Образец талона заказчика путевому листу. Путевой лист. Скачать путевой лист.Скачать журнал учета путевых листов. Товарно - транспортная накладная

Человек - это единица общества, и от его взаимодействия с себе подобными зависит не только личное благополучие, но и жизнь в целом. Обмениваться информацией возможно как вербально, так и невербально. Какой из этих методов общения более эффективный? Какая роль невербальных и вербальных средств общения человека? Об этом поговорим ниже.

Какой способ общения более важен?

На данный вопрос однозначно ответить невозможно, так как в деловом общении превалирует безусловно вербальный способ, а в межличностном, скорее, невербальный.

Давайте представим ситуацию, что человек, который читает доклад, вместо ожидаемых и нужных сухих фактов начинает жестикулировать, клацать губами, подмигивать, прыгать и так далее. развеселит дремлющую публику, но может быть воспринято неоднозначно. Деловой подразумевает максимальное проговаривание той информации, которую необходимо донести до собеседника. Но даже в сухом докладе много невербальных составляющих.

В разговоре с людьми, с которыми сложилась тесная эмоциональная связь, проговаривание некоторых моментов может смотреться нелепее, чем замена их более понятными жестами. Например, когда мы зовем человека пойти с нами, достаточно кивнуть головой в сторону выхода; резкий кивок вверх-вниз с широко распахнутыми глазами будет означать вопросительный взгляд, на который можно ответить кивком (что будет означать "да"), пошатать головой влево-вправо (что будет означать "нет") или пожать плечами, что означает "я не знаю".

Вербальное

Говорение, слушание, письмо и чтение относятся к вербальным средствам общения. При устном или письменном разговоре обмен знаниями происходит только благодаря закодированной информации (в форме звуков или символов).

Вербальное общение, безусловно, принесло огромную пользу человечеству благодаря своей уникальной функции скоростного дублирования мира. Сказать фразу "чашка на столе" гораздо проще, чем пытаться изобразить это жестами.

Дублируя, язык кодирует информацию в очень компактный формат. Эту единицу информации настолько удобно передавать из уст в уста и из поколения в поколение, что именно благодаря вербальному общению мы можем видеть картины мира, который был задолго до нас.

Невербалика

Большую часть информации о человеке мы получаем именно в ходе невербального общения, которое может быть синхронизировано с вербальным или являться самостоятельным способом коммуникации.

Взаимодействие невербальных и вербальных средств общения часто происходит на подсознательном уровне. К последним мы относим мимику, жесты, пантомимику, смену локации в ходе общения. Но также огромное значение в невербальном общении играет внешний вид, стиль одежды, прическа или головной убор, аксессуары и аромат человека.

Ухоженная, опрятная личность с собранной мимикой и жестами уже многое может рассказать о себе собеседнику. Как минимум можно прочесть, что человек себя уважает, любит определенный стиль одежды, предпочитает определенную марку телефона, работает над своей речью или талантлив от природы, стремится хорошо зарабатывать, позитивно относится к жизни, на этой неделе делал маникюр и т. д. Внешний вид - это первая порция невербальной информации. Вот почему говорят, что встречают по одежке.

Без мимики, жестов и пантомимики речевое общение выглядело бы скучным и неполным. К тому же оно дает возможность понять истинную суть слов, ведь даже слово "спасибо", произнесенное с разной интонацией, может иметь абсолютно противоположный смысл.

Интонирование, высота голоса, длина произносимых звуков, мимика, жесты, осанка, динамика телодвижений, угол между собеседниками, взгляд... Все это может говорить больше, чем сами слова. Если человек хорошо воспитан, то несовпадение вербальной и невербальной информации проявляется чаще.

Например, кто-то воспитанный опаздывает на поезд, а его собеседник все никак не закончит свой рассказ. Хоть этот интеллигентный товарищ и будет утверждать, что внимательно слушает своего знакомого, однако его стопы, скорее всего, будут направлены к выходу, глазами он подсознательно будет искать альтернативные способы выхода из помещения, чесать или теребить кончики пальцев. Жесты и мимика могут быть как осознанными, так и проектировать наше подсознание.

Эффективное использование вербальных средств общения с невербальными дают возможность воспринимать информацию наиболее объемно. Вот почему многие мессенджеры предлагают целый арсенал смайлов, мультов и гиф-анимаций.

Вербальные средства общения

Характеристика данного метода коммуникации исходит из основных функций, одной из которых является передача закодированной информации. Код - это набор слов определенного языка. Для полноценного общения необходимо, чтобы собеседники владели хотя бы одним общим языком, в противном случае слова могут быть неправильно истолкованы либо вообще не поняты.

Многим приходилось бывать в ситуации, когда нужно было показать или спросить дорогу у иностранца на языке, которым вы не владеете, или разобрать его ломанный русский. Встречая непонимающий взгляд и оценивая всю сложность происходящего, в ход начинает идти весь арсенал невербальных средств.

Поэтому важной характеристикой вербальных средств общения является ясность излагаемого материала. К сожалению, недопонимания в разговоре встречаются гораздо чаще, чем можно подумать. Это касается и тех случаев, когда люди говорят на одном языке, но по-разному формулируют свои мысли.

Получается, информация вроде бы и озвучена, но витает в воздухе, так как принять ее и разложить по полочкам собеседник не в силах, или в ней настолько неправильно расставлены акценты, что понять ее правильно не представляется возможным. Звуки изданы, а смысла в них немного.

Виды речевой деятельности

Речевое общение может быть как устным, так и письменным. К устным вербальным средствам общения относятся говорение и слушание, а к письменным - письмо и чтение.

В течение дня мы используем все четыре вида речевой деятельности, сами того не подозревая. Даже в самый пассивный выходной день мы с кем-то здороваемся, кому-то отвечаем, кого-то слушаем, читаем объявление в подъезде, новую газету или новость в интернете, отправляем сообщение в мессенджере...

Хотя ученые считают плохим способом коммуникации вербальные средства общения, но без них не обходится ни один наш день.

Говорение

Как можно слушать, но не слышать, точно так же можно говорить, но ничего не сказать. Давайте вспомним скучный урок в школе или лекцию в институте, которая не была приправлена эмоциями или вескими фактами, не звучало такой информации, которая могла бы оставить отпечаток в нашей памяти. Или, например, обычный разговор с далеким знакомым о природе и погоде, когда молчание смотрится нелепо, а рассказывать сокровенное не хочется.

Говорение, рассматриваемое через призму вербалики, - это грамотное линейное и главное - всем понятное изложение информации. Но вот в чем беда: если речь монотонна, лишена нужного интонирования, пауз и точных жестов, то ее невозможно длительное время воспринимать. Даже самый заинтересованный слушатель не сможет вникать в суть текста спустя 45 минут. Все старания преподавателя или докладчика уже не воспринимаются аудиторией.

Чтобы информация дошла до слушателя и по возможности сразу не вылетела из его головы, этот вербальный способ нужно дополнить невербальными трюками. То бишь, делать акценты, что срабатывает как Например, после озвучивания очень важной ключевой информации стоит сделать паузу, а затем снова повторить последнее предложение. Еще лучше, если эта пауза будет дополнена поднятым вверх указательным пальцем.

Слушание

Слушание - самый активный вид речевой деятельности, не что иное как раскодирование сказанной информации. Этот процесс хоть и является более пассивным, однако все равно требует немалых интеллектуальных затрат. Особенно тяжело приходится тем слушателям, которые плохо владеют языком докладчика или определенной профессиональной терминологией, либо же говорящий высказывает свои мысли не линейно, перескакивая с темы на тему, забывая, о чем говорил вначале. Тогда мозг слушателя работает в усиленном режиме, дабы из этого сложить более или менее ясную картину.

Стоит отделить процесс слушания от слышания. Пусть такого слова нет, зато есть множество народных выражений: мимо ушей пролетело, в одно ухо влетело, в другое вылетело и т. д. Что это значит? Слушатель принимает информацию только тогда, когда нацелен на ее принятие. Если внутренние проблемы или интересы доминируют над информацией извне, то, скорее всего, она не будет воспринята.

Мы слышим только важную или интересную информацию, а всю остальную просто слушаем. За это мы должны сказать спасибо нашему мозгу, ведь он умеет разделить все окружающие шумы на фракции и отсеять лишние, иначе бы мы просто сошли с ума.

Письмо

Письмо - это вид вербальной коммуникации, который появился позже двух предыдущих, но в наше время его популярность заметно выросла: школьные тетради, личные дневники, деловые документы... Ярким примером вербального средства общения в письменной форме являются диалоги в социальной сети.

Однако письмо имеет одну очень важную функцию - аккумулятивную. Это накопление информации в больших объемах, что было бы невозможным без ее фиксации.

Чтение

Чтение, как вид коммуникативной деятельности, представляет собой аналитико-синтетический процесс. Читающий должен раскодировать символы, написанные на бумаге, определить слова так, чтобы они прозвучали в его голове, ну и, конечно же, понять смысл прочитанного.

В первом классе при чтении по слогам детям очень сложно концентрироваться на содержании текста, так как большую часть их внимания занимает раскодирование написанного в книге.

Изучая иностранные языки, люди снова проходят все те же этапы адаптации к письменному тексту. Особенного это касается языков, которые используют непривычные нам символы: арабский, грузинский, китайский, берберские и другие.

Читая, мы анализируем и синтезируем информацию, но при неумении ее обобщать, делать умозаключения и прогнозировать, чтение не несет большой пользы. Помните, когда в школе учитель спрашивал: "Ты читал или буквы вспоминал?", а недовольный ученик угрюмо отвечал: "Читал, но не мог связать и двух слов".

Виды вербальных средств общения

В зависимости от количества персон, принимающих участие в коммуникативном процессе, выделяют диалогическое и монологическое общение.

Все знают, что диалог - это разговор двух и более людей. Он может иметь деловой, межличностный или конфликтный характер. Интервью, разговор, дискуссия, собеседование и диспут относят к диалогическому общению.

Монолог - это рассказ одного человека. Он может быть направленным как вовне, на публику (лекция, театральный монолог, доклад и т. д.), так и происходить внутри человека(внутренний монолог).

Зоны устного вербального общения

Многие замечали, как некомфортно себя чувствуешь, когда при межличностном общении человек подходит к тебе слишком близко? И как удивляет, когда другой человек, наоборот, отдаляется, соблюдая дистанцию в два метра? Хоть это можно отнести именно к невербальным проявлениям, однако при устном разговоре стоит знать эти правила соблюдения дистанции, чтобы не прослыть странным или не загонять человека в неловкое положение.

Итак, интимная зона - это расстояние до 25 сантиметров. Она часто нарушается в общественном транспорте, но так есть на это веские причины. Если вы подойдете к малознакомому человеку слишком близко, не удивляйтесь, если он отстранится. В эту зоны мы пускаем только самых проверенных людей, а вторжение посторонних личностей вызывает как минимум дискомфорт.

Трудности

Вербальные средства общения (речь устная и письменная), по предположениям некоторых ученых, передают только от 20 до 40 процентов информации. Это означает, что невербальная составляющая значительно превалирует.

Действительно, если мимика, жесты и пантомимика человека вызывает в нас отвращение, то совершенно неважно, что он будет говорить.

Итак, при вербальном общении с глазу на глаз происходит наиболее полный обмен информацией, так как собеседники имеют возможность наблюдать мимику и жесты друг друга, ловить интонации, обонять аромат, что тоже является очень важной составляющей невербалики.

Однако есть люди (а в наше время их число заметно увеличилось), которые при разговоре с глазу на глаз не могут передать очень важную или трепетную информацию, им намного проще это сделать с помощью удаленных средств связи.

Тотальная безграмотность населения начала прогрессировать лет 15 назад, когда мобильная связь и интернет стали доступны практически всем. Эра СМС породила болезненную лаконичность, частая переписка в различных мессенджерах и социальных сетях стерла грань между деловым и дружеским общением.

К вербальным средствам относятся устная и письменная речь. В общении вербальными средствами пользуются довольно широко и разнообразно: во время деловых бесед, переговоров, выступлений перед аудиторией, деловых дискуссий, при составлении и приеме отчетов, деловой корреспонденции, чтении литературы, работе с документами и проч.

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации.

Устная речь остается самым распространенным и необходимым атрибутом коммуникативной деятельности человека, она неразрывно связана с мышлением и служит средством хранения и передачи информации, управления человеческим поведением. Говорящий воплощает свой замысел сообщения в систему языковых символов, кодируя его в соответствии со своими интересами и возможностями. Слушающий должен воспринять смысл сообщения, т.е. раскодировать, оценить и адекватно отреагировать. Это взаимодействие определяет дальнейший ход общения, принимаемые меры и последствия. Подобный механизм восприятия информации сопровождает и письменное общение.

Письменной речью пользуются реже, чем устной. Но письменное сообщение имеет ключевое преимущество перед устным: его можно обдумать и вовремя внести коррективы. Деловое письмо имеет свою особую стилистику: официально-деловая речь несет на себе окраску долженствования, носит безличный характер, она стандартизирована, точна, не допускает инотолкований, не содержит засоряющих и отвлекающих слов, ей не свойственны рассуждение, повествование10.

Необходимо знать правила делопроизводства, протокольный этикет и уровень образования корреспондента. Важно грамотно излагать мысли на бумаге, уметь быстро, корректно и грамотно оформить документ. Электронная почта заметно расширила применение письменной речи, дав возможность немедленной обратной связи и даже передачи невербальных средств общения с помощью изображений. Психологи давно установили, что «язык тела» выражает то, что мы не хотим или не можем сказать. Он гораздо более правдив и искренен, чем все те слова, которые мы говорим друг другу. При этом человек подсознательно доверяет больше не словам, а непроизвольным и неосознаваемым невербальным знакам.

В процессе взаимодействия лишь 20-40% коммуникаций осуществляется путем передачи речевых символов, а основная нагрузка взаимопонимания приходится на весьма разнообразный невербальный язык поз и жестов. Именно он позволяет лучше понимать собеседника, устанавливать более доверительный контакт, предвидеть последствия и эффективность общения. Поэтому для делового человека очень важно знать основы распознавания невербальных знаков и уметь пользоваться ими.

Оптико-кинетические средства

Средства кинетики несут информационную нагрузку, к ним часто прибегают люди, говорящие на разных языках.

В процессе делового общения собеседники, прежде всего, имеют в поле зрения лицо партнера. Мимика - это подвижность или закрепощенность мышц лица, отражающие эмоциональное состояние человека.

Радость, гнев, страх, удивление, страдание, недоверие обычно сопровождается определенными движениями мышц лица, за единицу которых принят мимический признак. Совокупность нескольких мимических признаков, отражающих внутреннее состояние человека в данный момент, образует структуру экспрессии. Это состояние характеризуется определенным положением губ, бровей, лба, глаз и подбородка.

Вот некоторые примеры мимических признаков":

Наслаждение возникает при смаковании вкусовых впечатлений и наиболее выражено у лиц, у которых развиты кинестетические способности восприятия.

Испытующая гримаса (губы вытянуты вперед, могут быть приоткрыты или неплотно закрыты) возникает при оценивании собеседника или его высказываний.

Протест (уголки рта слегка приподняты, рот может быть слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами. 11

Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Психология эффективного вхождения в контакт с собеседником // Управление персоналом. - 2002. - №8. - С. 51.

Удивление (рот открыт максимально) при ошеломлении, высшей степени удивления - глаза широко открыты, брови подняты вверх, на лбу образуются горизонтальные складки.

Озабоченность (губы вытянуты в трубочку) часто сопровождается оценивающим взглядом, направленным в пустоту.

Открытый рот (отвисшая челюсть) означает не только удивление, но и неспособность в заданной ситуации принять решение, проявить волевое усилие.

Подчеркнуто закрытый (напряженный) рот свидетельствует о твердости характера, часто об отсутствии желания продолжить разговор, об отрицании возможного компромисса.

Сжатый рот (зачастую побелевшие втянутые губы, узкая полоска рта) означает отказ, отрицание, упорство и даже жестокость, упрямство и досаду.

«Вытянутое» лицо возникает при расслаблении уголков губ и свидетельствует о разочаровании, грусти, тоске, нехватке оптимизма; опущенные уголки губ при напряженном рте характеризуют активно негативную позицию, злость, пренебрежение, отвращение, досаду, издевку.

Пантомимика

^ Пантомимика представляет собой совокупность мимики, жестов и поз в пространстве. Именно в единстве и адекватности этих элементов проявляется искренность и достоверность общения. Люди ежедневно пользуются жестами, не задумываясь над их смыслом и не всегда отдавая себе отчет в том, что жесты передают гораздо больше информации другим, чем слова.

Обычно они носят отпечаток менталитета, воспитания в определенной среде, могут изменяться с возрастом и жизненным опытом. Чаще всего жесты имеют национальную специфику, поэтому так важно уметь читать их при общении с зарубежным партнером.

О многом можно узнать по наиболее употребительным пантомимическим действиям, таким как рукопожатие или походка.

Жесты и позы

Жесты - движения рук, сопровождающие мимические проявления состояния. Подделать, имитировать жесты очень сложно.

Позы партнера выражают черты его характера, социальный статус, установки, темперамент, степень уверенности в себе, психологическое состояние. Иногда жестам и позам приписываются чисто условные символические значения, способные передать наиболее точную информацию.

Различают открытые и закрытые позы и жесты. Подсознание спонтанно, и бессознательные жесты и телодвижения выдают неискренность или подспудную позицию. Некоторые профессионалы умеют имитировать нужные жесты, долго отрабатывая их или отказываясь навсегда от невыгодных жестов и поз.

Подтянутость - неотъемлемая черта делового человека. Лучший вариант - размеренные движения, прямая осанка11.

Недопустимы резкие, быстрые жесты. Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе. Сидя на стуле, нельзя раскачиваться, садиться на край, облокачиваться на стол. Присаживаться и подниматься следует, не производя шума. Стул не двигают по полу, а переставляют, взяв за спинку. Подпирать голову рукой при разговоре - значит показывать скуку или усталость. Скрещивание рук на груди в принципе допустимо, но этот жест вос- примется собеседником как недовольство и желание прекратить разговор. Поднятые плечи или втянутая голова означают напряженность или замкнутость. Для расположения собеседника можно склонить голову набок - это создаст впечатление, что человек внимательно слушает. Не стоит делать то, что может быть понято как затягивание времени в разговоре: закуривать сигарету, протирать стекла очков, это выглядит как попытка уйти от ответа.

Паралингвистические и экстралингвистические средства общения

Положение тела, жесты, выражение лица и темп речи - эти невербальные сигналы постоянно «считываются» и интерпретируются собеседником.

Более всего люди доверяют паралингвистическим (интонации, тембр голоса, его диапазон) и экстралингвистическим (темп речи, паузы, смешки, междометия, покашливания) компонентам.

Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств. Тон и темп речи отражает эмоциональное состояние человека. Обычно скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбужден, встревожен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная речь часто свидетельствует о высокомерии, угнетенном состоянии или усталости. Громкость голоса также может служить индикатором силы чувств. Приглушенный, низкой тональности голос лучше способствует появлению у собеседника чувства доверительности. Тон голоса должен быть доброжелательным и адекватным передаваемой информации. Интонация может быть уверенной, ноющей, соглашающейся, извиняющейся, ликующей, пренебрежительной. На интонации люди реагируют особенно тонко. Иногда лучший способ снять напряжённость в общении - веселая интонация или смех. Юмор и хорошая шутка в умеренных дозах создают добрую атмосферу переговоров. Однако слишком много смеха может быть воспринято участниками общения негативно - у смеха разнообразные оттенки.

По-особому воспринимаются во время делового общения паузы: минутная пауза может спровоцировать тревогу, панику или агрессию. Этим часто пользуются с целью манипуляций. В то же время пауза иногда стимулирует диалог, дает время для обдумывания, подчеркивает значительность ситуации, акцентирует отдельные моменты беседы. Паузы и краткое молчание, междометия, смех могут помогать в случаях применения приема нерефлексивного слушания. Пространство и время как скрытые средства Пространство и время также выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку. Это направление называется проксемикой и означает организацию пространства и времени коммуникативного процесса. Проксемика объединяет такие характеристики, как расстояния между партнерами при разных видах общения, их векторные направления, некоторые виды тактильных коммуникаций (прикосновения, похлопывание по плечу и т.п.), а также преимущества некоторых пространственных и временных моделей организации взаимодействия.

Каждый человек, подобно животному, ощущает необходимость личной территории. Ее величина изменяется в зависимости от половозрастных, урбанистических, характерологических, этнических показателей. Так, пожилая афроамериканка, жена фермера, потребует гораздо большей личной территории, чем белый студент- парижанин. Величина «буферной зоны» россиянина составляет в среднем 60 см.

Выделяют и 4 дистанции общения, в зависимости от конкретной ситуации:

^ интимная дистанция общения - от 0 до 50 см;

^ персональная дистанция, на которой происходит большинство межличностных встреч, бесед и переговоров, - от 50 до 120 см;

^ социальная дистанция, на которой проводятся деловые переговоры, - от 120 до 360 см.

^ публичная дистанция, общение с большой аудиторией - свыше 360 см.

Проксемическое поведение включает также взаимную ориентацию людей в пространстве. В данном контексте рассматривается размещение участников бесед и переговоров, обычно в кабинетах, сидя за столом. При этом А. Пиз выделяет 3 возможных позиции по отношению к председательствующему или хозяину офиса:

^ позиция сотрудничества - бок о бок;

^ угловая позиция, когда барьером между собеседниками является угол стола;

^ соревновательно-оборонительная позиция - друг против друга.

В ходе специальных экспериментов12 было установлено, что передача информации происходит за счет:

^ вербальных средств (только слов) всего на 7%;

^ пантомимики на 55%. 2.3.

Технические средства общения

К техническим средствам относятся:

телефон - стационарный и мобильный;

компьютер;

Интернет;

почтовая связь;

фото-, аудио- и видеотехника;

прочая оргтехника - ксерокс, сканер и др.

Многие деловые вопросы решаются с помощью электронной почты. По Интернету проводятся совещания, конференции в режиме on-line, когда ее участники находятся в разных городах и даже странах.

Правила корреспонденции

Общее правило - проверка орфографии. Не стоит начинать письмо с местоимения «я». Постскриптум выносят вниз, после подписи, ниже его ставят повторную подпись либо инициалы.

Деловая корреспонденция включает следующие виды: торговые соглашения, сделки; требования и запросы; ответные письма с благодарностью; поздравления; извинения; соболезнования. Письма с извинениями и соболезнования пишут от руки. Отвечать на письмо с извинениями обязательно13. Если письмо написано на нескольких страницах, их надо пронумеровать арабскими цифрами (кроме первой). Складывают письмо текстом внутрь. Технология отправки факса начинается с подготовки документов на отсылку, когда необходимо14:

^ проверить наличие всех необходимых реквизитов на документах;

^ указать номера своего факса для ответа;

^ проставить номер факса партнера (адресата), название города и его код, название фирмы, фамилию и имя адресата.

На официальных бумагах обязательны печать и подпись ответственного лица.

Грамотно и эффективно организованная работа с документами способствует повышению скорости и качества принятия управленческих решений.

Вербальные и невербальные средства общения

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

Итак, язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жестика;
- мимика;
- пантомимика.

Жестика. Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Мимика . Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт , также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Поза - это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

Такесика - роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Проксемика - определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
- Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
- Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.
- Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
- Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Упражнение «Открытка»

Цель: знакомство с участниками, создание непринужденной психологической атмосферы, развитие фантазии.

Инструкция : Участники выбирают по 1 открытке. Открытка может быть или ассоциацией, или визуальной поддержкой, или подходящим примером. Педагоги по очереди демонстрируют выбранную открытку и рассказывают о себе « На открытке…. как и я……»

Упражнение «Анкета»

Цель: актуализация собственного настроения и педагогов в целом

Инструкция: Каждому педагогу задается вопрос «С каким настроением вы начинаете это занятие? Если бы вам предложили выбрать погоду под ваше настроение, какую бы вы выбрали?»

Упражнение «Я отличаюсь от тебя?»

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, развитие навыков межличностного общения.

Инструкция : Предложить педагогам разделиться на пары. И в течении 2 минут вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 2 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими

Упражнение «Мимическая гимнастика»

Цель : упражнение знакомит педагогов с мимикой как одним из способов невербального общения.

Инструкция: Представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем чужого языка, но нам как-то надо понять иностранцев.

Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Рсслабиться.
  2. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.
  3. Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.
  4. Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.
  5. Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.
  6. Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться.
  7. Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой!).

А сейчас разобьемся на пары и покажем мимикой что-то, другие должны отгадать показанное настроение.

Упражнение «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Инструкция : Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций : Радость, удивление, разочарование, подозрительность, грусть, гнев, усталость, уверенность, восхищение, страх. Приложение 1

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
  3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
  4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Упражнение «Подарок»

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать ("вручить") молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят.

Педагог-психолог: Баркова Л.И