Проблемы социальной гигиены и истории медицины журнал. Проблема социальной гигиены. Задачами социальной гигиены являются

В процессе становления социальных институтов в РФ большое внимание уделялось регулированию страховой деятельности. Это связано с высоким уровнем социальной значимости данного вида работ. Наступления страхового случая может нанести вред всему народному хозяйству. Государственное регулирование страховой деятельности происходит путем представления отчетности, проверки соответствия информации фактическим результатам и нормативному регулированию.

Надзор

Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью делятся на предварительный, текущий и последующий. В первом случае речь идет о проверке соответствия компаний требованиям, при которых выдается лицензия, регистрация страховщиков. заключается в проверке соблюдения норм законодательства участниками рынка: анализ отчетности, отзыв лицензий, исключение брокеров из реестра и т. д. Детальнее они будут рассмотрены далее.

Государственно правовое регулирование страховой деятельности осуществляется Законом РФ «Об организации страхового дела» и Минфином. Оно распространяется на профессиональных участников рынка, их посредников и выгодоприорбретателей.

Цели, функции, задачи

Цели государственного регулирования страховой деятельности:

  • обеспечение стабильного функционирования рынка;
  • соблюдения субъектами нормативных актов;
  • обеспечение выполнения обязательств участниками сделки;
  • защита внутреннего рынка от зарубежных компаний;
  • перечисление в государство налогов и сборов.

Направления государственного регулирования страховой деятельности:

  • принятие законов и нормативных актов, контроль за их соблюдением государственными органами;
  • регулирование платежеспособности страховщиков и обеспечение выполнения ими взятых обязательств;
  • контроль за уплатой налогов субъектами рынка;
  • наложение санкций на участников рынка.

Органы надзора выполняют такие функции:

  • выдают лицензию на ведение деятельности;
  • вносят записи в Госреестр страховщиков и брокеров;
  • осуществляют контроль за формированием тарифов;
  • устанавливают правила размещения резервов, показателей учета операций;
  • разрабатывают нормативные и методические документы;
  • разрабатывают и предоставляют предложений по развитию законодательной базы.

Права органов госнадзора

  • Получать от страховщиков, отчетность о деятельности, от их клиентов и банков - информацию о финансовом положении.
  • Осуществлять проверки на соответствие предоставленной информации и реального финансового положения.
  • В случае выявления нарушений компаниями законодательных требований давать предписания по устранению проблем. Если они не выполняются, то приостанавливать действие лицензий до полного устранения нарушений.
  • Обращаться в суд с иском о ликвидации страховщика и компаний, осуществляющих деятельность без лицензий.

Финансовое регулирование

В мировой практике по данному направлению проводится регулярный аудит страховых компаний. В РФ этот вопрос находится еще на этапе рассмотрения.

Государственное регулирование деятельности по вопросам их платежеспособности и финансовой устойчивости заключается в расчете тарифов по некоторым услугам, формировании резервов, оценке инвестиционных проектов. Страховщики ежегодно проводить оценку принятых обязательств. Ее результаты отражаются в отдельном заключении, которое и передается в госорган.

Отсутствие налаженной системы аудита негативно отражается на всей отрасли. Методики формирования резервов быстро устаревают, но редко пересматриваются. Шаги по внедрению аудита построены только на законодательном уровне, но программа и механизмы на практике не определены.

Страховые союзы

На российском рынке действуют государственные и региональные объединения страховщиков. Формируются они по видам деятельности: медицинское, автострахование и т. д. Такие союзы являются ресурсом саморегулирования рынка. Их основная задача связана с подготовкой предложений к законодательным актам, формированием фондов защиты, разработкой правил и программ, методическим обеспечением деятельности, подготовкой кадров и т. д.

Слабое развитие получил Союз защиты потребителей РФ. Его основная задача заключается в выявлении недобросовестных компаний, защите интересов потребителей, разработке правил, программ страхования и т. д.

Деятельность союзов с обоих сторон должна осуществляться в сотрудничестве. Учет интересов страховщиков и их клиентов является важной предпосылкой для развития рынка.

Мировая практика

Договоры страхования - это сложные документы с юридической точки зрения. Человеку без специального образования сложно разобраться во всех формулировках. В западных странах государственное регулирование страховой деятельности по сделкам с физическими лицами гораздо жестче, чем по договорам с юридическими лицами. Последние могут привлечь квалифицированных юристов, чтобы определить соответствие условий документа нормативным актам.

В регионах РФ государственное регулирование страховой деятельности осуществляет местные органы надзора. В пределах своих возможностей им помогает налоговая служба, Центробанк и антимонопольный кабинет. В большинстве стран Европы используется единая для система надзора. В Канаде некоторые аспекты регулируются федеральными органами, а основные полномочия переданы местным властям в провинции. Глобальное государственное регулирование страховой деятельности в США отсутствует. В каждом штате действуют свои правила.

Системы

Государственное регулирование страховой деятельности при использовании публичной системы заключается в том, что компании должны отчеты о результатах деятельности публиковать в открытых изданиях и предоставлять органам надзора. Потребители услуг могут по этой информации составить представление об организации и принять решение о целесообразности заключения договора.

Это либеральная система. Человек без специального образования не сможет разобраться в финансовых отчетах. Интересы лиц, которые заключили договора до того, как у страховщика возникли проблемы, никак не застрахованы. Госконтроль за исполнением сделок не осуществляется.

Нормативная система регулирования состоит в том, что государство дополнительно устанавливает одинаковые требования для всех организаций, занимающихся страховой деятельностью. Они могут быть связаны с финансовым обеспечением (соответствие размеров капитала принятым обязательствам), формами собственности страховщиков, сроков предоставления отчетности и т. д. В случае невыполнения этих требований на компании накладываются санкции. Эта схема уже давно и успешно действует в Великобритании, а с недавних пор появилась в странах ЕС.

Особенности государственного регулирования страховой деятельности по системе материального надзора заключается в том, что страховщики публикуют отчеты о результатах своей деятельности, а надзирающие органы контролируют выполнение условиями договоров, размеры ставок, порядок формирования резервов. В теории при такой схеме деятельности соблюдаются интересы всех сторон сделки, и отсутствует ценовой демпинг. Таким способом осуществляется государственное регулирование страховой деятельности в РФ.

Материальная система шире нормативной по количеству охваченных объектов. Ее основной принцип заключается в том, что все действия должны быть предварительно согласованы с органами госвласти. С одной стороны, такая система сильно ограничивает деятельность страховщиков. Компании, которые разрабатывают новый продукт, должны его одобрить в органах надзора. Потеря времени отразится в недополученной прибыли. С другой стороны, интересы потребителей услуг защищены.

Регистрация страховщика

В РФ лицензию на осуществление страховой деятельности выдает Минфин. Чтобы ее получить, нужно сформировать и уплатить уставной капитал в зависимости от выбранного вида деятельности:

  • минимум 25 тыс. МРОТ — все услуги, кроме страхования жизни;
  • минимум 35 тыс. МРОТ — все виды страхования;
  • более 49 тыс. МРОТ — только страхование жизни.

В указанных пределах средства должны быть перечислены в денежной форме. Сверх этих величин принимаются вклады в виде имущества, прав пользования, результатов интеллектуальной деятельности и т. п.

Дополнительно нужно предоставить в Минфин такие документы:

  • заявление;
  • учредительные документы (устав, протокол собрания, выписку из госреестра).
  • платежку о перечислении средств в счет уставного капитала;
  • деятельности;
  • правила страхования, образцы форм договоров;
  • расчет тарифов с подробной расшифровкой используемой методики;
  • данные о руководителе и его заместителях.

В качестве экономического обоснования принимается:

  • годовой бизнес-план;
  • план по перестрахованию на тот случай, если максимальная ответственность по риску составляет более 10% собственных средств;
  • алгоритм формирования резервов и план по их размещению;
  • баланс, отчет о финансовых результатах.

Решение о выдаче лицензии орган надзора принимает в течение 60 дней после получения документов. Основанием для отказа может стать не соответствие документов законодательным требованиям. Об этом госорган информирует юридическое лицо в письменной форме.

Стадии

Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации осуществляется в три этапа: предварительный, текущий и последующий. Рассмотрим каждый из них детальнее.

Предварительный контроль

Сначала идет отбор среди компаний, которые хотят получить лицензию. Не каждая организаций может осуществлять страховую деятельность.

Допуск на рынок может осуществляться двумя способами. В первом случае компания просто регистрируется в реестре страховщиков, после чего она может начинать вести деятельность. Такой явочный допуск присущ системе публичности.

Если используется концессионный способ, то органы надзора должны выдать лицензию на осуществление деятельности. Нужно предоставить документы, подтверждающие возможность выполнения финансовых требований. Именно эта схема используется в большинстве стран мира.

Текущий надзор

Органы государственной власти анализируют представляемую бухгалтерскую, В случае возникновения необходимости запрашивают дополнительные данные. Также в их компетенцию входит рассмотрение заявлений с предложениями, жалобами, осуществление проверок. То есть государственное регулирование страховой деятельности страховой организации сводится к тому, чтобы своевременно оценивать финансовые возможности компании по принятым рискам, проверить правила формирования резервов, соответствие наличия средств установленным нормативам.

Последующий контроль

На этой стадии принимаются решения в отношении страховщиков, результаты деятельности которых не соответствуют никаким требованиям (санация, ликвидация). Государственное регулирование страховой деятельности в РФ на данном этапе заключается в минимизация убытков клиентов недобросовестных компаний. Органы надзора могут накладывать ограничения на заключение новых договоров, изменять тарифные ставки, корректировать деятельность по другим аспектам. Осуществляется это в виде предписаний, то есть письменных распоряжений, обязывающих страховщика устранить нарушения в указанный срок.

Основаниями для наложения ограничений является:

  • осуществление деятельности по направлениям, не предусмотренным лицензией;
  • осуществление запрещенных законодательством видов деятельности;
  • нарушение порядка формирования резервов;
  • необоснованное снижение тарифов;
  • несоблюдение установленного размера соотношения активов и обязательств;
  • представление отчетности, других затребованных документов с нарушением сроков или порядка;
  • несоответствие предоставленной информации фактическим данным;
  • нарушение сроков уведомления о внесении изменений в устав, правила предоставления услуг, структуру ставок;
  • передача лицензии другой организации;
  • выдача полиса без приложения правил;
  • заключение договоров на более расширенных условиях, нежели тех, что прописаны в правилах.

В случае невыполнения предписания орган надзора может ограничить действие лицензии. Это может выражаться как в запрете на заключение новых договоров, так и в продлении действия старых по определенным видам деятельности или на указанной территории.

Введение

В настоящее время Россия находится в процессе реформирования и создания социальных институтов. В этой связи в центре особого внимания находится построение системы государственного регулирования страховой сферы. На протяжении последних пяти лет государством принимаются последовательные шаги по введению жесткого контроля за деятельностью страховых компаний.

Содержание и степень государственного регулирования страховой деятельности находится в прямой зависимости от уровня развития экономической системы. В условиях развитого страхового рынка государственное регулирование ограничено. В ситуации со слаборазвитой рыночной инфраструктурой государственное регулирование субъектов страховых отношений достаточно жестко регламентировано.

Государство, формируя законодательную и нормативную базы, определяет правила и нормы функционирования субъектов страхового дела. Контроль и надзор за исполнением ими страхового законодательства осуществляется соответствующими государственными органами.

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой систему общественных отношений, складывающихся в процессе формирования и реализации соответствующих норм, правил хозяйственной деятельности.

Государственное регулирование - это определенный механизм, представленный системой методов, форм и экономических инструментов регулирования, применяемых в целях обеспечения эффективного функционирования субъектов страхового дела.

Государственное регулирование позволяет формировать адекватную институциональную базу страховой отрасли, определяющую ее организационную структуру.

Государственное регулирование страховой деятельности

Целью государственного регулирования страховой деятельности в Российской Федерации является содействие развитию рынка страховых услуг, создание благоприятных условий для деятельности страховых организаций, защита прав и интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства.

Важнейшие задачи государства по созданию эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан, предприятий и организаций определены в Основных направлениях развития национальной системы страхования Российской Федерации в 1998-2000 гг., утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998г. № 1139. Выполнение поставленных в этом документе задач обеспечивается за счет бюджетных средств, выделяемых по программам обязательного государственного страхования, целевых резервов, а также путем разработки и принятия ряда системообразующих законодательных актов, в частности, о страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Принципиальное значение для сохранения национального страхового рынка имеет проводимая государством политика разумного протекционизма в области страхования. Она включает два направления:

  • 1) ограничение деятельности иностранных страховщиков на территории страны;
  • 2) ограничение участия иностранного капитала в деятельности российских страховых организаций.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела...» и п. 3.1 Условий лицензирования страховой деятельностью на территории нашей страны могут заниматься только российские страховые организации.

Кроме того, ранее в п. 5 постановления Верховного Совета РФ «О введении в действие Закона Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992 г. № 4016-1 доля иностранных инвесторов в капитале национальных страховых компаний была ограничена 49%.

24 июня 1994 г. на острове Корфу Российской Федерацией со странами ЕС было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, согласно которому указанное ограничение должно прекратить свое действие через 5 лет (ст. 29 и п. 1 части В Приложения 7).

В связи с тем, что молодой российский рынок страхования еще не может противостоять массированной экспансии иностранных страховщиков, 20 ноября 1999 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 204-ФЗ. Закон, отменив ограничение на долю иностранцев в уставном капитале отдельных компаний, ввел некоторые новые ограничения на деятельность таких страховщиков.

Этим Законом, в частности, предусмотрено, что российские страховые компании, в капитале которых доля иностранных физических и юридических лиц более 49%, не могут на территории России осуществлять страхование жизни, все виды обязательного страхования, а также страхование государственной собственности и иных государственных имущественных интересов.

Законом введена суммарная квота участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале отечественных страховых организаций -- не более 15%. Приобретение акций и долей в капитале российских страховщиков иностранцы могут производить только с разрешения федерального органа страхового надзора. При этом установлено, что руководителями и главными бухгалтерами компаний с участием иностранных инвестиций могут быть исключительно граждане Российской Федерации.

Страховая компания, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору, вправе осуществлять на территории России страховую деятельность, если иностранный инвестор сам является страховой организацией и не менее двух лет участвует в деятельности российских страховщиков.

Для страховых компаний с участием иностранного капитала установлены повышенные минимальные размеры уставного капитала: 250 тыс. МРОТ -- для страховщиков и 300 тыс. МРОТ -- для перестраховщиков.

Важнейшей составной частью системы государственного регулирования страхования является надзор за страховой деятельностью. Его цели: а) обеспечение соблюдения требований законодательства РФ о страховании, б) защита прав и охраняемых законом интересов участников страховых отношений и иных заинтересованных лиц и государства, в) контроль за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховых организаций.

С августа 1996 г. функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью возложены на Минфин РФ, в структуре которого имеется специальный Департамент страхового надзора.

К основным функциям страхового надзора относятся следующие:

  • -- лицензирование страховой деятельности;
  • -- ведение реестров страховых организаций и страховых брокеров;
  • -- контроль за деятельностью страховщиков по вопросам обоснованности страховых тарифов, платежеспособности и соблюдения страхового законодательства;
  • -- утверждение правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых организаций и отчетности о страховой деятельности;
  • -- принятие нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;
  • -- обобщение практики страховой деятельности.

В рамках выполнения этих функций органы страхового надзора вправе получать от страховых организаций необходимую отчетность (один раз в год), иную информацию об их финансовом положении. Они также могут в необходимых случаях потребовать документы, относящиеся к страхованию, от других предприятий и организаций, а также граждан.

Эффективной формой контроля являются проверки деятельности страховых организаций с точки зрения соблюдения ими страхового законодательства и достоверности предоставляемой отчетности.

Федеральный орган страхового надзора уполномочен давать страховым организациям предписания об устранении нарушений законодательства о страховании, а в случаях, когда эти предписания не выполняются, приостанавливать, ограничивать или отзывать лицензии.

Закон РФ «Об организации страхового дела...» предоставляет федеральному органу страхового надзора право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховой организации в случае неоднократного нарушения ею требований законодательства РФ, а также о ликвидации юридических лиц, осуществляющих страхование без лицензии.

В целях усиления надзора за страховой деятельностью во всех регионах страны по решению Правительства РФ были созданы территориальные органы страхового надзора. Инспекции имеют практически все права и обязанности федерального органа страхового надзора, за исключением функций по выдаче лицензий, направлению предписаний, приостановлению, ограничению и отзыву лицензий, а также по обращениям в суды.

Заключение

В настоящее время в Российской Федерации сформирована национальная модель регулирования страховой деятельности, правовую основу которой составляет национальное страховое законодательство, регулирующее статус и деятельность субъектов страховых отношений.

Модель государственного регулирования страховой деятельности представляет собой схему взаимодействия и соотношения субъектов страховых отношений, функции которых и отношения между которыми структурируются определенными правилами и нормами.

Сфера деятельности субъектов регулирования различна. Законодательные органы определяют статус участников страховых отношений и правовые рамки их функционирования. Значительно в большей степени проявляется регулирующая деятельность исполнительных органов. Три уровня исполнительной власти - федеральный, региональный и муниципальный - оказывают непосредственное влияние на содержание страховых отношений, на функционирование субъектов этих отношений, реализацию механизма государственного регулирования. Судебная же ветвь власти обеспечивает неукоснительное соблюдение хозяйствующими субъектами установленных норм и правил, констатирует правомочность деятельности и дееспособность субъектов страхования.

Основными исполнительными органами, осуществляющими непосредственное регулирование страховой деятельности, являются Правительство РФ, в том числе министерства и ведомства, в полномочия которых входят контроль и надзор за деятельностью субъектов страховых отношений. К ним относятся Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная налоговая служба РФ и органы надзора. Деятельность регулирующих государственных структур основана на соответствующих законодательных нормах, определяющих их полномочия и ответственность.

Сфера регулируемых отношений включает все формы взаимодействия участников страховой деятельности как в рамках страхового рынка, так и за его пределами. К группе участников отношений, имеющих непосредственное отношение к страховым операциям, относятся страхователи, страховые организации, страховые посредники, в части иных взаимоотношений со страховыми организациями - финансовые посредники, а также с точки зрения регулирующего воздействия со стороны государства - представители исполнительной власти - органы страхового надзора.

Учитывая организационную структуру модели регулирования страховой деятельности, можно определить государственное регулирование страховой деятельности как систему взаимодействия субъектов и объектов регулирования, включая механизм этого взаимодействия.

регулирование страховой надзор исполнительный

Список литературы

  • 1. Гражданский кодекс РФ ч. II.
  • 2. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ».
  • 3. Гвозденко А.А. Основы страхования: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2010. 304 с.
  • 4. Юргенс И. О проблеме регулирования страхования в РФ. «Страховое дело», №9, 2011.
  • 5. http://medinsurer.ru/ «Институциональное развитие страхового рынка.

На государство возлагается организация страхового дела, целью которой является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

В целом организаторская деятельность государства должна быть направлена на обеспечение надежной и финансово устойчивой системы страхования, на повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, а также на развитие сотрудничества с международным страховым рынком.

Государственное регулирование страховой деятельности включает:

прямое участие государства в становлении страховой системы;

законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка;

совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью.

Прямое участие государства в становлении страховой системы предполагает, в

частности: обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования; повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования; предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Реализация подобных мер возложена в первую очередь на Федеральную службу страхового надзора, находящуюся в ведении Министерства финансов РФ, действующего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Федеральная служба страхового надзора наделена следующими полномочиями.

Осуществляет контроль и надзор:

за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, включая проведение проверок их деятельности на местах;

достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;

обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в

части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;

составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;

выдачей страховщиками банковских гарантий;

соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции службы.

Принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектами страхового дела.

Проводит аттестацию страховых актуариев.

Ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела.

Выдает предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства.

обращается в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страхового дела.

Важнейшим проявлением государственного регулирования страховой деятельности является ее лицензирование, осуществляемое на основании и в соответствии с Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также подзаконными актами.

Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования не требует получения лицензии.

Выдаваемая на осуществление страховой деятельности лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение названной деятельности на территории страны при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не предусмотрено при ее выдаче. Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного страхования, а также перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности.

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками страховых отношений, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Страховой надзор включает в себя:

лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев, ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела и др.

С целью реализации названных ранее полномочий Федеральная служба страхового надзора имеет, в частности, право:

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции службы;

организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы;

осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов службы.

На систему страхования распространяется требование обязательного аудита страховых организаций, которое установлено Федеральным законом от 7 августа 2001 г, «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Лицензии на осуществление страхового аудита выдаются Министерством финансов РФ.

Еще по теме 3. Государственное регулирование страховой деятельности.:

  1. § 2. Государственное регулирование страховой деятельности
  2. § 46. Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью
  3. § 2. Виды страхования. Государственное регулирование страховой деятельности
  4. Глава 19. Правовое регулирование организации страхового дела § 1. Общая характеристика страхования основ организации страхового дела

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств и проводится по нескольким направлениям:

I. Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов необходимо для:

  • - предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведения обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств;
  • - определения основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций (в том числе и иностранных), в страховании экспортных кредитов;
  • - предоставления дополнительных гарантий тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом;
  • - создания целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

II. Законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка.

На определенном этапе общественного развития во многих странах мира существовала государственная монополия на страхование. В нашей стране государственная монополия на страховое дело была впервые объявлена декретом правительства в 1918 году и на протяжении всей истории СССР (до 1988г.) страховой рынок состоял из двух продавцов - Госстраха и Ингосстраха СССР и строго оговоренного законодательством круга страхователей. При страховой монополии не требовалось принятия общего закона о страховании в стране. Для регулирования страховых отношений между страховщиком и теми или иными категориями страхователей обходились частным страховым законодательством.

Условия развития страхового рынка, когда стали создаваться страховые коммерческие организации и акционерные общества на основании закона «О кооперации в СССР», потребовали рационального государственного регулирования страховой деятельностью. На основе рыночных отношений стало складываться новое страховое законодательство. Государственные страховые организации постепенно переводились на коммерческую основу, процесс реорганизации Госстраха СССР происходил до 1992г. Новую правовую основу страхования заложил Закон «О страховании» от 27 ноября 1992г.

С 1989г. государственные страховые организации перешли на принцип хозяйственного расчета, в 1991г. получили статус юридического лица, став относительно самостоятельными в своей деятельности, им также предоставлено право инвестиционной деятельности за счет использования временно свободных средств резервных фондов. С 1 января 1994г. страховые организации были переведены на налогообложение с прибыли предприятий и организаций Указом Президента РФ от 22 декабря 1993г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», в соответствии с которым было принято Постановление Правительства от 16 мая 1994г. № 491 «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщикам».

Страховую деятельность на территории РФ также стали осуществлять иностранные компании, фирмы и другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и действующие в установленном порядке через постоянные представительства.

Даже в период перехода к рыночной системе хозяйствования нельзя полностью отказаться от государственного страхования. Старейшей страховой организацией России, осуществляющей государственное страхование в условиях страхового рынка, является АО «Росгосстрах». Она была основана в 1921г. и зарегистрирована как акционерное общество в 1992г.

Также составной частью российского страхования является обязательное медицинское страхование.

Страховая деятельность как вид хозяйственной деятельности, основывающейся на массиве частноправовых и публично-правовых отношений, регулируется целым комплексом различных нормативно-правовых актов (Законом, приказами и инструкциями федерального органа по надзору за страховой деятельностью, внутрифирменными актами, действующими только в пределах и на территории конкретного юридического лица).

III. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Государственный надзор за страховой деятельностью по содержанию разграничивают на предварительный и текущий.

К предварительному надзору относится проверка соответствия страховых организаций установленным требованиям и выдача лицензий на право осуществления определенных видов страховой деятельности, а также регистрация объединений страховщиков и внесение в реестр страховых брокеров.

К текущему надзору относится проверка соблюдения требований законодательства профессиональными участниками страховой деятельности: обзор и анализ отчетности, приостановление и отзыв лицензий, исключение страховых брокеров из реестра и т.п.

В систему методов государственного надзора за страховой деятельностью входит:

  • 1. Регистрация страховых организаций. Ее должны пройти все страховщики. Она производится на основании подаваемого страховой организацией заявления по установленной форме с приложением заверенной копии документа о государственной регистрации, соответствующей организационно-правовой форме организации; заверенной копии устава и другого учредительного документа в соответствии с организационно-правовой формой организации; справки банка или иного кредитного учреждения о размере оплаченного уставного фонда, наличии страховых резервов (фондов). В ходе регистрации выясняются профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение. Регистрация страховых организаций включает: присвоение регистрационного номера, занесение страховой организации в официально публикуемый реестр, выдача свидетельства о регистрации. Отказ в регистрации страховой организации может последовать по мотивам несоответствия создания организации законодательным актам РФ, неполноты представленных сведений. Отказ в регистрации и задержка в выдаче свидетельства о регистрации могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Не получив официального признания, страховая организация не может функционировать.
  • 2. Лицензирование страховых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, носит обязательный характер. Лицензированию подлежит деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. Лицензии выдаются только юридическим лицам, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.

Лицензия на проведение страховой деятельности - это документ, удостоверяющий право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. В лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования (если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование).

Лицензия выдается для ведения страховой деятельности на территории, указанной страховой организацией, либо на всей территории РФ. Только лицензия на обязательное медицинское страхование выдается для ведения страховой деятельности на территории определенного субъекта РФ.

Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования, не требует получения лицензии.

Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа. Основанием для отказа в выдаче лицензии может служить несоответствие требованиям законодательства прилагаемых к заявлению документов. За выдачу лицензии взимается сбор в размере 50-кратного минимального размера оплаты труда.

В компетенцию Департамента страхового надзора входит:

  • - ограничение действия лицензии - запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договора страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории;
  • - приостановление действия лицензии - запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договора страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия (при этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия);
  • - отзыв лицензии - запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования.

IV. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, на которое Указом Президента РФ от 22 сентября 1998г. №1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» возложены функции упраздненного этим же указом Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее - ГКАП).

Процесс защиты добросовестной конкуренции на страховом рынке, регулируемый государством предполагает следующие формы:

  • - пресечение злоупотребления страховыми организациями своим доминирующим положением;
  • - определение на конкурсной основе тех страховых организаций, которые будут привлекаться к проведению страховых программ с использованием государственных средств;
  • - запрещение действий государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию;
  • - осуществление государственного контроля за концентрацией капитала на рынке страховых услуг;
  • - контроль за созданием объединений страховых организаций, а также соглашениями и согласованными действиями страховых организаций;
  • - пресечение установления необоснованно высоких или низких тарифов на страховые услуги.

Согласие антимонопольного органа для государственной регистрации в органах страхового надзора должны получить те союзы, ассоциации и иные объединения страховщиков, все участники которых зарегистрированы в одном административно-территориальном образовании. Это согласие на регистрацию объединения страховщиков получают в соответствующем территориальном управлении антимонопольного органа России согласно порядку. Порядок устанавливается Положением о порядке рассмотрения ходатайств о даче согласия Министерства РФ по антимонопольной политике и его территориальных управлений на государственную регистрацию объединений страховщиков, утвержденному приказом ГКАП РФ от 29 апреля 1994г. №50 с учетом изменений, внесенных Приказом ГКАП РФ от 29 марта 1995г. №42 .

Согласие на регистрацию объединения страховщиков выдается на основании представленных их учредителями требуемых документов. Если представленные документы свидетельствуют о ведении объединением страховой деятельности, о наличии соглашения или соглашений участников объединения, которое имеет или может иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции на этом рынке, ущемление интересов других страховщиков или страхователей, в том числе раздел рынка страховых услуг по территориальному принципу или по видам страхования, установление (поддержание) единых страховых тарифов по отдельным видам страхования, ограничение доступа на рынок страховых услуг или устранение с него других страховщиков - в таком случае в согласии на регистрацию объединения может быть отказано.

Страхование. Шпаргалки Альбова Татьяна Николаевна

77. Понятие и особенности государственного регулирования страховой деятельности

Страховая деятельность обусловлена определенными социально-экономическими потребностями общества. Страхование создает необходимые условия для проведения предупредительных мероприятий по предотвращению отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы, других чрезвычайных событий и причин на развитие производства в обществе, а также на развитие социальной сферы.

Нормы гражданского права регламентируют основания возникновения различных страховых правоотношений, права и обязанности их субъектов, закрепляют объекты страхования, предусматривают существенные условия договора страхования, его форму, условия освобождения страховщика от обязанности по страховому обязательству и т. д.

Нормы финансового права регулируют источники формирования страхового фонда, его взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы, (с бюджетной системой), порядок использования средств фонда страхования, компетенцию органов государственной власти в области страхования, осуществление государственного регулирования страховой деятельности и иные отношения в сфере страхования, возникающие в процессе создания, распределения и использования фонда страхования.

Важнейшими нормативными актами, регулирующими страхование, являются Гражданский кодекс РФ (ст. 927–970), Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г., Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г.

Важное значение для правового регулирования страхования имеют Указы Президента РФ («Об обязательном личном страховании пассажиров», «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» и др.).

Отношения по страхованию регулируются постановлениями Правительства РФ (Постановление Правительства РФ «О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные соборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел»).

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

26. Необходимость учета государственного денежно-кредитного регулирования в коммерческой деятельности Коммерческие предприятия, осуществляя свою деятельность, не могут не обращать внимания на меры, предпринимаемые государством в целях регулирования денежной массы в

Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

7. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

Из книги Инновационный менеджмент автора

7.8. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности Инновационная и научно-техническая политика ориентируется на цели, которые государство считает приоритетными для каждого конкретного исторического периода. Поэтому закономерно, что смена

Из книги Инвестиции: конспект лекций автора Мальцева Юлия Николаевна

1. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

7.3. Органы государственного регулирования инновационного процесса В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний

Из книги Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России автора Радаев Вадим Валерьевич

Принятие Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» как политический компромисс (декабрь 2009 г.) Итак, в первом чтении федеральный закон о торговле был принят Государственной думой 11 сентября, во втором - 16 декабря, в

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

2. Объекты государственного регулирования экономики Как следует из характеристики предпосылок государственного воздействия на экономику, его объектами должны быть сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

15.3.4. Средства государственного регулирования экономики Государственное регулирование экономики осуществляется посредством комплекса мер. В странах смешанной экономики применяется административное, правовое и экономическое (прямое и косвенное) регулирование.К

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

6. Необходимость государственного регулирования Государственный контроль над ценами выражается в осуществлении наблюдения над установлением уровня рыночных цен. Посредством этого можно определить все проблемы рыночной системы вплоть до обнаружения монополий:

автора Кошелев Антон Николаевич

43. Понятие государственного регулирования экономики В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть решены только

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

44. Механизмы государственного регулирования экономики Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:1) прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой

Из книги Покупка дома и участка автора Шевчук Денис

2.4. Формы государственного регулирования На рынке недвижимости государство выполняет следующие функции:– идеологической и законодательной инициативы (концепции развития отдельных видов рынка и программы их реализации);– инвестора в приоритетные отрасли

автора Барулин С В

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

7.2. Инструментарий государственного налогового регулирования Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы государственного налогового регулирования:· изменение состава и структуры системы налогов,· замена одного способа или формы

автора Смагина И А

16.1. Сущность и методы государственного регулирования Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

16.3. Способы государственного регулирования ценообразования Ценапредставляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф– цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как