Сообщение о д н садовников. Певец Волги (Д.Садовников). Смотреть что такое "Садовников, Дмитрий Николаевич" в других словарях

Дмитрий Петрович Ознобишин

Другой исследователь симбирского фольклора - Дмитрий Петрович Ознобишин - автор слов песни «По Дону гуляет казак молодой». Он хорошо знал П.В. Киреевского, начинал переписчиком его песен. Потом сам стал собирать и записывать песни. Причем записывал он песни не только русские. Ознобишин был переводчиком и популяризатором восточной поэзии. Это расширило круг его интересов в фольклоре. Именно он первый записал чувашскую песню и опубликовал ее в журнале «Заволжский муравей». Только в 60-е годы ХХ в.

Были найдены 229 текстов, записанных Ознобишиным. Они опубликованы в книге «Песни, собранные писателем: новые материалы из архива Ознобишина» (М., 1968г.).

Петр Васильевич Шейн

Песни в нашем крае собирал и Петр Васильевич Шейн. Он издал два полных сборника русских песен, среди которых были и симбирские. А родился

Петр Васильевич в купеческой семье. Прошел лютеранство, стал протестантом. Порвал со своей семьей, поступил в сиротское отделение немецкого училища. Из этого училища со скудным запасом знаний и горячей любовью ко всему русскому Шейн кочует в качестве воспитателя барских детей по поместьям русских дворян. В 1856г. Он встречается с Аксаковым, оказавшись в семье Н.Кротова в деревне Усть-Урень Карсунского уезда Симбирской губернии. И там его исследовательский интерес приобрел научный характер. Он собирает, анализирует, систематизирует песни и баллады. Позднее они будут опубликованы в журнале «Русская беседа».

Дмитрий Николаевич Садовников

Сказки в нашей губернии собирал и Д.Н.Садовников. Наверное, необходимо несколько слов сказать и об этом замечательном человеке. Дмитрий Николаевич Садовников родился 25 апреля (7 мая) 1847г. В г.Симбирске, учился в губернской гимназии, затем сам работал педагогом, заведовал литературно-критическим журналом «Искусство». В 1874г. Выпустил в свет книгу «Наши землепроходцы» и опубликовал на страницах газеты «Симбирские губернские ведомости» часть своего большого собрания заговоров и произведений детского фольклора, большинство из которых с тех пор не переиздавалось. Известен также как автор сборника «Загадки русского народа» (1876г.), книги «Языческие сны русского народа» (1882г.), как автор многих стихотворений, переводов, статей.

Сказки были впервые изданы в 1884г. Российским Географическим обществом. «Сказки и предания Самарского края» - уникальное издание нашей поволжской культуры. В него вошли фольклорные записи, сделанные Дмитрием Николаевичем Садовниковым в Самарской и Симбирской губерниях. (Если быть точным, Самарская губерния была образована в 1851г. из территорий, ранее относящихся в основном к Симбирской губернии.). К сожалению, даровитому собирателю не суждено было дожить до выхода в свет своего труда, он умер 19 декабря 1883г. в Петербурге в возрасте тридцати шести лет. Книга же Д.Н. Садовникова впервые без изменений была переиздана лишь в 1991г.

Дмитрий Садовников записал наибольшее количество сказок (72) от крестьянина с. Помряскино Ставропольского уезда Симбирской, а позднее Самарской губернии Абрама Новопольцева. Затем 11 сказок записано было Садовниковым от симбирского мещанина Петра Степановича Полуэхтова, 6 - от А.В. Чагодаева в Симбирске, 5 - от Василия Авдеева в с. Новиковка Ставропольского уезда, 4 - от симбирской мещанки Елены Степановны Смирновой, 3 - от Г.Н. Потанина в Симбирске, 3 - от дворника Алексея там же, 2 - от воротника Алексея в с. Озерки Ставропольского уезда, 2 - от Исая Дементьевича Иванова в указанном выше с. Новиковка, 1 - от Максима Кузьмина там же. Кроме того, 14 сказок сообщены были Дмитрию Николаевичу симбирским мещанином Михаилом Ивановичем Извозчиковым, записавшим их частью от своей матери, частью от других лиц, и 1 - от П.В. Розанова в Симбирске. Кроме того, в сборник внесено 59 записей без указания на лица, от которых они услышаны, но не подлежит сомнению, что и они записаны на территории Симбирско-Самарского Поволжья.

Аполлон Аполлонович Коринфский

Известный в прошлом, но мало известен в наши дни еще один собиратель симбирского фольклора - Аполлон Аполлонович Коринфский. Он родился в Симбирске в 1868г., заниматься литературным трудом начал в поволжских газетах. В 1891г. переехал в Петербург. Деятельность его многогранна: поэт, журналист, литературный критик, переводчик, этнограф, библиограф. А.А.Коринфский печатался в нескольких десятках журналов, редактировал еженедельник «Север», был помощником редактора газеты «Правительственный вестник», считался душой поэтического кружка, сложившегося вокруг него и К. Случевского, писал историко-этнографические очерки, много переводил. Но симбирянам он памятен как собиратель фольклора. В нелегких полевых экспедициях спешил Аполлон Аполлонович со своими сподвижниками зафиксировать исчезающий быт, обряды, верования нашего народа, осмыслить их.

Свои наблюдения, записи отразил А.А. Коринфский в книге «Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» (М., 1901г.). Это светлое, вдохновенное произведение, насыщенное огромным фактическим материалом. Яркий, образный язык, нежная любовь к народу русскому, к родной земле, уважение к народам другим, живущим в составе России, - вот основные характеристики данного удивительного труда. Некоторые страницы «Народной Руси» читаются как стихотворения в прозе. И это не мудрено: А.А.Коринфский - автор стихотворений, когда-то известных всей читающей России. Но самое главное для исследователей фольклора в его книге - адресность зафиксированных текстов и описаний обрядов. Так, в энциклопедии Коринфского по народному календарю имеются многочисленные записи об обрядах русского симбирского народа.

Малов Федор

Необычайным разнообразием языков, культуры и традиций поражает всякого, кто побывал в районе Симбирского (Ульяновского) Поволжья. Именно здесь рождались великие поэты и писатели нашего Ульяновского края, которые воспевали красоту родного края, жизнь людей, широкие разливы Волги.

Н.М.Карамзин, Д.В.Давыдов, Н.М.Языков, Д.П.Ознобишин, П.В.Анненков, А.Н.Радищев, И.И.Дмитриев, Д.Д.Минаев, Н.Н.Благов и Д.Н.Садовников. Д.Н.Садовников был одним из этих поэтов, который воспевал в своих произведениях красоту приволжской земли и жизнь народа, проживающего на этой земле. В его поэзии все русское, самобытное и при чтении ее невольно вспоминаются пушкинские строки: «Здесь русский дух, здесь, Русью пахнет!»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Павловская основная общеобразовательная школа № 2

Всероссийский конкурс

Детского и юношеского литературно-

Художественного творчества, посвященного

1150-летию славянской письменности.

Номинация: «Литературное краеведение»

Певец Волги

(Д.Н. Садовников)

Выполнил:

Малов Федор Владиславович,

Ученик 8 класса,

МОУ Павловской основной

Общеобразовательной школы №2

Руководитель:

Шабакаева Э.И., учительница

Русского языка и литературы.

2013г.

Дмитрий Николаевич Садовников

Широка и привольна земля, на которой мы живем. Необычайным разнообразием языков, культуры и традиций поражает она всякого, кто побывал в районе Симбирского (Ульяновского) Поволжья. Именно здесь рождались великие поэты и писатели нашего Ульяновского края, которые воспевали красоту родного края, жизнь людей, широкие разливы Волги.

Н.М.Карамзин, Д.В.Давыдов, Н.М.Языков, Д.П.Ознобишин, П.В.Анненков, А.Н.Радищев, И.И.Дмитриев, Д.Д.Минаев, Н.Н.Благов и Д.Н.Садовников. Д.Н.Садовников был одним из этих поэтов, который воспевал в своих произведениях красоту приволжской земли и жизнь народа, проживающего на этой земле. В его поэзии все русское, самобытное и при чтении ее невольно вспоминаются пушкинские строки: «Здесь русский дух, здесь, Русью пахнет!»

Именно о Садовникове Дмитрии Николаевиче, как о замечательном поэте Симбирского (Ульяновского) края, я хочу рассказать.

Дмитрий Николаевич Садовников родился 25 апреля 1847 года в Симбирске, в небольшой дворянской семье. Его отец, Николай Александрович, сам занимался воспитанием сына, сумел привить ему любовь к литературе, языкам. Мальчик обладал незаурядными способностями. В 5 лет он уже свободно читал, в 8 – сочинял стихи, в 10 лет уже увлекался научными занятиями. Мать Садовникова, Татьяна Ивановна, была «очень развитая женщина, много читавшая и даже писавшая довольно неплохие стихи». К сожалению, недолго довелось ей нянчить своего единственного и любимого сына: она умерла, когда ему исполнилось три года.

Первые годы детства Дмитрий Николаевич провел у своей родной тетки Юлии Ивановны Полянской. Он рос тихим, болезненным ребенком, обнаруживая необычайно раннее развитие, заставившее задуматься родных: на десятом году настолько пристрастился к научным занятиям, что написал даже целую тетрадь о «Космосе». Влияние отца было самым благотворным для не по летам развитого мальчика. Занимаясь с сыном, Николай Александрович готовил его к поступлению в университет и намеревался сам слушать лекции, чтобы иметь возможность облегчить работу юноши своими объяснениями. Однако жизнь распорядилась иначе. Когда Дмитрию шел тринадцатый год, внезапно умер отец. Мальчик остается круглым сиротой. Заботу о воспитании берет на себя родная тетка Полянская. Чтобы продолжить образование Дмитрий поступает в Симбирскую гимназию сразу в четвертый класс. Учился в гимназии прекрасно, только одна математика так никогда и не давалась ему. Среди товарищей – сверстников он явно выделялся своей развитостью, образованностью.

В 1870 году Садовников благополучно сдает экзамены на звание домашнего учителя. Некоторое время живет в Москве, где знакомится с купцом Ломакиным, который предложил ему совершить путешествие в далекую и таинственную Персию. Садовников прекрасно знал английский язык. Но путешественники так и не добрались до желаемой цели. В Константинополе Ломакина срочно вызвали в Россию, а Садовников направился в Крым. Три месяца провел он там, а потом возвратился в Симбирск. В родном городе Дмитрий Николаевич поступил домашним учителем в семью сестры одного из товарищей по гимназии – Варвары Ивановны Лазаревой. Встреча с этой девушкой стала для поэта встречей со своей судьбой. Они горячо и искренне полюбили друг друга. В 1871 году он женился на ней и переехал в Москву.

Казалось, что жизнь постепенно налаживалась. В Москве 20марта 1872 года у него родилась дочь Ольга, а 18 апреля 1873 года – сын Владимир. Но эта счастливая и светлая полоса его жизни длилась недолго. Через шесть лет после свадьбы умирает Варвара Ивановна, и Дмитрий Николаевич остается малолетними детьми. Со всей остротой перед ним встала проблема добывания средств к существованию. И, поручив детей попечению своей воспитательницы, он уехал в Петербург, где раньше жил только временно и наездами. В Петербурге Садовников входит в литературные круги, публикуется во многих газетах и журналах. В 1880 году, когда в Москве был открыт памятник А.С.Пушкину, и на всю Россию прозвучала Пушкинская речь великого русского писателя Ф.М. Достоевского, Садовников выступил инициатором создания Пушкинского кружка. А.С.Пушкину Садовников посвятил одну из лучших своих стихотворений «На открытие памятника Пушкину»

…Простишь ты нам, что речь, тебе родная,

Вплела шипы в лавровый твой венец…

Теперь мы все сошлись на праздник Мая-

Твой первый день приветствовать, певец.

И в честь тебя, поэта-чародея,

Певца святой любви и красоты,

Весна, как встарь, кидает, не жалея,

К твоим ногам душистые цветы!

В 18882 году Садовников попадает в архив замечательного русского поэта, нашего земляка, друга А.С.Пушкина, Николая Михайловича Языкова. Среди бумаг поэта Садовников обнаруживает письма А.С.Пушкина к Н.М.Языкову. Он изучает их и публикует, подготовив соответствующие комментарии. Начал Садовников работу и над биографией самого Николая Михайловича, но смерть не дала завершить этот труд.

Каждый год Д.Н.Садовников приезжал в Симбирск, к детям. Он попытался поступить на службу – на должность секретаря губернского статистического комитета. В августе 1883 года он даже ездил в Казань, пытаясь получить желаемое место. Но из этого ничего не вышло. Возможно, репутация поэта-народника, певца Степана Разина сыграла свою роль.

Литературный путь Д.Н.Садовникова начался еще в гимназии, он опубликовал в одной из петербургских газет две заметки за подписью Ю.Подгорич. Было ему тогда всего 17 лет. Но «по-настоящему» он заявил о себе позднее, когда в «Иллюстрированной газете» было напечатано его первое стихотворение «Первый снег». Поэтический мир Садовникова, его самобытность ярко проявились в стихотворении «К Волге».

К тебе несу стихи, река моя родная,-

Они – навеяны и созданы тобой –

…Я вырос близ тебя, среди твоей природы;

На берегах твоих я речь свою ковал

В затишье вечеров и в шуме непогоды,

Когда, сердитая, ты разгоняла вал…

Сам Д.Н.Садовников признавался: «…Волга была, если хотите, моей первой любовью; первое представление о прекрасном неразрывно связано с ней».

Но подлинную славу поэту принесли его баллады и поэмы на историческую тему и прежде всего посвященные Степану Разину. Почти вся история Степана Разина отразилась в его стихах: вот пятнадцатилетний Стенька одерживает победу над атаманом Ураковым и становится во главе «добрых молодцев» («Атаман и есаул»). В следующем стихотворении рассказывается, как он гуляет со своими вольными казаками в Астрахани, «прощение» получив от царя и послужив «святой Руси». Сам воевода не смеет ворчать на Стенькин загул, ибо, как пишет Садовников:

…За Степаном только свистни-

Колыхнется весь народ…

«Стенькина шуба», «Суд», «Из волжских песен»… Но из всех стихов, связанных с именем донского бунтаря, в памяти народной и до сего дня хранится одно, ставшее любимой песней миллионов русских – «Из-за острова на стрежень…». Во время историко- этнографических путешествий по Поволжью Дмитрий Николаевич слышал различные варианты сказаний о Стеньке Разине и пленной красавице. Он дал собственную интерпретацию старинного предания, вложив в него всю мощь своего таланта, создал такую песню о могучем атамане волжской вольницы, которую с небольшими изменениями поют от Москвы до самых дальних окраин нашего Отечества. Этому триумфу способствовал писатель-бард Степан Скиталец, исполнивший стихи Садовникова в начале века в Москве на литературном вечере, аккомпанируя себе на гуслях. Со временем, как это нередко бывает с популярными песнями, появились народные переделки, и в некоторых сборниках (например, «Волга, слава тебе!» - Саратов, 1978) «Из-за острова на стрежень» уже включается в раздел «Народные песни» без упоминания фамилии автора. К сожалению, неизвестен автор, написавший к ней знаменитую музыку.

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.
На переднем Стенька Разин
С молодой сидит княжной -
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
Правы те литературоведы, которые полагают, что если бы Дмитрий Николаевич не написал ничего другого и остался бы автором единственной песни «Из-за островастрежень», то уже одним этим снискал бы широкую известность.

Поэзия Д.Н.Садовникова – это яркая и интересная страница истории русской литературы 19 века, история культуры нашего края. В опоре на устное народное творчество, на его поэтические принципы и состоит ведущая особенность поэзии Д.Н.Садовникова. И это не случайно, ведь он был прекрасным знатоком русского фольклора. Всю свою недолгую жизнь он собирал и издавал фольклор. Самыми главными трудами его стали книги: «Загадки русского народа» и «Сказки и предания Самарского края». Творческое наследие Д.Н.Садовникова поражает своей необыкновенной цельностью. Вся его литературная деятельность связана с народом, с народным творчеством. В этом – своеобразие и сила Садовникова – поэта.

Приложение

Д.Н.Садовников

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.
На переднем Стенька Разин
С молодой сидит княжной -
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
А она, закрывши очи,
Не жива и не мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.
Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял!
Только ночь с ней провожжался,
Сам наутро бабой стал».
Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И могучею рукой
Обнял персиянки стан.
Брови черные сошлися -
Надвигается гроза.
Алой кровью налилися
Атамановы глаза.
«Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам, -
Раздается голос властный
По окрестным берегам.
«Волга, волга, мать родная,
Волга - русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака.
Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, волга, мать родная,
На, красавицу возьми!»
Мощным взмахом подымает
Он красавицу княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну...
«Что вы, черти, приуныли?
Эй ты, филька, черт, пляши!
Грянем, братцы, удалую
На помин ее души...»

Волга

Кадр из фильма «Стенька Разин»

Род. 25 апреля 1847 г. в довольно образованной, но никогда не отличавшейся зажиточностью дворянской семье. Отец его, Николай Александрович, получивший очень хорошее по своему времени образование в Петербурге в Педагогическом институте, был долгое время домашним учителем у многих помещиков Симбирского края. Женат он был на симбирской же дворянке Татьяне Ивановне Полянской, в доме которой, в гор. Симбирске, родился и провел первые годы своего детства молодой С., находясь до 6-летнего возраста при тетке и бабушке.

С годами эта любовь к чтению перешла у него в какую-то ненасытную страсть, к удовлетворению которой он постоянно стремился.

Вместе с этим явилась потребность делиться с кем-либо мыслями по поводу прочитанного, и вот вследствие такой потребности Д. Н., будучи еще только 9 лет от роду и живя в Репьевке у Бестужевых, задумал составить сборник всего им прочитанного по естественным наукам (что составило толстую тетрадь в несколько сот листов), озаглавленного им: "Жаркие страны". До 14-летнего возраста молодой С. находился безотлучно при отце и рос под его сильным влиянием.

Отец его был человек серьезный и сына держал в большой строгости, отчего последний вышел тихим и скромным и остался таким на всю жизнь. Сделав еще одну попытку составления сборника из прочитанных материалов, озаглавленного им "Космос для детей", он скоро перешел к стихотворным подражаниям русским поэтам.

Это было при жизни отца, которого он лишился в 1861 г. Стараниями своей тетки С. был определен вскоре после смерти отца в Симбирскую гимназию.

Будучи до этого времени одиноким домоседом, он вдруг очутился среди шумной толпы товарищей.

Впрочем, его радовал, как и всех детей, гимназический мундир с блестящими пуговицами и новые знакомства.

Через год он уже сделался менее застенчивым мальчиком, нежели был при отце: товарищи оказали на него свое влияние, хотя особенной бойкости в нем никогда не проявлялось.

В гимназии С. удалось основательно изучить английский язык и познакомиться в подлиннике со многими выдающимися произведениями английской литературы.

Но зато эти занятия отвлекли его от изучения математики, которая давалась ему с трудом и которую он недолюбливал за сухость и, как он сам выражался, "за бессердечность". Печататься С. стал тогда еще, как находился в 5 классе гимназии.

Первые печатные строки его - две корреспонденции из Симбирска - помещены в "Северной Пчеле" за 1864 г. за подписью: "Ю. Подгорин". В 1866 г. им был окончен поэтический перевод поэмы Лонгфелло "Песнь о Гайавате", но выбор предмета для перевода оказался неудачным, в том смысле, что поэма была уже переведена до него г. Михайловским и напечатана в Современнике.

В следующем 1867 г. С. вышел из 7 класса гимназии и уехал на деньги, скопленные от давания уроков в бытность в гимназии в Симбирске.

В Москве он долго не мог найти себе подходящих занятий и заработка.

Тут он проводил все время в постоянном чтении, успел познакомиться с французскою литературою 18-го столетия и много переводил.

Между прочим, два его стихотворения, посланные В. Р. Зотову, одно - переводное из Лонгфелло "Стрела и песня", другое - оригинальное "Первый снег" - были напечатаны в № 47 Иллюстрированной Газеты за 1868 г. за подписью: С-ъ. Лишь по прошествии многих месяцев по приезде в Москву С. удалось пристроиться к одному богатому купцу в качестве учителя английского языка и с ним отправиться за границу.

Относительно этой поездки в одном из некрологов С. находим следующие сведения: "Южная Россия, где он успел побывать, благодаря любознательности и подвижности своей натуры, произвела на него сильное впечатление.

Он прожил два месяца в Одессе, был в Константинополе и в Крыму. Последний особенно ему понравился своим голубым небом, живописными долинами и роскошною растительностью.

К морю он как-то даже привык, так что потом несколько скучал о нем". Вернувшись из Крыма, С. проехал опять в Москву, где и прожил около трех месяцев.

Из Москвы он переселился в свой родной Симбирск и поступил там на место домашнего учителя в одно помещичье семейство.

К этому времени относится его женитьба на Варваре Ивановне, дочери симбирского помещика И. Д. Лазарева.

После 6-летней супружеской жизни С. овдовел, оставшись после смерти жены с тремя малолетними детьми.

Поручив их попечению своих родных, С. все это время проживал то в Москве, то в Петербурге, печатал в разных изданиях свои стихотворения и те многочисленные и ценные труды в прозе, которые доставили ему известность далеко за пределами литературных кружков.

Это статьи, имеющие отношение к истории и особенно к этнографии Поволжья.

В издававшемся в Москве Н. И. Алябьевым журнале для народного чтения и школ "Грамотее" за 1872 г. С. напечатаны: два перевода из Лонгфелло: "На рассвете" (кн. V, май, стр. 25) и "Сон невольника" (кн. VI, июнь, стр. 29-30), и побасенка "Лень перекатная" (кн. X, октябрь, стр. 22-24). В московском ученом, литературном и политическом журнале "Беседа", выходившем под редакциею С. А. Юрьева за 1872 г., в XI и XII кн., в отделе Внутреннего обозрения - Русская Земля, С. поместил первый свой собственно этнографический труд: "Жегули и Усолье на Волге. (Наброски путем-дорогой.) I-II". В предисловии к этой статье указывает он на важность этнографических задач: "предлагаемый мною очерк заключает в себе и собственные путевые наблюдения, и свод того, что известно о Жегулях и Самарской луке, и преимущественно с исторической стороны.

История этого небольшого клочка земли, игравшего свою роль в жизни русского народа, не должна, по-моему, обходиться молчанием и не может иметь интерес лишь местный". К следующему 1873 г. относится новый и ценный труд С., имеющий целью проследить историю заселения Сибири выходцами из России, в целом ряде хотя и популярных рассказов, напечатанных в "Грамотее" под общим заглавием: "Подвиги простых русских людей (Покорение Сибири)", но написанных после изучения многочисленных исторических материалов.

Люди эти (он их называет "землепроходцами") совершали великую путину..., покоряли дорогой разные племена, прибавляли к нашей земле новые края и населяли их". В заключении автор сказал о своем труде: "Наши рассказы, которые можно назвать историческими, потому что в них описывались правдивые события из истории жизни целого народа, были также и жизнеописательными.

Мы старались в них на сколько можно ближе познакомиться с теми землепроходцами, которые, благодаря силе своего характера, твердо направленной воле, сделали больше всех, вели вперед других.

Припомните Ермака, Дежнева, Пояркова, Хабарова.

Они были образчиками того сорта людей, который мог выйти в то время из русского народа... Наши землепроходцы не встретили сильного отпора.

Бессилие и полное невежество уступили дорогу силе и знанию". В 1874 г. эти статьи вышли и отдельным изданием в Москве под заглавием: "Наши землепроходцы.

Рассказы о заселении Сибири. 1581-1812" в 8° и были сочувственно встречены отзывами в журналах: "Народная школа" (1876 г. № 3) и "Дело", хотя тогда же были указаны и некоторые промахи и недостатки.

В 1873 же году С. напечатал в журнале "Семья и Школа" (№ 9) стихотворение: "Усолка.

Народное предание", с которого началось появление в печати ряда поэтических переложений в стихах исторических сказаний и преданий Поволжского края. "С ранних лет", говорит г. Ап. Коринфский в своей биографической заметке о С., "он почувствовал непреодолимое тяготение к народу; как истый волжанин, он полюбил Волгу и родное Поволжье, объездил и даже обошел его вдоль и поперек, узнавая народ и его жизнь путем личного, непосредственного общения с ним. Благодаря этому, он и обогатил отечественную этнографию ценным вкладом собранных и на месте записанных преданий и образцов простонародного творчества; при этом сам, невольно поддавшись неотразимому обаянию этого творчества, он и в своих оригинальных поэтических произведениях придерживался народного колорита и миросозерцания". В 1874 г. печатается в "Симбирск.

Губернских Ведомостях" № 34 и 40 ряд собранных им памятников народного творчества, известных под названием заговоров (8 №№), в №№ 46, 47 и 51 - Детские песни, а в журнале "Нива" без подписи статьи по этнографии, географии и истории.

В следующем 1875 г. появился в "Ниве" новый ряд его статей, также не подписанных, и перевод сочин. Эмиля Золя в "Пчеле". Отдельной книжкой вышли без имени переводчика: "Норвежские сказки", очень одобрительно принятые отзывами в "Голосе" и "Педагогическом Листке". В 1876 г., кроме целого ряда статей и стихотворений без подписи в "Ниве", - в "Вестнике Европы" появилась одна из лучших поэм Садовникова "Попутный ветер. Народная сказка" 1-7. Канвой автору послужил слышанный им в селе Озерки Ставропольского уезда Самарской губернии вариант напечатанной А. Н. Афанасьевым сказки "О драчливой жене и смирном мужике". В том же журнале помещен им и перевод из Байронова "Манфреда". Особенно же следует здесь указать на появление в печати обширного труда С.: "Загадки русского народа.

Сборник загадок, вопросов, притч и задач"; свыше 2504 №№. Сочувственные отзывы об этом труде можно найти в "Русском Филологическом Вестнике" проф. М. Колосова, 1879 г., № 1, стр. 134, и в "Гражданине", № 2 за 1876 г. Трудом этим автор составил себе имя в этнографической науке. Немало труда положено было С. на собрание такой массы загадок из бесчисленного множества печатных книг, газет, редких изданий и из рукописей Архива Имп. Русского Географического Общества.

Достаточно сказать, что до сих в издании С. мы имеем единственное полное собрание этого рода памятников народного творчества, ничем другим еще не замененное, несмотря на 20 лет, отделяющие нас от времени появления его в печати.

В том же (1876 г.) в "Русской Старине" напечатаны С.: 1) Народные рассказы про старину, Иван Грозный, т. XV, № 2, 2) Народные рассказы.

Разин в Симбирске. - Пугачев в Симбирске т., XV, № 4, и 3) Расправа с Пугачевцами.

Народный рассказ, т. ХVII, № 9. В 1877 г., кроме нескольких статей без подписи в "Ниве" и "Кругозоре" - в "Вестнике Европы" напечатаны лучшие его стихотворения: "Небесной равниной, послушны дыханью...", "Я не рожден для злобы дня..." (исповедь поэта), "Ребенку. (Посвящается Ольге С.)" и "В Степи". В стихотворении "Ребенку" поэт обращается к своей дочери; тон этого обращения говорит о мягкой, почти женственной натуре поэта. К 1878 г. относится стихотворение "Над Экклезиастом", напечатанное в "Свете". В 1879 г. С. напечатаны: стихотворения в Огоньке: "Из веселых песен". Из Бушора, Сюлли, Терье. Из современного Фауста; рассказ: "Как он ездил в Персию" (подписанный: "Жанрист") и "Аннабель Ли" (стихотворение из Э. По); в "Живописном Обозрении" переводное стихотворение: Аист (из Петефи).

В "Еженедельном Новом Времени" - стихотворение из Свиньерна и рассказ: "Шут". В "Стрекозе" ряд фельетонов "На полях книг" (за подписью: "Неон 2-й") В "Будильнике" стихотв. "Странствующие комедианты" (из Бушора), "Ах, надо мной мои друзья" (перев. оттуда же), перевод из Гонгоры и др. 1880 г. в поэтической деятельности С. особенно богат оригинальными стихотворениями; так в "Огоньке" им были помещены стихотворения: "Сон" (№ 4), "Тоска" (№ 5), "Песня колосистой ржи" (там же), "На старой Волге: Полонянка. (Жегулевское преданье)" (№ 11). В выноске автор указал, что "под этим общим заглавием он намерен, время от времени, помещать те устные предания, которые тесно связаны с поэтическим прошлым Волги". По случаю открытия в Москве А. С. Пушкину памятника, С. послал из Симбирска стихотворение: "26 мая 1880 г. (1799-1880). "В отрадный миг желанного рожденья...", прочитанное в Москве на празднике Пушкина в зале Дворянского Собрания, 7 июня, В этом же журнале и два переводных стихотворения из А. Терье "Малиновка" (№ 16, с. 313) и "Ласточки" (№ 17, стр. 326). В "Слове" стихотворение: "Надейся и нового дня подожди" и др. В "Живописном Обозрении" рассказ: "Сила Ерофеич" и перевод из Бушора.

В "Будильнике" стихотворение "Тройка" и др. В 1881 г. напечатано большое переводное произведение в "Огоньке" (№№ 12, 13, 14, 15 и 16, с гравюрой и 3 виньетками): "Король Фьялар.

Поэма И. Л. Рунеберга, в пяти песнях.

Посвящается Я. П. Полонскому"; (№ 35) стихотворение: "Перепелка" пер. из А. Терье; а также: в "Слове": Песни о Стеньке Разине: I. Астраханский загул, II. Стенькина шуба. В "Иллюстрированном Мире": "Из песен об умершей"; в "Осколках": "На распутье"; в "Живописном Обозрении": "Певец"; во "Всемирной Иллюстрации": "Названец", "Дорогой", "Путеводные звезды"; в "Русской Мысли": "Настасьина могила.

Волжское предание. (Посвящается В. М. Максимову)"; в "Модном Свете": Ночная греза, Летняя сказка, Я искал тебя, я ждал; в "Новом Русском Базаре": из Сюлли: "Из старых песен" и др. В 1882 г. в "Русской Мысли" помещены: "Вальтер фон дер Фогельвейде (Легенда)", "Зазноба. (Из волжских песен)"; в "Волжско-Камском Слове" - "Письма из Петербурга", за подписью: С-ъ. В 1883 г. в "Русской Мысли" напечатан перевод из Лонгфелло: "Эмма и Эгингард". (Посвящается М. В. Бородиной); в "Волжском Вестнике": "Атаман и есаул" и "Из волжских песен" (три стихотворения).

После смерти С. изданы: 1) в 1884 г. в "Записках Имп. Русского Геогр. Общ." по отдел. этнографии, т. ХII: "Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д. Н. Садовниковым". В предисловии к этому наиболее важному его труду Л. Н. Майков, под редакцией которого был выпущен этот объемистый и ценный сборник, указывает на значение этнографических трудов автора, 2) в "Историческом Вестнике", т. ХLVII, январь, напечатано, с сопровождением портрета Д. Н. Садовникова и вводной заметки г-на Аполл. Коринфского, одно неизданное произведение С. в стихах: "Кума. Поэма из волжских преданий", I-X. В своей заметке г-н Коринфский отмечает: "Кроме "Кумы", у родных Дм. Н-ча остались ненапечатанными еще несколько мелких, отрывочно записанных лирических и эпических стихотворений, из которых иные могли бы, без всякой дополнительной отделки, быть напечатаны даже самим взыскательно строгим к себе покойным автором, с такою любовью работавшим над каждой своей вещицей...". С., никогда не обладавшему достаточными материальными средствами, а в последние годы почти, можно сказать, бедствовавшему, и под конец его жизни судьба не улыбнулась.

Долгое время подыскивал он случая поступить на казенную службу, чтобы иметь что-либо, более или менее определенное; особенно его привлекала, отвечавшая его наклонностям, служба в Статистическом Губернском Комитете, но ни в Симбирске, ни в Казани ему не удалось занять этого места, хотя по своим трудам он имел право на занятие его. Эта и другие неудачи в том же роде сломили окончательно его и без того некрепкое здоровье.

Он умер в Петербурге, в клинике проф. Боткина, после тяжкой болезни 19 декабря 1883 г. Н. Агафонов, "Заволжская вивлиофика.

Сборник археологических, исторических, этнографических и биобиблиографических материалов.

Вып. І. Казань. 1887". - Аполл. Коринфский, предисловие к поэме С. "Кума" в "Историческом Вестнике", 1892 г., январь. - В. Чуйко, "Современная русская поэзия в ее представителях", СПб., 1885. Пав. Симони. {Половцов} Садовников, Дмитрий Николаевич (1846-1883) - поэт и этнограф.

Сочинения его: "Русская земля, Жегули и Усолье на Волге", набросок путем-дорогою ("Беседа", 1872, №№ 11 и 12), "Подвиги русских людей" ("Грамотей", 1873, №№ 1, 2, 3, 8, 11 и 12), "Наши землепроходцы", рассказы о заселении Сибири (М., 1874, 2 изд., 1897), "Загадки русского народа" (СПб., 1875), "Из летней поездки по Волге" ("Век", 1883, кн. I), "Сказки и предания Самарского края" ("Записки Имп. Русск. геогр. общ.", 1884, т. XII) и множество мелких статей, этнографических рассказов и стихотворных переводов.

Стихом С. владел хорошо.

Обыкновенные его псевдонимы - "Д. Волжанин" и "Жанрист". См. "Рус. ведомости" (1883, № 353), "Исторический вестн." (1884, 2) и Д. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей". {Брокгауз} Садовников, Дмитрий Николаевич литератор, пис. с 1871 г. под псевдонимом "Жанрист"; род. 1846 г., † 19 дек. 1883 г. {Половцов}

Поэт, этнограф. Учился в Симбирской гим-назии. Печататься начал в «Северной пчеле» в 1864 г. С Достоевским Садовников встречался на литературно-музыкальных вечерах в 1879 г. и на «пятницах» у поэта , хотя и относился к нему явно предвзято из-за любви к И.С. Тургеневу. Садовников вспоминает о выс-туплении Достоевского на вечере в Благородном собрании в Петербурге 9 марта 1879 г.: «После небольшого антракта вышел маленький Досто-евский и начал читать одну из глав "Братьев Ка-рамазовых". Начал он вяло и скучно: речь шла о такой чертовщине в полном смысле слова, что я невольно подумал: "вот человек, точно лорд Редсток какой-то апокалипсис объясняет". Но когда дело дошло до признания Дмитрия Карама-зова, все разом переменилось. Публика замерла. Болезненная глубина чувства этого сладостраст-ника была так художественно-правдива передана автором, что я ничего подобного не слыхивал. Манера читать прозу, стихи, делать вставочные обращения к брату, трепет голосового органа, где это требуется, ускоренный темп в сцене само-убийства, какая-то характерная торопливость на самом драматическом месте — неподражаемы. Его вызвали, если не ошибаюсь, пять раз». Садовников вспомина-ет также о встрече с Достоевским на «пятницах» у Я.П. Полонского 16 марта 1879 г.: «Вдобавок скоро явился мизерный по наружности Достоев-ский <...>. Он похудел, нос как-то заострился, то же трусливое выражение нецветного лица, как и тогда. Он вошел и сделал как-то недоуме-вающе общий поклон, точно боясь, что никто или многие на него не ответят. Вообще он, дол-жно быть, страшно подозрителен. На пятницу пригласила его Жозефина Антоновна [Полонс-кая]. Он согласился, а Яков Петрович мимохо-дом шепнул жене, зачем она пригласила, зная, что Тургенев будет и произойдет неприятная сце-на. Достоевскому сейчас кинулось в голову, что Полонский не желает быть знакомым, сделал жене замечание по поводу его и пр., рассердил-ся и начал везде распространяться о том, что его нога больше не будет у Полонских. Яков Петро-вич был вынужден ехать и лично объяснить дело начистоту. Только тогда Достоевский поверил и приехал. Я заметил в голосе Достоевского до странности болезненные, нервные ноты. Весь организм его явно расшатан до невозможности, и довести автора "Преступления и наказания" до слез — ничего, я думаю, не стоит». Наконец, Садовников вспоминает о встрече с Достоевским на «пятницах» Я.П. Полонского 22 февраля 1880 г.: «22-го февраля. Из гостей, более или менее достойных наблюдения, были двое: Достоевский и Тургенев. Первый явился с академиком Сухомлиновым, и в передней слыш-но было лобызание с Яковом Петровичем. До-стоевский, видимо, был в духе, видя, во-первых, такое внимание, да, может, еще под впечатлени-ем чего-либо предшествовавшего. Я не люблю его и остался в кабинете.

M-r Садовников! — слышу голос Я<кова> П<етровича>. — Что вам угодно? — отвечаю и иду. — Вы знакомы? — спрашивает Я<ков> П<етрович>. Я нарочно отвечаю: — Нет, не зна-ком. Происходит рекомендация и рукопожатие. Длинный Сухомлинов отрапортовывает про себя сам. Я кланяюсь. Разговор заходит о Млодецком, который казнен сегодня утром. Достоев-ский был на казни.

— Правда ли, — говорю я, обращаясь к До-стоевскому, — что сегодня на Семеновском пла-цу было второе покушение на Меликова? Расска-зывали так, что будто кто-то выстрелил, затем хотел застрелить себя и не успел. После чего взя-ли еще шесть человек с револьверами, по пока-занию мальчика.

— Нет-с, это все городские слухи. Если бы проследить весь рост этих слухов с утра и вплоть до вечера, это представило бы интерес. Я был свидетелем казни. Народу собралось до 50 000 чел.

Вообще мне не понравилось какое-то совер-шенно холодное отношение автора "Мертвого дома" к казни живых людей, и самое появление его на месте казни объясняю, как желание из-влечь нечто для своих патологических сочине-ний последнего времени, в которых один Венге-ров находит что-то даже гениальное.

За вечерним чаем я не слушал рассуждений Достоевского, потому что сам увлекся одним спо-ром <...>. Отрывок из разговора с той стороны помню один: Достоевский порицал женщин, ко-торые говорят, что не могут смотреть на казнь, жалуясь на нервы, и пр. Вскоре после чая он ушел...».

Садовников работал педагогом, известен как собиратель, опубликовал в «Симбирских губер-нских ведомостях» (1874) часть своего большо-го собрания заговоров и произведений детского фольклора. Садовников составил «Загадки рус-ского народа» (1876, переизд. 1901, 1959). В сб. «Сказки и предания Самарского края» (1884) Садовников опубликовал фольклор, записанный в Поволжье. Лучшие из стих. Садовникова «Из-за острова на стрежень», «По саду городскому» стали народными песнями. Садовников выпус-тил также книги для народных школ: «Наши землепроходцы» (1874), «Языческие сны русско-го народа» (1882).

Он был яркий, оригинальный литератор, фольклорист, критик, талантливый переводчик. В России до сих пор поют песню «Из-за острова на стрежень», - песню о Волге и Степане Разине, которую многие считают народной, но на самом деле автором её слов является замечательный русский поэт XIX века Дмитрий Николаевич Садовников (рис. 1).

Он родился 25 апреля (по новому стилю – 7 мая) 1847 года в городе Симбирске в образованной, но никогда не отличавшейся зажиточностью дворянской семье. Его отец, Николай Александрович, получивший очень хорошее по своему времени образование в Петербургском Педагогическом институте, долгое время работал домашним учителем у помещиков Симбирского края.

Отец был женат на симбирской дворянке Татьяне Ивановне Полянской. Своё раннее детство Дмитрий провёл в доме его тетки по матери Ю.И. Полянской, находившемся в Симбирске рядом с Петропавловским спуском (ныне спуск Степана Разина). Рано выучившись читать, мальчик прочёл всё, что нашлось в отцовской довольно хорошей библиотеке, и в 1864 году он поступил в четвёртый класс Симбирской мужской гимназии.

Литературные способности у юного воспитанника проявились довольно рано. Уже с восьми лет Дмитрий сочинял стихи, которые поначалу были только подражанием известным русским поэтам, но очень быстро в его творчестве появились и свои собственные, оригинальные сюжеты и настроения. Печататься юноша начал, находясь лишь в пятом классе гимназии. Первые печатные строки его (две корреспонденции из Симбирска) были помещены в 1864 году журнале «Северная Пчела» за подписью: «Ю. Подгорин».

Затем начинающий литератор стал пробовать себя в переводах. В 1866 году он закончил работу над произведением американского поэта Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Лишь позже юноша узнал, что предмет для перевода он выбрал не слишком подходящий, так как поэма Лонгфелло к тому времени была уже переведена Михайловским, и даже напечатана в «Современнике». Однако это обстоятельство не слишком огорчило начинающего переводчика, тем более, что впоследствии литераторы старшего поколения признали перевод Садовникова весьма удачным.

В 1867 году, ещё не закончив полного гимназического курса, Дмитрий Садовников переехал в Москву. Здесь он долго не мог найти себе подходящих занятий и заработка, и проводил много времени за чтением и переводами. Лишь через несколько месяцев молодой человек поступил на службу к богатому купцу, которому нужен был учитель и переводчик с английского языка, и вместе с ним отправился за границу. В этой поездке Садовников два месяца прожил в Одессе, а затем побывал в Константинополе и в Крыму.

В 1868 году он начал печатать свои первые стихи в петербургской «Иллюстрированной газете». Вскоре Садовников вернулся из Москвы в свой родной Симбирск, где нашёл место домашнего учителя в помещичьем семействе. В 1871 году он женился на Варваре Ивановне Лазаревой, сестре одного из своих гимназических товарищей. Однако спустя шесть лет его жена скончалась от чахотки. Дмитрий Садовников остался вдовцом с тремя малолетними детьми на руках, и, как потом указывалось в его биографии, «безо всяких определённых средств». В Симбирске заработков у него почти не было, и в итоге молодой литератор решил уехать из захолустного Симбирска в российскую столицу, оставив детей на попечении тетки по матери Ю.И. Полянской. Ей он регулярно присылал деньги для детей со всех своих писательских доходов. Кроме того, к детям он приезжал раз в год в летние месяцы, но всё остальное время жил и работал преимущественно в Санкт-Петербурге.

В 1873 году в журнале «Семья и Школа» было напечатано стихотворение Дмитрия Садовникова «Усолка. Народное предание», с которого и началась публикация его творческого цикла в стихах, созданного на основе народных сказаний и преданий Поволжского края, а также многочисленные статьи и рассказы в прозе.

Писатель А.А. Коринфский в своей биографической заметке о Д.Н. Садовникове писал так: «С детских дней полюбив родную Волгу, поэт всегда приглядывался зорким взором к жизни и обычаям, одновременно прислушиваясь пытливым слухом к поверьям и преданиям нашего волгаря-крестьянина. В раннюю пору запала в сердце богато одарённому от природы юноше счастливая мысль собрать рассеянные по берегам старой Волги произведения изустного народного творчества. Мысль эта впоследствии, в более зрелые годы и была приведена им в исполнение, – когда он прошёл, что называется, вдоль и поперёк всё жигулёвское побережье, занося в свою походную книжку «сказания местного слова».

В 1876 году Д.Н. Садовников подготовил самый полный в XIX веке и самый лучший в научном отношении сборник «Загадки русского народа». Ему по праву принадлежит честь открытия одного из самых талантливых российских сказочников – А.К. Новопольцева, крестьянина из села Ясашное Помряскино (ныне оно находится в Ульяновской области). Записи 72 лучших рассказов Новопольцева впоследствии вошли в сборник «Сказки и предания Самарского края» (1884 год). Лучшие из стихов Д.Н. Садовникова, ставшие затем народными песнями, в том числе «Из-за острова на стрежень» и «По посаду городскому», также имеют народную основу.

Для Садовникова как исследователя был характерен интерес к естественно-бытовым основам фольклора. Это сказалось в его просветительской деятельности, в написании им таких пособий для народных школ и училищ, как «Наши землепроходцы» (1874год), «Языческие сны русского народа» (1882 год), и другие.

Как уже говорилось, основным источником, питавшим поэзию Садовникова, была Волга, на берегах которой он родился, вырос и провел значительную часть своей жизни. «Волга была моей первой любовью, - писал поэт, - первое представление о прекрасном неразрывно связано с ней». При этом лучшие стихи Садовникова (легенды, сказания, пейзажи) написаны о Степане Разине, который является одним из главных героев его поэзии.

Облик Разина у Садовникова глубоко народный, социально заостренный. Это русский добрый молодец, полный широкой удали и беззаветно увлекающей отваги, народный богатырь (рис. 2-4).



«За Степаном - только свистни -

Колыхнется весь народ…

А кому охота биться

За царевых воевод?»

Разин у Садовникова - горячий патриот: его долг - защищать народ, оберегать границы «свято-русской земли». На вопрос народа «Где, кормилец, пропадал?», Разин отвечает: «За святую бился Русь». Человек большого сердца, романтического порыва, Разин в творчестве Садовникова высоко ценит товарищество. Даже любовь к прекрасной женщине не может заставить его изменить чувству товарищества, которое связывается у него с борьбой за волю.

Под стать Разину и другие герои Садовникова - энергичные, волевые люди, способные на самоотверженный подвиг. Такова русская богатырка Усолка, которая, несмотря на свой преклонный возраст, в грозный час опасности берет меч, садится на коня, бросается в гущу битвы и добивается победы.

«И память о той богатырке жива!

Ее сохранила людская молва…

Так билися в старые годы

За право труда и свободы».

Сюжет многих стихотворений поэта, основанных на легендах и преданиях, в том числе «Полонянка», «Усолка», «В Жигули», и других. Волга у Садовникова - колыбель воли, мощи, славы, русского народа, его любимая река. Обращаясь к Волге, поэт говорит:

«Тебе несу стихи, река моя родная,

Они - навеяны и созданы тобой -

Мелькали предо мной, окраскою сверкая,

Как рыбки вольные сверкают чешуей.

Простор песков твоих, лесов живые краски.

Разливы вешние ликующей воды

И темных Жигулей предания и сказки

На них оставили заметные следы».

(«К Волге»).

Значительное количество стихотворений Садовников посвящает Жигулёвским горам, в том числе «В Жигулях», «Молодецкий курган», «Жигулевские клады», и так далее. Но красота Жигулей для Садовникова - это не основное. Жигули для него - «свидетели давнишних дел, старинной пережитой были…» А еще Жигули - это родина самобытной народной песни (рис. 5-9).





«Да и где родиться песням,

Как не здесь - у этих гор…

Песни «удали и воли», такой, что

Любое сердце расколышет,

Любые цепи разобьет!..»

Прекрасные волжские пейзажи у Садовникова тоже связаны главным образом с Жигулями.

«Ущелья залиты весеннею водой…

Меж небом и землей, на голубом просторе,

Красавцы-Жигули вздымаются грядой,

Как остров, брошенный в раскинутое море.

Овраги темные кой-где еще таят

Пласты тяжелые подтаявшего снега,

И горные ручьи, сливаясь в водопад,

Шумят и на реку кидаются с разбега…

Водой подмытые, несутся с крутизны,

Шумя и прыгая, тяжелые каменья,

С собою унося покорных жертв весны,

Прибрежные кусты, в широкое теченье».

(«Волжские эскизы»).

Поэтическое своеобразие, сердечность и мелодичность - отличительные черты пейзажной лирики Садовникова.

«Широкой полосой к реке сбегает сад,

Усыпаны душистым белым цветом -

Как снегом, старые в нем яблони стоят,

Дыша знакомым мне и радостным приветом.

На скользкую траву откидывая тень,

Они сбегают вниз - весенней жажды полны -

Туда, где сторож их, извилистый плетень,

Не в силах задержать вступающие волны.

Река торжественно и медленно идет,

Подходит и опять поспешно отступает -

Как будто яблоней сверкающий налет

Про зимы снежные ей вдруг напоминает».

(«Волжские эскизы»).

Творчество Садовникова-фольклориста было тесно связано с Самарской губернией, которую за свою жизнь он хорошо изучил. Особенно влекло его Жигулёвское побережье, где поэт часто бывал, тщательно исследуя и записывая местные предания. В результате в 1872 году в журнале «Беседа» появилась большая историко-этнографическая статья Садовникова «Жигули и Усолье на Волге». В последующие годы были напечатаны и другие статьи Садовникова на ту же тему: «Жигулевские горы», «Виды Волги», «Царев курган», «Из волжских преданий о Стеньке Разине», «Из летних поездок по Волге», и так далее.

В первой половине 70-х годов Садовников записал много фольклорного материала в Заволжье, на территории Ставропольского, Волжского, Красноярского, и других современных районов Самарской области. Собранные им материалы вошли в известные сборники «Загадки русского народа» (1875 год) и «Сказки и предания Самарского края» (1884 год), которые явились ценнейшим вкладом в фольклористическую литературу (рис. 10, 11).

В конце жизни Садовников подготовил к печати две историко-литературные публикации: «Письма А. Пушкина к Н. Языкову» и «Отзывы современников о Пушкине» (материалы для его биографии). В это время он много работал над переводами стихотворений Байрона, Лонгфелло, Теннисона, Эдгара По, и других поэтов.

Смерть поэта от чахотки была быстрой и для всех неожиданной. Она последовала 19 (по новому стилю 31) декабря 1883 года в клинике профессора Боткина в Санкт-Петербурге. Садовников был похоронен на Новодевичьем монастырском кладбище (рис. 12).

При этом специалисты считают, что по причине внезапной смерти Дмитрия Николаевича Садовникова многое из собранного им так и осталось не напечатанным, и, по-видимому, погибло вместе с частью его обширного архива.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

Список литературы

Бейсов П.С. Дмитрий Николаевич Садовников. Славные даты. Сост. Н.И. Никитина. Ульяновск, 1967. стр. 46–49.

Болдырев В.Н. Д.Н. Садовников – поэт и фольклорист. - Садовников Д.Н. Избранные произведения. Саратов, 1989, стр. 5–10.

Гиривенко А.Н. Дмитрий Садовников – переводчик А. Теннисона. - Проблемы развития юридических и социально-экономических наук в России. Тез. докл. М., 2001, стр. 43–47.

Гофман Л. Он пел о Волге и воле. - Гофман Л. Одиссея Александра Рославлева. М., 1984, стр. 78–88.

Загадки русского народа: сборник загадок, вопросов, притч и задач. Сост. Д.Н. Садовников. М. Изд-во МГУ, 1959. 335 с., илл.

Коринфский А. Д.Н. Садовников и его поэзия. Сообщение, сделанное 17 марта 1900 г. в кружке имени Я.П. Полонского. СПб, Изд. П.П. Сойкина, 1900. 112 с.

Крупянская В.Ю. Дмитрий Николаевич Садовников. - Певец Волги Д.Н. Садовников. Избранные произведения и записи. Куйбышев, 1940, Стр. 5–20.

Певец Волги Д.Н. Садовников. Избранные произведения и записи. Сост. В.Ю. Крупянская. Куйбышев, 1940. 168 с.

Петров С.Б. Д.Н. Садовников и музыка. - Гуманитарная мысль на рубеже веков. Межвуз. сб. науч. тр. (под. ред. В.И. Зеркалова). Саратов, 2000, стр. 100–103.

Рассадин А.П. К биографии Д. Садовникова. О месте упокоения и похоронах поэта. - Краеведческие записки. Ульяновск, 2012. Вып. 15, стр. 255 –260.

Садовников Д.Н. Загадки русского народа: сборник загадок, вопросов, притч и задач. СПб. Тип. Н. А. Лебедева, 1876. 333 с.

Садовников Д.Н. Сказки и предания Самарского края. СПб. Тип. МВД, 1884. 388 с.

Садовников Д.Н. Наши землепроходцы: рассказы о заселении Сибири (1581–1712 гг.). М. Изд. В.Д. Карчагина, 1905. 189 с.

Садовников Д.Н. На старой Волге: песни и легенды. Симбирск: Типо-литография А.Т. Токарева, 1906. 92 с.

Садовников Д.Н. Избранные произведения (сост., авт. вступ. ст. и примеч. В.Н. Болдырев). Саратов, Приволж. кн. изд-во, 1989. 221 с., илл.

Садовников Д.Н. Сказки и предания Самарского края. Самара. Самар. НМЦ НТ, 1993. Вып. 1. – 1993. 248 с.; Вып. 2. - 1993. 204 с.

Садовников Д.Н. Марина–русалка: записано со слов симбирской мещанки Екатерины Григорьевны Извощиковой. - «Мономах». 1996. № 3, с 40–42.

Селиванов К.А. Д.Н. Садовников (1847–1883). - В кн.: Селиванов К.А. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. Куйбышев, 1953, стр. 133–135.

Селиванов К.А. [Дмитрий Николаевич Садовников]. - В кн.: Селиванов К.А. Литературные места Ульяновской области. Саратов, 1969, стр. 65–68.

Смолицкий В. История одного песенного сюжета. – В сб. «Народное творчество». 2003, № 6, стр. 52–53.

Трофимов Ж.А. Детские и школьные годы Д.Н. Садовникова; «Из-за острова на стрежень…». К истории песни Д. Н. Садовникова; А.А. Коринфский о Д.Н. Садовникове. В сб. «Симбирск литературный: поиски, находки, исследования. Ульяновск, 1999, стр. 284–303, 312–321.

Шинкарова Н.В. Архивные материалы Д.Н. Садовникова в фондах Ульяновского областного краеведческого музея. – В сб. «Красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры». Ульяновск–Жигули, 2002, стр. 19–25.