Обобщенные предложения примеры. Обобщенно – личные предложения. Каким является предложение: Меня знобит

Который входит в состав экспозиции Национального музея этрусского искусства на вилле Юлия III в Риме . Высота - 114 см, длина - 190 см. В древности был расписан. Датируется второй половиной VI века до н. э.

Памятник принадлежит к группе саркофагов, повторяющих форму человеческого тела. Его уникальность в том, что он изображает две фигуры, мужскую и женскую, пирующие в загробном мире . Этот сюжет представлен также в древнегреческой вазописи . На эллинское влияние указывают такие детали, как форма ложа, заплетённые косы, миндалевидная форма глаз и играющие на лицах улыбки.

Заботясь преимущественно об отделке лиц и передаче жестов, нижнюю половину тел художник изобразил схематично. В Черветери был найден ещё один саркофаг подобной работы, в котором можно предполагать руку того же мастера.

См. также

Национальный музей вилла Джулия

Вилла Джулия (итал. Villa Giulia) - бывшая загородная летняя резиденция римских пап (лат. Villa Suburbana), сегодня - национальный музей этрусского искусства (итал. Museo Nazionale Etrusco di Villa Giulia).

Вилла была построена в 1550-1555 годах Бартоломео Амманнати в стиле маньеризма для папы Юлия III (отсюда её название). Вилла сегодня представляет собой лишь малую часть прежней резиденции, ранее образовывавшей комплекс из трёх зданий.

В конце XVIII века начинается систематическое исследование этрусских находок. Музей был основан в 1889 году с целью хранения римских античных находок из Лацио, южной Этрурии и Умбрии, относящихся к этрусскому искусству. Позднее коллекция музея пополнилась некоторыми частными собраниями: Барберини (1908 г.), Кастеллани (1919 г.), Пескиотти (1972 г.).

На первом этаже экспонируются предметы из этрусских некрополей - урны, статуэтки, саркофаги. В залах 1-10 и 23-34 представлены реконструкции моделей этрусских городов, таких как Вульчи, Тоди, Вей и Черветери, экспонаты из частных коллекций находятся в залах 11-22.

В зале 7 представлена скульптура из Вей - терракотовая статуя Аполлона, в зале 9 находится терракотовый саркофаг супругов из некрополя Бандитачча в Черветери, VI в. до н. э. Он представляет собой ложе на фигурных ножках с возлежащей на нём супружеской четой. На втором этаже представлены изделия из бронзы, большая коллекция ваз, украшения.

Римский скульптурный портрет

Римский скульптурный портрет - один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно 5 веков (I в. до н. э. - IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.

Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источник, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось.

Саркофаг

Саркофа́г (др.-греч. σαρκοφάγος) - разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати и обычно оставляемая на поверхности земли в специально отведённых помещениях или на кладбищах. Изначально употреблялось для обозначения гробниц из троадского известняка, якобы способного быстро впитывать в себя человеческие останки.

Слово саркофаг является частью древнегреческого именного словосочетания λίθος σαρκοφάγος (lithos sarcophagos, букв. «камень, плоть поедающий») и состоит из греческих корней σάρξ (sarx «плоть, мясо», ср. саркома, сарказм) и φαγεῖν (phagein «поедать»).

Саркофаг (значения)

Саркофаг - гробницы, в которые влагали останки знатных особ в Риме; каменные гробницы из известкового камня, мрамора или базальта у древних египтян, греков и римлян. Также может означать:

Саркофаг - надгробие в форме каменного гроба; намогильный памятник, имеющий форму гробницы; в более широком смысле - любой архитектурно и художественно оформленный гроб, нередко украшенный росписью, скульптурой.

Сидонский саркофаг

Саркофаг супругов

Саркофаг Юния Басса

Саркофаг Людовизи

«Саркофаг Тамерлана»

Саркофаг царя Ахирама

Саркофаг папы Юлия II

Саркофаг (перен.) - герметическое покрытие из прочного материала (железобетон, сталь) объектов, распространяющих своё вредное влияние на окружающую среду.

Саркофаг - специальный защитный короб (обычно железобетонный), предотвращающий аварийные утечки в грунт из подземного резервуара для хранения химикатов, ядов или нефтепродуктов.

Укрытие (ЧАЭС) (Саркофаг) - защитное сооружение над разрушенным энергоблоком ЧАЭС.

Список античных статуй

Список античных статуй включает сохранившиеся и исчезнувшие древнегреческие, древнеримские и этрусские скульптуры, получившие прозвище или имя собственнное, ставшие иконографическим образцом (типом).

Список не включает знаменитые стелы, рельефы, а также украшенные рельефами саркофаги (только с ярко выраженными скульптурными группами). Портретные статуи и бюсты древних римлян включены в список, только если эти произведения приобрели самостоятельную художественную значимость, как отдельное художественное произведение.

Большинство античных статуй сохранились в виде поздних римских мраморных копий (I-II вв. н.э.) с утраченных греческих бронзовых или мраморных оригиналов (V-II вв. до н.э.). В столбце "Автор" указаны либо имена знаменитых древнегреческих скульпторов, являвшихся создателями скульптур по сообщениям античных историков и путешественников; либо же имена, известные по автографам на скульптурах (обычно малоизвестных мастеров). В столбце "Период" указана дата создания первоначальной греческой статуи, если она стала иконографическим образцом. Римская дата ставится в этот столбец, если это время создания конкретной римской копии, значительно отличающейся от исходного образца и приобретшей имя собственное.

Химера из Ареццо

«Химе́ра из Аре́ццо» (итал. Chimera di Arezzo) - бронзовая скульптура, один из самых знаменитых образцов скульптуры этрусков. Датируется V веком до н. э.

Высота «Химеры из Ареццо» - около 80 см. Около правой передней лапы есть надпись, которая обычно читается как TINSCVIL и считается посвящением Тину, этрусскому богу дня; таким образом, скульптура могла быть вотивным предметом.

В настоящее время скульптура выставляется в Археологическом музее Флоренции. В Ареццо неподалёку от места её находки установлена бронзовая копия.

Хронологический список древнеримского искусства

Хронологический список древнеримского искусства - список исторических мест и памятников древнеримской эпохи, начиная с предшествовавших римской цивилизации италиков и этрусков периода до нашей эры, в основном на территории Италии, и до позднеантичного искусства IV в. н. э. по всему Средиземноморью, включительно.

Черветери

Черве́тери (итал. Cerveteri) - древний город в центральной Италии, в регионе Лацио. В древности был городом-государством этрусков и назывался Каисра (лат. Caisra), затем Цере, или Кере (лат. Caere). Входил в этрусский союз. Некрополи Черветери известны богатыми погребениями и включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Этруски

Этру́ски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) - древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область - древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшая развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.

Многочисленные римские заимствования у этрусков включают развитое инженерное искусство, в частности возведение арочных сводов зданий. Такие римские обычаи, как бои гладиаторов, гонки на колесницах и многие погребальные обряды, также имеют этрусское происхождение.

Этрусские некрополи в Черветери

Этрусские некрополи в Черветери - захоронения этрусков около итальянского города Черветере. Здесь находятся тысячи захоронений в виде насыпей и каменных гробниц (500-600 гг. до н. э.) Общая площадь некрополей составляет 400 гектаров.

Этрусское искусство

Этрусское искусство охватывает период IX-II веков до н. э.

Флейтист с двумя флейтами из гробницы «Леопардов». Фреска. V в. до н. э.

По утверждению древнегреческого историка Геродота, на Апеннинский полуостров, территорию нынешней Тосканы, этруски пришли из Малой Азии. По мнению современных ученых, они появились там в первом тысячелетии до нашей эры и позднее создали развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. Так, предполагается, что в этрусском обществе у мужчин и женщин были равные права, они вместе сидели за столом, вместе участвовали в играх, после смерти их могли похоронить в одном могильнике, им создавали совместные надгробия.

О культуре этрусков, их образе жизни не осталось никаких прямых свидетельств, кроме каменных захоронений, внутренние стены камер которых расписаны сценами из их жизни, чаще всего охоты, спортивных состязаний, игр, танцев, совместных застолий. Все картины свидетельствовали об их жизнерадостном характере. Как подметили ученые, на изображенных лицах не заметно и тени уныния, они всегда улыбаются. Свои города этруски строили из дерева и глины, не отличавшиеся особой прочностью, а вот «города мертвых» возводили на века. Гробницы высекали в скалах, прорубали в них подземные ходы, некоторые сооружали из камней, возводили над ними купола, имевшие форму тумулуса — полусферической насыпи с круглым каменным цоколем.

Внутренность многих могильников напоминала жилища, несколько комнат были связаны между собой коридорами, стены расписывались разными сюжетами, в том числе из жизни усопшего. В подземных комнатах размещались ложа, сиденья, троны, подставки для ног. Некоторые фрагменты мебели делались из дерева, некоторые высекались из камня. В VII веке до нашей эры в гробницы богатых усопших стали класть ценные погребальные дары: золотые ювелирные изделия, чаши, блюда, бронзовые треножники и котлы.

Непременным атрибутом любого могильника были зеркала. Их делали из бронзы, одну сторону полировали до блеска, а другую украшали подобающей случаю торжественной гравировкой, чаще на греческие мифологические темы. Усопший и на том свете должен был следить за своей внешностью.

Но в этрусских гробницах археологи не находили останков умерших. Это объяснялось, с одной стороны, тем, что большинство могильников были давно вскрыты и разграблены. С другой стороны, некоторые оказались изначально пусты, в них не осталось даже следов захоронения. Очевидно, некоторые могильники сооружали заранее. Но когда приходил смертный час, по какой-то причине умерших хоронили в другом месте. Возможно, в более простом. Или их сжигали. В могильники затем помещали небольшие сосуды с пеплом — канопы.

На самом известном этрусском саркофаге, дошедшем до нашего времени, названном «Саркофаг супругов из Бандитачча», установлено скульптурное изображение мужчины и женщины. Они молоды, приятны на вид, улыбаются и спокойно возлежат друг возле друга. Скорее всего, это супруги. Мужчина бережно обнимает женщину. Они даже похожи друг на друга.

Как полагают ученые, едва ли такое скульптурное изображение полностью копировало облик умерших. Скорее всего, это была заготовка, памятник, который устраивал родственников, заказавших погребальный саркофаг. Скульптуры делали без учета внешности усопших, а с учетом пожеланий родственников, которые хотели видеть их радостными и как будто живыми.

Такими «жизнерадостными» они и дошли до нашего времени.

Нагрудное изображение пантеры. V-IV в. до н. э.

Саркофаг супругов (итал. Sarcofago degli Sposi ) - знаменитый этрусский саркофаг из некрополей в Черветери , который входит в состав экспозиции Национального музея этрусского искусства на вилле Юлия III в Риме . Высота - 114 см, длина - 190 см. В древности был расписан. Датируется второй половиной VI века до н. э.

Памятник принадлежит к группе саркофагов, повторяющих форму человеческого тела. Его уникальность в том, что он изображает две фигуры, мужскую и женскую, пирующие в загробном мире . Этот сюжет представлен также в древнегреческой вазописи . На эллинское влияние указывают такие детали, как форма ложа, заплетённые косы, миндалевидная форма глаз и играющие на лицах улыбки.

Заботясь преимущественно об отделке лиц и передаче жестов, нижнюю половину тел художник изобразил схематично. В Черветери был найден ещё один саркофаг подобной работы, в котором можно предполагать руку того же мастера.

См. также

Напишите отзыв о статье "Саркофаг супругов"

Отрывок, характеризующий Саркофаг супругов

Ростов слез с лошади и, передав ее вестовому, пошел с Алпатычем к дому, расспрашивая его о подробностях дела. Действительно, вчерашнее предложение княжны мужикам хлеба, ее объяснение с Дроном и с сходкою так испортили дело, что Дрон окончательно сдал ключи, присоединился к мужикам и не являлся по требованию Алпатыча и что поутру, когда княжна велела закладывать, чтобы ехать, мужики вышли большой толпой к амбару и выслали сказать, что они не выпустят княжны из деревни, что есть приказ, чтобы не вывозиться, и они выпрягут лошадей. Алпатыч выходил к ним, усовещивая их, но ему отвечали (больше всех говорил Карп; Дрон не показывался из толпы), что княжну нельзя выпустить, что на то приказ есть; а что пускай княжна остается, и они по старому будут служить ей и во всем повиноваться.
В ту минуту, когда Ростов и Ильин проскакали по дороге, княжна Марья, несмотря на отговариванье Алпатыча, няни и девушек, велела закладывать и хотела ехать; но, увидав проскакавших кавалеристов, их приняли за французов, кучера разбежались, и в доме поднялся плач женщин.
– Батюшка! отец родной! бог тебя послал, – говорили умиленные голоса, в то время как Ростов проходил через переднюю.
Княжна Марья, потерянная и бессильная, сидела в зале, в то время как к ней ввели Ростова. Она не понимала, кто он, и зачем он, и что с нею будет. Увидав его русское лицо и по входу его и первым сказанным словам признав его за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и начала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голосом. Ростову тотчас же представилось что то романическое в этой встрече. «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая то странная судьба натолкнула меня сюда! – думал Ростов, слушяя ее и глядя на нее. – И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении! – думал он, слушая ее робкий рассказ. Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом 2-го лица единственного числа (настоящего и будущего времени), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. субъект действия мыслится обобщенно.

Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение общих суждений, больших обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься; Что посеешь, то и пожнешь; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Что написано пером, не вырубишь топором; Любишь кататься - люби и саночки возить; Шила в мешке не утаишь; Скажешь слово - не воротишь .

Предложения данного типа распространены и в описаниях. Например: Прислушаешься - и как будто нет ничего, а звенит (Т.); А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков (Т.); Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память (Т.); Глянешь с горы - какой вид! (Т.); Бродишь часами, не замечаешь, как время летит (Т.); Разве сдержишь смерч, чтоб вихрем не кипел?! (М.); Словно смотришь в бинокль перевернутый - все, что сзади осталось, уменьшено (Сим.); Бывает: входишь в двери иль за угол свернешь, и вдруг - глазам не веришь, стоишь - себе не веришь, что другу руку жмешь (Щип.).

Такие предложения имеют особый характер, в них обычно сообщается о действии конкретного лица, но выражается оно обобщенно, как совершающееся или совершавшееся часто; для обозначения повторяемости действия в прошлом употребляется частица бывало: Встанешь, бывало, поутру и словно с горы на салазках покатишься... (Т.).

Глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Снявши голову, по волосам не плачут (посл.); А дуги гнут с терпеньем и не вдруг (Кр.); После драки кулаками не машут (посл.); Ах, он любил, как в наши лета уже не любят (П.).

Иногда встречается и форма 1-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем - не храним, потерявши - плачем (посл.); Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред (П.).

Довольно распространены обобщенно-личные предложения с глаголом в форме повелительного наклонения. Например: Век живи, век учись; Не спеши языком - торопись делом; Семь раз отмерь - один раз отрежь (пословицы).

Обобщенно-личные предложения с главным членом - глаголом в форме повелительного наклонения могут формально выступать в качестве придаточных частей предложений, но фактически они превращаются в устойчивые сочетания и теряют значение придаточных; затемняется и отнесенность действия к какому бы то ни было лицу, даже обобщенному: И бороду так приморожу к вожжам - хоть руби топором! (Н.); Хоть убей, следа не видно (П.); Куда ни сунься - тут как тут (Гр.); Что ни говори, а работа выполнена хорошо; Хоть глаз выколи, ничего не видно .

Обобщенно-личные предложения обычно бывают односоставными, поскольку в них сообщается о действиях и состояниях безотносительно к определенному лицу. Однако иногда они могут иметь форму двусоставного предложения, где подлежащее, выраженное личным местоимением, употребляется в значении обобщенного лица. Например: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (Кр.). Распространен такой вид предложений и в художественных описаниях: Вы входите в лес. Вас сразу охватывает прохлада. Вы медленно идете по опушке (Т.); Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце (Т.). Во всех этих случаях дается описание состояния и действий вообще, любого человека, без отнесенности к конкретному лицу.

Характерны подобные конструкции и для разговорно-обиходного языка: ну что ты с ним (ней) сделаешь, ну что ты скажешь, хоть ты семи пядей во лбу будь и др.; Вот не доедешь, да и только, домой! Что ты прикажешь делать? (Г.).

В русском языке отдельное место занимают односоставные предложения. Обобщенно-личные также относятся к этой категории. В своей основе они имеют глагол, с помощью которого совершается действие, касаемые каждого, а не только лишь отдельного лица.

Односоставные предложения

В русском языке односоставными называются предложения, в которых присутствует лишь 1 главный член, при этом весь смысл сохраняется и передается без потерь. В отличие от неполных, эти предложения могут быть понятны и вне текста.

Односоставные предложения могут содержать в своей основе подлежащее или сказуемое. При этом выделяют:

  • определённо-, неопределённо-, обобщённо-личные и безличные предложения, если главный член предложения - сказуемое;
  • назывные, имеющие в своей основе главным подлежащее.

Сказуемое

К главным членам предложения относится сказуемое, которое обозначает действие или признак подлежащего. Чаще всего оно представлено глаголом в каком-то наклонении и может иметь форму простую и составную.

В обобщенно-личных конструкциях чаще всего применяется глагол-сказуемое второго лица единственного или множественного числа в настоящем или будущем времени, а также в третьем лице множественного числа. К примеру, «снявши голову, по волосам не плачут».

Также это могут быть глаголы в повелительном наклонении второго лица множественного («не ищите счастья») и единственного числа («позвони и получи приз»).

Обобщенно-личные предложения

Совершенно обособленное место в русской грамматике занимает обобщенно-личное предложение. Его главная функция - передача смысла без привязки к определенному лицу. Чаще всего такой тип предложений используется в пословицах и поговорках, например, «любишь кататься, люби и саночки возить». В данном предложении не имеется в виду кто-то конкретный, но так говорят какому-либо человеку, который любит удовольствия, но не хочет за них платить.

При этом встречаются варианты, в которых обобщенно-личное предложение принимает форму определенно-личного, например, «сердцу не прикажешь». В данном примере глагол второго лица относится к определенному существительному, но при этом не указывает на конкретное лицо, которому принадлежит сердце.

Характеристика обобщенно-личных предложений

Обобщенно-личным является предложение, которое может быть при этом также определенно- или неопределенно-личным, то есть обозначать действие или состояние некоторого лица. К этой категории относятся следующие.

В литературе применим прием, когда конкретное лицо говорит, обобщая смысл. Образуется так называемое обобщенно-личное предложение с действием от лица говорящего. Например, герой утверждает что-то не от первого лица, а применяет глагол во втором лице - «выходишь на улицу ночью, повсюду горят фонари».

Повелительные глаголы

Учитывая, что обобщенно-личное предложение в русской грамматике стоит обособленно, в правиле есть своя категория примеров, которые выделяются среди себе подобных. Это фразы, в которых используют глаголы в повелительном наклонении.

Повелительное наклонение - это призыв, который имеет свою направленность, но при этом не указывает на кого-то конкретного. При этом семантика предложения (примеры это подтверждают) может нести различные смысловые оттенки.


Смысловые оттенки обезличенных предложений многообразны и применимы в разных сферах жизни.