Почему дворянство успешно занимавшееся. Откуда произошло дворянское сословие на Руси? Какие территории входили в состав Византии

Сегодня мы с вами поговорим о том, кто такие дворяне. Одни называют их элитой русского царства. Другие зовут их лучшими из лучших. В любом случае дворяне - это славные фамилии в истории нашего отечества. Кто такие дворяне? Что они собой представляют? Вы узнаете в нашей статье.

Термин «дворяне»

Если говорить конкретно, то дворянством называли ленное ополчение. Что же это значит? Человек получает лен - земельный участок с деревней и крестьянами. За такую государственную услугу дворянин является на службу со своими людьми. Их количество зависело от размеров надела.

По такому принципу было устроено и европейское рыцарство. Некоторые элементы российского дворянства были заимствованы из европейской системы.

Мы рассмотрели определение по истории «Кто такие дворяне».

Княжеская Русь

Кто такие дворяне на Руси? Стоит отметить, что дворянство появилось ещё в период правления князя Ивана Коляды. В это время на службу принимали, а также испомещали воинов, которые сбегали из Золотой Орды и продолжали служить уже князю Московскому. А что же такое испомещение? Данный термин обозначает выделение земли, на которой уже есть крестьяне, трудящиеся на дворянина. Таким образом, дворянство стало силой, которая защищала сначала Московское княжество, а затем Российское государство.

Дворянство представляло собой сильных воинов, несущих всю серьезность военной службы. Также они защищали границы нашего древнего государства. Они участвовали в объединении русских земель. Сражались на реке Шелони. Стояли против Золотой Орды на реке Угре. Иными словами, дворянин на Руси - это защитник Родины.

В то время все знали об их положении. На дворян работали крестьяне. У них была земля, но в военное время дворянин сражался, не жалея своей жизни. Теперь вы знаете определение «Кто такие дворяне на Руси».

Привилегии

Так уж сложилось, что данная привилегированная прослойка в русском обществе стала получать всё больше и больше поблажек. Дворяне жаловались царю и писали челобитные о том, как будто бы крестьяне сбегают, прося увеличить время для их поиска. Они требовали у государя вводить дополнительные сложности в жизнь рабочего человека, чтобы те не уходили, а дворяне не разорялись. Их просьбы содержали и прошение о назначении денежного пособия за военную службу.

Учитывая тот факт, что дворянство - это основная военная сила в государстве, то цари, конечно же, шли им навстречу. Благодаря этим прошениям появился Юрьев день - единственный день в году, когда крестьянин мог покидать дворянина и переходить к другому.

С годами дворяне к военной службе относились всё хуже, меньше приводили вооруженных крестьян, но при этом успешно пользовались их трудом. Подобная деградация дворянства наблюдалось не только в России, но и в других странах, где укоренилось феодальная система.

Разрыв замкнутого круга

С деградацией дворянства на некоторое время покончил Пётр I. Раньше это сословие принимало участие в бунтах, переворотах, а во время сражения под Нарвой дворянская конница бежала с позором. Государем был издан указ, в котором он ликвидировал поместную конницу. И при этом обязал российских дворян нести государственную службу серьёзно и по-настоящему.

Кто такие дворяне при Петре I

Для того чтобы при первом российском императоре стать дворянином, человеку необходимо было 4 года нести службу в звании солдата. После чего юный дворянин имел право получить офицерский чин. Если он не желал нести военную службу, то мог трудиться при дворе. По факту дворянство определялось службой. Были и такие, которые уклонялись от службы государству. Наказывали их по-разному. Вплоть до лишения дворянского титула, а также поместья.

На вопрос: «Кто такие дворяне при Петре I?» - можно ответить просто: это элита русского общества. Вы спросите: «Почему?» Ответ прост: именно Пётр I и обязал дворян обучать грамоте своих детей. Благодаря этой славной традиции, они стали грамотными, а в семьях сложились целые традиции в служении Родине и государю.

Указ Екатерины Великой

После смерти Петра I дворянская служба перестала быть строгой, как раньше. Теперь новорожденного ребенка записывали на военную службу. В 5 лет он уже имел офицерский чин. К собственному совершеннолетию он имел уже серьёзное звание, но по-прежнему дворяне были обязаны служить.

В статье мы отвечали на вопрос: «Кто такие дворяне?» В заключение хочется отметить, что система развития этого класса по всему миру была одной и той же. Она сопровождалась снижением и уменьшением обязанностей, но регулярным ростом привилегий. Практика доказывает, что при любых привилегиях необходимо иметь соответствующие обязанности!

Экономическое положение русского дворянства всегда было отражением государственных реформ. Бурные преобразования Петра I сделали как никогда востребованными образование, восприимчивость к новым знаниям и умениям - государь обещал потомкам неблагородных фамилий жаловать графами «за ум». «Золотой век» Екатерины II стал порой расцвета дворянства, сопровождавшегося увлечением красивой жизнью без оглядки на реальные финансовые возможности. Отмена крепостного права и последующие реформы привели к обнищанию и закату благородного сословия.

Свободы и привилегии благородного сословия

Сословием с оформленными правами и обязанностями дворяне стали в XVIII веке, при Петре I. В 1714 году он издает Указ о единонаследии, в котором поместья дворян объявляются их безусловной собственностью. В 1719 году крестьяне, которые были в имении знатного человека, закрепляются за ним.

В 1762 году Петр III издает манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», которым освобождает дворян от необходимости служить. При этом земельная собственность и право распоряжаться крестьянами за ними сохраняются.

В 1785 году Екатерина II издала Жалованную грамоту дворянству (Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства). Так был завершен процесс превращения дворянства в сословие, обладающее огромными правами и свободами.

Грамота Екатерины II закрепляла полное и неограниченное право собственности на наследование любого вида имущества, в том числе на крестьян. Дворяне сохраняли освобождение от обязательной военной и государственной службы. К лицам дворянского звания запрещалось применять телесные наказания и пытки. Благородное сословие могло создавать свои общества - Дворянские собрания.

Очень важны экономические права и привилегии: дворяне имели право заниматься любой разрешенной законом предпринимательской деятельностью, при этом освобождались от податей и повинностей. Политика просвещенного абсолютизма проводилась Екатериной II в интересах дворянства и при этом способствовала развитию капиталистических отношений. Неслучайно эпоха ее правления вошла в историю как «век золотой Екатерины».

Откуда пошли и как подразделялись

При Петре I дворянами становились по службе, позже появилась практика предоставления дворянского звания монархом. В начале XIX века дворянское звание могла давать докторская ученая степень. Принадлежность «благородному» сословию подтверждалась обязательным занесением в губернские дворянские книги. Русское дворянство можно разделить на несколько групп по разным критериям. Если классифицировать по происхождению, можно выделить такие группы:
  • титулованное дворянство (граф, барон, князь);
  • так называемое древнее дворянство, которое к моменту принятия Жалованной грамоты дворянству не менее ста лет находилось в этом статусе;
  • получившие звание от монарха;
  • ставшие дворянами в результате длительной военной или административной службы;
  • иностранцы-дворяне, которые становились подданными русского императора.
Другой принцип разделения дает имперское законодательство, которое выделяет дворян личных и потомственных. И те и другие обладали примерно одинаковым набором привилегий. Однако личный дворянин не мог передать этот статус своим детям.

В среде дворянства была сильная мобильность, личные дворяне стремились стать потомственными. Получение статуса потомственного дворянина позволяло занимать серьезные должности с большим жалованьем, покупать земли и крепостных крестьян. Для этого чиновники XIV–IX рангов усердно служили и примерно через двадцать лет достигали того ранга, который давал потомственное дворянство. Другим способом было получение ордена. Например, награждение орденом Владимира 4-й степени обеспечивало желанный статус потомственного дворянина.

Правда, правительство, обеспокоенное притоком в среду потомственного дворянства выходцев из других сословий, пыталось затруднить этот процесс. При Николае I в 1845 году было решено поднять «планку» предоставления потомственного дворянства с VIII до V ранга гражданской службы. При Александре II в 1856 году аналогичная мера была принята для соискателей этого звания на военной службе - с VIII до VI ранга. Правда, особого успеха такой подход не имел. К концу XIX века больше 70% дворян составляли те, кто получил свой статус по ордену, то есть путем длительной выслуги.

Немного статистики
По данным за 1858 год, личных и потомственных мелкопоместных дворян насчитывалось 614,3 тыс., или 69,1% всего дворянства; среднепоместных - 164,5 тыс., или 18,5%; крупнопоместных - 110 тыс., или 12,4%. Низшей группе принадлежало 3,2% всех крепостных, средней - 15,8, высшей - 81% .

«Щи хлебал деревянной ложкой...»

Среди мелкопоместного дворянства было много таких, кого можно назвать деклассированными. И нельзя сказать, что они появились только в середине XIX века. Известно, что князья Белосельские, возводившие свою родословную к Рюриковичам, были в личном услужении, а не менее знатные князья Вяземские служили деревенскими дьячками.

Не все выходцы из высшего дворянства купались в роскоши. Так, Н. Н. Муравьев, будучи свитским офицером, отмечал в записках: «...мундиры мои были бедны... щи хлебал деревянной ложкой, чая не было, шинель служила покрывалом и халатом, а часто заменяла и дрова... мы получали от отца 1000 рублей ассигнациями в год. Соображаясь с сими средствами, мы не могли роскошно жить. Было даже одно время, что я в избежание долга в течение двух недель питался только подожженным на жирной сковороде картофелем».

Часто офицеры даже гвардейских полков для организации своего быта объединялись в артели. Как видим, русское дворянство в своей массе отнюдь не было богатым. Более того, на протяжении XIX века доходы его падали.

Нужда учит, а барщина мучит

Падение доходов дворян было вызвано снижением рентабельности крепостного труда. Уже в первой половине XIX века помещичьи хозяйства переживали кризисные времена, хотя при этом втягивались в товарно-денежные отношения. Производство хлеба на продажу сулило помещикам серьезные доходы. Землевладельцы развивали барщину. Однако при этом производительность труда падала. Ведь в товарно-денежные отношения втягивался и крестьянин, который все больше тяготился работой на барина (что и отражено в пословицах типа «Барский двор хуже петли»). Помещики постоянно жаловались на «лень» крестьян на барщинной работе.

Почему же помещики не стремились заменить крепостной труд вольнонаемным, более производительным? Во-первых, рынок вольного труда был крайне узким, во-вторых, он требовал значительных капиталовложений. Выгоднее было использовать бесплатный труд крепостных, хотя и непроизводительный.

Поэтому основная масса землевладельцев пыталась найти выход внутри самой крепостной системы. Некоторые помещики устанавливали определенные нормы дневной выработки на барщине, кто-то вводил практику оплаты части барщинных работ. Широко была распространена практика перевода крестьян на месячину. При этом варианте крепостной полностью лишался своего надела, все время был занят на барщине. Помещик же каждый месяц выдавал крестьянину некий объем продовольствия и одежды.
Особого успеха эти меры не имели.

«Богатое и разоренное имение»

И все же некоторые наиболее дальновидные помещики пытались рационализировать свое хозяйство. Так, Дмитрий Маркович Полторацкий, купив в конце XVIII века имение Авчурино в Калужской губернии, превратил его в образцовое высокодоходное хозяйство. Он приглашал из Германии и Англии агрономов, использовал передовые методы агротехники (многопольный севооборот), дорогие сельхозмашины, новые сорта семян и улучшенные породы скота.


Успехи Полторацкого были известны по всей стране, в Авчурино ездили изучать его методы другие помещики, представители императорской фамилии. После смерти хозяина имение переживало разорение. Накануне отмены крепостного права в хозяйстве отмечали черты упадка. Писатель М. А. Осоргин писал, что это было «богатое и разоренное имение». Также источники отмечают, что различные корнеплодные растения, выращивавшиеся в Авчурине, сбыта не имели, целые посевы пропадали из-за «нерадения при уборке». Судя по всему, источником средств, необходимых для поддержания Авчурина, были другие имения Полторацкого, которые велись по традиционной методике, а также дополнительные производства, дававшие средства, например конный завод.

В долгах как в шелках

Что касается оброчных помещичьих имений, то они также переживали упадок. Еще в конце XVIII века в нечерноземных губерниях широко распространились крестьянские промыслы, которые способствовали росту оброка и доходности оброчных имений. Рост фабричного производства, наблюдавшийся в России с 30-х годов XIX века, наносил удар по крестьянским промыслам. Это приводило к падению платежеспособности крестьян и доходов помещиков. Крестьян отпускали на заработки в город, где они устраивались рабочими на первых русских заводах и фабриках. Однако оброк с этих доходов был значительно ниже, чем раньше. Ярким показателем упадка помещичьего хозяйства в это время является рост задолженности помещиков. При этом бóльшая их часть тратила доходы непроизводительно.

Немного статистики
В 1833 году помещики заложили примерно 4,5 млн душ, в 1859-м - 7,1 млн. Общая сумма помещичьего долга к 1859 году составила 425,5 млн руб.

Потрясение основ

Как видим, и до 1861 года русское дворянство испытывало проблемы. Отмена крепостного права и другие реформы Александра II стали переломным моментом в их жизни.

Сама крестьянская реформа 1861 года оценивается в исторической науке неоднозначно. В чьих интересах была проведена эта реформа - крестьян или помещиков? Сами крестьяне сразу наделялись гражданскими правами, получали личную свободу и землю, которая ими выкупалась. При этом ряд положений реформы безусловно учитывал интересы дворянства: отрезки части крестьянских земель в пользу помещика; формула вычисления выкупа земли крестьянами не по рыночной стоимости, а по размерам дореформенного оброка; длительный период выкупа земли, в течение которого крестьяне были обязаны нести прежние повинности в пользу барина. И все же потеря крестьянского труда стала для русских дворян-помещиков психологическим потрясением и серьезным экономическим ударом.

К этим глобальным изменениям дворянство оказалось не готово, в новую систему вписывалось плохо. Конечно, были помещичьи хозяйства, сравнительно быстро наладившие крупное товарное производство с применением свободного наемного труда батраков. Эти хозяйства преобладали в западных и южных губерниях России (в Прибалтике, на Правобережной Украине, на Северном Кавказе, в Новороссии), а также в большей части Нижнего Поволжья. Эти районы охватывали девятнадцать губерний.

Однако бóльшая часть помещиков после реформы вела хозяйство переходного типа, широкое распространение получила так называемая отработочная система. Отработки - это труд крестьянина на арендованной им помещичьей земле со своим инвентарем. Как и при крепостном праве, крестьянин обрабатывал поле помещика - но это был уже свободный крестьянин, имевший договорные отношения с бывшим хозяином. Вступали в силу рыночные условия спроса и предложения. И все же, пользуясь своим фактически монопольным положением земельного собственника, помещик мог диктовать крестьянину любые условия. Поэтому отработочная система приобретала кабальный характер.

Сокрушение привилегий

Как уже отмечалось, крестьянская реформа 1861 года лишила помещиков-дворян возможности использовать крестьянский труд. Другие реформы Александра II сокрушили привилегированное положение дворян в иных сферах жизни.

После полицейской реформы 1862 года дворяне были лишены права монопольного формирования уездной полиции. После земской реформы 1864 года дворяне уже не могли контролировать органы местного самоуправления. Издание Судебных уставов в 1864 году убрало дворянские суды, теперь они судились в общесословных судах. С 1874 года, когда была проведена военная реформа, дворяне наряду с другими сословиями должны были отбывать всеобщую воинскую повинность.

Особо отметим потерю дворянами привилегий в уплате налогов. Как мы помним, со времен Екатерины II дворянство было освобождено от выплаты податей. Теперь же ситуация изменилась самым решительным образом. С 1863 года дворяне наряду с собственниками иных сословий платили налог с городской недвижимости, с 1875 года стали выплачивать поземельный налог с имений. Кроме того, дворяне участвовали в земских сборах.

Таким образом, к концу XIX - началу XX века русские дворяне потеряли все свои сословные привилегии. Престижность дворянского звания была утрачена.

При Александре III и Николае II были приняты указы, объявлявшие личным дворянином любого человека, получившего высшее образование и бывшего государственным служащим или работавшего в земствах и городских думах пять-шесть лет. Уже в правление Александра II дворяне насмешливо именовались «почетным классом», «памятником старины».

Немного статистики
Историки отмечают уменьшение числа дворян-помещиков после реформы. В 1861 году в 50 губерниях их насчитывалось около 128,5 тыс., в 1877-м - 117,6, в 1895-м - 120,7, в 1905-м - 107,5 тыс. (без членов семей). Доля поместного дворянства среди потомственных дворян неуклонно снижалась: в 1858 году она составляла 80–85%, в 1877-м - 56%, в 1895-м - 40%, в 1905-м - 30,5%. В общей численности сословия она упала с 63% в 1858 году до 29% в 1897-м и примерно до 22% в 1905-м.

Новая классификация и закат дворянства

После отмены крепостного права изменились и критерии классификации дворянства: если раньше исходили из количества крепостных, то теперь во внимание принимали размеры имения. К мелкопоместному дворянству относились те, у кого было около 100 га земли, к среднепоместному - 500 га, крупнопоместному - более 500 га.

На протяжении второй половины XIX века численность мелкопоместных дворян росла, среднепоместных и крупнопоместных - сокращалась. Шло разорение дворянства. Созванное в начале XX века Особое совещание по делам дворянского сословия с тревогой констатировало: «...сотни семей безграмотных, превратившихся в простых хлебопашцев дворян. <...> Экономически многие из них беднее крестьян, но тем не менее и земства, и администрация отказывают им в помощи, обращая их к дворянским сословным органам. Дворянские общества помочь им не могут».

Разорившиеся дворяне-помещики покидали деревню, пытались найти службу в государственных органах, частных компаниях, кто-то деградировал в социальном плане, становясь чуть ли не прислугой.

Выжили предприимчивые

Особого внимания заслуживают те представители дворянства, которые более или менее смогли адаптироваться к новым экономическим условиям. Отдельные землевладельцы (наиболее крупные) сдавали часть земли в аренду. Так поступили князья Барятинские, сдавшие около 7 тыс. десятин земли в аренду местным купцам Бобровского уезда Воронежской губернии по цене от 2 до 3,5 рубля за десятину (а те, в свою очередь, пересдавали землю крестьянам уже по цене от 6 до 10 рублей за десятину).

В ряде имений практиковались прогрессивные формы обработки земли. Доход также извлекался из промышленных предприятий, принадлежащих дворянам.

Немного статистики
В 1870 году среди недвижимого имущества дворянства Воронежской губернии стоимостью более 15 тыс. рублей насчитывалось 28 винокуренных заводов, 56 водяных мельниц, 7 - паровых, 1 - конная, 12 маслобоен, 2 свекольно-сахарных завода, 10 - кирпичных. Винокуренные заводы некоторых дворян оценивались в огромную сумму. Например, завод А. М. Раевской - в 240 тыс. рублей, завод графа И. А. Апраксина - в 105 тыс. рублей.

Вот один из примеров предприимчивости дворян. Н. В. Волков-Муромцев в 1891 году приобрел имение Хмелита в Смоленской губернии и превратил его в образцово-прогрессивное хозяйство. Основной статьей дохода был лен. Сад на одиннадцати десятинах давал разнообразные плоды и ягоды. Было создано элитное стадо из племенного скота. В Хмелите действовали сыроварня, маслобойня, кирпичный завод, лесопилка, продукция которой шла на экспорт в Англию. Сын Волкова, В. Н. Волков, в 1911 году создал совместный с крестьянами кооператив по обработке земли. Характерно, что все эти примеры касаются именно крупнопоместного дворянства.

«Жить усредненно-обывательски - бессмыслица и безвкусица...»

Что касается русской аристократии, которая являлась верхушкой крупнопо-местного дворянства, то здесь самым ярким примером может служить деятельность князей Юсуповых. Накануне крестьянской реформы 1861 года они имели порядка 30 тыс. крепостных. После отмены крепостного права Юсуповы по-прежнему считались одной из богатейших семей России. Одна только недвижимость оценивалась примерно в 22 млн рублей.

Юсуповы были не чужды новых способов извлечения дохода. Так, часть своих средств, более 3 млн рублей, они вкладывали в акции российских и иностранных компаний. К 1914 году ежегодный доход составлял порядка 700–800 тыс. рублей.

Правда, назвать бюджет семьи Юсуповых бездефицитным нельзя: регулярно расходы превышали доходы. Например, в 1914 году сумма долгов Юсуповых по заложенной сельской и городской недвижимости составляла более 5 млн рублей, а ежегодный платеж по процентам приближался к 250 тыс. рублей.

Однако даже русская аристократия, успешно пережившая 1861 год, не смогла в полной мере стать предпринимательской элитой. Основной доход они по-прежнему получали за счет имений. На втором месте шла прибыль от фабрик и за-водов, на третьем - от доходных домов, на четвертом - от операций с ценными бумагами.

В планах князя Феликса Феликсовича Юсупова были масштабные культурно-просветительские, социальные проекты. В 1908–1910 годах Ф. Юсупов намеревался так распорядиться своей недвижимостью: «Хотел я превратить Архангельское в художественный центр, выстроив в окрестностях усадьбы жилища в едином стиле для художников, музыкантов, артистов, писателей. Была б у них там своя академия искусств, консерватория, театр. Сам дворец я превратил бы в музей, отведя несколько залов для выставок... Думал я не только об Архангельском. В Москве и Петербурге мы имели дома, в которых не жили. Я мог бы сделать из них больницы, клиники, приюты для стариков. А в петербургском на Мойке и московском... - создал бы музей с лучшими вещами из наших коллекций. В крымском и кавказском имениях открыл бы санатории. Одну-две комнаты от всех домов и усадеб оставил бы самому себе. Продажа вещей и драгоценностей, не имеющих большого художественного и исторического интереса, плюс банковские счета составили бы капитал, на который осуществил бы я все задуманное».

Однако идеи князя Феликса не встретили понимания среди ближайших родственников: «Планами я поделился с матушкой... она не одобрила. Будущее мое виделось матушке иначе. Я был последним в роду Юсуповых и потому, говорила она, должен жениться. Я отвечал, что не склонен к семейной жизни и что, если обзаведусь детьми, не смогу пустить состояние на проекты свои. Добавил, что, закипи революционные страсти, жить, как в екатерининские времена, мы не сможем. А жить усредненно-обывательски в нашей-то обстановке - бессмыслица и безвкусица...»

Европейское общество в Раннее Новое время

Проверка ДЗ: монополия, биржа, банки, мануфактура (рассеянная и централизованная), отличие от ремесленных мастерских.

В конце 15-начале 16 века сохранилось деление европейского общества на три сословия: первое – духовенство, второе- -дворянство, третье- -все остальные слои населения. Это деление четко определяла место каждого сословия в жизни государств: духовенство служит королям молитвами, дворянство – шпагой, третье сословие – имуществом.

Но уже после активной предпринимательской деятельности в Европе появляются новые прослойки общества, которые все более внедряются в городскую жизнь.

На уроке мы попытаемся разобрать социальную структуру общества:

    Буржуазия

    Крестьянство

    Дворянство

    Наемные работники

Буржуазия

Уже в средние века происходит деление населения на горожан и крестьян, а права буржуазии были своего рода привилегией. Изначально, в эпоху феодализма, буржуазией называли жителей городов, которые по численности уступали сельскому населению.

Слово буржуа имеет французское происхождение и означает в переводе укрепленный город. Далее понятие буржуазия приблизилось по значению к термину третье сословие, но данный термин имел более узкий смысл и обозначал лишь часть пОдатного населения – верхушку горожан, которая была представлена на Генеральных штатах.

В ходе разложения феодализма во Франции буржуазия являлась наиболее обеспеченной и социально активной частью третьего сословия.

По мере развития промышленности и торговли буржуа постепенно сосредотачивала в своих руках огромные богатства. К буржуазии относились предприниматели – капиталисты, которые принимали активное участие в торговле, промышленности и в банковском деле.

Буржуазия в 17 веке:

    Купцы (занимались мировой торговлей, вспомним голландский город Антверпен, который поглотил торговлю других городов)

    Крупные банкиры

    Откупщики (как поступали откупщики? Во-первых, они брали на откуп(система сбора с населения налогов) сбор налогов или пошлин, затем отдавали в казну часть денег. В руках откупщиков часто накапливались огромные богатства, так как собранные ими налоги и сбор с населения в 2-3 раза превышали средства, вносимые в казну.)

    Богатые ремесленники

Буржуазия (запишем основные)

Крестьянство

Теперь давайте узнаем, как изменилось положение крестьян в Новое время? В период Нового времени основную массу населения в Европе по – прежнему составляли жители деревень, которые занимались сельским хозяйством, но к этому времени их положение тоже меняется.

В Европе со времен расцвета капиталистических отношений крестьяне стали лично свободны, когда как в период феодализма они были лично зависимы.

Многие сеньоры разрешали крестьянам выкупать личную свободу, тем не менее, землей они не распоряжались, а пользовались, т.е. выплачивали сеньору денежную ренту. Откуда крестьяне брали средства, чтобы пользоваться землей? Основной источник дохода – продажа сельскохозяйственных продуктов.(мясо, рыба, шерсть, дрова и т.д.). Но так как в деревнях спрос на данные товары был не велик, крестьянам приходилось поставлять их в город – все это требовало в свою очередь больших затрат: средства на транспорт.

В это время появляются зажиточные крестьяне, которые преследовали цели расширить земли, они могли разорять своих соседей, скупали их наделы и брали на работу батраков. Батраки - наемный работник в сельском хозяйстве, чаще всего батракам за работу платили небольшое количество денег или давали еду. Таких крестьян называли фермерами. Следовательно, в деревне существовало имущественное расслоение, т.е. одни были бедные, другие – богатые.

Если фермеры использовали наемный труд и использовали качественную технику(двухколесные плуги, сеялки, молотилки), то большинство крестьян производили работу достаточно примитивными орудиями труда(соха, серп), т.к. усовершенствованные орудия были сделаны из железа, крестьяне не могли себе этого позволить из-за дороговизны данного металла.

Свойство характера крестьянина: медлительность в принятии решений, боязнь нововведений, упорство в поиске средств к существованию, умение приспосабливаться к обстоятельствам.

крестьянство

Новое дворянство

Капиталистические отношения затронули дворянство. Например, с конца 15 в Англии начался процесс огораживания. То есть мелкое и среднее дворянство относилось к сельскому хозяйству по – новому. Они превращали пахотные земли в пастбища, нанимали батраков.

Огораживания – насильственная ликвидация общинных земель и обычаев.

Данные дворяне поставляли на рынки сельскохозяйственную продукцию и в исторической науке получили название новые дворяне или джентри. Новое дворянство искало источники богатства, что в свою очередь изменило их стиль жизни. Они занимались торговлей с купцами, сотрудничали с городскими предпринимателями. Однако помимо нового дворянства, оставалось и старое, которое не признавало кардинальных перемен, естественно они старались сохранись свои привилегии(земледельцы – аристократы).

Наряду с новым дворянством, во Франции существовало родовое дворянство, имеющее привилегии такие как:

    Получение дохода от поместий

    Походы от службы при дворе

    От службы в армии

Для истории имели также значение так называемые воздушные феодалы – т.е. это обедневшие дворяне, которые не служили при дворе. Были и неродовые дворяне, которые покупали себе дворянский титул

Давайте запишем схему, чтобы запомнить

Дворянство

Наемные работники

Пройдя предыдущую тему, как вы думаете, кто такие наемные работники? Это бедные люди. Как вы думаете, почему наемные рабочие превращались в нищих и бродяг?(болезни, потеря работы, уменьшение зп, смерть мужчины) .Как я уже сказала, чаще всего им выдавали небольшую зп. Например, в Париже женщинам, мужчинам и детям, которые работали на мануфактурах, выдавали зп по – разному, т.е. мужчины получали в 2 раза больше чем женщины, и соответственно женщины получали больше чем дети. Большое внимание уделялось беднякам и бродягам: о них заботились, старались им всячески помочь. Иная ситуация складывалась с чужими бедняками, которым приходить в крупные города, их старались изгонять. Чужим беднякам запрещалось просить милостыню, если его поймают, то это имело свои последствия, доходило даже до смертной казни.

Наемные работники

Люмпены – лица, лишенные средства к существованию(городские бедняки)

Существовали кровавые законы, которые касались бедняков. По закону:

    Запрет на сбор милостыни на городских улицах

    Повешение бродяг, занимающихся попрошайничеством

    Насильственное превращение пойманного бродяги в работника

Для чего же были приняты жесткие законы в разных странах?

Для того, чтобы бродяги стали бесплатной рабочей силой для предпринимателей, дворянства. В 16 веке многие городские советы вводят положения о принудительном труде для работоспособных бродяг(мужчины до 60 лет). Например, в Кельне выловленных бродяг отправляли работать грузчиками на Рейн, или заставляли разносить воду по домам.

Вывод: зарождающееся капиталистическое хозяйство изменило состав европейского общества, также изменило положение и занятия различных слоев населения

Растет и богатеет буржуазия, втягивается в предпринимательскую деятельность дворянство, освобождается от зависимости крестьянство, растет число наемных рабочих.

Откуда произошло дворянское сословие на Руси?

Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений. В системе европейских представлений верхушка русского дворянства того времени - некий аналог виконтства.
[править] История
В XIII веке дворяне составляют низшую прослойку знати.
Дворянство в России возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина.

Свод законов Российской империи определял дворянство как сословие, принадлежность к которому «есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в заслугу, приобретали потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены, или монархами сим достоинством пожалованы».

С XIV века дворяне стали получать за службу землю: появился класс (помещиков). Позже им была разрешена покупка земли.

Возвышение дворянства
Возвышение дворянства связано с царствованием Ивана Грозного. Вдохновляемый идеями дворянина Пересветова, царь взял курс на построение централизованной монархии (самодержавия) с опорой на дворянство, что подразумевало борьбу со старой (боярской) аристократией.

В феврале 1549 года в Кремлевском дворце состоялся первый Земский Собор. На нём выступил с речью Иван IV. Он публично обвинил бояр в злоупотреблениях властью и призвал всех к совместной деятельности по укреплению единства Российского государства.
В 1649 году дворяне получили право на вечное владение и бессрочный сыск беглых крестьян.
В 1722 году императором Петром Первым введена Табель о рангах - закон о порядке государственной службы, основанный на западноевропейских образцах.
Согласно Табели, пожалование старых (боярских) аристократических титулов прекращалось, хотя они формально и не отменялись. Это стало концом боярства. Cлово «боярин» осталось только в народной речи как обозначение аристократа вообще и выродилось до «барин».
Дворянство как таковое не было основанием для занятия чина: последний определялся только личной выслугой. «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, - писал Петр, - пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут».
Это вызвало негодование как остатков боярства, так и нового дворянства. Этому, в частности, посвящена Вторая сатира Кантемира «На зависть и гордость дворян злонравных».
Привилегии дворянства закреплены и юридически кодифицированы «Жалованной грамотой дворянству 1785». Главная привилегия: дворянство освобождено от обязательной государственной службы (фактически - от любых обязательств перед государством и монархом).

Русское дворянствоПолучение «дворянской вольности» было апогеем могущества русского дворянства. Дальше началась «золотая осень»: превращение высшего дворянства в «праздный класс» (ценой постепенного отстранения от политической жизни) и медленное разорение низшего дворянства. Строго говоря, "низшее" дворянство особо не разорялось просто потому, что зачастую нечего было "разорять" - большинство служилых дворян были беспоместными.

Закат дворянства
В начале XIX века (особенно после Отечественной войны) часть дворянства прониклась конституционалистскими и даже республиканскими настроениями. Многие дворяне вступали в масонские ложи или тайные антиправительственные организации. Движение декабристов имело черты дворянской фронды.
После крестьянской реформы 1861 экономические позиции дворянства ослабли. По мере развития капитализма в России дворянство теряло позиции в обществе.
После Октябрьской революции 1917 все сословия в РСФСР юридически ликвидированы.

Классификация
В период расцвета дворянство подразделялось на:

Древнее дворянство - потомки древних княжеских и боярских родов.
Титулованное дворянство - князья, графы, бароны.
Потомственное дворянство - дворянство, передававшееся законным нас

Подлинная власть – это не столько власть над телом человека, сколько, прежде всего, вкрадчиво-абсолютная власть над его мыслью. Целое тысячелетие историю Европы и образ мысли европейца определяли католическая церковь и феодалы-дворяне. Но вот на историческую сцену сначала робко, а затем напористо вышла буржуазия, которая принесла с собой новую религию – протестантизм, – и которая посмела оспорить эту безраздельную власть над умами. Мы должны с вами понять, в чём принципиальная разница между дворянско-католическим типом мышления и буржуазно-протестантским, и почему один из них пришёл на смену другому. Мы увидим, как легко незыблемая власть королей и феодалов превратилась в иллюзию, стала столь же легковесной, как воздушные тончайшие кружева их золотистых камзолов.


Эпоха, о которой пойдёт речь, – это эпоха господства религиозного сознания. Религия включала в себя всё, а не только представления о Боге, как сейчас. Религия была и политической идеологией, и научной картиной мира, и собранием правил бытового поведения, начиная от манеры одеваться и завершая гигиеническими нормами.

Итак, каким же видела человека католическая религия?

Человек мыслился как изначально греховное существо, и смысл его существования – в ежеминутном преодолении в себе порока, в заботе о спасении своей бессмертной души. Кошмар адских мук неотступно преследовал благочестивых святых отцов и набожных дев.

Давайте с вами вспомним, какие человеческие грехи и пороки обрекали средневекового человека на адские мучения?

Самый первый и самый страшный грех – гордыня – она есть источник всех остальных грехов, ибо именно гордыня привела Дьявола к мятежу против Всевышнего. Она заставляет претендовать на нечто большее, чем ты есть; вызывает желание обладать чем-то большим, чем ты имеешь. Стремление человека к социальному успеху, к преуспеванию, желание подняться вверх по социальной лестнице, честолюбие расценивалось как гордыня, как происки Сатаны. Как же можно излечиться от гордыни? Рецепт незатейлив и прост: смирись со своим положением, оставайся тем, кем ты родился, ибо это угодно Богу. Богу угодно, чтобы крестьянин возделывал землю, а дворянин правил этим миром.

Таким образом, социальный статус дворянина, т.е. его положение в обществе и связанные с ним привилегии, – результат благоволения, покровительства, любви Всемогущего Бога. Вместе с кровью, по праву рождения дворянину передавалось это благоволение, а значит и все социальные привилегии и политическая власть. Высокий дворянский социальный статус служил источником денежных средств. Королевская власть платила дворянам деньги, наделяла землями и крестьянами не за какой-то определённый труд, а только за то, что они были дворянами. Дворянин даже не мог себе представить вещь, совершенно очевидную для нас, что труд – это источник денег. Для него источником денег была передаваемая по наследству благородная кровь. Поэтому дворянин был избавлен от труда. Трудились те, кто был предназначен к труду от рождения. Да и в целом католическая религия с большим подозрением относилась к труду. Признавался лишь труд для физического выживания или во благо Господа (то есть для благосостояния церкви). Труд для извлечения дохода называли стяжательством, стремление вкусить мирские радости развращает душу и способствует эгоизму, который есть та же самая гордыня.

Однако вспомните: уже с XVI века в Европе активно развивается мануфактура, торговля и ремесло. Здесь трудится большая и постоянно растущая группа людей, занимающихся торгово-промышленной деятельностью – это буржуа. С точки зрения средневекового дворянско-католического сознания это были представители самых низов общества, они были никем. Более того, вся их жизнь и вся их деятельность – это служение пороку стяжательства, поскольку трудятся они во благо собственного обогащения. Поэтому новому человеку была необходима новая религия, чтобы почувствовать свою сопричастность к замыслу Божества, то есть оправдать в глазах общества сам факт своего существования. Так появляется протестантизм. Самое яркое его течение – кальвинизм, оказавший самое сильное влияние на формирование мироощущения буржуа.

В середине 16 века в тихой милой горной Швейцарии в городе Женеве, где уже тогда было огромное множество ростовщиков, внезапно появился необычайно красноречивый проповедник Жан Кальвин. В истории ему предстояло сыграть огромную роль, потому что он смог уловить надежды буржуа и облечь их в форму новой религии. Но в чём-то эта новая религия была более нетерпима и деспотична, нежели старая. Если бы женевцы знали, что принесёт им его появление, может быть, они сразу же побили его камнями. Здесь, в Женеве, Кальвин разработал новое религиозное учение – кальвинизм – и установил в городе невиданную до тех пор религиозную диктатуру. Специально созданная полиция нравов контролировала всю жизнь женевцев на предмет соблюдения норм учения Кальвина. Начиная от выражения лиц и заканчивая ночной жизнью.

Создавая своё учение, Кальвин исходил из того, что все люди ещё до своего рождения разделены Богом на избранных – предназначенных для рая – и проклятых – обречённых на адские муки. Но знание, кто избран Всевышним, а кто нет, сокрыто от людей. Человек имеет возможность лишь догадываться о своем предназначении. Самое важное здесь: критерием избранности кальвинисты считали высокий социальный статус и благосостояние, добытые упорным трудом. Чем больше человек трудится, тем больше у него богатств, тем выше его социальный статус, а это даёт ему основание заявить, что он избран Всевышним и божественное благоволение у него в кармане. В том же кармане, где и туго набитый кошелёк. Так новая аристократия денежного мешка как бы отнимала божественную благосклонность у старой аристократии крови.

Таким образом, логика мышления буржуа противоположна логике мышления дворянина.

Итак, если средневековый человек стремился подавить порок частного эгоистического интереса, то новый человек наоборот смирился с этим пороком, возвёл его в ранг добродетели, и более того – сделал его мерилом благосклонности Всевышнего. С этого времени порок стяжательства стал самой деятельной в истории силой. Буржуазия, исповедующая кальвинизм, выпустила джина из бутылки, в пороховом погребе вспыхнула искра. Эта искра – частный интерес.

Труд

Теперь наша с вами задача рассмотреть, как сталкивались основные категории дворянского и буржуазного типов сознания, и как эта война мировоззрений влияла на исторические судьбы этих социальных групп, да и всей западной Европы.

Мы уже говорили, что любой труд был несовместим с высоким дворянским достоинством. Их единственной деятельностью были война и благородные развлечения. Но после того как в XVI – XVII веках войны в Европе несколько поутихли, заскучавшему дворянству оставалось лишь заниматься бесконечными развлечениями. Вспомните хотя бы знаменитую четверку мушкетёров. При кардинале Ришелье Атос, Портос, Арамис и д"Артаньян занимаются только тем, что дерутся на дуэлях с гвардейцами кардинала и участвуют в антигосударственных интригах Анны Австрийской. Между делом они участвуют в осаде крепости Ла-Рошель, которая принадлежала гугенотам, – так во Франции называли французских кальвинистов.

А чем они занимались двадцать лет спустя?

Д"Артаньян целыми днями спит на военной службе; Портос весело и добродушно обжирается в своём имении, охотится и провоцирует соседей на дуэли; Атос от скуки заперся в своём замке; Арамис дегустирует лучшие вина в своём аббатстве в компании очаровательных женщин, пробирающихся к нему в келью по веревочной лестнице. Приблизительно тем же самым они занимались и тридцать лет спустя. При этом, обратите внимание, мушкетёры были вполне обеспечены хлебом насущным.

Для буржуа труд – это не просто инструмент для удовлетворения потребностей, но, прежде всего долг, самоцель и призвание, высшая жизненная ценность, освещённая Господом. Такое отношение создаётся именно религиозным воспитанием. Если католический священник в Средние века внушал пастве, что лучший труд – это молитва, то буржуа-кальвинист был убеждён, что лучшая молитва – это труд.

Давайте с вами задумаемся: какую роль в бурно развивающейся промышленности и торговле нового времени играли дворянство и буржуазия? Но учитывайте при этом отношение к труду тех и других. Кто из них был более полезен для развития экономики и почему?

Именно в этом одна из причин столь лёгкого массового истребления дворянства в эпоху революционного террора в Англии и во Франции. Если человек бесполезен для общества и государства, то холодная сталь топора или гильотины легко может опуститься на его тонкую благородную шею.

Деньги

Итак, деньги доставались дворянину без всякого труда, а для буржуа деньги – это достойное воздаяние за упорный труд, а количество денег - мерило добродетельного образа жизни. Перед вами лежат две репродукции с изображением дам из буржуазной и дворянской среды. В предметы, которые их окружают, в одежду, вложены деньги. Посмотрите, как по-разному используются эти деньги.

Демонстративная расточительность с одной стороны. И практичный аскетизм – с другой. Изящно-небрежный беспорядок и идеальная чистота. А всё почему? Потому, что дворяне не знали цены деньгам, которую знали буржуа; а цена эта – кропотливый труд. Единственное достойное применение деньгам в глазах буржуа – вложение денег в новое доходное предприятие для извлечения новых денег.

Теперь давайте задумаемся о реальных социальных и экономических последствиях такого отношения к деньгам буржуазии и дворян. В чьих руках скапливались капиталы?

Богатства уплывали из рук дворянства, которое превратилось в грандиозную насосную станцию по перекачке денег из государственной казны. Но куда, в чей карман? В карман производителей предметов роскоши. А кем были эти производители? А сами буржуа, которые неуклонно богатели и, расширяя свою промышленность, развивали экономику Европы. Деньги в их руках стали производительным капиталом, и этот капитал становится главной движущей силой исторического развития.

Социальный статус

Теперь обратимся к положению в общественной иерархии дворян и буржуа, к их социальному статусу. Как известно, герцог из «Женитьбы Фигаро» получил от этой жизни всё только за то, что дал себе труд родиться. Буржуа добивались для себя места под солнцем, используя свои богатства. Бенжамин Франклин говорил: «Стань обеспеченным человеком – и независимость будет твоим щитом и твоей защитой, твоим шлемом и короной».

Как вы думайте, чей статус в исторических условиях нового времени был прочнее: дворянский или буржуазный, основанный на крови или основанный на деньгах?

Основанный на деньгах. Дворянский статус постепенно выхолащивался и превращался в иллюзию. Действительно, что это за социальный статус, если он основан на шёлковых чулках, тоненьких легко ломающихся шпагах, на пудре для париков и галантных словооборотах? Очень скоро роскошные замки и живописные дворянские гербы вместе с чудными дворянскими дочками в массовом порядке начнут скупаться буржуазией.

Божественное покровительство

В нашей схеме остался лишь один компонент – божественное покровительство. Друзья, мы говорили, что сознание того времени – религиозное сознание. И конкретная политика облекалась в религиозную форму. Для людей того времени благоволение Господа было ни чем иным как претензией на политическую власть, ибо власть, в соответствии со взглядами того времени, исходила, прежде всего, от Всевышнего, и лишь затем – от народа. Но дворяне считали, что это божественное покровительство у них никто не в состоянии отнять. Именно поэтому они беззаботно и, что самое страшное, безответственно относились к своим обязанностям по отношению к народу и государству. Именно поэтому основатель буржуазной монархии Наполеон с гневом и презрением бросал феодальным монархам Европы: «Это вы можете проиграть сражение. От этого вы не потеряете свой титул, доставшийся вам по наследству. Я не имею права на поражение, ибо вместе с ним потеряю всё, что достиг. Ведь моё величие должно ежедневно подтверждаться новыми и новыми заслугами перед Родиной». Но, тем не менее, история наказала всех этих первых дворян Европы за их безответственность, и они теряли политическую власть. В то время как власть перетекала в руки тех, кто готов был её заслужить.

Философ сказал: «Вещи, дошедшие до своего предела, превращаются в свою противоположность». Первые становятся последними, а последние – первыми. Величие изысканного благородства обернулось иллюзией, дорогостоящей декорацией беззаботно-разлагающейся реальности. А то, что с высоты этого фасада казалось ничтожеством и мелочностью лавочников оказалось силой, создавшей современную цивилизацию.

Друзья, мы сегодня также пользуемся понятиями: труд, деньги, социальный статус. Но, как и тогда, существуют два варианта отношения к этим понятиям. Нельзя быть слугой двух господ, нельзя одновременно соглашаться и с тем, и с другим утверждением. Один из этих вариантов должен быть для вас реальностью – действующим в нашем мире; а другой – иллюзией, пустыми словами. Сделайте свой выбор…


Умные люди учатся на чужих ошибках, в данном случае – исторических. Дворяне считали реальностью то, что на самом деле было иллюзией и было быстро и легко разрушено. Всё дело в том, что первая колонка схемы 2 отражает мировоззрение, которое один раз уже потерпело поражение в истории. Но иллюзии коварны, они рядятся в одежды реальности. Понять, что есть реальность, – это значит понять, на чьей стороне сила и будущее. Блеск и великолепие иллюзий не должны очаровывать нас, подобно тому, как взгляд удава очаровывает кролика. То, что казалось реальным и незыблемым – первая колонка схемы 2 – вновь может оказаться иллюзорным.

Сергей Лямин, учитель истории, учитель года Тамбовской области-2001, начальник отдела мониторинга научных конкурсов Управления методологического обеспечения основной деятельности Тамбовского государственного уни верситета