Составить рассказ маруся последние дни. Составьте рассказ (краткий) на тему,, Последние дни Маруси". Рассказ В.Г. Короленко,, В дурном обществе"

/ / / Образ Маруси в повести Короленко «В дурном обществе»

Владимир Короленко – известный писатель, который не боялся в своих работах критиковать болезни общества. Он часто попадал в неприятности из-за своего непримиримого взгляда на устройство мира, но и дальше писал о важных проблемах. Будучи в ссылке, писатель пишет повесть о социальном неравенстве в обществе.

Образ Маруси в повести Владимира Короленко « » можно считать ключевым. Она сыграет важную роль в формировании личности главного героя Васи.

Маруся – маленькая девочка, возраст - около 4 лет. Она добрый светлый человечек, которого угнетают нищета и болезни. Маруся и ее брат Валек – воспитанники приемного отца Тыбурция. Когда он принял их к себе неизвестно, но в городке они появились вместе. Девочка любила Тыбурция, как родного отца. Жила семья в заброшенной часовне старого замка, куда сбрелись все нищие города.

Героиня никогда не имела своих игрушек, часто голодала, ходила в рваной одежде. Однажды Марусе посчастливилось попробовать мясное блюдо. Было заметно, что ребенок впервые ест такую пищу.

Маруся в повести описана, как грустное, крохотное белокурое дитя. Ее бирюзовые глаза смотрели на мир не по-детски. В ее портрете можно проследить антитезу. Красивые глаза с длинными ресничками противопоставляются грязному бледному личику. На девочке было грязное платье, но по нему рассыпались роскошные волосы, которые заплетал в косички.

Героиня росла грустным ребенком, не любила играть в игры. Глубокий взгляд и грустная улыбка делали ее похожей на взрослого человека. Она редко смеялась, но когда все же звучал ее смех, то это было похоже на маленький нежный колокольчик. Маруся – тихий спокойный ребенок, любящий цветы.

Девочка сильно болела, почти не могла ходить. Туберкулез с каждым днем подрывал ее силы. Ребенок жил в подземелье, где всегда сыро и грязно. Возможно, именно это подорвало здоровье героини.

Маруся хорошо приняла нового друга брата, Васю. Она всегда радовалась встрече с ним в их жилище. И это понятно, ведь главный герой всегда старался поддержать ее, порадовать чем-то вкусным. Однажды мальчик подарил Марусе куклу своей сестры. Игрушка была очень красивой: яркое лицо, роскошные волосы. Маленькая героиня очень обрадовалась подарку и даже почувствовала себя немного лучше. Близкие даже стали надеяться, что туберкулез отступает.

Маруся мужественно справлялась с болезнью: молча сносила боль, не жалуясь никому. Постепенно ей становилось хуже, и однажды она уже не смогла выйти из подземелья на улицу. Маруся с трудом узнает лица знакомых. У ее отца нет денег, чтобы вызвать врача или купить лекарства. А сырость и холод заброшенного замка не оставляют шансов выжить хрупкой девочке.

Маруся так и не познала радостей детства.

Образ Маруси играет важную роль в становлении главного героя как личности. Благодаря подруге, он понимает, насколько жесток мир, делящийся на социальные классы. не хочет жить в таком обществе, и решает жить по законам совести.

Вася — так звали мальчика — был сыном городского судьи. Ребенок рос, «как дикое деревцо в поле»: мать умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, поглощенный своим горем, обращал на мальчика мало внимания. Вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли в его душе глубокий след.
Город был окружен прудами. Посреди одного из них на острове стоял старинный замок, принадлежавший некогда графскому роду. Его обитателями стали городские нищие, не имевшие иного пристанища. Но среди нищих произошел раскол. Старый Януш, один из бывших графских слуг, получил некое право решать, кто может жить в замке, а кто нет. Он оставил там лишь «аристократов»: католиков и бывшую графскую челядь. Изгнанники нашли себе пристанище в подземелье под старинным склепом у заброшенной униатской часовни, стоявшей на горе. Однако это их местопребывание никому не было известно.
Старый Януш, встречая Васю, приглашает его заходить в замок, ибо там теперь «порядочное общество» . Но мальчик предпочитает «дурное общество» изгнанников из замка: Вася жалеет их.
Многие члены «дурного общества» хорошо известны в городе. Руководитель же всего сообщества «темных личностей» — Тыбурций Драб. Его происхождение и прошлое никому не ведомы. Однажды Вася с тремя приятелями приходит к старой часовне: ему хочется заглянуть туда. Друзья помогают Васе проникнуть внутрь через высокое окно. Но увидев, что в часовне еще кто-то есть, приятели в ужасе убегают, бросив Васю на произвол судьбы. Оказывается, там дети Тыбурция: девятилетний Валек и четырехлетняя Маруся. Вася начинает часто приходить на гору к своим новым друзьям, носить им яблоки из своего сада. Но ходит он лишь тогда, когда его не может застать Тыбурций. Вася никому не рассказывает об этом знакомстве. Струсившим приятелям он говорит, что видел чертей.
У Васи есть сестра, четырехлетняя Соня. Она, как и ее брат, — веселый и резвый ребенок. Брат и сестра очень любят друг друга, но Сонина нянька препятствует их шумным играм: она считает Васю дурным, испорченным мальчишкой. Такого же взгляда придерживается и отец. Он не находит в своей душе места для любви к мальчику. Отец больше любит Соню, потому что она похожа на свою покойную мать.
Как-то раз в разговоре Валек и Маруся говорят Васе, что Тыбурций их очень любит. Вася отзывается о своем отце с обидой. Но неожиданно узнает от Валека, что судья — очень справедливый и честный человек. Вася узнает о том, что Валек ворует еду для голодной сестры. Это открытие производит тяжелое впечатление на Васю, но все же он не осуждает друга.
Валек показывает Васе подземелье, где живут все члены «дурного общества» . В отсутствие взрослых Вася приходит туда, играет со своими друзьями. Во время игры в жмурки неожиданно является Тыбурций. Дети испуганы — ведь они дружат без ведома грозного главы «дурного общества» . Но Тыбурций разрешает Васе приходить, взяв с него обещание никому не рассказывать, где все они живут. Наступает осень, и Маруся заболевает. Чтобы как-то развлечь больную девочку, Вася решается попросить на время у Сони большую красивую куклу, подарок покойной матери. Соня соглашается. Маруся в восторге от куклы, и ей даже становится лучше.
К судье несколько раз приходит старый Януш с доносами на членов «дурного общества» . Он рассказывает, что Вася общается с ними. .
Марусе становится все хуже. Обитатели подземелья решают, что куклу нужно вернуть, а девочка этого и не заметит. Но увидев, что куклу хотят забрать, Маруся горько плачет… Вася оставляет ей куклу.
И вот в самый критический момент появляется Тыбурций. Он несет куклу.
Тыбурций рассказывает судье о дружбе Васи с его детьми. Тот поражен. Отец чувствует себя виноватым перед Васей. Они почувствовали себя близкими людьми. Тыбурций говорит, что Маруся умерла. Отец отпускает Васю проститься с ней, при этом он передает через Васю деньги для Тыбурция и предостережение: главе «дурного общества» лучше скрыться из города.

Вася - так звали мальчика - был сыном городского судьи. Ребенок рос, «как дикое деревцо в поле»: мать умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, поглощенный своим горем, обращал на мальчика мало внимания. Вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли в его душе глубокий след.
Город был окружен прудами. Посреди одного из них на острове стоял старинный замок, принадлежавший некогда графскому роду. Его обитателями стали городские нищие, не имевшие иного пристанища. Но среди нищих произошел раскол. Старый Януш, один из бывших графских слуг, получил некое право решать, кто может жить в замке, а кто нет. Он оставил там лишь «аристократов»: католиков и бывшую графскую челядь. Изгнанники нашли себе пристанище в подземелье под старинным склепом у заброшенной униатской часовни, стоявшей на горе. Однако это их местопребывание никому не было известно.
Старый Януш, встречая Васю, приглашает его заходить в замок, ибо там теперь «порядочное общество» . Но мальчик предпочитает «дурное общество» изгнанников из замка: Вася жалеет их.
Многие члены «дурного общества» хорошо известны в городе. Руководитель же всего сообщества «темных личностей» - Тыбурций Драб. Его происхождение и прошлое никому не ведомы. Однажды Вася с тремя приятелями приходит к старой часовне: ему хочется заглянуть туда. Друзья помогают Васе проникнуть внутрь через высокое окно. Но увидев, что в часовне еще кто-то есть, приятели в ужасе убегают, бросив Васю на произвол судьбы. Оказывается, там дети Тыбурция: девятилетний Валек и четырехлетняя Маруся. Вася начинает часто приходить на гору к своим новым друзьям, носить им яблоки из своего сада. Но ходит он лишь тогда, когда его не может застать Тыбурций. Вася никому не рассказывает об этом знакомстве. Струсившим приятелям он говорит, что видел чертей.
У Васи есть сестра, четырехлетняя Соня. Она, как и ее брат, - веселый и резвый ребенок. Брат и сестра очень любят друг друга, но Сонина нянька препятствует их шумным играм: она считает Васю дурным, испорченным мальчишкой. Такого же взгляда придерживается и отец. Он не находит в своей душе места для любви к мальчику. Отец больше любит Соню, потому что она похожа на свою покойную мать.
Как-то раз в разговоре Валек и Маруся говорят Васе, что Тыбурций их очень любит. Вася отзывается о своем отце с обидой. Но неожиданно узнает от Валека, что судья - очень справедливый и честный человек. Вася узнает о том, что Валек ворует еду для голодной сестры. Это открытие производит тяжелое впечатление на Васю, но все же он не осуждает друга.
Валек показывает Васе подземелье, где живут все члены «дурного общества» . В отсутствие взрослых Вася приходит туда, играет со своими друзьями. Во время игры в жмурки неожиданно является Тыбурций. Дети испуганы - ведь они дружат без ведома грозного главы «дурного общества» . Но Тыбурций разрешает Васе приходить, взяв с него обещание никому не рассказывать, где все они живут. Наступает осень, и Маруся заболевает. Чтобы как-то развлечь больную девочку, Вася решается попросить на время у Сони большую красивую куклу, подарок покойной матери. Соня соглашается. Маруся в восторге от куклы, и ей даже становится лучше.
К судье несколько раз приходит старый Януш с доносами на членов «дурного общества» . Он рассказывает, что Вася общается с ними. .
Марусе становится все хуже. Обитатели подземелья решают, что куклу нужно вернуть, а девочка этого и не заметит. Но увидев, что куклу хотят забрать, Маруся горько плачет… Вася оставляет ей куклу.
И вот в самый критический момент появляется Тыбурций. Он несет куклу.
Тыбурций рассказывает судье о дружбе Васи с его детьми. Тот поражен. Отец чувствует себя виноватым перед Васей. Они почувствовали себя близкими людьми. Тыбурций говорит, что Маруся умерла. Отец отпускает Васю проститься с ней, при этом он передает через Васю деньги для Тыбурция и предостережение: главе «дурного общества» лучше скрыться из города.

Ответ оставил Гость

Внешность Маруси: "...грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня детски‑любопытными голубыми глазами..." "...ответила девочка, слегка сверкнув бирюзовыми глазами..." "...гладя рукой белокурую головку девочки..." "...ее белокурые волосы..." "...бледное лицо девочки вспыхивало румянцем..." "...Она ласково подала мне свою крохотную ручонку и, глядя снизу вверх голубыми глазами, спросила..." "...движения ее тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокою синевой на бледном лице; длинные ресницы были опущены. При взгляде на эту крохотную грустную фигурку..." "...Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца..." "...Платье ее было грязно и старо, в косе не было лент, но волосы у нее были гораздо больше и роскошнее, чем у Сони..." Маруся - слабый, болезненный ребенок. Судя по всему, она болеет чахоткой: "...Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка: руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по‑детски грустно..." Болезнь и "подземелье" высасывают все силы из Маруси: "...Несомненно, кто‑то высасывает жизнь из этой странной девочки, которая плачет тогда, когда другие на ее месте смеются..." "...высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движений..." "...о «сером камне», высасывавшем из Маруси ее веселье..." Маруся плохо ходит несмотря на то, что ей 4 года: "...Она падала, вновь приподымалась и, наконец, направилась нетвердыми шагами к мальчишке..." "...шлепала по каменному полу непроворными ножонками..." "...по‑прежнему шлепая по полу слабыми ногами..." Маруся - странная девочка: "...из этой странной девочки..." Маруся - грустный, невеселый ребенок: "...грустная улыбка Маруси..." "...эту крохотную грустную фигурку..." "...глаза смотрели порой так не по‑детски грустно..." "...Отчего она такая? – спросил я <...> – Невеселая? – переспросил Валек..." Маруся не любит играть: "...она не любит играть..." Маруся редко смеется: "...плачет тогда, когда другие на ее месте смеются..." "...моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно..." Маруся - тихий ребенок: "...Применяясь к тихой солидности нашей дамы..." "...тихие переливы ее слабого смеха..." "...Маруся звенела слабыми переливами своего жалкого смеха..." Маруся - простодушный ребенок: "...Да, голодна! – с жалобным простодушием повторила девочка..." Маруся - доверчивый ребенок: "...Девочка доверчиво прижалась к ногам этого урода..." Со временем Маруся болеет сильнее и сильнее. Она худеет и бледнеет из-за болезни: "...наша Маруся начала прихварывать..." "...Она ни на что не жаловалась, только все худела; лицо ее все бледнело, глаза потемнели, стали больше, веки приподнимались с трудом..." "...Маруся все больше хиреет. Теперь она совсем уже не выходила на воздух..." "...Маруся, которая увядала, как цветок осенью..." "...Маруся опять слегла, и ей стало еще хуже..."

В конце рассказа маленькая Маруся умирает от болезни: "...отец тебя отпустит попрощаться с моей девочкой. Она… она умерла..."

Рассказывая о последних днях Маруси, Читатели прежде всего обращаются к описанию внешности больной девочки. Важно, чтобы они проследили динамику портрета (лица, глаз, улыбки, смеха и т.д.) и поняли, что изменения деталей внешности героя часто является свидетельством и внутренними изменениями. Так, через внешние признаки портрета героини писатель изображает постепенное ее угасания. Еще совсем недавно Ма-Руся «дзенькала слабыми переливами своего жалкого смеха и шлепала по каменному полу неспритними ножонками» (глава VI), но вот стали желтеть листья, а вместе с ними начала давать о себе знать и болезнь девочки. Маруся «все худела, лицо ее все бледнело, глаза потемнели... вика поднимали с трудом, мальчики истощали все усилия, чтобы только вызвать тихие переливы ее слабого смеха, увидеть ее грустную улыбку» (глава VII).

Наступила осень, ухудшилось состояние больного. Теперь она смотрела равнодушно... большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали его смеха» (глава VIII). Только кукла смогла оживить девочку это продолжалось недолго. Пришло время, когда Маруся смотрела перед собой «неясным взглядом... не сознавая, что с ней происходит» (глава VIII). Обращая внимание нас на эти изменения в портрете, мы тем самым учим их быть внимательными к художественных деталей, видеть, какую роль играет каждая из них в раскрытии особенностей внутреннего мира героя

Как характеризует Васю его поведение во время болезни Маруси? - ставим вопрос. Читатели уже многое знают о мальчике, и его заботливость по отношению к больной, что доходит до самоотверженности, воспринимается как естественное и единственно возможное его поведения. Читатели отмечают, что Вася чувствует себя нужным в семье Тибурция. Его появление вызывает оживление девочки. Рубль занимал Васю, как брата. Даже Тибурций смотрел иа в себя глазами, в которых мерцали слезы. Вася прилагает все усилия к тому, чтобы хоть как-то помочь горю друзей. Особую душевную чуткость проявляет мальчик, когда отцу становится. известно, что пропала кукле. Не имея возможности вернуть ее сестре - для этого нужно было бы лишить Марусю ее последней радости,- Вася с напускной беззаботностью заявляет расстроенным Валеку и Тибурцию: «Ничего! Нянька, наверное, уже забыла». Вася знает, как тяжело сейчас его друзьям, и, не желая обременять их своими заботами, мужественно берет все на себя

Самоотверженность Васи отношении друзей, его душевная стойкость, верность слову наиболее ярко проявляются в разговоре с отцом. Сцену решающего объяснения судьи с сыном Читатель прочтет в классе сам. Это один из самых волнующих эпизодов повести, и важно, чтобы читатели прослушали его в красивом, выразительном чтении

С помощью учителя дети обратят внимание на душевные переживания действующих героев. Это поможет им глубже постичь внутренний мир каждого. Читатели хорошо знают содержание разговора, что произошло. Не обращаясь пока к тексту, предлагаем им подумать: что переживал отец и сын перед началом разговора?

Дети уловили основную тональность отрывка и, не утруждаясь, отвечают, что Вася волновался и боялся этой встречи. Его пугал грозный, неприступный вид отца. Вася чувствовал себя виноватым, потому что обманывал отца, не говорил ему, где проводит все время. Отец очень сердился на Васю, считая его эгоистом, что отдал неизвестным людям куклу, подаренную покойной матерью

До начала разговора Вася робко остановился у притолоки. Он заметил грустное осеннее солнце, почувствовал тревожный стук собственного сердца; поднял на отца глаза и немедленно шее опустил их в землю. Отец сидел перед портретом матери и «не возвращался» к Васе. Когда же он вернулся, лицо его было страшным. Вася чувствовал на себе тяжелый, неподвижный, угнетающий взгляд. Во время разговора слова отца о куклу резко упали на Васю, он вздрогнул. Ведь его обвиняют в страшном безчесному воровстве подарка умершей матери. Вот почему лицо отца быть бледно, глаза горели гневом

Несмотря на то что Вася весь съежился под взглядом отца, все ниже опускал голову, горькие слезы жгли его щеки, он ни словом не выдает своих друзей, испытывая в эту минуту не страх, а оскорбленное чувство покинутого ребенка и жгучую любовь к тем, кто пригрел его там, в старой часовне. Появление Тибурция прерывает тяжелую сцену

Дети отмечают, что судья встретил Тибурция мрачным и удивленным взглядом, что тот спокойно выдержал.

Тибурций чувствует свою правоту. Он пришел сюда, чтобы защитить Васю от несправедливых упреков. Он знает, что должен заставить господина судью выслушать себя, говорит спокойно и мягко, не желая раздражать разгневанного человека

Выдержка Тибурция, его доброе, ласковое отношение к Васе побеждают настороженность судьи, заставляют его прислушаться к словам бездомного нищего. Мы не знаем, а только предполагаем, о чем говорили между собой Тибурций и судья. Однако вряд ли стоит рекомендовать учащимся задание: «Что сказал Тибурций отцу Васи?», как это иногда практикуется. Содержание высказываний Тибурция да, пожалуй, а соблюдение характерного стиля его речи настолько недоступно детям, что такое задание будет порождать лишь беспомощные ответы, неудачные попытки «дополнить» писателя. Гораздо полезнее школьникам проследить, как во внешнем поведении судьи (в его жестах, мимике, позе) проявляется новое отношение к сыну. Вчитываясь в произведение, дети обратят внимание на то, что сначала судья положил Васи на плечо тяжелую руку, эта рука дрожала. После первых слов Тибурция рука отца, что держала плечо Васи, розтиснулася. Наконец, после разговора судьи с Тибурцием Вася снова почувствовал на своей голове чью-то руку. Это была рука отца, но теперь нежно гладила волосы Васи. Скупая, но выразительная-деталь тонко передает характер переживаний отца Васи (от гнева к удивлению и от него к доверия и ласку).

Еще более понятной станет близость, возникшую между отцом и сыном, когда мы обратим внимание на то, как, в свою очередь, Вася трогательно выражает отцу свое отношение: «Я доверчиво взял его руку»; «Я с живостью схватил его руку и стал нее целовать»; «Долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком в мое сердце».

Желая обобщить результаты анализа этого эпизода и подвести нас к осмыслению характера судьи и Тибурция, предлагаем ответить на вопрос: «Почему Тибурций был уверен, что судья выслушает его? Что заставило Тибурция прийти в дом судьи? Что побудило судью сказать Васе: «Я виноват перед тобой, мальчик...»?»

Первый вопрос сначала вызывает некоторое недоумение школьников, однако вскоре они рассуждают, что ответить на вопрос можно, лишь поняв, каким человеком был судья. И тогда читатели вспоминают все, что им известно об отце Васи из повести: это высказывание Валека о неподкупности и человечность судьи; это оценка Тибурция («Твой отец, малый, самый лучший из всех судей на свете. Он не считает нужным травить старого беззубого зверя в его последнем берлоги...»); это, наконец, отношение самого судьи до старого злобного Яна-Шу, которого судья упорно выгонял из своего дома, не желая выслушивать оговора на бедных жителей часовни

Хотя мы и знаем, что судья служит жестоким и несправедливым законам, которые существуют в обществе, однако самого судью воспринимаем как высоконравственного человека. Тяжелое горе ожесточило его, сделало черствым отношении собственного ребенка, заставило уйти в себя, однако не лишило чувство справедливости

Осмыслив особенности характера этого сурового и по-своему несчастного человека, Читатели теперь смогут ответить на поставленный вопрос: наблюдательный Тибурций хорошо изучил Васиного отца и верил в то, что гуманность судьи, его доброе отношение к людям не позволят ему оттолкнуть дружескую руку, протянутую даже такой обездоленной человеком, которой был Тибурций.

Сохрани - » Последние дни Маруси в повести «Дети подземелья» . Появился готов произведение.