Самостоятельные работы 5. Самостоятельные работы (5 класс). Просмотр содержимого документа «С упрощение задачи»

Помогите пожалуйста! 1 задание: В этом задании нужно вместо (*) вставить букву. Эти слова название животных, только я не пойму что это за животные.

1.У*ко*о
2.З**лик.
И 2 задание. Найдите в тексте слово единичной сочетаемости.
Свалилось зло,какого не чаял.
Мир стал весь будто каменным. И вдруг
К тебе пришёл твой загадочный друг
И в трудный час плечо своё подставил.

доказываю ей обратно,что в это предлог,но это не означает,что это уже не является словом,помогите пожалуйста)

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он не знал, что с этого часа в нём начал

жить отец, который давно погиб на войне».

(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил.
(2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
(З)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как
она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно,
а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали
наши, ему казалось, что они потом встанут.
(6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек.
(8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.
(9)И вдруг мать тихо сказала:
- (Ю)Смотри, это твой от ец. ..
(11)Почему она так сказала? (12)3ачем? (13)Может быть, случайно или
потому, что вспомнила мужа. (14)И действительно, солдат на экране был
очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у
них дома.
(15)И мальчик поверил. (16)Он уже думал о солдате как о своём отце, и
в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и
нежности. (17)Как он гордился своим отцом! (18)И война с этой минуты
уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как
падали люди. (19)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал
чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда
не хватало. " »
(20)А на экране шла война. (21)Появились немецкие танки.
(22)Мальчик испугался: «Папа, танки идут, танки!» - кричал он отцу.
(23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот
упал один артиллерист, потом другой, третий... (25)И вот остался только
отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.
- (26)Стой, не п р о й д ёшь! - крикнул отец и бросил грана ту. (27)В
этот момент в него начали стрелять, и отец упал.

- (28)Это мой о т е ц! (29)Вы в и д е л и? (ЗО)Это моего отца убили... -
закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать
ему правду:
- (32)Да это не твой отец. (ЗЗ)Что ты голосишь? (34)Это артист.
(35)Не веришь - спроси у киномеханика.
(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его
горькой и прекрасной иллюзии.
(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли
слёзы.
- (38)Пойдём, сынок, пойдём. {39)Это был твой отец, - тихо сказала она
и повела его из зала.
(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он
понял, что значит - потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он
посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что
ма ть не видит его слёз.
(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно
погиб на войне.

Павлик уже знал, что это ёлка.Привыкнув к темноте, Павлик увидел в углу столик с подарками и тотчас бросился к нему, забыв на минуту о ёлке. Подарки

были превосходные, гораздо лучше, чем он ожидал: лук и стрелы в бархатном колчане, роскошная книга с разноцветными картинками «Птичий двор бабушки Татьяны», настоящее «взрослое» лото и игрушечная лошадь.Павлик никак не ожидал такого богатства. Полон стол игрушек и сластей - и всё это принадлежит только ему.Мальчик снова повернулся к ёлке. Его уже давно тревожил один очень большой, облитый розовым сахаром пряник, повешенный совсем невысоко на жёлтой нитке. Красота этого звездообразного пряника с дыркой посредине вызывала непреодолимое желание съесть его как можно скорее.Не видя большой беды в том, что на ёлке будет одним пряником меньше, Павлик отцепил его от ветки и сунул в рот. Он откусил порядочный кусок, но, к удивлению своему, заметил, что пряник вовсе не такой вкусный, как можно было подумать. Больше того, пряник был просто отвратительный: тугой, жирный, несладкий, с сильным запахом патоки. А ведь по внешнему виду можно было подумать, что именно такими пряниками питаются белоснежные рождественские ангелы, поющие на небе по нотам. Павлик с отвращением повесил обратно на ветку надкушенный пряник. Было очевидно, что это какое-то недоразумение. Вероятно, в магазине случайно положили негодный пряник.Тут Павлик заметил другой пряник, ещё более красивый, облитый голубым сахаром. Он висел довольно высоко, и пришлось подставить стул. Не снимая пряника с ветки, мальчик откусил угол и тотчас его выплюнул - до того неприятен оказался и этот пряник. Но трудно было примириться с мыслью, что все остальные пряники тоже никуда не годятся. Павлик решил перепробовать все пряники, сколько их ни висело на ёлке. И он принялся за дело. Высунув набок язык, кряхтя и сопя, мальчик перетаскивал тяжёлый стул вокруг ёлки, взбирался на него, надкусывал пряник, убеждался, что дрянь, слезал и тащил стул дальше.Вскоре все пряники оказались перепробованными.

В прошлый раз читателю для решения предлагались задачи на семантические пропорции. Надо было продолжить данные в условии семантические пропорции с использованием предлагаемых слов и придумать совершенно новую пару. Для некоторых «неподходящих» слов следовало объяснить причины их исключения из пропорции. Наконец, надо было сформулировать семантический признак, лежащий в основе пропорции. Первая задача будет разобрана подробнее остальных.

Задача 1

Свинья: свинина = кролик: крольчатина = …

Дополнительные слова: баранина, корова, конина, телятина .

Сложность решения этой задачи заключается в том, что два члена пропорции задают семантическое отношение не исчерпывающим образом, и тем самым в качестве ответа возможны различные конкретные пропорции.

Очевидно, что в основе этой пропорции лежит отношение между названием вида (разновидности) животного и названием мяса данного вида. Остается, однако, неясным, может ли название вида осложняться какими-то дополнительными значениями. В идеале оно должно присутствовать в чистом виде. Слова баранина , конина и телятина обозначают мясо животного. Следовательно, они относятся к знаменателю пропорции – и к ним в пару нужно подставить название соответствующего животного. Корова же является названием животного, то есть относится к числителю пропорции, а к ней в пару нужно подставить название коровьего мяса. Коровье мясо по-русски называется говядиной .

В паре с кониной следует использовать не напрашивающееся (исходя из морфологии) слово конь , а другое слово – лошадь , которое и является наиболее нейтральным названием данного вида.

В паре с телятиной следует поставить слово теленок , семантически более нейтральное, чем телка .

Что же касается названия мяса баранина , то здесь возможны два решения: либо признать, что общего названия для данного вида не существует, либо признать таковым слово овца , поскольку оно в определенных контекстах может выполнять эту функцию. Таким образом, в пропорцию вписывается пара овца: баранина .

Наконец, надо заметить, что стандартным способом образования названия мяса являются суффиксы -атин и -ин – и с их помощью можно образовать слова с соответствующим значением от названий разных животных, например, медведь, кролик и т.д.

Таким образом, эту пропорцию можно продолжить так: корова : говядина = лошадь: конина = телёнок: телятина = медведь: медвежатина

Нужно также сказать, что эту пропорцию можно рассматривать и более широко как ‘X’ : ‘мясо
X-а’ (где X – это название вида плюс любые дополнительные значения). В этом случае допустимы и такие члены, как конь: конина , баран: баранина и даже крольчиха: крольчатина или гризли: медвежатина . Однако такое решение будет менее строгим.

В заключение следует отметить, что все слова из предложенного списка вписываются в пропорцию.

Задача 2

Лошадь: табун = птица: стая = …

Дополнительные слова: собака, отара, лягушка, рыба, человек.

В основе пропорции лежит отношение между названием вида и названием совокупности особей данного вида. Главная проблема состоит в том, что названия совокупностей, как правило, могут относиться к разным видам. Только слово отара определяет вид единственным образом – овца . Поэтому изначально приходится смириться с определенной нестрогостью решения. Кроме того, иногда для одного и того же вида существует несколько названий совокупностей, обычно незначительно различающихся по смыслу. В этом случае при включении в пропорцию следует избегать слов с дополнительными значениями.

Собака : стая = овца: отара = человек : толпа = рыба : стая = корова: стадо (последняя пара состоит из новых слов).

В пару собаке выбрано слово стая , а не свора , поскольку последняя является особым образом организованной совокупностью (речь идет об охотничьих собаках на специальном шнуре). В пару к человеку выбрано слово толпа , поскольку остальные названия совокупностей также подразумевают разного рода организацию. В пару к рыбе выбрано слово стая , а не косяк , поскольку в последнем случае подразумевается еще и движение всей совокупности (косяк применим также к организованной движущейся совокупности птиц). Наконец, стадо используется, конечно, не только по отношению к коровам, но совокупность коров называется именно таким образом.

Слово лягушка в эту пропорцию не вписывается, поскольку специального названия для совокупности этих животных в русском языке нет.

Задача 3

Собака: лаять = кошка: мяукать = …

Мычать, хрюкать, выть, гусь, журавль, пингвин .

В основе этой пропорции лежит отношение между названием животного и глагола типичного звука данного животного.

Эту пропорцию можно продолжить следующим образом: корова: мычать = свинья: хрюкать = гусь : гоготать = журавль : курлыкать = лошадь: ржать

Слово пингвин не вписывается в пропорцию, поскольку для него не существует соответствующего глагола в русском языке (хотя какие-то звуки пингвин, безусловно, издает). Несколько сложнее проблема с глаголом выть . Он не является обозначением типичного нейтрального звука. Воют, как правило, собачьи (собаки, волки, шакалы и др.), однако это не единственный и не нейтральный для них звук. Однако в принципе ответ типа волк: выть возможен, но требует дополнительного обоснования.

Задача 4

Идти: ходить = плыть: плавать = …

Дополнительные слова: брести, везти, катать, лететь, скакать.

В основе этой пропорции лежит отношение между направленным (и однократным) и ненаправленным (или многократным) движением. Описать строго это противопоставление довольно трудно (в частности, потому, что у каждой серии глаголов есть несколько значений), но для решения данной задачи это и не требуется. Всего в русском языке четырнадцать таких пар (не считая глаголов с возвратной частицей -ся ).

Эту пропорцию можно продолжить следующим образом: брести : бродить = везти : возить = катить: катать = лететь : летать = ехать: ездить (последняя пара состоит из новых слов).

Глагол скакать в эту пропорцию не вписывается, поскольку он может обозначать и направленное, и ненаправленное движение (скакать к лесу – скакать по двору), но пары типа скакать: скакать в этом типе задач запрещены.

Задача 5

Водка: бутылка = бензин: канистра = …

Дополнительные слова: чай, кастрюля, духи, пузырек, кувшин.

Первые два члена не задают семантическое отношение, лежащее в основе пропорции, единственным образом. Одна из возможных интерпретаций этого отношения: жидкость и стандартная емкость для хранения этой жидкости (длительного или временного).

В этом случае пропорцию можно продолжить следующим образом: духи : флакон = лекарство: пузырек = кофе: кофейник

Остальные слова требуют комментария. Возможны пары суп: кастрюля и молоко: кувшин , но с определенной оговоркой, так как едва ли для этих емкостей можно говорить о длительном хранении (ср. также кофейник ). При этом для супа существует еще и супница , в которой он подается на стол.

Что же касается чая , то это слово, как ни странно, не вписывается в эту пропорцию. Напрашивающееся слово чайник не подходит, поскольку чайник обычно (мы говорим о типичной ситуации) наполнен водой. Чай же концентрированный, то есть заварка, находится в специальном заварном чайнике , то есть для включения в пропорцию нужно использовать словосочетание, а это запрещено условиями задачи.

Задача 6

Убивать: умирать = поить: пить = …

Дополнительные слова: сидеть, кормить, тонуть, спать, думать, катить .

В основе этой пропорции лежит отношение между названием действия, процесса, состояния и т.п. и названием соответствующего каузатива (‘сделать так, чтобы это действие имело место’).

Эту пропорцию можно продолжить следующим образом: сажать: сидеть = кормить : есть = топить: тонуть = усыплять: спать = катить : катиться = ставить: стоять (последняя пара состоит из новых слов).

Слово думать не вписывается в эту пропорцию, например, глагол озадачить не означает каузацию именно этого действия.

Задача 7

Футбол: тайм = хоккей: период = …

Дополнительные слова: сет, волейбол, фаза.

В основе этой пропорции лежит отношение между названием вида спорта и названием части отдельного матча по данному виду спорта. Матч состоит из нескольких таких частей, каждая из которых характеризуется либо фиксированным временем, либо фиксированным количеством очков, и паузами (перерывами) между ними.

Эту пропорцию можно продолжить следующим образом: теннис: сет = волейбол : партия = бокс: раунд (последняя пара состоит из новых слов).

Слово фаза не вписывается в эту пропорцию, поскольку хотя и обозначает временную часть чего-то, но не связано со спортом и не соответствует описанным требованиям.

А теперь перейдем к новым задачам, в которых по толкованию надо восстановить слово. Вниманию читателей предлагаются пятнадцать задач.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Условие. По толкованию определите слово русского языка.

1. ‘Железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи’.

2. ‘Ювелирное изделие, которое носят, как правило, на шее, в форме овальной или круглой маленькой и плоской коробочки, предназначенной для хранения изображения человека или другой памятной вещи’.

3. ‘Спальная, домашняя или больничная одежда из мягкой ткани, состоящая из куртки и брюк свободного покроя’.

4. ‘Медный духовой музыкальный инструмент в виде прямой трубки с раструбом, служащий для подачи звуковых сигналов’.

5. ‘Посмотреть назад, повернув только голову’.

6. ‘Наука о неопознанных летающих объектах внеземного происхождения’.

7. ‘Манера человека держать присущим ему образом голову и спину, находясь в вертикальном положении’.

8. ‘Слова с разным значением, совпадающие по звучанию и написанию’.

9. ‘Предмет или обстоятельство, свидетельствующее о чьей-либо виновности’.

10. ‘Заранее сложившееся отрицательное мнение’.

11. ‘Красящее вещество в животных и растительных тканях, обеспечивающее их окраску’.

12. ‘Стиль одежды, не имеющий половой принадлежности’.

13. ‘Внутреннее расположение, как правило, по отношению к человеку или живому существу’.

14. ‘Обстановка, способствующая душевному покою и комфорту’.

15. ‘Человек, сам действующий по собственной прихоти и заставляющий так действовать других людей, не считаясь с их желаниями и интересами’.

Главная > Документ

Кроме качественных различий между значениями свободными и значениями фразеологически связанными, несвободными, в лексической системе русского языка очень рельефно выступают специфические особенности значений, осуществление которых обусловлено синтаксически. <…> Своеобразный тип значений синтаксически обусловленного характера формируется в словах, за которыми закрепляется строго определенная функция в составе предложения. Функционально-синтаксически ограниченное значение качественно отличается от всех других типов значений тем, что синтаксические свойства слова как члена предложения здесь как бы включены в его семантическую характеристику. Например, ср. в разговорной речи слово молодец при выражении похвалы, одобрения в функции сказуемого: Она у нас молодец . <…> <…> Предикативно-характеризующее значение у имени существительного может реализоваться в сказуемом или в составе сказуемого, в обращении, в обособленном определении и приложении. <…> Синтаксически ограниченное значение слова с семантической точки зрения часто представляет собой результат образно-типического обобщения какого-нибудь общественного явления, характера, каких-нибудь свойств личности и является народным выражением их оценки, их характеристики. <…> Есть слова, которым присуще только функционально-синтаксическое значение. Например, слово загляденье . <…> Начиная с XIX в., слово загляденье обозначает все то, на что можно заглядеться, чем можно залюбоваться; в этом значении оно употребляется только в функции сказуемого; черты имени существительного в нем стираются, падежные формы ему уже не свойственны. <…> Функционально-синтаксически ограниченные значения свойственны главным образом именам существительным, прилагательным (особенно их кратким формам), а также наречиям, которые переходят в этих условиях в категорию состояния. <…>

Гораздо более сложной … является сфера значений конструктивно организованных или конструктивно обусловленных. Многие лексические значения слов неотделимы от строго определенных форм сочетаемости этих слов с другими словами. <…> Дело в том, что структура некоторых типов словосочетания обусловлена принадлежностью их грамматически господствующего члена к тому или иному семантическому классу или разряду слов, имеющих однотипную конструкцию. Например, немногочисленный ряд глаголов внутреннего состояния, эмоционального и волевого переживания – плакаться, сетовать, жаловаться и некоторые другие – выражают свое значение обычно в сочетании с предлогом на и формой винительного падежа существительного, обозначающего объект соответствующего состояния или переживания. Конструктивно обусловленное значение характеризуется предметно-смысловой неполнотой его раскрытия в формах самого слова: полностью оно реализуется лишь в свойственной ему синтаксической конструкции – в сочетании с другими словами, количество и состав которых могут быть ничем не ограничены. Возможная неограниченность связей с другими словами в рамках строго определенной синтаксической конструкции является существенным признаком конструктивно обусловленного значения. И этим признаком оно резко отличается от значения фразеологически связанного, для которого типична замкнутость, ограниченность возможных сочетаний с другими словами… Разграничение основных типов или видов лексических значений слов помогает установить ясную перспективу в семантической характеристике слов и содействует правильному определению омонимов и синонимов в лексической системе языка. Разные виды значений слов по-разному служат отражению и закреплению в языке успехов познавательной деятельности народа.

Послетекстовые задания

1. Почему для языкознания так важно решить проблему лексического значения слова? 2. Что, по мнению автора статьи, является значимым при характеристике ЛЗС? 3. Как соотносятся между собой прямые /переносные , свободные/несвободные и производные /непроизводные значения? 4. Можно ли говорить об абсолютной произвольности сочетаемости «свободных» значений слов? 5. Укажите и охарактеризуйте типы несвободных значений. 6. Используя «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, определите, как в толковых словарях отражаются различные типы лексического значения слова, приведите примеры. Так, фразеологически связанные значения в словаре обозначаются . (Для справки можно использовать: Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. – Ростов-на-Дону, 1997. – С. 119 – 126 ). Типы лексических значений – одна из классификаций значений слова, возникшая в рамках лексикологии. По мере увеличения интереса к содержательной стороне знака развивается лексическая семантика (см. тему № 5) - вначале как раздел лексикологии, затем как самостоятельная наука, имеющая собственный объект изучения. С точки зрения семантики значение слова состоит из структурно организованных мельчайших семантических компонентов – сем («семантических множителей», «семантических признаков», «семантических атомов» и т.д.). Как обнаружить эти компоненты в составе значения? Прочитайте и выполните задания . 1. Слова сын и дочь обозначают детей (по отношению к родителям), разница только в том, что одно слово называет лицо мужского пола, а другое – женского. Такое же различие между словами племянник и племянница , брат и сестра, дедушка и бабушка . Обозначим это различие в словах так: А – слово называет лицо мужского пола, А (не А) – слово называет лицо женского пола. Рассмотрим другое противопоставление: отец – сын, дочь; мать – сын, дочь. Противопоставленные слова называют лиц разных поколений, находящихся в прямом родстве. Обозначим это различие в значении так: Б 1 – слово указывает на лицо старшего поколения, Б 2 – на лицо младшего поколения. Брат, сестра, братья, сестры – такие слова обозначают, что лица, названные ими, - дети одних родителей. Данный признак в значении слов обозначим так: В; отсутствие его будет говорить, что такого элемента значения нет. Тогда значение слова отец можно обозначить в виде двух множителей: АБ 1 , мать А Б 1 , сын – АБ 2 , сестра А В. Изобразите в виде множителей значения слов брат, дочь. Если значения слов состоят из «семантических множителей», то возможны такие пропорции между значениями слов:

Дочь / сын = племянница / племянник … или отец / сын = дядя / племянник …

Продолжите ряд пропорций.

2. Слова возбуждение, страх, замереть, восторг означает контролируемые эмоции и состояния. Слова исступление, экстаз, паника, оцепенеть означают родственные им эмоции и состояния, но при этом содержат указания на то, что поведение выходит из-под контроля субъекта, который находится в этом состоянии. Составьте пропорции из этих слов так, чтобы семантическое различие в каждой паре состояло только в указанном оттенке значения: возбуждение / исступление = восторг / … = …. 3. Продолжите ряд семантических пропорций. Укажите, какой семантический признак лежит в основе противопоставления слов. бояться: пугать = купить: продать = … = выходить замуж: … кислород: газ = клубника: ягода = … = диван: … мужчина: женщина: ребенок = бык: корова: теленок = … = петух: … ходить: походка = писать: почерк = … = вести себя: … 4. По каким семантическим признакам может быть противопоставлен друг другу следующий ряд слов – названий водоемов: озеро, ручей, море, канал, пруд, река ? В структуре значения слова семы могут носить лексический или грамматический характер. Например, значение словоформы прочитал составляют компоненты как лексического значения, так и грамматического значения (‘действие’, ‘предельное’, ‘реальное’, ‘выполненное до момента говорения’, ‘выполненное говорящим’, ‘выполненное одним лицом’ - грамматические семы, указывающие на те или иные грамматические признаки слова; ‘воспринимать’, ‘написанное’, ‘произносить’, ‘вслух’, ‘или’, ‘воспроизводить’, ‘про себя’ - лексические семы, выявленные на основе анализа толкования словаря). 5. Решите следующие «смысловые пропорции», т.е. установите, каким русским словам соответствуют х1, х2 и т.д. В основе противопоставления лексем лежат определенные семантические признаки. Разграничьте грамматические и лексические семы.
    встать / стоять = заснуть / спать = х1 / гореть = родиться / х2 проснуться / усыпить = погаснуть / х3 = умереть / х4 = встать / посадить заснуть: разбудить: х5 = родиться: х6: мертвый
Одна и та же содержательная сема в одном случае может относиться к грамматическому компоненту значения, а в другом – к лексическому. 6. Сравните слова бороться – побеждать, находить – искать, лечиться – выздоравливать, лечить – вылечивать. Определите семантическое различие, свойственное всем этим парам. (Справьтесь в словарях, как толкуются эти слова, тогда легче будет выполнить задание.) Почему нельзя к тому же ряду отнести глаголы писать – написать, тонуть – утонуть ? 7. Подберите примеры, показывающие, что одно значение может быть выражено как лексическими, так и грамматическими средствами: а) на материале одного языка (ср. пары бороться – побеждать (лексически) и писать – написать (грамматически – вид ); б) на материале различных языков – русский – английский (немецкий) (например, категория времени, рода в русском и английском языках). Смысловые пропорции позволяют противопоставлять слова по их дифференциальным семам, объединять по интегральным семам. 8. Существует два вида семантических признаков – интегральные (общие) и дифференциальные (различительные). Посмотрите по словарю значения слов снегирь, жаворонок, синица. Дифференциальные или интегральные признаки составляют значение этих слов? 9. Решите задачу. Даны слова на языке суахили и их переводы на русский язык, записанные в другом порядке: mtu , mbuzi , jito , mgeni , jitu , kibuzi – великан, козочка, гость, коза, человек, большая река. На основе семантического анализа русских слов (выделения интегральных и дифференциальных компонентов) и формального анализа слов суахили установите соответствия. Выделение интегральных и дифференциальных семантических признаков позволяет системно упорядочивать (в частности, представлять в виде таблицы) слова на основе их семантики. 10. Составьте таблицу для слов, обозначающих родство. Включите в нее слова отец, мать, дядя, тетя, сын, дочь, сестра, брат, племянник, племянница. Название семантических множителей (отдельных семантических признаков) поместите по сторонам таблицы. Каких клеток оказалось больше – заполненных или незаполненных? 11. Дан ряд слов: давать, узнавать, помнить, утрачивать, сообщать, приобретать, забывать, сохранять. На основе каких семантических признаков их можно организовать в единую систему? Совокупность семантических процедур, позволяющих разделить путем системного сопоставления значения слов на мельчайшие компоненты, была названа компонентным анализом , и в настоящее время компонентный анализ – один из основных методов исследования семантики слова. Апробацию этот метод прошел на терминах родства. Так, путем суммирования противопоставлений отец мать, отец сын, отец дядя, отец отчим можно обнаружить такие семы в составе значения лексемы отец : ‘мужской пол’, ‘старшее поколение’, ‘прямое родство’, ‘кровное родство’. Существует несколько вариантов этого метода, ниже будет дана одна из разновидностей его реализации. Процедура вертикально-горизонтального анализа значений , состоящая из нескольких этапов. Этап 1 : определить ту единицу смысла, которая включает значение анализируемого слова, т.е., иначе говоря, найти ближайший гипероним для этого слова. Его значение и будет искомым компонентом смысла. Например, для слова стол этим компонентом смысла будет являться ‘мебель’. Этап 2 : найти те единицы, которые могут считаться включенными в значение слова, т.е. посмотреть, каково значение его гипонимов. Для некоторых носителей языка в это будут гипонимы журнальный столик, письменный стол, обеденный стол , в русском языке не имеющие специальных наименований. Этап 3 : определить единицы того же самого иерархического уровня, которые находятся с интересующим значением в отношении пересечения. Это прежде всего слова диван, стул, кресло, парта и т.д. Значение слов стол и стул (диван, кресло ) противопоставлены по выполняемой функции, стол и парта – по некоторым внешним признакам. Этап 4 : составление списка тех минимальных диагностических компонентов, которые, во-первых, отличают значение слова стол от других значений того же уровня, во-вторых, позволяют включить его адекватным образом в рамки ближайшего вышестоящего значения и, в-третьих, удовлетворительным образом охватывают значения его гипонимов. В данном случае это будут компоненты ‘мебель’, ‘предназначенная для письма или еды’, ‘состоящая из поверхности на ножках’. Этап 5 : заключительный, состоит в формулировании дефиниции слова на основе его диагностических компонентов. Такая дефиниция обычно включает указание на класс, к которому принадлежит значение, и на значимые противопоставления со значениями смежными, пересекающимися и дополнительными. При дефиниции полезно дать также иллюстрацию значения в виде перечисления гипонимов данного слова. Стол – ‘мебель, состоящая из поверхности на ножках, предназначенная для письма или еды; например, журнальный столик’. 12 . Используйте процедуру вертикально-горизонтального анализа значения для компонентного анализа слова журнал . Результатом компонентного анализа значения слова является семный набор. В некотором смысле этот семный набор может быть сопоставим с дефиницией толкового словаря. Так, слово отец в системе терминов родства (как уже указывалось выше) имеет следующий набор сем: родственник, мужской пол, кровное, прямое родство, старшее поколение. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова дает такую дефиницию: Отец ЛСВ1 – ‘ мужчина по отношению к своим детям . Таким образом, в дефиниции актуализируются только семы мужской пол , старшее поколение . 13. Сравните дефиниции ЛСВ1 дядя , озеро, красный, лететь, береза, слон , полученные путем вертикально-горизонтального анализа и разложения на компоненты дефиниций (каждое слово дефиниции приравнивается семантическому компоненту). Все ли слова вам удалось одинаково успешно проанализировать путем вертикально-горизонтального анализа? Как вы думаете, почему? Семы в структуре значения вступают в иерархические отношения. Наиболее развернутую их дифференциацию можно обнаружить в учебнике: Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. Ч. 1. Ростов-на-Дону, 1997. С. 116 - 118. Авторы выделяют следующие типы лексических и грамматических сем: 1) классема – это общекатегориальная сема грамматического значения, позволяющая отнести слово к определенной части речи (‘предметность’, ‘признаковость’, ‘процессуальность’ и др.); 2) лексограммемы – семы лексико-грамматического характера, связанные с лексико-грамматическими разрядами (конкретность, собирательность, качественность и т.д.) и категориями (число, род, одушевленность и т.д.) различных частей речи; 3) гиперсема (архисема, родовая сема) – обозначает класс предметов (‘деревья’, ‘мебель’, ‘транспорт’, глаголы ‘движения’ и т.д.); 4) гипосемы (видовые семы) – семы конкретного характера, дифференцирующие объекты одного и того же класса (различают, например, слова стул и стол ; трамвай и автобус и др.); 5) коннотативные семы – семы экспрессивного, оценочного характера; 6) потенциальные семы (функциональные) – проявляются в определенном контексте. Например, в контексте Даша сказала, что завидует Ивану Ильичу есть свое дело, уверенность в жизни.., а она женщина (А.Н. Толстой) слово женщина приобретает дополнительные, потенциальные семы ‘зависимость’, ‘слабость’, ‘неуверенность’. К указанной типологии сем можно добавить этнокультурную сему . Например, значение слова аул – ‘селение в Средней Азии и на Кавказе’ имеет в своем составе этнокультурные семы ‘в Средней Азии’, ‘на Кавказе’. 14. Используя толковый словарь С.И. Ожегова, определите, как в нем отражаются различные типы сем (гиперсема, этнокультурная сема и т.д.) – например, классема нередко входит в дефиницию (стол – предмет мебели … ). 15. На основе дефиниций толкового словаря дайте полный анализ лексического значения ЛСВ приговор истории ; святая вода; береза (дерево); гривна (денежная единица); он – сущий медведь . Образец: Почтовая посылка – упакованная вещь, пересланная кому-н. по почте или с кем-н. («Словарь русского языка» С.И. Ожегова): прямое, номинативное, мотивированное, свободное значение; можно выделить семы:
    вещь’ - гиперсема (соотносится с классемой – «предмет»); упакованная – гипосема; пересланная по почте или с кем-н.’ – гипосема; предназначенная для кого-н.’ – гипосема;
Коннотативные и этнокультурные семы отсутствуют. 16 . Приведите примеры несоответствия структуры лексического значения русского слова и его переводного эквивалента в английском (немецком) языке. Докажите это несоответствие при помощи дефиниции русского и английского (немецкого) словаря. Укажите, какой из компонентов лексического значения не совпадает. Например: стирать – мыть одежду или изделия из ткани – «Словарь русского языка». Wash – make clean with or in water or some other liquid (очищать при помощи воды или других средств ) – «Oxford dictionary». Значение русского слова имеет дополнительную гипосему «ткань». Различия в значении влияют на различия в сочетаемости слов: ср. стирать одежду , но не *стирать руки , *стирать окно , допустимые для английского слова: wash clothes , wash hand , wash window . Несмотря на то, что в обычной практике именно дефиниция используется для определения и формулирования лексического значения слова, ее нельзя смешивать с лексическим значением. Во-первых, дефиниция не включает в себя коннотации слова (они, как вы знаете, даются отдельно, в виде стилистической пометы к ЛСВ). Во-вторых, она представляет собой минимальный набор дифференциальных признаков понятия , мыслительной категории. В-третьих, формирование дефиниции осуществляется исследователем – лингвистом. В этом смысле она является в той или иной мере субъективной и в немалой степени обусловлена задачами словаря. 17. Сравните толкования некоторых единиц цвета в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова и «Словаре русского языка» (МАС) под ред. Евгеньевой (в 4-х томах).

Словарь С.И. Ожегова

зеленый

цвета травы, листвы

имеющий окраску одного из основных цветов спектра – среднего между желтым и голубым; цвета травы, зелени

голубой

с окраской небесного, светло-синего цвета имеющий окраску одного из основных цветов спектра – среднего между зеленым и синим; цвета ясного неба; светло-синий, лазурный, лазоревый

синий

имеющий окраску одного из основных цветов спектра – среднего между фиолетовым и зеленым имеющий окраску одного из основных цветов спектра – среднего между голубым и фиолетовым

фиолетовый

цвета фиалки, синий с красноватым оттенком синий с красноватым оттенком, темно-лиловый, цвета фиалки

желтый

цвета песка, золота

имеющий окраску одного из основных цветов спектра – среднего между оранжевым и зеленым; цвета яичного желтка, золота

оранжевый

желтый с красноватым оттенком, цвета апельсина имеющий окраску одного из основных цветов спектра – среднего между красным и желтым; цвета апельсина

красный

цвета крови

имеющий окраску одного из основных цветов спектра, идущего перед оранжевым; цвета крови

белый

цвета снега или мела

цвета снега, молока, мела; противоп. черный

черный

цвета сажи, угля; противоп. белый

цвета сажи, угля; противопол. белый
1. Чем отличаются толкования словаря С.И. Ожегова и толкования МАС? Какие носят более системный характер? 2. Как в связи с этим можно истолковать фразу из Предисловия к девятому изданию «Словаря русского языка» С.И. Ожегова: «…не были унифицированы толкования предметной лексики, легко объединяющейся в замкнутые семантические группы (названия растений, животных и др., цветообозначений)»?
  • Лексикология. Фразеология

    Документ

    Лексический состав русского языка находится в постоянном динамическом движении. Происходят изменения в семантической структуре слов, меняется иерархия сем, развиваются переносные значения и новые лексико-семантические варианты, меняется

  • х=(3,3· 500): 300;

    х=5,5. Ответ: пачка 500 листов бумаги имеет толщину 5,5 см .

    Это классическое рассуждение и оформление решения задачи. Такие задачи часто включают в тестовые задания для выпускников, которые обычно записывают решение в таком виде:

    или решают устно, рассуждая так: если 300 листов имеют толщину 3,3 см, то 100 листов имеют толщину в 3 раза меньшую. Делим 3,3 на 3, получаем 1,1 см. Это толщина 100 листовой пачки бумаги. Следовательно, 500 листов будут иметь толщину в 5 раз большую, поэтому, 1,1 см умножаем на 5 и получаем ответ: 5,5 см.

    Разумеется, это оправдано, так как время тестирования выпускников и абитуриентов ограничено. Однако, на этом занятии мы будем рассуждать и записывать решение так, как положено это делать в 6 классе.

    Задача 2. Сколько воды содержится в 5 кг арбуза, если известно, что арбуз состоит на 98% из воды?

    Решение.

    Вся масса арбуза (5 кг) составляет 100%. Вода составит х кг или 98%. Двумя способами можно найти, сколько кг приходится на 1% массы.

    5: 100 или х: 98. Получаем пропорцию:

    5: 100 = х: 98.

    х=(5· 98): 100;

    х=4,9 Ответ: в 5кг арбуза содержится 4,9 кг воды .

    Масса 21 литра нефти составляет 16,8 кг. Какова масса 35 литров нефти?

    Решение.

    Пусть масса 35 литров нефти составляет х кг. Тогда двумя способами можно найти массу 1 литра нефти:

    16,8: 21 или х: 35. Получаем пропорцию:

    16,8: 21=х: 35.

    II . Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д. нужно перенести запятую влево на 1, 2, 3 и т. д. цифр.

    Примеры.

    Выполнить деление: 1) 41,56: 10; 2) 123,45: 100; 3) 0,47: 100; 4) 8,5: 1000; 5) 631,2: 10000.

    Решение.

    Перенос запятой влево зависит от того, сколько в делителе нулей после единицы. Так, при делении десятичной дроби на 10 мы будем переносить в делимом запятую влево на одну цифру ; при делении на 100 — перенесем запятую влево на две цифры ; при делении на 1000 перенесем в данной десятичной дроби запятую на три цифры влево.

    В примерах 3) и 4) пришлось приписать нули перед десятичной дробью, чтобы удобнее было переносить запятую. Однако, приписывать нули можно мысленно, и вы будете это делать, когда хорошо научитесь применять правило II для деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д.

    Дорогие друзья! Мы решили неравенства с тангенсом графическим способом, но, конечно, существует и более короткое решение — по формулам.

    Если tgt, то (- π/2) + πn < t < arctg a + πn , где nєZ.

    Если tgt>a , то arctg a + πn < t < (π/2) + πn , где nєZ.

    Выучите эти формулы, и вы будете решать тригонометрические неравенства с тангенсом быстрее!

    II . Чтобы умножить одну десятичную дробь на другую, нужно выполнить умножение, не обращая внимания на запятые, и в полученном результате отделить запятой справа столько цифр, сколько их было после запятых в обоих множителях вместе.

    Примеры. Выполнить умножение: 1) 18, 2·0,09; 2) 3,2·0,065; 3) 0,54·12,3.

    Решение.

    III. Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д. нужно перенести запятую вправо на 1, 2, 3 и т. д. цифр.

    Примеры. Выполнить умножение: 1) 3,25·10; 2) 0,637·100; 3) 4,307·1000; 4) 2,04·1000; 5) 0,00031·10000.

    Решение.

    IV. Чтобы умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д. нужно перенести запятую влево на 1, 2, 3 и т. д. цифр.

    Примеры. Выполнить умножение: 1) 28,3·0,1; 2) 324,7·0,01; 3) 6,85·0,01; 4) 6179,5·0,001; 5) 92,1·0,0001.

    Решение.

    a :b =c :d . Это пропорция. Читают: а так относится к b , как c относится к d . Числа a и d называют крайними членами пропорции, а числа b и c средними членами пропорции.

    Пример пропорции : 1 2 : 3 = 16 : 4 . Это равенство двух отношений: 12:3=4 и 16:4=4 . Читают: двенадцать так относится к трем , как шестнадцать относится к четырем . Здесь 12 и 4 -крайние члены пропорции, а 3 и 16 - средние члены пропорции.

    Основное свойство пропорции.

    Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов.

    Для пропорции a :b =c :d или a /b =c /d основное свойство записывается так: a·d =b·c .

    Для нашей пропорции 12 : 3 = 16 : 4 основное свойство запишется так: 12·4 =3·16. Получается верное равенство: 48=48.

    Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции, нужно произведение средних членов пропорции разделить на известный крайний член.

    Примеры.

    1) х: 20 = 2: 5 . У нас х и 5 — крайние члены пропорции, а 20 и 2 — средние.

    Решение.

    х = (20·2):5 — нужно перемножить средние члены (20 и 2 ) и результат разделить на известный крайний член (число 5 );

    х = 40: 5 — произведение средних членов (40 ) разделим на известный крайний член (5 );

    х = 8. Получили искомый крайний член пропорции.

    Удобнее записывать нахождение неизвестного члена пропорции с помощью обыкновенной дроби. Вот как тогда запишется рассмотренный нами пример:

    Искомый крайний член пропорции (х ) будет равен произведению средних членов (20 и 2 ), деленному на известный крайний член (5 ).

    Сокращаем дробь на 5 (делим на 5 х .

    Еще такие примеры на нахождение неизвестного крайнего члена пропорции.

    Чтобы найти неизвестный средний член пропорции, нужно произведение крайних членов пропорции разделить на известный средний член.

    Примеры. Найти неизвестный средний член пропорции.

    5) 9: х = 3: 14. Число 3 — известный средний член данной пропорции, числа 9 и 14 — крайние члены пропорции.

    Решение.

    х = (9·14):3 — перемножим крайние члены пропорции и результат разделим на известный средний член пропорции;

    х= 136:3;

    х=42.

    Решение этого примера можно записать иначе:

    Искомый средний член пропорции (х ) будет равен произведению крайних членов (9 и 14 ), деленному на известный средний член (3 ).

    Сокращаем дробь на 3 (делим на 3 и числитель и знаменатель дроби). Находим значение х .

    Если забыли, как сокращать обыкновенные дроби, то повторите тему: « »

    Еще такие примеры на нахождение неизвестного среднего члена пропорции.

    Неравенства вида tgt можно решать и без графиков, по соответствующей формуле.

    Если tgt, то — (π/2) + πn < t < arctg a + πn, где nєZ .

    1. Если аргумент - сложный (отличен от х ), то заменяем его на t .

    2. Строим в одной координатной плоскости tOy графики функций y=cost и y=a .

    3. Находим такие две соседние точки пересечения графиков , между которыми синусоида располагается выше прямой у=а . Находим абсциссы этих точек.

    4. Записываем двойное неравенство для аргумента t , учитывая период косинуса (t будет между найденными абсциссами).

    5. Делаем обратную замену (возвращаемся к первоначальному аргументу) и выражаем значение х из двойного неравенства, записываем ответ в виде числового промежутка.

    Пример 1.

    Далее, по алгоритму, определяем те значения аргумента t , при которых синусоида располагается выше прямой. Выпишем эти значения в виде двойного неравенства, учитывая периодичность функции косинуса, а затем вернемся к первоначальному аргументу х .

    Пример 2.

    Выделяем промежуток значений t , при которых синусоида находится выше прямой.

    Записываем в виде двойного неравенства значения t, удовлетворяющих условию. Не забываем, что наименьший период функции y=cost равен . Возвращаемся к переменной х , постепенно упрощая все части двойного неравенства.

    Ответ записываем в виде закрытого числового промежутка, так как неравенство было нестрогое.

    Пример 3.

    Нас будет интересовать промежуток значений t , при которых точки синусоиды будут лежать выше прямой.

    Значения t запишем в виде двойного неравенства, перезапишем эти же значения для и выразим х . Ответ запишем в виде числового промежутка.

    И снова формула cost>a.

    Если cost>a , (-1≤а ≤1), то - arccos a + 2πn < t < arccos a + 2πn, nєZ.

    Применяйте формулы для решения тригонометрических неравенств, и вы сэкономите время на экзаменационном тестировании.

    А теперь формула , которой вам следует воспользоваться на экзамене ЕНТ или ЕГЭ при решении тригонометрического неравенства вида cost

    Если cost, (-1≤а ≤1), то arccos a + 2πn < t < 2π — arccos a + 2πn, nєZ.

    Примените эту формулу для решения рассмотренных в этой статье неравенств, и вы получите ответ гораздо быстрее и безо всяких графиков!

    Учитывая периодичность функции синуса, запишем двойное неравенство для значений аргумента t , удовлетворяющий последнему неравенству. Вернемся к первоначальной переменной. Преобразуем полученное двойное неравенство и выразим переменную х. Ответ запишем в виде промежутка.

    Решаем второе неравенство:

    При решении второго неравенства нам пришлось преобразовать левую часть данного неравенства по формуле синуса двойного аргумента, чтобы получить неравенство вида: sint≥a. Далее мы следовали алгоритму.

    Решаем третье неравенство:

    Дорогие выпускники и абитуриенты! Имейте ввиду, что такие способы решения тригонометрических неравенств, как приведенный выше графический способ и, наверняка, вам известный, способ решения с помощью единичной тригонометрической окружности (тригонометрического круга) применимы лишь на первых этапах изучения раздела тригонометрии «Решение тригонометрических уравнений и неравенств». Думаю, вы припомните, что и простейшие тригонометрические уравнения вы вначале решали с помощью графиков или круга. Однако, сейчас вам не придет в голову решать таким образом тригонометрические уравнения. А как вы их решаете? Правильно, по формулам. Вот и тригонометрические неравенства следует решать по формулам, тем более, на тестировании, когда дорога каждая минута . Итак, решите три неравенства этого урока по соответствующей формуле.

    Если sint>a , где -1≤a ≤1, то arcsin a + 2πn < t < π — arcsin a + 2πn, nєZ.

    Учите формулы!

    Карточки с самостоятельными работами по математике для 5 класса по учебнику "Математика 5 класс" Виленкин Н.Я.


    «Cр буквенн упростить»

    1 вариант

    1). m+87+23 , при m=39; 196

    2). 147+x-47, при х=87; 79

    3). у-39-31, при у=93; 88

    2 вариант

    Упростите и найдите значения выражений:

    1). 59+n +141 , при n =64 ; 32

    2). 62-x +28, при х=55; 49

    1 вариант

    Упростите и найдите значения выражений:

    1). m +87+23, при m =39; 196

    2). 147+x -47, при х=87; 79

    3). у-39-31, при у=93; 88

    2 вариант

    Упростите и найдите значения выражений:

    1). 59+n +141, при n =64; 32

    2). 62-x +28, при х=55; 49

    3). у-138-22 , при у=200 ; 160

    1 вариант

    Упростите и найдите значения выражений:

    1). m +87+23, при m =39; 196

    2). 147+x -47, при х=87; 79

    3). у-39-31, при у=93; 88

    2 вариант

    Упростите и найдите значения выражений:

    1). 59+n +141, при n =64; 32

    2). 62-x +28, при х=55; 49

    3). у-138-22 , при у=200 ; 160

    1 вариант

    Упростите и найдите значения выражений:

    1). m +87+23, при m =39; 196

    2). 147+x -47, при х=87; 79

    3). у-39-31, при у=93; 88

    2 вариант

    Упростите и найдите значения выражений:

    1). 59+n +141, при n =64; 32

    2). 62-x +28, при х=55; 49

    3). у-138-22 , при у=200 ; 160

    1 вариант

    Упростите и найдите значения выражений:

    1). m +87+23, при m =39; 196

    2). 147+x -47, при х=87; 79

    3). у-39-31, при у=93; 88

    2 вариант

    Упростите и найдите значения выражений:

    1). 59+n +141, при n =64; 32

    2). 62-x +28, при х=55; 49

    3). у-138-22 , при у=200 ; 160

    1 вариант

    Упростите и найдите значения выражений:

    1). m +87+23, при m =39; 196

    2). 147+x -47, при х=87; 79

    3). у-39-31, при у=93; 88

    2 вариант

    Упростите и найдите значения выражений:

    1). 59+n +141, при n =64; 32

    2). 62-x +28, при х=55; 49

    3). у-138-22 , при у=200 ; 160

    1 вариант

    Упростите и найдите значения выражений:

    1). m +87+23, при m =39; 196

    2). 147+x -47, при х=87; 79

    3). у-39-31, при у=93; 88

    2 вариант

    Упростите и найдите значения выражений:

    1). 59+n +141, при n =64; 32

    2). 62-x +28, при х=55; 49

    3). у-138-22 , при у=200 ; 160

    Просмотр содержимого документа
    «С умножение»

    С.р._5м «Умножение»

    1 вариант

    С.р._5м «Умножение»

    2 вариант

    1). Вычислите удобным способом:

    С.р._5м «Умножение»

    1 вариант

    1). Вычислите удобным способом:

    а). 677 ·125 · 8; б). 4 · 376 · 25

    2). В киоск привезли 34 ящика минеральной воды. В каждом ящике 7 рядов по 6 бутылок в каждом. Сколько всего бутылок воды привезли в киоск?

    3). Первый станок изготавливает 28 деталей в час, второй 35 деталей. Сколько всего деталей изготовлено за 17 часов работы первого станка и 15 часов работы второго станка?

    С.р._5м «Умножение»

    2 вариант

    1). Вычислите удобным способом:

    а). 729 ·125 · 8; б). 25 · 456 · 4

    2). В киоск привезли 28 лотков булок. В каждом лотке 6 рядов по 12 булок в каждом. Сколько всего булок привезли в киоск?

    3). В двух комнатах пол выложен плиткой. В одной комнате плитка уложена в 36 рядов по 28 штук в каждом, в другой 43 ряда по 34 плитки в каждом. Сколько всего плиток уложено на пол?

    С.р._5м «Умножение»

    1 вариант

    1). Вычислите удобным способом:

    а). 677 ·125 · 8; б). 4 · 376 · 25

    2). В киоск привезли 34 ящика минеральной воды. В каждом ящике 7 рядов по 6 бутылок в каждом. Сколько всего бутылок воды привезли в киоск?

    3). Первый станок изготавливает 28 деталей в час, второй 35 деталей. Сколько всего деталей изготовлено за 17 часов работы первого станка и 15 часов работы второго станка?

    С.р._5м «Умножение»

    2 вариант

    1). Вычислите удобным способом:

    а). 729 ·125 · 8; б). 25 · 456 · 4

    2). В киоск привезли 28 лотков булок. В каждом лотке 6 рядов по 12 булок в каждом. Сколько всего булок привезли в киоск?

    3). В двух комнатах пол выложен плиткой. В одной комнате плитка уложена в 36 рядов по 28 штук в каждом, в другой 43 ряда по 34 плитки в каждом. Сколько всего плиток уложено на пол?

    Просмотр содержимого документа
    «С упрощение задачи»

    С.р.5_м «Упрощение выражений»

    1 вариант.

    72 кг смеси для рассады?

    С.р.5_м «Упрощение выражений»

    2 вариант.

    320 кг бетонной смеси?

    С.р.5_м «Упрощение выражений»

    1 вариант.

    1). Машина с прицепом перевозит груз массой 312 кг. Груз в машине в 7 раз легче, чем в прицепе. Какова масса груза в прицепе?

    2). Для приготовления смеси для рассады берут 1 часть торфа, 2 части перегноя,

    5 частей земли. Сколько килограммов земли надо взять для приготовления

    72 кг смеси для рассады?

    С.р.5_м «Упрощение выражений»

    2 вариант.

    1). В первый день автомобиль проехал в 3 раза больше расстояние, чем во второй. Какое расстояние проехал автомобиль в первый день, если за два дня он проехал 536 км?

    2).Для приготовления бетонной смеси берут 1 часть цемента, 4 части песка,

    3 части воды. Сколько килограммов песка надо взять для приготовления

    320 кг бетонной смеси?

    С.р.5_м «Упрощение выражений»

    1 вариант.

    1). Машина с прицепом перевозит груз массой 312 кг. Груз в машине в 7 раз легче, чем в прицепе. Какова масса груза в прицепе?

    2). Для приготовления смеси для рассады берут 1 часть торфа, 2 части перегноя,

    5 частей земли. Сколько килограммов земли надо взять для приготовления

    72 кг смеси для рассады?

    С.р.5_м «Упрощение выражений»

    2 вариант.

    1). В первый день автомобиль проехал в 3 раза больше расстояние, чем во второй. Какое расстояние проехал автомобиль в первый день, если за два дня он проехал 536 км?

    2).Для приготовления бетонной смеси берут 1 часть цемента, 4 части песка,

    3 части воды. Сколько килограммов песка надо взять для приготовления

    320 кг бетонной смеси?

    С.р.5_м «Упрощение выражений»

    1 вариант.

    1). Машина с прицепом перевозит груз массой 312 кг. Груз в машине в 7 раз легче, чем в прицепе. Какова масса груза в прицепе?

    2). Для приготовления смеси для рассады берут 1 часть торфа, 2 части перегноя,

    5 частей земли. Сколько килограммов земли надо взять для приготовления

    72 кг смеси для рассады?

    С.р.5_м «Упрощение выражений»

    2 вариант.

    1). В первый день автомобиль проехал в 3 раза больше расстояние, чем во второй. Какое расстояние проехал автомобиль в первый день, если за два дня он проехал 536 км?

    2).Для приготовления бетонной смеси берут 1 часть цемента, 4 части песка,

    3 части воды. Сколько килограммов песка надо взять для приготовления

    320 кг бетонной смеси?

    Просмотр содержимого документа
    «С упрощение»

    С.Р.5кл «Упрощение выражений»

    1 вариант.

    a ). (8+m)12; б). (а-15)4; в). 10(у+11)

    3). Упростите выражение:

    г). 12у-7у; д). 25t-13t

    С.Р.5кл «Упрощение выражений»

    2 вариант.

    1). Примените распределительное свойство умножения:

    a ). (7 +m )13 ; б). (12-a )6 ; в). 9 (4+n )

    2). Найдите значение выражения:

    а). 367 ·28 +28 ·133 ; б). 536 ·324 -324 ·336

    3). Упростите выражение:

    г). 12b -3b ; д). 21a -20a

    С.Р.5кл «Упрощение выражений»

    1 вариант.

    1). Примените распределительное свойство умножения:

    2). Найдите значение выражения:

    а). 289·31+211·31; б). 647·243-243·447

    3). Упростите выражение:

    а). 18m +22m ; б). с+14с; в). 4х+х;

    г). 12у-7у; д). 25t -13t

    С.Р.5кл «Упрощение выражений»

    2 вариант.

    1). Примените распределительное свойство умножения:

    2). Найдите значение выражения:

    3). Упростите выражение:

    а). 25x +15x ; б). 8m +m ; в). y +19y ;

    г). 12b -3b ; д). 21a -20a

    С.Р.5кл «Упрощение выражений»

    1 вариант.

    1). Примените распределительное свойство умножения:

    a ). (8+m )12; б). (а-15)4; в). 10(у+11)

    2). Найдите значение выражения:

    а). 289·31+211·31; б). 647·243-243·447

    3). Упростите выражение:

    а). 18m +22m ; б). с+14с; в). 4х+х;

    г). 12у-7у; д). 25t -13t

    С.Р.5кл «Упрощение выражений»

    2 вариант.

    1). Примените распределительное свойство умножения:

    a ). (7+m )13; б). (12-a )6; в). 9(4+n )

    2). Найдите значение выражения:

    а). 367·28+28·133; б). 536·324-324·336

    3). Упростите выражение:

    а). 25x +15x ; б). 8m +m ; в). y +19y ;

    г). 12b -3b ; д). 21a -20a

    С.Р.5кл «Упрощение выражений»

    1 вариант.

    1). Примените распределительное свойство умножения:

    a ). (8+m )12; б). (а-15)4; в). 10(у+11)

    2). Найдите значение выражения:

    а). 289·31+211·31; б). 647·243-243·447

    3). Упростите выражение:

    а). 18m +22m ; б). с+14с; в). 4х+х;

    г). 12у-7у; д). 25t -13t

    С.Р.5кл «Упрощение выражений»

    2 вариант.

    1). Примените распределительное свойство умножения:

    a ). (7+m )13; б). (12-a )6; в). 9(4+n )

    2). Найдите значение выражения:

    а). 367·28+28·133; б). 536·324-324·336

    3). Упростите выражение:

    а). 25x +15x ; б). 8m +m ; в). y +19y ;

    г). 12b -3b ; д). 21a -20a

    С.Р.5кл «Упрощение выражений»

    1 вариант.

    1). Примените распределительное свойство умножения:

    a ). (8+m )12; б). (а-15)4; в). 10(у+11)

    2). Найдите значение выражения:

    а). 289·31+211·31; б). 647·243-243·447

    3). Упростите выражение:

    а). 18m +22m ; б). с+14с; в). 4х+х;

    г). 12у-7у; д). 25t -13t

    С.Р.5кл «Упрощение выражений»

    2 вариант.

    1). Примените распределительное свойство умножения:

    a ). (7+m )13; б). (12-a )6; в). 9(4+n )

    2). Найдите значение выражения:

    а). 367·28+28·133; б). 536·324-324·336

    3). Упростите выражение:

    а). 25x +15x ; б). 8m +m ; в). y +19y ;

    г). 12b-3b ; д). 21a-20a

    Просмотр содержимого документа
    «Сложение дробей»

    С.Р. Дроби_5 матем

    1 вариант

    1). Выполните действия: а).

    2). Решите уравнения: а).

    С.Р. Дроби_5 матем

    2 вариант

    1). Выполните действия: а).

    2). Решите уравнения: а).

    3). Примените свойство деления суммы на число:

    С.Р. Дроби_5 матем

    1 вариант

    1). Выполните действия: а).

    2). Решите уравнения: а).

    3). Примените свойство деления суммы на число:

    а). (38+95) : 19; б). 296: 8+504: 8

    С.Р. Дроби_5 матем

    2 вариант

    1). Выполните действия: а).

    2). Решите уравнения: а).

    3). Примените свойство деления суммы на число:

    а). (51+34) : 17; б). 252: 7+357: 7

    С.Р. Дроби_5 матем

    1 вариант

    1). Выполните действия: а).

    2). Решите уравнения: а).

    3). Примените свойство деления суммы на число:

    а). (38+95) : 19; б). 296: 8+504: 8

    С.Р. Дроби_5 матем

    2 вариант

    1). Выполните действия: а).

    2). Решите уравнения: а).

    3). Примените свойство деления суммы на число:

    а). (51+34) : 17; б). 252: 7+357: 7

    Просмотр содержимого документа
    «Ср буквенные выражения»

    1 вариант 2 вариант

    а мальчиков, а

    а девочек, а мальчиков на b меньше, чем девочек в с раз меньше, чем мальчиков.

    а=29, b =24 а=42, с=3

    С.Р._мат 5 «Числовые и буквенные выражения» С.Р._мат 5 «Числовые и буквенные выражения»

    1 вариант 2 вариант

    1). Найдите значение выражения: 1). Найдите значение выражения:

    (m +45):(67-n ), если m =63, n =49 (c -57):(87-d ), если с=183, d =69

    2). Составьте буквенное выражение 2). Составьте буквенное выражение

    для решения задачи и решите её: для решения задачи и решите её:

    На соревнования по баскетболу пришло На олимпиаду пришло а мальчиков, а

    а девочек, а мальчиков на b меньше, чем девочек в с раз меньше, чем мальчиков.

    девочек. Сколько детей пришло на игру? Сколько детей участвовало в олимпиаде?

    а=29, b =24 а=42, с=3

    С.Р._мат 5 «Числовые и буквенные выражения» С.Р._мат 5 «Числовые и буквенные выражения»

    1 вариант 2 вариант

    1). Найдите значение выражения: 1). Найдите значение выражения:

    (m +45):(67-n ), если m =63, n =49 (c -57):(87-d ), если с=183, d =69

    2). Составьте буквенное выражение 2). Составьте буквенное выражение

    для решения задачи и решите её: для решения задачи и решите её:

    На соревнования по баскетболу пришло На олимпиаду пришло а мальчиков, а

    а девочек, а мальчиков на b меньше, чем девочек в с раз меньше, чем мальчиков.

    девочек. Сколько детей пришло на игру? Сколько детей участвовало в олимпиаде?

    а=29, b =24 а=42, с=3

    С.Р._мат 5 «Числовые и буквенные выражения» С.Р._мат 5 «Числовые и буквенные выражения»

    1 вариант 2 вариант

    1). Найдите значение выражения: 1). Найдите значение выражения:

    (m +45):(67-n ), если m =63, n =49 (c -57):(87-d ), если с=183, d =69

    2). Составьте буквенное выражение 2). Составьте буквенное выражение

    для решения задачи и решите её: для решения задачи и решите её:

    На соревнования по баскетболу пришло На олимпиаду пришло а мальчиков, а

    а девочек, а мальчиков на b меньше, чем девочек в с раз меньше, чем мальчиков.

    девочек. Сколько детей пришло на игру? Сколько детей участвовало в олимпиаде?

    а=29, b =24 а=42, с=3

    Просмотр содержимого документа
    «Ср деление»

    1 вариант.

    1). Выполнить деление:

    а). 288: 18; б). 2408: 8

    2). Решите уравнение:

    а). х: 12=12; б). 80: у=16

    2 вариант.

    1). Выполнить деление:

    а). 323: 17; б). 1608: 8

    2). Решите уравнение:

    а). х: 23=23; б). 84: у=14

    1 вариант.

    1). Выполнить деление:

    а). 288: 18; б). 2408: 8

    2). Решите уравнение:

    а). х: 12=12; б). 80: у=16

    3). За 25 дней цех должен выпустить 800 приборов. Но каждый день выпускал на 8 приборов больше, чем планировалось. За сколько дней цех изготовит 800 приборов?

    2 вариант.

    1). Выполнить деление:

    а). 323: 17; б). 1608: 8

    2). Решите уравнение:

    а). х: 23=23; б). 84: у=14

    3). За 27 дней по плану должно быть изготовлено 1080 деталей. Но ежедневно план перевыполняли на 5 деталей. За сколько дней изготовят 1080 деталей?

    1 вариант.

    1). Выполнить деление:

    а). 288: 18; б). 2408: 8

    2). Решите уравнение:

    а). х: 12=12; б). 80: у=16

    3). За 25 дней цех должен выпустить 800 приборов. Но каждый день выпускал на 8 приборов больше, чем планировалось. За сколько дней цех изготовит 800 приборов?

    2 вариант.

    1). Выполнить деление:

    а). 323: 17; б). 1608: 8

    2). Решите уравнение:

    а). х: 23=23; б). 84: у=14

    3). За 27 дней по плану должно быть изготовлено 1080 деталей. Но ежедневно план перевыполняли на 5 деталей. За сколько дней изготовят 1080 деталей?

    1 вариант.

    1). Выполнить деление:

    а). 288: 18; б). 2408: 8

    2). Решите уравнение:

    а). х: 12=12; б). 80: у=16

    3). За 25 дней цех должен выпустить 800 приборов. Но каждый день выпускал на 8 приборов больше, чем планировалось. За сколько дней цех изготовит 800 приборов?

    2 вариант.

    1). Выполнить деление:

    а). 323: 17; б). 1608: 8

    2). Решите уравнение:

    а). х: 23=23; б). 84: у=14

    3). За 27 дней по плану должно быть изготовлено 1080 деталей. Но ежедневно план перевыполняли на 5 деталей. За сколько дней изготовят 1080 деталей?

    Просмотр содержимого документа
    «Ср сложение»

    1 вариант

    С.р._5 «Сложение натуральных чисел»

    2 вариант

    1). Вычислите наиболее удобным способом:

    С.р._5 «Сложение натуральных чисел»

    1 вариант

    1). Вычислите наиболее удобным способом:

    а). (348+999)+652 б). (333+386)+(204+67)+214

    2). В треугольнике АВС сторона АВ равна 54 см, сторона ВС на 27 см больше стороны АВ, а сторона АС на 14 см больше стороны ВС. Найдите периметр треугольника АВС.

    3). Разложите по разрядам числа: 5677 и 40566

    С.р._5 «Сложение натуральных чисел»

    2 вариант

    1). Вычислите наиболее удобным способом:

    а). 754+(888+246) б). (306+391)+(209+74)+326

    2). В треугольнике KMN сторона MN равна 76 см, сторона KN на 34 см больше стороны MN , а сторона KN на 21 см больше стороны MN . Найдите периметр треугольника KMN .

    3). Разложите по разрядам числа: 4098 и 37614

    С.р._5 «Сложение натуральных чисел»

    1 вариант

    1). Вычислите наиболее удобным способом:

    а). (348+999)+652 б). (333+386)+(204+67)+214

    2). В треугольнике АВС сторона АВ равна 54 см, сторона ВС на 27 см больше стороны АВ, а сторона АС на 14 см больше стороны ВС. Найдите периметр треугольника АВС.

    3). Разложите по разрядам числа: 5677 и 40566

    С.р._5 «Сложение натуральных чисел»

    2 вариант

    1). Вычислите наиболее удобным способом:

    а). 754+(888+246) б). (306+391)+(209+74)+326

    2). В треугольнике KMN сторона MN равна 76 см, сторона KN на 34 см больше стороны MN , а сторона KN на 21 см больше стороны MN . Найдите периметр треугольника KMN .

    3). Разложите по разрядам числа: 4098 и 37614

    Просмотр содержимого документа
    «сам умнож дес дробей на натур число»

    1 вариант

    Вычислите:

    а). 8,3 · 7; г). 5,372 · 100;

    2 вариант

    Вычислите:

    а). 7,4 · 8; г). 4,284 · 100;

    1 вариант

    Вычислите:

    а). 8,3 · 7; г). 5,372 · 100;

    б). 6,24 · 12; д). 0,005 · 1000;

    в). 0,008 · 63; е). (4,5+3,8) · 6-2,8

    2 вариант

    Вычислите:

    а). 7,4 · 8; г). 4,284 · 100;

    б). 7,36 · 14; д). 0,031 · 1000;

    в). 0,006 · 82; е). (3,8+5,6) · 4-2,6

    1 вариант

    Вычислите:

    а). 8,3 · 7; г). 5,372 · 100;

    б). 6,24 · 12; д). 0,005 · 1000;

    в). 0,008 · 63; е). (4,5+3,8) · 6-2,8

    2 вариант

    Вычислите:

    а). 7,4 · 8; г). 4,284 · 100;

    б). 7,36 · 14; д). 0,031 · 1000;

    в). 0,006 · 82; е). (3,8+5,6) · 4-2,6

    1 вариант

    Вычислите:

    а). 8,3 · 7; г). 5,372 · 100;

    б). 6,24 · 12; д). 0,005 · 1000;

    в). 0,008 · 63; е). (4,5+3,8) · 6-2,8

    2 вариант

    Вычислите:

    а). 7,4 · 8; г). 4,284 · 100;

    б). 7,36 · 14; д). 0,031 · 1000;

    в). 0,006 · 82; е). (3,8+5,6) · 4-2,6

    1 вариант

    Вычислите:

    а). 8,3 · 7; г). 5,372 · 100;

    б). 6,24 · 12; д). 0,005 · 1000;

    в). 0,008 · 63; е). (4,5+3,8) · 6-2,8

    2 вариант

    Вычислите:

    а). 7,4 · 8; г). 4,284 · 100;

    б). 7,36 · 14; д). 0,031 · 1000;

    в). 0,006 · 82; е). (3,8+5,6) · 4-2,6

    1 вариант

    Вычислите:

    а). 8,3 · 7; г). 5,372 · 100;

    б). 6,24 · 12; д). 0,005 · 1000;

    в). 0,008 · 63; е). (4,5+3,8) · 6-2,8

    2 вариант

    Вычислите:

    а). 7,4 · 8; г). 4,284 · 100;

    б). 7,36 · 14; д). 0,031 · 1000;

    в). 0,006 · 82; е). (3,8+5,6) · 4-2,6

    1 вариант

    Вычислите:

    а). 8,3 · 7; г). 5,372 · 100;

    б). 6,24 · 12; д). 0,005 · 1000;

    в). 0,008 · 63; е). (4,5+3,8) · 6-2,8

    2 вариант

    Вычислите:

    а). 7,4 · 8; г). 4,284 · 100;

    б). 7,36 · 14; д). 0,031 · 1000;

    в). 0,006 · 82; е). (3,8+5,6) · 4-2,6

    1 вариант

    Вычислите:

    а). 8,3 · 7; г). 5,372 · 100;

    б). 6,24 · 12; д). 0,005 · 1000;

    в). 0,008 · 63; е). (4,5+3,8) · 6-2,8

    2 вариант

    Вычислите:

    а). 7,4 · 8; г). 4,284 · 100;

    б). 7,36 · 14; д). 0,031 · 1000;

    в). 0,006 · 82; е). (3,8+5,6) · 4-2,6

    Просмотр содержимого документа
    «ср слож и вычит дес дробей»

    В а р и а н т 1.

    2). Решите уравнения

    В а р и а н т 2.

    1). Найдите значение выражения

    2). Решите уравнения

    В а р и а н т 1.

    1). Найдите значение выражения

    2). Решите уравнения

    3). Собственная скорость теплохода 31,6 км/ч. Скорость течения 2,7 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению и его скорость против течения реки.

    В а р и а н т 2.

    1). Найдите значение выражения

    2). Решите уравнения

    3). Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и по течению реки.

    В а р и а н т 1.

    1). Найдите значение выражения

    2). Решите уравнения

    3). Собственная скорость теплохода 31,6 км/ч. Скорость течения 2,7 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению и его скорость против течения реки.

    В а р и а н т 2.

    1). Найдите значение выражения

    2). Решите уравнения

    3). Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и по течению реки.

    В а р и а н т 1.

    1). Найдите значение выражения

    2). Решите уравнения

    3). Собственная скорость теплохода 31,6 км/ч. Скорость течения 2,7 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению и его скорость против течения реки.

    В а р и а н т 2.

    1). Найдите значение выражения

    2). Решите уравнения

    3). Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и по течению реки.