Процесс социологического исследования. Социологическое исследование: понятие, виды, этапы. Выдвижение и проверка гипотез

Апелляционная жалоба подается одним из участников арбитражного процесса в случае их несогласия с решением суда 1-ой инстанции. Она подается в вышестоящий суд с целью исправления или полной отмены принятого решения. Именно апелляция является самой распространенной формой опротестования судейских вердиктов.

Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда это

Апелляция – это жалоба на еще не вступившее в законную силу решение суда 1-ой инстанции. Она направляется на вердикт любого суда, в т.ч., арбитражного.

Подать апелляцию вправе только участники процесса независимо от их статуса в деле, включая прокурора. Другие граждане также могут пойти на этот шаг, если судебное постановление затрагивает их права.

Согласно российскому законодательству арбитражным апелляционным судам отводится посредническая миссия по оценке справедливости вынесенных определений по экономическим спорам.

Специфика апелляционных жалоб в обусловлена тем, что они непосредственно касаются решений суда по делам, которые связаны с бизнес-деятельностью, а также по таким проблемным вопросам как защита репутации, прекращение прав собственности, оспаривание сделок, возмещение убытков, банкротство, ликвидация фирм и пр.


Ранее субъектами арбитражного процесса выступали только юрлица и ИП, сегодня же, с появлением возможности у рядовых граждан объявить о своем банкротстве, к ним присоединились и физлица.

Апелляция передается через арбитраж, вынесший обжалуемое решение. Она не должна содержать иных требований, кроме тех, которые были выдвинуты в 1-ой инстанции. При возникновении новых требований по делу нужно обращаться в арбитраж с новым апелляционным заявлением.

В ходе апелляционного процесса судья проверяет фактические обстоятельства по делу и вынесенное решение на соответствие законодательству. Судья при рассмотрении поступившей жалобы изучает степень доказанности мотивов и обстоятельств, оценивает сам вердикт суда.

Дело во 2-й апелляционной инстанции рассматривается по существу или с нуля. В ходе процесса стороны могут приглашать ранее не опрошенных свидетелей или предоставлять иные доказательства. При этом представление новых доказательств в жалобе должно быть обусловлено объективными причинами.

Дело судьей 2-й инстанции рассматривается только в установленных жалобой пределах. Хотя право на полную проверку решений у данной инстанции имеется, на практике оно используется редко.

Жалоба подается письменно и подписывается стороной, которая стремится обжаловать решении судьи. С 2010 года для россиян стал доступен удобный способ обжалования решений через специальную электронную форму на сайте арбитража.

Текст апелляции в обязательном порядке должен содержать:

  • наименование судов, в который она подается и который вынес несправедливый вердикт;
  • номер и дата оспариваемого вердикта;
  • наименование обжалующего лица и других участников дела;
  • требования лица и их обоснование в виде ссылок на нормативно-правовые акты;
  • приложения.

Кроме того, в документе можно указать все необходимые для рассмотрения дела доказательства, а также ходатайства.

Копия апелляции должна быть отправлена заявителям и всем участникам дела заказным письмом (обязательно с уведомлением) или вручена лично под расписку.

Ни одна жалоба не обходится без приложенных к ней документов. В этом случае обязательными являются ксерокопия оспариваемого арбитражного вердикта, квитанция с оплаченной госпошлиной, подтверждение уведомление всех участников. Уполномоченный представитель лица (обычно это квалифицированный юрист) должен приложить доверенность, заверенную нотариально.

Если речь идет об апелляции на несправедливый возврат искового заявления, то к жалобе прикладывается возвращенный документ.

Образец жалобы

Важнейшим этапом при оспаривании вердикта в арбитраже является разработка текста апелляции. Стоит особенно внимательно подойти к составлению текста жалобы. Если документ не будет соответствовать требованиям к содержанию, форме и перечню прилагаемых документов, то это может стать основанием для оставления его без движения.

Согласно формализованным условиям АПК, документ включает вводную, описательную, мотивационную и резолютивную части. Во введении (так называемой шапке) прописывается наименование арбитража, суда, подробные реквизиты заявителя, сумма госпошлины, информация об участниках процесс, номер обжалуемого постановления/акта.

В центре документа прописывается текст «Апелляционная жалоба», а далее кратко описывается сущность дела и указываются его реквизиты.

В мотивировочном блоке указываются правовые основания, которые позволяют оспорить постановление и юридическое подкрепление доводам. Резолютивный блок посвящен изложению требований и просьб.

Срок подачи

Для подачи апелляции у сторон есть 30 дней после вынесенного вердикта. В исключительных ситуациях при наличии уважительных причин пропущенные сроки подлежат восстановлению в судебном порядке.

При пропуске сроков сторона должна предварительно подать соответствующее ходатайство. В нем указываются уважительные причины, сделавшие невозможным своевременное представление апелляции (командировка, болезни, нарушение арбитражем положенных по закону сроков и пр).

В АПК указывается на частные случаи, при которых предусмотрены сжатые сроки подачи апелляции. Они составляют 10 дней при привлечении стороны к административной ответственности, наложении судом штрафа, по определениям в области банкротного процесса.

При подаче апелляционной жалобы важно знать, что она подается через принявший решение в 1-ой инстанции арбитраж. Он уже обязан направить ее вместе с делом в соответствующую апелляционную инстанцию в 3-х дневный срок.

Госпошлина за апелляцию

Прошение для апелляционного арбитража неизбежно сопровождает платежная квитанция, указывающая на оплату госпошлины. Она уплачивается заявителем, подающим жалобу, предварительно до момента ее подачи. При отсутствии квитанции апелляция останется без движения.

Но далее судья может перераспределить возникшие у заявителя траты на третьих лиц. Это делается в случае удовлетворения требований жалобщика. Тогда госпошлина считается неправомерными тратами и обязанность по ее компенсации переходит на ответчика.

При частичном удовлетворении иска госпошлина подлежит распределению между сторонами в процентном соотношении. Когда жалоба осталась неудовлетворенной, госпошлина не возвращается.

Сумма пошлины за подачу апелляционного заявления в суд второй инстанции рассчитывается в зависимости от цены первоначального иска. Она уплачивается в половинчатом размере (50% от первоначального иска). Тарифы по искам материального характера существенно варьируются от цены иска. Их максимальное значение 4% для исков в пределах 100 тыс.р.

По неимущественным требованиям госпошлина фиксирована для юридических и физических лиц и составляет 6 тыс.р. Получается, за подачу жалобы нужно заплатить 3 тыс.р.

Пошлина в размере 50% платится даже если жалобщик полагает, что его права были нарушены вердиктом суда лишь частично.

Налоговое законодательство освобождает от уплаты госпошлины уполномоченные инстанции. Это например, ФНС, общества инвалидов, органы местного самоуправления, прокуратура.

У рядового жалобщика, не относящегося к вышеуказанным категориям, также есть возможность отсрочить уплату пошлины. Для этого ему нужно представить доказательства своего сложного материального положения.

Срок рассмотрения

Жалоба рассматривается судьей в сроки до 2 месяцев, включая те, которые отведены на подготовку судебного разбирательства. В общем случае сроки рассмотрения не превышают 15 дней со дня поступления жалобы в суд.

Жалоба возвращается подающему лицу если оно не устранило выявленные судом нарушения в разумный срок; истек период, предусмотренный для обжалования; при отзыве апелляционной жалобы.

При возврате или оставлении документа без движения судья обязан мотивировать свое решение.

Образец отказа

Несогласный с жалобой участник может выразить свое несогласие путем подачи отзыва на нее. К нему прилагаются подтверждающие его позицию документы. Отзыв также направляется всем участникам процесса.

У сторон есть возможность в любой момент апелляционного процесса подать на примирение или отказаться от апелляции. Они также могут и вовсе оформить отказ от своих исковых требований. Это делается до того момента, пока суд 2-й инстанции не вынес свое определение.

При оформлении отказа апелляционная инстанция выносит свое определение и делопроизводство считается закрытым. Суд предварительно может проверить мировое соглашение или иной документ на соответствие правовым нормам.

Не в каждой ситуации коммерческая организация может добиться справедливого решения суда. При рассмотрении спора могут быть допущены ошибки в оценке или интерпретации доказательств. Часто приходится сталкиваться с неверным толкованием норм права.

Если заинтересованное лицо не согласно с выводами в решение, то подаётся апелляционная жалоба в арбитражный суд. Начинается новый этап разбирательства.

Апелляция – это проверка решения суда, вынесенного, но не вступившего в законную силу. При обжаловании гражданин могут добиться одной из нескольких целей:

  • пересмотреть выводы арбитража, сделанные на основе доказанных фактов;
  • исправить нарушение нормы законодательства;
  • использовать новые средства доказывания, которые сторона не представила ранее по объективным причинам;
  • отменить неправомерно вынесенное определение.

Решение суда первой инстанции неокончательное. Любой государственный институт может допустить ошибку, и обжалование является способом защиты своих законных интересов. Проверка обоснованности и законности вердиктов служит профилактикой коррупционных преступлений и халатного отношения к профессиональным обязанностям. Процедура регулируется главой 34 АПК РФ.

В большинстве случаев организации жалуются на неполноту исследования обстоятельств дела, необоснованность выводов. Но наиболее действенным фактором для изменения решения является представление новых документов или свидетельств.

Примером служит представление новых доказательств, когда в первой инстанции было отклонено ходатайство о приобщении их к делу. Также можно обратиться за проведением экспертизы, если сторона считает её необходимой для верного разрешения разногласий.

При этом заявление новых требований или встречных исков не допускается. Для этого организации следует обратиться в первую инстанцию. Такое положение содержится в статье 266 АПК РФ.

Как составить?

В документе должна быть следующая информация:

  • наименование суда, куда подаётся жалоба;
  • данные о сторонах спора, третьих лицах;
  • информация о деле: предмет спора, цена иска;
  • сведения о принятом решении;
  • описание основания для подачи обращения со ссылками на нормы материального права и доказательства, имеющиеся в деле;
  • ссылки на статьи 257, 259, 260, 270 АПК РФ;
  • требование заявителя;
  • перечень приложений;
  • должность, фамилия и инициалы, подпись, дата оформления.

К обращению следует обязательно приложить копию оспариваемого решения, платёжное поручение о внесении госпошлины и подтверждение, что другие участники первого процесса получили экземпляры жалобы для ознакомления. Иначе обращение не будет принято к рассмотрению на основании норм статьи 263 АПК РФ. Указанные недостатки можно будет исправить позже при необходимости.

Образец апелляционной жалобы на решение арбитражного суда можно скачать здесь. Но текст следует доработать на основании выводов, отражённых судом в принятом решении. Закон запрещает подавать необоснованные обращения – такие жалобы возвращаются заявителю.

Порядок и сроки подачи

На обращение в вышестоящую инстанцию у заинтересованных лиц есть 30 дней. Время даётся на анализ выводов суда и подготовку обращения.

Срок подачи жалобы восстанавливается или продлевается, если у лица были объективные причины для его пропуска. Обычно они касаются нарушения процессуальных сроков направления решения или ошибок почты. Не рассматриваются в качестве уважительных согласование подготовки документа, кадровые вопросы, смена директора, отсутствие квалифицированного юриста в штате. Такая позиция изложена в пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ № 36 от 28.05.2009 г.

Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда подаётся в орган, рассматривавший спор по первой инстанции. Там документ примут, к нему приложат дело и направят в вышестоящий орган. Другая сторона получает экземпляр жалобы и готовит отзыв. В нём содержатся возражения по существу претензий

Порядок подачи жалобы предусматривает право обращения в вышестоящую инстанцию всех лиц, которых касается вынесенное ранее решение, что установлено статьёй 16 АПК. Гражданин или организация могли не участвовать в процессе, но могут защитить свои интересы на основании статьи 42 АПК.

За рассмотрение обращения придётся внести госпошлину в размере 3 000 рублей.

Основания для отказа в рассмотрении

В статье 264 АПК собраны причины, при которых жалоба возвращается отправителю:

  • лицо не имело права на обращение с таким заявлением в суд;
  • отправитель ходатайствовал о возвращении жалобы;
  • законодательство запрещает оспаривать решение или определение суда в таком порядке;
  • пропущен срок обращения;
  • обстоятельства, послужившие оставлению жалобы без движения, не были устранены.

Разновидности

В юридической практике образовалась краткая апелляционная жалоба. Суть явления заключается в оспаривании выводов суда только на основании резолютивной части решения.

Суды страдают из-за высокой нагрузки. Экономические правоотношения требуют анализа множества документов, и выводы суда должны основываться на определённых доказательствах. Часто у судей нет времени на скорейшее оформление мотивировочной части решения, что приводит к нарушению порядка направления процессуальных документов сторонам и третьим лицам.

Существует правовой механизм восстановления срока подачи апелляционной жалобы. Но в этом случае потребуется составление отдельного обращения и ещё одно заседание.

Выходом стала краткая жалоба. Юрист, представляющий интересы компании в суде, прислушивается к доводам другой стороны спора, и прогнозирует, как будут обоснованы выводы резолютивной части. На основании этого составляется обращение в вышестоящую инстанцию.

Если суд посчитает основания обжалования слишком общими, то будет принято определение об оставлении документа без движения. Пока заявитель не исправит имеющиеся недостатки. К этому времени решение первой инстанции уже будет в распоряжении организации, что позволит конкретнее описать недостатки выводов первой инстанции.

Также может быть подана апелляция на определение арбитражного суда. В процессе могут разрешаться различные вопросы:

  • о назначении экспертизы;
  • о введении процедуры наблюдения (когда дело касается банкротства);
  • о возврате иска;
  • иные.

Вынесение таких определений также можно обжаловать. Если суд признает обращение необоснованным, то оставит документ без движения на основании статьи 263 АПК. У организации будет время, чтобы подготовить подробное дополнение к апелляционной жалобе, где будут исправлены все недостатки.

Апелляция в арбитражном процессе должна использоваться не для затягивания срока разрешения спора, а для устранения недостатков судопроизводства.

Прикладное социологическое исследование (ПСИ) - непосредственный сбор, обработка и анализ первичной социологической информации. Его основной целью является получение фактов, которые составляют эмпирический базис социологии или имеют самостоятельное прикладное значение. Прикладное социологическое исследование всегда проводится по определенным правилам. Этапы проведение ПСИ.

1. Предварительный: составление программы и плана-графика ПСИ плановых документов исследования.

2. Полевой: подготовка исследовательской группы, подготовка поля исследования, пилотаж, полевое исследование.

3. Упорядочение, обработка и анализ полученной информации.

4. Составление итоговых документов, в которых отражаются результаты ПСИ и методы их получения.

Виды социологического исследования. В зависимости от целей ПСИ они делятся на разведывательные, описательные и аналити­ческие.

Разведывательное исследование {пилотажное) используется в качестве предварительного этапа масштабных исследований. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрошенной программе и методике. Разновидностью пилотаж­ного исследования является экспресс-опрос (так называемый зон­даж общественного мнения).

Описательное исследование применяется в случае исследова­ния большой общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Такое исследование проводится по разработанной программе и на базе методически апробированного и инструментария.

Аналитическое исследование - самый глубокий вид социологического анализа, ставящий своей целью кроме описания изучае­мого явления еще и выявление причин, лежащих в его основе.

Исходя из частоты проводимых исследований, разделяют то­чечные и повторные их виды:

§ точечное исследование (разовое) дает информацию о состоя­нии объекта анализа, о количественных характеристиках явления или процесса в момент его изучения;

§ повторное исследование, проводимое последовательно через определенные промежутки времени, основанное на единой про­грамме и инструментарии, дает представление о динамике изучае­мого объекта;

§ панельное исследование - особый вид повторного. Панель­ное исследование предусматривает неоднократное изучение одной и той же группы лиц через определенные промежутки времени. Непрерывное и оперативное получение данных о явлениях и про­цессах, происходящих в обществе, называется социальным монито­рингом.

Изучение социальных процессов методами прикладной социо­логии начинается с разработки программы исследования. От ка­чества программы, ее научного уровня зависит эффективность всей последующей работы социолога.

Программа ПСИ - это теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного социального объекта. Требования к объекту ПСИ следующие:

1. четкое обозначение явления по следующим параметрам - профессиональная (отраслевая) принадлежность, пространствен­ная ограниченность, функциональная направленность;

2. определенная временная ограниченность;

3. возможность его количественных измерений;

Предмет ПСИ - это те стороны (свойства, отношения) объек­та исследования, которые в наиболее полном виде выражают ис­следуемую проблему и подлежат изучению.

В пределах одного и того же объекта исследования могут быть несколько предметов исследования.

Например, в рамках конкретного школьного коллектива (объекта исследования) в качестве предмета исследования могут выступать: дисциплина учащихся, социально-психологический микроклимат в классах, общественно-политическая активность школьников, их гражданские позиции и ряд других характерис­тик. Бывает иначе: объект исследования формулируется более уз­ко - досуг подростков, проживающих в данном населенном пунк­те. Тогда предметом исследования станут: склонность подростков к вредным привычкам (табакокурение, пьянство, наркомания), половая распущенность школьников и другие явления, связанные с поведением представителей данной социальной группы во время досуга. Возможны случаи, когда объект и предмет исследования совпадают. Например, объект исследования - спортивные коман­ды, участвующие в соревновании.. Предмет исследования - все существенные стороны их деятельности, связанные со спортом.

Уточнения границ объекта и в определенной мере предмета исследования проводится параллельно с расчетом (обоснованием) выборки исследования. С ее помощью заранее определяются мас­штабы (объемы) работы социологической группы с целью мини­мизации затрат на проведение исследований.

Генеральная совокупность - это множество (совокупность) всех элементов объектов исследования, ограниченных естественными территориально-временными рамками и программой исследова­ния, а выборочная совокупность - это часть элементов, извлечен­ная определенным образом из целого и предназначенная для не­посредственного изучения (наблюдения). Выборка исследования, как часть объекта исследования, должна по основным социаль­но-демографическим или иным существенным признакам быть подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокуп­ность) представляет из себя уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности). Социологи счита­ют, что нет, например, необходимости, изучая отношение населе­ния того или иного города к исследуемым проблемам, опрашивать всех жителей этого населенного пункта. Достаточно опросить часть, но эта часть должна быть подобна целому (по полу, возрас­ту, образованию, социальному положению и другим параметрам, важным для исследуемой проблемы). В качестве основы выборки используют данные переписи населения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой организаций, домовые книги, избирательные списки, картотеки отделов кадров и другие доку­менты, к которым может получить доступ социолог.

Типы выборок в прикладном социологическом исследовании:

1. Эмпирическая - применяется в практике небольших по объему исследований.

Делится на виды: а) стихийная выборка (выбор «первого встречного»); б) квотная выборка (создается «модель», пропорци­онально воспроизводящая генеральную совокупность по основ­ным, наиболее существенным признакам).

2. Вероятностная (случайный отбор) - используются приемы теории вероятности.

Основные виды вероятностной выборки:

а) простая вероятностная выборка (простой случайный от­бор) - когда, например, выбираются карточки с номерами рес­пондентов по принципу «жребия»;

б) систематическая вероятностная выборка (например, каж­дый пятый или сотый);

в) серийная (гнездовая) - когда отбираются гнезда (цехи, бри­гады, студенческие группы, другие подразделения генеральной со­вокупности), иногда полярные по исследуемым качествам (пере­довые - отстающие, курящие - некурящие, и т. д.).

Выборки бывают районированными, если отбору предшеству­ет разделение генеральной совокупности на части (например, школы или больницы области можно разделить на городские и сельские, «благополучные» и «неблагополучные»). Иногда выде­ляют выборки многоступенчатые (на первой ступени - отбор, например, по районам, на второй - по предприятиям, на треть­ей - по цехам, участкам). Особый вид многоступенчатой выбор­ки - многофазовый отбор, когда из отобранной выборки отделя­ется подвыборка меньшего объема.

Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, яв­ляется ее репрезентативность, т. е. способность выборочной сово­купности отражать характеристики генеральной. Любая выборка в большей или меньшей степени отклоняется от генеральной совокупности. Степень этого отклонения принято называть ошибкой выборки.

Выделяют два вида ошибок:

1. случайные ошибки, - связанные со статистическими по­грешностями (зависят от динамики исследуемых признаков) и не­предвиденными нарушениями процедуры сбора информации (процедурные ошибки, допущенные при регистрации признаков);

2. систематические ошибки, - возникшие из-за неполной объективности выборки генеральной совокупности (недостаток

3. информации о генеральной совокупности, отбор наиболее «удоб­ных» для исследования элементов генеральной совокупности), а также из-за несоответствия выборки целям и задачам исследо­вания.

Существует следующая приблизительная оценка результатов выборочного исследования. Повышенная надежность исследова­ния допускает ошибку выборки до 3 %, обыкновенная - до 3-10 % (доверительный интервал распределений на уровне 0,03-0,1), приближенная - от 10 до 20 %, ориентировочная - от 20 до 40 %, а прикидочная - более 40 %.

Репрезентативность выборки оценивают на основании предва­рительного расчета и анализа возможных ошибок. Существуют математические формулы расчета предельной ошибки выборки. Эти формулы, опирающиеся на закон больших чисел, примени­мы, как правило, только при крупных исследованиях на значи­тельных территориях, с охватом населения страны или региона.

При проведении социологических исследований в небольших коллективах выборка определяется преимущественно эмпиричес­кими методами в процессе сбора информации (опросы проводят­ся до получения устойчивых результатов). При исследовании, например, проблем школьников, учитывая сравнительную одно­родность единиц наблюдения, расчет выборки можно проводить в период сбора информации одновременно с согласованием объек­тов исследования. Так, если опросить всех учеников-старшеклас­сников одной и той же школы и сравнить результаты по каждому классу в отдельности, можно убедиться, что распределение отве­тов мало различается. Это значит, что можно было бы ограничить­ся опросом одного или двух-трех классов (если позволяют цель и задачи исследования).

Репрезентативность выборки можно определить и иным спо­собом. Опросить вначале предполагаемое количество респонден­тов (например, 50 % общего количества). Затем собранный массив анкет разделить на две части по статистически случайному при­нципу. Обработав каждую часть в отдельности и обнаружив, что расхождение в ответах незначительно, можно придти к выводу о возможности в последующих исследованиях уменьшить объем вы­борки в два раза.

Применяют и другие способы. Например, в различные анкеты, используемые в одном исследовании, включают по 2-3 блока од­них и тех же (контрольных) вопросов.

Затем, начав, скажем, с первой анкеты, постепенно после каж­дого нового опроса уменьшают объем выборки, обращая внима­ние на степень искажений ответов по контрольным вопросам. Они должны быть незначительными, в допустимых пределах.

Эти и другие подобные им приемы несовершенны, однако по­могают будущему социологу накопить определенный опыт в про­верке репрезентативности собранной информации.

Цель и задачи исследования

Цель исследования - конечный результат научного исследо­вания.

Целью социологического исследования может быть получение новых знаний об объекте исследования, его структуре, взаимодей­ствии с другими объектами. В качестве цели исследования неред­ко выступают прогнозы основных направлений развития изучае­мых явлений или процессов.

Нередко в отчетах о социологических исследованиях можно обнаружить неправильные определения цели исследования, на­пример, такие: «Исследование состояния дисциплины в трудовом коллективе» или «Изучение причин текучести кадров». В этих примерах изложены, скорее, задачи исследования, а не его цель. Целью прикладного исследования будет не сам процесс исследо­вания, а то, что следует за ним. Иначе говоря, формулировка цели должна давать ответ на вопрос: «Для чего проводится исследова­ние, какую пользу предполагается получить после его заверше­ния?» Конкретизируется цель задачами исследования.

Например, при изучении ценностных ориентации студентов, цель исследо­вания может быть: определить условия и факторы для создания в универ­ситете благоприятного социовоспитывающего пространства, активно со­действующего формированию гражданской позиции студентов, определя­ющей их отношение к происходящим событиям, понимания своего места в обществе; разработать предложения по оценке работы кадров, ответствен­ных за ведение воспитательной работы.

Задачи исследования - это действия, которые планируется со­вершить для достижения цели; это своеобразные ступеньки, по которым надо пройти, чтобы достигнуть конечного результата. «Изучить...», «составить...», «проанализировать...» - такими сло­вами часто начинаются формулировки задач исследования.

Если цель исследования выражается одним или несколькими предложениями, то задачи часто излагаются на десятках страниц, их может быть много в рамках одного исследования.

Задачи исследования бывают различных типов: основные (главные, наиболее существенные) и не основные (частные, про­изводные, дополнительные). К первым относят те, которые прямо направлены на достижение цели исследования. Назначение вто­рых - конкретизация, уточнение основных задач. Получение по­бочных, второстепенных выводов.

Например, при исследовании ценностных ориентации студентов, задачами исследования могут быть:

Выяснить иерархию основных ценностных ориентации современной мо­лодежи,

Выяснить, какие социальные институты, по мнению самой молодежи, яв­ляются основополагающими при формировании гражданской позиции до поступления в вуз. Выяснить, какие социальные институты, структурные подразделения и общественные организации университета являются осно­вополагающими при формировании гражданской позиции во время учебы в вузе, а также определить, существует ли зависимость между наличием сформированной собственной позицией и уровнем доверия к различным социальным институтам и структурам университета (ректорат, деканаты, профессорско-преподавательский состав, общественные объединения (БРСМ, профсоюзы и др.), кураторы, работники психологической службы, работники идейно-воспитательной службы и т. д.).

Задачи исследования в процессе своей разработки должны быть согласованы (скоординированы) с гипотезами.

Гипотезы исследования

Гипотезы исследования - это обоснованное предположение о структуре социальных объектов, механизме их внутренней дина­мики, взаимодействии с внешними факторами или другими объектами, а также тенденциях и основных направлениях (пер­спективах) развития. По сути дела, исследование - это проверка выдвинутой гипотезы. Гипотезы можно классифицировать:

§ по степени общности предположений - гипотезы-основа­ния и гипотезы-следствия;

§ по степени разработанности и обоснованности - первич­ные и вторичные;

§ с точки зрения задач исследования - основные и неосновные.
Требования к сформулированным гипотезам:

§ гипотезы должны соответствовать целям и задачам исследо­вания;

§ опираться на известные социологические теории, истин­ность которых доказана;

§ не противоречить проверенным, научно подтвержденным эмпирическим фактам;

§ основываться на репрезентативной информации;

§ проверяться методами и средствами, не выходящими за рамки возможностей социологической лаборатории.

Например, при исследовании ценностных ориентации студентов, гипотезой исследования может быть: предварительный анализ проводимых ранее ло­кальных социологических исследований позволяет сделать предположе­ние: причина в слабой мотивации формирования личности современного студента с основополагающими ценностями заключается в недостаточной идейно-воспитательной работе профессорско-преподавательского состава и структурных подразделений.