Шестой школьный день в школе. Шестой школьный день недели в библиотеке: советы по организации. Материалы для работы с учащимися

Подростковый возраст - самый сложный жизненный этап, поскольку именно в это время ребенок превращается во взрослого человека и сталкивается с незнакомыми ему чувствами. Подростки сильнее всего подвержены одиночеству. По каким причинам взрослеющий ребенок может испытывать одиночество? Как помочь подростку, у которого нет друзей? Что делать, если ребенок потерял старых приятелей из-за переезда в другой район или город? Как помочь подростку, который поссорился с лучшим другом или пережил несчастливую первую любовь? Полезные советы для родителей.

Подростковый возраст – самый сложный в психологическом плане период жизни ребенка. Он постепенно превращается во взрослого человека, и порой сталкивается с такими трудностями, которые ему очень трудно решить самостоятельно. Одна из наиболее частных проблем, с которой сталкиваются подростки – одиночество.

Причины одиночества у подростков .

Причинами, по которым подросток начинает чувствовать себя одиноким, обычно являются:

  • трудности в общении со сверстниками
  • потеря старых друзей из-за смены места жительства или перехода в другую школу
  • ссора с лучшим другом или друзьями
  • неудавшаяся первая любовь
Все названные выше причины являются очень серьезными, и требуют особого внимания со стороны родителей, поскольку отсутствие поддержки и помощи в столько трудный для ребенка момент может привести к психологическим расстройствам и тяжелой депрессии. Всегда помните о том, что подростки намного острее, чем взрослые воспринимают одиночество в силу своего возраста, а значит родители должны сделать все возможное для того, чтобы помочь ребенку справиться с тем, что его беспокоит.

Признаки подросткового одиночества .

Распознать одиночество среди сверстников, которое испытывают школьники постарше и подростки, обычно трудно, поскольку лишь немногие из них привыкли делиться с родителями своими внутренними переживаниями и подробно рассказывать, как прошел их день. Изменения в поведении, на которые стоит обратить внимание в этом случае – это нежелание ребенка выходить из дома, участвовать в школьных мероприятиях, его замкнутость. Если к подростку никогда не приходят в гости друзья, никто не звонит ему по телефону, и вместо того, чтобы гулять на каникулах, он предпочитает сидеть дома, уткнувшись в книгу или компьютер – все это может свидетельствовать о проблемах, имеющихся у ребенка.

Если у подростка нет друзей .

В подростковом возрасте трудности в общении со сверстниками чаще всего возникают из-за несоответствия интересов. Период взросления характеризуется сменой вкусов и увлечений, и порой ребенку просто не удается найти общий язык со своими ровесниками из-за того, что ему не нравится то, что предпочитает большинство его знакомых. Речь может идти обо всем, чем угодно: о музыкальных пристрастиях, вкусе в одежде, любимых фильмах, способах времяпрепровождения и т.д.

Если у вашего ребенка проблемы в общении именно из-за несоответствия интересов, для начала следует поговорить с ним, чтобы понять, действительно ли он страдает из-за невозможности найти друзей, понимающих его. Некоторые дети подросткового возраста используют период своего одиночества как возможность для саморазвития: они посвящают много времени своему хобби, охотно осваивают новые умения, активно занимаются спортом или рисованием. Если ваш ребенок одинок, но не страдает от этого, а его настроение и поведение не вызывают у вас беспокойства, скорее всего со временем у него сам собой поменяется круг общения, и он найдет новых друзей по интересам.

Если же подросток выглядит подавленным из-за невозможности завести друзей, стоит попытаться помочь ему найти в периоде одиночества возможность для саморазвития. Поговорите с ним о том, чем ему нравится заниматься. Быть может, ваш ребенок уже давно мечтает научиться играть на гитаре, танцевать или выучить иностранный язык, просто никогда не упоминал вам об этом. Самое время записать его на соответствующие курсы или в кружок, ведь тогда ему не только будет чем заняться в свободное время, но у него появится и возможность познакомиться с новыми людьми, среди которых, вероятно, найдутся ровесники, разделяющие его интересы.

Если подросток не заинтересован в получении новых знаний, попробуйте помочь ему спланировать досуг: съездите с ним в поход, покатайтесь на лошадях, устройте развлекательную поездку в другой город или сходите вместе на интересную выставку или концерт. Если у вас есть возможность, устройте с подростком шоппинг, купите ему новую одежду, планшетный ПК или фотоаппарат. Отдых и развлечения подарят новые впечатления и хотя бы на время отвлекут ребенка от состояния подавленности.

Смена места жительства и потеря старых друзей.

Смена места жительства или школы, из-за которой подросток теряет старых друзей, также может стать настоящей трагедией для него, поскольку в переходном возрасте детям намного труднее заводить новые знакомства, чем в раннем детстве.

Если вам пришлось переехать, поговорите со своим ребенком, объясните ему, что поддерживать дружбу можно и на расстоянии, благодаря тому, что сейчас есть интернет. Почаще кладите денег на мобильный телефон ребенка, чтобы он мог звонить старым друзьям и не ругайтесь на него, если он много времени проводит в социальных сетях, общаясь с ребятами, с которыми его теперь разделяет расстояние. Если вы всего лишь сменили район проживания, разрешите подростку в выходные съездить на встречу со старыми приятелями.

Если ребенок поймет, что старая дружба не исчезнет из-за вашего переезда, и встречи все равно будут возможны, пусть и не так часто, как раньше, переживать период одиночества ему будет намного легче.

Ссора с другом и несчастливая первая любовь .

Все вышеперечисленные способы помогут подростку справиться с одиночеством и в том случае, если он поссорился с лучшим другом или друзьями, или пережил несчастливую первую любовь, но нужно помнить, что в таких ситуациях ему будет необходима более сильная моральная поддержка.

Нужно откровенно поговорить со своим ребенком, выяснить причины его переживаний. Если это ссора с другом или безответная любовь, ни в коем случае нельзя говорить о том, что все пройдет и со всеми это случается. Проанализируйте сложившуюся ситуацию вместе с подростком, помогите ему понять причины, по которым лучший друг вдруг перестал быть таковым, а понравившаяся девушка или парень не ответили взаимным чувством. Приведите ему примеры из своей собственной жизни, расскажите о том, почему у людей иногда перестают совпадать интересы и меняются приоритеты. Помогите ребенку понять и осознать свои ошибки, если таковые были, и подскажите ему, как вести себя дальше, чтобы подобные ситуации больше не повторялись.

Всё о психологии отношений и семье на КрасоткеИнфо!

Одиночество подростков

Подростковый возраст очень сложный и противоречивый. Чаще всего его называют «трудным» или «переломным». Именно в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Подростковый период – испытание, данное каждому человеку. Но не у всех подростков этот период проходит гладко. Этот жизненный опыт нельзя передать другому. Он у каждого подростка свой личный и очень индивидуальный.

Человек взрослеет благодаря преодолению препятствий, и даже несчастий. Конечно, они не должны быть настолько сильны, чтобы сломить его личность. Они должны его закалить и многому научить. У подростков существует очень много проблем. Все подростки разные, как и взрослые люди. Они отличаются друг от друга своим темпераментом, эмоциями, чувствами, своим внутренним миром, своим мировоззрением.

Многие подростки очень общительны, имеют много друзей, находчивы в любых ситуациях, веселы и даже беспечны.

Но есть подростки, которые очень одиноки в своей юной жизни. Проблема одиночества подростков существует сегодня. С чем это связано?

Я являюсь классным руководителем девятого класса и знаю, что не все подростки хорошо себя чувствуют в школе и в классе. Я долго думала над причинами появления этой проблемы и пришла к своим практическим следующим выводам:

1. Одиночество подростков связано с положением подростка в семье. Если родители ссорятся между собой, не дружно живут или решают только свои проблемы, конечно, в такой семье подросток будет одинок. Он чувствует свою ненужность, очень часто подростки замыкаются в себе, не хотят ни с кем общаться, становятся очень замкнутыми и «закрытыми».

2. Когда родителям нет дела до ребёнка, он «выходит» на улицу и может попасть в неприятное окружение, он бежит из дома, ему там плохо и неуютно.

3. Наступает чувство уныния и потерянности. Дома плохо, подросток хочет найти себя в школе, но он не может всем рассказать о проблемах в семье, он одинок и в классном коллективе. Все общаются друг с другом, все рассказывают о родителях с гордостью, он отходит в сторону и молчит.

4. Зависть. Это плохое чувство, но оно свойственно подросткам.

Все родители имеют разное социальное положение, получают разные зарплаты и по - разному обеспечивают своих детей. Это проявляется и в одежде, которую носят подростки, и в обуви, которую носят дети и даже в том, какие суммы денег сдаются на школьные нужды и, особенно на выпускные вечера. А ведь каждый подросток хочет выглядеть по -особенному на таких школьных событиях.

Я очень часто беседую с такими учениками, стараюсь им помочь своим учительским мудрым советом. Ведь недаром говорят, что учитель –это «вторая мама».

Проблема эта действительно серьёзная. Где же найти выход?

1. Не замыкаться в себе, найти одного настоящего друга, которому можно доверять и который тебя поймёт и поддержит.

2. Не сидеть дома, замыкаясь в своём пространстве. Посещать места: клубы или то, что интересно подростку.

3. Поискать причину в себе, и понять, что к другим подросток имеет завышенные требования.

4. Найти для себя идеал и стараться хоть в чём - нибудь быть на него похожим.

5.огие подростки очень любят животных. Почему бы не завести домашнего питомца. Начиная заботиться о животном, у подростка появится много забот, которые отвлекут его от грустных и одиноких мыслей.

6. Помогать другим людям. Не злиться, становиться добрее. Когда ты помогаешь другим, ты чувствуешь свою значимость и нужность и забываешь о своём одиночестве.

7. Поменять свои мысли. Если в голове крутятся мысли о том, что ты одинок, тебе плохо и ты никому не нужен, нужно думать о противоположном: « Я нужен всем», « мне хорошо», « меня все любят».

8. Стараться быть счастливыми и тогда на тебя посмотрят другими глазами.

Ученики старших классов часто жалуются на то, что взрослые из не понимают и они вынуждены решать многие задачи самостоятельно. Дезадаптация подростков — серьезная проблема и разобраться в ней под силу только опытным профессиональным психологам.

Одиночество подростков — это не миф. Многие школьники, действительно, чувствуют себя не очень комфортно и обособленно от внешнего мира. Почему же с этой проблемой сталкиваются именно они? Специалисты считают, что в переходном возрасте изменяется очень многое, происходит целый ряд гормональных перестроек, что не может не оказывать влияния на психику.

В определенный момент подростки начинают замечать, что становятся взрослее, их тело меняется. Это дает им право причислять себя к разряду взрослых. Они уже перестают быть детьми, но родители, учителя не всегда готовы общаться с ними на равных. Это одна из причин, приводящих к обособленности. Школьнику начинает казаться, что его никто не понимает, он одинок в своих чувствах и стремлениях.

Подростковое одиночество может выражаться сразу в нескольких формах. Чаще всего школьнику начинает казаться, что никто его не понимает и в мире нет человека, с которым он мог бы поговорить искренне и открыто. Иногда подросток, действительно, испытывает дефицит общения со сверстниками, со взрослыми людьми. При этом зачастую он не предпринимает никаких шагов навстречу, то есть не делает ничего для того, чтобы избавиться от чувства одиночества. Это происходит по той лишь причине, что подрастающий, но еще далеко не взрослый человек просто не знает, как нужно вести себя в той или иной ситуации, нужно ли ждать, когда кто-то сделает первый шаг, либо начинать активно действовать.

Подростковое одиночество бывает кратковременным, ситуативным и хроническим. В первом случае негативные чувства и эмоции могут появляться изредка, но через какое-то время все налаживается. Ситуативное одиночество связано с определенными изменениями в жизни. Например, оно может быть вызвано ссорой с другом, переездом в другой город. На этом этапе очень важно получить поддержку со стороны родителей. Хроническое одиночество очень опасно. Оно грозит появлением депрессивных и даже суицидальных мыслей. Такое состояние требует обязательной коррекции.

Среди причин, вызывающих чувство обособленности, выделяют несколько основных. К ним можно отнести:

— неполноценное общение со сверстниками, вызванное недостаточно развитыми коммуникативными навыками;

возрастной кризис самооценки. Подростки очень часто склонны к разбору своего характера, внешности. При этом они находят у себя сразу множество недостатков и им кажется, что эти недочеты видят другие. Это приводит к нежеланию общаться со сверстниками;

— завышенные требования к другими людям;

— неправильные представления о дружбе, любви, взаимоотношениях между людьми;

— внешние социальные факторы (частые переезды, отсутствие постоянного круга общения, невозможность посещать школу, кружки);

плохие отношения с родителями, учителями;

— гиперопека;

плохой пример семьи.

Если в семье не все ладится, родители постоянно ругаются, это может привести к тому, что у ребенка возникнет неправильное представление об общении. Он будет избегать дружбы со сверстниками из-за уверенности в том, что такое близкое общение все равно ни к чему хорошему не приведет.

Чувство одиночества разрушает психику подростка, лишает его радостей жизни. Школьник при этом часто выглядит подавленным. Это обязательно должно насторожить родителей и педагогов. Мнения специалистов на этот счет расходятся. Некоторые считают, что подросток сам должен справляться с возникающими трудностями и выстраивать отношения со сверстниками. Но большинство все-таки уверены в обратном. Они призывают родителей оказать своим детям помощь на данном этапе взросления. Без поддержки школьнику очень сложно. Именно взрослый должен научить подрастающего человека общаться правильно, не позволять развиваться комплексам. Педагоги также обязаны оказать школьникам своевременную помощь. Существует множество методик, включая разнообразные тесты, которые позволяют вовремя выяснить, насколько комфортно ощущает себя ученик в коллективе, как складываются его отношения с семьей. При получении неудовлетворительных результатов нужно немедленно оказать подростку поддержку или даже профессиональную помощь в виде бесед с психологом, проведения тренингов.

У подросткового одиночества может быть целый ряд негативных последствий. Именно это должно насторожить взрослых людей. Многие из этих последствий являются крайне серьезными и даже опасными. К ним можно отнести:

— отчаяние;

— депрессию;

— бродяжничество;

— пристрастие к алкоголю и наркотикам;

— вступление в неформальные молодежные группировки;

— суицид.

Многие подростки, находясь в поиске тех, кто их, действительно, будет понимать, связываются с «плохими компаниями». Новые приятели кажутся им очень добрыми, щедрыми и положительными во всех отношениях. При этом такое общение приводит к целому ряду неприятностей. Подросток может начать употреблять спиртные напитки или даже наркотики, прогуливать школу.

Одиночество заставляет школьников отказаться от посещения занятий. Они просто перестают видеть в этом смысл, ведь в классе, как им кажется, их никто не понимает, не желает к ним прислушиваться. Суицид, либо попытки свести счеты с жизнью — это самое неприятное, с чем может столкнуться семья подростка. К сожалению, в настоящее время в сети действуют целые группировки, которые только способствуют появлению в голове подростков суицидальных мыслей. Членами подобных группировок являются такие же школьники или даже ребята постарше. Все они чувствуют себя одинокими и видят родственные души лишь в лице друг друга. Такое общение не приводит ни к чему хорошему.

Что же делать родителям подростков для того, чтобы их подрастающие дети не чувствовали себя одинокими? Для начала стоит взять за правило прислушиваться к своему сыну или дочери, наблюдать за всеми изменениями, которые могут с ними происходить. Совершенно не обязательно соглашаться со всеми доводами школьника. Можно настаивать на своем, спорить и даже что-то запрещать, но все должно быть аргументированно. Нельзя подавлять волю подростка и давать ему понять, что его мнение ничего не значит.

Не нужно требовать от подростка слишком многого. Нередко причиной появления подобного рода проблем в семье становится желание родителей видеть своих сыновей и дочерей самыми лучшими, успешными. При этом каждая неудовлетворительная оценка в дневнике становится причиной для скандала. Давить на подростка или, тем более, запугивать его, категорически запрещено.

Психологи также советуют не действовать сгоряча. Каждое решение должно быть обдуманным. Если есть какие-то сомнения, можно посоветоваться со специалистом, попытаться вместе найти пути решения проблемы. Ни в коем случае нельзя оскорблять подростка, разговаривать с ним на очень повышенных тонах и, тем более, применять физическое насилие. Все это лишь приводит к тому, что пропасть между ребенком и взрослым становится все шире и шире. Подросток начинает все острее чувствовать свою обособленность.

Ситуативное одиночество нередко перерастает в хроническое, поэтому в данном случае очень важно помочь ребенку преодолеть этот кризис. Чем раньше это будет сделано, тем лучше. Можно предложить подростку пригласить одноклассников на День рождения, помочь накрыть стол, поговорить со школьником о том. что необходимо предпринимать для сближения со сверстниками. Если чувство одиночества возникает от недостаточной загруженности, следует подумать о том, как организовать досуг сына или дочери. Возможно, следует записать его в какой-то кружок. Это поможет найти новых друзей, завести новые знакомства, а также позволит неплохо проводить свободное от учебы время.

Подростковое одиночество — очень серьезная проблема. Чтобы избежать серьезных последствий, нужно дать взрослеющему человеку понять, что он всегда может рассчитывать на поддержку со стороны взрослых людей, почаще уделять им внимание.

Расширяя сферу своих интересов, подросток не только обогащает свою личностную идентичность, производя колоссальный рывок в своём развитии, он увеличивает круг своего потенциального общение (на кружках и секциях, во дворе). Не бойтесь, что тинэйджер будет регулярно менять свои увлечения. Это норма для подросткового периода. Подросток должен себя во всём попробовать (без вреда для здоровья конечно), чтобы найти себя в жизни. Главное, чтобы его увлечением не стал компьютер (виртуальное общение, компьютерные игры, сёрфинг), иначе проблема усугубиться во много раз. Одна из важных задач в подростковом периоде для человека – профессиональное самоопределение. И проба себя в разнообразных видах деятельности создаёт прекрасный ресурс для определения своей профессии. Согласитесь, что лучше менять секции в подростковости, определившись, где же, всё-таки, моё место, чем постоянно менять профессии до пенсии. С подобной активностью у подростка места для негативных эмоций почти не останется и при определённых личностных усилиях, желании избавиться от одиночества, исчезновения страха быть непринятым и поддержки близкого взрослого, шансы обрести друзей очень велики. Важно « вытаскивать себя за волосы » как борон Мюнхаузен, перебороть страх потерпеть неудачу в общении или в деятельности. Одиночество с таким человеком рядом жить не станет!!!