Основные сферы постановки целей. Ключевые принципы постановки и использования целей. Но особенно мне понравилась вот эта простая и действенная методика


Введение

1. Профилактика конфликта как элемент управления им

2. Человеческий фактор как параметр оптимизации взаимодействия специалистов и клиентов социальных служб

3. Психологические методы профилактики конфликтов в ходе социальной работы

4. Практические примеры из жизни

Заключение

Список литературы


Введение


Профилактика конфликтов важнее умения конструктивно разрешать их, ведь лучше, если возможный конфликт диагностирован заранее, а значит, он и вовсе не произойдет, или же разрешится как можно раньше. Кроме того, профилактика требует меньше затраченных сил, времени и средств. Деятельность по профилактике конфликтов весьма разнообразна и, кроме того, является многоуровневой.

Так же и по мнению специалистов превенция возможного конфликта имеет преимущественное значение по сравнению с улаживанием уже возникшего противостояния.

Объектом данной реферативной работы является конфликт, предметом - профилактика конфликта. Субъектом управления конфликтом в нашем случае является специалист социальной работы. Профилактика конфликта связана со способностью субъекта управления (социального работника) обобщать имеющиеся теоретические и практические данные, применять полученные знания в ходе предупреждения возможного противостояния. По мнению специалистов, профилактика конфликта представляет собой вид управленческой деятельности, нацеленный на заблаговременное распознание, устранение или ослабление конфликтогенных факторов. Профилактика позволит ограничить возможности их возникновения или негативного развития в будущем. Именно профилактика конфликтов исключает возможность развертывания негативных и разрушительных конфликтных ситуаций.

Кроме внешних условий, способствующих возникновению конфликта, существуют предрасположенность личности к конфликтному поведению, стрессовая ситуация, в которой она может находиться, и психологическая совместимость/несовместимость взаимодействующих индивидуумов.


1. Профилактика конфликта как элемент управления им


Не всегда конфликты можно трактовать в качестве положительного или отрицательного явления. В то же время конфликты, наносящие непоправимый ущерб людям, должны быть ограничены или еще лучше предупреждены. Именно на предупреждение конфликтов направлены усилия как общественных, так и государственных институтов. Предвидение возможных вариантов развития событий создает условия для результативного управления ими. Прогнозирование возникновения конфликтов является главной предпосылкой эффективной деятельности по их предупреждению. Прогнозирование и профилактика конфликтов - важные факторы регулирования социальных противоречий.

Управление конфликтом - это сознательная деятельность, осуществляемая на всех этапах возникновения, развития и завершения конфликта.

Управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение.

Выделяют также такие управляющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта.

Понятие "предупреждение социального конфликта"

Важным способом управления конфликтами является их профилактика. Под предупреждением (профилактикой, предотвращением, превенцией) конфликта понимается процесс воздействия на него на предконфликтной (латентной) стадии в целях ликвидации источников возникновения противоречий либо их смягчения, локализации, пресечения и др. Профилактика конфликта - это совокупность мероприятий, направленных на преодоление социальных противоречий в целях сохранения и укрепления нормального состояния, порядка в определенной сфере или обществе в целом. Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Профилактика конфликтов - это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов - создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними. Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Поэтому проблема конструктивного разрешения конфликтов, кажущаяся на первый взгляд более важной, на самом деле не является такой.

Предупреждение, профилактика и предотвращение конфликта - понятия-синонимы. Они отражают лишь некоторые особенности одного и того же, в сущности, явления.

Предупреждение конфликта традиционно понимается как предотвращение его нежелательного развертывания с помощью заранее принятых мер. Оно заключается в воздействии на источники, причины общественных противоречий, провоцирующих социальное напряжение, до момента возникновения открытого противостояния, т.е. до факта осознания оппонентами значимости и фундаментальности назревших проблем.

В результате превентивных мер социальный конфликт либо устраняется, т.е. ликвидируется полностью или частично, либо смягчается, т.е. ослабевает, становится более умеренным, с менее тяжкими последствиями, либо локализуется.

Условия предупреждения социального конфликта.

Объективные социальные факторы предупреждения социального конфликта, по мнению специалистов-конфликтологов, составляют:

стабильность в обществе, успокаивающая экономическая, политическая, экологическая среда, окружающая человека, материальное обеспечение благосостояния и воспроизводства семьи и др.;

уверенность населения в завтрашнем дне, высокий уровень социальной мобильности как результат благоприятных условий жизнедеятельности;

равные возможности в реализации позитивного потенциала людей, в удовлетворении их жизненно важных экономических, политических, социальных, духовных потребностей;

справедливое и гласное распределение материальных и иных благ;

разработка нормативных процедур предупреждения и разрешения социальных противоречий и др.

При наличии в социуме перечисленных факторов антиконфликтное действие реализуется самопроизвольно с положительным эффектом, причем без специально организованного управленческого воздействия на ситуацию. В противном же случае необходима целенаправленная, систематическая антикризисная работа.

Общая логика предупреждения социального конфликта включает, как подчеркивают ученые, следующие взаимосвязанные моменты:

) как можно более ранние распознание и выявление противоречий, провоцирующих социальный конфликт;

) сбор полной, объективной, всесторонней оперативной информации о сути, источниках и причинах конфликта;

) структурно-динамический анализ и диагностику развертывающегося противоборства;

) конфликтологический анализ совокупности имеющихся в резерве ресурсов, технологических методов, приемов, средств, и определение возможностей в целях смягчения, ослабления, пресечения или локализации противостояния;

) прогнозирование развития конфликтной ситуации в целях определения возможных вариантов и ситуаций будущего противостояния;

) определение правил конфликтного взаимодействия.

Успех профилактической работы определяется рядом предпосылок:

знанием общих принципов управления социальными структурами;

уровнем общетеоретических знаний в конфликтологии по сущности, видам, этапам развития социального конфликта;

глубиной анализа конфликтной ситуации;

владением технологическими приемами управления конфликтами (для недопущения перехода конфликта в стадию развертывания);

адекватностью применяемых способов и средств предупреждения конфликта;

умением пользоваться психологическими механизмами влияния на участников конфликта.

организационно-административные, основанные на законодательных, нормативно-правовых актах, распоряжениях и т.д.;

экономические, обусловленные и поддерживаемые материальными стимулами, позволяющие учитывать и удовлетворять экономические интересы конфликтующих сторон и т.п.;

социально-психологические, связанные с формированием определенных ценностных ориентиров в мировоззрении и поведении социальных групп и др.

Содержание методов конкретизируется в зависимости от ситуации, целей и задач управленческого воздействия на конфликт. Профилактика конфликта в обществе как элемент социального управления - это своего рода наука и искусство, требующие особых знаний, умений и навыков. В психологическом, индивидуальном плане устранение причин конфликта тесно связано с воздействием на мотивацию участников и предполагает выдвижение нормативов, которые заблокировали бы первоначальные агрессивные намерения конфликтующих сторон.

Надежный путь предупреждения конфликта - налаживание и укрепление сотрудничества. Конфликтологами разработан ряд методов поддержания и развития сотрудничества:

согласие, состоящее в том, что возможного противника вовлекают в совместную деятельность;

практическая эмпатия, предполагающая «вхождение» в положение партнера, понимание его трудностей, выражение сочувствия и готовности ему помочь;

сохранение репутации партнера, уважительное отношение к нему, хотя интересы обоих партнеров в данное время и расходятся;

взаимное дополнение партнеров, которое состоит в использовании таких черт будущего соперника, которыми не обладает первый субъект;

исключение социальной дискриминации, которое запрещает подчеркивание различий между партнерами по сотрудничеству, какого-либо превосходства одного над другим;

неразделение заслуг - этим достигается взаимное уважение, и снимаются такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды;

психологический настрой;

психологическое «поглаживание», которое означает поддержание хорошего настроения, положительных эмоций.

Названные методы поддержания и укрепления сотрудничества, конечно же, не являются исчерпывающими. Но все, что может способствовать сохранению нормальных деловых отношений между людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения, «работает» против конфликта, предупреждает его возникновение, a если он все-таки возникает, - помогает его разрешить.

Сотрудничество в целях предотвращения трудовых конфликтов на предприятиях, как правило, направлено на «профилактику» возможных трудовых конфликтов. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники социального взаимодействия, руководители организаций, психологи, социальные работники и социальные педагоги - т.е. специалисты, имеющие специфическую профессиональную подготовку в области конфликтов. Она может вестись по четырем основным направлениям:

) создание о6ъективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций;

) оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования организаций (важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов);

) устранение социально-психологических причин конфликтов;

) блокирование личностных причин возникновения конфликтов.

Профилактика большинства видов конфликтов должна вестись одновременно по всем четырем направлениям.

Существуют объективные обстоятельства, способствующие профилактике деструктивных конфликтов:

создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации;

справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации;

разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций;

успокаивающая материальная среда, окружающая человека.

Существует еще ряд объективных условий, влияющих на возникновение конфликтов между людьми. K объективно-субъективным условиям предупреждения конфликтов относят организационно-управленческие факторы:

ситуативно-управленческие условия (принятие оптимальных управленческих решений и грамотная оценка результатов деятельности других работников, особенно подчиненных).

Для специалистов-конфликтологов, большой интерес представляют и социально-психологические условия профилактики конфликтов. Они более легко поддаются управленческим воздействиям по сравнению с объективными и организационно-управленческими предпосылками.

Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, когда оно сбалансировано. Есть несколько соотношений, основных балансов, сознательное или несознательное нарушение которых может привести к конфликтам:

баланс ролей (если человек принимает (интернализует) отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит);

баланс взаимозависимости в решениях и действиях (каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости);

баланс взаимных услуг (Если: человек оказал сослуживцу ненормативную услугу, а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается);

баланс ущерба (если человеку нанесен существенный ущерб, то он испытывает желание причинить, ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал);

сбалансированность самооценки и внешней оценки.

Несомненно, предусмотренные контрактом эти и другие условия помогают избежать конфликтных ситуаций, удерживают стороны от непродуманных поступков.

Методы нормативной регуляции:

неформальный метод (устанавливает оптимальный вариант повседневного поведения);

метод формализации (письменная или устная фиксация норм с целью устранения неопределенности выражаемых сторонами требований, расхождений в их восприятии);

метод локализации ("привязывание" норм к местным особенностям и условиям);

метод индивидуализации (дифференциация норм с учетом личностных особенностей и ресурсов людей);

метод информации (разъяснение необходимости соблюдения норм);

метод выгодного контраста (нормы сознательно завышаются, а потом постепенно "спускаются" и фиксируются на психологически приемлемом уровне, который выше их стартового уровня).

В конечном итоге на состояние организма и психику человека влияет вся материальная среда, с которой он взаимодействует. Следовательно, она опосредованно влияет и на его конфликтность. Социально-психологические способы предупреждения конфликтов носят более частный характер. В интересах предупреждения возникновения конкретных конфликтов можно использовать различные приемы, которых гораздо больше, чем условий и способов. Нормативные способы профилактики конфликтов означают не только установление норм, но и контроль за их соблюдением. В таких случаях указываются цель, средства и правила самого контроля.


Человеческий фактор как параметр оптимизации взаимодействия специалистов и клиентов социальных служб


Возможность продуктивного бесконфликтного поведения специалиста в ходе трудовой деятельности предопределяют его индивидуальные характеристики. Конфликтность личности - ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими, независимо от того, предшествуют ли этому конфликтные ситуации.

Конфликтность личности обуславливают:

) психологические факторы - темперамент, уровень агрессивности, психологическая устойчивость, уровень притязаний, актуальное эмоциональное состояние, акцентуации характера и т.д.;

) социально-психологические факторы - социальные установки и ценности, отношение к оппоненту, компетентность в общении и т.д.;

) социально-физиологические факторы - характеристики психосоматического здоровья, условия жизни и деятельности, возможности релаксации, социальное окружение, общий уровень культуры, возможности для удовлетворения потребностей и т.д.

На уровень конфликтности личности оказывает влияние развитость ее волевых и интеллектуальных качеств: а) чем выше степень напряженности, тем выше уровень внутриличностной конфликтности; б) чем более развиты у человека решительность, эмоциональная устойчивость, независимость, тем ниже острота переживания внутриличностных конфликтов; в) такие волевые качества, как невозмутимость и одержимость характерны для человека с высоким уровнем внутриличностной конфликтности; г) развитость самостоятельности и нормативности поведения не оказывает заметного влияния на внутриличностную конфликтность; д) люди с высоким интеллектом острее переживают внутриличностные конфликты.

В целом конфликтные личности характеризуются недостатком общей культуры и психологической культуры общения. Участники конфликтного взаимодействия, не владеющие теоретическими знаниями по конфликтологии и практическими навыками поведения в конфликте, нередко допускают ошибки, реагируя на конфликтную ситуацию, что приводит к усугублению конфликтных отношений.

Также для того, чтобы предупредить конфликт, надо принимать во внимание, что причиной его может послужить стрессовое состояние человека. Хотя стресс является типичной реакцией человека на конфликтную ситуацию, не надо забывать о том, что он может и сам повлечь за собой конфликт.

Проблема контроля и предотвращения стресса в профессиональной деятельности связана не столько с тем, чтобы непременно бороться со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс.

Находясь в условиях стресса, важно следовать нескольким правилам:

наблюдать за самим собой как бы со стороны;

искать способы сдерживания в отношении самого себя, например, сделать перерыв в общении;

перевести свою энергию в иную, не связанную со стрессом, форму деятельности (отвлечься);

выявить факторы, помогающие снять напряжение (заняться тем, что больше всего радует, хорошо удается, увлекает).

Методы, с помощью которых осуществляется нейтрализация стресса:

Планирование распорядка дня и решения рабочих и личных задач.

Физические упражнения.

Режим питания.

Психотерапия (выполнение специальных упражнений по избавлению от стресса).

Медитация и расслабление.

В процессе личностного взаимодействия немаловажное значение приобретает факт наличия или отсутствия психологической совместимости общающихся лиц. Психологическая совместимость трактуется как ситуация совпадения у взаимодействующих сторон основных жизненных целей и ценностей, а также отсутствие между сторонами неразрешимых противоречий.

Психологическая совместимость достигается благодаря:

природному свойству характеров, темпераментов, а также общности целей и ценностей индивидов;

целенаправленной работе психологов и конфликтологов по укреплению психологической совместимости членов коллектива.

Психологическую совместимость можно выработать, следуя определенным правилам:

хорошо знать особенности людей, с которыми находишься во взаимодействии, их характер, привычки и предпочтения; проявлять к ним внимание, интерес, находить взаимопонимание;

уметь определять нужную дистанцию во взаимоотношениях с каждым индивидом;

ориентироваться на «правило разнообразия» - чем больше у партнеров совпадающих интересов, тем меньше возможность возникновения конфликтов между ними;

контролировать свое поведение, не акцентировать внимание на своих достоинствах, не демонстрировать чувство превосходства над другими;

дать возможность другому почувствовать себя необходимым, значимым человеком.

Для преодоления барьеров в общении с оппонентом следует вырабатывать чувство собственного достоинства и уверенности в себе, видеть за каждым неадекватным поступком человек проявление его психологических особенностей или, может быть, серьезных проблем. Такой подход обеспечивается учетом человеческого фактора в коммуникативном процессе на уровне личностного взаимодействия. Комплексное использование психологических методов поможет предупредить конфликт, избежать его, смягчить или вывести в благоприятное русло.


Психологические методы профилактики конфликтов в ходе социальной работы


Профессиональные задачи социального работника созвучны идеям гуманистической психологии: творческий потенциал человека должен быть реализован в полной мере во благо общества. Социальный работник может способствовать изменению виктимогенных установок клиента, а может, напротив, провоцировать их дальнейшее развитие. Неадекватные и непродуманные действия социального работника могут причинить вред. Профилактика социальной ингибиции заложена в реализации психологических принципов деятельности социального работника и его профессиональной позиции по отношению к клиенту.

К психологическим принципам социальной работы относятся:

принцип конгруэнтности (единство выдвигаемых социальным работником целей, задач и направлений деятельности, связанных с решением проблем клиента);

принцип беспристрастности (непредвзятый подход в общении с клиентом, отсутствие личной заинтересованности социального работника в результатах общения с клиентом);

принцип конфиденциальности (информация о социальной поддержке должна быть закрытой);

принцип позитивно ориентированной активности (социальный работник реализует в своей деятельности различные функции, которые обуславливают уровень его профессиональной активности, определяющей, в свою очередь, активность клиента).

Важной задачей, которую ставит профессия перед современным социальным работником, является стремление вернуть клиенту способность действовать самостоятельно в любой жизненной ситуации, без "страховки" социального работника, что и считается критерием профессионального успеха. Для решения этой задачи социальные работники должны обладать психологическими знаниями и владеть специальными технологиями общения с клиентами, разными социальными группами (детьми, семьей, инвалидами, пенсионерами и др.), а также - навыками по развитию у своих подопечных активности и самостоятельности.

В случае возникновения жизненных обстоятельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, ее внутреннего мира, психологи советуют воспользоваться следующими рекомендациями:

принимайте трудные жизненные ситуации как данность бытия;

формируйте жизненные ценности и следуйте им;

будьте гибкими и адаптивными;

уступая в мелочах, не превращайте его в систему;

надейтесь на лучшее развитие событий;

не будьте рабом своих желаний;

учитесь управлять собой;

развивайте волевые качества;

корректируйте для себя иерархию ролей;

стремитесь к высокому уровню личностной зрелости;

обеспечьте адекватность самооценки;

не копите проблемы;

не беритесь за все сразу;

не лгите;

не паникуйте.

Человек, нуждающийся в социальной помощи, довольно часто воспринимает себя в качестве жертвы социальной ситуации. Комплекс жертвы проявляется в снижении или утрате чувства собственного достоинства, в ощущении своей неспособности предпринять какие-либо активные действия, чувстве бесполезности собственных усилий, особенно в условиях конфликтного взаимодействия.


Практические примеры из жизни


Изучим различные ситуации из жизни, в которых данные из теоретической части нашей работы являются так же теоретическим обоснованием возникновению данных ситуаций.

Сначала рассмотрим ситуации с повышенной конфликтностью индивидуума. [стр.11] От знакомой слышала историю о ее подруге, которая несколько лет профессионально занималась боксом. У этой девушки уже выработались определенные механизмы самозащиты. Как же она повела себя в конфликтной ситуации. Однажды у девушки возник конфликт с сотрудницей банка, после чего, по словам спортсменки, она опомнилась, когда уже напала на сотрудницу и душила ее. В данной ситуации мы наглядно видим, как изначально высокий уровень конфликтности не дает человеку право выбора реакции на раздражитель.

Примером может послужить и ситуация с моей знакомой. Ее мать в воспитании дочери неоднократно применяла физические наказания, после чего дочь выросла неуравновешенной и чрезмерно нервной. Общаясь со своим мужем, она зачастую не может просто разрешить бытовую проблему, а срывается на крик, переходит на обиду, по причине этого незначительные бытовые ссоры затягиваются, в то время как проблема и несогласие могли быть разрешены более благоприятным путем. Ведь конфликты в нашей жизни - самый резкий и разрушительный путь к устранению противоречий и попытка к установлению взаимопонимания, которая зачастую заканчивается неудачей. Для того, чтобы человеку с повышенной конфликтностью самостоятельно предупредить назревающее противостояние, ему нужно успокоиться, понять для себя, какова его цель по отношению к конкретному человеку, и как оптимально можно добиться взаимовыгодных условий. Кроме того, если становится понятно, что человек подвержен стрессу, ему следует больше отдыхать, заниматься спортом, делать специальные психотерапевтические упражнения для релаксации. Нужно повышать свою самооценку.

Теперь поговорим о конфликтах между сотрудниками на крупных и малых предприятиях. До поступления в университет я некоторое время работала на Кашинском заводе электроаппаратуры, так что я представляю отношения между работниками в коллективе на практике. Изначально на производстве ненормированные условия труда, маленький заработок соотносительно большим объемам работ. В отделах же фиксированная заработная плата, так что выполнение объема работ не отражается на заработке. Может именно поэтому работники сконцентрированы не на работе, а на сплетнях, существующих в коллективе. По моим наблюдениям специалисты большую часть времени отдыхали, а не работали, так сказать «высиживали» свое рабочее время. Конфликт назрел в том, что я, будучи переведена из цеха в отдел главного конструктора, начала выполнять работу на уровне специалиста, не имея данного образования. Моя задача заключалась в том, чтобы копировать чертежи инженеров на кальке. Данная работа не имела большого смысла, учитывая то, что компьютер со специализированной программой было бы использовать эффективнее, что я и сделала. Практически все специалисты, уже давно работающие в данном отделе никак не могли научиться выполнять чертежи на компьютере, а моя успешная работа в этом направлении задела их. Они стали подавать жалобы в ОТК (отдел технического контроля) о том, что я выполняю работу, на которую у меня нет полномочий, в то время как в отделе контроля работу, выполненную на компьютере, оценили очень высоко, и выполнена она мной была грамотно. Вновь обратимся к теории. Откуда возникли предпосылки к данному конфликту? Обратимся к объективно-субъективным условиям предупреждения конфликтов на предприятиях. На заводе не были реализованы:

структурно-организационные условия предупреждения конфликтов (оптимизация структуры фирмы, с одной стороны, как организации, с другой - как социальной группы);

личностно-функциональные условия предупреждения конфликтов (соответствие работника максимальным требованиям, которые может предъявить к нему занимаемая должность);

ситуативно-управленческие условия (принятие оптимальных управленческих решений и грамотная оценка результатов деятельности других работников, особенно подчиненных). [стр.9]

Также к причинам возникновения конфликта имеет отношение отсутствие объективного социального фактора предупреждения социального конфликта, такого, как обеспечение равных возможностей в реализации позитивного потенциала людей. Из-за данных несоответствий становятся понятными причины возникновения описанного выше конфликта. Ели бы деятельность всего коллектива была направлена на сотрудничество, то конфликт бы не возник, т.к. были бы использованы такие методы установления сотрудничества, как: согласие, практическая эмпатия, взаимное дополнение партнеров, исключение социальной дискриминации, неразделение заслуг. [стр.7]

И в заключение хотела бы рассмотреть понятие психологической совместимости. Как упоминалось выше, психологическую совместимость можно выработать, следуя определенным правилам: [стр.13]

Хорошо знать особенности людей, с которыми находишься во взаимодействии, их характер, привычки и предпочтения; проявлять к ним внимание, интерес, находить взаимопонимание.

Мы с моим молодым человеком вместе уже 2 года. Это первые для меня отношения, и я за это время впервые училась тому, что называется установлением психологической совместимости. Поначалу, когда мы стали жить вместе, мы очень много конфликтовали в силу того, что у каждого свои привычки, устои. Со временем мы учились уступать друг другу в каких-то вещах, и прежние ошибки, если и повторялись, то уже не перерастали в конфликт. Я училась спокойно объяснять ему, почему я обиделась, что мне не понравилось, чего бы я хотела от данной ситуации. И научилась всегда приводить конкретные примеры из нашей жизни, а не просто обвинять его, и просила того же от него.

Уметь определять нужную дистанцию во взаимоотношениях с каждым индивидом.

Понятно, что в общении с близкими людьми получается более короткая дистанция, но все же она должна быть. Во взаимоотношениях с партнером со временем появляются общие интересы, но моя мама всегда учила меня тому, что у обоих партнеров должна оставаться «своя территория», где люди могут отдыхать друг от друга. Это нужно для того, чтобы отношения не приедались. Хорошо какое-то время побыть социально активным отдельно от партнера и предоставить и ему такую возможность, а потом возвращаться друг к другу и делиться новостями. Я много времени провожу на репетициях в театре, а мой молодой человек гуляет с друзьями. На начальном этапе отношений было сложно отпускать его, но со временем уровень доверия в отношениях повысился, и теперь мы проводим время с удовольствием как вместе, так и по отдельности.

Ориентироваться на «правило разнообразия» - чем больше у партнеров совпадающих интересов, тем меньше возможность возникновения конфликтов между ними.

С этим пунктом в наших отношениях сложнее, но я надеюсь, что со временем у нас появится больше общих интересов. Тем не менее, мой молодой человек приходит ко мне на спектакли, и всегда открыт к тому, чтобы выслушать меня и поддержать.

Контролировать свое поведение, не акцентировать внимание на своих достоинствах, не демонстрировать чувство превосходства над другими.

В этой сфере мы с молодым человеком не соревнуемся. Он хорошо разбирается в компьютерах, играет на гитаре, чинит технику, отлично готовит, отлично знает английский язык. Я выступаю на сцене, вяжу игрушки, стараюсь учиться на высшие оценки в университете, дома отвечаю за чистоту. Английский знаю тоже хорошо, но не переживаю по поводу того, что в этом слабее. Мы всегда друг друга поддерживаем и гордимся успехами друг друга.

Дать возможность другому почувствовать себя необходимым, значимым человеком.

Это, конечно, самое важное в отношениях - понимать, что ты важен для партнера, и давать ему чувство уверенности в этом, а так же отмечать его успехи и достижения.

В этом пункте мы рассмотрели несколько примеров из жизни, и установили их взаимосвязь с теоретически изученной информацией. Вывод, который можно сделать - практические случаи из жизни неразрывно связаны с теорией по предупреждению конфликтов. Такие знания для специалиста социальной работы пригодятся как в работе, так и в личной жизни.


Заключение


Итоги данной работы:

Рассмотрены понятия «управление конфликтом», «профилактика конфликта», «предупреждение конфликта».

Изучены предпосылки успеха профилактической работы, методы управления конфликтами, методы поддержания и развития сотрудничества, методы нормативной регуляции, психологические методы профилактики конфликтов, основные направления профессиональной подготовки в области профилактики конфликтов, объективные обстоятельства, способствующие профилактике деструктивных конфликтов, соотношения социальных взаимодействий (основных балансов).

Изучены условия предупреждения социального конфликта, такие, как: объективные социальные факторы, объективно-субъективные условия (организационно-управленческие факторы).

Изучены факторы конфликтности личности, влияние на нее развитости ее волевых и интеллектуальных качеств.

Изучены методы борьбы со стрессом, методы установления психологической совместимости.

В практической части рассмотрены ситуации из жизни во взаимосвязи с изученными теоретическими данными.

В нашей жизни всегда есть место стрессам и конфликтам. И в наших руках возможность предотвратить или нейтрализовать их. Это касается как личных взаимодействий, так и работы с клиентами. Зная методы профилактики конфликтов, причины их возникновения, социальный работник сможет в худшем случае разрешить уже имеющийся конфликт, а в лучшем - не дать ему развиться. Но нужно помнить и о том, что конфликт - это не просто проблема, а сигнал о некоторых расхождениях во мнениях конфликтующих сторон. Проанализировав эти расхождения, специалист социальной работы сможет мирным путем разрешить несоответствия, и вывести отношения между людьми, сотрудниками или предприятиями на новый уровень максимально эффективным путем.

Список литературы

профилактика конфликт социальный

Дедов Н.П. Социальная конфликтология: Учебное пособие для вузов / Дедов Н. П., Суслова Т.Ф., Сорокина Е.Г..; Московский государственный социальный университет; Под ред. А.В.Морозова; Рец. А.Я.Анцупов, В.Т.Юсов. - М.: Академия, 2002, с. 301-308.

Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: Учебник для студентов вузов / Кильмашкина Татьяна Николаевна; Рец. С.В.Гущин и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009, с. 69-79.

Белинская А.Б. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / Белинская Александра Борисовна; Рец. С.А.Беличева, Н.Ф.Басов; Гл.ред. А.Е.Илларионова. - М.: Дашков и К, 2010, с. 179-204.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - СПб.: Питер, 2009.

Универсальный англо-русский словарь. Академик.ру. 2011.

Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь - справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Один из лучших советов, который можно вам дать: «с уверенностью смотрите в будущее - в направлении своей мечты» и ставьте правильные цели в жизни.

Большинство из нас живет, как ветер - двигаясь вперед-назад, от одного дня к следующему.

Но я верю, что наша жизнь - не просто случайность, и что мы все должны участвовать в ее «проектировании». Можно назвать это дизайном образа жизни.

С тех пор, как вышел фильм «Пока не сыграл в ящик» («The Bucket List» с участием Джека Николсона и Моргана Фримена - рекомендую к просмотру), еще больше людей стало писать список своих собственных целей.

Постановка целей - это не просто написать список. Это отправная точка на пути к проектированию жизни, которой мы живем. Возможно и вам пора задуматься обо всех больших и маленьких вещах, которые вы хотели бы осуществить в своей жизни.

Каждый год, обычно в декабре, люди составляют список вещей, которые хотели бы достичь в следующем году. Однако эти носят краткосрочный характер. 100 целей жизни поставят перед вами более амбициозные задачи. Некоторые из них будут краткосрочными, а выполнение других может занять всю вашу жизнь. Какие-то задачи вы можете начать и сделать сразу, некоторые потребуют больше времени.

100 целей жизни должны быть настолько захватывающими лично для вас, что вам будет трудно заснуть ночью! Если же вы не в восторге от ваших целей, то вы не будете стремиться к ним на достаточно высоком уровне.

Я приведу пример 100 жизненных целей (как базовых, так и «экзотических»), но настоятельно рекомендую сделать свой собственный список. Итак, наберитесь терпения…

100 целей жизни человека

  1. Создать семью.
  2. Поддерживать отличное здоровье.
  3. Научиться говорить на английском языке (С помощью носителя языка или самостоятельно).
  4. Посещать новую страну мира каждый год. Посетить все континенты.
  5. Изобрести и запатентовать новую идею.
  6. Получить почетную степень.
  7. Внести существенный позитивный вклад в дело мира.
  8. Отправиться в путешествие на корабле.
  9. Увидеть землю из космоса + Получить опыт невесомости.
  10. Совершить прыжок с парашютом.
  11. Участвовать в марафоне.
  12. Создать пассивный источник дохода.
  13. Изменить чью-то жизнь навсегда.
  14. Участвовать в Олимпиаде (или чемпионате мира).
  15. Совершить паломничество в Израиль.
  16. Помочь 10 людям достичь их жизненной цели.
  17. Родить ребенка. Воспитать ребенка.
  18. Быть вегетарианцем в течение месяца.
  19. Прочитать всю Библию.
  20. Пообедать с известным .
  21. Выступить на конференции (+выступить с речью перед более чем 100 людьми).
  22. Написать и опубликовать книгу.
  23. Написать песню.
  24. Запустить сайт в Интернете.
  25. Научиться ездить на мотоцикле.
  26. Создать собственный бизнес.
  27. Взобраться на вершину горы.
  28. Научиться играть в теннис.
  29. Изучить цифровую фотографию и научиться фотографировать.
  30. Сдать Кровь.
  31. Избавиться от вредных привычек(Алкоголь, курение).
  32. Познакомиться с интересным человеком противоположного пола.
  33. Владеть собственными 5 гектарами земли.
  34. Покормить акул.
  35. Найти любимую работу, которая не будет напрягать.
  36. Совершить подводное плавание (заняться дайвингом или, возможно, поплавать даже на подводной лодке).
  37. Прокатиться на верблюде или поездить на слоне.
  38. Полетать на вертолете или воздушном шаре.
  39. Поплавать с дельфинами.
  40. Увидеть 100 лучших фильмов всех времен.
  41. Посетить «Оскар».
  42. Сбросить лишний вес.
  43. Съездить с семьей в Диснейленд.
  44. Прокатиться на лимузине.
  45. Прочитать 100 лучших книг всех времен.
  46. Поплавать на каноэ по Амазонке.
  47. Посетить все игры сезона любимой футбольной\баскетбольной\хоккейной\т.п. команды.
  48. Посетить все самые крупные города страны.
  49. Жить какое-то время без ТВ.
  50. Уединиться и пожить месяц, как монах.
  51. Запомнить стихотворение «Если бы…» Редьярда Киплинга.
  52. Иметь свой собственный дом.
  53. Жить какое-то время без машины.
  54. Совершить полет в истребителе.
  55. Научиться доить корову (не смейтесь, может быть полезным жизненным опытом!).
  56. Стать приемным родителем.
  57. Совершить путешествие в Австралию.
  58. Научиться танцу живота.
  59. Основать некоммерческую организацию, направленную на помощь людям.
  60. Научиться делать ремонт в доме (и сделать его).
  61. Организовать тур по Европе.
  62. Научиться скалолазанию.
  63. Научиться шить/вязать.
  64. Ухаживать за садом.
  65. Сходить в поход по дикой природе.
  66. Освоить боевое искусство (возможно, стать обладателем черного пояса).
  67. Играть в местном театре.
  68. Сняться в фильме.
  69. Отправиться в путешествие на Галапагосские острова.
  70. Научиться стрельбе из лука.
  71. Научиться уверенно пользоваться компьютером (либо помочь в этом своей девушке, маме)
  72. Брать уроки пения.
  73. Отведать блюда французской, мексиканской, японской, индийской и др. кухни.
  74. Написать стихотворение о своей жизни.
  75. Научиться кататься на лошадях.
  76. Поплавать на гондоле в Венеции.
  77. Научиться управлять лодкой или катером.
  78. Научиться танцевать вальс, чечетку и др.
  79. Опубликовать видео в YouTube, которое наберет 1 миллион просмотров.
  80. Посетить штаб-квартиру Google, Apple, Facebook или др.
  81. Пожить на острове + Пожить в хижине.
  82. Получить полный массаж тела.
  83. В течение месяца пить только воду и сок во время еды.
  84. Стать владельцем % акций прибыльной компании.
  85. Иметь ноль личных долгов.
  86. Построить домик на дереве для своих детей.
  87. Инвестировать в золото и/или недвижимость.
  88. Побыть волонтером в больнице.
  89. Отправиться в кругосветное путешествие.
  90. Завести собаку.
  91. Научиться водить гоночный автомобиль.
  92. Опубликовать семейное дерево.
  93. Достигнуть финансовой свободы: иметь достаточно пассивного дохода, чтобы покрыть все расходы.
  94. Стать свидетелем рождения своих внуков.
  95. Посетить Фиджи/Таити, Монако, Южную Африку.
  96. Участвовать в гонках на собачьих упряжках в Арктике.
  97. Научиться серфингу.
  98. Сделать шпагат.
  99. Покататься на горных лыжах всей семьей в Аспене.
  100. Пройти профессиональную фотосессию.
  101. Пожить в другой стране в течение одного месяца.
  102. Посетить Ниагарский водопад, Эйфелеву башню, Северный полюс, пирамиды в Египте, Римский Колизей, Великую китайскую стену, Стоунхендж, Сикстинскую Капеллу в Италии.
  103. Пройти курсы выживания в природе.
  104. Обладать собственным частным самолетом.
  105. Быть счастливым в этой жизни.
  106. …. ваши цели…

___________________________________________________

Может возникнуть вопрос: зачем 100 целей в жизни - так много? Постановка такого количества целей может реально проверить вашу мотивацию и таланты во многих областях и сферах жизни. Жизнь так многогранна, а цели должны продемонстрировать вашу дисциплину и ответственное отношение к ней.

Именно вы берете под контроль свою жизнь. А цели - это как GPS в жизни. Они дают направление и помогут вам выбрать, куда пойти в этой жизни. Ваше видение об идеальном будущем может превратиться в реальность.

Когда вы поставите 100 жизненных целей, а затем оцените достижения, вы сможете увидеть, что вы сделали и на что вы реально способны. Сам процесс достижения целей даст вам уверенность и веру в себя. После того, как вы добились одной цели, вы будете пытаться добиться других целей, возможно, более высоких.

Вы увидите большой прогресс, которого достигли, когда через какое-то время оглянетесь назад. Цели являются отправной точкой для успеха. Просто начните…

А хороший старт, как вы сами знаете, составляет половину успеха!

Ed.D. Progra Chair Human Resource management, Franklin University, USA

As a professor in the subjects of leadership, management, coaching and team building, I have the opportunity to meet professionals across the world. I want to provide my support and recommenation for the expert services providd by Natalia Pereverzeva. Natalia is a highly skilled presenter of workshops and offers a number of trainig programs in topics such as Coaching Technology, Emotional Intelligence, Goal Integration, Personal branding and Effective communication. I highly recommend natalia Pereverzeva as a true professional in executive coaching, business coach and trainer in the field of coaching.

Венера Габова

эксперт по подбору и оценке персонала, специалист по развитию и планированию карьеры, профессиональный карьерный коуч, член Ассоциации карьерных профессионалов

На сессии с Натальей Переверзевой для меня было ценно!Моментальный раппорт! Приятное и легкое общение! Искреннее желание помочь!Доброта и дипломатичность! Вера в лучшее и проявление этой веры! Новый взгляд на простые коучинговые техники! А самое главное, что Наталье удалось легко и деликатно достучаться до моих глубинных ценностей (это могут только единицы) И как результат мы наметили некие реперные точки в моем профессиональном развитии! Выражаю огромную благодарность! И буду очень рада сотрудничеству!

системный аналитик,
г.Санкт-Петербург

Илья Гринюк

бизнес-тренер, Co-Founder/CEO в Mobil 1 Центр Подорожник Авто, мастер коуч г.Москва www.ilyagrinyuk.ru

Превосходный мастер-класс Натальи Переверзевой "Личный брендинг. Соединение с собой"! Микс творческого и рационального подхода в формирование личного бренда, открывает новые возможности для эффективного продвижения на рынке! Результатом мастер-класса для меня, стало выявление слепых зон, работа над которыми начнется в ближайшее время. Еще раз спасибо!

Грасевич Дмитрий

Генеральный директор ООО «ДЕЛЕКС ГРУПП»

От лица компании ООО «ДЕЛЕКС ГРУПП» выражаю искреннюю признательность и благодарность вашей компании Style of Success за эффективное, плодотворное сотрудничество и оказанную помощь в подборе персонала: инженера, логисты, менеджеры по продажам. Хочется отметить ваш профессионализм, высокую результативность в работе, максимальную ориентацию на пожелания при подборе специалистов. Вашу компанию отличает оперативный подход и эффективность в решении возникающих задач любой сложности, хорошее сочетание скорости и качества. Уверен в сохранении сложившихся деловых отношений и дальнейшем взаимовыгодном сотрудничестве в сфере подбора и обучения персонала. Желаю вашей компании успешного развития и достижения новых вершин в бизнесе!

Чуйко Валерий Анатольевич

Генеральный директор ООО «ТРАНСМАР ТРЕЙД»

Компания ООО «ТРАНСМАР ТРЕЙД» выражает благодарность компании ООО «Стиль успеха» за оказанные услуги в области подбора персонала. За время сотрудничества компания показала и подтвердила свой профессиональный уровень, высокую компетентность в оперативности решения поставленных задач закрытия позиций редкими высококвалифицированными специалистами. Хочется отметить эффективность, быстрое реагирование по уточняющим вопросам, внимательное отношение к нам, как клиентам, HR партнера Бондаренко Анны. Мы рекомендуем компанию «Стиль успеха» компаниям, заинтересованным в быстрых и качественных услугах в сфере подбора персонала. Уверены в дальнейшем продуктивном сотрудничестве!

Сергей Юрьевич Лобарев

к.э.н., Председатель правления НП «Гильдия автошкол»

Имея опыт работы в бизнесе более 30 лет и считая себя успешным креативным человеком, который находит время для поиска новых форм и методов, как для личностного роста, так и для развития компании, занятия с коуч-тренером Натальей Переверзевой не просто впечатлили, но поразили своей энергичностью и неординарным подходом к обучающему процессу. Работа с поставленными задачами удивительно гармонично вписались в мой напряженный график. Действиетльно, опытному человеку, меющему статус в обществе, порой с годами тяжело воспринимать коррекцию, пожелания, рекомендации по самоанализу. В общении с экспертом чувствуется такт, профессионализм, желание быть полезной. Очень доволен знакомством и работой с этой очаровательной леди и считаю ее очень сильным специалистом в данной области.

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня я хочу поговорить с вами на тему успеха, гармонии нашей жизни. Ведь все мы хотим быть счастливы, жить полной насыщенной увлекательной жизнью, не знать о горе и болезнях. На самом деле, все это реально, нужно только взяться и сделать все возможное, чтобы сферы жизни человека всегда взаимодействовали между собой гармонично и развивались одновременно.

Вся наша жизнь разделена на несколько частей – сфер. Каждая из которых отвечает за определенную область. Когда я искала информацию на эту тему, читала книги и статьи, то пришла в небольшое замешательство. В каждом источнике была разная информация, разное количество областей жизни. Но потом до меня дошло, что в принципе человек сам может определить части колеса баланса, о котором мы будем говорить в следующих статьях. Для одного человека отдых и хобби одно и то же, для другого это совсем разные состояния. Но, тем не менее, есть явные сферы, которые в обязательном порядке обязаны развиваться гармонично, например здоровье, карьера, саморазвитие.

Главные сферы жизни человека

Я поделюсь своим видением, но вам ничего не мешает выделить свои области, которые, по вашему мнению, играют важную роль в жизни.

Итак, есть такие сферы жизни, как:

  1. здоровье и спорт
  2. дом, окружающее пространство
  3. карьера и финансы
  4. саморазвитие
  5. отношения
  6. отдых, развлечение
  7. внутренний мир

У вас они могут иметь немного другой вид, например, можете включить пункт путешествия, семья, отделить карьеру от финансов, добавить эмоции и яркость жизни. Так как знаете вы себя, никто не может знать. Покопайтесь в себе, запишите желания, цели, мечты и составьте свои области своей жизни.

Ошибка многих людей состоит в том, что они развивают только несколько сфер, а то и одну, к примеру, карьеру, забывая о своем здоровье, отдыхе, детях и жене. Это вносит дисбаланс в энергетику человека. Со временем это отражается на всем его окружении, да и внутренний мир страдает. Это происходит незаметно, постепенно. Например, человек – карьерист, всю жизнь зарабатывал деньги, пахал день и ночь, старался быть финансово независимым, но через какое то время его силы иссякают, ведь он совсем не заботился о здоровье и забыл, что такое отдых, его жена завела любовника, ведь он не уделял ей времени, дети подросли и даже не могут вспомнить счастливые моменты, проведенные с отцом. Печальная картина, не правда ли? Я думаю, никто не хотел бы оказать в данной ситуации

Это произошло по одной причине, неграмотном использовании своих и определения основных сфер жизни. Запомните, если вы хотите быть счастливым, необходимо развиваться во всех направления, как бы вам не хотелось. Пусть где то вы будете активнее, где то пассивнее, но выделить определенное количество времени на все остальное вы обязаны ради себя самого.

Давайте теперь рассмотрим все сферы по отдельности, что они включают и за что отвечают.

Здоровье и спорт

Физическое и психологическое здоровье – основа всего, что у нас есть. Если у нас не будет энергии, то мы ничего не добьемся в этой жизни. Способность двигаться, что то делать, есть и пить дано нам природой, но всем этим мы должны правильно пользоваться. , регулярное занятие спортом – нескончаемый источник здоровья и долголетия. Алкоголь и курение загубило множество хороших людей, которые могли бы стать лидерами и добиться успеха и процветания.

Домашнее и окружающее пространство

Я уделяю данной сфере особое внимание, хотя некоторые не придают ей значение. Почему? Даже не подозреваю, наверное, считаю ее не столь важной. Но я думаю совсем по-другому. Дом и его атмосфера очень сильно влияет на внутреннее состояние человека, можно сказать даже вдохновляет и расслабляет одновременно. Грамотная способно высвободить огромное количество времени на решение других задач, особенно это касается женщин, которые больше всего тратят время в этой области.

Карьера и финансы

Быть успешным в карьере, самореализоваться, стать финансово независимым – цель и мечта многих из нас. Это очень важная область жизни, хотя многие это отрицают и утверждают, что не в деньгах счастье. Я согласна, можно найти счастье в мелочах, но это не на долго. В пору телевидения и современных технологий, мы не может хотеть минимум для себя. Увидев фильм про природу, у нас появляется мечта побывать в этом месте, увидев красивый дом с бассейном, нам непременно захочется иметь такой же. Это становиться целью, а для того, чтобы она осуществилась, нужны деньги, а деньги возможно добыть при успешной карьере.

Саморазвитие

Это сфера часто остается недооцененной и не использованной. В это понятие я включаю чтение книг, учебу, прохождение тренингов, мастер-классов, получение навыков, изменение себя, отказ от вредных привычек. То есть все, что направлено на совершенствования себя и достижение своих целей, стремления приблизиться к мечте.

Отношения

Способность к коммуникации, к построению добрых отношений с близкими, общение с коллегами и друзьями – все это относиться к данной области жизни. Наше общество не терпит грубиянов и нахалов. Наша семья хочет иметь постоянный контакт между всеми членами семьи. Все любят честных, справедливых и достойных людей. Стать таким очень сложно, но к этому нужно стремиться. Одна из человеческих необходимостей – общение, разговор, диалог.

Отдых и развлечение

Название этой сферы жизни говорит само за себя. Умение правильно спланировать свой отдых, расслабиться и получить удовольствие очень важно. Забыться, отвлечься от проблем и думать о себе необходимо регулярно. Для каждого понятие отдых и развлечение свое. Для кого-то отдыхать, это значит заниматься своим любимым хобби, для других понежиться в , для третьих путешествовать по необычным местам нашей планеты. Выберите свое занятие, которое принесет вам удовольствие.

Внутренний мир

И последняя область, о которой я хотела бы рассказать – это внутренний мир. Он и играет огромную роль в постановке наших целей, задач. Сюда можно смело включать эмоции, устойчивость к стрессу, мотивацию, духовную жизнь.

Для того, чтобы оценить нашу жизнь во всех ее сферах, поставить правильно цели и задачи, исправить ошибки и добиться гармонии, необходимо составить колесо жизненного баланса, но о том, как это сделать читайте в следующих статьях.

Для того, чтобы не пропустить интересные и познавательные посты, обязательно подписывайтесь на обновления блога!

В комментариях не забывайте писать о своих сферах и областях жизни. И еще, все они без друг друга ничего не значат, их связь равно гармонии жизни. Не забывай об этом. Они не могут сосуществовать по отдельности, это одно целое – наша жизнь.

До скорых встреч! Пока-пока!

Вы можете представить себе орбитальную станцию, которую запускают просто для того, чтобы она летела в космос? А океанский лайнер, который отправляют в путешествие, чтобы он просто плыл? Вряд ли такое возможно. И у космической станции, и у корабля есть четкие цели, причем они известны задолго до того, как производят запуск в космос или отдают швартовые канаты. Если же говорить о бизнесе, то, к сожалению, достаточно часто компании либо вообще не формулируют целей, либо оперируют такими неконкретными вещами, как «увеличить прибыль», «сработать быстрее конкурентов», «улучшить производство» и т. п. В итоге, если вернуться к аналогии с кораблем, лайнер на полном ходу идет в открытый океан, стараясь при этом двигаться быстрее и стремительнее, чем кто-то. «По уму» нужно выстроить в компании систему планирования, и данная статья расскажет, как это сделать.

Какими должны быть цели

Для того чтобы достичь цели, важно четко понимать, куда, с какой скоростью и каким образом нужно двигаться. Если бы стрелкам вместо так называемой десяточки предлагали стрелять «в том направлении», точно поразить мишень вряд ли было бы возможно. Именно поэтому любая цель должна быть четкой, конкретной и измеримой. В ходе тренингов и семинаров для обозначения целей я обычно использую пиктограмму в виде мишени. Как я убедился за несколько лет практики, такой графический символ позволяет создать у людей визуальный якорь, напоминающий о том, что цель должна быть четкой и конкретной.

Рис. 1
Графический образ цели в виде стрелковой мишени

О том, как правильно формулировать цели и задачи, написана масса книг и статей. Кроме того, ежедневно в разных уголках России проходят как корпоративные, так и открытые семинары, тренинги и вебинары, посвященные вопросам эффективного целеполагания. Несмотря на все это, проблема грамотной постановки целей в бизнесе по-прежнему остается актуальной.

Пока люди читают статью или находятся на тренинге, они помнят о том, что каждая цель должна быть четкой, конкретной, измеримой и т. п., однако, погружаясь в суету ежедневных дел, очень часто об этом забывают.

Общаясь на эту тему с сотрудниками и руководителями различных компаний, я много раз слышал о том, что запомнить все критерии SMART (цель должна быть конкретной (Specific), измеримой (Measurable), привлекательной (Attractive), реалистичной (Realistic), определенной во времени (Time framed) , ЧИРКОРЯ (то есть Четкой, Измеримой, Реалистичной, Конкретной, Определенной во времени и пространстве, сформулированной в терминах Результата, на Языке исполнителя) и им подобные достаточно сложно.

Преодолеть это позволяет использование русского аналога указанных технологий постановки целей – принципа «ВОДКИ». Название его имеет алкогольный оттенок и может первоначально вызвать некий негатив, но именно известность созвучного с принципом напитка позволяет людям быстро и эффективно запомнить, какой должна быть цель. В ходе тренингов, семинаров и консалтинга я не раз в этом убеждался.

Согласно упомянутому принципу, цель должна быть:

  • Вдохновляющей;
  • Определенной во времени;
  • Достижимой;
  • Конкретной;
  • Измеримой.

Применяя перечисленные принципы, любую аморфную цель можно сформулировать грамотно. Так, например, весьма расплывчатой цели «найти склад» с помощью указанных принципов можно придать следующий вид: «В срок до 23 февраля 2013 года найти складское помещение (площадью от 500 до 550 м2), располагающееся в Центральном районе города Энск, и заключить договор найма данного помещения с арендной платой не более 100 000 руб. в месяц без учета НДС» .

Горизонт планирования

Все цели компании можно разделить на долгосрочные (три-пять лет), среднесрочные (один-три года), краткосрочные (от месяца до года). Иногда их именуют стратегическими, тактическими и оперативными соответственно. Хорошо, когда планирование осуществляется в каждом из указанных временных диапазонов, однако, на мой взгляд, особенно важны стратегические цели.

Если горизонт планирования компании содержит ориентиры на несколько лет вперед, то накопление и использование ресурсов осуществляется исходя из долгосрочных целей организации. Если же долгосрочные цели отсутствуют, то ресурсы компании расходуются хаотично и произвольно – в угоду сегодняшней моде или интересам отдельных лиц. Результаты в первом и втором случае будут сильно различаться – точно так же, как обычно разнятся достижения двух молодых людей, один из которых уверен в важности планирования и имеет цели (поступить в вуз, выучить иностранный язык, сдать экзамен на получение водительского удостоверения и т. п.), а второй убежден, что нужно жить сегодняшним днем, «тусить» и ничем не «заморачиваться».

Наличие стратегических целей создает возможность грамотно ставить тактические, а затем оперативные цели. Подобно тому как все законодательство государства развивает и более подробно регламентирует ключевые моменты, зафиксированные в Конституции, с помощью тактических и оперативных целей создаются промежуточные мостики между сегодняшним и будущим (к моменту достижения долгосрочных целей) положением компании.

Кроме повышения эффективности использования ресурсов, наличие долгосрочных целей и стратегического планирования позволяет обеспечить большую стабильность и устойчивость организации. Это связано с тем, что долгосрочное планирование подразумевает оценку возможных рисков компании на пути к достижению стратегических целей и разработку соответствующих мероприятий по избежанию рисков или снижению вероятности их наступления.

Области постановки целей и планирования

Очень часто цели компании касаются только сферы продаж: увеличить количество сделок, освоить соседний региональный рынок, привлечь новых клиентов, «перебить» конкурентов и т. п. Безусловно, продажи являются одним из самых важных аспектов бизнеса, однако ограничиваться только ими, пожалуй, неправильно. В любом бизнесе есть и другие сферы, которым нужно уделять внимание, то есть следует ставить цели не только в области продаж, но и в сфере финансов, производства, сервиса, управления персоналом и т.п.

Постановка разноплановых целей позволяет создать многомерную картину того результата, к которому стремится компания. Большинство владельцев имеют собственное видение, касающееся не только того, сколько денег им необходимо получать от бизнеса, но и того, как принадлежащая им компания должна восприниматься клиентами и партнерами, какими принципами нужно руководствоваться ее персоналу, в чем состоит полезность фирмы для клиентов и общества и т. п. Для того чтобы воплотить видение собственника компании в жизнь, нужно ставить цели как в области продаж, так и в других аспектах бизнеса. В ряде случаев сосредоточение внимания только на продажах и игнорирование других сфер создает угрозу для нормального функционирования компании.


Практический пример. Одна компания, занимающаяся торговлей строительными материалами, поставила цель организовать продажи своей продукции на определенную (весьма амбициозную) сумму в месяц. Ответственным за достижение цели был назначен руководитель коммерческого отдела. Он приложил массу усилий, и количество договоров поставки, заключаемых его сотрудниками, выросло в несколько раз. Вот только в качестве дополнения компания столкнулась с тем, что сотрудники склада и отдела доставки захлебнулись работой, поскольку количество обязательств, взятых фирмой перед клиентами по договорам поставки, не соответствовало ее возможностям в плане логистики, финансов и т. п. В итоге начались конфликты с поставщиками, клиентами и транспортными компаниями. Кроме того, в несколько раз возросла дебиторка компании (в том числе просроченная и сомнительная ко взысканию).


Кроме того, постановка целей, касающихся нескольких сфер бизнеса, позволяет не просто достигать некого финансового результата, но и формировать именно систему бизнеса, в которой каждый элемент имеет четкий вектор развития, помогающий компании двигаться. Если формализованные цели ставятся собственниками и руководством только в области продаж, то все остальные сферы бизнеса фактически отдаются на откуп персоналу, который может ставить цели, противоречащие друг другу, либо не ставить их вообще и просто создавать имитацию бурной деятельности, без направленности на достижение каких-либо реальных и полезных для компании результатов.

Распространенные ошибки при постановке целей

Если собственники и руководство осознали важность и необходимость постановки четких, измеримых и т. п. целей, а также внедрения системы планирования, то в компании стартует процесс постановки целей.

Достаточно часто организации, только приступающие к формализации своих целей, допускают несколько типовых ошибок. Среди наиболее часто встречающихся (помимо постановки нечетких, неизмеримых и т. п. целей) можно выделить три.

Ошибка первая: компания ставит перед собой цели, которые практически уже достигнуты. Ценность такого планирования только в том, что можно поставить галочку – цели достигнуты. Однако реально оно ничем не помогает бизнесу. Одной из наиболее значимых причин такого подхода к постановке целей является неверие руководства в их достижение, то есть отсутствие веры как в собственные силы, так и в возможности персонала.

Ошибка вторая: компания ставит цели, которые конфликтуют между собой (либо требуют большого количества ресурсов, а их недостаточно для достижения нескольких целей сразу, либо задают разнонаправленные векторы движения компании). Причина такой ситуации, как правило, заключается либо в желании достичь всего и сразу, либо в неспособности расставить приоритеты. Если компания формулирует для себя достаточно большое количество целей, необходимость расставить приоритеты (то есть определить наиболее важные цели) становится жизненно необходимой. В противном случае организация может достичь десятка незначительных целей, но при этом упустить две-три главные, от которых зависит нормальное функционирование и развитие компании.

Ошибка третья: постановка целей, на достижение которых никто не работает. Все цели компании необходимо трансформировать в подцели и задачи, причем важно, чтобы на достижение каждой из них работало соответствующее структурное подразделение либо должностное лицо компании. Если же цель формализована, но нет ответственного за ее реализацию, то в 99 % случаев она не достигается. Когда за этот процесс в ответе «весь коллектив», «вся компания», «все сотрудники» и т. п., складывается ситуация, как в известной пословице: «У семи нянек дитя без глазу». Кроме того, важно подстроить существующую в компании систему мотивации к внедрению системы постановки целей и регулярного планирования. Необходимо использовать как денежные (выплата бонусов), так и моральные формы стимулирования персонала к достижению целей (вручение отличившимся сотрудникам грамот, дипломов; публикация данных об успешном достижении компанией поставленных целей и отличившихся работниках в корпоративном издании; размещение сведений о сотрудниках, регулярно достигающих намеченных целей, на доске почета и т. п.).

Постановка целей – не окончание процесса планирования, а его начало

Обеспечив постановку целей, многие руководители и собственники облегченно вздыхают: мол, наконец-то «революция, о которой так много говорили большевики, свершилась». Однако на самом деле формализация компанией своих целей – это не завершение процесса планирования, а только его начало, чему есть как минимум две причины.

Во-первых, процесс достижения цели не одномоментен, следовательно, компании необходимо периодически выделять ресурсы, контролировать выполнение запланированных действий, отслеживать темпы продвижения к желаемому результату и т. п. Кроме того, в зависимости от происходящих внутренних и внешних изменений нужно вносить в этот процесс коррективы, которые могут касаться характеристик самой цели (количественных и/или качественных показателей, сроков достижения и т. п.) либо способа ее достижения. К тому же в результате каких-либо событий необходимость в достижении той или иной цели может отпасть вовсе, и важно вовремя отменить выполнение намеченных мероприятий, чтобы не тратить ресурсы компании впустую. Одним из маркеров, свидетельствующих о подобной ситуации, является бесконечный перенос срока достижения той или иной цели.


Практический пример. В одной компании периодически проводились небольшие совещания, посвященные оптимизации организационных моментов, улучшению снабжения ресурсами и т. п. По результатам каждого совещания составлялся протокол с указанием принятых решений и намеченных целей. На очередном совещании была поставлена цель купить персональный компьютер определенной конфигурации для архивариуса, должность которого незадолго до этого ввели в штатное расписание компании. Срок достижения данной цели был четко установлен. Однако на следующем совещании выяснилось, что достигнуты все поставленные на предыдущем мероприятии цели, кроме покупки компьютера для архивариуса. В связи с тем что срок достижения данной цели подошел, однако компьютер не был приобретен по причине нехватки денежных средств в бюджете компании, решили передвинуть срок его покупки на следующий квартал. В итоге спустя год компьютер так и не приобрели, зато руководство обратило внимание на факт бесконечного переноса сроков, и было принято решение отказаться от достижения данной цели.


Во-вторых, важно понимать, что следствием достижения запланированного результата по намеченным целям является необходимость постановки следующих целей. Только так может обеспечиваться постоянное движение и развитие компании.

Согласно концепции успешной деятельности, заложенной в стандартах семейства ISO, а также в ряде других систем менеджмента, вся работа должна идти по алгоритму PDCA, который представляет собой цикл из четырех шагов: Plan (Планируй) – Do (Исполняй) – Check (Проверяй) – Act (Реагируй). С учетом сказанного выше это означает, что если на третьем шаге Check (Проверяй) выясняется, что все нормально и цель достигнута, то четвертый шаг Act (Реагируй) будет состоять в том, чтобы перейти к шагу 1 Plan (Планируй) и поставить новые цели. Если же на третьем шаге Check (Проверяй) обнаруживается, что обстоятельства изменились, то, соответственно, четвертый шаг Act (Корректируй) будет заключаться в том, чтобы перейти к шагу 1 Plan (Планируй) и внести коррективы, то есть уточнить ранее поставленную цель и план ее достижения.

Ниже на рис. 2 представлена графическая схема, отображающая алгоритм PDCA.

Рис. 2
Графическая схема циклического алгоритма успешной деятельности PDCA

Пошаговый механизм внедрения системы постановки целей и планирования

Любые нововведения в компании важно не просто подготовить, но и грамотно внедрить. Процесс постановки целей и регулярного планирования – не исключение.

В каждом коллективе найдутся сотрудники, которые поддерживают нововведения, и те, кто всеми силами противится изменениям. В связи с этим процесс формализации целей и внедрения системы регулярного планирования важно заранее продумать и воплощать в жизнь, внимательно наблюдая за ходом происходящих в это время в компании событий.

Достаточно часто сотрудники, настроенные против нововведений, ведут себя так не по причине собственного консерватизма, а потому что боятся неизвестности либо потери работы (из-за того, что не смогут достичь поставленных компанией целей). Нередко подобные опасения связаны не столько с невысокой компетентностью специалистов, сколько с низким уровнем самооценки отдельных сотрудников. В связи с этим грамотная работа с персоналом в целях устранения ситуации неопределенности, а также создания и поддержания необходимого морально-психологического климата в коллективе может помочь более эффективно провести необходимые изменения в компании.


Практический пример. В одной компании, собственники которой решили навести в ней порядок путем внедрения системы регулярного планирования и постановки целей, среди персонала поползли слухи, что раз учредители фирмы привлекли консультантов и начали активно изучать, кто из работников чем занимается и как расходуются ресурсы компании, дела ее плохи. Активнее всех волну тревоги поднимали и поддерживали в коллективе те, кто занимался не работой, а имитацией бурной деятельности. Это привело к тому, что одна часть персонала начала искать новую работу, а другая снизила интенсивность своего труда, выжидая, что будет происходить в компании дальше. Только благодаря грамотным действиям руководства, собственников и привлеченного консультанта, направленным на разъяснение порядка и причин внедрения изменений, а также подчеркивание положительных моментов для коллектива, удалось установить нормальную атмосферу в компании и провести намеченные изменения. В итоге из фирмы уволились только имитаторы бурной деятельности, а все остальные смогли убедиться, что введение в практику компании регулярного планирования и постановки целей в целом позитивно отразится на работе и у них достаточно квалификации и опыта, чтобы продолжать успешно трудиться.


Для того чтобы обеспечить успешную формализацию целей и внедрение системы планирования, требуется:

1) разработать четкий и последовательный план проведения в компании изменений (он обязательно должен включать сроки выполнения соответствующих действий с указанием ответственных лиц и т. п.);

2) оповестить весь персонал о том, что в ближайшее время будет происходить в компании, для чего нужны намеченные изменения, когда и в каком порядке они будут проводиться. Способы оповещения могут быть различными, все зависит от численности и особенностей коллектива, географии деятельности компании, а также корпоративной культуры. В одном случае удобно и эффективно организовать общее собрании работников, в другом – публикацию в корпоративном издании, в третьем – рассылку писем на электронные адреса сотрудников, в четвертом оптимально использовать несколько способов оповещения персонала. Какой бы канал внутренней коммуникации ни был выбран, важно красочно преподнести персоналу положительные аспекты нововведений и дать ответы на те вопросы, которые больше всего волнуют сотрудников;

3) контролировать процесс внедрения нововведений и при необходимости его корректировать. Нет ничего хуже, чем когда в компании тщательно подготовлен и начат процесс каких-либо организационных изменений, а затем все пускается на самотек. Практически всегда то, что отдается на откуп случая, происходит не так, как хотелось бы. Кроме того, процесс внедрения в компании системы регулярного планирования, по сути, представляет собой тест на грамотную постановку цели и достижение ее.

А напоследок я скажу…

В качестве завершения статьи, вместо стандартного сухого резюмирования описанных в ней ключевых тезисов, хочу привести небольшой фрагмент из книги «Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла:


– Чеширский Котик, – обратилась она к Коту очень осторожно, поскольку не знала, как он отнесется к ее словам. Кот же только еще шире улыбнулся.
– Уф-ф! Пока доволен, – подумала Алиса и продолжила уже увереннее. – Вы не подскажете, как мне выбраться отсюда?
– Это смотря куда ты хочешь добраться, – с улыбкой ответил Кот.
– Да мне уж все равно, – вздохнула Алиса.
– Тогда все равно, куда идти, – промурчал Кот.


Если собственник и/или руководитель не ставит целей, то он либо не знает, куда вести компанию, либо ему все равно, что с ней будет. Я верю, что в вашем случае все совершенно по-другому: вам дорога компания, и вы хотите для нее достойного будущего. Если так, то обязательно ставьте цели, и делайте это грамотно.

Да пребудет с вами сила, а также успешный бизнес!