Резкая метафора примеры. Понятие метафоры. ее виды. Сущность, функции и техника использования

Человечность - это одно из самых важных и в то же время сложных понятий. Ему невозможно дать однозначное определение, ведь проявляется оно в самых разных качествах человека. Это и стремление к справедливости, и честность, и уважение. Тот, кого можно назвать человечным, способен заботиться о других, помогать и опекать. Он может видеть в людях хорошее, подчеркивать их главные достоинства. Все это можно с уверенностью отнести к основным проявлениям данного качества.

Чем является человечность?

Существует большое количество примеров человечности из жизни. Это и героические поступки людей в военное время, и совсем незначительные, казалось бы, действия в обычной жизни. Человечность и доброта - это проявления сострадания к ближнему. Материнство также является синонимом данного качества. Ведь каждая мать фактически отдает в жертву своему младенцу самое дорогое, что у нее есть - собственную жизнь. Качеством, противоположным человечности, можно назвать зверские жестокости фашистов. Человек только в том случае имеет право называться человеком, если он способен делать добро.

Спасение собаки

Примером человечности из жизни является поступок человека, который спас собаку в метро. Как-то раз в вестибюле станции "Курская" Московского метрополитена очутилась бездомная собака. Она бегала вдоль платформы. Может быть, искала кого-то, а может, просто гналась за уходящим поездом. Но случилось так, что животное упало на рельсы.

На станции тогда было много пассажиров. Люди испугались - ведь до прихода следующего поезда оставалось меньше минуты. Положение спас отважный сотрудник полиции. Он спрыгнул на рельсы, подхватил незадачливого пса под лапы и вынес его на станцию. Эта история - хороший пример человечности из жизни.

Поступок подростка из Нью-Йорка

Данное качество не обходится без сострадания и доброжелательности. В настоящее время в реальной жизни большое количество зла, и люди должны проявлять друг к другу сострадание. Показательным примером из жизни на тему человечности является поступок 13-летнего жителя Нью-Йорка по имени Нах Эльпштейн. На бар-мицву (или совершеннолетие в иудаизме) он получил в подарок 300 тыс. шекелей. Все эти деньги мальчик решил пожертвовать израильским детям. Не каждый день можно услышать о подобном поступке, являющимся истинным примером человечности из жизни. Сумма пошла на строительство автобуса нового поколения для работы юных ученых на периферии Израиля. Данное транспортное средство представляет собой мобильный класс, который поможет юным учащимся в будущем стать настоящими учеными.

Пример человечности из жизни: донорство

Нет более благородного поступка, чем подарить другому свою кровь. Это настоящая благотворительность, и каждый, кто идет на этот шаг, может быть назван настоящим гражданином и человеком с большой буквы. Доноры - это сильные духом люди, которые обладают добрым сердцем. Примером проявления человечности в жизни может служить житель Австралии Джеймс Харрисон. Почти каждую неделю он сдает плазму крови. Уже очень давно он был удостоен своеобразного прозвища - «Человек с золотой рукой». Ведь из правой руки Харрисона более тысячи раз брали кровь. И за все годы, что он занимается донорством, Харрисон сумел спасти более 2 млн. человек.

В юные годы донор-герой перенес сложную операцию, в результате которой ему пришлось удалить легкое. Жизнь ему удалось спасти только благодаря донорам, пожертвовавшим 6,5 литров крови. Спасителей Харрисон так никогда и не узнал, однако решил, что до конца жизни будет жертвовать кровь. Поговорив с врачами, Джеймс узнал о том, что его группа крови необычна, и может использоваться для спасения жизней новорожденных детей. В его крови присутствовали очень редкие антитела, которые способны решить проблему несовместимости резус-фактора крови матери и эмбриона. Благодаря тому, что Харрисон каждую неделю сдавал кровь, у врачей была возможность постоянно изготавливать новые порции вакцины для таких случаев.

Пример человечности из жизни, из литературы: профессор Преображенский

Одним из самых ярких литературных примеров обладания данным качеством является профессор Преображенский из произведения Булгакова «Собачье сердце». Он дерзнул бросить вызов силам природы и превратить уличного пса в человека. Его попытки потерпели поражение. Однако Преображенский ощущает ответственность за свои действия, и всеми силами старается превратить Шарикова в достойного члена общества. В этом проявляются высшие качества профессора, его человечность.

Гумани́зм – (от лат. humanitas – человечность , humanus – человечный ) – 1) мировоззрение, в центре которого лежит идея о человека, заботе о его правах на , свободу, равенство, личностное развитие (и т. п.); 2) этическая позиция, подразумевающая в качестве высшей ценности заботу о человеке и о его благе; 3) система общественного устройства, в рамках которого за высшую ценность признаётся жизнь и благо человека (пример: эпоха Возрождения нередко называется эпохой Гуманизма); 4) человеколюбие, человечность, уважение к человеку и т. п.

Гуманизм оформился в Западной Европе в эпоху Возрождения, в противовес предшествующей ему католической идеологии аскетизма, которая утверждала мысль о ничтожности человеческих потребностей перед требованиями Божественной природы, воспитывала презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям».
Родители гуманизма, будучи христианами, не ставили во главу мироздания человека, но только напоминали о его интересах как личности богоподобной, обличали современное им общество в грехах против человечности (любви к человеку). В своих трактатах они утверждали, что христианское учение в современном им обществе не простиралось на всю полноту человеческой природы, что непочтением, ложью, воровством, завистью и ненавистью по отношению к человеку являются: пренебрежение его образованием, здоровьем, творчеством, правом выбора супруга, профессии, образа жизни, страны проживания и многим прочим.
Гуманизм не стал этической, философской или богословской системой (см. об этом в статье Гуманизм, или Возрождение философского словаря Брокгауза и Эфрона), но, несмотря на его богословскую сомнительность и философскую неопределенность, в настоящее время его плодами пользуются и самые консервативные христиане. И, напротив, редко кто из самых «правых» христиан не ужасается тому отношению к человеческой личности, которое принято в сообществах, где почитание Единого сочетается с отсутствием гуманизма.
Однако, с течением времени, в гуманистическом мировоззрении произошла подмена: Бог перестал восприниматься центром вселенной, центром вселенной стал человек. Таким образом, в соответствии с тем, в чем полагает гуманизм свой системообразующий центр, можно говорить о двух видах гуманизма. Изначальный – гуманизм теистический (Иоанн Рейхлин, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гутен и проч.), который утверждает возможность и необходимость промысла Божия о мире и человеке. «Бог в этом случае не только трансцендентен миру, но и имманентен ему» , так что Бог для человека является в этом случае центром мироздания.
В получившем широкое распространение деистическом гуманистическом мировоззрении (Дидро, Руссо, Вольтер) Бог полностью «трансцендентен человеку, т.е. абсолютно непостижим и недоступен ему» , поэтому человек становится центром мироздания для самого себя, а Бог только «учитывается».
В настоящее время подавляющее большинство работников гуманитарной сферы считает, что гуманизм автономен, потому что его идеи не могут быть выведены из религиозных, исторических или идеологических посылок, всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации межкультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др. Следовательно, гуманизм универсален, то есть применим ко всем людям и любым социальным системам, что находит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др. Фактически, это мнение утверждает тождество современного понятия «гуманизма» понятию «естественного нравственного закона», употребляемого в христианском богословии (см. здесь и далее «Педагогическое доказательство…»). Христианское понятие «естественного нравственного закона» от общепринятого понятия «гуманизма» отличается только предполагаемой природой, то есть, тем, что гуманизм считается социально обусловленным, порожденным социальным опытом явлением, а естественный нравственный закон считается вложенным изначально в душу каждого человека стремлением к порядку и всяческому добру. Так как, с христианской точки зрения, недостаточность естественного нравственного закона для достижения христианской нормы человеческой нравственности очевидна, то очевидна и недостаточность «гуманизма» как основы гуманитарной сферы, то есть, сферы человеческих отношений и человеческого бытия.
Подтверждением абстрактности понятия гуманизма служит следующий факт. Так как естественная нравственность и понятие о любви к человеку свойственны, в том или ином проявлении, любому человеческому сообществу, то и понятие гуманизма берется на вооружение практически всеми существующими идеологическими учениями, благодаря чему существуют такие, например, понятия, как социалистический, коммунистический, националистический, исламский, атеистический, интегральный и проч. гуманизмы.
В сущности, гуманизмом можно назвать ту часть любого учения, которая учит любить человека в соответствии с пониманием этой идеологией любви к человеку и методов ее достижения.

Примечания:

XIX век принято называть веком гуманизма в литературе. Направления, которые выбирала литература в своем развитии, отражали те общественные настроения, которые были присущи людям в этот временной период.

Чем охарактеризовался рубеж XIX и XX веков

В первую очередь, это связано с разнообразными историческими событиями, которыми был полон этот переворотный в мировой истории век. Но многие писатели, начавшие свое творчество в конце XIX века, раскрылись лишь в начале XX века, и их произведениями были присущи настроения двух веков.

На рубеже XIX - XX вв. возникло множество гениальных, запоминающихся русских поэтов и писателей, и многие из них продолжали гуманистические традиции прошлого века, а многие старались их преобразовать соответственно той действительности, которая относилась к XX веку.

Революции и гражданские войны полностью изменили сознание людей, и естественно, что это существенным образом повлияло и на русскую культуру. Но менталитет и духовность народа невозможно изменить никакими катаклизмами, поэтому нравственность и гуманистические традиции начали раскрываться в русской литературе с другой стороны.

Писатели были вынуждены поднимать тему гуманизма в своих произведениях, так как количество насилия, которое испытывал русский народ, было вопиюще несправедливым, к этому невозможно было относиться равнодушно. У гуманизма нового века появляются иные идейно-нравственные аспекты, которые не были и не могли быть подняты писателями прошлых веков.

Новые аспекта гуманизма в литературе XX века

Гражданская война, заставлявшая членов семьи бороться друг против друга, была насыщена столь жестокими и насильственными мотивами, что тема гуманизма плотно переплеталась с темой насилия. Гуманистические традиции XIX века это размышления о том, каково же место истинного человека в водовороте жизненных событий, что важнее: человек или общество?

Трагичность, с которой описывали самосознание людей писатели XIX века (Гоголь, Толстой, Куприн), носит более внутренний характер, чем внешний. Гуманизм заявляет о себе с внутренней стороны мира человека, а настроения XX века больше связано с войной и революцией, которая меняет мышление русского народа в одно мгновение.

Начало XX века именуется «серебряным веком» в русской литературе, эта творческая волна принесла иной художественный взгляда на мир и человека, и определенную реализацию эстетического идеала в действительности. Символисты раскрывают более тонкую, духовную натуру человека, которая стоит выше политических переворотов, жажды власти или спасения, выше тех идеалов, которые преподносит нам литературный процесс XIX века.

Появляется понятие «творчество жизни», эту темы раскрывают многие символисты и футуристы, как Ахматова, Цветаева, Маяковский. Религия начинается играть совершенно другую роль в их творчестве, ее мотивы раскрываются более глубинным и мистическим образом, появляются несколько иные понятия «мужского» и «женского» начал.

Литература и библиотековедение

Вопросы гуманизма - уважения к человеку - интересовали людей давно, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы поднимались в экстремальных для человечества ситуациях, и прежде всего во время гражданской войны, когда грандиозное столкновение двух идеологий поставило человеческую жизнь на грань гибели, не говоря уже о таких “мелочах”, как душа, которая вообще находилась в каком-то шаге от полного разрушения.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «_________________________________________________»

(название кафедры)

«Проблема гуманизма в литературе»

на примере произведений А. Писемского, В. Быкова, С. Цвейга.

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель Разработал

д оцент студент гр.Д-112

Быстрова А.Н ___________ Ходченко С.Д

(подпись) (подпись)

_______________ ______________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

2011 год

Введение…………………………………………………………

Понятие гуманизма………………………………………………

Гуманизм Писемского (на примере романа «Богатый жених»

Проблема гуманизма в произведениях В. Быкова (на примере повести «Обелиск»…………………………………………….

Проблема гуманизма в романе С. Цвейга «Нетерпение сердца»…………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………..

Список литературы…………………………………………….

Введение

Вопросы гуманизма — уважения к человеку — интересовали людей давно, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы поднимались в экстремальных для человечества ситуациях, и прежде всего во время гражданской войны, когда грандиозное столкновение двух идеологий поставило человеческую жизнь на грань гибели, не говоря уже о таких “мелочах”, как душа, которая вообще находилась в каком-то шаге от полного разрушения. В литературе времени проблема выявления приоритетов, выбора между собственной жизнью и жизнью других решается неоднозначно разными авторами, и в реферате автор попытается рассмотреть, к каким же выводам приходят некоторые из них.

Тема реферата – «Проблема гуманизма в литературе».

Тема гуманизма является вечной в литературе. Художники слова всех времён и народов обращались к ней. Они не просто показывали этюды жизни, а пытались разобраться в обстоятельствах, побудивших человека на тот или иной поступок. Вопросы, поднимаемые автором, разнообразны и сложны. На них нельзя ответить просто, односложно. Они требуют постоянного размышления и поиска ответа.

В качестве гипотезы принято положение о том, что решение проблемы гуманизма в литературе определяется исторической эпохой (временем создания произведения) и мировоззрением автора.

Цель работы: выявление особенностей проблемы гуманизма в отечественной и зарубежной литературе.

В соответствии с поставленной целью, автором решались следующие задачи:

1) рассмотреть определение понятия «гуманизм» в справочной литературе;

2) выявить особенности решения проблемы гуманизма в литературе на примере произведений А. Писемского, В. Быкова, С. Цвейга.

1. Понятие гуманизма

Человек, занимающийся наукой, встречается с терминами, которые считаются общепонятными и общеупотребительными для всех областей знания и для всех языков, К их числу относится и понятие «гуманизм». По точному замечанию А.Ф.Лосева, «у этого термина оказалась весьма плачевная судьба, какая была, впрочем, и у всех других слишком популярных терминов, а именно судьба огромной неопределенности, многозначности и часто даже банального верхоглядства». Этимологическая природа термина «гуманизм» двойственна, то есть восходит к двум латинским словам: humus - почва, земля; humanitas -человечность. Иными словами, даже происхождение термина неоднозначно и несет в себе заряд двух стихий: земной, материальной стихии и стихии человеческих взаимоотношений.

Чтобы двигаться дальше в исследовании проблемы гуманизма, обратимся к словарям. Вот как трактует значение этого слова толковый «Словарь русского языка» С.И.Ожегова: «1.Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного застоя феодализма и католицизма». 2 А вот как определяет значение слова «гуманизм» Большой словарь иностранных слов: «Гуманизм – мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей; гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса, 14-16вв.) – общественное и литературное движение, отражавшее мировоззрение буржуазии в ее борьбе против феодализма и его идеологии (католицизма, схоластики), против феодального закрепощения личности и стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности». 3

В «Советском энциклопедическом словаре» под редакцией А. М. Прохорова дано следующее толкование термина гуманизм: «признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений». 4 Иными словами, составители этого словаря признают существенными качествами гуманизма следующие: ценность человека, утверждение его прав на свободу, на обладание материальными благами.

«Философский энциклопедический словарь» Е.Ф.Губского, Г.В.Кораблевой, В.А.Лутченко называет гуманизмом «рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам, или использует его для недостойных человека целей». 5

Обратившись к словарям, нельзя не заметить, что каждый из них дает новое определение гуманизма, расширяя его многозначность.

2. Гуманизм Писемского (на примере романа «Богатый жених»)

Роман «Богатый жених» имел огромный успех. Это произведение из жизни дворянско-чиновничьей провинции. Герой произведения Шамилов, – претендующий на высшее философское образование, вечно возящийся с книгами, которых не в состоянии одолеть, со статьями, которые только начинает, с тщетными надеждами сдать когда-либо кандидатский экзамен, –губит своей дрянной бесхарактерностью девушку, затем как ни в чем не бывало женившийся по расчету на богатой вдовушке и кончает жалкой ролью мужа, живущего на содержании и под башмаком злой и капризной бабы. Люди этого типа совершенно не виноваты в том, что они не действуют в жизни, не виноваты в том, что они — люди бесполезные; но они вредны тем, что увлекают своими фразами те неопытные создания, которые прельщаются их внешнею эффектностью; увлекши их, они не удовлетворяют их требованиям; усилив их чувствительность, способность страдать, — они ничем не облегчают их страдания; словом, это — болотные огоньки, заводящие их в трущобы и погасающие тогда, когда несчастному путнику необходим свет, чтобы разглядеть свое затруднительное положение. На словах эти люди способны на подвиги, на жертвы, на героизм; так по крайней мере подумает каждый обыкновенный смертный, слушая их разглагольствования о человеке, о гражданине и других тому подобных отвлеченных и высоких предметах. На деле эти дряблые существа, постоянно испаряющиеся в фразы, не способны ни на решительный шаг, ни на усидчивый труд.

Юный Добролюбов записывает в 1853 году в свой дневник: чтение «Богатого жениха» «пробудило и определило для меня давно спавшую во мне и смутно понимаемую мною мысль о необходимости труда, и показало всё безобразие, пустоту и несчастие Шамиловых. Я от души поблагодарил Писемского». 6

Рассмотрим более подробно образ Шамилова. Он пробыл три года в университете, болтался, слушал по разным предметам лекции так же бессвязно и бесцельно, как ребенок слушает сказки старой няни, вышел из университета, уехал восвояси, в провинцию, и рассказал там, что «намерен держать экзамен на ученую степень и приехал в провинцию, чтобы удобнее заняться науками». Вместо того чтобы читать серьезно и последовательно, он пробавлялся журнальными статьями и тотчас по прочтении какой-нибудь статьи пускался в самостоятельное творчество; то вздумает писать статью о Гамлете, то составит план драмы из греческой жизни; напишет строк десять и бросит; зато говорит о своих работах всякому, кто только соглашается его слушать. Россказни его заинтересовывают молодую девушку, которая по своему развитию стоит выше уездного общества; находя в этой девушке усердную слушательницу, Шамилов сближается с нею и, от нечего делать, воображает себя до безумия влюбленным; что же касается до девушки, — та, как чистая душа, влюбляется в него самым добросовестным образом и, действуя смело, из любви к нему преодолевает сопротивление своих родственников; происходит помолвка с тем условием, чтобы Шамилов до свадьбы получил степень кандидата и определился на службу. Является, стало быть, необходимость поработать, но герой не осиливает ни одной книги и начинает говорить: «Не хочу учиться, хочу жениться» 6 . К сожалению, он говорит эту фразу не так просто. Он начинает обвинять свою любящую невесту в холодности, называет ее северною женщиною, жалуется на свою судьбу; прикидывается страстным и пламенным, приходит к невесте в нетрезвом виде и, с пьяных глаз, совершенно некстати и очень неграциозно обнимает ее. Все эти штуки проделываются отчасти от скуки, отчасти потому, что Шамилову ужасно не хочется готовиться к экзамену; чтобы обойти это условие, он готов поступить на хлеба к дяде своей невесты и даже выпросить через невесту обеспеченный кусок хлеба у одного старого вельможи, бывшего друга ее покойного отца. Все эти гадости прикрываются мантиею страстной любви, которая будто бы омрачает рассудок Шамилова; осуществлению этих гадостей мешают обстоятельства и твердая воля честной девушки. Шамилов устраивает и сцены, требует, чтобы невеста отдалась ему до брака, но она настолько умна, что видит его ребячество и держит его в почтительном отдалении. Видя серьезный отпор, герой жалуется на свою невесту одной молодой вдове и, вероятно, чтобы утешиться, начинает объясняться ей в любви. Между тем отношения с невестою поддерживаются; Шамилова отправляют в Москву держать экзамен на кандидата;

6 А.Ф. Писемский «Богатый жених»,текст по изд. Художественная литература, Москва 1955г,с 95

Шамилов экзамена не держит; к невесте не пишет и, наконец, успевает уверить себя без большого труда в том, что его невеста его не понимает, не любит и не стоит. Невеста от разных потрясений умирает в чахотке, а Шамилов избирает благую часть, т. е. женится на утешавшей его молодой вдове; это оказывается весьма удобным, потому что у этой вдовы — обеспеченное состояние. Молодые Шамиловы приезжают в тот город, в котором происходило все действие рассказа; Шамилову отдают письмо, написанное к нему его покойною невестою за день до смерти, и по поводу этого письма происходит между нашим героем и его женою следующая сцена, достойным образом завершающая его беглую характеристику:

— Покажите мне письмо, которое отдал вам ваш друг, — начала она.

— Какое письмо? — спросил с притворным удивлением Шамилов, садясь у окна.

— Не запирайтесь: я все слышала… Понимаете ли вы, что делаете?

— Что такое я делаю?

— Ничего: вы только принимаете от того человека, который сам прежде интересовался мною, письма от ваших прежних приятельниц и потом еще говорите ему, что вы теперь наказаны — кем? позвольте вас спросить. Мною, вероятно? Как это благородно и как умно! Еще вас считают умным человеком; но где же ваш ум? в чем он состоит, скажите мне, пожалуйста?.. Покажите письмо!

— Оно писано ко мне, а не к вам; я вашими переписками не интересуюсь.

— У меня не было и нет ни с кем переписки… Я играть вам собою, Петр Александрыч, не позволю… Мы ошиблись, мы не поняли друг друга.

Шамилов молчал.

— Отдайте мне письмо, или сейчас же поезжайте куда хотите, — повторила Катерина Петровна.

— Возьмите. Неужели вы думаете, что я привязываю к нему какой-нибудь особый интерес? — сказал с насмешкою Шамилов. И, бросив письмо на стол, ушел. Катерина Петровна начала читать его с замечаниями. «Я пишу это письмо к вам последнее в жизни…»

— Печальное начало!

«Я не сержусь на вас; вы забыли ваши клятвы, забыли те отношения, которые я, безумная, считала неразрывными».

— Скажите, какая неопытная невинность! «Передо мною теперь…»

— Скучно!.. Аннушка!..

Явилась горничная.

— Поди, отдай барину это письмо и скажи, что я советую ему сделать для него медальон и хранить его на груди своей.

Горничная ушла и, воротившись, доложила барыне:

— Петр Александрыч приказали сказать, что они без вашего совета будут беречь его.

Вечером Шамилов поехал к Карелину, просидел у него до полуночи и, возвратись домой, прочитал несколько раз письмо Веры, вздохнул и разорвал его. На другой день он целое утро просил у жены прощения 7 .

Как мы видим, проблема гуманизма рассматривается здесь с позиции отношений между людьми, ответственности каждого за свои поступки. И герой – человек своего времени, своей эпохи. И он таков, каким его сделало общество. И эта точка зрения перекликается с позицией С. Цвейга в романе «Нетерпение сердца».

7 А.Ф. Писемский «Богатый жених»,текст по изд. Художественная литература, Москва 1955г,с 203

3. Проблема гуманизма в романе С. Цвейга «Нетерпение сердца»

На органическую связь мировоззрения Цвейга с идеологией буржуазного либерализма очень верно указал в статье "Смерть Стефана Цвейга" известный австрийский романист Франц Верфель, точно обрисовавший социальную среду, из которой вышел Цвейг - человек и художник. "Это был мир либерального оптимизма, который с суеверной наивностью верил в самодовлеющую ценность человека, а по существу - в самодовлеющую ценность крохотного образованного слоя буржуазии, в его священные права, вечность его существования, в его прямолинейный прогресс. Установившийся порядок вещей казался ему защищенным и огражденным системой тысячи предосторожностей. Этот гуманистический оптимизм был религией Стефана Цвейга, а иллюзии безопасности он унаследовал от предков. Он был человеком, с детским самозабвением преданным религии гуманности, под сенью которой он вырос. Ему были ведомы и бездны жизни, он приближался к ним как художник и психолог. Но над ним сияло безоблачное небо его юности, которому он поклонялся, - небо литературы, искусства, единственное небо, какое ценил и знал либеральный оптимизм. Очевидно, помрачнение этого духовного неба было для Цвейга ударом, который он не смог перенести..."

Гуманизм Цвейга уже в начале творческого пути художника приобрел черты созерцательности, а критика буржуазной действительности приняла условную, абстрагированную форму, так как Цвейг выступал не против конкретных и вполне зримых язв и болезней капиталистического общества, а против "извечного" Зла во имя "извечной" Справедливости.

Тридцатые годы для Цвейга - годы жестокого духовного кризиса, внутренней смятенности и возрастающего одиночества. Однако напор жизни толкал писателя на поиски разрешения идейного кризиса и заставлял пересматривать идеи, лежавшие в основе его гуманистических принципов.

Написанный в 1939 году его первый и единственный роман "Нетерпение сердца" также не разрешал терзавших писателя сомнений, хотя и содержал попытку Цвейга по-новому осмыслить вопрос о жизненном долге человека.

Действие романа разыгрывается в небольшом провинциальном городке бывшей Австро-Венгрии накануне первой мировой войны. Герой его, молодой лейтенант Гофмиллер, знакомится с дочерью местного богача Кекешфальвы, которая влюбляется в него. Эдит Кекешфальва больна: у нее парализованы ноги. Гофмиллер - честный человек, он относится к ней с дружеским участием и только из сострадания делает вид, что разделяет ее чувство. Не найдя в себе мужества прямо сказать Эдит о том, что не любит ее, Гофмиллер постепенно запутывается, дает согласие жениться на ней, но после решительного объяснения бежит из города. Брошенная им, Эдит кончает самоубийством, и Гофмиллер, вовсе не желая того, по существу становится ее убийцей. Таков сюжет романа. Философский его смысл раскрывается в рассуждении Цвейга о двух типах сострадания. Одно - трусливое, основанное на простой жалости к несчастьям ближнего, Цвейг называет "нетерпением сердца". Оно скрывает инстинктивное желание человека защитить свой покой и благополучие и отмахнуться от настоящей помощи страждущему и страждущим. Другое - мужественное, открытое сострадание, не боящееся правды жизни, какой бы она ни была, и ставящее своей целью оказание реальной помощи человеку. Цвейг, отрицая своим романом бесплодность сентиментального "нетерпения сердца", пытается преодолеть созерцательность своего гуманизма и придать ему действенный характер. Но беда писателя была в том, что он не пересматривал принципиальных основ своего мировоззрения и обращался к отдельному человеку, не желая или не умея понять, что истинный гуманизм требует не только нравственного перевоспитания человека, но коренного изменения условий его существования, которое явится результатом коллективного деяния и творчества народных масс.

Несмотря на то, что главный сюжет романа «Нетерпение сердца» строится на личной, частной драме, как бы вынутой из сферы общезначимых и важных общественных конфликтов, она избрана писателем для того, чтобы определить, каково должно быть общественное поведение человека 7 8.

Смысл совершившийся трагедии истолковал доктор Кондор, который объяснил Гофмиллеру характер его поведения по отношению к Эдит: «Есть два рода сострадания. Одно малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание – истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах, и даже свыше их» 8 9. А сам герой успокаивает себя: «Какое значение имело одно убийство, одна личная вина в сравнении с тысячами убийств, с мировой войной, с массовым разрушением и уничтожением человеческих жизней, самым чудовищным из всех, какие знала история?» 9 10

Прочитав роман, можно сделать вывод, что нормой личного и общественного поведения человека должно стать действенное сострадание, требующее от человека практических поступков. Вывод очень важный, приближающий Цвейга к горьковскому пониманию гуманизма. Истинный гуманизм требует не только нравственной активности человека, но и коренного изменения условий его существования, которое возможно в результате социальной активности людей, их участия в историческом творчестве.

4. Проблема гуманизма в произведениях В. Быкова (на примере повести «Обелиск»)

Повести Василия Быкова можно определить как героико-психологические. Во всех произведениях он изображает войну как страшную народную трагедию. Но война в повестях Быкова – это не только трагедия, но и проверка духовных качеств человека, ибо в самые напряженные периоды войны раскрывались все глубинные тайники души человеческой. Герои В. Быкова полны сознания моральной ответственности перед народом за свои поступки. И часто проблема героизма решается в повестях Быкова как морально-этическая. Героизм и гуманизм рассматриваются как нечто целое. Рассмотрим это на примере повести «Обелиск».

Повесть «Обелиск» была впервые опубликована в 1972 году и сразу вызвала поток писем, приведших к дискуссии, развернувшейся в печати. Речь шла о нравственной стороне поступка героя повести Алеся Морозова; один из участников дискуссии рассматривал его как подвиг, другие как необдуманное решение. Дискуссия позволила проникнуть в самое существо героизма как идейно-нравственного понятия, позволила постичь многообразие проявлений героического не только в годы войны, но и в мирное время.

Повесть пронизана характерной для Быкова атмосферой раздумья. Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него – основная мера гражданственной ценности и современного человека.

На первый взгляд, учитель Алесь Иванович Мороз не совершил подвига. За войну он не убил ни одного фашиста. Он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но это только на первый взгляд. Учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали пятерых его учеников и потребовали его прихода. В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает однозначного ответа на этот вопрос. Он просто вводит две политические позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.

Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича.

У таких, как Ксендзов, есть достаточно разумных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачук знает больше: он приник в нравственную сторону поступка Мороза. «Не будем учить мы – будут оболванивать они» 10 11 - вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушать объяснения Мороза. Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации.

Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель, - ложь. Но не сомневался в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все, чему он учил детей.

И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех – и его, и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую «закваску» своим ученикам. Ткачук, узнав, что один из них Витька, недавно помог поймать бандита, удовлетворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать» 11 12.

В повести намечены пути трех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признанный.

Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, не похожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы, скорее всего, устраниться.

Спор, который ведется в повести «Обелиск», помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты. Характеризуя общие закономерности характеров, созданных В. Быковым, Л. Иванова пишет, что герой его повестей «…даже в безвыходных обстоятельствах …остается человеком, для которого самое святое – не пойти против своей совести, диктующей нравственный максимализм поступков, которые он совершает» 12 13.

Заключение

Поступком своего Мороза В. Быков о том, что закон совести всегда в силе. У этого закона есть свои строгие притязания и свой круг обязанностей. И если человек, оказавшийся перед выбором, добровольно стремится выполнить то, что сам считает внутренним долгом, ему нет дела до общепринятых представлений. И последние слова романа С. Цвейга звучат как приговор: «…никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть». 13 14 Именно эта позиция, на мой взгляд, объединяет произведения А. Писемского, В. Быкова и С. Цвейга, написанные в разных социальных условиях, о совершенно разных в социальном и нравственном плане людях.

Спор, который ведется в повести «Обелиск», помогает понять суть героизма, самоотверженности, истинной доброты, а значит, и истинного гуманизма. Проблемы столкновения добра и зла, равнодушия и гуманизма актуальны всегда, и, как мне кажется, чем сложнее нравственная ситуация, тем сильнее интерес к ней. Конечно, эти проблемы не могут быть решены одним произведением и даже всей литературой в целом. Каждый раз это личное дело каждого. Но, может быть, людям будет проще сделать выбор, когда они будут иметь нравственный ориентир.

Список литературы

  1. Большой словарь иностранных слов: - М.: -ЮНВЕС, 1999.
  2. Быков, В. В. Обелиск. Сотников; Повести/Предисловие И. Дедкова. – М.: Дет. лит., 1988.
  3. Затонский, Д. Художественные ориентиры XX века. – М.: Советский писатель, 1988
  4. Иванова, Л. В. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. М., 1979.
  5. Лазарев, Л. И. Василь Быков: Очерк творчества. – М.: Худож. лит., 1979
  6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/С. И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. М. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003.
  7. Плеханов, С. Н. Писемский. – М.: Мол. Гвардия, 1987. – (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.; Вып. 4 (666)).
  8. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989.
  9. Философский энциклопедический словарь. /Под ред. Е.Ф.Губского, Г.В.Кораблевой, В.А.Лутченко. –М.: ИНФРА-М, 2000.
  10. Цвейг, Стефан. Нетерпение сердца: Романы; Новеллы. Пер. с нем. Кемеровское кН. изд-во, 1992
  11. Цвейг, Стефан. Собрание сочинений в 7 томах. Том 1, Предисловие Б. Сучкова, - М.: Изд. «Правда», 1963.
  12. Шагалов, А. А. Василь Быков. Повести о войне. – М.: Худож. лит., 1989.
  13. Литература А.Ф. Писемский «Богатый Жених»/текст печатается по издании художественной литературы,Москава,1955 г.

2 Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/С. И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. М. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. – с. 146

3 Большой словарь иностранных слов: - М.: -ЮНВЕС, 1999. – с. 186

4 Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – с. 353

5 Философский энциклопедический словарь. /Под ред. Е.Ф.Губского, Г.В.Кораблевой, В.А.Лутченко. –М.: ИНФРА-М, 2000. – с. 119

6 Плеханов, С. Н. Писемский. – М.: Мол. Гвардия, 1987. – (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.; Вып. 4. 0с. 117

7 8 Стефан Цвейг. Собрание сочинений в 7 томах. Том 1, Предисловие Б. Сучкова, - М.: Изд. «Правда», 1963. – с. 49

8 9 Цвейг Стефан. Нетерпение сердца: Романы; Новеллы. Пер. с нем. Кемеровское кН. изд-во, 1992. – с.3165

9 10 Там же, с.314

10 11 Быков В. В. Обелиск. Сотников; Повести/Предисловие И. Дедкова. – М.: Дет. Лит., 1988. – с.48.

11 12 Там же, с.53

12 13 Иванова Л. В. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. М., 1979, с.33.

13 14 Цвейг Стефан. Нетерпение сердца: Романы; Новеллы. Пер. с нем. Кемеровское кН. изд-во, 1992. - с 316


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70594. Построения организационно-функциональной модели компании 149.76 KB
На основании миссии формируются цели и стратегии компании. Объединяя классификаторы в функциональные группы и закрепляя между собой элементы различных классификаторов с помощью матричных проекций можно получить модель организационной структуры компании.
70595. Шаблоны организационного бизнес-моделирования 113.52 KB
Миссия представляет собой результат позиционирования компании среди других участников рынка. Поэтому миссию компании нельзя описывать путем анализа ее внутреннего устройства. Для построения модели взаимодействия компании с внешней средой определение миссии компании на рынке необходимо...
70596. Полная бизнес-модель компании 98.29 KB
Организационный анализ компании при таком подходе проводится по определенной схеме с помощью полной бизнес-модели компании. Возможности компании определяются характеристиками ее структурных подразделений и организацией их взаимодействия.
70597. Типовое проектирование ИС 46 KB
Типовое проектное решение ТПР это тиражируемое пригодное к многократному использованию проектное решение. Принятая классификация ТПР основана на уровне декомпозиции системы. Выделяются следующие классы ТПР: элементные ТПР типовые решения по задаче или по отдельному виду обеспечения...
70599. Безопасность жизнедеятельности, курс лекций 626 KB
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.
70602. МОДУЛИРОВАННЫЕ СИГНАЛЫ 177.5 KB
Дискретизация непрерывных сигналов заключается в том, что вместо передачи непрерывного сигнала передаются лишь значения его в отдельные моменты времени, взятые достаточно часто, чтобы по ним можно было воспроизвести непрерывный ситная