Социальной сущностью человека является потребность в. Именно социальной сущностью человека обусловлены его потребности в общении. Что такое «нарушение экологического равновесия»

Мы узнаем, какие предложения называются сложноподчиненными, а какие сложносочиненными. Также узнаем об их основных особенностях.

(Кто?) он - это подлежащее.

Он (что сделал?) увидел - это сказуемое.

(Что?) глаза - это подлежащее.

Глаза (что сделаны?) закрыты - это сказуемое.

Перед нами две грамматические основы, которые соединены союзом ЧТО , а разделены запятой.

3. Раздался шорох с того места, где лежали вещи.

(Что?) шорох - это подлежащее.

Шорох (что сделал?) раздался - это сказуемое.

(Что?) вещи - это подлежащее.

Вещи (что делали?) лежали - это сказуемое.

Перед нами две грамматические основы, соединённые в одно предложение союзом ГДЕ и разделённые запятой.

4. Солнечным утром налаживает свою нехитрую песенку весёлая синица, пускает звонкую дробь по тайге дятел.

(Кто?) синица - это подлежащее.

Синица (что делает?) налаживает - это сказуемое.

(Кто?) дятел - это подлежащее.

Дятел (что делает?) пускает - это сказуемое.

Перед нами две грамматические основы сложного предложения, разделённые запятой.

Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные. Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными добавочными оттенками значений.

Соединительные отношения. В сложносочиненных предложениях, выражающих соединительные отношения, средством связи частей единого целого служат союзы и, да, ни (повторяющийся), также, тоже (последние два с присоединительным оттенком значения). Сложносочиненные предложения с союзом и чаще всего выражают временные отношения. Для выражения этих отношений служат глагольные формы (временные и видовые), порядок частей в составе сложного, интонация, союз, добавочные лексические средства.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами (а, но, да, однако, зато, же и др.) выражают отношения противопоставления или сопоставления, иногда с различными добавочными оттенками (несоответствия, ограничения, уступки и др.) Это значение данного типа сложных предложений влияет на их построение: порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой части. Широко используется в сложных предложениях с указанными значениями союз а, например: Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Тютч.); Ученье - свет, а неученье - тьма (посл.)

Разделительные отношения. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами (или, либо, ли...ли, то...то и др.) указывают на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость и т.п.

Сложноподчиненное предложение - это предложение, части которого связаны между собою подчинительными союзами или союзными средствами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части (придаточной) от другой (главной).

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:

Подчинительные союзы

Союзные слова
Простые Составные

потому что

оттого что

лишь только

как будто

с тех пор как

в связи с тем что

Не являются членами предложения.

Являются членами предложения.

Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному.

Расставьте знаки препинания в предложения и определите тип сложных предложений.

1. Я чувствовал, что город остался у нас справа.

(Кто?) я - это подлежащее.

Я (что делал?) чувствовал - это сказуемое.

Первая часть предложения (Я чувствовал) является главной. От неё зависит вторая часть предложения.

Чувствовал (что?) (что город остался у нас справа).

Выделим основу во второй части предложения:

(Что?) город - это подлежащее.

Город (что сделал?) остался - это сказуемое.

Между частями сложноподчинённого предложения перед союзом что ставим запятую.

2. Когда мы уходим, щенок скулит около двери.

(Кто?) мы - это подлежащее.

Мы (что делаем?) уходим - это сказуемое.

(Кто?) щенок - это подлежащее.

Щенок (что делает?) скулит - это сказуемое.

Это сложное предложение, состоящее из двух простых. Разделяем части предложения интонацией, ставим запятую на письме.

3. Забор затрещал, потому что навалились на него все сразу.

(Что?) забор - это подлежащее.

Забор (что сделал?) затрещал - это сказуемое.

Забор затрещал - это главная часть.

Затрещал (почему?) потому что навалились на него все сразу.

Это зависимая часть предложения.

Части сложноподчинённого предложения соединены союзом (потому что) и разделяются запятой.

4. Он поражался тому, как быстро вязала мама на спицах.

(Кто?) он - это подлежащее.

Он (что сделал?) поражался - это сказуемое.

(Он поражался тому) - это главная часть предложения.

Поражался (чему?) как быстро мама вязала - это зависимая часть.

Выделим основу второй части:

(Кто?) мама - это подлежащее.

Мама (что делала?) вязала - это сказуемое.

Части сложноподчинённого предложения связаны союзом как , а разделяются запятой.

5. Трава появлялась там, где сильнее пригревало солнце.

(Что?) трава - это подлежащее.

Трава (что делала?) появлялась - это сказуемое.

Трава появлялась там - это главная часть.

Появлялась там (где?) где сильнее пригревало солнце - это зависимая часть.

Основа зависимой части: (что?) солнце - это подлежащее.

Солнце (что делало?) пригревало - это сказуемое.

Части сложноподчинённого предложения связаны предлогом где, а разделяются запятой.

6. Я попросил его, чтобы он принёс мне книгу.

(Кто?) я - это подлежащее.

Я (что сделал?) попросил - это сказуемое.

Я попросил его - это главная часть.

Попросил (о чём?) чтобы он принёс мне книгу - это зависимая часть.

Выделим основу зависимой части:

(Кто?) он - это подлежащее.

Он (что сделал?) принёс - это сказуемое.

Части сложноподчинённого предложения соединены союзом чтобы и разделены запятой.

7. Если неосторожно сорвёшь листок с росинкой, капелька скатится вниз.

(Что?) капелька - это подлежащее.

Капелька (что сделает?) скатится - это сказуемое.

Капелька скатится вниз - это главная часть сложноподчинённого предложения.

Скатится (почему?)если неосторожно сорвёшь листок с росинкой - это зависимая часть.

Части предложения связаны союзом если , а разделяются запятой.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

1) Определите тип сложносочиненного предложения.

А) Оля не отвечала, и я просто сидела молча.

Б) Оля не отвечала, однако я ее не торопил.

В) Возможно, мы соберемся к вам, или лучше вы приезжайте к нам на дачу.

2) Выделите грамматические основы предложений. Какие это предложения?

1. Всё живое тянется к воде, и всем вода дарит жизнь (Песков).

2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (Песков).

3. Верблюжье молоко непривычно сладкое, но пришлось выпить (Песков).

4. Барсук пытался уплыть, но был водворен на пятачок земли возле пня (Песков).

5. Я тогда не здесь, а у бабушки жил (Песков).

6. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (Пушкин).

7. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места (Пушкин).

3) Определите виды придаточных предложений в сложноподчиненных предложениях.

1. Я не сразу сообразил, что произошло. 2. Смогу ли я тебе помочь - не знаю. 3. Что он говорит, не слышно за дальностью расстояния. 4. Кто много читает, тот много и знает. 5. Ручей, вдоль которого они продвигались, принимал в себя все новые родники. 6. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору. 7. Хозяйка спросила, действительно ли мы уезжаем. 8. Не дождавшись, пока отопрут, он перемахнул через забор. 9. Когда она возвращалась домой, то думала о предстоящем разговоре. 10. Чего я жду, не знаю сам.

4) *Составьте текст описание на любую тему, используя сложноподчиненные предложения. Выделите грамматические основы, поставьте вопросы.

Сложносочиненными называются сложные предложения , в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами . Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.

В зависимости от вида сочинительного союза , который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:

1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и );

2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли );

3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же ).

Смысловая связь простых предложений, объединенных в сложное, различна. Они могут передавать:

Явления, происходящие одновременно.

Например: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (в таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла);

Явления, происходящие последовательно.

Например: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка предложений невозможна).

1. ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни - ни, как - так и, не только - но и, тоже, также, да и ).

В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами могут выражаться:

- временные отношения.

Например: Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани (сравните: Когда наступило утро, наш пароход подошел к Астрахани );

Союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися:

Например: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А.С. Пушкин) - описываемые явления происходят одновременно, что подчеркнуто использованием в каждой части повторяющихся союзов.

Я крикнул, и мне ответило эхо - второе явление следует за первым.

- действие и его результат.

Например: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

- причинно-следственные отношения.

Например: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться;
Мне нездоровилось, и потому я не стал дожидаться ужина
- второе явление является следствием первого, вызвано им, на что указывает конкретизатор - наречие потому .

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет (И. А. Крылов).

Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук - союзы тоже и также имеют ту особенность, что они стоят не в начале части.

Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления. Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки. Союзы тоже и также стоят всегда внутри второй части сложносочиненного предложения. Союз тоже , как правило, употребляется в разговорной речи, союз также - в книжной.

Разговорный характер имеет также и союз да в значении и .

Например: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.

2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато ).

В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому.

Например: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.

С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанному. Например: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть свое торжество, однако ей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид.

Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут выражать следующие значения:

Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой - второе явление противопоставляется первому.

Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы - второе явление не противопоставлено первому, а сопоставлено с ним (замена союза а на но невозможна).

Союзы зато , но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось в первом предложении.

Например: Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом; Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнет.

В значении противительных союзов употребляются частицы же , только .

Например: Голова еще болела, сознание же было ясное, отчетливое; Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне.

Союз же , как и союзы тоже и также , всегда стоит не в начале второй части предложения, а непосредственно за словом, которое противопоставляется слову первой части.

Например: Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока еще стоит без листьев.

3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то - не то, то ли - то ли, то - то ).

В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое.

Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега – союз то - то указывает на чередование явлений.

На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна - союз не т о - не то указывает на взаимоисключение явлений.

Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель - союз или указывает на взаимоисключение явлений.

То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы - союз то ли - то ли указывает на взаимоисключение явлений.

Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися.

При более подробном описании типов ССП выделяют еще три разновидности ССП : ССП с присоединительными, пояснительными и градационными союзами.

Присоединительными являются союзы да и, тоже, также, помещенные в нашей классификации в группу соединительных союзов.

Пояснительными являются союзы то есть, а именно :

Например: Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для него неприятное.

Градационные союзы - не только... но и, не то чтобы... но .

Например: Не то чтобы он не доверял своему напарнику, но кое-какие сомнения на его счёт у него оставались.

Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами , связанными сочинительными союзами.

Сложносочиненные предложения Простые предложения с однородными членами предложения

Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне.

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.

Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу.

Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод.

В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь.

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.

Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах.


Союзные сложные предложения (с союзами и относительными словами) делятся по характеру синтаксической связи и по общим грамматическим значениям на две структурно-семантические подгруппы: сложносочиненные предложения - с сочинительной связью между предикативными частями и сложноподчиненные предложения - с подчинительной связью.
Сочинительная связь в сложном предложении, как и в простом, осуществляется сочинительными союзами (и, да, но, а, или, либо; то..., то... и др.). Сочинительные союзы, выражая различные грамматические значения, не указывают на зависимый, подчиненный характер одной из предикативных частей сложного предложения по отношению к другой. Например: Пол был усыпан мочальной трухой, и на нем виднелись следы сапог (Федин); Здесь темно, но я вижу блеск ваших глаз (Чехов); Лишь изредка олень трусливый Через пустыню пробежит, Или коней табун игривый Молчанье дали возмутит (Лермонтов).
Подчинительная связь в сложном предложении осуществляется подчинительными союзами (что, чтобы, как, если, потому что, если..., то... и др.) и союзными словами (который, кто, чей, сколько, где, зачем и др.). И те и другие, находясь в придаточной (зависимой) части, четко указывают на ее зависимость от другой (главной) предикативной части. Например: Надо ехать, если он советует (Гончаров); Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы (Полевой).
Таким образом, различие между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями заключается в том, что в первых из них союзное средство не указывает на зависимость одной части от другой (предикативные части могут быть равноправными), а во вторых - указывает (одна из частей оформляется как зависимая) .
Смысловые границы между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями не всегда четки. Так, часто в сложносочиненных предложениях с союзом и вторая предикативная часть оказывается семантически зависимой от первой, выражает следствие, результат. Например: Мы сидели в первом ряду, и нам все было хорошо слышно (ср.: Мы сидели в первом ряду, так что нам все было хорошо слышно). В свою очередь отдельные подчинительные союзы могут употребляться в сложных предложениях, близких по своему грамматическому значению к сложносочиненным. Например: Если в первую декаду июля ожидаются ливневые дожди, то во второй установится ясная погода (ср.: В первую декаду июля ожидаются ливневые дожди, а во второй установится ясная погода). Таким образом, между формой (основные средства связи) и значением сложного предложения могут в ряде случаев (при определенном содержании предикативных частей) наблюдаться противоречия. Обычно в таких случаях сложное предложение квалифицируется по средствам связи, так как именно они выражают наиболее общие значения. Поэтому из приведенных предложений первое квалифицируется как сложносочиненное, а второе - как сложноподчиненное, хотя последнее далеко не очевидно, так как значение сопоставления в предложении с союзом если..., то... вполне отчетливо.
Наконец, есть и сложные предложения со смешанной (контамини- рованной) формой. Например: Хотя новый график перевозок введен уже давно, но до сих пор не все шоферы его освоили. В этом сложноподчиненном предложении (первая часть подчинена второй) есть не только подчинительный уступительный союз хотя, но и сочинительный противительный союз но, и отношения, выраженные в этом предложении, соответственно уступительно-противительные.
Отсутствие четких смысловых границ между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями приводит к мысли, что их противопоставление проявляется достаточно четко только у типичных представителей тех и других конструкций. И здесь полезно обратиться к соображениям А. М. Пешковского1, который, определяя формальные различия между сочинением и подчинением, обратил внимание на то, что сочинительные союзы стоят между предикативными частями или перед каждой из них, в то время как подчинительные средства связи включаются в придаточную часть. Это доказывается тем, что при изменении порядка частей (если это возможно) сочинительные союзы остаются на своих местах, а подчинительные перемещаются вместе с придаточной частью. Ср., например: Им можно, а вам нельзя (Достоевский).- Вам нельзя, а им можно; но Он не был в классе, так как заболел.- Так как он заболел, он не был в классе при невозможности Он заболел, так как не был в классе (смысл исходного и последнего предложений совершенно различен, т. е. перестановка придаточной части без союза невозможна).
Методическое примечание. Сложноподчиненные предложения в своем членении на главную и придаточную части имеют свои аналоги в простом предложении и словосочетании, в которых проявляются различные подчинительные связи; сложносочиненное же предложение в своем членении имеет аналог в сочинительных связях однородных членов, которые, как известно, осложняют структуру простого предложения. Поэтому с точки зрения научного описания сначала должно быть рассмотрено сложноподчиненное предложение, потом сложносочиненное.
В школьных учебниках принят другой, обратный порядок описания, что объясняется большей сложностью темы «Сложноподчиненное предложение», необходимостью следовать известному дидактическому принципу «от более простого - к более сложному».

Еще по теме § 72. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения:

  1. § 138. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  2. 2.3.4 Простые, сложносочиненные н сложноподчиненные предложения и периоды
  3. Принципы классификации сложносочиненных предложений. Структурно-семантическая характеристика видов сложносочиненных предложений. Место сложных предложений с присоединительными и градационными союзами в системе сложного предложения. Вопрос о сложных предложениях с пояснительными союзами.

1. Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются союзами: части сложносочиненного предложения соединяют сочинительные союзы, а части сложноподчиненного предложения – подчинительные. Части сложноподчиненного предложения находятся в подчинительных отношениях: одна из них главная, а другие зависимые (придаточные), в сложносочиненном же предложении части не подчинены друг другу, а соединены, подобно однородным членам предложения.

2. Какие средства связи в сложноподчиненным предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?

Части сложноподчиненного предложения могут быть связаны подчинительными союзами или союзными словами. Союзные слова – это относительные местоимения или наречия, которые применяются в качестве связи в сложноподчиненном предложении. Они отличаются от союзов тем, что отвечают на вопросы и являются членами предложения. Например, в предложении Я взял яблоко, которое лежало на столе. слово которое является союзным словом: оно связывает части сложного, а в придаточном является подлежащим. Общее между союзами и союзными словами – это функция, которую они выполняют предложении – связь между частями.

3. Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?

Указательные слова помогают связывать части сложного и могут подчеркнуть какой-либо аспект. Например, в предложении Мне понравилась та картина, которая висела в гостиной. указательное слово та подчеркивает указание на конкретную картину, кроме того, помогает связать части сложного. Указательные слова – это указательные местоимения или наречия, они всегда стоят в главном предложении.

4. Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?

Придаточные предложения могут занимать любое место по отношению к главному: они могут стоять перед ним, после него или разрывать его и стоять в середине. Например: Если мы опоздаем, дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде. Дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде, если мы опоздаем. Дедушка предупредит Марию Петровну, если мы опоздаем, о нашем приезде.

5. Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненных предложениях в зависимости от их строения?

В сложноподчиненных предложениях могут выражаться отношения уточнения, причины, следствия и многие другие. Они зависят от того, какой союз употреблен в предложении. Кроме того, придаточная часть может быть присоединена ко всему предложению в целом (Это случилось, когда он был в отъезде.) или к отдельным словам (Мне хотелось купить то платье, которое я увидела в витрине.).

6. Расскажите о видах сложноподчиненных предложений, приведите примеры.

Вид сложноподчиненного предложения зависит от типа придаточного. Они могут быть
Изъяснительными: Я думал, что урок уже закончился.
Определительными: Виктор выбрал те розы, которые показал ему продавец.
Обстоятельственными, которые, в свою очередь, делятся на
Места: Мы пришли туда, откуда начинала свой бег Москва-река.
Времени: это случилось, когда он приехал на каникулы.
Условия: Если он согласится, то и я спорить не буду.
Причины: Он опоздал, потому что подвернул ногу.
Цели: Михаил заскочил домой, чтобы пообедать.
Следствия: Уже сильно похолодало, так что по утрам на лужицах стала появляться ледяная корочка.
Уступки: Хотя сегодня и выходной, мы решили встать пораньше.
Сравнения: Он так же агрессивно вел машину, как перед этим ездил его отец.
Меры и степени: Он виноват в той же мере, что и все мы.
Образа действия: Уже было холодно, как обычно бывает в эту пору.

Понималось как объединение простых предложений, достигаемое с помощью определенных синтаксических средств и характеризующееся смысловой, конструктивной и интонационной целостностью. Но его части не являются простыми предложениями, так как: 1) они часто не могут быть самостоятельными коммуникативными единицами, а существуют только в составе сложного; 2) не имеют интонационной завершенности; 3) все предложение целиком отвечает на один информационный вопрос, т.е. представляет собой одну коммуникативную единицу. Правильнее считать их не простыми предложениями, а предикативными единицами.

Классификация сложных предложений

Разберем сложносочиненные и примеры и их классификацию. Начнем с того, что и те и другие являются сложными. Сложные предложения различаются по характеру связи, характеру предикативных единиц, порядку следования частей. Они бывают союзными и бессоюзными. Союзные, на которых мы и остановимся в данной статье, в свою очередь, делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (примеры смотрите ниже).

Сложносочиненное предложение (ССП)

Структурно-семантическая классификация СПП опирается на важный формальный признак - характер синтаксической, формальной зависимости придаточной части от главной. Этот признак объединяет научные классификации В.А. Белошапковой и "Русской грамматики-80". Все СПП делятся на предложения нерасчлененного и расчлененного типа. Их дифференциальные признаки таковы.

Нерасчлененный тип

1. Придаточная часть находится в присловной позиции (относится к одному слову в главной), присловная или коррелятивная связь (относится к указательному местоимению).

2. Одна из частей синсемантична, т.е. не может быть семантически достаточной коммуникативной единицей вне состава сложного предложения.

3. Средства связи - синтаксические (многозначные) союзы и союзные слова.

Расчлененный тип

1. Придаточная часть относится ко всему главному предложению: детерминативная связь.

2. Обе части автосемантичны, т.е. потенциально способны существовать самостоятельно.

3. Средства связи - семантические (однозначные) союзы.

Самым важным признаком является первый, структурный признак.

Дальнейшая классификация СПП расчлененного типа проводится с учетом содержания, семантических аспектов (таких как время, условие, уступка, причина, цель, следствие, сравнительный, сопоставительный аспект, которыми может обладать сложноподчиненное предложение).

Примеры из художественной литературы и другие предложения:

  • Прошло уже несколько часов, с тех пор как я покинул город (временное).
  • Если сумеешь, приходи к двум часам (условие).
  • Хотя было уже поздно, в доме горел свет (уступка).
  • Свободного времени у меня почти не бывает, музыка требует полной отдачи (причина).
  • Чтобы хорошо учиться, надо потрудиться как следует (цель).
  • Его глаза сияли, как сияют на темном небе звезды (сравнительное).
  • Если он владеет мыслью, то формой он тем более владеет (сопоставительное).

Классификация СПП нерасчлененного типа прежде всего опирается на структурный признак - характер средства связи и лишь на второй ступени - на различия семантические.

Виды СПП нерасчлененного типа

1. С союзной связью: изъяснительные, определительные (количественные, качественные, квалификация) и компаративные.

2. С местоименной связью: местоименно-вопросительное и местоименно-относительное сложноподчиненное предложение.

Примеры из художественной литературы и другие предложения с союзной связью:

  • Глупо, что ты не придешь (изъяснительное).
  • Воздух так чист, словно его и нет (определительное, количественное).
  • Он говорил быстро, как будто его подгоняли (определительное, качественное).
  • Все это происходило так, будто никого не было в комнате (определительное сложноподчиненное предложение).

Примеры из литературы и другие предложения с местоименной связью:

  • Нужно было слышать, как он говорил (местоименно-вопросительное).
  • Дом, в котором мы живем, новый (местоименно-относительное, ориентированное).
  • Кто бы ни обращался, отказа не было (местоименно-относительное, неориентированное сложноподчиненное предложение).

Примеры предложений (5 класс, учебник русского языка поможет вам продолжить этот список), как вы видите, можно привести самые различные.

Более подробную теоретическую часть можно найти во множестве пособий (например, В.А. Белошапкова грамматика-80" и др.).