События на озере хасан. Краткий курс истории. Бои у озера Хасан. Отражение в культуре и искусстве

Многие высокопоставленные члены нацистского режима, включая Гитлера, но особенно Гиммлер и Гесс, были приверженцами сложных оккультных верований. Это послужило поводом к тому, что между 1938 и 1939 годами немцы по приглашению тибетского правительства направили официальную экспедицию в Тибет, чтобы принять участие в праздновании Лосара (тибетского Нового года).

Тибет страдал от многочисленных попыток Китая аннексировать его территорию и неспособности британцев предотвратить агрессию и защитить Тибет. При Сталине Советский Союз жестоко преследовал буддизм, в особенности его тибетскую форму, которая практиковалась монголами в пределах страны и в государстве-сателлите – Монгольской Народной Республике (Внешней Монголии). Япония, напротив, поддерживала тибетский буддизм во Внутренней Монголии, которую она аннексировала как часть Маньчжоу-го – марионеточного государства в Маньчжурии. Утверждая, что Япония является Шамбалой, имперское правительство пыталось заручиться поддержкой находившихся под ее господством монголов, чтобы вторгнуться во Внешнюю Монголию и Сибирь и создать всемонгольскую конфедерацию под протекторатом Японии.

Учитывая нестабильность ситуации, тибетское правительство также рассматривало возможность получить защиту у Японии. В 1936 году Япония и Германия заключили пакт о ненападении, в котором объявили об общем враждебном отношении к распространению международного коммунизма. В связи с этим и было издано приглашение для официальной делегации из нацистской Германии. В августе 1939, вскоре после немецкой экспедиции в Тибет, Гитлер разорвал пакт с Японией и подписал немецко-советский пакт о ненападении. В сентябре Советский Союз оттеснил японцев, вторгшихся в мае во Внешнюю Монголию. Впоследствии из японских и немецких связей с тибетским правительством так ничего и не вышло.

Мифы о Туле и вриле Arrow down Arrow up

Первым элементом нацистского оккультизма была вера в мифическую страну Гиперборею-Туле. Так же как Платон цитировал египетскую легенду об утонувшем континенте Атлантиде, Геродот упоминал другую египетскую легенду о континенте Гиперборее на далеком севере. Когда лед разрушил эту древнюю страну, ее жители переселились на юг. В своих работах 1679 года шведский автор Олаф Рудбек отождествлял Атлантиду с Гипербореей и помещал последнюю на Северном полюсе. В соответствии с некоторыми преданиями Гиперборея раскололась на острова Туле и Ультима Туле (Дальняя Туле, Крайняя Туле), которыми иногда считают Исландию и Гренландию.

Вторым элементом была идея полой Земли. В конце XVII столетия британский астроном сэр Эдмунд Хэлли первым высказал идею о том, что Земля является полым телом, состоящим из четырех концентрических оболочек. Теория полой Земли разжигала воображение многих людей. В частности, следует упомянуть опубликованный в 1864 году роман француза Жюля Верна «Путешествие к центру земли».

Вскоре появилось понятие врил . В 1871 году британский романист Эдвард Бульвер-Литтон в книге «Грядущая раса» описал сверхрасу врилья, которая жила под землей и намеревалась захватить мир посредством психокинетической энергии – врил . Французский автор Луи Жаколио продолжил этот миф в книгах «Сыновья Бога» (1873) и «Индоевропейские традиции» (1876). В них он связал врил с подземным народом Туле: обитатели Туле смогут использовать энергию врил, чтобы стать сверхлюдьми и править миром.

Немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1900) также придавал особое значение идее сверхчеловека и начал свой труд «Антихрист» (1888) со строк: «Давайте обратимся к себе. Мы гипербореи. Мы прекрасно знаем, насколько мы живем в стороне от других». Хотя Ницше никогда не упоминал врил, все же в опубликованном посмертно сборнике афоризмов «Воля к власти» он уделял особое внимание роли внутренней силы в развитии сверхчеловека. Он писал, что «стадо», имея в виду обычных людей, стремится защитить себя, создавая мораль и правила, в то время как сверхлюди обладают внутренней жизненной силой, которая заставляет их выйти из стада. Эта сила вынуждает их врать стаду, чтобы оставаться независимыми и свободными от «менталитета стада».

В произведении «Арктическая родина Вед» (1903) Бал Гангадхар Тилак, ранний борец за свободу Индии, развил эту тему, отождествив переселение жителей Туле на юг с происхождением арийской расы. Таким образом, многие немцы в начале XX столетия верили, что они потомки арийцев, переселившихся на юг из Гипербореи-Туле, и что их предназначение в том, чтобы с помощью силы врил стать господствующей расой сверхлюдей. Среди них был и Гитлер.

Общество Туле и основание нацистской партии (НСДАП) Arrow down Arrow up

Общество Туле было основано в 1910 году Феликсом Ниднером, немецким переводчиком древнескандинавских «Эдд». В 1918 году Рудольф Фрайхер фон Зеботтендорф основал его мюнхенский филиал. До этого Зеботтендорф несколько лет жил в Стамбуле, где в 1910 основал тайное общество, объединившее идеи эзотерического суфизма и франкмасонства. В этом обществе разделяли верования аcсасинов, происходивших из низарийской ветви исмаилитского течения ислама, расцвет которой пришелся на время крестовых походов. Находясь в Стамбуле, Зеботтендорф, без сомнения, познакомился с возникшим в 1908 году движением младотурков – пантуранизмом, которое в значительной степени стояло за геноцидом армян в 1915–1916 гг. Во время первой мировой войны Турция и Германия были союзниками. Вернувшись в Германию, Зеботтендорф стал также членом Германского (Тевтонского) ордена, который был основан в 1912 как идеологически правое общество с тайной антисемитской ложей. Таким образом политические убийства, геноцид и антисемитизм стали частью идеологии общества Туле. Позже, в 1918 году, был добавлен антикоммунизм, когда во время баварской коммунистической революции мюнхенское общество Туле стало центром контрреволюционного движения.

В 1919 году общество Туле основало Немецкую рабочую партию. Позже в том же году Дитрих Эккарт, член внутреннего круга общества Туле, принял Гитлера в общество и начал готовить его по методам этой организации к тому, чтобы использовать врил для создания расы арийских сверхлюдей. С юных лет Гитлер был склонен к мистицизму, изучал в Вене оккультизм и теософию. Позже Гитлер посвятил Дитриху Эккарту книгу «Моя борьба». В 1920 году Гитлер стал главой Немецкой рабочей партии, переименованной в Национал-социалистскую немецкую рабочую партию (нацистскую партию).

Хаусхофер, общество Врил и геополитика Arrow down Arrow up

Также значительное влияние на образ мыслей Гитлера оказал Карл Хаусхофер (1869–1946), немецкий военный советник Японии после русско-японской войны 1904–1905 гг. Поскольку он был в высшей степени впечатлен японской культурой, многие полагают, что именно Хаусхофер стоял за последовавшим позднее немецко-японским союзом. Он также очень интересовался индийской и тибетской культурами, изучал санскрит и утверждал, что посещал Тибет.

В 1918 году, после службы генералом во время первой мировой войны, Хаусхофер основал в Берлине общество Врил. У этого общества были те же основополагающие идеи и ценности, что и у общества Туле, и есть мнение, что оно было внутренним кругом последнего. Общество пыталось установить связи со сверхъестественными подземными существами, чтобы получить от них силу врил. Кроме того, оно утверждало центральноазиатское происхождение арийской расы. Хаусхофер разрабатывал основные положения геополитики и в начале 20-х годов стал руководителем Института геополитики Университета Людвига Максимилиана в Мюнхене. Геополитика отстаивала захват территорий с целью расширения «жизненного пространства» (нем. Lebensraum ) как средство достижения власти на мировой арене.

Рудольф Гесс был одним из самых близких учеников Хаусхофера, он познакомил Хаусхофера с Гитлером в 1923 году, когда тот сидел в тюрьме после неудавшегося путча. Позже Хаусхофер часто посещал будущего фюрера, учил его геополитике и идеям общества Туле и общества Врил. Поэтому, когда Гитлер стал в 1933 канцлером, он выбрал геополитику в качестве стратегии для арийской расы, чтобы захватить Восточную Европу, Россию и Центральную Азию. Ключом к успеху должно было стать обнаружение предков арийской расы, хранителей тайны врил в Центральной Азии.

Свастика Arrow down Arrow up

Свастика – древний индийский символ неизменной удачи. Это слово происходит от санскритского свастика , что означает благополучие и удачу. Использовавшийся у индуистов, буддистов и джайнов на протяжении тысячелетий, этот символ получил распространение и в Тибете.

Свастика также встречается в большинстве других древних культур мира. Например, ее разновидность, повернутая против часовой стрелки, заимствованная нацистами, была буквой «G» в средневековом североевропейском руническом письме. Масоны считали эту букву важным символом, поскольку «G» могло означать Бога (G od), Великого архитектора вселенной (the G reat Architect of the Universe) или геометрию (G eometry).

Свастика также является традиционным символом древнескандинавского бога грома и власти Тора (скандинавский Тор , немецкий Доннер , балтийский Пяркунас ). Из-за этой связи с богом грома латвийцы и финны выбрали свастику эмблемой своих военно-воздушных сил, когда получили независимость после первой мировой войны.

В конце XIX столетия Гвидо фон Лист сделал свастику эмблемой неоязыческого движения в Германии. Немцы не использовали санскристкое слово свастика , а называли ее «хакэнкройц», что означает «изогнутый крест». Этот символ должен был одолеть крест и занять его место, так же как новое язычество должно было одолеть и заменить собой христианство.

Разделяя антихристианские настроения неоязыческого движения, общество Туле также включило «хакэнкройц» в свою эмблему, поместив свастику в круг, а поверх нее – немецкий кинжал. В 1920 году, по совету д-ра Фридриха Крона из общества Туле, Гитлер сделал свастику в белом круге основным знаком флага нацистской партии. Для фона Гитлер выбрал красный цвет, чтобы соперничать с красным флагом противника – Коммунистической партии.

Французские исследователи Луи Повель и Жак Бержье писали в «Утре магов» (1962), что Хаусхофер убедил Гитлера использовать хакэнкройц как символ нацистской партии. Они утверждают, что причиной того был интерес Хаусхофера к индийской и тибетской культурам. Это маловероятно, поскольку Хаусхофер встретился с Гитлером только в 1923 году, а нацистский флаг впервые появился в 1920. Скорее всего, Хаусхофер использовал широкое распространение свастики в Индии и Тибете как довод, чтобы убедить Гитлера в том, что этот регион является родиной предков арийской расы.

Подавление нацистами конкурирующих оккультных групп Arrow down Arrow up

В первой половине 20-х годов оккультные сообщества и тайные ложи Германии ожесточенно соперничали между собой. Позднее Гитлер продолжил преследование антропософов, теософов, масонов и розенкрейцеров. Различные ученые объясняют эту политику Гитлера желанием уничтожить всех оккультных соперников за власть.

Находясь под влиянием трудов Ницше и убеждений общества Туле, Гитлер верил, что христианство было неполноценной религией, до корней зараженной еврейским мышлением. Он считал, что учения христианства о прощении, победе слабых и самоотречении противоречат эволюции, и видел себя мессией, который займет место Бога и Христа. Штайнер использовал образ Антихриста и Люцифера для будущих духовных вождей, которые возродят христианство в новой, чистой форме. Гитлер пошел намного дальше. Он считал, что освободит мир от выродившейся системы и сделает возможным новую ступень эволюции, когда арийская раса будет господствующей. Он не мог допустить соперников-антихристиан, ни сейчас, ни в будущем. Тем не менее, он был терпим к буддизму.

Буддизм в нацистской Германии Arrow down Arrow up

В 1924 году Пауль Дальке основал Буддийский дом во Фронау (Берлин). Он был открыт для последователей всех буддийских традиций, но в основном был ориентирован на японскую форму буддизма и тхераваду, поскольку в те времена они были более известны на западе. В 1933 году здесь состоялся Первый европейский буддийский конгресс. Во время войны нацисты не закрыли Буддийский дом, но строго контролировали его деятельность. Поскольку некоторые его члены знали китайский и японский языки, в обмен на терпимость к буддизму они служили переводчиками для правительства.

Хотя нацистский режим закрыл Буддийскую общину в Берлине, работавшую с 1936 года, и в 1941 году на некоторое время был арестован ее основатель Мартин Штайнке, – в основном нацисты не преследовали буддистов. После освобождения Штайнке и некоторые другие продолжили читать в Берлине лекции по буддизму. Тем не менее, нет свидетельств тому, что учителя тибетского буддизма были когда-либо представлены в Третьем рейхе.

Политика терпимости нацистов к буддизму не доказывает влияния буддийских учений на Гитлера или нацистскую идеологию. Более вероятно объяснение, что Германия не хотела наносить вред своим отношениям с союзной буддийской Японией.

Аненербе Arrow down Arrow up

В 1935 году Гитлер под влиянием Хаусхофера уполномочил Фредерика Хилшера основать так называемое Аненербе (Бюро по изучению наследия предков) во главе с полковником Вольфрамом фон Зиверсом. Наряду с другими задачами Гитлер поручил этой организации исследовать германские руны, происхождение свастики, а также установить, откуда произошла арийская раса. Наиболее вероятным кандидатом был Тибет.

Венгерский ученый Александр Ксомо де Кэрэш (Короси Ксома Сандор) (1784–1842 гг.) был одержим идей выяснить происхождение венгерского народа. Опираясь на лингвистическое родство между венгерским и тюркскими языками, он предположил, что корни венгерского народа находятся в «стране уйгуров» в Восточном Туркестане (Синьцзяне). Он верил, что если бы он смог добраться до Лхасы, то нашел бы там ключ к истокам своей родины.

Венгерский, финский, тюркские, а также монгольский и маньчжурский языки принадлежат к уральско-алтайской группе языков, также известной как туранская языковая семья; последнее название происходит от персидского слова туран , означающего Туркестан. В 1909 году в Турции возникло пантуранское движение во главе с обществом, известным как «младотурки». Вскоре, в 1910 году, появилось Венгерское туранское общество, а в 1920 – Туранский союз Венгрии. Некоторые ученые считают, что японский и корейский языки также принадлежат к туранской группе. Поэтому в 1921 году в Японии был основан Туранский национальный союз, а в начале 30-х годов – Японское туранское общество. Хаусхофер, без сомнения, знал об этих движениях, искавших корни туранской расы в Центральной Азии. Это прекрасно согласуется с поисками происхождения арийской расы обществом Туле. Интерес Хаусхофера к тибетской культуре придавал дополнительный вес предположению, что Тибет является ключом к доказательству общего происхождения арийской и туранской рас и получения силы врил, которой якобы владеют их духовные вожди.

Хаусхофер был далеко не единственным человеком, который повлиял на интерес Аненербе к Тибету. Так, Хильшер, дружил со Свеном Хедином – шведским исследователем, главой экспедиций в Тибет в 1893, в 1899–1902 и в 1905–1908 гг., а также экспедиции в Монголию в 1927–1930 гг. Любимец нацистов, он был приглашен Гитлером произнести вступительную речь на Олимпийских играх 1936 года в Берлине. В Швеции Хедин принимал участие в публикации пронацистских материалов; кроме того, между 1939 и 1943 гг. он совершил много дипломатических визитов в Германию.

В 1937 году Гиммлер официально сделал Аненербе организацией в составе СС и назначил его новым руководителем профессора Вальтера Вюста, заведующего кафедрой санскрита в университете Людвига-Максимилиана в Мюнхене. В ведении Аненербе находился Тибетский институт, который в 1943 г. был переименован в Институт Центральной Азии и экспедиций Свена Хедина.

Нацистская экспедиция в Тибет Arrow down Arrow up

Эрнст Шеффер, немецкий охотник и биолог, принимал участие в двух экспедициях в Тибет, в 1931–1932 и в 1934–1936 гг., целью которых были спортивные и зоологические исследования. Аненербе финансировало возглавленную им третью экспедицию в 1938–1939 гг., по официальному приглашению тибетского правительства. Посещение совпало по времени с возобновлением отношений между Тибетом и Японией. Возможно, приглашение было направлено потому, что тибетское правительство хотело поддерживать теплые отношения с японцами и их немецкими союзниками в качестве противовеса британцам и китайцам. Таким образом, тибетское правительство приветствовало немецкую экспедицию на праздновании Нового года (Лосара) в 1939 году в Лхасе.

В книге «Праздник белых покрывал: исследовательская поездка через Тибет в Лхасу, святой город в царстве, которым правит божество» (1950) Эрнст Шеффер описывает свои впечатления во время экспедиции. Так, он сообщает, что во время праздника оракул Нечунг предупредил, что, несмотря на сладкие подарки и слова немцев, Тибету следует быть осторожным: вождь Германии подобен дракону. Царонг, бывший прояпонский главнокомандующий тибетской армии, попытался смягчить предсказание. Он сказал, что регент узнал от оракула гораздо больше, однако сам он не уполномочен сообщать подробности. Тибетский регент ежедневно молился за мир между британцами и немцами, так как война имела бы ужасные последствия и для Тибета. Обе страны должны понять, что всем хорошим людям также следует молиться об этом. В остальное время своего пребывания в Лхасе Шеффер часто встречался с регентом и установил с ним хорошие отношения.

Немцы были весьма заинтересованы в установлении дружеских связей с Тибетом. Однако немцы и тибетцы смотрели на этот процесс по-разному. Одним из участников экспедиции Шеффера был антрополог Бруно Бегер, отвечавший за исследование рас. Он работал с Г. Ф. K. Гюнтером над проектом «Северная раса в индо-германской Азии» и разделял теорию Гюнтера о существовании «северной расы» в Центральной Азии и Тибете. В 1937 году он предложил провести в Восточном Тибете исследование, намереваясь в рамках экспедиции Шеффера изучить с научной точки зрения расовые признаки тибетского народа. На пути в Тибет и Сикким Бегер измерил черепа трехсот тибетцев и сиккимцев, а также исследовал некоторые другие физические особенности и отметины на теле. Он заключил: тибетцы занимают среднее положение между монгольской и европейской расами, причем европейские черты отчетливее проявлены в среде аристократии.

В соответствии с «Исследованием Тибета в Аненербе-СС» Рихарда Греве, опубликованном в: Т. Хаушильд (ред.). Жизнерадостность и ксенофобия: Этнология в Третьем рейхе. 1995. (“Lebenslust und Fremdenfurcht” – Ethnologie im Dritten Reich), – Бегер предполагал, что после окончательной победы Третьего рейха тибетцы могут сыграть важную роль. Они могли бы служить союзной расой в общемонгольской конфедерации, которая находилась бы под протекторатом Германии и Японии. Хотя Бегер советовал провести дальнейшие исследования, чтобы исследовать всех тибетцев, экспедиции в Тибет больше не отправляли.

Мнимые оккультные экспедиции в Тибет Arrow down Arrow up

В некоторых послевоенных исследованиях нацизма и оккультизма, например в «Копье судьбы» (1973) Тревора Равенскрофта, утверждается, что под влиянием Хаусхофера и общества Туле в 1926–1943 гг. Германия посылала в Тибет ежегодные экспедиции. Цель этих экспедиций состояла, в первую очередь, в том, чтобы найти арийских предков в Шамбале и Агарти, скрытых подземных городах под Гималаями, – и поддерживать с ними связь. Местные посвященные будто бы владели тайными оккультными силами, в частности силой врил, и миссии искали помощи этих посвященных, чтобы обрести их силу и создать с ее помощью арийскую господствующую расу. Согласно этим сообщениям, Шамбала отказалась от какого-либо сотрудничества, Агарти же согласилась. В итоге с 1929 года группы тибетцев якобы прибывали в Германию и основывали ложи, известные как общества Зеленых людей. Совместно с обществом Зеленого дракона в Японии и при содействии Хаусхофера, они якобы помогали нацистам посредством своих оккультных сил. Гиммлер будто бы был причастен к этим группам посвященных тибетцев из Агарти и якобы под их влиянием основал в 1935 Аненербе.

В сообщениях Равенскрофта есть и другие сомнительные утверждения – наряду с тем, что Гиммлер вовсе не основывал, а скорее включил Аненербе в 1937 году в состав СС. Главное из них – что Агарти якобы поддерживали нацистов. В 1922 г. польский ученый Фердинанд Оссендовский опубликовал книгу «Звери, люди и боги», в которой описал свои путешествия через Монголию. Он написал, что слышал о подземной стране Агарти под пустыней Гоби. В будущем ее могущественные жители выйдут на поверхность, чтобы спасти мир от катастрофы. Немецкий перевод книги Оссендовского – Tiere, Menschen und Götter – вышел в 1923 и был довольно популярным. Тем не менее, Свен Хедин опубликовал в 1925 году «Оссендовский и истина», где развенчал сообщения польского ученого. Он указал на то, что Оссендовский заимствовал идею об Агарти из романа Сент-Ив д"Алвейдера «Миссия Индии в Европе» (1886), чтобы сделать собственную историю привлекательнее для немецкой публики. Поскольку Свен Хедин имел сильное влияние на Аненербе, маловероятно, чтобы эта организация отправила отдельную экспедицию на поиски Шамбалы и Агарти, получив при этом поддержку последней.

3 695

Поисками Шамбалы на государственном уровне занимался и третий рейх. Идея господствующей расы, наделенной мистическими силами и сверхъестественными возможностями, оказалась крайне привлекательной для нацистов. Загадка нацисткой идеологии, таинственно связанной с Шамбалой стала проясняться только в самых последних публикациях историков, ранее эта тема освещалась редко.

«Как только нацистское движение начало располагать крупными финансовыми средствами, оно организовало многочисленные экспедиции в Тибет (1931 — 1932 гг., 1934 — 1936 гг., 1939 г.) следовавшие одна за другой практически непрерывно вплоть до 1943 г. В день, когда русские закончили битву за Берлин, они среди трупов последних защитников нацизма обнаружили около тысячи тел добровольцев — смертников, людей тибетской крови. Факт защиты в мае 1945 года Рейхсканцелярии тибетцами в форме СС подтвержден данными советских военных архивов: «Тибетцы бились до последнего патрона, своих раненых пристреливали, в плен не сдавались. Ни одного живого тибетца в форме СС не осталось».

Германские ученые Эскард и Карл Хаусхофер, ставшие идейными вдохновителями духовного общества Туле, основывались на древней легенде, свидетельствующей, что тридцать или сорок веков назад в Гоби существовала высокоразвитая цивилизация. В результате катастрофы Гоби превратилась в пустыню, а выжившие — эмигрировали кто на север Европы, кто на Кавказ. Посвященные из группы Туле были убеждены, что именно оставшиеся в живых из цивилизации Гоби и были основной расой человечества, родоначальниками арийцев. В книге Л. Повеля и Ж. Бержье «Утро магов»: «Легенда о Туле столь же древняя, как и сама германская раса. В ней говорится об исчезнувшем где-то на Крайнем Севере острове. Туле, как и Атлантида, считается магическим центром исчезнувшей цивилизации. Эккарт и его друзья верили, что не все тайны, не все знание Туле ушло без следа под воду. Особые существа, посредники между людьми и «тем, что Там», располагают хранилищем сил, доступным для посвященных. Оттуда можно черпать силу, чтобы дать Германии главенство над миром, чтобы сделать из нее провозвестницу грядущего сверхчеловечества — мутированной человеческой породы. Настанет день, когда из Германии двинутся легионы, чтобы смести все препятствия на духовном пути Земли. Их поведут несгибаемые вожди, черпающие в хранилище Сил и вдохновленные Великими Древними. Таковы мифы, содержащиеся в арийской доктрине Эккарта и Розенберга, которыми эти пророки магического социализма напитали медиумическую душу Гитлера» .

На изучение тайных психических сил фашистский рейх по последним публикациям историков истратил больше средств, чем американцы на изготовление атомной бомбы. В нацисткой Германии было распространено учение о сверхчеловеке и мистических силах, которые управляют человечеством. Идеологи фашизма и сам Гитлер глубоко верили в эти идеи и с приходом к власти поддержали изучение этих идей на государственном уровне. Господствующими научными идеями в нацисткой среде была доктрина «Вель» — доктрина «Вечного льда», полой земли и «сверхчеловека». Доктрина «Вель» гласила, что миллионы лет назад на земле существовала сверхцивилизация людей-богов, гигантов, и что, пройдя через мутацию, селекцию и катаклизмы можно снова возродить расу «сверхлюдей». «Вель» учил, что предки немцев пришли с севера, где обрели силу в снегах и во льдах, а вера в мировой лед — естественное наследие нордического человека. «Германия отделилась от всего остального мира в 1933 г. и избрала собственный путь развития. За 12 лет техническое и научное развитие рейха пошло иными путями, странно разошедшимся с мировым. За этими радикальными различиями в области техники — еще более разительные различия в философии» .

В 1933 г. по приказу Гиммлера под эгидой СС в Германии был организован специальный институт Аненэрбе (организация «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков», отдел СС, которому подчинялось 50 институтов, в задачу которых входило научно обосновать расовую теорию нацистов и оккультное изучение древних знаний, дающих власть над природой). Институт в частности организовывал экспедиции в Тибет для поиска родоначальников арийцев и антропологического измерения черепов тибетской аристократии. Одной из задач экспедиций был поиск хранилища неведомых сил и союз с древним центром могущества — Шамбалой. Немцы свято верили, что именно арийская раса может заключить договор с Шамбалой и стать хозяином планеты. Известно, что Гитлер был убежден в своей избранности, и верил, что на Востоке есть страна, где властвует высшая сила — Король Ужаса или Повелитель Мира, и эта высшая сила помогает ему в видениях и «голосах». «Подписание пакта с высшими силами изменит на тысячелетия жизнь на земле и даст смысл ныне бесцельному уделу человечества». Карл Хаусхофер: «заключив союз с Королем Ужаса можно преобразовать Землю. Гитлер верил в Шамбалу — город насилия и мощи, который управляет стихиями, человеческими судьбами и готовит человечество к «Повороту времени». Заключив договор с Шамбалой с приношением массовых человеческих жертв можно было получить власть над миром». Комментируя статью французских авторов Л. Повеля и Ж. Бержье «Какому богу поклонялся Гитлер», историк Лев Н. Гумилев пишет: «Фашистские идеологи исходили из того, что в глубокой древности на Востоке возникла некая страна Шамбала — центр могущества и насилия, управляющий стихиями и массами. Маги — водители народов, якобы, могут заключать с Шамбалой мистические союзы, принося человеческие жертвы. По мнению вожаков нацизма, массовые человеческие жертвоприношения, побеждая равнодушие «могуществ» — сил мрака, побуждали их к помощи жертводателям. Потому-то и были убиты шесть миллионов евреев и 750 тысяч цыган, что в этом руководители нацизма якобы видели глубокий магический смысл. Они обосновывали свои злодеяния верой в «силы мрака», но легенда, на которой они будто бы базировались, была плодом и последствием глубокого невежества европейского обывателя ХХ века» .

Из опубликованных «Дневников Гесса» (Рудольф Гесс, член Тайного кабинета и заместитель Гитлера в нацисткой партии, посвященный из ближайшего окружения Гитлера, член общества «Туле»): «Поход Германии на Восток, по сути, был санкционирован Центром космического контакта на Земле, так называемой Шамбалой. Махатмы не только подсказали Гитлеру необходимость разгромить источник пролетарского зла, захватившего территорию Россию, но и направили в генштаб рейха своих специалистов. Воины Шамбалы /тибетцы/ оказались не только в личной охране фюрера, но и в центре стратегического планирования. Именно они называли день, и даже час нападения. Беда в том, что Адольф был наполовину сумасшедшим и наполовину гением, и первое взяло верх над вторым: он отдал приказ уничтожить под корень все сущее на пространствах противниках. Это полностью изменило отношение Махатм к нему. И хотя посланники Шамбалы оставались при Гитлере до его последнего часа и лишь позднее были перебиты русскими, энергетическая поддержка Шамбалы исчезла. Уже к середине 1942 года мы были обречены на полное поражение» .

Михаил Демиденко, автор книги «По следам СС в Тибет» опубликовал документы архива СС, в котором хранились материалы об экспедициях СС в Тибет для установления прямой радиосвязи с магическим центром в Лхасе для общения фюрера с Высшими Непознанными силами. Главная задача экспедиции состояла в установлении связи с Шамбалой, источником Высшей силы, для победы в борьбе за мировое господство. Документы третьей экспедиции нацистов в Тибет в 1939 г. под руководством Э. Шеффера в количестве 12 человек, свидетельствуют, что была налажена радиосвязь между Берлином и Лхасой. Западный исследователь Брондер утверждает, что связь между Гитлером и тайной сектой лам в Лхасе имела «сверхъестественную дьявольскую силу» . Эрнст Шеффер встречался с Далай-ламой и привез Гитлеру «документы такой важности, что он держал их в сейфе» . Также известно, что экспедиция СС привезла тибетский «Канджур», свод буддийских священных текстов в ста восьми томах на тибетском языке, которых до тех пор в Европе никто не читал. Экспедиция была комплексной. В ней были специалисты по биологии, антропологии, географии, геологии, этнографии, геофизики. Доктор Бруно Бегер проводил антропологические измерения черепов местного населения на предмет «изучения остатков нордических примесей среди аристократов Внутренней Азии». Результаты экспедиции были признаны блестящими. Эрнст Шеффер был награжден знаком элитной части СС «Мертвая голова» и 1942 г. был назначен руководителем Имперского института исследований Центральной Азии. Когда Берлин пал в руки русских войск попали материалы института Аненэрбе. В 25 железнодорожных вагонах секретные материалы исследований института Аненэрбе были вывезены в СССР. К сожалению, в публикациях последующих лет не отражена ни судьба этих архивов, ни их содержание. Возможно, до сих пор эти материалы в спецхранах ждут своих исследователей. Единственно, известно точно из отчетов Шеффера, что Шамбалу обнаружить не удалось, а сам Шеффер даже усомнился в ее существовании, что впоследствии пагубно отразилось на его карьере. Скептическое отношение к Шамбале — краеугольному камню расистских учений ему не простили.

Аналогичные попытки руководства российского ОГПТУ установить контакт с духовными вождями Тибета были и в России (первая русская секретная миссия в Лхасу под руководством В.А. Хомутникова в 1921-1922 годах, вторая миссия С.С. Борисова в 1923-1925 гг., попытка организации экспедиции А.В. Барченко в Тибет для поисков Шамбалы в 1925 г. при прямой поддержке руководства ОГПУ). Основной целью экспедиций было установление контакта с духовным правителем Тибета Далай-ламой, противодействие английскому вторжению и закрепление влияния России в регионе. Никаких документов о задачах двух первых российских экспедиций установить связь с Шамбалой не известно, поэтому говорить, что экспедиции направлялись в Тибет специально для поиска Шамбалы будет неверным. Непосредственно с поисками Шамбалы связан только проет третьей российской экспедиции, планируемой под руководством А. Барченко в 1925 г. В последние годы появились новые публикации о деятельности А.В. Барченко (1881- 1938), русском ученом, посвятившем жизнь поискам утраченных знаний предшествующих цивилизаций. Он был основателем петроградского эзотерического кружка «Единое Трудовое Братство» и ученым с широким кругом интересов. Научные труды А. Барченко принесли ему определенную известность, и ему была предложена работа в Институте изучения мозга и психической деятельности в Санкт-Петербурге. В 1921-1923 гг. Барченко организует экспедиции на Кольский полуостров для поиска следов древней Гипербореи. В 1924 г. он становится руководителем секретной нейроэнергетической лаборатории ОГПУ по изучению таинственных сил в деятельности мозга и человеческой психики в Москве. В начале ХХ века теории о том, что некогда на Крайнем Севере существовали высокоразвитая цивилизация, пользовались большой популярностью. Он верил в существование мест на земле, где сохраняется знание предшествующей нам, более высокоразвитой цивилизации людей. Одним из таких мест по его убеждению являлся, также, Тибет. Доклад о возможности сохранения знаний доисторической культуры тайными обществами Афганистана и Тибета был сделан им на коллегии президиума ОГПУ и чрезвычайно заинтересовал высшее руководство страны, о чем свидетельствуют письмо в Политбюро ЦК ВКП(б) народного комиссара иностранных дел Г.В. Чичерина с комментариями по поводу организации экспедиции А. Барченко в Лхасу: «Некто Барченко уже девятнадцать лет изучает вопрос о нахождении остатков доисторической культуры. Его теория заключается в том, что в доисторические времена человечество развило необыкновенно высокую культуру, далеко превосходившую в своих научных достижениях переживаемый нами исторический период. Далее он считает, что в среднеазиатских центрах умственной культуры: в Лхасе, в тайных братствах, существовавших в Афганистане, и тому подобное сохранили остатки научных познаний этой богатой доисторической культуры. С этой теорией Барченко обратился к тов. Бокию, который ею необыкновенно заинтересовался и решил использовать аппарат своего специального отдела для нахождения остатков доисторической культуры» . Однако из-за недостатка средств эта экспедиция так и не состоялась. В 1929-1930 гг. Барченко удалось организовать экспедицию на Алтай. Никаких материалов об итогах этой экспедиции не сохранилось. В 1937 г. Барченко был арестован и в 1938 г. расстрелян. Все материалы, проходящие по делу А. Барченко, были засекречены и впоследствии затерялись в архивах. Сохранилась запись допроса Барченко, на следствии он показал: «В своей мистической самонадеятельности я полагал, что ключ к решению социальных проблем находится в Шамбале-Агарти, в этом конспиративном восточном очаге, где сохраняются остатки знаний, опыта того общества, которое находилось на более высокой стадии социального и материально-технического развития, чем современное общество. А поскольку это так, необходимо выяснить пути в Шамбалу и установить с нею связь» .

Тайны оккультного мира интересовали многие правительственные организации по всему миру, поэтому не удивительно, что даже в СССР были созданы специальные секретные институты по изучению всего, что связанно с эзотерикой вплоть до феномена НЛО. Но особенно советские спецслужбы, как, впрочем, и нацистские, манил к себе Тибет и, в частности, загадка Шамбалы.

Первые искатели Шамбалы

Интерес к Шамбале на территории бывшего СССР возник еще задолго до его возникновения, поскольку в дореволюционной России буйным цветом расцветали различные оккультные кружки, общества и ордена, подогреваемые увлечением книгами Папюса, Блаватской и многих других. Постепенно в «кипящем котле» очарования эзотерикой стали появляться личности, не только мечтавшие увидеть Шамбалу, но и предпринимающие для этого вполне конкретные шаги. И среди таких личностей следует выделить Александра Васильевича Барченко, Козлова и, конечно же, Николая Рериха.

Несостоявшаяся экспедиция Барченко

Александр Васильевич Барченко - яркий представитель «советского оккультизма», увлекался идеей найти остатки древних цивилизаций, и особенно его привлекал Тибет, поскольку он верил, что именно там находятся центры интеллектуальной культуры, сохранившие тайные знания доисторических эпох.

Он сумел убедить в важности такой экспедиции молодое правительство, которое так же было заинтересовано в этом.

Само же по себе мероприятие готовилось в строжайшем секрете, так как представители Советской власти надеялись установить контакт с духовными учителями Тибета с целью получения от них оккультной силы и тайных знаний управления массовым сознанием. То есть цели были те же самые, что и у нацистов.

На реализацию этого проекта ОГПУ выделило огромное количество денег, и штат был тщательно подобран. В течение некоторого времени все участники усердно готовились к предстоящей экспедиции - изучали язык, осваивали верховую езду и получали специальный инструктаж. Но, к сожалению, всему этому не суждено было реализоваться из-за интриг внутри самого ОГПУ.

Неудача Якова Блюмкина

По одной из версий, экспедиция Барченко на Тибет не состоялась по вине Якова Блюмкина, указавшего на то, что Барченко, все-таки, был ученым, а не шпионом. А он сам, наоборот, отличался тем, что являлся специалистом по подрывной деятельности, с опытом работы на Востоке. В итоге, Блюмкин отправился на Тибет, но не в составе экспедиции, а персонально, под видом хромого дервиша. Но его одинокая экспедиция потерпела провал. Местные власти заподозрили в нем шпиона, когда «дервиш» почему-то в одном из городов зашел в почтовое отделение, чтобы отправить послание в Россию. В результате под конвоем британских властей (оккупировавших в то время Тибет) горе-исследователь Шамбалы был выдворен из страны.

Необходимо отметить, что существует и другая версия этого же провала. Согласно ей, Блюмкин под видом буддийского монаха поехал в Тибет, где сопровождал экспедицию Николая Рериха.

Но и в том, и другом случае, лично для него все закончилось печально.

Экспедиция Козлова

Следующая попытка отправить экспедицию на Тибет в поисках Шамбалы связана с именем П. К. Козлова (1863-1935) - учеником самого Н. М. Пржевальского.

Выбор на Козлова пал не случайно, поскольку помимо успешной деятельности как ученого и путешественника, он также являлся одним из немногих экспертов по тибетским делам, который был также весьма уважаем правительством СССР, ибо в прежние годы дважды встречался с Далай-ламой и сумел завязать с ним дружеские доверительные отношения.

И вот Козлову предстояло уже в достаточно почтенном возрасте (в шестьдесят лет!) возглавить экспедицию, целью которой было пройти в запретную для европейцев столицу Тибета Лхасу. Такая экспедиция должна была состояться в 1923 году, но… опять ничего не получилось, все по той же причине - из-за внутриполитических интриг в самом ОГПУ. А именно: поначалу к ней отнеслись как к несвоевременному проекту, а потом буквально в канун ее старта некоторым участникам экспедиции, без всяких объяснений, просто не выдали заграничные паспорта. Затем в экспедицию назначили «сверху» идеологического контролера.

Но, как потом выяснилось, реальной причиной стал банальный донос на самого Козлова, в котором говорилось, что тот является бывшим полковником царской службы, поэтому доверять ему нельзя. И, мол, Козлов (ученый с мировым именем!) может просто сбежать с деньгами, выделенными ему Советской Властью. Да и вообще, он отправляется в Тибет «не столько для того, чтобы производить научные изыскания, сколько для ведения контрреволюционной агитации против России, не без содействия, может быть, англичан».

Пока с этим разбирались – время шло. И когда уже 21 июля 1923 года наконец-то было дано разрешение на осуществление экспедиции, и ее участники двинулись в путь, вновь случились неприятности со стороны ОГПУ - из состава в срочном порядке были отозваны некоторые важные ее участники, что не прерывало самой экспедиции, но сводило ее научную ценность фактически к нулю.

Затем делается все, чтобы экспедиция вообще не могла сдвинуться с места, а тем временем, продукты и припасы для животных подходили к концу. И в конечном итоге, после всех перипетий, экспедиция была фактически свернута.

Семья Рерихов

Наиболее успешная экспедиция СССР в поисках Шамбалы связана с именем Николая Константиновича Рериха - выдающегося художника, писателя, археолога, мыслителя, путешественника, общественного деятеля и исследователя Тибета. А также с его супругой Елены Ивановны Рерих - создательницей философской системы Агни-йога.

В пору их молодости вся творческая интеллигенция России увлекалась оккультными науками, теософией и особенно традициями Индии. Николай и Елена Рерих (в девичестве Шапошникова) не были исключением. Но в отличие от остальных, их интерес с годами не пропал, а наоборот окреп, и особенно это касалось Шамбалы.

Не осуществленное путешествие

Мечты юных исследователей и мистиков не были бесплотными, супруги много делали для того, что бы осуществить свои планы. Первоначально они сами хотели попасть в Индию, а оттуда в Тибет. Супруги много работали, стараясь приблизить заветный миг, но когда казалось, что вот-вот все получится, - ничего не вышло. Деньги, на которые они рассчитывали – не пришли. Разочарование было велико, но Рерихи не отчаялись. Николаю Рериху предложили турне с его картинами и лекциями по 29 городам Америки. Он принял предложение, чтобы таким образом набрать достаточную суму для путешествия.

Под американским флагом

Как ни старались Рерихи собрать деньги для экспедиции своими силами, у них ничего не получилось, нужной суммы не хватало. И тогда пришлось обратиться за помощью к Американскому правительству…

И вот, в возрасте пятидесяти лет Николай Рерих, наконец-то, возглавил экспедицию на Тибет. И хоть она финансировалась не СССР, он, все равно считал ее «советской», поскольку мечтал все раскрытые тайны отдать молодому правительству. Сам он не принял революции, но надеялся, что коммунизм поможет огромному числу людей стать на духовный путь.

В 1924 году, в сопровождении жены и их сын Юрия, закончившего к тому времени индоиранское отделение восточных языков Лондонского университета, Рерихи двинулись в путь.

Также в экспедиции участвовали Рябинин К. Н., много лет изучавшего тибетскую медицину, полковник Кордашевский Н. В. и другие энтузиасты.

По мере продвижения экспедиции, ее участники проводили много этнографических исследований, посещали монастыри и памятники искусства, собирали коллекции минералов, растений и проводили много другой полевой работы.

Неожиданный визит в Москву

29 мая 1926 года трое Рерихов в сопровождение двух тибетцев перешли советскую границу в районе озера Зайсан. И уже 13 июня их неожиданно видят в Москве.

Естественно, данный факт повлек за собой огромное количество разнообразных слухов и обвинений в том, что Рерихи продались большевикам.

Что же на самом деле делал Николай Рерих в Москве, бросив на полдороге экспедицию своей мечты?

В столице СССР Николай Константинович посетил высокопоставленных советских чиновников для того, чтобы, во-первых, получить разрешение властей на продолжение экспедиции на территории советского горного Алтая, а, во-вторых, передать советским властям приветственные письма от тибетских Учителей (Махатм) и маленький ящичек со священной землей из тех мест, оттуда был родом Будда Шакьямуни. А в записке, приложенной к этому дару, говорилось: «Посылаем землю на могилу брата нашего Махатмы Ленина, - говорилось в одном из писем. - Примите привет наш».

Но, как и следовало ожидать, бюрократы не уделили должного внимания этому акту внимания и приглашения в Тайну. Документы пролежали в архивах сорок лет, прежде чем были опубликованы!

Но сам этот акт как раз и подтверждает, что Рерихи, действительно, воспринимали свою экспедицию как экспедицию СССР, а не США.

Впоследствии, Рерих объяснял, что священная земля, переданная в дар, была своего рода «магнитом», притягивающим из пространства положительные энергии света. Таким образом, этот подарок содержал в себе Тайну, способную привести искренних путников в Шамбалу!!!

Снова в экспедиции

Вернувшись из Москвы, Рерих повел свою экспедицию дальше - в самое сердце Тибета.

Идти было тяжело, участники терпели много лишений - помимо отсутствия элементарного комфорта, путешественники постоянно сталкивались с сильными дождями, наводнениями, песчаными бурями и камнепадами. Но, невзирая ни на что, в августе 1927 года экспедиция Рериха по тибетскому нагорью двинулся в сторону крепости Нагчу, после чего они собирались двигаться прямиком в Лхасу. Но туда их не пустили из-за бюрократической волокиты. Участникам путешествия пришлось остановиться буквально в нескольких шагах от заветной цели. Николай Рерих решил не отступать, а попытаться урегулировать вопрос.

Вынужденное отступление

Пока происходило разбирательство, участники экспедиции параллельно занимались исследовательской деятельностью. В частности выясняли в монастырях и среди ученых лам, как найти путь в Шамбалу.

Конечно, никто и ничего конкретного не говорил, но Николай Константинович был настойчив. Он всячески отклонял версии о том, что Шамбала - лишь символ духовного просветления и внутреннего мира.

А тем временем тибетская зима делала свое дело – превращая быт путешественников в ад. Поэтому проведя много недель на пороге своей мечты, Рерихи были вынуждены отступить и вернуться назад в Индию.

Новый виток

Оставив Елену Рерих в Индии, Николай Константинович отправился в Америку, чтобы найти новые возможности для финансирования экспедиции в Шамбалу. Речи о сотрудничестве с СССР не было, поскольку она была заинтересована в том, чтобы направлять туда своих шпионов, а не поддерживать материально.

Профинансировать экспедицию вызвался министр земледелия США Генри Уоллес. По этой причине официальная задача перед исследователями была сформулирована, как сбор засухоустойчивых трав, предотвращающих эрозию почвы.

Вторая экспедиция Рериха

И снова, на этот раз в возрасте шестьдесяти одного года в 1935 году Николай Рерих повел свою вторую экспедицию в Тибет. Путь лежал из Маньчжурии к пустыне Гоби.

Казалось, судьба, наконец-то улыбнулась Николаю Константиновичу, но.. из Америки поступило требование срочно сворачивать экспедицию и возвращаться назад, потому что один из его учеников (бизнесмен Луиса Хорша) не только украл деньги экспедиции, но и за одну ночь вывез почти все картины Рериха и ценные экспонаты, привезенные им из путешествий. Но мало того, он с помощью клеветы и доносов спровоцировал нездоровый интерес налоговой полиции к тибетской экспедиции своего учителя.

Этот поступок, к сожалению, не только «убил» экспедицию, но и глубоко ранил Николая Константиновича.

Рерих не стал спасать украденные картины, а вернувшись в Индию к своей супруге, основал исследовательский институт, занимавшийся вопросами Древнего Наследия Востока.

Больше попыток организовать экспедицию в Шамбалу он не предпринимал. От чего проиграли не только США, но и СССР, а, может быть, и весь мир.

Версия вместо эпилога

Существует предположение, что сами супруги Рерихи все же достигли Шамбалы, что нашло отражение в его картинах и в книгах «Агни-йоги». Но это, как говориться, совсем другая история…