Потопление корабля. Самые известные затонувшие корабли. Призрачный флот, Соединенные Штаты Америки


Как сделать из преуспевающих крестьян дармовую рабочую силу? Для этого требуется вместо индивидуального хозяйства организовать коллективное, закрепить работников на нем пожизненно и назначить уголовную ответственность за невыполнение плана.

Крестьяне в период НЭПа нередко преуспевали и в ведении хозяйства, и в сбыте продукции. Представители этой прослойки общества продавать хлеб по заниженной цене, предлагаемой государством, не собирались - стремились получить достойную оплату своего труда.


В 1927 году в советские города не поступило необходимое количество продовольствия, так как государство и крестьяне не смогли договориться о цене, и это привело к многочисленным голодным стачкам. Коллективизация стала эффективной мерой, которая позволила поставить на место нелояльное к советским ценностям крестьянство, а кроме того беспрепятственно распоряжаться продовольствием, минуя этап согласования условий сделки.

Почему крестьяне были недовольны

Коллективизация вовсе не была добровольной, этот процесс сопровождался масштабными репрессиями. Но и после его окончания крестьяне не получили каких-либо преимуществ работы в колхозах.


Екатеринбургский историк И. Мотревич называет немало факторов в организации колхозной деятельности, которые способствовали деградации деревни. И плохо, и хорошо работающие колхозники получали одинаково мало. В отдельные периоды крестьяне трудились и вовсе без оплаты, лишь за право пользоваться приусадебным участком. Поэтому мотивации работать добросовестно у людей не было. Руководство решило эту проблему, установив минимальное количество трудодней в год.


Колхозная продукция, а также денежные средства от ее реализации распределялись так: сначала выполнялся план по госпоставкам и возвращались семенные ссуды, оплачивалась натурой работа моторно-тракторной стации, заготавливалось зерно для посева и для корма животных на год вперед. Затем формировался фонд помощи для престарелых, нетрудоспособных, семей красноармейцев, сирот, часть продукции выделялась для продажи на колхозном рынке. И только потом оставшееся распределяли на трудодни.

По данным И. Мотревича, в период 30-50-х годов крестьяне за счет натуральных выплат колхозом могли удовлетворить свои потребности только частично - на 50 % по зерну, и лишь на 1-2 % по мясу, молоку, овощам. Ведение индивидуального хозяйства было вопросом выживания.

И. Мотревич пишет, что в колхозах Урала доля продукции, которая предназначалась работникам, составляла 15 % в довоенный период, а во время ВОВ это значение сократилось до 11 %. Нередко случалось и так, что положенное вознаграждение колхозники не получали в полной мере.


Во время гитлеровской агрессии колхозы фактически превратились в государственные предприятия с абсолютной зависимостью от районного руководства. Отличие было лишь одно - отсутствие государственного финансирования. Важные решения принимались партийными работниками, зачастую не имеющими должной квалификации и дальновидности, но страстно желающими выслужиться перед партийным руководством. А ответственность за невыполнение плана несли крестьяне.

Гарантированный минимум оплаты труда для колхозника начал вводиться лишь в 1959 году, спустя 30 лет после начала коллективизации.

Как крестьян удерживали в деревне



Одним из следствий коллективизации стало бегство крестьян из деревень в города, особенно крупные, где требовались рабочие руки на индустриальных предприятиях. Но в 1932 году отток людей из села решили остановить. Сотрудников на фабриках и заводов стало достаточно, а продовольствия ощутимо не хватало. Тогда начали выдавать документы, удостоверяющие личность, но не всем, а лишь жителям крупных городов - прежде всего Москвы, Ленинграда, Харькова.

Отсутствие паспорта было безоговорочным основанием для выселения человека из города. Такие чистки регулировали миграцию населения, а также позволяли поддерживать низкий уровень преступности, но что самое важное - уменьшали количество едоков.


Список населенных пунктов, подлежащих паспортизации, расширялся. К 1937 году в нем числились не только города, но и рабочие поселки, моторно-тракторные станции, райцентры, все деревни в пределах 100 километров от Москвы и Ленинграда. Но сельские жители других территорий паспорт не получили вплоть до 1974 года. Исключением были крестьяне азиатских и кавказских республик, а также недавно присоединенной Прибалтики.

Для крестьян это означало то, что покинуть колхоз и сменить место жительства невозможно. Попытки нарушения паспортного режима пресекались тюремным заключением. Затем крестьянин возвращался к своим обязанностям, которые пожизненно за ним закреплялись.

Какие существовали способы покинуть деревню и изменить свою судьбу

Сменить работу в колхозе можно было лишь на еще более тяжелый труд - это строительство в северных регионах, лесозаготовки, разработка торфа. Такая возможность выпадала, когда в колхоз приходила разнарядка на рабочую силу, после чего желающие получали разрешительные документы для отъезда, срок их действия ограничивался одним годом. Но некоторым удавалось перезаключать договор с предприятием заново и даже перейти в число постоянных сотрудников.


Служба в армии давала возможность сельским парням уклониться от работы в колхозе с последующим трудоустройством в городе. Также детей спасали от принудительной записи в ряды колхозников, отправляя их учиться в фабрично-заводские заведения. Важно, чтобы учеба началась до наступления 16 лет, в противном случае была высокая вероятность, что после учебы подростка могли вернуть в родное село и лишить всяких перспектив на другую судьбу.


Положение крестьянства не изменилось и после смерти Сталина, в 1967 году предложение председателя Совмина СССР Д. Полянского о выдаче паспортов сельским жителям было отвергнуто. Советское руководство справедливо опасалось, что, если дать крестьянам право выбора, то дешевое продовольствие получать впредь не удастся. Только во время правления Брежнева более 60 миллионов советских граждан, проживающих в селах, смогли получить паспорт. Однако существующий порядок принятия их на работу вне колхоза сохранялся - без специальных справок это было невозможно.

Огромный интерес вызывают сегодня и фотографии, оказывающие .

Когда в советских селах и деревнях к 30-м годам была проведена коллективизация и уклад жизни хлебопашцев и скотоводов насильственно обобществили, оценкой их труда спецпостановлением Совнаркома государство сделало трудодень. Эта единая мера учета труда и распределения доходов колхозников просуществовала до середины 60-х годов. В идеале трудодень должен был стать долей дохода колхоза, которая распределялась в зависимости от степени трудового участия того или иного работника.

Система трудодней, за всю историю своего существования многократно реформировавшаяся, тем не менее, оставалась довольно запутанной схемой материального поощрения колхозников. Она чаще всего не зависела от эффективности производства, но вместе с тем позволяла дифференцированно распределять доход от выращенного урожая (или сданной на убой скотины) – соразмерно вкладу определенного работника. За невыработку нормы трудодней в СССР была предусмотрена уголовная ответственность – проштрафившийся приговаривался к исправработам в своем же колхозе с удержанием четверти трудодней.

Вознаграждение за труд представляло собой главным образом, натуроплату (в основном, зерном). В военные горды (1941 – 1945) на трудодень выдавалось менее полкило зерна. Зимой 1946 – 1947 годов в СССР в связи с неурожаем случился массовый голод.

Колхозники с самого начала действия подобной системы оплаты массово протестовали – резали скот, уходили из деревень в города. В 1932 году в СССР ввели особый паспортный режим, в результате которого жители сел и деревень фактически получили статус крепостных, которым без разрешения «барина» (председателя колхоза или сельсовета) запрещалось покидать населенный пункт. Для детей крестьян в подобном случае после окончания школы чаще всего была одна дорога – идти работать в колхоз. В фильмах о колхозной жизни, являющихся классикой советского кинематографа, часто встречаются сцены, в которых председатель решает, отпускать выпускников сельской школы учиться дальше в город или нет. Парни, отслужившие в армии, зная, какая судьба их ждет дома в деревне, любыми способами стремились закрепиться в городах.

Если крепостной крестьянин в России до революции имел возможность получить доход со своего земельного надела и продать излишки, то советский колхозник лишался и этого – на приусадебное хозяйство в деревне или на селе государство накладывало непомерные налоги, селянин вынужден был платить едва ли не за каждую яблоню в саду.

Пенсии старикам в советских колхозах либо не платили вовсе, либо они были мизерными.

Когда-то давно эти величественные бригантины и галеоны покоряли моря, но сейчас они лежат на дне и могут лишь мечтать о бескрайних горизонтах, опасных штормах, оживленных гаванях и прекрасных островах. Они наверняка могли бы рассказать немало интересного. Познакомьтесь с некоторыми наиболее загадочными. Рискнули бы вы посетить такой корабль?

Сказочный плавучий остров, Австралия

У этого корабля волнующая история: в сороковые годы на нем передвигались американские солдаты. В семидесятые судно было отправлено на кладбище кораблей, расположенное неподалеку от Сиднея. В 2000-м, когда приближались Олимпийские игры, корабль был превращен в милый лесистый островок, достойный внимания туристов.

Шведский флагманский корабль шестнадцатого века

В глубинах Балтийского моря, совсем неподалеку от острава Оланд, лежит крупнейший корабль под названием «Марс». Мало какие затонувшие корабли способны с ним сравниться: на судне было более сотни пушек! Судно затонуло тридцать первого марта 1564 года, когда на него напали три вражеских корабля. Специалисты начали активные поиски только после шестидесятых годов двадцатого века.

Рыбацкая лодка, острова Чатем в Новой Зеландии

Острова крошечного архипелага Чатем населены всего шестью сотнями людей. Жизнь здесь практически не изменилась с восемнадцатого века, когда эти края были обнаружены. Здесь ведут размеренную жизнь, а рыболовство — основной промысел. Это призрачное судно выглядит так, будто все еще способно рассекать волны и служить рыбакам.

Затонувшая яхта, Антарктика

Это пугающее призрачное судно приплыло из Бразилии и затонуло в заливе Ардли. Команда корабля планировала снять здесь документальное кино, но сильный ветер и бушующее море вынудили их покинуть судно. С того самого момента яхта так и находится под водой.

Загадочное судно-призрак, Соединенные Штаты Америки

Эта яхта была сконструирована для патрулирования прибрежных вод в Атлантическом океане. Она была построена и спущена на воду в 1902 году в Вилмингтоне, за восемьдесят лет своего существования она несколько раз сменила владельца.
В 1984 году корабль был обнаружен заброшенным на реке Огайо. По сей день непонятно, как судно там оказалось.

Затонувшая баржа, Британская Колумбия

Эта деревянная баржа села на мель в 1929 году и по-прежнему остается там как памятник собственной трагической судьбе.

Корабль-госпиталь, Австралия

Во время Первой мировой океанский лайнер служил как военный госпиталь. В 1935 году судно было направлено в Японию, но внезапно оно пропало. Корабль обнаружили лишь через несколько дней.
Как выяснилось, страшный шторм выбросил корабль на берег безлюдного острова неподалеку от Австралии. Команде пришлось три дня жить в палатках в ожидании спасателей. Люди были эвакуированы, а корабль так и оставили разрушаться в одиночестве.

Старый корабль на острове Англси в Уэльсе

Этот рыбацкий корабль прекрасно вписывается в минималистический британский пейзаж. Кажется, что судно было здесь всегда, среди завывающих ветров побережья.

Призрачный флот, Соединенные Штаты Америки

Дюжины лодок отправляют на известное кладбище кораблей в заливе Маллоу каждый год. Вместе они выглядят как призрачный флот, который отправляется куда-то вниз, медленно исчезая под водой.

Летучий голландец в Гитейо, Греция

Этот корабль мечтает об океане, но последний моряк давно покинул борт. Судно стояло в порту в Гитейо, когда ветер внезапно переменился и корабль унесло в открытое море штормом. Моряки пытались контролировать движение, но якорь не помог. В результате судно какое-то время двигалось в водах уже без команды, но теперь оно остановилось на мели.

Остров разрушенных кораблей на Бермудах

Бермудский треугольник и так отличается достаточно мистической репутацией. Расположенное здесь кладбище кораблей только усиливает атмосферу меланхолии.

Заброшенный корабль в озере Онтарио, Канада

Этот романтический обледеневший корабль превратился в местную достопримечательность.

Корабль «Американская звезда» возле Канарских островов

Во время Второй мировой этот корабль использовался для транспортировки ресурсов и солдат. После этого его использовали для круизов, судно имело огромную популярность у публики. В восьмидесятых корабль хотели превратить то в плавучую тюрьму, то в отель. Из-за сильного шторма судно попало на отмель и его забросили неподалеку от Канарских островов.

Буксирное судно, Кюрасао

Попавшее на коралловый риф буксирное судно стало одной из главных достопримечательностей на Кюрасао. Под водой корабль нашел вторую жизнь: теперь это место обитания бесчисленных рыб, покрытое красивейшими кораллами. Это место очень любят дайверы.

Павший гигант «Титаник»

Это известнейший затонувший корабль.
Его называли непотопляемым, грандиозным и роскошным, пока судно не столкнулось с айсбергом и не пошло ко дну, забрав с собой тысячи пассажиров.

Пассажирское судно у острова Андрос, Греция

Этот пассажирский корабль выглядит как зловещий призрак. Он находится на мели с 1954 года.

Кораблекрушение у мыса Пойнт Рейес в Калифорнии

Возле мыса находится заброшенное рыбацкое судно, которое остается на месте уже несколько десятилетий.

Грузовой корабль и рыбацкий траулер в Красном море

Большой грузовой корабль потонул в Красном море, застряв на рифах. В результате появилось одно из лучших мест для дайвинга. Неподалеку от него располагается заброшенная рыбацкая лодка.

Экология

Обломки кораблей, покоящихся на дне морском, привлекают многих историков, ученых или просто любопытных туристов, потому что хранят реальные истории, а также дают возможность заглянуть в прошлое и увидеть то, что долгие годы оставалось нетронутым с момента потопления. Жизнь на этих кораблях давно остановилась, но вещи могут рассказать о многом – о катастрофах, страданиях и смерти, позволяя нам ясно представить то, что случилось. Узнайте о самых знаменитых потерпевших кораблекрушение судах.


1) Титаник


Самый известный потонувший корабль – несчастный Титаник , о котором снято множество фильмов и телепередач и историю которого знают все от мала до велика. Это кораблекрушение не дает покоя исследователям во всем мире вот уже 100 лет. Названный "непотопляемым", Титаник не смог противостоять силам природы и 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и ушел на дно, захватив с собой 1517 мужчин, женщин и детей. Обломки корабля были обнаружены только в 1985 году после долгих поисков и сегодня находятся под охраной ЮНЕСКО.

2) Андреа Дориа


Красивый лайнер под названием Андреа Дориа был пущен на воду в 1951 году. Это был элитный корабль, где все его 1241 пассажир размещались в отличных условиях. Катастрофа имела место 25 июля 1956 года, когда Андреа Дориа плыл сквозь густой туман. Так как видимость была очень плохой, членам команды не удалось издалека заметить, что перед ними. В результате лайнер столкнулся со шведским грузовым судном Стокгольм . Оба корабля были сильно повреждены, однако в отличие от Андреа Дориа , который стал тут же тонуть, Стокгольм остался на плаву. Так как корабль тонул сравнительно медленно (11 часов), всех пассажиров удалось спасти, за исключением тех, кто погиб при столкновении.

3) Рона


Обломки этого старинного корабля находятся в Карибском море в районе Британских Виргинских островов. Его потопил ураган еще в 1867 году, причем корабль разломился пополам. Рона сегодня является развлекательным участком, привлекающим множество любопытных туристов, к нему регулярно погружаются дайверы.

4) Генерал Слокум


Колёсный пароход Генерал Слокум пострадал от огня в 1904 году в Нью-Йорке, унеся жизни около тысячи людей в результате пожара, который по одной из версий начался из-за непотушенной сигареты. Жертвы катастрофы, среди которых были в основном женщины и дети, которые не умели плавать, направлялись в тот день на церковное мероприятие. Дальнейшая судьба судна – неизвестна, считается, что позже то, что от него осталось, было превращено в баржу, которая потонула через несколько лет, другие говорили, что корабль был взорван динамитом.

5) Мэри Роуз


История корабля Мэри Роуз началась ни много ни мало, а 500 лет назад, когда его построили как "самый чистый цветок из всех кораблей, которые когда-либо плавали" , по словам короля Генриха VIII. Через год, а точнее в 1545 году, когда корабль пережил уже 3 войны, был увеличен и улучшен, он должен был встретиться лицом к лицу с французской армией у острова Уайт. Однако корабль, перегруженный артиллерией, стал тонуть, когда из-за порыва ветра его наклонило в одну сторону, а его нижняя палуба оказалась затопленной. Корабль опустился на дно на глубину всего около 12 метров, причем первое время его было прекрасно видно с поверхности воды. По некоторым оценкам в результате катастрофы погибло около 700 человек. Примерное расположение корабля было известно, но только в 1970-м году удалось точно определить, где он. В 1982 году из воды были подняты обломки судна, которые сегодня в восстановленном виде можно увидеть в музее Портсмута, Великобритания.

6) Лузитания


Получивший красивое прозвище "морская борзая" , морской лайнер Лузитания ушел на дно в 1915 году в результате одной из самых страшных катастроф, имевших место на море. 7 мая корабль был атакован торпедой немецкой субмарины. Корабль затонул с небывалой скоростью – менее чем за полчаса, унеся жизни 1198 человек, включая женщин и детей. Обломки судна обнаружили в 1935 году, и с тех пор было проведено множество исследований, чтобы понять, откуда у корабля взялась вторая дыра и почему он так быстро затонул.

7) Бисмарк


Бисмарк был потрясающим военным судном, который даже враги описывали, как "шедевр военного кораблестроения" . Однако жизнь этого корабля оказалась весьма короткой, потому как он затонул через 3 месяца после спуска на воду. В мае 1941 года Бисмарк был атакован британскими военными силами. Вместе с кораблем утонуло около 2 тысяч человек. В 1989 году было определено местоположение корабля на глубине 4700 метров. Нацистская свастика до сих пор красуется на палубе корабля. Через 70 лет после гибели корабль все еще направляет свои пушки на давно ушедшего врага.

8) Эдмунд Фицжеральд


В 1975 году корабль Эдмунд Фицжеральд плыл по озеру Верхнему, направляясь к острову Цуг недалеко от Детроида, США. Мощное грузовое судно славилось своими внушительными размерами и большим весом. Однако размеры и вес не имели никакого значения, когда кораблю понадобилось продолжить путешествие против воли самой природы. После того, как он попытался выдержать сильный шторм и справиться с 10-метровыми волнами, он, в конечном счете, проиграл войну и потонул. Не имея возможности даже позвать на помощь, все члены экипажа – 27 человек – отправились вслед за кораблем и были обнаружены на дне озера.

9) Победа


Корабль Победа таинственным образом исчез во время шторма 1744 года и считался утерянным, пока американская компания по поиску затонувших судов Odyssey Marine Exploration не нашла его. На борту гордости британского флота, Победы , находились около тысячи человек, среди которых были 100 гардемарин, детей из аристократических семей Англии, которые оказались на борту судна впервые. Очевидно, на корабле везли золото и серебро, его исчезновение было покрыто мраком, пока в 2008 году судно не было обнаружено. Со дна подняли всего 2 пушки и 2 блока, большая часть сокровищ корабля все еще ждет своего часа.

10) Республика


Республика - колесный пароход, который был участником Гражданской войны в США и потонул в 1865 году. Он вез золотые и серебряные монеты. Корабль затонул из-за сильнейшего урагана, силе которого не смог противостоять. К счастью, пассажирам корабля удалось спастись, но обломки судна считались потерянными около 140 лет. В 2003 году упомянутая выше компания Odyssey Marine Exploration отыскала корабль на глубине 518 метров. На самом деле корабль действительно вез сокровища – 51 тысячу американских золотых и серебряных монет общей стоимостью 180 миллионов долларов, а также большое количество бесценных артефактов, которые были обнаружены вместе с обломками.

Далеко не каждый корабль после крушения оказывается на морском дне. Некоторые из них застревают на мели.

World Discoverer
Судно было построено в 1974 году. Построили его для круизов в полярных широтах. Изначально корпус корабля делался таким образом, чтобы судно легко могло справляться с полярными льдами. 30.04.2000 г. судно попало на риф, который не был обозначен на карте, и получило повреждения «несовместимые с жизнью».
Капитан корабля, чтобы предотвратить гибель людей и не дать судну затонуть, решил посадить его на мель. WorldDiscoverer в дальнейшем был разграблен авантюристами. В данный момент судно – популярнейшее место для почитателей морского романтизма.





Mediterranean Sky
Корабль построен на верфях Ньюкасла в 1952 г. Использовался он в качестве круизного лайнера. Последний круиз MediterraneanSky состоялся летом 1996 г. В дальнейшем компанию, которой принадлежал корабль, постиг финансовый крах, и судно было арестовано.

В 1999 г. Судно перевели к берегам Греции. Через три года оно начало медленно набирать воду, и по этой причине было отбуксировано на мелководье. В 2003 г. MediterraneanSky опрокинулось на один бок и остается в таком положении по сей день.





Captayannis
Греческий корабль, использовавшийся для перевозки сахарного песка. В 1974 г. Судно попало в шторм и столкнулось с танкером, который повредил его корпус. В результате чего образовалась брешь и корабль начал набирать воду.
Капитан направил Captayannis на мель, где судно застряло. На следующий день корабль опрокинулся. В этом положении он находится и сейчас. Местные жители именуют его «сахарным судном» и показывают туристам, у которых он пользуется популярностью.

В результате танкер не пострадал. Судебные тяжбы продолжались достаточно долго, а «сахарный» корабль тем временем превратился в дом для морских обитателей и птиц.



America
Корабль построен в США 31.08.1939 г. При его спуске на воду присутствовала жена тогдашнего президента Элеонора Рузвельт. В первое плавание судно отправилось летом 1940 г. Однако уже через год его реквизировали ВМС США и переоборудовали под военные цели. Участвовал во Второй мировой войне (1941-1946) под названием «Уэст Пойнт»
После окончания военных действий America выполняла межконтинентальные пассажирские рейсы. После чего корабль продали грекам, те в 1993 году перепродали его в Тайланд. Во время буксировки судна до места назначения случился шторм, в результате которого оборвался трос, и America была выброшена на мелководье около Канарских островов. Через пару лет кормовая часть лайнера отломилась и затонула.



La Famille xpress
Корабль-призрак польского производства был построен в 1952 г. был продан в СССР и служил в ВМФ России до 1999 года. У нас в стране он именовался «Форт Шевченко», далее судно продали, после чего оно получило свое теперешнее имя.

LaFamilleExpress потерпел кораблекрушении по неизвестным причинам. Доподлинно известно лишь то, что судно попало на мелководье в 2004 г. Виной тому злополучный ураган «Френсис». Случилось это в Карибском море около острова Кайкос. Попытки вытащить корабль не были предприняты. Теперь судно служит местной достопримечательностью для любопытных туристов.



Olympia
Это коммерческий грузовой корабль. Когда судно совершало рейс из Кипра в Грецию, на него совершили нападение пираты и благополучно его захватили. Это случилось в 1979 году, корсары посадили судно на мель в заливе острова Аморгос. Власти пытались его оттуда вытащить, но попытки не увенчались успехом. Сейчас корабль является местной достопримечательностью.





HMAS Protector
Корабль «HMAS Protector» – приобретение правительства Южной Австралии еще в 1884 году для защиты береговой линии от возможных атак. Корабль прошел Первую мировую войну и почти прошел Вторую. По иронии судьбы, судно погибло от столкновения с буксиром в июле 1943 года на пути к Новой Гвинее. Ржавеющие останки корабля до сих пор можно наблюдать на том же месте.



Пароход «Барон Гауч»
Данный корабль перевозил мирных беженцев в первую мировую войну. Погиб он из-за халатности экипажа. Наблюдающий отлучился со своего поста, и судно нарвалось на мину. Оно затонуло практически моментально, похоронив вместе с собой несколько сотен пассажиров. Случилось это около берегов теперешней Хорватии.



Судно «Semiramis» (остров Андрос, Греция) Это пассажирское судно, которое теперь выглядит как мрачный корабль-призрак, село на мель у греческих берегов в 1954 году.