Наклонение онлайн. Наклонение глагол. Изъявительное, сослагательное и повелительное наклонение - особенности

И французском языках конъюнктив в некоторых типах предложений).

В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного .

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле в определённом времени (на­стоящем, прошедшем или будущем). Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам: занимаюсь (настоящее время), занимался (прошедшее время), буду за­ниматься (будущее время).

Глаголы в условном наклонении обозначают не реальные действия, а желаемые, возможные. Формы условного наклонения образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени) с помощью суффикса -л- (за которым следует окончание со значением числа и в единственном числе - рода) и частицы бы (б) (которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него). Например: Если б я была поэтом, я жила бы как щеглёнок и не в клетке бы свистела, а на ветке на заре (Ю. Мо-риц).

В условном наклонении глаголы изменяются по числам и родам (в этом наклонении нет времени и лица): прошёл бы, прошла бы, прошло бы, прошли бы.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое. В повелительном наклонении глаголы изменяются по числам и лицам (времени в этом наклонении также нет).

Наиболее употребительными являются формы 2 лица единственного и множественного числа, которые выража­ют побуждение к действию собеседника (собеседников).

Форма 2 лица ед. числа образуется от основы настоящего/простого будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса (в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего/ простого будущего времени): говори, смотри, пиши, держи, работай (основа настоящего времени - работа-ем), от­дыхай (отдыха)-ют), запоминай (запомина-ют), режь (режут), встань (встанут).

Форма 2 лица мн. числа образуется от формы 2 лица ед. числа с помощью окончания -те: говори-\те\, держи-\те\, за-поминай-\те\ и т. д.

Формы 3 лица ед. и мн. числа выражают побуждение к действию того или тех, кто не участвует в диалоге. Они образуются с помощью частиц пусть, пускай, да + формы 3 лица ед. или мн. числа изъявительного наклонения: пусть уходит, пусть уходят, да здравствует, да здрав­ствуют и т. д.: Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу (А. Пушкин).

Форма 1 лица мн. числа выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Она образуется с помощью частиц давай, да­вайте + инфинитив глаголов несовершенного вида (давай, давайте + петь, танцевать, играть) или 4- форма 1 лица мн. числа изъявительного наклонения глаголов совершен­ного вида (давай, давайте + споём, станцуем, сыграем): Давайте говорить друг другу комплименты… (Б. Окуд­жава); Давай ронять слова, как сад - янтарь и цедру… (Б. Пастернак); Товарищ жизнь, давай быстрей прото­паем, протопаем по пятилетке дней остаток… (В. Ма­яковский).

Формы наклонений могут употребляться не только в своём прямом значении, но и в переносном значении, то есть в значении, свойственном другому наклонению.

Например, форма повелительного наклонения может; иметь значения условного наклонения (1) и изъявительно­го (2): 1) Не будь на то господня воля, не отдали б Моск­вы (М. Лермонтов); 2) Раз он ему и скажи: «Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь» (М. Лер­монтов).

Глагол в форме изъявительного наклонения может употребляться в значении повелительного: Однако в поле уж темно; скорей! пошёл, пошёл, Андрюшка! (А. Пушкин); Комендант обошёл своё войско, говоря солдатам: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку-государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные» (А. Пушкин).

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Папаша, вы поговорили бы с Александрой, она ведёт себя отчаянно (М. Горький).

Существует также точка зрения, согласно которой в русском языке есть только два морфологических наклонения - повелительное и неповелительное, а оборот с частицей бы синхронно уже не является аналитической конструкцией.

В других языках

  • Императив - как и в русском языке выражает просьбу, приказ, совет.
  • Прохибитив - выражает просьбу говорящего о том, чтобы действие не было реализовано.
  • Оптатив - служит для выражения желания «в чистом виде», существует в языках Евразии (например в грузинском , древнегреческом и в санскрите).
  • Субъюнктив - редуцированная форма сослагательного наклонения во французском языке . Не употребляется в условных конструкциях. Для этого существует специальная форма - кондиционалис . Кондиционалис употребляется только в главной части условного предложения . Во многих других языках мира чаще встречается такой кондиционалис, который употребляется в зависимой части, для обозначения условия (например в татарском заменяет условный союз).
  • Конъюнктив - наклонение в немецком языке , близкое по значению к русскому сослагательному.
  • Ирреалис - форма ирреального наклонения в сложных предложениях во многих индейских и тихоокеанских языках. Иногда употребляясь и в простых предложениях для ситуации, которая чуть не или почти реализовалась.
  • Парафразив - наклонение в латышском языке , используется для передачи чужих слов.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Реферовская Е. А. Наклонение // Лингвистический энциклопедический словарь . - М .: СЭ, 1990. - С. 321-322.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Наклонение (лингвистика)" в других словарях:

    - (конъюнктив, субъюнктив, лат. modus conjunctivus или subjunctivus) ряд особых форм глагольного наклонения большинства индоевропейских языков, выражающих через субъективное отношение возможное, предположительное, желательное или… … Википедия

    - (лат. modus imperativus; также императив) форма наклонения, выражающая волеизъявления (приказ, просьбу или совет). Например: иди, пойдём, говорите. Содержание 1 Значение 2 Морфологические признаки … Википедия

    - (лат. modus indicativus) выражает наличие или отсутствие необусловленного (объективного) действия, в пределах того или другого времени, как бы в созерцании действия; различные отношения субъекта к этому действию им не определяются и… … Википедия

    - (лат. Optativus), как выражение желания (более или менее настойчивого) говорящего, было в праиндоевропейском языке вполне обыкновенно; из него оно перешло в позднейшие языки, в которых мало помалу исчезло, оставив только в некоторых… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Модальность. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Таксис (значения). Таксис связь двух предикативных единиц с точки зрения наклонения, лица, времени. Если в словосочетании инфинитив указывается после глагола движения, то они совпадают по… … Википедия

Наклонением глагола называется непостоянный грамматический признак, который показывает оценку действия говорящим. Различные его виды указывают, как говорящий оценивает действие: то ли он считает его возможным при каком-то условии, то ли желательным, то ли реальным.

Они могут быть трех видов:

Конспект урока для 6 класса

Примечание:

Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола; второй урок – . Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.

Наклонение глагола.

    изучение нового материала;

    развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;

    воспитание любви к русскому языку и интереса к его изучению.

    Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;

    Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;

    Коммуникативные: умение выразить мысль;

    Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Тип урока:


Комбинированный

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний:

    А) Повторение орфограммы «Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа» ; объяснительный диктант.

    Идёшь по лесу, оглядываешься вокруг и вдруг увидишь то там, то здесь семейки грибов: растут в тени, спрятались от грибников. Пока собираешь их, несколько раз обходишь каждую полянку. Почувствуешь усталость – где-нибудь присядешь на пенёк и отдыхаешь. Замечаешь вблизи колокольчик. Кажется, задень его – и зазвенит!

    Б) морфологический разбор глаголов из 1-го предложения (повторение настоящего, будущего и прошедшего времени глагола, вида, переходности, возвратности).

    В) Создание проблемной ситуации: охарактеризуйте глагол ЗАДЕНЬ из последнего предложения; можем ли мы определить время этого глагола? В чём его необычность?

    Изучение нового материала.

    А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.

    Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 524): в каком предложении сообщается о реальном действии, в каком – о возможном, в каком – о желательном, необходимом?

    Мы к маскараду готовимся. Не бойся, пойдём с нами. Мы тебя и не взяли бы.

    В) Чтение теоретического материала в учебнике, подготовка устного ответа по таблице (работа в парах):

    Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время).

    Например: ловил, ловит, будет ловить .

    Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

    Например: ловил бы, лови.

    Г) Упр. 525: выписать из текста глаголы, указать их время и вид.

    Бросил – прошедшее, совершенный;

    прячутся – настоящее, несовершенный;

    добрались – прошедшее, совершенный;

    полетела – прошедшее, совершенный;

    отдохну – будущее, совершенный;

    кончится – будущее, совершенный;

    буду оплакивать – будущее, несовершенный.

    отличительная особенность глаголов изъявительного наклонения в том, что они имеют формы времени.

    Д) Объясним смысл фразы:

    «Точка отсчёта для времени глагола – это момент речи, то есть момент, когда мы говорим».

    Что она означает? (На примере глаголов рисовал, рисую, буду рисовать ). Учащиеся объясняют, составляют предложения, рассказывают, какими рисунками проиллюстрировали бы эти предложения.

    Е) Анализ материалов таблицы упр. 527:

    глаголы какого вида имеют формы всех трёх времён?

    Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени?

    Как вы думаете, с чем это связано?

    Опираясь на материалы таблицы, рассказать о том, как связаны вид и время глагола.

    (Глагол совершенного вида обозначает действие, имеющее предел, результат, а в настоящем времени действие происходит, результата ещё нет, поэтому глаголы совершенного вида не могут стоять в настоящем времени).

    Ж) Образовать от глаголов в упр. 528 формы прошедшего времени единственного числа мужского рода:

    вязать, поднять, укрыть, пилить, слушать, кинуть, верить, заметить, замечать, управлять, заледенеть, улыбаться, бороться, молчать.

    Обозначить суффиксы и окончания. Сделать вывод о том, как образуется форма прошедшего времени глагола. (От основы инфинитива с помощью суффикса Л).

    З) Изменение текста: записать фрагмент текста, ставя глаголы в форму прошедшего времени. Как изменится смысл текста? (Текст на экране или предварительно записан на доске).

    Метель воет и свистит на полях. Она гонит тучи снега по небу, наметает сугробы на земле. Метель заносит тропинки и дорожки и торопит домой запоздалого путника. Она гудит в проводах, барабанит в окна. Везде метель. Она гудит и ревёт на разные голоса.

    Проверка, подведение итогов, оценивание.

    Рефлексия: что нового узнали о глаголе? Какие существуют наклонения? С каким наклонением работали сегодня на уроке? В чём его отличительная особенность?

    Что было самым интересным на уроке? Какой вид работы больше всего понравился? Что оказалось трудным, что нужно будет повторить?

  1. Домашнее задание:

    Устный рассказ о наклонениях глагола на основе таблицы упр. 524, подобрать свои примеры.

    Упр. 529 по аналогии с последним заданием: записать текст, заменив глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.

    Школьники ставят палатки, идут собирать хворост для костра. Возле вожатого остаются несколько человек. Они чистят картошку, приносят воду из ручья. Девочки собирают ветки и устилают ими палатки, сверху на ветки укладывают спальные мешки. Так дети готовят ужин и ночлег. Быстро темнеет. Всё вокруг стихает и засыпает.

Наклонение глагола выражает отношение действия, обозначаемого глаголом, к действительности. Наклонение бывает трех типов:

1. изъявительное наклонение , которое также носит название «индикатив». Эта форма означает, что действие произошло, происходит или произойдёт на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении меняются по временам. Причём для глаголов несовершенного вида имеют место все три времени: прошедшее, настоящее и сложное будущее.

например: думал - думаю - буду думать, делал - делаю - буду делать, искал - ищу - буду искать

А для совершенного вида - только два: прошедшее и простое будущее.

например : придумал - придумаю, сделал - сделаю, нашёл - найду .

В будущем и настоящем временах гласная, стоящая в конце основы инфинитива в некоторых случаях пропадает.

например: слышать - слышу, видеть - вижу .

2. повелительное наклонение , которое также носит название «императив». Эта форма означает просьбу, совет, приказ или побуждение к действию. Глаголы в повелительном наклонении чаще всего употребляются во 2-ом лице. В этом случае они имеют нулевое окончание в единственном числе и окончание «-те» во множественном. Также они не меняются по временам. Образуется повелительное наклонение с помощью основы глагола в настоящем или простом будущем времени, к которой прибавляется суффикс «-и-» или в некоторых случаях нулевой суффикс.

Например: Учти, ты должен это сделать! Брось заниматься ерундой! Посмотрите этот фильм!

3. условное или сослагательное наклонение , которое также носит название «субъюнктив». Эта форма означает, что действие в реальности не произошло, а только является желаемым, планируется в дальнейшем, несбыточно или осуществится при выполнении каких-то необходимых условий.

Например: Я полетел бы в космос изучать далёкие звёзды. Через год я хотел бы съездить на море. Я читал бы чужие мысли. Я пошёл бы гулять, если дождь прекратится.

Глаголы в настоящем и будущем времени для образования условного наклонения не используются. Оно составляется исключительно с помощью глагола прошедшего времени (то есть основы инфинитива, прибавления к ней суффикса «-л-»), а также частицы «бы» или «б». Данные частицы могут находиться как перед глаголом, так и после него, а также быть с ним разделены прочими словами.

Например: Я сходил бы в музей. Я сходил с удовольствием бы в музей .

Глаголы в условном наклонении меняются по числам, а в единственном числе ещё и по родам, но никогда не меняются по лицам и, как уже оговаривалось, по временам.

Например: посмотрел бы, посмотрела бы, посмотрели бы .

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

«Дождик, дождик, уходи! Дай по лужам побродить!» - в этом детском стихотворении мы видим глаголы, в которых выражена просьба. Они называются повелительными.

глагола в русском языке

В русском языке такие слова употребляется в Формы этих глаголов имеют ирреальное значение, это значит, что они не связаны с действительностью, потому что называемое таким образом действие возможно, но не обязательно произойдёт на самом деле. Вот несколько примеров предложений, в которых используются глаголы в форме повелительного наклонения:

  • Анатолий Андреевич, разрешите сдать отчёт в течение недели (просьба ).
  • Не тяните с этим слишком долго (совет ).
  • Пусть это будет в последний раз (требование ).
  • Молчать. Слушать (приказ ).

Формы единственного числа

Глаголы повелительного наклонения изменяются по числам и лицам. В этой таблице приведены примеры форм ед. числа.

Формы множественного числа

Если мы обращаемся с побуждением не к одному человеку, то используем глагол в форме повелительного наклонения во множ. числе. Они изменяются также по лицам и, в отличие от изменения предыдущих форм, могут употребляться в первом лице. Это объясняется тем, что один человек не может самого себя просить выполнить что-либо, но обращаться с просьбой о совместном действии к людям, находящимся рядом, может.

Образование глаголов. повелительного наклонения

Такие глаголы имеют форму второго лица и образуются от формы наст. и буд. времени, в котором выделяется основа (часть слова без окончания):

  • ходит - ход-;
  • пишет - пиш-;
  • читает - чита-;
  • установит - установ-;
  • оставит - остав-.

К основе присоединяется суффикс -и- (-й-) или нулевой суффикс:

  • ход + и;
  • пиш + и;
  • чита + й;
  • установ + и;
  • оставь + нулевой суффикс.

Окончания этой глагольной формы выражают грамматическое значение числа.

Повелительное наклонение предложений с глаголами в единственном числе

  • От этого тяжкого бремени меня избавь.
  • Никогда не играй на проезжей части, это опасно для жизни.
  • Уже давно пора спать, собери игрушки и ложись в постель.
  • Дашенька, достань с полки альбом с фотографиями.
  • Анатолий, сбрось мне на почту свой годовой отчёт по проделанной работе.
  • Добавь к своей работе побольше примеров.

Повелительное наклонение глагола. Примеры предложений с глаголами во множественном числе

  • Отворите двери, выходите в поле!
  • Не забывайте выключать свет, выходя из комнаты.
  • Оставьте меня, уйдите.

Если в повелительной форме глагола в единственном числе стоит то он останется и перед окончанием множественного числа, и перед суффиксом -ся:

  • исправьте, исправься;
  • останьтесь, останься;
  • сбросьте, сбросься;
  • не спорьте;
  • не трожьте,
  • извольте.

В деловой сфере

Глагол в форме повелительного наклонения довольно активно используется в различных сферах деятельности. Например, в деловой сфере мы используем инструкции.

Что необходимо предпринять при пожаре?

При обнаружении признаков возгорания:

  • незамедлительно позвоните в пожарную охрану города, села или иного населённого пункта;
  • эвакуируйте людей;
  • примите посильные меры по тушению возгорания.

Руководители предприятия:

  • продублируйте сообщение о возгорания в пожарную охрану и проинформируйте вышестоящих лиц и ответственного дежурного;
  • организуйте спасение людей, используя все возможные средства;
  • проверьте, включены ли системы противопожарной автозащиты;
  • отключите электроэнергию или выполните мероприятия, по устранению возгорания;
  • прекратите все работы в объекте возгорания, кроме тех, что связаны с ликвидацией пожара;
  • удалите работников и иных лиц из опасной зоны, кроме участвующих в тушении пожара;
  • осуществите руководство по тушению возгорания до прибытия пожарной охраны;
  • обеспечьте соблюдение требований безопасности всеми работниками, принимающими участие в тушении пожара;
  • организуйте защиту материальных ценностей;
  • встретьте подразделение пожарной охраны;
  • обеспечьте оказание необходимой медицинской помощи лицам, пострадавшим от возгорания;
  • проинформируйте руководителя тушения пожара обо всех особенностях объекта возгорания;
  • организуйте привлечение сил и средств к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией возгорания и предупреждением его развития.

В учебной деятельности

В учебной деятельности предложения с глаголами повелительного наклонения используются, например, в алгоритмах.

Пример - применение правила правописания безударных гласных:

  1. Измени слово или подбери однокоренное слово.
  2. Выдели корень.
  3. Найди корень, в котором гласная стоит под ударением.
  4. Проверь по этому корню все оставшиеся слова.

В бытовой деятельности

В быту предложения с глаголами повелительного наклонения используются в руководствах по применению бытовой техники, проведению ремонтных работ, приготовлению блюд, изготовлению одежды и тому подобное.

Возьмём, например, рецепт приготовления пищи:

  • Соломка из говядины. Двести грамм говядины и одну луковицу нарежьте одинаковой соломкой длиной семь-восемь сантиметров. Накалите на очень сильном огне сковороду, растопите 100 г свиного жира. Опустите в него нарезанные мясо и лук, обжарьте, при этом всё время помешивайте, не допуская подгорания. Через две минуты добавьте в сковороду чайную ложку столового вина, столько же говяжьего бульона, соль и сахар по вкусу. Доведите до кипения и подавайте к столу, украсив зеленью.
  • Салат из огурцов в кисло-сладком соусе . Для начала приготовьте заливку: растворите две чайные ложечки сахарного песка в двух же чайных ложечках яблочного уксуса. Вымойте огурцы, нарежьте, поместите нарезанные кусочки в салатник, мелко накрошите зелень, перемешайте. Залейте соусом из сахара и уксуса. Можно подавать к столу.

Такое понятие, как категория наклонения у глаголов, выражает отношение действия к действительности, которая устанавливается говорящим лицом. Действие может мыслиться, как вполне реальный факт, который имел место в прошлом, происходит в настоящем или же такой, который осуществится обязательно в будущем.

В этом случае глагол следует употреблять в изъявительном наклонении в форме настоящего, прошедшего или же будущего времени. Например: «Я читаю книгу», «она рассказала много интересного о своем путешествии», «Александр услышит, что ему расскажут», «мы будем писать на уроке». В этих словосочетаниях четко и ясно указывается на то, что действие происходит в данный момент (глагол читаю), действие точно происходило в прошлом (глагол рассказала) или обязательно произойдет в будущем и при этом нет никаких сомнений (глаголы «услышит» и «будем писать»).

Глаголы в изъявительном наклонении и изменяются по времени. Но тут имеется одна особенность. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют три времени: настоящее, а также прошедшее и будущее.

А глаголы совершенного вида изъявительного наклонения имеют два времени — прошедшее и будущее простое. Например: «Сережа внимательно слушал учителей на уроках и выполнял дома задания со вниманием и очень старательно». В данном предложении глагол в прошедшем времени. Или другой пример: «Я уеду на дачу и встречу там приход весны, увижу, как распускаются первые листочки на деревьях». В этом примере глаголы «уеду» и «встречу» употреблены в простом будущем времени, но это действие не вызывает сомнения говорящего.

Глаголы изъявительного наклонения в отличие от глаголов повелительного или сослагательного наклонения не вызывают сомнения в происходящем, даже если оно планируется в будущем. Можно сравнить эти два предложения, и вы поймете разницу. (Максим упал, и его ударили … и «Ударь, бей, бей его!» — кричали ребята, что собрались во дворе школы). В первом предложении глагол употреблен в изъявительном наклонении и в данном случае действие закончено — упал, ударили. А во втором предложении употреблена форма повелительного наклонения — ударь, бей, однако никто не знает, будет ли совершенно это действие. Этим глаголом только высказывается призыв ударить, но действия пока как такового нет, а потому употребляется в данном случае повелительное наклонение.

В сослагательном наклонении высказывается также просьба что-то сделать, но более мягко, нежели это делается в повелительном наклонении, действие представляется возможным или желательным, но еще неосуществленным. (Я бы упал , но дорожка была обильно посыпана песком. Алексей с великим удовольствием пошел бы в театр, но…).