Лев яковлев для лены. Чтение по ролям. Материал для учителя

Предмет: литературное чтение

Класс : 3

Тема урока : Л.Яковлев «Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол».

Цель урока : учить обнаруживать причины смешного в коротких поэтических текстах, приемы, которые делают текст смешным.

Задачи урока:

    обнаружить и обсудить те приёмы, которые делают текст смешным: необычный взгляд на мир, противопоставление ожидания и реальности, начала и конца высказывания;

    развивать у учащихся умение формулировать цели и задачи урока и планировать свои действия в соответствии с ними;

    использовать воспитательные возможности текстов стихотворений для формирования нравственных качеств учащихся.

Планируемые результаты:

    Предметные: совершенствовать умения выразительно читать; учить анализировать поведение и характер героя стихотворения; закреплять умения разгадывать секреты смешного в литературном произведении и анализировать поведение и характер героя стихотворения

    Личностные: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

Тип урока : получение новых знаний

Оборудование: учебник Чуракова Н.А., 2 часть, презентация к уроку, карточки, словари «Фразеологический», «Толковый», смайлики

1.Организационный момент

(настрой на работу, быстрое включение учащихся в учебный процесс)

(СЛАЙД 1)

Добрый день, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуем их. Я рада видеть тебя. Прошу садиться. Я готова начать урок и поэтому показываю тебе вот этот знак (открытые ладошки). Ответь этим же знаком, если хочешь со мной работать. Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей.

(СЛАЙД 2)

Литературное чтение

прекрасный урок,

Много полезного

в каждом из строк

Стих это будет,

сказка, рассказ-

Вы учите их – а они учат вас!

2.

П р оверка выполнения домашнего задания (чтение стихотворения наизусть)

Вы услышали звонок, Вам сказал он: «На урок!» Что ж, его пора начать И заданье проверять. Мы послушаем сейчас домашнее задание у вас.

Какое домашнее задание было?

(Чтение стихотворения наизусть.)

Проверка дом задания.

3. Постановка учебных задач

(формулирование и согласование темы, цели и задач урока)

Ну, проверь-ка ты, дружок,

Всё ль на месте, Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

На уроке только «пять».

-Оглянись вокруг:

если увидишь лицо без улыбки,

улыбнись сама.

Что ты заметила?

Нам ответили улыбкой.

Как ты думаешь, почему мне захотелось начать урок с этих слов?

Чтобы создать хорошее настроение

И потому что мы изучаем большой раздел

Какой большой раздел мы продолжаем изучать?

(СЛАЙД 3)

- «Продолжаем разгадывать секреты смешного»…

Какую долговременную цель при изучении этого раздела мы поставили перед собой?

Постараться разгадать секреты смешного в литературных произведениях.

Удалось ли нам уже открыть какие-то секреты смешного? Почему и над чем смеётся человек?

4.Изучение нового материала.

Хочешь разгадать секреты в других произведениях?

Сегодня мы продолжим разгадывать секреты смешного, а по­могут нам в этом поэты. Узнаем их имена и фамилии и названия их произведений.

Для этого нам нужно отгадать загадку

Отгадка спрятана в названии нашей большой теме и написана на карточках, но буквы перепутаны, нужно составить слово и перевернуть карточки

Какая тема урока? (Л.Яковлев «Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол».)

(СЛАЙД 4)

Какие цели мы ставим перед собой? (Открыть секреты смешного в поэтических текстах.)

Каким образом мы это сделаем?

Для чего это нам нужно?

Чтобы лучше их понимать, правильно, выразительно читать. Понимать шутки окружающих, уметь шутить самим.

Думать, спорить, размышлять!

Вот этим мы с тобой и займемся.

Знакомимся с первым стихотворением и его автором.

Находим по содержанию в учебнике, на какой странице находится стихотворение Льва Яковлева «Для Лены».

Лев Григорьевич Яковлев – очень веселый человек, который живет в Москве, 1954 г– поэт – изобретатель. Он изобрел новый жанр – частушки про ребят, которые вот уже пару десятков лет повторяет детвора, причем эти короткие стишки многие принимают за народные: На уроках наша Лена не поет и не шумит. Но визжит на переменах и гремит, как динамит.

Детство – это действие, и стихи Льва Яковлева позволяют нам это вспомнить, оказаться в том блаженном времени, когда энергия переполняет тебя и душа хочет выпрыгнуть из тела. Лев Яковлев делал передачу «Детские анекдоты», издавал смешной журнал «Вовочка». Войдите в мир Льва Яковлева – и вы увидите, сколь празднична наша жизнь. Поэт с большим вниманием смотрит вокруг и порой подмечает просто удивительные вещи.

(СЛАЙД 6,7,8)

Хочешь познакомиться с его стихами?

Сейчас прочитаю стихотворение, а ты внимательно слушаешь.

    Вам понравилось стихотворение? Чем?

    Герой-рассказчик.)

    Что можете о нем сказать? (Герой-рассказчик хочет привлечь к себе внимание девочек-одноклассниц.)

    Перечитайте стихотворение и найдите нужные строчки.

Как ты можешь объяснить слово шут?

Где мы можем посмотреть объяснение этого слова?

На какую букву будем искать?

Шут гороховый – это какое выражение?

Устойчивое выражение?

Посмотрим что оно обозначает?

Читаем в учебнике после стихотворения разговор ребят.

    Что же возмутило Мишу Иванова?

    Почему все рассмеялись? Догадались? (Очевидно, Миша тоже хотел кому-нибудь понравиться и действовал подоб­ным образом, привлекая к себе внимание; своим возмущением он себя выдал.)

    Можете разгадать секрет смешного в этом стихотворении? Что же делает его смешным? (Примерный ответ. Смешно потому, что герой рассчитывает на одну реакцию - хотел вызвать восхищение своими подвигами, а получает совсем другую - Лена назвала его шутом. Смешно и то, что фа­милия героя - Горохов - совпадает с обидным прозвищем «шут гороховый», и это вызывает улыбку. Смешно потому, что мальчик не сделал никаких выводов и принялся завое­вывать внимание другой девочки тем же способом.)

    Чтение по ролям.

Хотите познакомимся еще с небольшими стихотворениями Льва Яковлева?

Самостоятельная работа

Что стряслось?

Что стряслось на белом свете,

Что за топот, что за крик?

Это Пете, это Пете

Не купили грузовик.

Воспитанная собака

У воспитанной собаки

Нету времени для драки.

Нужно ей решать примеры,

Перепрыгивать барьеры,

Приносить мячи в зубах,

Танцевать на двух ногах,

Застилать свою кровать

И котов дрессировать.

5.Физминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

(Михаил Яснов «Подходящий угол».

(СЛАЙД 9)

Яснов Михаил Давидович 8 января 1946 г– замечательный петербургский поэт, стихи которого в большинстве своем написаны для детей и о детях. Чистые ясные строки, пронизывающие до глубины души своей искренностью и добротой, легко нашли своих почитателей среди аудитории всех возрастов. Герои увлекательных произведений поэта – обычные ребятишки, живущие рядом с нами. Ласковые, непоседливые, наблюдательные и веселые, они знакомятся с внешним миром, совершают интересные открытия, пытаются делать самостоятельные шаги и ищут свой собственный жизненный путь. «Я расту», «Я учу котенка», «Я помогаю на кухне», «Я мою руки», «Я рисую грозу» - названия стихотворений Михаила Яснова словно говорят голосами ребят, с которыми автор слит воедино. Поэт, словно фокусник, превращает разнообразные жизненные сюжеты в веселую непредсказуемую игру, захватывающую читателя в свой водоворот.

(СЛАЙД 10,11,12)

Как ты думаешь, о чем будет это стихотворение?

Прочитаем и узнаем, так ли это?

Прочитайте стихотворение про себя. Теперь выразительно.

    Подтвердились ли ваши предположения?

    Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик - това­рищ Вовки.)

    Что с ними случилось? За что их наказали? (Они болтали и спорили на уроке, мешая всем.)

    Как чувствует себя герой-рассказчик, стоя в углу? Докажите словами из текста.

(Чтение текста на с. 50.)

    Сможете ответить на вопрос Анишит Йокоповны?

    Найдите строчки, в которых герой говорит о своем преиму­ществе перед другом. Что же вызывают эти строчки: зависть или смех?

    Что значит «благодать»?

    Что означает это слово?

    Где можно посмотреть?

    Найдите противопоставление слову «благо­дать». («В углу стоять».)

    А в чем еще выражается противопоставление? (Счастливый герой-рассказчик и несчастный Вовка, который бессмысленно проводит время в пустом углу.)

    Что можете сказать о герое-рассказчике?

  • Хотите познакомимся еще с небольшими стихотворениями Михаила Яснова

Самостоятельная работа (читает стихотворение и находит смешное)

Михаил Яснов

ССОРА
Два задиры поругались,
Раздружились, отвернулись,
Но украдкой обернулись,
И вовсю расхохотались!

ВОСКРЕСНАЯ УБОРКА

Утром пыль вскричала:
- СОС!..
И попала
В пылесос.

6.Творческое задание

Текст и слова-рифмы стихотворения записаны на листочке. Вставить слова в текст стихотворения.

Я взрослею

Попробуй восстановить текст стихотворения Михаила Яснова по рифмам:

Скуп, зуб, груб, зуб, суп, зуб, губ, зуб.

Я на слова сегодня ……..
День длится -
Не кончается...
А у меня молочный ……….
Качается, качается!
Вокруг шумят:
«Он просто …………»,
И мама огорчается.
А у меня молочный ……….
Качается, качается.
Любимый мой молочный …………
Не съел -
Не получается:
Ведь у меня молочный ………..
Качается, качается.
Нет, не могу разжать я ………………..!
А что ещё мне выпадет?
Молчу.
Раскачиваю ………...
Ещё чуть"чуть - и выпадет!
Ура!
Он выпал наконец!
Теперь я больше не юнец!
Я рашпрощалша ш прошлым
И штал ужашно вжрошлым!

Что ты можешь сказать про слова, которые ты вставляла в стихотворение? На какое они правило?

Парный звонкий и глухой согласный.

7. Рефлексия. Подведение итогов урока

    С какими произведениями вы познакомились?

    Вам они понравились?

    Какие секреты смешного помогли нам раскрыть авторы?

    Какой момент урока показался вам наиболее интересным?

    Что вызвало затруднения?

(СЛАЙД 13)

    Как ты оценишь свою работу?

    Нарисуй улыбку на смайлике.

Слушаем музыку.

(СЛАЙД 14)

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

8.Домашнее задание

    Подготовить выразительное чтение стихотворений.

    Выучить наизусть одно из них (по выбору).

Откройте стр 55.

Прочитайте название стихотворения М.Бородицкой на стр.55.

О чем оно вам говорит? Подберите ассоциации к слову «контрольная». (Волнение, переживание, успех, неудача, размышление, старание, отметка).

Послушайте аудио воспроизводство

Вам было смешно? Кто нам рассказал эту историю?(автор, от слов ребенка))

Прочитайте начало Мишиного высказывания на стр.56.

Можете продолжить? (Смешно, что герой разговаривает со своей головой, как с отдельным персонажем).

Рассмотрите иллюстрацию на стр.55. Кто из ребят герой стихотворения?(ученик за 1 партой)

Как вы догадались?(по нему видно что не чего не получается, держится за голову, думает, размышляет, а еще у него грустное лицо)

Прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните строчки, которыми можно подписать эту иллюстрацию.

Каким представлен герой стихотворения?

Прочитайте мнение Кости Погодина о герое. Каким видит героя Костя? (Хитрым и изобретательным).

Продолжите фразу: «Что он только ни придумывает, чтобы… (…заставить свою голову думать»).

Что же придумал герой? Зачитайте нужные строчки.

Прочитайте слова Анишит Йокоповны

(Анишит Йокоповна интересуется, с чем связано то, что герой от уговоров перешел к угрозам. Никак не решить задачу, голова отказывается думать, и он решил её припугнуть).

Что значит «по макушке»?

В чем же секрет смешного в этом произведении? (Герой относится к своей голове, как к живому существу)

Что вы знаете про этого, поэта?

Лев Яковлев – поэт – изобретатель. Он изобрел новый жанр – частушки про ребят, которые вот уже пару десятков лет повторяет детвора, причем эти короткие стишки многие принимают за народные: На уроках наша Лена не поет и не шумит. Но визжит на переменах и гремит, как динамит.

Детство – это действие, и стихи Льва Яковлева позволяют нам это вспомнить, оказаться в том блаженном времени, когда энергия переполняет тебя и душа хочет выпрыгнуть из тела. Лев Яковлев делал передачу «Детские анекдоты», издавал смешной журнал «Вовочка». Войдите в мир Льва Яковлева – и вы увидите, сколь празднична наша жизнь. Поэт с большим вниманием смотрит вокруг и порой подмечает просто удивительные вещи.

Сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушаете, и догадайтесь в чем секрет смешного.

Чем вам понравилось стихотворение?

Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик)

Что можете о нём сказать? (Г-рассказчик хочет привлечь к себе внимание девочек – одноклассниц).

Перечитайте стихотворение и найдите нужные строчки. Что же возмутило Мишу Иванова?

Почему все рассмеялись? Догадались? (Очевидно Миша тоже хотел кому-нибудь понравится и действовал подобным образом, привлекая к себе внимание; своим возмущение он себя выдал).

Какой секрет смешного скрыт в этом стихотворении? Что же делает его смешным? (Смешно потому, что герой рассчитывает на одну реакцию – хотел вызвать восхищение своими подвигами, а получает совсем другую – Лена назвала его шутом. Смешно и то, что фамилия героя – Горохов – совпадает с обидным прозвищем «шут гороховый», и это вызывает улыбку. Смешно потому, что мальчик не сделал никаких выводов и принялся завоевывать внимание другой девочки тем же способом).

Хотите ознакомиться с ещё одним стихотворением и разгадать его секрет?

Чьи предположения подтвердились, поднимите руку.

Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик – товарищ Вовки).

Что с ним случилось? За что их наказали? (Они болтали и спорили на уроке, мешая всем).

Как чувствует себя герой-рассказчик, стоя в углу? Докажите своими словами из текста.

Сможете ответить на вопрос Анишит Йокоповны?

Найдите строчки, в которых герой говорит о своем преимуществе перед другом.

Что значит «благодать»?(дар для человека от Бога )

А в чем ещё выражается прием контраста? (Счастливый герой-рассказчик и несчастный Вовка, который бессмысленно проводит время в пустом углу).

Цель: учить обнаруживать причины смешного в коротких поэтических текстах, приемы, которые делают текст смешным: необычный взгляд на мир, противопоставление ожидания и ре­альности, начала и конца высказывания.

Ход урока

I. Организационный момент

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

Какой секрет смешного нам помогла открыть Ирина Пи­воварова? (Смешно, когда противопоставляются ожидание и реальность.)

Сегодня мы продолжим разгадывать секреты смешного, а по­могут нам в этом поэты.

Откройте учебник на с. 55-58 и прочитайте фамилии авто­ров и названия их произведений.

Какие цели мы ставим перед собой? (Открыть секреты смешного в поэтических текстах.)

IV. Работа по теме урока

С какими произведениями М. Бородицкой вы уже знакомы?

Прочитайте название стихотворения М. Бородицкой на с. 55.

О чем оно вам говорит? Подберите ассоциации к слову «контрольная». (Волнение, переживание, успех, неудача, размышление, старание, отметка.)

(Учитель выразительно читает стихотворение.)

Вам было смешно? Кто нам рассказал эту историю?

Прочитайте начало Мишиного высказывания нас. 56. Мо­жете продолжить? (Смешно, что герой разговаривает со своей головой, как с отдельным персонажем.)

Рассмотрите иллюстрацию на с. 55. Кто из ребят герой сти­хотворения?

Как вы догадались?

Прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните строчки, которыми можно подписать эту иллюстрацию.

Каким представлен герой стихотворения?

Прочитайте мнение Кости Погодина о герое. Каким видит героя Костя? (.Хитрым и изобретательным.)

Продолжите его фразу: «Что он только ни придумывает, чтобы... (...заставить свою голову думать».)

Что же придумал герой? Зачитайте нужные строчки.

Анишит Йокоповна интересуется, с чем связано то, что ге­рой от уговоров перешел к угрозам. (Никак не решить зада­чу, голова отказывается думать, и он решил ее припугнуть.)

Что значит «по макушке»?

В чем же секрет смешного в этом произведении? (Герой от­носится к своей голове, как к живому существу.)

Прочитаем на с. 56 еще одно стихотворение и узнаем его секрет. Кто его автор и как оно называется? (Лев Яковлев «Для Лены».)

Знаком ли вам поэт?

Материал для учителя

Лев Яковлев - поэт-изобретатель. Он изобрел новый жанр - частуш­ки про ребят, которые вот уже пару десятков лет повторяет детвора, при­чем эти короткие стишки многие принимают за народные: На уроках наша Лена Не поет и не шумит, Но визжит на переменах И гремит, как динамит!

Детство - это действие, и стихи Льва Яковлева позволяют нам это вспомнить, оказаться в том блаженном времени, когда энергия перепол­няет тебя и душа хочет выпрыгнуть из тела. Лев Яковлев делал передачу «Детские анекдоты», издавал смешной журнал «Вовочка», придумал Чего- шу - веселую гусеницу, которая сочиняет обожалки. Войдите в мир Льва Яковлева - и вы увидите, сколь празднична наша жизнь. Поэт с большим вниманием смотрит вокруг и порой подмечает просто удивительные вещи.

(Самостоятельное чтение стихотворения.)

Вам понравилось стихотворение? Чем?

Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик.)

Что можете о нем сказать? (Герой-рассказчик хочет привлечь к себе внимание девочек-одноклассниц.)

Перечитайте стихотворение и найдите нужные строчки. Что же возмутило Мишу Иванова?

Почему все рассмеялись? Догадались? (Очевидно, Миша тоже хотел кому-нибудь понравиться и действовал подоб­ным образом, привлекая к себе внимание; своим возмущением он себя выдал.)

Можете разгадать секрет смешного в этом стихотворении? Что же делает его смешным? (Примерный ответ. Смешно потому, что герой рассчитывает на одну реакцию - хотел вызвать восхищение своими подвигами, а получает совсем другую - Лена назвала его шутом. Смешно и то, что фа­милия героя - Горохов - совпадает с обидным прозвищем «шут гороховый», и это вызывает улыбку. Смешно потому, что мальчик не сделал никаких выводов и принялся завое­вывать внимание другой девочки тем же способом.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

Хотите ознакомиться с еще одним стихотворением и разга­дать его секрет? Прочитайте на с. 57 его название. (Михаил Ясное «Подходя щ ий угол».)

Предположите, о чем оно. Прочитаем и узнаем.


(Дети самостоятельно читают стихотворение.)

Подтвердились ли ваши предположения?

Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик - това­рищ Вовки.)

Что с ними случилось? За что их наказали? (Они болтали и спорили на уроке, мешая всем.)

Как чувствует себя герой-рассказчик, стоя в углу? Докажите словами из текста.

(Чтение текста на с. 58.)

Сможете ответить на вопрос Анишит Йокоповны?

Найдите строчки, в которых герой говорит о своем преиму­ществе перед другом. Что же вызывают эти строчки: зависть или смех?

А в чем еще выражается прием контраста? (Счастливый ге- рой-рассказчик и несчастный Вовка, который бессмысленно проводит время в пустом углу.)

Что можете сказать о герое-рассказчике?

VII. Подведение итогов урока

С какими произведениями вы познакомились?

Вам они понравились?

Какие секреты смешного помогли нам раскрыть авторы?

Какой момент урока показался вам наиболее интересным?

Что вызвало затруднения?

Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение стихотворений (учеб­ник, с. 55-58).

2. Выучить наизусть одно из них (по выбору).