)».

Многие авторы (К.А. Абульханова-Славская; А.А. Леонтьев; К. Обуховский) подчеркивают, что общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Вслед за взаимной направленностью действий людей при общении наиболее важной его характеристикой служит активность (субъектность) каждого его участника.

концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым и развиваемая А.В. Запорожцем (1978), Д.Б. Элькониным (1960, 1978). С точки зрения указанной концепции деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов.

Структурные компоненты коммуникативной деятельности выглядят следующим образом:

Предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект (Возрастные и индивидуальные... 1967).

Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке. Коммуникативные мотивы - то, ради чего предпринимается общение.

Действие общения - единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действия.

Задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.

Средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются действия общения.

Продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. К ним относится прежде всего тот «общий результат», о котором мы упоминали в определении общения.

В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения).

Информационные подходы . Были развиты в основном в 30-е - 40-е годы. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» - сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.

Теоретические основания подхода базируются на трех основных положениях:

  • содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т. д.);
  • человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки (в форме мыслей, эмоций, установок);
  • принятие аристотелевской и ньютоновской картины мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.

В рамках информационного подхода существуют два основных направления исследований.

Первое направление занимается теорией и практикой обращения или изменения сообщений е различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей декодировкой.

Первоначальная модель состояла из 5 элементов: источник информации, передатчик информации (шифратор), канал для передачи сигналов, приемник информации (дешифратор), получатель информации (место получения информации). Считалось, что все элементы организованы в линейном порядке. Дальнейшие исследования позволили улучшить первоначальную схему. Были введены разграничения между «сообщением» как таковым и «источником» и введены важные дополнительные понятия: «обратная связь» (отклик получателя информации, дающий возможность источнику кодифицировать и корректировать последующую передачу информации); «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу); «избыточность» или «дублирование» (излишние повторения в кодировании информации для того, чтобы сообщение могло быть корректно декодировано); «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно достигает шифратора или покидает дешифратор).

Второе направление исследований возникло в 60-х годах. Основным предметом этого направления явился анализ социально организованных условий для циркулирования информации между членами конкретной социальной группы или в межличностных взаимодействиях, включая диадические. Основные исследования в этой области были выполнены И. Гофманом (1963,1969, 1975),

В своих исследованиях Гофман разработал и использовал для анализа общения модель коммуникационного обмена, состоящую из 4 элементов:

  • коммуникационные условия или условия общения, устанавливаемые индивидами в конкретных ситуациях социального взаимодействия (например, прямое, непосредственное-непрямое, опосредованное, симметричное-асимметричное передавание сообщений);
  • коммуникационное поведение или стратегия общения, которые используют участники общения во взаимоотношениях друге другом;
  • коммуникационные ограничения, включающие экономические, технические, интеллектуальные и эмоциональные факторы, ограничивающие выбор участниками общения той или иной стратегии;
  • основы или критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.

Интеракциональные подходы . Были развиты главным образом в 60 - 70-е годы. В интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.). Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах); поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше - функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии); положения обшей теории систем, вводящей в исследовательский инструментарий и концептуальный аппарат такие фундаментальные понятия как «система», «динамическое равновесие», «саморегуляция» и «программа».

пять наиболее важных моделей.

Лингвистическая модель , предложенная в начале 60-х годов (Р. Бёдвистел, 1970) для невербального общения. Одно из основных положений модели - несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же ограниченного репертуара или набора, состоящего из 50-60 элементарных движений и поз тела человека.

Модель социального навыка (М. Аргайл, А, Кендон, 1967). Эта модель опирается на положение о том, что межличностные трансакции (коммуникационные акты), подобно другим видам социальных умений и навыков (например, вождение автомобиля, танцы, игра в карты и т. п.), иерархично организуются и формируются посредством серии простых, целенаправленных, но часто пробных и допускающих двоякое толкование шагов, т. е. высказывается идея научения общению в самом общении.

Равновесная модель (М. Apгайл, Дж. Дин, 1965). Модель опирается на положение о том, что взаимодействующие участники всегда стремятся поддержать определенный общий баланс различных форм своего поведения в связи с присутствием и активностью других лиц в ситуации, Т. е. любое изменение в использовании поведения типа X обычно всегда компенсируется соответствующими изменениями в использовании поведения типа У и наоборот (например, диалог-монолог, сочетание вопросов и ответов).

Программная модель социального взаимодействия (А. Шефлен, 1968). Общая структура межличностной встречи или ситуации взаимодействия (и синхронная, и диахронная) порождается благодаря действию, по крайней мере, трех видов программ: первый вид программы имеет дело с простой координацией движений; второй - контролирует изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности; третья программа модифицирует сами процедуры изменений, то есть управляет комплексной задачей метаобщения.

Системная модель (А. Кендон, 1977) рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом межличностной трансакции. первая - это система поведения, управляющая обменом речевых высказываний; вторая - это система поведения, управляющая главным образом использованием пространства и территории взаимодействия.

Реляционный подход . Этот подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов (Р. Бёдвистел, 1968; Г. Бэйтсон, 1973).

социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений.

Согласно этому подходу, нельзя сказать, что люди, животные или другие организмы вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого иди нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти.

Три направления теоретических исследований оказались инструментальными и способствовали появлению реляционной теории коммуникаций: а) кибернетика и теория общих систем; б) теория логических типов, которая идентифицирует разрывы непрерывности между различными уровнями абстракции (например: «индивид-общение», «индивид-взаимоотношения» и т.д.); в) биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания.

Социальная психология: конспект лекций Мельникова Надежда Анатольевна

1. Понятие общения

1. Понятие общения

При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.

Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры.

Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли.

Поведение каждого участника ограничено экспектациями, обусловленными культурными нормами.

Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами.

Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт.

Характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен.

Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.

Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции.

В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скоро забываются.

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации.

Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов.

Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.

Конвенциальные роли стандартизованы и безличны.

Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их предпочтений.

В отличие от конвенциальных ролей, большинству межличностных ролей не обучаются специально.

Каждый развивает свой собственный тип обращения.

Хотя нет совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.

Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы типичные межличностные роли.

Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник.

В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу.

В семье, например, конвенциально определены отношения между матерью и сыновьями.

Участвующие в согласованном действии люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов.

Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, являющимися объектом социального контроля.

В то же время особая личностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.

Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.

Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.

В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения ); взаимодействие (интерактивный аспект общения ); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения ).

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи.

Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.

Непосредственное общение может быть формальным и межличностным .

Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.

Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.

Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

К особому виду общения относится массовое общение , определяющее социальные коммуникативные процессы.

Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.

Массовое общение может быть прямым и опосредованным.

Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует.

У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.

Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.

Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания.

Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»).

Следующий уровень общения – информационный .

Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).

Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.

Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Функций общения определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Мудрик ); установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович ); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный ); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко ) и др.

Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций.

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности.

В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности.

Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы.

Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами.

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество.

Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Понятие технологий эффективного общения и их основное содержание Под технологиями эффективного общения мы будем понимать такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению. Для

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора

1. Понятие общения При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

17. Понятие и виды общения При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители кон-венциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Ковенциальные роли предполагают действия людей как единицу социальной

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

1. Понятие девиации Девиация – это нарушение норм, ценностей, культурных традиций того сообщества, в котором существует (работает) индивид. Формами девиаций могут выступать и алкоголизм, и наркомания, и воровство, пока эти явления не переходят грань с делинквентностью –

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

ГЛАВА 1 Понятие общения Основное внимание в книге сосредоточено на изложении разработанного нами представления о возникновении общения с окружающими людьми и о его развитии в последующие 7 лет жизни ребенка.Но прежде чем приступить к рассмотрению генезиса общения,

Из книги 50 упражнений для развития способности жить настоящим автора Левассер Лоранс

Функции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко

Из книги Язык и разум человека автора Леонтьев Алексей Алексеевич

Понятие формы общения Изменения отдельных аспектов, характеризующих развитие разных структурных компонентов общения – потребностей, мотивов, операций и пр., – в совокупности порождают интегральные, целостные образования, представляющие собой уровни развития

Из книги Практикум по наблюдению и наблюдательности автора Регуш Людмила Александровна

Из книги Как воспитать волю и характер автора Рувинский Леонид Изотович

5. Радость интимного общения или общения в компании Благодаря упражнениям предыдущих разделов вы усовершенствовали свои физические и интеллектуальные способности, а также смогли свежим взглядом взглянуть на мир, оценив его красоту.Но среда, в которой мы живем, не

Из книги СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ автора Роджерс Карл Р.

Слово и понятие Понятия собаки и лопаты закреплены в определенных словах - «собака», «лопата». Но совершенно не обязательно, и было бы очень серьезной ошибкой, отождествлять (как это иногда делается) понятие и значение слова.Во-первых, понятие может быть выражено не

Из книги автора

3.1. Понятие наблюдательности Одна из самых полных работ, посвященных наблюдательности, «Воспитание наблюдательности школьников», где заложены основы для практической работы по ее развитию, написана Б. Г. Ананьевым еще в 1940 г. Но, к сожалению, разработка путей развития

Из книги автора

Понятие воли Процесс самовоспитания тесно связан с волей. Достаточный уровень развития воли - необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств

Из книги автора

Понятие конгруэнтности Основополагающим для многих положений, которые я хочу изложить, служит термин "конгруэнтность" (согласованность, соответствие). Это понятие было разработано для описания группы явлений, которые важны в психотерапии и во всех межличностных

Во время реализации функций общения возникает много его видов, которые классифицируют по различным признакам.

1. По результативности совместного взаимодействия и достигнутым эффектом выделяют следующие виды общения:

Необходимо. Речь идет о межличностные контакты, без которых совместная деятельность становится невозможной;

Желательно. Предполагает межличностные контакты, способствующие успешному решению производственных, воспитательных и других задач;

Нейтральное. При таких обстоятельствах межличностные контакты не мешают, но и не способствуют решению задач;

Нежелательно. Межличностные контакты, затрудняющие достижение задач совместного взаимодействия.

2. За непосредственностью контактов различают межличностное и массовое общение. Речь идет о том, что участниками общения могут быть как конкретные индивиды, так и опосредованные группы людей.

Межличностное общение оказывается в непосредственных контактах, которые определяются и регулируются всей системой общественных отношений, условиями общественного производства, интересами людей и групп. Поэтому его еще называют прямым, непосредственным общением в отличие от опосредованного массового.

Массовое общение является анонимным, направленным не на конкретного индивида, а на массы людей, и осуществляется чаще всего с помощью средств массовой коммуникации. Одно из условий его - некая пространственно-временная дистанция. Поэтому общение в основном одностороннее, поскольку человек может только воспринимать информацию от других генераций, обществ, эпох, но не может им ее передавать.

3. По типу отношений между участниками взаимодействия выделяют монологическую и диалогическую общения.

Монологичное общение предполагает одностороннее направление информации, когда один из участников взаимодействия излагает свои мысли, идеи, чувства, не ощущая при этом необходимости в обратной связи с партнером. Чаще всего это происходит при позиционной неравноправия партнеров по общению, когда один из них является влиятельным лицом, наделенным активностью, усвідомлюваними целями и правом их реализовать. Собеседника он воспринимает как личность пассивную, которая имеет цели не столь значимы, чем его. При таких условиях происходит субъект-объектное общение.

Диалогическое общение предполагает отношение к другому человеку как к ценности, неповторимой индивидуальности. Речь идет о взаимоотношениях индивидов как активных субъектов, когда каждый участник относится к своему партнеру не как к объекту, и, адресуя ему информацию, анализируя его мотивы, цели, установки, надеется на адекватную реакцию и инициативу. Диалогический вид общения помогает человеку открыть отличную от своей собственной реальность, то есть реальность другого человека, его чувств, представлений, мыслей, реальность окружающего мира. Поэтому его часто называют гуманистическим общением, которое характеризуют следующие принципы (Кол. Роджерс):

Конгруэнтность (лат. - соответствие, согласованность) партнеров по общению. Речь идет о соответствии социального опыта, его осознание и средств общения участников взаимодействия;

Доверчивое восприятие личности партнера. При таких условиях актуальным является оценка качеств и черт собеседника, поскольку доминирует восприятие его как определенной ценности;

Восприятие другого участника взаимодействия как равного, имеющего право на собственную точку зрения и решения. Речь идет не о фактическом равенстве партнеров, особенно в ситуациях, где оказывается различная социальная позиция (учитель - ученик, врач - пациент и т. п), а о равенстве людей в их человеческой сущности;

Проблемный, дискуссионный характер общения. Это означает, что разговор должен происходить на уровне позиций, а не на уровне догм;

Персонифицированный характер общения. Это разговор от имени собственного „Я": "Я так думаю", "Я уверен" и проч.

Гуманистическое общение является наиболее приемлемым, учитывая производительность межличностных контактов.

Отечественная психология рассматривает диалог (разговор между двумя или несколькими лицами) в таких плоскостях:

Первичная, родовая форма человеческого общения, которая определяет полноценность психического развития личности;

Ведущая детерминанта развития личности, что обеспечивает функционирование механизма интериоризации, когда внешняя первичное взаимодействие переходит "внутрь" человека, определяя этим ее индивидуальное психологическое своеобразие;

Принцип и метод изучения человека, которые реализуются путем реконструкции содержания внутренних смысловых полей субъектов диалогического взаимодействия;

Коммуникативный процесс, разворачивающийся по своим законам и внутренней динамикой;

Определенное психофизическое состояние, которое функционирует в меж-личностном пространстве людей, которые общаются; это состояние является близким к инфантильного переживания состояния эмоционального комфорта во время физического контакта матери и ребенка;

Высший уровень организации отношений и общения между людьми, который органично близок к первичной природе человеческой психики, а потому оптимальным для нормального психического функционирования и личностного развития людей, реализации их потребностей, стремлений, намерений;

Наиболее эффективный метод педагогических, идеологических, интимных, психокорекційних и других воздействий;

творческий процесс совместного поиска истины, красоты, гармонии.

Две личности в состоянии диалога образуют общее психологическое пространство, временную продолжительность, единую эмоциональное событие, когда воздействие перестает существовать, уступив место психологическому единству субъектов, в котором разворачивается творческий процесс взаєморозкриття, возникают условия для саморазвития. Итак, диалог-это равноправное субъект-субъектным общением, которое имеет целью взаимопознания, а также самопознание и саморазвитие его участников.

Именно в диалогическом общении, по мнению русских мыслителей Михаила Бахтина (1895-1975) и Александра Ухтомского (1875-1942), проявляется уникальность человеческой личности. По словам Н. Бахтина, только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается "человек человеку" как для других, такие для себя. А. Ухтомский утверждал, что человек воспринимает реальность такою, каковы его доминанты (главные направления ее деятельности). То есть индивид видит вокруг не людей, а своих двойников, на которых и направляет свои идеи. В таком переключении доминанты человек приобретает свое "лицо", свою неповторимую индивидуальность.

Определенную научную проблему составляет понимание сущности диалога. Одни ученые рассматривают его как непосредственное речевое общение двух людей, подчеркивают его специфичность, которая заключается в том, что процесс общения разворачивается благодаря совместным усилиям двух субъектов. Другие доказывают, что взаимодействие двух субъектов еще не означает диалог, ибо он возникает только там, где есть взаимодействие двух разных смысловых позиций, которые могут принадлежать двум лицам, так и одной. Эти утверждения не столько противоречат, как дополняют друг друга. Социально-психологическое содержание диалогического общения заключается в обеспечении взаимодействия, взаимосвязи, взаимоотношений, совместной деятельности людей, передаче от поколения к поколению форм культуры, норм, традиций, социального опыта. Важными условиями является его полноценность И принципиальное равноправие участников взаимодействия, независимо от их возраста, социального статуса, уровня знаний и опыта. Диалогичность общения предполагает признание за собеседником права на собственное мнение, позицию, которую он должен обосновать.

Достичь диалогического взаимодействия можно только за доверия, положительного личностного отношения друг к другу, попытки каждого чувствовать психологическое бытие партнера как собственно. Диалогические отношения являются оптимальным психологическим фоном организации контактов, к которому должны стремиться люди и который при адекватной внешней репрезентации и внутреннем принятии обеспечивает взаєморозкриття их участников.

4. По продолжительности взаимодействия различают длительное и кратковременное общение. Одни люди заранее настроены на определенную продолжительность взаимодействия, пытаясь не допустить того, чтобы общение их поглотило. Другие - в каждом акте коммуникации ищут Возможности для расширения сферы контакта, продолжая общение. Когда подвержены кратковременного общения индивиды оказываются в ситуации, что требует длительного взаимодействия с одним или несколькими собеседниками, они чувствуют себя некомфортно, не знают, чем заполнить паузы, быстро " истощаются". Подобное происходит и в теми, кто склонен к долговременным контактам: в ситуации жестко регламентированной взаимодействия им приходится постоянно блокировать свою потребность в получении дополнительной информации от партнера по общению.

К особой категории относится конфликтное общение, которое характеризуется столкновением различных взглядов, интересов и действий людей и групп. Влечет его противоречие, что представляет существенные потребности, стремления, интересы, цели, статусно-ролевые параметры участников взаимодействия. Опасность такого общения заключается в наполненности негативными эмоциями, стрессами, переживаниями, разочарованиями и тому подобное. Психологическая его цена чрезвычайно высока. Во время конфликта изменяется система отношений и ценностей, люди по-другому начинают воспринимать реальность, прибегать к не свойственных им действий. Чтобы управлять конфликтной ситуацией, необходимо знать психологический механизм конфликтов, учитывать, что во взаимодействии всегда е источники и причины для их возникновения.

Конфликтное общение в деловой сфере связано с самыми разнообразными последствиями как для организации, так и для работников. Однако попытка избежать конфликта может привести к снижению эффективности труда, ухудшение морально-психологического климата в группе, или и к деструктивным изменениям. Это особенно вероятно тогда, когда вспыхивает борьба прогрессивного с отжившим или несправедливыми действиями. Если в процессе взаимодействия партнеры сознательно решаются на разрешение противоречий конфликтным путем, это, как правило, имеет следствием ощутимые психологические потери - обиды, переживания людей, негативные социальные установки, а также сказывается на деловых взаимоотношениях, парализует работу организации. Правда, бывают ситуации, когда именно конфликтное общение помогает решить проблемы. Однако не каждое разногласие перерастает в конфликт. Часто люди, имея различные взгляды, суждения о определенную проблему, продолжают слаженно работать.

Итак, с одной стороны, конфликты создают напряженные отношения в коллективе, переключают внимание сотрудников с непосредственных забот производства на выяснение отношений, негативно сказываются на их нервно-психическом состоянии, а с другой - нередко проявляют и творческую силу, поскольку их преодоление способствует улучшению условий труда, технологий, партнерских отношений* Позитивная роль конфликтного общения может заключаться и в росте самосознания его участников. Такими последствиями завершаются, как правило, социально значимые конфликты. Часто именно конфликт формирует и утверждает ценности, объединяет единомышленников, является эффективным средством безопасного и даже конструктивного высвобождения эмоций.

Значительный интерес для социальной психологии представляют деловое, неформальное, законченное и прерванное, насильственное и ненасильственное общение, а также общение со знакомыми и незнакомыми людьми.