Путешественник нобиле. Арктическая экспедиция на дирижабле «Италия. Миссия Эйнара Лундборга

План
Введение
1 Планирование
2 Дирижабль «Италия»
3 Экипаж
4 Экспедиция
5 Спасательные экспедиции
5.1 Обнаружение места катастрофы
5.2 Неудачные попытки
5.3 Завершение экспедиции
5.4 Поиски группы Алессандрини

6 Последствия и оценка экспедиции
7 «Италия» в культуре
8 Память
Список литературы

Введение

Арктическая экспедиция на дирижабле «Италия» (итал. Italia) состоялась в 1928 году под руководством итальянского исследователя Умберто Нобиле. Дирижабль с экипажем из 16 человек вылетел из Ню-Олесунда на Шпицбергене 23 мая, пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел катастрофу. Часть экипажа погибла, оставшиеся около месяца провели на льду в лагере, который получил известность под названием «красная палатка». Для спасения выживших в разных странах было организовано несколько экспедиций. Последних членов экспедиции Нобиле 12 июля забрал советский ледокол «Красин».

1. Планирование

Дирижабль «Норвегия»

В 1926 году Умберто Нобиле на дирижабле «Норвегия» под командованием Руаля Амундсена участвовал в успешной экспедиции на Северный полюс. Нобиле был конструктором дирижабля, поэтому наряду с Амундсеном он заслуженно считался одним из героев всей экспедиции. После возвращения в Италию он был окружён почестями, Муссолини произвёл Нобиле в чин генерала. В то же время почти сразу Амундсен и Нобиле начали обмениваться взаимными обвинениями, приписывая основные достижения себе и выставляя оппонента в нелицеприятном свете.

Почти сразу после окончания экспедиции на «Норвегии» Нобиле начал вынашивать планы нового полёта на Северный полюс на дирижабле. Для этого было решено использовать строившийся дирижабль N-4, той же конструкции, что и «Норвегия», и почти аналогичный по техническим характеристикам. В планы входили исследование Земли Франца-Иосифа, Северной Земли, области к северу от Гренландии и Канадского Арктического архипелага, окончательное решение вопроса о существовании гипотетической Земли Крокера, которую в 1906 году якобы наблюдал Роберт Пири, а также наблюдения в области атмосферного электричества, океанографии и земного магнетизма. Нобиле одно время обсуждал возможность организации совместной экспедиции с норвежским полярным исследователем Яльмаром Рисером-Ларсеном, но из-за нарастающей вражды Нобиле и Амундсена Рисер-Ларсен, поддерживавший Амундсена, отказался от участия.

Муссолини согласился поддержать проект после того, как основные расходы взяли на себя Королевское географическое общество Италии и город Милан, жителем которого был Нобиле. Была проведена тщательная подготовка, экспедиция была очень хорошо снаряжена и экипирована самым современным оборудованием, часть из которого была специально разработана в Риме и Милане для «Италии». Нобиле лично встречался с Нансеном и обсуждал с ним специфику арктических путешествий. Всего в команду дирижабля вошло 18 человек: Нобиле (руководитель экспедиции), метеоролог Финн Мальмгрен (Швеция), радиолог Франтишек Бегоунек (Чехословакия), физик Альдо Понтремолли, 12 членов экипажа и два журналиста: корреспондент Il Popolo d"Italia Уго Лаго и корреспондент Corriere della Sera Франческо Томазелли. Семеро из них в 1926 году входили в экипаж «Норвегии». Нобиле взял с собой своего фокстерьера Титину, которая сопровождала его во всех поездках, включая экспедицию на «Норвегии».

2. Дирижабль «Италия»

Строительство «Италии» проходило на заводе воздухоплавательных конструкций в Риме, который Нобиле возглавлял с 1919 года. «Италия» стала четвёртым дирижаблем серии N, построенным по проекту Нобиле. Номер N-1 носила «Норвегия», дирижабль N-2 был построен в 1925 году и использовался для обучения военных, дирижабль N-3 Италия продала Японии по заказу японского военно-морского флота. Как и все дирижабли серии, «Италия» принадлежала к классу полужёстких дирижаблей. «Италия» была чуть меньше и легче «Норвегии» и развивала меньшую скорость, но могла принять больше топлива. В остальном конструкции обоих дирижаблей были очень схожи.

Килевая ферма состояла из стальных шпангоутов треугольной формы, соединённых стальными же продольными стрингерами. Спереди к килевой ферме было прикреплено носовое усиление, представлявшее собой стальные трубчатые фермы, скреплённые поперечными кольцами, сзади - кормовое развитие. Также к килевой ферме были подвешены гондолы: в одной располагались рубка управления и пассажирские помещения, в трёх мотогондолах двигатели мощностью 184 кВт каждый.

Для оболочки «Италии» был использован трёхслойный прорезиненный перкаль, а изнутри оболочка была разделена на газовместилище и баллонет. В свою очередь газовместилище состояло из десяти отсеков, а баллонет - из восьми. Как и большинство дирижаблей того времени, «Италия» была наполнена водородом (хотя уже в 1923 году в США был сконструирован дирижабль «Шенандоа», наполненный гелием).

Должность

Статус

Умберто Нобиле

Руководитель

Выжил, ранен.

Финн Мальмгрен

Метеоролог

Ранен при катастрофе, погиб при попытке самостоятельно добраться до базы

Франтишек Бегоунек

Альдо Понтремолли

Пропал без вести

Журналист

Пропал без вести

Франческо Томазелли

Журналист

Не участвовал в последнем вылете

Адальберто Мариано

Выжил, потерял ногу.

Филиппо Цаппи

Альфредо Вильери

Натале Чечоне

Выжил, ранен.

Джузеппе Бьяджи

Этторе Педретти

Находился на «Читта ди Милано»

Феличе Трояни

Калисто Чокка

Пропал без вести

Аттилио Чаратти

Пропал без вести

Винченцо Помелла

Погиб при падении дирижабля

Этторе Ардуино

Старший механик

Пропал без вести

Ренато Алессандрини

Пропал без вести

Собака Нобиле

4. Экспедиция

19 марта 1928 года из города Специя вышло судно «Читта ди Милано» (итал. Citta di Milano, Город Милан), задачей которого было обеспечивать радиосвязь с «Италией». Пунктом назначения корабля была бухта Конгсфьорд рядом с поселением Ню-Олесунд на Шпицбергене, которая часто использовалась как база для полярных экспедиций. Она же должна была быть базой для «Италии».

Умберто Нобиле и Финн Мальмгрен на борту дирижабля «Италия» над Баренцевым морем, 5 мая 1928 года

31 марта, за несколько дней до отлёта из Италии, экипаж «Италии» получил аудиенцию папы римского Пия XI, который передал Нобиле большой деревянный крест, освящённый им лично, чтобы установить его на полюсе. 15 апреля дирижабль вылетел из Милана. Как во время перелёта, так и в дальнейшем «Италию» сопровождали очень плохие метеорологические условия; Нобиле получил соответствующую информацию от советских метеорологов, когда дирижабль уже покинул Италию, и поэтому переносить сроки было уже поздно. Из-за шторма дирижабль был сильно потрёпан, поэтому 16 апреля Нобиле совершил промежуточную остановку в Штольпе в Германии. После 10 дней ремонтных работ дирижабль был снова готов к полёту, но из-за задержки «Читта ди Милано» он вылетел только 3 мая. Когда «Италия» пролетала над Стокгольмом, её подвели к дому Мальмгрена, чтобы сбросить письмо для его матери. Ещё один шторм обрушился на дирижабль во время ночёвки в Финляндии, но тем не менее 8 мая он прибыл в Конгсфьорд.

Во время вылетов на дирижабле находилось шестнадцать человек: радист Педретти оставался на «Читта ди Милано», а двое журналистов сопровождали дирижабль по очереди. Первый полёт к северо-востоку от Земли Франца-Иосифа был сорван из-за непогоды (дирижабль был вынужден вернуться через семь часов). Второй вылет продолжался шестьдесят девять часов и был гораздо удачнее, но достичь запада Северной Земли, как планировалось, не вышло. В третий раз «Италия» вылетела ранним утром 23 мая в направлении Северного полюса, которого дирижабль достиг примерно в полночь. С дирижабля были сброшены крест и флаг Италии, после чего «Италия» повернула обратно.

Обратный путь проходил в условиях сильного встречного ветра и сильного обледенения. Ветер мешал движению к Конгсфьорду, поэтому Нобиле предлагал двигаться в сторону Канады, но Мальмгрен был уверен, что ветер вскоре изменится. В результате было принято решение сохранить курс на Конгсфьорд. Дирижабль должен был двигаться строго по меридиану, но из-за сильного юго-западного ветра он отклонился от курса, о чём экипаж не знал. Нобиле был вынужден запустить третий мотор; это ненамного увеличило скорость дирижабля, одновременно сильно увеличив расход бензина. В третьем часу ночи 25 мая заклинило руль высоты, дирижабль получил дифферент на нос и начал опасно снижаться. Чтобы избежать падения, остановили все двигатели и стравили часть газа из кормового отсека. Поломку удалось устранить, и полёт продолжился то на трёх, то на двух двигателях с манёврами по высоте. Утром 25 мая экипажу удалось наладить радиосвязь с «Читта ди Милано» и приблизительно определить местонахождение «Италии». Последний сеанс радиосвязи произошел в 10:27.

25 мая примерно в 10:30 утра дирижабль, летевший на высоте 200-300 метров, резко отяжелел и начал снижаться со скоростью приблизительно полметра в секунду и дифферентом на корму около 8 градусов. Для получения дополнительной динамической подъёмной силы увеличили обороты двух работавших двигателей и запустили третий, но скорость снижения даже возросла. Воздухоплаватели попытались сбросить балласт, но сделать это не удалось. Когда столкновение с землёй стало неизбежным, все три двигателя для сведения к минимуму риска возникновения водородного пожара были остановлены. Приблизительно в 10:33 дирижабль ударился о лёд кормовой моторной гондолой, а затем, когда мотогондола оторвалась и корма дирижабля взмыла вверх, - гондолой управления. Около 50 метров её тащило по снегу, после чего она была оторвана от воздушного корабля. Неуправляемый дирижабль, в котором находились шесть человек (Алессандрини, Понтремолли, Ардуино, Чокка, Чаратти, Лаго - так называемая «группа Алессандрини») и большая часть снаряжения, продовольствия и оборудования, ветром унесло на восток. Остальные члены экипажа остались на льду. При катастрофе погиб находившийся в кормовой мотогондоле моторист Помелла, у Нобиле было рассечено лицо, сломаны голень и запястье, у механика Чечони - нога, у Мальмгрена - левая рука. Минут через двадцать на востоке показался небольшой столб дыма. Впоследствии Нобиле высказывал предположение, что он мог быть вызван бензином, сброшенным в канистрах в качестве балласта с летящего дирижабля и воспламенившимся от удара о лёд. По другой версии «Италия» совершила посадку, и вторая группа людей таким способом подавала сигналы. Возможность того, что струя дыма происходила, как позднее заявлял Цаппи, от пожара на дирижабле, считали гораздо менее вероятной: дым от горения значительного количества бензина, остававшегося на борту, и нескольких тысяч квадратных метров прорезиненной оболочки воздушного корабля был бы значительно сильнее, а световой эффект от вспыхнувших 15-16 тысяч кубических метров водорода вряд ли бы остался незамеченным с расстояния 8-10 километров (скорость ветра составляла около 25 километров в час). Шестерых человек, унесённых на «Италии», так никогда и не нашли.

Основной причиной катастрофы считаются неблагоприятные погодные условия. «Италия» двигалась в условиях тумана и сильного встречного ветра, к моменту катастрофы оболочка дирижабля сильно обледенела. Нобиле в качестве одной из версий называл утечку водорода через разрыв в оболочке.

5. Спасательные экспедиции

5.1. Обнаружение места катастрофы

Штурман Мариано определил координаты места катастрофы как 81.233333, 25.41666781°14′ с. ш. 25°25′ в. д. / 81.233333° с. ш. 25.416667° в. д. (G) (O) При крушении «Италии» на лёд выпали несколько мешков с снаряжением и жестяных банок с едой. У группы были четырёхместная палатка, спальный мешок, большой запас еды (в том числе 71 килограмм пеммикана и 41 килограмм шоколада), пистолет с патронами и резервная коротковолновая радиостанция, которую радист Бьяджи привёл в рабочее состояние. 29 мая Мальмгрен застрелил белого медведя, мясо которого было пущено в пищу. Попытки выйти на связь с «Читта ди Милано» 27 и 28 мая закончилась ничем. Как утверждал Нобиле, радисты «Читта ди Милано» вместо того, чтобы пытаться поймать сигнал передатчика экспедиции, занимались отправкой личных телеграмм. В то же самое время «Читта ди Милано» выходил в море в поисках лагеря Нобиле, но без каких-либо данных о месте его нахождения не имел серьёзных шансов на успешное завершение поисков. 29 мая Бьяджи смог передать в эфир позывной и радист «Читта ди Милано» его услышал, но он принял его за позывной станции в Могадишо и не стал ничего предпринимать. В конце мая - начале июня в Италии, Швеции и Норвегии были снаряжены ещё несколько экспедиций, в том числе с участием двух норвежских китобойных судов «Хобби» и «Браганца», зафрахтованных итальянским правительством. Норвежское правительство было готово организовать полномасштабную спасательную экспедицию с участием Амундсена и Рисер-Ларсена, но итальянское правительство тогда отказалось от помощи.

30 мая Мальмгрен и штурманы Цаппи и Мариано втроём вышли из лагеря, чтобы добраться до Конгсфьорда пешком. По мнению Бегоунека, инициатором этого рискованного предприятия был Цаппи. Нобиле первоначально был против разделения на две группы, но в итоге позволил Мальмгрену, Мариано и Цаппи покинуть лагерь. Обсуждалась возможность того, что к ним присоединится штурман Вильери и/или Бьяджи с радиостанцией, но в итоге их кандидатуры были отклонены. Цаппи, Мариано и Мальмгрен взяли с собой большой запас пеммикана и шоколада.

3 июня советский радиолюбитель Николай Шмидт, житель деревни Вознесенье-Вохма (Северо-Двинской губернии), поймал сигнал радиостанции Бьяджи на самодельный приёмник. В тот же день он отправил телеграмму в Общество друзей радио в Москве. При ОСОАВИАХИМе был создан Комитет помощи «Италии», который возглавил заместитель наркома по военным и морским делам СССР Иосиф Уншлихт. 4 июня информация была передана итальянскому правительству, 7 июня сообщение об этом было опубликовано в газетах. 8 июня позывные Бьяджи были приняты на «Читта ди Милано» и Бьяджи смог передать уточнённые координаты лагеря 80°30" с. ш. и 28°4" в. д. (изменение координат связано с дрейфом льдины). С этого момента связь с внешним миром поддерживалась постоянно.

В СССР было подготовлено два ледокола, которые должны были дойти до лагеря и принять на борт всех находившихся там. 12 июня из Архангельска в сторону Шпицбергена направился ледокол «Малыгин». Его капитаном был исследователь Владимир Визе. 16 июня из Ленинграда вышел ледокол «Красин» под командованием капитана Карла Эгги и знаменитого полярного исследователя Рудольфа Самойловича с одним самолётом «Юнкерс» ЮГ-1 на борту (экипаж самолёта: пилот Борис Чухновский, второй пилот Георгий Страубе, летнаб Анатолий Алексеев, бортмеханики Александр Шелагин и Владимир Федотов). Однако 20 июня «Малыгин» оказался зажат льдами в Баренцевом море и выбыл из операции.

5.2. Неудачные попытки

Эйнар Лундборг

Ледокол «Красин»

17 июня над лагерем пролетели два самолёта, которые размещались на «Браганце». Из-за плохой видимости лётчики не заметили палатку и костёр, хотя обитатели лагеря их видели. На следующий день они повторили попытку, но снова не нашли лагерь.

Руаль Амундсен, который после полёта на «Норвегии» находился в конфликте с Нобиле, с первых дней после сообщения о катастрофе изыскивал средства на организацию экспедиции. Наконец 14 июня министр французского морского флота предоставил в его распоряжение гидросамолёт «Латам-47» (Latham) с экипажем из пяти человек - служащих французского флота. 18 июня он вылетел из Тромсё на Шпицберген, но к месту назначения не прибыл. Последний раз Амундсен вышел на связь через два часа сорок пять минут после вылета, точное время и место гибели Амундсена неизвестны. 31 августа в море был найден поплавок от его самолёта, 7 октября был найден пустой бензобак.

20 июня гидросамолёт Savoia-Marchetti S.55 под управлением майора Умберто Маддалены доставил на льдину продовольствие и медикаменты. Через два дня прилетели уже два самолёта с грузами. 23 июня шведский лётчик лейтенант Эйнар Лундборг на одномоторном биплане «Фоккер» C.V вывез со льдины Нобиле вместе с Титиной на шведскую авиабазу, а на следующий день Нобиле был доставлен на «Читта ди Милано». Предполагалось, что Нобиле, как руководитель экспедиции, сможет координировать усилия по спасению остальных, в том числе отколовшейся группы из трёх человек. Затем Лундборг рассчитывал в течение двух дней эвакуировать весь лагерь. Но при второй посадке на льдину самолёт Лундборга потерпел аварию, перевернулся и стал непригоден для полётов; Лундборг сам присоединился к обитателям красной палатки. 6 июля его эвакуировали шведские лётчики, которые больше не пытались вывезти кого-либо из лагеря. В отсутствие Нобиле руководителем лагеря был назначен Вильери; сначала такое решение принял Нобиле, затем его телеграммой подтвердил чиновник из министерства военно-морского флота Италии.

5.3. Завершение экспедиции

Борис Чухновский

21 июня «Красин» прибыл в Берген, провёл там два дня, после чего отправился в сторону Шпицбергена. 10 июля экипаж Чухновского долетел до лагеря и сбросил вниз еду и одежду. 11 июля Чухновский обнаружил группу Мальмгрена. По его словам, он видел трёх человек, один из которых лежал на льду. Из-за тумана Чухновский совершил вынужденную посадку на лёд, при этом самолёт повредил шасси и экипажу самому потребовалась помощь. Он был снят со льдины через пять дней, уже после того, как были спасены аэронавты.

Утром 12 июля «Красин» добрался до места, указанного Чухновским, и забрал на борт Мариано и Цаппи. По словам выживших итальянцев, примерно за месяц до того как их обнаружили, Мальмгрен не смог идти от истощения и попросил, чтобы те оставили его умирать и шли дальше. Таким образом, Чухновский не мог видеть Мальмгрена 11 июля. Предположительно, он принял за человека лохмотья, из которых были сложены слова «Help, food. Mariano, Zappi» (англ. Помогите, еда. Мариано, Цаппи ). По сообщению корреспондента ТАСС, который был единственным журналистом на «Красине», Цаппи имел на себе три меховых куртки и две пары меховых ботинок, в том числе куртку и ботинки Мальмгрена, в то время как на Мариано вообще не было ботинок. Через несколько дней Мариано ампутировали обмороженную ногу. Всё это стало причиной появления версий о каннибализме Цаппи: якобы его хорошее физическое состояние, особенно по сравнению с Мариано, объяснялось тем, что он питался мясом с тела Мальмгрена.

Забрав Цаппи и Мариано, «Красин» двинулся в сторону лагеря группы Вильери. Связь с ней поддерживалась через «Читта ди Милано». В 20:45 того же дня ледокол взял на борт пятерых человек, остававшихся на льдине: Вильери, Бегоунека, Трояни, Чечони и Бьяджи. Нобиле настаивал на поисках дирижабля с шестью членами экспедиции, остававшимися в оболочке. Однако Самойлович сказал, что не имеет возможности вести поиски из-за нехватки угля и отсутствия самолётов, а капитан «Читта ди Милано» Романья сослался на приказ из Рима немедленно вернуться в Италию. Все выжившие участники экспедиции пересели на «Читта ди Милано». 25 июля судно прибыло в норвежский порт Нарвик, откуда итальянцы поездом отправились на родину.

5.4. Поиски группы Алессандрини

По просьбе родственников Понтремолли в августе на «Браганце» была организована экспедиция под руководством Данни Альбертини, которая не принесла никаких результатов. 3 сентября «Браганца» вернулась в Конгсфьорд. Тогда же поход в поисках дирижабля совершил «Красин». 20 сентября он достиг Земли Георга (остров на западе архипелага Земля Франца-Иосифа), также никого не обнаружив за время плавания. 22 сентября был получен приказ возвращаться, 4 октября ему была организована торжественная встреча в Ленинграде.

29 сентября разбился один из двух итальянских самолётов, участвовавших в операции по спасению Нобиле, а затем вместе с «Браганцей» исследовавших район в поисках группы Алессандрини. Поиски были прекращены в середине сентября, 27 числа самолёт с экипажем из пяти человек вылетел из Бергена. Недалеко от города Валенца самолёт врезался в линию электропередач и упал в реку, пилот Пьер Луиджи Пенцо и ещё два человека погибли.

6. Последствия и оценка экспедиции

После возвращения в Италию Нобиле был восторженно встречен двухсоттысячной толпой горожан. В публичных выступлениях Нобиле оценивал экспедицию как шаг вперёд в дирижаблестроении: «Если бы я вернулся в Арктику ещё раз, я бы использовал дирижабль, идентичный „Италии“. Полёты на „Италии“ стали рекордными для Арктики. В трёх полётах мы преодолели более 5 500 миль (свыше 8 851 км) за 134 часа чистого времени. Это более чем в два раза превышает общее время полёта „Норвегии“ и более чем в три раза расстояние, преодолённое капитаном Джорджем Уилкинсом (англ.)». Одновременно Нобиле подвергся резкой критике со стороны руководства страны во главе с Муссолини и проправительственной прессы. Особенное внимание уделялось тому, что Нобиле якобы трусливо бросил свою экспедицию на произвол судьбы (имелась в виду его эвакуация), и неясностям в судьбе Мальмгрена. В целом обвинительный тон был взят и американской, и советской прессой. Владимир Маяковский написал стихотворение «Крест и шампанское», в котором Нобиле был назван «фашистским генералишкой», который «предал товарищей». Крайне враждебна по отношению к Нобиле была норвежская пресса: отношение к Нобиле в Норвегии было плохим ещё со времён конфликта с Амундсеном, а после того, как Амундсен, национальный герой, погиб, пытаясь спасти своего врага, пресса почти не стеснялась в выражениях.

В марте 1929 года государственная комиссия признала Нобиле основным виновником катастрофы. Сразу после этого Нобиле подал в отставку из итальянских ВВС, а в 1931 году он уехал в Советский Союз, чтобы возглавить программу по строительству дирижаблей.

В 1969 году Нобиле открыл памятник в норвежском городе Тромсё, посвящённый всем погибшим в ходе экспедиции «Италии». На нём высечены фамилии восьми членов экипажа дирижабля, шести членов экипажа «Латама» и трёх итальянских лётчиков.

7. «Италия» в культуре

История дирижабля «Италия» легла в основу совместного советско-итальянского фильма «Красная палатка» (1969 год), снятого Михаилом Калатозовым. Главные роли в нём исполнили Питер Финч (Нобиле), Шон Коннери (Амундсен), Юрий Визбор (Франтишек Бегоунек), Эдуард Марцевич (Мальмгрен) и Клаудия Кардинале (Валерия, единственный вымышленный персонаж). До премьеры фильма дожили четверо из непосредственных участников экспедиции и сопутствующих событий: Нобиле, Вильери, Бегоунек и Чухновский. Известно, что Нобиле посетил премьеру фильма в Риме.

Герой романа «Ужасы льдов и мрака» австрийского писателя Кристофа Рансмайра, который отправляется в арктическую экспедицию в район Шпицбергена, неоднократно вспоминает «Италию». Мать героя девочкой лично видела дирижабль, и Нобиле навсегда остался для неё кумиром. Потом она много рассказывала про него сыну.

· В 1995 году, Банком России, в серии памятных монет «Исследование Русской Арктики», выпущена монета «Спасение экспедиции У. Нобиле» достоинством 100 руб.

Список литературы:

1. John Toland, . Стр. 166-167.

2. Нобиле, Умберто Крылья над полюсом: История покорения Арктики воздушным путем. = Ali sul polo. Storia della conquista aerea dell’Artide. - М.: Мысль, 1984. - 222 с. - ISBN 5-09-002630-0

3. Муромов, И.А. Крушение дирижабля «Италия» // 100 великих авиакатастроф. - М.: Вече, 2003. - С. 35-43. - 528 с. - ISBN 5-9533-0029-8

4. John Toland, Great Dirigibles: Their Triumphs and Disasters . Стр. 168.

5. John Toland, Great Dirigibles: Their Triumphs and Disasters . Стр. 169.

6. Арие, М. Я. Дирижабли. - К.: Наук, думка, 1986. - С. 69.

7. Обухович В. А., Кульбака С. П. Дирижабли на войне. - М.: АСТ, 2000. - С. 361. - ISBN 5-17-001637-9

8. Арие, М. Я. Дирижабли. - К.: Наук, думка, 1986. - С. 215.

9. John Toland, Great Dirigibles: Their Triumphs and Disasters. Стр. 172.

10. Бегоунек, Франтишек Трагедия в полярном море = Trosečníci polárního moře. - М.: Иностранная литература, 1962.

11. Арие, М. Я. Дирижабли. - К.: Наук, думка, 1986. - С. 217. - 262 с.

12. Георгий Члиянц Николай Шмидт - пионер ARES. Сервер радиолюбителей России (26 марта 2004 года).

14. Уголок неба. Fokker C.V

16. John Toland, Great Dirigibles: Their Triumphs and Disasters . Стр. 222.

18. Steinar Aas «One Man"s Foolishness Led to the Death of 14 Men». Norwegian Reactions to Umberto Nobile and the «Italia» Disaster // Acta Borealia . - 2003. - Т. 20. - № 2. - С. 169-184.

Планирование

Дирижабль «Норвегия»

После окончания экспедиции на «Норвегии» Нобиле начал вынашивать планы нового полёта на Северный полюс на дирижабле. Для этого было решено использовать строившийся дирижабль N-4, той же конструкции, что и «Норвегия», и почти аналогичный по техническим характеристикам. В планы входили исследование Земли Франца-Иосифа , Северной Земли , области к северу от Гренландии и Канадского Арктического архипелага , окончательное решение вопроса о существовании гипотетической Земли Крокера , которую в 1906 году якобы наблюдал Роберт Пири , а также наблюдения в области атмосферного электричества , океанографии и земного магнетизма . Нобиле одно время обсуждал возможность организации совместной экспедиции с норвежским полярным исследователем Яльмаром Рисером-Ларсеном , но из-за нарастающей вражды Нобиле и Амундсена Рисер-Ларсен, поддерживавший Амундсена, отказался от участия.

Муссолини согласился поддержать проект после того, как основные расходы взяли на себя Королевское географическое общество Италии и город Милан , жителем которого был Нобиле. Была проведена тщательная подготовка, экспедиция была очень хорошо снаряжена и экипирована самым современным оборудованием, часть из которого была специально разработана в Риме и Милане для «Италии». Нобиле лично встречался с Нансеном и обсуждал с ним специфику арктических путешествий. Всего в команду дирижабля вошло 18 человек: Нобиле (руководитель экспедиции), метеоролог Финн Мальмгрен (Швеция), радиолог Франтишек Бегоунек (Чехословакия), физик Альдо Понтремолли, 12 членов экипажа и два журналиста: корреспондент Il Popolo d"Italia Уго Лаго и корреспондент Corriere della Sera Франческо Томазелли. Семеро из них в 1926 году входили в экипаж «Норвегии». Нобиле взял с собой свою собаку, фокстерьера Титину, которая сопровождала его во всех поездках, включая экспедицию на «Норвегии».

Дирижабль «Италия»

Строительство «Италии» проходило на заводе воздухоплавательных конструкций в Риме, который Нобиле возглавлял с 1919 года. «Италия» стала четвёртым дирижаблем серии N, построенным по проекту Нобиле. Номер N-1 носила «Норвегия», дирижабль N-2 был построен в 1925 году и использовался для обучения военных, дирижабль N-3 Италия продала Японии по заказу японского военно-морского флота . Как и все дирижабли серии, «Италия» принадлежала к классу полужёстких дирижаблей . «Италия» была чуть меньше и легче «Норвегии» и развивала меньшую скорость, но могла принять больше топлива. В остальном конструкции обоих дирижаблей были очень схожи.

Килевая ферма состояла из стальных шпангоутов треугольной формы, соединённых стальными же продольными стрингерами . Спереди к килевой ферме было прикреплено носовое усиление, представлявшее собой стальные трубчатые фермы, скреплённые поперечными кольцами, сзади - кормовое развитие. Также к килевой ферме были подвешены гондолы: в одной располагались рубка управления и пассажирские помещения, в трёх мотогондолах двигатели Maybach мощностью 184 кВт каждый.

Для оболочки «Италии» был использован трёхслойный прорезиненный перкаль , а изнутри оболочка была разделена на газовместилище и баллонет . В свою очередь газовместилище состояло из десяти отсеков, а баллонет - из восьми. Как и большинство дирижаблей того времени, «Италия» была наполнена пожароопасным водородом .

Экипаж

Имя Должность Статус
Умберто Нобиле Руководитель Выжил, ранен.
Финн Мальмгрен Метеоролог Ранен при катастрофе, погиб при попытке самостоятельно добраться до базы
Франтишек Бегоунек Физик Выжил
Альдо Понтремолли Физик Пропал без вести
Уго Лаго Журналист Пропал без вести
Франческо Томазелли Журналист Не участвовал в последнем вылете
Адальберто Мариано Штурман Выжил, потерял ногу.
Филиппо Цаппи Штурман Выжил
Альфредо Вильери Штурман Выжил
Натале Чечоне Механик Выжил, ранен.
Джузеппе Бьяджи Радист Выжил
Этторе Педретти Радист Находился на «Читта ди Милано»
Феличе Трояни Инженер Выжил
Калисто Чокка Механик Пропал без вести
Аттилио Каратти Механик Пропал без вести
Винченцо Помелла Механик Погиб при падении дирижабля
Этторе Ардуино Старший механик Пропал без вести
Ренато Алессандрини Механик Пропал без вести
Титина Собака Нобиле Выжила

Экспедиция

Спасательные экспедиции

Обнаружение места катастрофы

Штурман Мариано определил координаты места катастрофы как 81.233333 , 25.416667 81°14′ с. ш. 25°25′ в. д.  /  81.233333° с. ш. 25.416667° в. д. (G) (O) При крушении «Италии» на лёд выпали несколько мешков с снаряжением и жестяных банок с едой. У группы были четырёхместная палатка, спальный мешок, большой запас еды (в том числе 71 килограммов пеммикана и 41 килограммов шоколада), пистолет с патронами и резервная коротковолновая радиостанция , которую радист Бьяджи привёл в рабочее состояние. 29 мая Мальмгрен застрелил белого медведя , мясо которого было пущено в пищу. Попытки выйти на связь с «Читта ди Милано» 27 и 28 мая закончилась ничем. Как утверждал Нобиле, радисты «Читта ди Милано» вместо того, чтобы пытаться поймать сигнал передатчика экспедиции, занимались отправкой личных телеграмм. В то же самое время «Читта ди Милано» выходил в море в поисках лагеря Нобиле, но без каких-либо данных о месте его нахождения не имел серьёзных шансов на успех. 29 мая радист «Читта ди Милано» услышал сигнал Бьяджи, но он принял его за позывной станции в Могадишо и не стал ничего предпринимать. В конце мая - начале июня в Италии, Швеции и Норвегии были снаряжены ещё несколько экспедиций, в том числе с участием двух норвежских китобойных судов «Хобби» и «Браганца», зафрахтованных итальянским правительством. Норвежское правительство было готово организовать полномасштабную спасательную экспедицию с участием Амундсена и Рисер-Ларсена, но итальянское правительство тогда отказалось от помощи.

Завершение экспедиции

Борис Чухновский

Забрав Цаппи и Мариано, «Красин» двинулся в сторону лагеря группы Вильери. Связь с ней поддерживалась через «Читта ди Милано». В 20:45 того же дня ледокол взял на борт пятерых человек, остававшихся на льдине: Вильери, Бегоунека, Трояни, Чечони и Бьяджи. Нобиле настаивал на поисках дирижабля с шестью членами экспедиции, остававшимися в оболочке. Однако Самойлович сказал, что не имеет возможности вести поиски из-за нехватки угля и отсутствия самолётов, а капитан «Читта ди Милано» Романья сослался на приказ из Рима немедленно вернуться в Италию. Все выжившие участники экспедиции пересели на «Читта ди Милано». 25 июля судно прибыло в норвежский порт Нарвик , откуда итальянцы поездом отправились на родину.

Поиски группы Алессандрини

По просьбе родственников Понтремолли в августе на «Браганце» была организована экспедиция под руководством Данни Альбертини, которая не принесла никаких результатов. 3 сентября «Браганца» вернулась в Конгсфьорд. Тогда же поход в поисках дирижабля совершил «Красин». 20 сентября он достиг Земли Георга (остров на западе архипелага Земля Франца-Иосифа), также никого не обнаружив за время плавания. 22 сентября был получен приказ возвращаться, 4 октября ему была организована торжественная встреча в Ленинграде.

29 сентября разбился один из двух итальянских самолётов, участвовавших в операции по спасению Нобиле, а затем вместе с «Браганцей» исследовавших район в поисках группы Алессандрини. Поиски были прекращены в середине сентября, 27 числа самолёт с экипажем из пяти человек вылетел из Бергена. Недалеко от города Валенца самолёт врезался в линию электропередач и упал в реку, пилот Пьер Луиджи Пенцо и ещё два человека погибли.

Последствия и оценка экспедиции

После возвращения в Италию Нобиле был восторженно встречен двухсоттысячной толпой горожан. В публичных выступлениях Нобиле оценивал экспедицию как шаг вперёд в дирижаблестроении: «Если бы я вернулся в Арктику ещё раз, я бы использовал дирижабль, идентичный „Италии“. Полёты на „Италии“ стали рекордными для Арктики. В трёх полётах мы преодолели более 5 500 миль (свыше 8 851 км) за 134 часа чистого времени. Это более чем в два раза превышает общее время полёта „Норвегии“ и более чем в три раза расстояние, преодолённое капитаном Джорджем Уилкинсом » . Одновременно Нобиле подвергся резкой критике со стороны руководства страны во главе с Муссолини и проправительственной прессы. Особенное внимание уделялось тому, что Нобиле якобы трусливо бросил свою экспедицию на произвол судьбы (имелась в виду его эвакуация), и неясностям в судьбе Мальмгрена. В целом обвинительный тон был взят и американской, и советской прессой. Владимир Маяковский написал стихотворение « », в котором Нобиле был назван «фашистским генералишкой», который «предал товарищей». Крайне враждебна по отношению к Нобиле была норвежская пресса: отношение к Нобиле в Норвегии было плохим ещё со времён конфликта с Амундсеном, а после того, как Амундсен, национальный герой, погиб, пытаясь спасти своего оппонента, пресса почти не стеснялась в выражениях.

В марте 1929 года государственная комиссия признала Нобиле основным виновником катастрофы. Сразу после этого Нобиле подал в отставку из итальянских ВВС, а в 1931 году он уехал в Советский Союз, чтобы возглавить программу по строительству дирижаблей .

В 1969 году Нобиле открыл памятник в норвежском городе Тромсё , посвящённый всем погибшим в ходе экспедиции «Италии». На нём высечены фамилии восьми членов экипажа дирижабля, шести членов экипажа «Латама» и трёх итальянских лётчиков.

«Италия» в культуре

Уже в октябре 1928 года «Совкино» был выпущен документальный фильм о спасательной операции экипажа «Италии», созданный на основе материала, снятого находившимся на ледоколе «Красин» кинооператором Блувштейном .

История дирижабля «Италия» легла в основу совместного советско-итальянского фильма «Красная палатка » (1969 год), снятого Михаилом Калатозовым . Главные роли в нём исполнили Питер Финч (Нобиле), Шон Коннери (Амундсен), Юрий Визбор (Франтишек Бегоунек), Эдуард Марцевич (Мальмгрен) и Клаудия Кардинале (Валерия, единственный вымышленный персонаж). До премьеры фильма дожили четверо из непосредственных участников экспедиции и сопутствующих событий: Нобиле, Вильери, Бегоунек и Чухновский. Известно, что Нобиле посетил премьеру фильма в Риме.

Герой романа «Ужасы льдов и мрака» австрийского писателя Кристофа Рансмайра , который отправляется в арктическую экспедицию в район Шпицбергена , неоднократно вспоминает «Италию». Мать героя девочкой лично видела дирижабль, и Нобиле навсегда остался для неё кумиром. Потом она много рассказывала про него сыну.

Память

  • В 1995 году , Банком России, в серии памятных монет «Исследование Русской Арктики», выпущена монета «Спасение экспедиции У. Нобиле » достоинством 100 руб.

Примечания

  1. John Toland, Great Dirigibles: Their Triumphs and Disasters . Стр. 166-167.

В конце мая 1928 года, побывав над Северным полюсом, дирижабль «Италия» экспедиции генерала Умберто Нобиле возвращался из долгого и трудного полета. Сильный встречный ветер мешал воздушному кораблю. Дирижабль начал покрываться льдом и быстро снижаться. Предотвратить падение не было никакой возможности. Корабль ударился о ледяной торос и с грохотом потащился по глубокому снегу, оставляя на его белой поверхности обломки гондолы.

Десять человек оказались на льдине. Нобиле и механик Чечиони были тяжело ранены. Среди обломков мотора лежал мертвый моторист Помелла. Облегченный дирижабль взмыл вверх к низко нависшим облакам и навсегда скрылся в восточном направлении, унося шестерых аэронавтов.

Выброшенные на лед должны были благодарить судьбу уже за то, что вместе с ними выпали продовольствие, палатка, оружие и даже радиостанция. Радист Биаджи неутомимо каждый час выстукивал в эфир сигналы бедствия. Шло время, но никто не отвечал на тревожный зов «красной палатки».

И тогда 30 мая, в туманную, белую полярную ночь трое — итальянские офицеры Цаппи, Мариано и шведский ученый Мальмгрен — пешком по торосистому льду ушли к далеким островам Брок и Фойн, чтобы сообщить о катастрофе. Ушедших стали называть «группой Мальмгрена».

Таинственное исчезновение итальянского дирижабля взволновало весь мир. Сотни радиостанций тщетно вслушивались в эфир, надеясь принять сигналы «Италии». И вдруг 3 июня случилось невероятное. В северной деревушке Вознесенье-Вохма радиолюбитель Николай Шмидт принял слабые, еле различимые радиосигналы на незнакомом ему языке. Это был «голос» лагеря Нобиле.

РОКОВОЕ РЕШЕНИЕ

Вслед за Шмидтом сигналы услышали и другие радиостанции. С лагерем во льдах была, наконец, налажена устойчивая радиосвязь. Многие страны откликнулись на зов потерпевших катастрофу. На помощь итальянцам полным ходом шел советский ледокол «Красин».

Однако найти маленький лагерь в бескрайних арктических просторах оказалось задачей нелегкой. Много раз самолеты кружили почти рядом и, к великому огорчению итальянцев, поворачивали обратно. Все же настал тот счастливый день, когда лагерь заметили с воздуха и первый самолет сел на льдину. Это удалось сделать шведскому летчику Эйнару Лундборгу.

Давно уже на льдине решили, что первым покинет лагерь Чечиони, у которого при падении дирижабля была сломана нога. Ходить он не мог и только беспомощно ползал. Но Чечионе был слишком тяжелым, а в кабине небольшого самолета Лундборга сидел второй пилот. Шведский летчик предложил лететь Нобиле, обещая вскоре вернуться и постепенно вывезти всех.

Как начальник экспедиции Нобиле обязан был покинуть льдину последним. С другой стороны, он — тяжело раненный и больной человек — являлся обузой для лагеря. На раздумья оставались минуты, и, поддавшись уговорам Лундборга, Нобиле согласился.

«ВИЖУ ЧЕЛОВЕКА!»

Как потом сожалел он о своем опрометчивом решении! Но это было потом. А тогда взмывший в небо самолет с завистью провожали взглядом пять измученных обитателей льдины.

Той же полярной ночью Лундборг прилетел снова. Однако во время посадки самолет, задев за торос, перевернулся через «голову» и поломал винт. Так из спасателя отважный швед сам превратился в пленника.

На льдине опять потянулись безотрадные дни. Был уже июль. Морская вода потеплела, и льдина, подтаивая снизу, становилась тоньше и тоньше. Все чаще в лагере говорили о советском ледоколе «Красин», надеясь только на него. А он в это время с трудом пробивал себе путь во льдах.

Вечером 10 июля радист ледокола сквозь треск и шум принял радиограмму, взволновавшую красинцев. Летчик ледокола Борис Чухновский с воздуха у острова Карла ХII обнаружил «группу Мальмгрена», уже больше месяца блуждавшую по льдам. С этого момента моряки, забыв о сне, не уходили с палубы ни днем ни ночью. И вот, наконец, кто-то из них крикнул: «Человек! Вижу человека!» Человек бегал по льдине, словно помешанный, и странно размахивал руками. Другой лежал на спине, лишь приподняв голову.

ОПАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАЛ

Это были Цаппи и Мариано. Из противоречивого и сбивчивого рассказа итальянских офицеров выяснилось, что они оставили обессиленного Мальмгрена, будто бы по его просьбе, в ледяной могиле. Красинцы слушали этот рассказ, поражаясь жестокости спутников шведского ученого. Вечером того же дня ледокол достиг «красной палатки», и на его борт поднялись еще пятеро из экипажа погибшей «Италии», все, кто находился на льдине.

Героическая эпопея была закончена. Она дорого обошлась ее участникам. Шесть человек, унесенных на дирижабле, пропали без вести. Где-то в холодном Баренцевом море погиб знаменитый полярный путешественник Руал Амундсен, вылетевший на французском гидроплане «Латам» на спасение итальянцев.

После возвращения на родину для Нобиле началась необычайно тяжелая полоса жизни. В Италии был фашистский режим Муссолини. Нобиле разжаловали, лишили генеральского звания и даже предали суду.

Тогда он как конструктор воздушных кораблей уехал в Советский Союз, чтобы помочь нашим инженерам создать хороший дирижабль. А когда корабль был построен, не раз летал на нем, передавая свой богатый опыт пилота советским воздухоплавателям.

ЖИВОЙ ТАЛИСМАН

Нобиле пробыл в нашей стране около пяти лет. В часы отдыха он прогуливался по деревянным тротуарам подмосковного поселка, в котором находилось конструкторское бюро, в сопровождении любимой собачки Титины. Она находилась с Нобиле во всех его полетах. Была с ним и на льдине. Нобиле считал ее своим живым талисманом. Он бесконечно доверял ее чутью, и если Титина отказывалась войти с ним в гондолу дирижабля, бывало, даже отменял полет. Нобиле считал, что потерпел катастрофу в Арктике именно потому, что не послушался своего живого талисмана.

В 1936 году он возвратился в Италию, но ужиться с фашистским режимом так и не смог и три года спустя выехал в США. На родину Умберто Нобиле возвратился во время Второй мировой войны. Ему было суждено прожить еще 36 лет. Он умер очень старым человеком, успев написать несколько книг, в том числе о своем путешествии к Северному полюсу, так трагически завершившемуся.

Великие географические открытия XV-XIX веков расширили представления людей о планете. Однако две точки, чисто виртуальные, никак не отмеченные природой оставались недостижимыми — Северный и Южный полюса.

Впервые идею достижения полюса воздушным путём высказал французский аэронавт Дюпон-Делькур. На самолёте пробовал достичь Северного полюса Руал Амундсен, однако это ему не удалось. Итальянский инженер-конструктор, генерал Умберто Нобиле впервые высказал идею использовать для достижения цели дирижабль.

Умоерто увлёкся дирижаблями ещё во время Первой мировой войны.

Тогда все воюющие страны имели дирижабельные флоты.

В отличие от немецких «цепеллинов» жёсткой конструкции итальянский инженер считал более прогрессивной полужёсткую конструкцию «воздушных мамонтов» и доказал, что они лучше выдерживают сильные ветры и штормы. Основу аппарата конструкции генерала составляла лёгкая ферма, к которой крепилась мягкая оболочка. Дирижабль мог изгибаться на поворотах, как железнодорожный состав. В качестве заполняющего газа использовался водород.

В местечке Чампино, недалеко от Рима, был создан завод по производству дирижаблей, находившийся в ведении Военного министерства. Строительство возглавлял Нобиле. К 1921 году было построено 13 дирижаблей, поступивших на вооружение армии.

Правительство во главе с Муссолини поддержало идею Нобиле добраться до полюса на дирижабле, однако денег на экспедицию давать не хотело. Было выработано компромиссное решение продать дирижабль известному датскому полярному исследователю Руалу Амундсену за три четверти стоимости.

Большую часть финансирования этого проекта взял на себя американец Линкольн Эльсворт. Так осуществилась экспедиция, вошедшая в историю под названием «Экспедиция Амундсена-Эльсворта-Нобиле». Она должна была стартовать с острова Шпицберген, находящегося ближе всего к полюсу.

Путешествие из Италии к этому острову тоже представляло собой нелёгкую задачу. Сначала дирижабль прибыл в Ленинградскую область в деревню Сализи, там сохранился огромный эллинг, построенный ещё перед Первой мировой войной. Советское правительство взяло на себя все расходы, связанные со стоянкой «Норвегии», так назывался воздушный корабль.

5 мая 1926 года Нобиле взял курс на Шпицберген. Над Северным Ледовитым океаном случилось ЧП. Заглох один из двигателей. Началось обледенение. Мокрый снег, налипший на дирижабль, мгновенно смерзался и своей тяжестью перегружал корабль. Огромная серая сигара двигалась буквально в нескольких метрах от поверхности воды. Итальянцы сбрасывали в волны всё, что только можно. Однако «Норвегия» опускалась всё ниже. Тогда механик Чиччоне влез на «спину» корабля, держась за верёвку, и попытался соскоблить снег. Это помогло, «Норвегия» благополучно прибыла в Кингсбей. Сюда, в Королевскую бухту нагонял тёплые воды Гольфстрим.

И вот «Норвегия» снова поднялась в воздух и взяла курс на север. Летательный аппарат облегчили самым жёстким образом. Из личных вещей позволялось взять лишь 5 килограммов. В брезентовой гондоле отважным навигаторам было очень холодно. Внизу проплывала ледяная пустыня, изрезанная огромными торосами.

Умберто и его товарищи видели белых медведей. 12 мая 1926 года дирижабль завис над полюсом. Умберто, убедившись по приборам, что он находится над той самой заветной точкой на земной поверхности, смахнул скупую мужскую слезу. Мечта всей его сорокалетней жизни осуществилась. Командир воздушного судна отдал приказ сбросить государственные флаги — Италии, Дании и США. Через два часа «Норвегия» возобновила полёт. Нобиле несколько раз менял курс, надеясь обнаружить таинственную землю Гарриса, в существование которой верили многие полярники, в том числе и Амундсен. Однако остров не был найден. «Новегия» проплыла над полюсом льдов, средней точкой между азиатским и американским континентами. Корабль вошёл в полосу тумана.

Снова началось обледенение, прекратилась радиосвязь, вести корабль по звёздам стало невозможно. Умберто прокладывал курс с помощью компаса, который в высоких широтах часто даёт сбои.

Затем новая напасть. Пропеллеры срывали куски льда и расшвыривали их в стороны. Ледяные «пули» пробивали обшивку дирижабля. Члены команды лезли наверх и заштопывали дыры, вися над бездной. Однако все злоключения закончились, и через несколько дней дирижабль совершил посадку в селении Теллеер на Аляске.

Умберто встретили на родине как героя. Ему предоставили кафедру в Неапольском университете. Теперь Муссолини готов был вложить средства в новую экспедицию, чтобы установить на Севере приоритет Италии. Нобиле был удостоен аудиенции Папы Римского. Тот вручил ему большой деревянный католический крест, полярник должен был сбросить его на полюсе.

Началось строительство нового, более мощного дирижабля «Италия». В середине мая 1928 года он пришвартовался в Кингсбее и совершил несколько пробных полётов. 25 мая дирижабль достиг полюса были сброшены крест и итальянский флаг. Однако на следующий день рация «Италии» прекратила отвечать на позывные.

Весь мир встревожился, радиостанции настраивались на волну полярной команды. Советский радиолюбитель из деревни Вохмы Северо-Двинской области первым принял сигнал бедствия экипажа «Италии».

Оказалось, дирижабль потерпел крушение близ Шпицбергена. Произошло это так. Корабль попал в шторм, обледенелый дирижабль опустился страшно низко и ударился о высокий торос. Во время столкновения погиб механик Помелла. Гондола разломилась, и люди вывалились на лёд. Облегчённая махина вновь взмыла в воздух, унося в повреждённой гондоле 6 членов команды. Остальные 9 вместе с командиром «Италии» остались на льдине. По счастью, вместе с ними на снег вывалилось и продовольствие, палатки и самое важное — рация. Однако путешественники сильно пострадали. У Мальмгрена была сломана рука, а у Умберто ноги. Однако в руках он держал свой талисман, собачку Титтину, которую всегда брал с собой в путешествия.

Дальнейшее развитие полярной драмы красочно показано в фильме «Красная палатка». Было снаряжено несколько спасательных экспедиций. Группы на собачьих упряжках, альпийские стрелки не нашли обитателей красной палатки, и сами просили о помощи. Навстречу погибающему во льдах другу ринулся Амундсен на борту самолёта и… пропал без вести. Лишь итальянские власти проявили равнодушие. Базовый корабль экспедиции «Читта ди Милано» пытался прорваться, но столкнувшись со льдами, повернул назад. Больше итальянцы не предпринимали попыток спасти своих соотечественников.

Шведский лётчик Лундборг сумел обнаружить дрейфующих на льдине и посадить свой самолёт. Он мог взять только одного пассажира. Терпящие бедствие предоставили это право страшно истощённому Умберто. Он сел в самолёт, держа на руках Титтину. Во время второго полёта самолёт Лундборга перевернулся, и он сам стал пленником льдов. Судьбу невезучих полярников решил мощный советский ледокол «Красин». Чех Франтишек Бегоунек, участвовавший в экспедиции, так описал свои чувства: «12 июля 1928 года мы отчётливо услышали сирену «Красина». Никакая музыка в мире не казалась мне такой упоительной, как эти звуки!»

Однако шестерых унесённых «Италией» так и не нашли, так же, как и пропавшего без вести Мальмгрена.

На этот раз Нобиле встретили на родине как предателя, обвинили в крушении дирижабля и в том, что он первым был снят со льдины.

Всю оставшуюся жизнь Нобиле пришлось оправдываться. Лундборг имел приказ взять на борт именно его, генерал должен был помочь организовать поиски остальных пропавших групп. Однако враги генерала заявили, что он спасал свою шкуру.

Была создана комиссия, расследовавшая причины трагедии, в результате которой погибли 17 человек. Единственным виновником был назван Нобиле.

Умберто был уволен из ВВС Италии, не мог больше заниматься любимыми дирижаблями. Ему всё труднее становилось дышать в фашистской Италии, и он принял предложение Советской России возглавить конструкторское бюро по созданию дирижаблей. Умберто вместе с дочерью Марией приехал в СССР. Позднее он сказал в одном из интервью: «Я прожил в России пять лет. Это был самый счастливый период моей жизни».

В 1931 году конструктор принял участие в советской полярной экспедиции на ледоколе. Один из построенных под руководством итальянца дирижаблей «СССР В-6» установил в 1936 году мировой рекорд длительности полёта — 130,5 часа. Однако со временем Умберто понял что правление Сталина, по сути, представляет собой фашистский режим. В 1936 году Умберто переехал в США.

На родину он вернулся лишь после войны. Решение комиссии по причинам гибели «Италии» к тому времени было признано неверным. Нобиле вернули звание генерала ВВС и снова пригласили преподавать в Неаполь. В 1946 году он был избран депутатом Итальянской конституционной ассамблеи.

Остаток жизни путешественник посвятил систематизации научных наблюдений, сделанных им во время полётов и морских арктических экспедиций резюмировав свой опыт в книге «Мои полярные полёты», вышедшей в 1959 году. Ныне итальянцы гордятся своим героическим соотечественником, на родине Нобиле, в местечке Лауро под Салерно, установлен его монумент.

Генерал Умберто Нобиле



Геннадий Черненко
Художник А. Джигирей

Генерал Умберто Нобиле

В первой половине XX века имя итальянского авиаконструктора-дирижаблестроителя генерала Умберто Нобиле гремело во всём мире: кто не знал знаменитого командира дирижабля «Норвегия» в экспедиции Амундсена к Северному полюсу в 1926 году? Двумя годами позже Нобиле решил сам достичь Северного полюса на дирижабле собственной конструкции, названном «Италия». Однако потерпел аварию к северу от Шпицбергена, и для спасения экспедиции вышел в поход советский ледокол «Красин».

Щедрая судьба даровала Нобиле долгую и яркую жизнь. Он родился в 1885 году и покинул наш мир в 1978-м, когда люди уже начали успешное покорение космического околоземного пространства. Но в личной судьбе генерала есть годы тайн и загадок. Они связаны с Россией.

ФАШИСТЫ И КОММУНИСТЫ

В 1920-е годы считалось, что дирижабли - перспективное направление в воздухоплавании и вскоре они смогут полностью заменить аэропланы. Имя генерала Умберто Нобиле было окружено почётом и славой, и даже неудача экспедиции на дирижабле «Италия» не смогла поколебать авторитета конструктора.

Дирижабль «Италия», отправившийся в 1928 году к Северному полюсу, упал неподалёку от Шпицбергена, и семь членов экипажа были спасены подоспевшим на помощь советским ледоколом «Красин». Восьмой член экипажа, Мальмгрен, погиб. Ряд влиятельных изданий в Италии, где у власти находились фашисты, стали обвинять в гибели Мальмгрена авиаконструктора Нобиле: бездоказательно, не выдвигая никаких обоснованных претензий, не располагая фактами и неопровержимыми доказательствами. На родине генерала по указанию министра военно-воздушного флота Бальбо начали расследование. Тем не менее Рим встречал вернувшегося Нобиле и его товарищей ликованием и цветами:

Вами недовольны, - в конфиденциальной беседе сказал генералу один из давних друзей. - Муссолини не понравилось, что экспедицию спасли красные.

Не прошло нескольких дней, как генерал Нобиле получил официальное приглашение на встречу с Бенито Муссолини. Отказываться не стоило: лидер фашистов отличался редкой злопамятностью. К тому же аполитичный авиаконструктор надеялся при личной встрече добиться новых правительственных заказов.

Как ваша нога? - Муссолини, казалось, являл собой саму любезность. - Присаживайтесь, дорогой Нобиле, рассказывайте!

Генерал поблагодарил и стал рассказывать о полёте на «Италии», катастрофе и спасении. Диктатор, недослушав, поднялся:

Рад был встрече с вами, дорогой Нобиле! Отдыхайте!

Нобиле стал показывать вырезки из французских и итальянских газет с обвинениями в свой адрес и требовать разобраться в происходящем: ведь он дал личную телеграмму дуче с объяснением случившегося! Почему её не опубликовали?

Муссолини нажал кнопку и появился адъютант.

Проводите генерала, - сухо приказал ему дуче.

Генерал Нобиле понял одно: для диктатора удобнее и выгоднее иметь мёртвых героев, чем спасённых. Недовольство дуче имело и реальные выражения. Нобиле перестали пускать на завод, где строили дирижабли, а вскоре он заметил, как его повсюду сопровождают агенты службы безопасности в штатском. Так прошёл год. Умберто не сдавался. И тут произошло совершенно неожиданное. В Риме в дом генерала приехал секретарь посольства СССР в сопровождении представителя советского военного атташе.

Мы уполномочены правительством Советского Союза предложить вам занять пост генерального конструктора дирижаблей в нашей стране, - сообщили они Нобиле.

Господа, в принципе я согласен, - подумав, ответил Умберто. - Но у вас нет ни подготовленных конструкторов, ни инженеров, ни квалифицированных рабочих. Нужно купить готовый дирижабль «№ 6», построенный на наших заводах. Это позволит нам хоть с чего-то начать.

Вскоре торгпредство СССР попросило итальянский авиазавод продать новый дирижабль. Министр военно-воздушного флота Бальбо помчался за консультациями к дуче: продавать русским новый дирижабль фашистам не хотелось.

А у нас нет дирижаблей, - сердито буркнул дуче.

Новенький летательный аппарат по личному приказу министра уничтожили: нет дирижабля, нет проблем!

В Советском Союзе не забыли об итальянском конструкторе, хотя и не подавали о себе вестей. В 1930 году в Италии проходил международный конгресс геологов. Генерал получил приглашение посетить его и там вроде совершенно случайно встретился с академиком Карпинским, с которым познакомился в 1926 году во время пребывания в Ленинграде. Эта встреча оказалась не случайной, а тщательно подготовленной советской военной разведкой - дирижабли считали перспективными в военном отношении новинками. Карпинский конфиденциально повторил приглашение отправиться работать в СССР и стал настойчиво уговаривать. И Нобиле поддался. Вскоре у него объявился представитель советской стороны для заключения договора и по секрету сообщил:

Он будет завизирован лично товарищем Сталиным!

СОВЕТСКИЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР

В Москву генерал Нобиле прибыл в январе 1932 года. Его встречал лично начальник Дирижаблестроя Пурмаль. Как вспоминал генерал, Пурмаль ничего не понимал в дирижаблях, зато чётко уяснил «линию и задание партии».

Нужно в сжатые сроки построить четыреста двадцать пять дирижаблей. На это отводится не более пяти лет! У нас есть районы с полным бездорожьем, там без дирижаблей не обойтись.

Нереально, - охладил его пыл Нобиле. - Я приехал не для того, чтобы участвовать в авантюрах. У вас нет ни огромных денег, ни рабочих, ни конструкторов, ни заводов!

Всё будет! Пилоты, ангары, мастерские, деньги!

Под конструкторское бюро власти распорядились выделить помещения на верхнем этаже Петровского пассажа в Москве. За неимением ватмана чертежи поначалу делали на оборотной стороне старых географических карт. Место для строительства завода определили в деревне Долгопрудной под Москвой, куда вскоре перевели конструкторское бюро и прикрепили к нему пятьсот студентов учебного комбината Дирижаблестроя. Пятилетний план был значительно изменён, но в нём фигурировала фантастическая цифра: 58 дирижаблей. Нобиле резко возражал, но его старались убедить, что в стране победившего пролетариата возможно всё! По его настоянию из Италии всё же выписали трёх квалифицированных рабочих. Под их руководством и при участии советских специалистов в бараке под деревней Долгопрудной построили первый дирижабль по проекту Нобиле. Он получил кодовое наименование В-5. До приезда генерала в СССР не занимались строительством жёстких дирижаблей, зато научились строить мягкие. Наиболее известные из них «Комсомольская правда» и несколько воздухоплавательных аппаратов из серии «В».

В конце февраля 1933 года генерал прямо с ответственного совещания попал в Кремлёвскую больницу - он потерял сознание от приступа резких болей в животе. Диагноз врачей оказался неутешительным: перитонит!

Нобиле срочно оперировали. Всю брюшную полость конструктора заполнял гной, и врачи опасались за жизнь итальянца. Прослышав о болезни, ряд журналистов сообщили, что Нобиле при смерти, а одно агентство даже успело дать сообщение о трагической смерти известного конструктора в Советской России. К счастью, Умберто Нобиле выжил и поправился, правда, пролежать ему пришлось почти полтора месяца.