План ост во второй мировой войне. План барбаросса. Разработанные варианты плана «Ost»

О китайском истребителе-невидимке J-20 говорят и пишут СМИ во всем мире — по вполне очевидным причинам.

Этот самолет вот уже несколько лет проходит разные этапы испытаний и проверок, но совсем недавно он официально дебютировал на авиашоу в Китае, которое стало символом растущей военной мощи этой страны.

Со своим новым авианосцем (строительство второго тоже близится к завершению и, между прочим, оно впервые ведется на китайской судоверфи), с различными системами современного противокорабельного оружия, с разнообразными типами новейших подводных лодок и другими вооружениями Пекин явно стремится стать (многие говорят, уже стал) одной из самых опасных в мире военных держав, наряду с Россией и Америкой.

Но как поведет себя новый китайский самолет-невидимка в случае начала войны? Справится ли он с лучшими из лучших образцов иностранной авиационной техники? Вопрос: может ли он составить достойную конкуренцию новому российскому истребителю пятого поколения ПАК ФА? Давайте рассмотрим этот вопрос. Кто победит? Приступим к дискуссии.

Россия и Китай в последнее время все больше сближаются в попытке ограничить мировое влияние США. Но отношения между двумя великими державами не всегда были такими теплыми.

Контекст

F-16 против Су-35 и ПАК ФА

The National Interest 26.09.2016

F-22 против ПАК-ФА и китайского J-20

The National Interest 19.09.2016

Новое супероружие Китая

The National Interest 05.08.2015

J-20 – собственный самолет-невидимка Китая

ИноСМИ 20.01.2011
Надо сказать, что Китайская Народная Республика и Советский Союз в 1969 году даже начали непродолжительную и необъявленную войну, которая уничтожила все иллюзии о единстве и нерушимости коммунистического блока. В последнее время Китай и постсоветская Россия тянутся друг к другу, однако не исключено, что в будущем их интересы могут разойтись. И в случае конфликта ключевую роль будет играть авиация.

Так как же покажет себя российский Т-50 ПАК ФА компании «Сухой» в бою с китайским Chengdu J-20? Это будет зависеть от типа конфликта. Как я уже отмечал ранее, ПАК ФА это определенно истребитель завоевания господства в воздухе, а вот насчет J-20 вообще непонятно, истребитель ли он.

Если начнется война на российском Дальнем Востоке, где может произойти конфликт с Китаем, то важным фактором станет дальность. Конкретной и точной информации о дальности полета J-20 и ПАК ФА нет, но если учитывать размеры китайской машины, можно себе представить, что у нее радиус действия больше. Возможно также, что у J-20 намного больше боевая нагрузка. В целом он может оказаться более полезной машиной, если его использовать в качестве ударного самолета.

Трудно сказать, что произойдет, если два самолета встретятся в воздушном бою. В истории не было ни одного случая воздушного боя с участием двух самолетов-невидимок. До недавнего времени F-22 Raptor компании Lockheed Martin был единственным действующим истребителем-невидимкой в мире. Более ранние модели типа F-117 и B-2 модифицированы и сегодня предназначены для нанесения ударов по наземным целям.

Если J-20 и ПАК ФА окажутся по-настоящему невидимыми, то воздушный бой может состояться в пределах прямой видимости. Ну, это если два самолета смогут найти друг друга. Можно себе представить, что низкочастотная РЛС сумеет направить группу самолетов в нужный район. Затем российские и китайские истребители смогут точнее определить местонахождение друг друга при помощи систем инфракрасного поиска и слежения. Но разобраться в данных инфракрасных приборов обнаружения и точно определить дальность до цели проблематично. И непонятно, сумеют ли русские и китайцы при помощи своих камер выбрать нужный тип оружия. Таким образом, эти самолеты могут и не попасть друг в друга с большого расстояния.

В таком случае противоборствующим сторонам придется вступить в ближний бой на расстоянии прямой видимости. J-20, у которого двигатели от Су-27, окажется в проигрышном положении. Он намного слабее по мощности, и угнаться за русским самолетом не сможет. Более того, у ПАК ФА отклонение вектора тяги в трех плоскостях, что делает его хорошо управляемым на малых скоростях. Это значит, что у русского самолета будет преимущество по угловой скорости виража, по радиусу разворота и хорошие показатели угла атаки. Но если у противоборствующих сторон будут ракеты с большим бортовым углом, нашлемные системы наведения и немного везения, то J-20 может получить шанс на удачный выстрел — хотя у ПАК ФА все равно будет много преимуществ.

Конечно, все это из области домыслов и предположений, и давайте надеяться, что так оно и будет. Война между Россией и Китаем не принесет ничего хорошего этим странам, и более того, в нее могут втянуться другие государства, что приведет к масштабному конфликту.

В клубе стран – обладателей самолетов пятого поколения прибыло. Наряду с американскими и российскими самолетами . На только что представленный истребитель J-20 возлагаются огромные надежды, ведь, по сути, этот самолет является визитной карточкой ВВС КНР и всей китайской оборонной промышленности.От заимствования к собственной школе На авиакосмическом салоне Airshow China – 2016 в городе Чжухай, стартовавшем 1 ноября, Китай представил общественности истребитель пятого поколения J-20. И хотя слухи, домыслы и анализ данных по этому истребителю публиковались в прессе и профильных изданиях долгие годы, демонстрационные полеты J-20 доказали главное: работа по созданию отечественного самолета пятого поколения в Китае никогда не прекращалась.Даже несмотря на тот факт, что создание собственного современного истребителя – дело крайне непростое и затратное, китайские военные и промышленники попутно с модернизацией уже существующих образцов авиатехники решили сосредоточиться на создании качественного нового изделия. Тем не менее выбор в пользу нового совсем не означает, что от уже проработанных и реализованных технологий китайские авиационные инженеры решили отказаться.Правда, концепция использования проработанных решений четвертого поколения, которые китайские инженеры пытаются совместить с требованиями к самолетам пятого поколения, обнажает целый ворох проблем. К ним следует отнести создание и отработку программного и аппаратного обеспечения работы бортовых систем, интеграцию истребителя как боевой единицы в систему управления, а также создание собственных двигателей, средств защиты и вооружения.Опыт и проблемы Несмотря на то что отсутствие полностью отечественного истребителя, разработанного практически с нуля, долгое время являлось предметом споров среди китайских военных и специалистов, создавать свой истребитель пятого поколения в КНР решили все-таки с оглядкой на прошлое. Ни для кого не секрет, что Китай часто копировал зарубежную военную технику и адаптировал лучшее готовое решение под собственные нужды. Примеры такого подхода – истребитель J-11, который является практически точной копией Су-27, и палубный истребитель J-15.Однако для создания истребителя пятого поколения, действующего на других скоростях, высотах и в других режимах, простое копирование уже готовых решений и их доработка уже не подходили. Однако в ВПК КНР при создании истребителя пятого поколения применили необычный прием, который включал в себя реализацию уже испытанных решений и разработку новых одновременно.Учитывая, что перспективными военными технологиями ни одна страна в мире бесплатно и по доброй воле делиться не станет, китайские инженеры решили создать собственный истребитель, используя технологические решения всех осуществленных проектов по этому направлению одновременно. Главной сложностью для ВПК КНР, авиационные специалисты которого никогда не находились на вершине искусства строить самолеты, стал процесс сочетания разных конструкторских решений и схем. Так, например, за основу самолета был взят планер, выполненный по аэродинамической схеме «утка».Ранее по этой же схеме был создан перспективный многофункциональный истребитель МиГ МФИ. И хотя опытный прототип МиГ МФИ был рассчитан на понижение радиолокационной заметности и повышение маневренности, китайский самолет имеет ряд ключевых элементов, которые, напротив, увеличивают «засветку» J-20 на обзорных экранах РЛС и усложняют управление им на предельных режимах.«Несмотря на то что использованная в планере конструкция вполне оригинальна, считается, что само использование такой аэродинамической схемы значительно повышает радиолокационную заметность. Стоит отметить также, что ни один зарубежный истребитель с такой схемой не используется», – анализирует историю создания J-20 военный эксперт Василий Кашин.Если опустить заимствование не самой удачной для истребителя пятого поколения конфигурации и то, как она реализована в китайском истребителе, то можно обнаружить, что отдельные узлы и агрегаты также либо построены с учетом уже отработанных технологий, либо спроектированы инженерами не самым удачным образом. Конструкция крупного цельноповоротного переднего горизонтального оперения заметно повышает радиолокационную заметность и сопротивление воздуха, влияя на дальность полета.Отдельные узлы самолета, такие как воздухозаборники, остекление и сам «фонарь» кабины, а также носовая часть, сильно напоминают американский перспективный истребитель пятого поколения F-35. К тому же ощущается влияние на компоновку J-20 американского истребителя F-22: огромные воздухозаборники расположены практически под таким же углом. В том, что инженеры из Поднебесной собрали для своего истребителя детали и агрегаты со всего света, уверен и военный обозреватель Виктор Баранец.«Копирование чужих изделий – национальная традиция Китая. Китайцы представляют эту машину как сенсацию, зарубежные специалисты дают спокойную оценку этому изделию. Я почти уверен, что по тактико-техническим характеристикам эта машина отстает и от американских, и от российских аналогов», – резюмировал военный обозреватель.Российское «сердце »Несмотря на то что китайские авиастроители находятся скорее на первой ступени лестницы, ведущей к обладанию истребителем пятого поколения, свою главную задачу двигателестроители из Поднебесной не решили до сих пор. За несколько лет, минувших с начала разработки, они не смогли построить полноценный авиационный двигатель для такого самолета, а демонстрационные полеты J-20 состоялись благодаря установке в истребитель российских двигателей АЛ-31ФН. К тому же остается много вопросов по бортовому радиоэлектронному оборудованию.«Ситуация с АФАР для РЛС до сих пор довольно непонятная. Она у них есть, но каковы ее работоспособность и характеристики, неизвестно. Поэтому говорить о том, что она полностью работоспособна и эффективна, пока рано», – отметил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.Учитывая, что современный двигатель и эффективная РЛС для истребителя пятого поколения все равно что сердце и глаза для человека, можно сделать вывод, что летать китайский J-20 в ближайшее время сможет только с российским «сердцем». Что касается собственного двигателя пятого поколения WS-15, то он до сих пор не готов, и, несмотря на большой интерес и стремление создать собственное «сердце» для истребителя, никакого прорыва в этом направлении на данный момент не ожидается.Эксперты указывают, что предыдущий двигатель собственной разработки WS-10A, который ряд экспертов предлагал китайскому пятому поколению, для массового использования в таких истребителях применяться не может. Теоретически проблему могла решить другая собственная разработка – двигатель WS-10G с возросшими показателями по тяге. Однако специалисты объясняют, что надежность и ресурс этого двигателя оставляют желать лучшего и в использовании серийного истребителя применяться не могут.Несмотря на это, китайская корпорация Shenyang Aircraft Corporation практически одновременно с J-20 создает многоцелевой истребитель пятого поколения J-31. Эта машина существенно легче J-20, но так же, как и более тяжелый «собрат», летает на российских двигателях РД-93. Использование двигателей российского производства, а также обширное внедрение композитов и других легких авиационных материалов позволяют J-31 «оседлать» боевой радиус в 1250 километров и развить скорость около 1,6М.В перспективе планируется заменить российские двигатели на отечественные WS-13A, однако с практической реализацией этой идеи в КНР возникли большие сложности. И хотя власти страны уверены, что J-20 и J-31 позволят сократить отставание от авиационной техники США, китайские истребители пятого поколения практически по всем ключевым показателям (тяговооруженность, маневренность, малозаметность) отстают и от российских истребителей Су-30, Су-35, Т-50, и от американского F-22. Помимо прочего, большие вопросы вызывают размещение, состав и качество ракетного вооружения этих самолетов.По мнению специалистов, пятому поколению совершенно точно понадобятся доработанные ракеты ближнего, среднего и дальнего радиуса действия, и КНР в этом направлении также предстоит серьезно поработать. Если китайские авиастроители доведут историю с J-20 и J-31 до серийного производства и создадут собственные (либо заключат стратегическое соглашение о поставке российских) двигатели, то китайские истребители пятого поколения можно будет в полной мере сравнивать с конкурентами по совокупности качеств, включая стоимость всей программы и производства каждого самолета.Стратегическая страховка Ввиду того, что при реализации программы создания и производства собственных истребителей пятого поколения китайские авиастроители столкнулись с серьезными трудностями, власти КНР в свойственной им манере решили подстраховаться и для собственного спокойствия и ради национальной безопасности заключили с Россией контракт на поставку сверхсовременных истребителей Су-35. Именно поставка Су-35 позволит Китаю сократить отставание от США и повысить эффективность работы собственной авиации в неспокойном Тихоокеанском регионе.«Американский опыт с истребителями F-22 и F-35 показывает, что от момента поступления в войска до достижения боеготовности этими самолетами проходят годы. Поэтому основной боевой силой ВВС и морской авиации в среднесрочной перспективе будут все равно самолеты поколения 4++, в том числе на платформе Т-10 (то есть производные от Су-27)», – объясняет Василий Кашин.Закупка истребителей Су-35 также позволит ВВС НОАК выжать максимум из собственных самолетов и при необходимости отразить атаку... американских палубных истребителей F/A-18, ведь с точки зрения технических возможностей китайские самолеты могут оказать самое ожесточенное сопротивление американским палубным истребителям. «На китайском J-10B, J-11B, J-16 можно спокойно пойти в бой против F/A-18E/F Super Hornet и победить. Весь вопрос заключается в подтягивании тактики и боевой подготовки к американскому уровню», – добавляет Кашин.Заявления эксперта подтверждают давнее утверждение авиационных специалистов о том, что прямое противостояние самолетов пятого поколения еще не началось и всю работу в небе в ближайшие несколько лет будут выполнять истребители поколения 4++. Однако стремление Китая создать собственную «пятерку» как можно скорее вполне логично: откровенно недружественное поведение ВС США «на пороге собственного дома» заставляет подстраховаться и на всякий случай создать эффективные и относительно недорогие средства противодействия.В этом контексте создание истребителя пятого поколения с боевым радиусом в две тысячи километров выглядит задачей, вполне отвечающей интересам национальной безопасности Китая. Что касается экспертных оценок, то авиационные специалисты считают, что судьба китайских истребителей J-20 и J-31 будет сложной и долгой. J-20 для достижения заданного технологического уровня должен быть легче и маневреннее, а без серьезных изменений в конструкции планера и собственного производительного двигателя добиться высоких скоростных показателей вместо полученных на практике будет крайне тяжело.Об экспортном потенциале обеих машин, как и о том, насколько они соответствуют характеристикам истребителя пятого поколения, говорить чрезвычайно сложно. Главной трудностью китайских инженеров является отсутствие собственной авиационно-конструкторской школы и научно-исследовательского опыта, а решение собрать «с каждого истребителя по чуть-чуть» чревато тем, что под выполнение поставленных задач такая машина может вообще не подойти. Глядя на J-20 и J-31, можно судить о том, что собственный стиль и направление в создании авиационной техники в КНР еще на нашли, а это значит, что у китайских авиастроителей впереди долгие годы кропотливой работы.По сути, китайский ВПК впереди ждут не один десяток ОКР по вопросам использования авиационных материалов, расчеты наиболее оптимальной конфигурации планера, проработка вопросов понижения радиолокационной заметности и в довершение ко всему создание собственных авиационных двигателей. Только при соблюдении всех условий китайские истребители встанут в один ряд с российскими и американскими самолетами пятого поколения и начнут выполнять задачи, для которых создаются.

У США, России и Китая есть кое-что общее: все эти страны производят самые современные реактивные истребители в мире. В частности, речь идет об истребителях пятого поколения, которые, как минимум, теоретически могут в течение будущих десятилетий играть решающую роль в небе.

Наибольший интерес вызывают F-22, ПАК-ФА и J-20. У каждого есть свои слабости и преимущества, но способны ли они действительно одолеть американский F-22 «Раптор»?

Способен ли новый российский истребитель сравниться с лучшим американским?

Может ли китайский истребитель пятого поколения конкурировать с Америкой в воздухе?

В то время как такие сражения в воздухе будут означать буквально начало третьей мировой войны, обрисовать достоинства и недостатки F-22 по сравнению с обоими самолетами, представляется весьма важным. Поэтому, чтобы доставить удовольствие нашим читателям, Дэйв Маджумдар, военный эксперт The National Interest, проанализировал, что же произойдет, если F-22 столкнется с этими самолетами в бою. Ниже, в двух отдельных статьях (обе выходили в прошлом году), объединенных в этой публикации, мы даем ответ на этот вопрос. Итак, в бой!

В этом году исполнится десять лет, с тех пор как было заявлено о готовности к эксплуатации F-22 «Раптор» компании Локхид Мартин (Lockheed Martin) американскими ВВС.

Многие называли его самым боеспособным сверхманевренным истребителем за всю историю авиации, и совсем недавно около года назад «Раптор» продемонстрировал свои качества в сражении над Сирией и Ираком. Однако самолету не приходилось уничтожать советскую воздушную армаду над Фульдским коридором или прорывать усиленную интегрированную систему ПВО противника, как задумывалось его конструкторами. Вместо этого «Раптор» использовался в качестве летающей платформы с приборами обнаружения.

Однако скоро F-22 может столкнуться с равным себе противником, который его победит (хотя шансы невелики). Россия и Китай усиленно занимаются разработкой самолетов J-20 и Сухой Т-50 ПАК-ФА. Из двух машин ПАК-ФА представляет, вероятно, более серьезную конкуренцию. Несмотря на распад Советского Союза, Россия каким-то образом смогла сохранить относительно эффективную военно-промышленную базу, которая, однако, не идет ни в какое сравнение с прошлым.

Контекст

Кто победит: F-22 или ПАК ФА?

The National Interest 10.09.2015

Новое супероружие Китая

The National Interest 05.08.2015

Путинский «Стелс» - это «Сухой» Т-50

Mako 30.08.2016

Опасайтесь супероружия российских ВВС

The National Interest 27.11.2014
Все в ПАК-ФА говорит о том, что самолет по концепции похож на «Раптор»: он оптимизирован как скоростной, высотный сверманевренный истребитель-невидимка. Однако, как можно предполагать, русские сделали больший упор на одни характеристики, уделив меньше внимания другим.

Хорошим примером служит малозаметность. В дизайне Т-50 меньше внимания уделяется всеракурсной малозаметности. Вместо этого фокус сделан на невидимости фронтальной части машины, что делает ее похожим героя игры Pac-man, в то время как F-22, если смотреть на него сверху, напоминает, скорее, паука. В малозаметности у F-22 большое преимущество над российским истребителем.

По кинематике Т-50 и F-22 вполне сопоставимы, особенно после того как у ПАК-ФА появятся новые двигатели. Сегодняшний его двигатель под названием «Изделие 117» вполне достойный, но в дальнейшем самолету потребуется экспериментальный двигатель «Изделие 30», чтобы раскрыть в полной мере возможности его планера.

Оба самолета способны летать на сверхзвуковой скорости. «Раптор» развивает скорость чуть больше числа Маха 1,8 без форсажной камеры, в то время как ПАК-ФА, вероятно, способен достигать, по меньшей мере, М 1,6 без компрессора высокого давления. Максимальная рабочая высота, достигаемая F-22, равна 20 000 метров, как, вероятно, и у Т-50. Что касается максимальной скорости, то «Раптор» развивает ее до предела М 2.0 из-за недостатка его радиопоглощающих материалов. Я полагаю, «Сухой» имеет те же скоростные пределы.

В то время как у F-22 есть преимущество в малозаметности, российский самолет обладает лучшей маневренностью. Т-50 оснащен трехмерным управляемым вектором тяги, и все говорит о том, что ПАК-ФА имеет преимущество в поворотливости. На российском самолете также может действовать смонтированная в шлеме система отображения информации, при этом с самого начала ПАК-ФА оснащен ракетами с непрямой наводкой.

В 2017 году «Раптор» получит ракету AIM-9X, а к 2020 году ВВС США планируют оснастить его смонтированной в шлеме системой отображения информации. Это не так плохо, потому что, учитывая состояние российской экономики, ПАК-ФА к тому времени еще не будет введен в эксплуатацию.

Что касается бортовой электроники, «Раптор», вероятно, имеет преимущество в виде сочетания датчиков и интерфейса пилот-машина. Россия никогда не отличалась разработкой удобных в эксплуатации кабин, достаточно хотя бы взглянуть на МиГ-29. Однако русские работают над собой. В целом по функционированию датчиков самолеты похожи, русские делают приличные радиолокационные станции и отличные системы РЭБ.


© AP Photo, Andreea Alexandru Два истребителя ВВС США F-22 «Раптор» прибыли на авиабазу «Михаил Когэлничану» в Румынии

При прочих равных, если малозаметность будет играть решающую роль, то у ПАК-ФА будет серьезный недостаток. Если же окажется, что американские ВВС зря так полагаются на малозаметность, то у ПАК-ФА будет преимущество. Однако в конечном итоге война существует по своим правилам, ее исход невозможно предсказать с какой бы то ни было долей уверенности.

Несмотря на экономические трудности, Китай может стать единственным достойным соперником США в следующие 50 лет. Пока вероятность конфликта мала (третья мировая война не входит ни в чьи интересы), США должны готовиться к такому повороту событий.

Во всех современных традиционных войнах главную роль играет авиация и преимущество в воздухе. Главным оружием США для обеспечения преимущества в небе будет F-22 «Раптор», пока его не сменят любые новые разработки программы F-X ВВС США. Наиболее непосредственным китайским аналогом «Раптора» является J-20. Насколько же этот истребитель хорош по сравнению с лучшим американским?

О китайском истребителе известно не так много, может быть, его даже нельзя назвать истребителем в традиционном смысле этого слова. Это специализированный самолет, сконструированный для нападения на движущие силы американских войск, брошенных на запад Тихого океана в рамках системы преграждения доступа/блокирования зоны (A2/AD). В целом, истребитель может быть оптимизирован для нанесения ударов по вспомогательным средствам, например, заправщикам, авиационным комплексам радиообнаружения и наведения, самолетам боевого управления и целеуказания, он может даже перевозить ракеты для нанесения ударов по разбросанным в разных участках региона американским базам и авианосцам.

Вот что нам на самом деле известно о J-20. У него малозаметный планер и он в некотором роде позаимствовал некоторые дизайнерские решения как у «Раптора», так и у его собрата по производству, тактического истребителя F-35. Это не просто совпадение, весьма вероятно, что китайцы украли значительную долю секретной информации по F-35.

Есть некоторые сведения, указывающие, что J-20 первоначально был задуман как тактический истребитель с мощной системой ракет воздух-воздух. Как американский F-35, прототипы J-20 оснащены электронно-оптической системой наведения, смонтированной под носом машины. Датчик EOTS-89, вероятно, является разработкой пекинского A-Star Science and Technology (EOTS расшифровывается как электронно-оптическая система наведения). Специально разработанному сверманевренному истребителю не понадобился бы такого рода датчик.


© Wikimedia / V587wiki

Есть также сведения, указывающие, что китайский истребитель оснащен РЛС с АФАР. Предполагается, что J-20 будут снабжены РЛС Type 1475, который, вероятно, тестируется на принадлежащем китайскому учебному полигону «Туполеве» Ту-204. Однако никаких подтверждений этой информации нет, потому что ВВС Народно-освободительной армии не слишком охотно делится информацией о находящихся в разработке проектах. Учитывая это, а также интерес Пекина к Су-35 (продиктованный, вполне возможно, желанием получить РЛС и детали двигателестроения этой машины), я сомневаюсь, насколько далеко китайцы продвинулись в разработке рабочей РЛС с АФАР.

Вероятно, самым веским доказательством того, что J-20 оптимизирован для нанесения тактических ударов, служит его огромный планер при относительно маленьких крыльях. У него также огромные отсеки вооружения. Такая конфигурация хороша для быстрого сверхзвукового тактического авиатранспорта, но не идеальна для сверхманевренного истребителя, которому требуется осуществлять множество поворотов.

Более того, Китай не продемонстрировал наличия технологии двигателестроения, необходимой для снабжения двигателем сверхманевренного истребителя таких габаритов. КНР не усовершенствовала отечественного WS-10, не говоря уже о завершении разработки самолета следующего поколения WS-15. На самом деле, Китай еще даже не доказал, что может построить внушающий доверие двигатель истребителя, даже с учетом использования украденных у России конструкций. Однако тактический истребитель не должен обладать значительным отношением тяги к весу, таким образом, сейчас китайцам может подойти двигатель российского аналога, Сатурна.

Далее, веским аргументом является то, что тактические истребители малой дальности, например F-22 и F-35 не подходят для операций в Западной части Тихого океана, с его огромными расстояниями и небольшим количеством баз. Те же географические ограничения относятся и к Китаю. Это значит, что для обеспечения функционирования истребителей F-22 и F-35 потребуются заправщики, способные летать на большие расстояния. Наиболее логичным способом, с помощью которого Китай может бороться с американскими ВВС и ВВС НАТО, было бы не вступать с этими силами в прямую конфронтацию, а, скорее, лишить их способности летать. То есть наносить удары по американским базам, заправщикам и узловым пунктам связи. В этом плане, с этой точки зрения, J-20 может стать средством достижения превосходства в воздухе для Китая. И здесь может быть его преимущество по сравнению с F-22.

Разумеется, все это только предположения. Только ВВС НОА могут знать, где они применят J-20, и он может оказаться грозным противником.


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ J-20 (КИТАЙ)

MULTIPURPOSE FIGHTER 5TH GENERATION J-20 (CHINA)

11.03.2017


Китайские истребители пятого поколения J-20, выполненные по технологии «стелс» присоединились к другим самолетам ВВС Китая, сообщает 10 марта гонконгское издание South China Morning Post (SCMP) со ссылкой на государственную телекомпанию CCTV-7.
Судя по сюжету, показанному по китайскому телеканалу CCTV-7, в ночь на пятницу, 10 марта новейшие истребители J-20 присоединились к транспортникам Y-20 и бомбардировщикам H-6K, стоящих на службе НОАК. Однако, общее количество самолетов не сообщается, пишет гонконгская газета.
Двухминутный публичный дебют J-20 состоялся на открытии авиасалона Airshow China-2016 в городе Чжухай провинции Гуаньдун еще 1 ноября прошлого года. При этом, посетителям не было позволено посмотреть на самолет на земле, что породило слухи о том, что его разработка отстает от графика.
Слухи были развеяны генералом ВВС КНР Ма Сяотянем на следующий день после первого полета истребителя. Он заявил, что разработка машины будет ускорена, а также, что самолет будет совсем скоро введен в эксплуатацию ВВС.
Тем не менее, военный обозреватель из Макао Энтони Вонг Донг полагает, что лишь малое количество реактивных истребителей J-20 было произведено в связи с проблем с двигателями, сообщает SCMP.
«Технические и производственные проблемы с двигателями WS-15, устанавливаемые на J-20 не были решены, - заявил Вонг. - J-20 еще не выведен в массовое производство и сейчас имеется лишь в нескольких экземплярах, способных нести воздушную службы аналогично Y-20».
Как уже ранее сообщало ИА REGNUM, принятие китайского истребителя пятого поколения на вооружение ВВС НОАК КНР должно официально осуществиться в начале 2017 года. Предполагается, что J-20 станет главным соперником американских самолетов F-22 и F-35, при этом большинство характеристик китайской машины значительно превосходит американские показатели.
Стоит также отметить, что Китай планирует использовать упомянутый транспортник Y-20 для запуска из его фюзеляжа ракетоносителей, способных доставлять на земную орбиту спутники военного назначения весом до 200 килограмм.
regnum.ru

23.04.2017


ВВС НОАК полагают, что «в идеале» среднегодовое производство истребителей J-20 за весь период серийного выпуска должно составить 36 единиц, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на mil.news.sina.com.cn (23 апреля).
В первые три года темп производства будет чуть больше 20 единиц, на третий-пятый годы темп будет увеличен до более 40 машин ежегодно, общее количество запланированных для поставки ВВС неизвестно. Эксперты полагают, что их может быть от 400 до 600 единиц.
Военный Паритет

04.08.2017


Во время парада 30 июля в честь 90-летия НОА Китая над полигоном пролетели три стелс-истребителя J-20, однако в учебной формации участвовали сразу пять самолетов. Это показывает, что эти самолеты достигли высокой степени боевой готовности (»меч в ножнах»).
J-20 будет состоять на вооружении, по меньшей мере, 50 лет, обладает большой дальностью полета, огромным потенциалом ударов по земле с сохранением сильной «воздушной боеспособности».
Военный паритет

01.10.2017


Министерство обороны КНР официально сообщило о принятии истребителя J-20 на вооружение. Собственно констатировали факт, учитывая что самолеты летают уже со стандартными бортовыми номерами ВВС НОАК, участвовали в парадах и учениях.
https://bmpd.livejournal.com

15.03.2018
Истребитель пятого поколения J-20, поступивший на вооружение ВВС Китая в марте прошлого года, станет основой для разработки целого семейства боевых самолетов. Об этом, как пишет Flightglobal, заявил заместитель директора по науке и технологиям корпорации AVIC Ян Вэй. По его словам, на основе истребителя завоевания превосходства в воздухе, каковым является J-20, помимо прочего, планируется создать и многоцелевой боевой самолет. Кроме того, наработки по программе J-20 планируется использовать в проекте истребителя шестого поколения.
https://nplus1.ru/

10.05.2018


Китайские стелс-истребители пятого поколения J-20 прошли первые боевые испытания. Об этом сообщил агентству «Синьхуа» представитель ВВС Народно-освободительной армии Китая Шэнь Цзинькэ (Shen Jinke).
«Это поможет ВВС еще лучше выполнять свои обязанности по защите суверенитета, безопасности и территориальной целостности Китая», - подчеркнул он.
Уточняется, что испытания проводились над океаном, в них также приняли участие и другие истребители, в том числе многоцелевой J-16 и тактический J-10C.
J-20 были приняты на вооружение китайской армии в сентябре 2017 года. В мае 2018 года американский военный эксперт Тайлер Рогуэй поставил J-20 в один ряд с американским палубным истребителем-бомбардировщиком Boeing F/A-18E/F Super Hornet и российским Су-57.
Согласно западной номенклатуре, они относятся к истребителям пятого поколения, согласно китайской - к поколению 4+. Китайская компания Chengdu Aerospace Corporation начала разработку J-20 в январе 2002 года, публике его представили в ноябре 2016-го. Точные технические характеристики J-20 не известны, однако специалисты еще после появления первого прототипа в 2011 году отмечали, что машина имеет ряд заимствований от американского истребителя F-22 и российского прототипа МиГ-1.44.
Военный паритет

20.05.2018


Радар индийского Су-30МКИ обнаружил и отследил китайские истребители пятого поколения Chengdu J-20, совершавшие полет над Тибетом, сообщает Indian Defence Research Wing.
Наблюдение состоялось в январе, когда размещенные на авиабазах в приграничных с Индией регионах китайские самолеты отрабатывали над горными районами воздушные бои с истребителями Chengdu J-10 и Shenyang J-11. Индийские летчики на российских самолетах Су-30МКИ наблюдали за маневрами самолетов-невидимок из своего воздушного пространства.
«Радар «Сухого» видит их. Новые китайские самолеты не такие уж и невидимые. Для их обнаружения не требуются какие-то специальные технологии, J-20 распознаются и обычными РЛС», - отметил командующий ВВС Индии Аруп Шаха.
По мнению индийских военачальников, одна из целей учений китайской авиации в приграничных районах заключается в исследовании системы индийской противовоздушной обороны и поиске маршрутов скрытного проникновения на сопредельную территорию.
Лента.ру