Откуда пришел фразеологизм держать в ежовых рукавицах. В ежовых рукавицах. Антоним для фразеологизма

МБОУ «Аллабердинская СОШ» с. Алабердино Тюльганского района

Оренбургской области

Разработка урока по русскому языку для 7 класс по теме

«Правописание гласных перед Н и НН в причастиях».

учитель русского языка и литературы

Цели:

Обучающая: усвоение орфограммы «Гласная перед Н и НН в причастиях», отработка алгоритма применения правила; совершенствование навыков нормированного употребления причастных форм и конструкций.

Развивающая: развитие самостоятельности мышления учащихся.

Воспитывающая: воспитание самостоятельной личности.

Формы и методы: лингвистическая разминка, творческая работа, выборочный диктант, контрольный срез, конструирование предложений, словарная работа.

Виды деятельности: самостоятельная, исследовательская, индивидуальная работа, работа в парах.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, для работы в парах, для контрольного среза; ответы для самопроверки и взаимопроверки. Учебник «Русский язык 7 класс», Издательство «Просвещение» 2007г.М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Ход урока.

I этап. Организационный момент.

II этап. Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности.

1. Беседа по вопросам.

Как различить страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных?

От каких глаголов образованы полные страдательные причастия прошедшего времени?

2. Выполнение заданий по вариантам.

Цель: повторить алгоритм образования и правописания страдательных причастий

прошедшего времени.

I вариант.

Задание: образовать страдательные причастия прошедшего времени от глаголов. Расположить, поставить, рассеять, выслушать, узнать, уставить, зарисовать вывести, высмеять.

II вариант.

Задание: вставить пропущенные гласные перед суффиксом – НН- в страдательных причастиях прошедшего времени.

Поставл..нный, высказ..нный, сожж..нный, заброш..нный, увид..нный, прове..нный, зате..нный, распах..нный, накормл..нный.

(Работа выполняется самостоятельно, после выполнения – взаимопроверка; все оценки вносятся в листок контроля учащихся.)

3. Индивидуальное задание: выписать из данных слов только страдательные причастия прошедшего времени, объяснить написание гласных перед НН: солом..нный, составл..нный, освещ..нный, свящ..нный, ове..нный, врем..нный, завал..нный, безветр..нный.

III этап. Лингвистическая разминка.

Цель: совершенствование навыков употребления причастных оборотов; решение пунктуационных задач.

Задание (выполняется по рядам): сконструировать из двух предложений одно, заменив глагол во втором предложении причастием.

Получившееся предложение записать, расставить знаки препинания и объяснить их постановку.

1 ряд. Облачко превратилось в тучу.

Туча постепенно охватила полнеба.

2 ряд. На мысе виднелась палатка.

Мыс возвышался над поверхностью моря.

3 ряд. Улица заканчивалась недавно выстроенным домом.

Дом выкрасили в зелёный цвет.

(При проверке можно использовать помощь консультантов.)

Вопрос: какое из образованных причастий будет примером к изучаемой на уроке орфограмме?

IV этап. Актуализация знаний.

1. Творческая работа.

Цель: совершенствование навыков употребления причастных форм и конструкций; решение орфографических и пунктуационных задач.

Задание выполняется в парах с последующей самопроверкой:

(записать предложения, образовав от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласуя их с определяемыми словами).

1. Владимир ехал полем (пересечь) глубоким оврагом.

2. У крыльца стояли (оседлать) кони.

3. Последняя туча (рассеять) бури!

4. Здесь увидел Михаила Пущина (ранить) в прошлом году.

5. Волосы у Веры гладко (причесать).

(Прочитайте предложения, в которых вы поставили знаки препинания, объясните).

2. Орфоэпическая разминка.

Цель: совершенствование орфоэпических норм при употреблении

причастий в устной речи:

Поживший, отживший, новоприбывший, заслуженный, принятый, звонящий, изогнутый, созданный, занявший, приведённый, повторённый, произнесённый, внесённый, премированный, начатый.

3. Выборочный диктант.

Цель: подготовка к контрольному диктанту; развитие орфографической зоркости;

совершенствование морфемного разбора причастий.

Задание выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой: выписать причастия, которые соответствуют изучаемой орфограмме.

I вариант – с гласными а, я перед суффиксом – НН –

II вариант – с гласными е, ё в суффиксах – ЕНН -, -ЁНН –

Лучи солнца осветили его тщедушную фигурку, седые растрёпанные волосы и чистые глаза. В его руках корзинка, наполненная виноградом.

Я снял свой потрёпанный кожаный ранец.

Патроны запихал в карман моей поношенной гимнастёрки.

Я поцеловал его в заплаканные глаза.

Через полчаса я находился недалеко от сожжённой Чабановки.

К отряду я пробирался после проведённой по заданию работы.

Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от прилагательного;

Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от глагола;

Выделите морфемы, которые «принадлежат» только причастию.

V этап. Самостоятельная работа.

Деловая игра «Корректор»

(выполняется по вариантам, проверяет учитель)

Цель: выяснить степень усвоения учащимися орфограммы

«Гласная перед Н и НН в причастиях»

I вариант – вставить пропущенные буквы в данных словосочетаниях:

Расе..нные тучи, посаж..нный сад, вырубл..нный лес, ове..нный славой, услыш..нный разговор, скле..нный накрепко, потер..нное время, подстрел..нные утки, расстрел..нные патроны, пойм..ннные птицы.

II вариант – вставить пропущенные буквы в данных словосочетаниях:

Разве..нные ветром, услыш..нный шорох, постро..нный дом, выкач..нная из подвала бочка, размеш..нное тесто, размеш..нные краски, смеш..нные леса, замеш..нные в преступлении, посе..нная рожь, взлеле..нное дитя.

Составить два предложения с причастными оборотами, данными в задании, и записать

VI этап. Рефлексия.

Анализ листка контроля, выведение итоговой оценки за урок.

Итоговая оценка.

VII этап. Дифференцированное домашнее задание:

1) Для слабых – упр. 113. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий.

Для сильных – упр.112 1) Выпишите сначала причастия с буквами а и я на месте пропусков перед –нн и –н, затем с буквой е.

2) Составьте 2-3 словосочетания «причастие + существительное» и 1-2 предложения со сказуемым – кратким причастием


Урок № 21 класс: 7 дата:__________

Тема: «Гласные в причастиях перед нн»

Цель : создать условия для открытия новых знаний, составить алгоритм написания гласных перед н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и научить применять его

Задачи:

- обучающие: формирование умения верно писать гласные перед Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

-развивающие: развитие логического мышления учащихся;

воспитательные: развитие чувства ответственности, формирование познавательного интереса.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    Создание проблемной ситуации.

1. Хорошо замешенное тесто - оказаться замешанным в неприятную историю.

2. Выкаченный из сарая велосипед - выкачанная из цистерны нефть.

3. Плотно завешенное окно - завешанные картинами стены.

4. Подстреленная птица - хорошо пристрелянная цель

В чем разница? (Разные суффиксы: -енн, -а+нн, -я+нн)

    Актуализация знаний.

От глаголов какого вида образуются причастия пршедшего времени? (И действительные, и страдательные - от глаголов совершенного и несовершенного вида)

От переходных или непереходных глаголов они образуются? (Страдательные причастия и настоящего, и прошедшего времени образуются только от переходных глаголов).

Что вы знаете о написании безударной гласной перед суффиксом -вш в действительных причастиях прошедшего времени? (Перед суффиксом действительных причастий прошедшего времени пишем ту гласную, что и в глаголе прошедшего времени, от которого причастие образовано, или проверяем по инфинитиву).

Вставить пропущенные гласные (по цепочке, объясняя):

Подта...вший снег, почу...вший добычу, замет...вший нас человек, давно наскуч..вший разговор, стро...вшийся на берегу санаторий, се...вший редкие растения, беспоко...вшаяся о здоровье ребенка мать, слыш...вшаяся вдали песня.

5. Открытие новых знаний

Что же нужно знать для решения проблемы: написание гласных перед н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени? (Условия выбора в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени гласных а, я, е перед н и нн)

Как вы думаете будет ли действовать правило написания безударной гласной перед суффиксом -вш в действительных причастиях прошедшего времени применительно к страдательным причастиям прошедшего времени?

Выполним задание письменно: Образуйте от приведенных ниже глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Выделите суффиксы и гласный, производящий основы. Отдельно собери глаголы, от которых страдательные причастия не образуются, объясни, почему (на экране слова):

(Самопроверка после открытия правильно записанных причастий, т. е.: Оглушенный, прочитанный, брошенный, купленный, окруженный, засеянный, сорванный, подаренный, нарисованный, украшенный, воспитанный

Нельзя образовать : бросать, покупать, окружать - причина в ударении, которое падает на -ать и остается неизменным в образованных от данных глаголов причастий. (Подготовленный ученик рассказывает о данном языковом явлении).

Учитель задает вопросы, проверяющие глубину освоения правила.

- Какие буквы могут писаться перед Н-НН?

- Как взаимосвязаны инфинитив и гласная перед НН и Н? Что происходит с конечной гласной основы глагола в неопределенной форме перед суффиксом - енн (ЁНН )? (Обычно отсекается, например: укрепить - курепленный).

Учащиеся самостоятельно формулируют закономерности написания гласных перед н и нн в страдательных причастиях.

Составляем алгоритм:

Причастия: -а+НН(Н), -яНН(Н) ------- от глаголов на -ать, -ять я+НН(Н)

-ЕНН(Н), ЁНН(Н)-------------- -ить, -еть

Обращаемся к учебнику «Теория», читаем §15, убеждаемся в верности собственных выводов, отвечаем на на вопросы:

1) Какие буквы пишутся перед нн и н ?

2) Почему необходимо находить форму инфинитива?

Уделяем внимание графическому обозначению орфограммы.

6. Развитие орфографических умений (Отработка умений и навыков. Формирование действий по алгоритму. Введение новых знаний в систему изученного материала).

Учимся находить слова с изученной орфограммой. Выполняем упражнение

Обозначаем условия выбора гласной перед н и нн

Делаем вывод о том, что необходимо учитывать, что страдательные причастия и настоящего, и прошедшего времени образуются только от переходных глаголов (на предыдущем уроке мы повторили данную тему)

Задание: вставь пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.

Просмотр...нный альбом, задерж...нный на работе, наполн...нный доверху, взвеш...нный товар, запачк...нный грязью, усе...нное поле, запломбиров...нный зуб, раскро...нный материал, изобрет...нный прибор, прослуш...нный курс лекций, слыш...нная когда-то сказка, заброш_нный замок, взлеле_нный матерью, прикле_нный к стене

7. Подведение итогов. Рефлексия


- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

- Что на уроке вы узнали нового?

- Что вы считаете самым трудным в этой теме?
– Считаете ли вы своё участие на уроке достаточным для достижения поставленной цели?

Домашнее задание: упр. 121