Риторика обучение. Что такое ораторское искусство и как ему научиться. Выступление с докладом

Человек кузнец своего счастья. Да, действительно, ведь именно от деятельности человека за­висит его будущее, его положение в мире, в обществе. Именно от интеллекта, разума и труда человека зависит деятельность, кото­рая будет определять его дальнейшую судьбу, а значит, и счастье. Жизнь - это великая наука, которая как я считаю, не менее важная, чем все остальные. И если не усвоить основные моменты и золотые правила жизни, то столкновение с проблемами очень серьезно может повлиять на дальнейшее существование человека, а следовательно, на его счастье. Это столкновение может приве­сти к роковой, неисправимой ошибке, полностью нарушающей и, возможно, разрушающей человека, последствия могут быть самыми необратимыми.

Я думаю, что помимо труда и разума, человеку важно иметь цель в жизни, то есть, ту главную метку и уровень, которые необходимо будет достичь в процессе существования, для того чтобы знать, где все-таки можно найти свое счастье.

Безусловно, полноценная, счастливая жизнь невозможна без самореализации человека. Ведь счастье заниматься тем, к чему че­ловек способен, что отвечает его вкусам.

Человек славен тем, какой жизненный отпечаток он оставил пос­ле себя в истории. Например, у врачей - это тысячи вылеченных, возвращенных кжизни людей, у писателей-это бессмертные лите­ратурные богатства, у художников-гениальные картины, которые удивляют и завораживают человечество на протяжении веков. Для них это является великим счастьем, так как своим трудом они смогли принести людям незабываемые радость и наслаждение.

Таким образом, все должны понимать, что жизнь, прожитая толь­ко для себя, - это прах, который развеется бесследно. Только стрем­ление достичь высоких идеалов добра, справедливости, стремле­ние помочь людям, быть им необходимым, быть справедливым - вот что делает человека счастливым. На жизненном пути, к сожале­нию, есть множество препятствий и испытаний. И именно тогда человеку необходима вера, которая спасает от ошибок и помогает найти правильный выход из затруднительной ситуации, может рас­крыть ворота в счастливое будущее.

Тяжело представить человека, который бы не занимался делом, полезным для людей. Речь уже идет не про действия ради человече­ства или ради общества. Это может быть работа для людей, которые живут рядом с тобой. Человек для людей - так называется компо­нент понимания счастья. Другой, не менее важный для человека компонент счастья, - это личный. Дружба, любовь, хорошая се­мья, крепкое здоровье - вот что необходимо каждому. Какое счас­тье создать свою семью, верить в то, что она - верная надежда и опора в любой беде.

Что касается меня, то для достижения счастья хочу сначала вы­расти гражданином с активной жизненной позицией, хочу уверен­но ориентироваться в проблемах современности, видеть перспек­тивы решения этих проблем. Для этого хочу правильно выбрать свою будущую профессию, чтобы создавать счастье не только для себя лично, но и для государства в целом. Для достижения заветной цели в жизни необходимо приложить много усилий, возможно, от чего- то отказаться, что-то в себе преодолеть, претерпеть полосу неудач и всегда верить, что счастье все-таки существует, что оно достижимо.

Ж ил-был на селе старый кузнец. Его кузница была такой же старой, как он сам.
В том селе с незапамятных времён существовал обычай: в канун Нового года все жители села сходились к кузнецу с кусочками свинца гадать. Они выливали расплавленный свинец в холодную воду, а потом смотрели, что получится, будет счастье или нет. Потому что без счастья, каким бы малым оно ни было, человек не может жить.
Так вот и сегодня - народу набралось полна кузница, и у каждого в руках кусок свинца. Все ждали полуночи.
В полночь кузнец насыпал углей в горн и начал раздувать мехи. Когда угли в горне раскалились докрасна, кузнец дал людям железный ковшик, чтобы каждый сам плавил в этом ковше свинец и сам лил своё счастье. Но вот подошла очередь и самого кузнеца. Он бросил свинец в ковшик, расплавил его, вылил в воду и подождал, пока свинец остынет. А когда вынул его из воды, видит, что получилось ни то ни сё.
- Эх! - воскликнул кузнец.- Раз нет у меня счастья, так я сам своё счастье выкую!
Положил кусок железа в огонь, раскалил и начал ковать так, что всё вокруг грохотало. Вскоре показалась голова, затем плечи, туловище, ноги.
Человек!
Кузнец достал железного человечка из огня, кинул его в воду. А вскоре из воды высунулась голова мальчика. Он сам вылез из корыта.
Не успел кузнец оглянуться, а Железный мальчик уже стоял рядом с отцом, размахивая большим молотом, и ковал так, что искры летели во все стороны.
Когда мальчику исполнилось три года, он выковал палицу весом в тридцать пудов и пошёл по белу свету.
Шёл день, шёл ночь, пока не дошёл до какого-то дома. Решив отдохнуть, он бросил свою палицу на завалинку, а палица пробила завалинку и упала в погреб.
Железный мальчик нагнулся, сунул руку в дыру, вытащил палицу. Потом вошёл в дом и попросился ночевать. Но лишь только мальчик лёг на кровать, как она под ним развалилась. Однако Железный мальчик и ухом не повёл - спит, да и всё. Утром он встал и пошёл дальше.
По дороге он встретил старика. Старичок попросил:
- Помоги мне, сынок, обмолоти за меня барский хлеб. У меня силы нет, а барин-то наш - сам чёрт!
Мальчик согласился и пошёл в овин. Там он за один час обмолотил столько хлеба, сколько старик и за день не сумел бы.
Управился мальчик и говорит:
- А теперь я вашего барина попугаю!
Взял свою палицу и грохнул ею по стене барского замка. Сперва накренились башенки, а потом рухнул и весь замок. И барин там остался.
Тогда люди спросили:
- Кто же теперь барином будет?
- Вы теперь сами себе хозяева, - ответил Железный мальчик.
- Но кто будет править нами?
Мальчик помахал своей железной палицей и сказал:
- Каждый сам кузнец своего счастья!
И ушёл.
С той поры в той стране не было никаких господ.

Над дверью прозвенел маленький колокольчик, оповещающий о том, что пришел новый покупатель. Посетитель робко и медленно прошел через стеллажи с разнообразным счастьем и остановился у стойки. Дождавшись нового покупателя, я поклонился, придерживаясь норм приличия, установленных в этой стране.

Слишком безэмоционально, словно робот. Причина? Для меня стало слишком скучно наблюдать за этими странными существами, гоняющимися за призрачным счастьем.

З-здравствуйте!

В этот раз посетителем была ещё совсем юная девушка, не старше шестнадцати лет. Кажется, таких, как она, называют «серые мышки». Это я понял, лишь посмотрев на неё: невзрачная внешность, тихий голос и полное отсутствие гордости.

Чем я могу Вам помочь?

Я прожил не одно столетие, мне и раньше доводилось иметь дело с такими людьми. На вопрос, что им не хватает для счастья, всегда отвечали, что красоты или славы. Но это часто ошибочное предположение. Для счастья им не хватало уверенности в себе.

Как печально.

Я… я хочу… хочу быть счастливой.

И что же, по вашему мнению, Вам нужно для счастья?

Девушка втянула голову в плечи, словно старалась стать меньше и незаметней. С такими людьми слишком трудно работать.

У меня… у меня нет красивой внешности и богатых родителей… Но я хочу… хочу, чтобы люди замечали меня.

И что же Вас осчастливит? Деньги? Красота? Или может… Связи?

Не понимаю я этих глупых людишек. Но и не в моей компетенции указывать покупателям на то, что им необходимо и вести по правильному пути, ведь иначе я лишусь своей работы. Каждый сам принимает решение и отвечает за них в последствии. А правильное оно или же нет судить не мне.

С-славы. Я хочу… быть популярной. Тогда я не буду одна. У меня появятся друзья, меня будут любить!

Лицо девушки просияло, на губах появилась еле заметная улыбка. Так она казалась намного милее. Будь она более уверена в себе, думаю, многие бы её заметили. Но это не моё дело. Главное я услышал.

Прошу Вас, следуйте за мной.

Печально, как же это печально.

Моя посетительница украдкой осматривала лавку, в которой можно было приобрести всё: любовь, славу, красоту и многое другое. Всё то, что, по мнению покупателя, осчастливит его. Но даже «счастье» с одним названием бывает разным. Например, та же слава, которую просит сегодняшний посетитель. Славы можно достигнуть разным путем: стать певицей, актрисой, моделью или писателем, открыть свое дело. Не важно, что это будет, ведь итог всегда один.

Прошу. Выбирайте.

Я снова поклонился и, оставив посетителя, вернулся к своему рабочему месту, украдкой наблюдая за девушкой.
Этот посетитель выбирает дольше остальных. Некоторые, не глядя, хватает первое попавшееся на полке, а кто-то уже точно знает, чего хочет, другие же, как эта девушка, выбирают долго и тщательно.

Я…я выбрала, - девушка поставила пузырек с золотой жидкостью на стойку.
Я взглянул сначала на бутыль, затем и на покупателя. От столь пристального взгляда девушка съежилась, не зная куда себя деть.

Как интересно. Этот экземпляр очень интересен.

Вы уверены? Выбрав сейчас, второго шанса уже не будет.

Я… Да, уверена. Сколько это стоит?

О нет. Я не беру денег.

Н-но… как же… что тогда… какова же оплата?

В вашем случае, ваше сердце.

С-сердце? - глаза девушки округлились, губы задрожали. И все-таки, она преинтереснейший экземпляр.

Верно. Вы получите славу, о которой мечтаете, но взамен вам запрещено любить. Такова плата за «счастье», которое выбрали Вы, - девушка вздохнула с облегчением. Порой я поражаюсь тому, как эти странные существа принимают все… ммм…как это говорят… а…вспомнил… за чистую монету.

Я согласна. Спасибо, - схватив бутылочку со счастьем, девушка уже собиралась уходить.

Постойте. Это не всё. Вот, - я положил перед девушкой свиток. - Прошу Вас подписать это, дабы контракт вступил в силу. И ещё. Это, - я указал на пузырек, который девушка держала в руках, крепко прижимая его к груди. - Вы должны выпить сегодня перед сном, можете добавить его в чай или воду.

Поставив рядом чернильницу с пером, я удалился. Девушка робко развернула свиток, внимательно вчитываясь в его содержание, дрожащей рукой макнула перо в чернильницу. Таких я встречаю впервые. Пусть многие и сомневались в выборе счастья, но договор подписывали без раздумий.

Однако ж, это очень интересно.

Что-то не так? - похоже, я напугал девушку своим внезапным возвращением, отчего перо выпало из её пальцев.

Н…нет… - быстро схватив перо и поставив подпись, девушка поклонилась и немедля выбежала из магазина.

Был уже вечер, а потому, закрыв на время свой магазинчик, я поднялся на второй этаж. На моем плече сразу же умостился ворон, громко шелестя крыльями.

Побольше эмоций, Бруно. Кар. С такой миной только людей пугаешь. Кар.

Ворон слишком много ворчал, вечно отчитывая меня. Нахальная птица.
Положив договор на стеллаж, где уже было множество похожих и устроившись в потрепанном временем кресле, я внимательно следил за появившейся картинкой на экране старенького телевизора. Сегодняшняя девушка, сидя на кровати, внимательно рассматривала пузырек, явно сомневаясь в своем решении. Но спустя пару минут, кивнув, выпила содержимое и легла спать. Рядом с кроватью я заметил гитару.

Певица, значит.

Узнав все, что мне требовалось, я снова спустился вниз, открывая магазин.

Кар. Всего за каких-то четыре месяца она достигла таких высот.

Ворон был прав. С того дня жизнь девушки кардинально изменилась. На следующий день её заметили. А сейчас её песни крутят по всем известным музыкальным каналам. Её приглашают на множество разных шоу. А сама девушка стала выглядеть совершенно иначе: обрезала длинные волосы и покрасила их, проколола уши и даже сделала пирсинг. Стиль в одежде так же изменился к лучшему: вместо мешковатого и выцветшего свитера и старых джинс, короткие юбки и яркие топы.

Поначалу я изредка наблюдал за этой девушкой, следил за тем, чтобы условия договора не было нарушено и поначалу она меня заинтересовала, как новый экземпляр для моего исследования людей. Но со временем её жизнь перестала меня интересовать. Я ожидал большего, но и этот человек оказался лишь посредственностью.

Кар. Бруно, кар. Бруно. Бруно. Кар. Кар, - ворон каркал слишком громко, летая по всей комнате и громко хлопая крыльями.

Забежав на второй этаж, дабы успокоить эту несносную птицу, мешающую мне работать, я сразу же обратил внимание на стеллаж, на котором складывались свитки, и которые сейчас были разбросаны по всему полу. Свиток, подписанный этой девчонкой, медленно догорал, что означало лишь одно - договор был нарушен.

С момента, как эта девушка достигла своей цели, я перестал следить за её жизнью. Редко договора нарушали. Но этот экземпляр и правда оказался довольно занимательным. На экране телевизора снова появилась та девушка, которая сейчас сидела в кафе за столиком, а напротив неё был парень. Они мило беседовали, изредка девушка смеялась над шутками своего собеседника, попивая заказанный коктейль. Когда пара уже собиралась уходить, парень направился к кассе, оплатить счет. Девушке позвонили, но стоило ей только принять звонок, как телефон из её рук выпал, она схватилась за грудь, оседая на пол.

Жаль. Очень жаль.

Выключив телевизор за его ненадобностью, я медленно спустился на первый этаж, откуда донесся звук колокольчика.

Бруно, Кар, - ворон, держа в лапах газету, кружил под потолком. Когда же ему это надоело, он выпустил газету, которая с громким шлепком упала на стойку.

Не мешай, глупый ворон, - я пытался отогнать надоедливую птицу, что у меня получалось не очень.

Кар. Смотри, - он стал дергать меня за волосы и одежду, утягивая в сторону стойки.

Я же сказал, не мешай, глупая птица.

Страница, кар. Первая, Кар, Кар.

Все же сдавшись, я взял газету. В глаза сразу же бросился заголовок.

Восходящая звезда скончалась.

Восходящая звезда, Моннэ Элайз, скончалась, так и не приходят в сознание. Сердце девушки…

За продукт всегда следует платить. То, что не было достигнуто собственными силами, словно вещь, купленная в магазине, всегда требует оплаты.
Колокольчик над входной дверью призывно прозвенел.

Приветствую Вас! Мое имя Бруно. Добро пожаловать в лавку «Счастье».

Что такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох.

Неизменным остается значение риторики для жизни человека. Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей. Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера.

Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах. В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики.

Первый тренинг посвящен письменной речи. Подготовка ораторской речи перед выступлением является основой, на которой строится искусство ораторского мастерства. Тщательно проработанная речь – уже полшага на пути к успешному выступлению. Итак, работа над речью обычно проводится в несколько этапов.

  • Для начала необходимо провести сбор информации и ее доскональное изучение. Очень важно обращаться к нескольким источникам для того, чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон. Оратора должна отличать хорошая осведомленность не только во всех актуальных новостях, но и в основных тенденциях всех сфер жизни человека. Уделите изучению информации достаточное время. В завершение этого этапа нужно произвести структурирование собранной информации.
  • Далее при работе над речью оратор должен подумать о том, как привлечь свою аудиторию. Речь оратора всегда имеет своей целью то или иное воздействие на слушателя. При подготовке к выступлению необходимо изучить публику, ее интересы, манеру общения и прочее. Успех выступления измеряется тем, был достигнут необходимый эффект или нет. Чтобы достичь его, необходимо говорить на понятном публике языке о том, что ей интересно.
  • Обучение риторике заключается еще и в выстраивании цели своего выступления. Бесцельное разглагольствование перед публикой – удел демагога. Такие речи не привлекают необходимую аудиторию. Именно поэтому нужно научиться ставить во главу своего выступления ту или иную острую проблему, которую необходимо решить. Ее решение – и есть цель выступления, объединяющая аудиторию и оратора.
  • Публика доверяет тому оратору, который раскрывается перед ней как личность. Поэтому очень важно включать в речь свои собственные мысли по обсуждаемому вопросу. Мало кто станет слушать оратора, не имеющего своей четкой позиции. Для этого и необходимо пропустить через свой опыт и свое мировоззрение всю собранную информацию и сформировать свою собственную позицию.

Ораторское искусство это, прежде всего, умение готовить речь так, чтобы она захватила внимание целевой аудитории.

Не менее важно правильно подготовиться к самому выступлению.

Подготовка к выступлению

Правила ораторского искусства гласят, что любое выступление должно быть хорошо спланировано.

Хотя оратору необходимо быть готовым также и к спонтанной речи. Для подготовки ораторского выступления обычно применяется следующая схема.

  • В первую очередь, нужно отказаться от выступления по бумажке. Можно оставить на бумаге только план и короткие пометки о важных моментах, которые необходимо упомянуть. Таким образом, основную часть речи лучше выучить. Именно поэтому ораторские навыки включают в себя отличную память, которую необходимо регулярно тренировать.
  • Обучение ораторскому мастерству заключается также в том, чтобы следовать структуре выступления. Это придает речи логичность и целостность. Необходимо четко ограничить вступление, основную часть и заключение. Желательно уделить особое внимание именно вступлению, так как в этот момент начинает формироваться отношение публики к оратору.
  • Рекомендуется заранее продумать организационные вопросы выступления, то есть по возможности ознакомиться с площадкой для выступления, обсудить с организаторами технические моменты относительно работы микрофонов, приготовить воду и т.д.
  • Ораторские навыки включают в себя не только различные способности к выступлениям, но и умение хорошо выглядеть. Оратор всегда должен выглядеть опрятно, так как внешний вид – это первое, на что обращает внимание публика.

Ораторское искусство, учит привлекать людей и вести их за собой, что практически необходимо для многих профессий. Однако отличным оратором не рождаются, поэтому обучение риторике актуально с давних времен и по сей день.

Приемы хорошего оратора

Ораторские приемы – что это? Это всем известные хитрости, которые оратор использует для того, чтобы сделать речь доступной для аудитории и чтобы повысить усвояемость информации. Таких приемов огромное множество. Ниже представлены два базовых ораторских приема.

  1. Сравнение. Часто речь оратора изобилует абстрактными описаниями, которые сложно представить в уме. Так как информация лучше воспринимается, когда она получает образную проекцию в сознании, оратор прибегает к сравнениям, которые делают абстрактное более материальным. Для передачи определенного настроения оратор иногда применяет скрытые сравнения – метафоры.
  2. Повтор. Все знают выражение «Повторение – мать учения». Искусство ораторства часто обращается к этой поговорке, потому что чем чаще человек получает одну и ту же информацию, тем прочнее она закрепляется в его сознании. Для оратора очень важно донести до слушателя главную мысль своего выступления, в чем ему помогает уместное повторение ключевой мысли.

Помимо сравнения и повтора, правила ораторского искусства также советуют обращаться к аллегориям, риторическим вопросам, призывам, гиперболам, иронии и другим средствам речевой выразительности.

Техника речи

Выступление перед аудиторией – это своего рода физическая работа. Ораторы знают, что это часто дается непросто. Ораторское мастерство и искусство речи требует от выступающего работы над техникой произнесения речи, которая включает в себя следующие аспекты.

Дыхание

Во время активной речи темп дыхания человека изменяется: вдох становится короче, а выдох длиннее. Правила ораторского искусства требуют выполнения специальных упражнений для постановки речевого дыхания. Оратору во время вдоха требуется больший объем воздуха, а также его более экономичный расход в процессе речи. Кроме того, на ровность дыхания оказывает влияние волнение, от которого нужно учиться избавляться.

Громкость

Ораторское мастерство и искусство речи заключается в способности управлять собственным голосом. Оратор должен одинаково хорошо говорить громко и тихо в зависимости от ситуации. Также в пределах одного выступления необходимо выделять основную информацию при помощи изменений тона голоса.

Дикция

Понятная речь – четкая и чистая. Чтобы добиться правильного произношения звуков и слогов, ораторы тщательно следят за работой своего артикуляционного аппарата и регулярно тренируют свою дикцию при помощи скороговорок.

Темп

Риторика ораторское искусство склоняется к среднему темпу произнесения речи. Оратор не должен стрелять словами как из пулемета, равно как и не должен растягивать слова. Как правило, в процессе обучения и с приобретением опыта оратору удается найти наиболее комфортный для себя и для слушателя темп речи.

Интонация

Интонационные изменения делают речь яркой, живой и более доступной для восприятия. Тренировать интонацию помогает выразительное чтение художественной литературы вслух.

Любое начинание, на первый взгляд, кажется сложным, однако не стоит бояться. При правильном подходе и усердном обучении можно овладеть любым ремеслом и искусством – даже таким требовательным, как риторика.

Ораторское искусство – это один из самых ценных навыков, который поможет Вам лаконично, красиво и без особых проблем донести к собеседнику свою точку зрения. Есть люди, которые от природы ораторы, им только дай тему и можно часами слушать. Но что делать тем, кто хочет овладеть данными умениями, а природа врожденных способностей не дала?
Ораторское искусство, как и любой другой навык, можно развивать, тренировать, усовершенствовать. В данной статье мы дадим 6 полезных советов, благодаря которым вы сможете развить в себе невероятные способности, и уже менее чем за месяц свободно выступать на публике, концентрируя внимание слушателей на своей речи.

1. Что вызывает наибольшие трудности у начинающих ораторов? Как правило, это недостаточный запас слов и ограниченный лексикон. Решение простое, нужно говорить, говорить и еще раз говорить. Делать это можно у себя дома. Берите любой предмет, который увидите – фен, ваза, сковородка, в общем не важно, что это будет. А далее на протяжении 5-и минут постарайтесь про него рассказать, охарактеризовать все особенности данного предмета, пояснить какой он чудесный и необходимым. Сначала будет тяжело, но со временем вы легко справитесь с данной задачей. Когда увидите, что пяти минут становится мало, то увеличьте время, рассказывайте 10, 20, 30 минут. Я знал людей, которые без особых проблем могли говорить часами на заданную тему, при этом никогда не повторяться в фразах и своих мыслях.

3. Темп речи – еще одна особенность, которую стоит освоить. Следите за тем, как вы говорите. Слишком быструю речь слушатель может не разобрать, а медленная вгоняет в скуку. Старайтесь выдерживать паузы, выделять нужные места интонациями, поднимать и понижать голос, тем самым привлекая внимание аудитории.

4. Рассказывать дома о предметах – это хорошо, но для того, чтоб оттачивать мастерство ораторского искусства, нужно больше общаться с живыми людьми. Легче всего оттачивать ораторское искусство студентам. Вы имеете доступ к выступлениям перед своей группой, причем во время выступления можете отследить реакцию, поведение аудитории, их настроение и желание слушать.

5. Ваша речь не должна быть сухой. Старайтесь время от времени использовать поговорки, цитаты известных людей, а также юмор. Кстати, юмор играет очень большую роль. Умение вовремя и метко пошутить – это качество хорошего оратора, который может без проблем держать свою аудиторию, а в нужный момент снять накопившиеся напряжение.


Со временем, когда вы расширите свой словарный запас, и начнете применять все полученные знания на практике, вы заметите, как изменилась ваша речь, как собеседник внимательно вслушивается в каждое сказанное слово, как аудитория пристально следит за вашими высказываниями и фразами.