Способность к совершению подвига. Что такое героизм? Что такое подвиг? Нужны и актуальны ли они в наше время? Нравственно - это морально

В Молдове практически в каждом населённом пункте есть памятники или воинские захоронения времён Второй мировой войны, но они требуют постоянного содержания и ремонта. В бюджетах местных властей на эти цели, как правило, не хватает денег.

Однако, к счастью, у нас в стране есть неправительственные историко-патриотические молодёжные и ветеранские организации, благодаря которым память о героях не стёрта, а памятники, обелиски и мемориалы не сравнены с землёй. Недавно этот вопрос был поднят и на уровне президента.

Только б не было войны

Многие из тех, кто не жил в войну, не испытал на себе все её ужасы и трагедии, зачастую не могут понять чувств и душевного состояния ветеранов-фронтовиков. К сожалению, находятся и такие политики, которые, будь их воля, давно бы запретили празднование Дня Победы, снесли бы памятники времен Великой Отечественной, предали б забвению тех, кому мы все обязаны своими жизнями и мирным небом над головой.

Но, к счастью, всё же в Республике Молдова до сих пор 9 Мая - в День Победы, и 24 августа - в День завершения Ясско-Кишинёвской операции - чествуют ветеранов войны, и по случаю памятных дат проходят марши и торжественные мероприятия. Но есть те, кто не ограничивается лишь праздничными датами. На протяжении целого года ряд общественных организаций, представители гражданского общества, местные органы власти занимаются ремонтом памятников Второй мировой и благоустройством воинских захоронений.

В июле 2017 года парламент принял Закон о воинских памятниках и объектах, возведённых в память о военных событиях, который регламентирует этот важный вопрос. В Молдове есть памятники республиканского, районного и местного значения, которые находятся на балансе разных органов власти. Республиканские управляются центральными властями, большие памятники в сёлах - районными, а маленькие - примэриями этих населённых пунктов. Но, учитывая экономическую и политическую ситуацию в нашей стране, не всегда власти на местах спешат этим заниматься, оправдываясь дефицитом средств.

Рассыпающаяся «Вечность»

Постоянную нехватку финансов испытывает и Министерство обороны, на балансе которого, например, находится памятник республиканского значения - Мемориальный комплекс «Вечность». Этот объект, увековечивший память павших в Великую Отечественную войну освободителей Кишинёва и Молдовы, сегодня вновь требует капитального ремонта. Хотя с момента предыдущей реконструкции мемориала прошло всего 12 лет. Тогда, в 2006 году, составляющие объекты композиции ремонтировали, как выясняется, не самыми качественными материалами.

Это утверждает экс-депутат парламента, председатель Славянской правозащитной организации «Вече» Николай Гуцул. По его словам, организация договорилась и выполнила заказ по изготовлению качественных гранитных изделий на предприятии «Карельский гранит» на общую сумму в 3 млн 738,8 тыс. леев для ремонта мемориального комплекса «Вечность», но вот исполнители работ на мемориале сэкономили на… клее. Вместо дорогого, но качественного, был закуплен клей подешевле и похуже, который под воздействием влаги не выдержал кое-где тяжести плит. Была использована и не самая лучшая тротуарная плитка.

Ещё месяц назад комплекс представлял довольно неприглядное зрелище: разбитые плиты с именами героев Советского Союза; идущая «волнами», расколотая во многих местах тротуарная плитка; обветшавшее караульное помещение (протекает крыша, просели фундамент, оконные проёмы и парадная лестница; образовались трещины на стенах), разбитые и поваленные уличные фонари, повреждены и другие композиции мемориала. И что самое кощунственное - некоторые индивиды превратили отдельные участки этого мемориала в отхожее место.

Территория воинского кладбища сегодня также оказалась под угрозой, - рассказывает руководитель неправительственной организации Русский историко-патриотический клуб Алексей Петрович, активно занимающейся поиском без вести пропавших во Вторую мировую войну солдат и благоустройством воинских захоронений. - Дело в том, что верхняя часть мемориального комплекса юридически принадлежит мэрии Кишинёва, а точнее, Центральному кладбищу. Вдоль рядов солдатских захоронений продолжают хоронить заслуженных граждан нашей страны, абсолютно не считаясь с концепцией и общечеловеческим пониманием данного военно-исторического объекта. Вскоре рядом со строгими рядами воинских захоронений появятся горы свежих венков, столики, оградки… Колокольня на границе воинского кладбища также разрушается, у бронзового колокола неизвестные вандалы вырвали «язык», среди братских могил - следы выгула домашних животных. При этом никаких запрещающих табличек по периметру не наблюдается.

Слово президента!

Такая ситуация послужила поводом для того, чтобы 2 апреля памятник проинспектировали советник президента Молдовы по образованию, культуре и исследованиям Корнелиу Попович, представители Минобороны и Русского историко-патриотического клуба. Официально было зафиксировано плачевное состояние мемориала, и предварительно были высказаны предложения, как можно исправить ситуацию.

Говорилось о том, что нужно конкретно определить правовые нормы, регулирующие уход и содержание мемориального комплекса. Кроме того, важно передать «Вечность» на баланс кишинёвской мэрии, у которой есть финансовые средства для содержания и благоустройства этого объекта. У Минобороны, как было признано, таких материальных ресурсов нет. А ещё шла речь о необходимости проведения расчётов, позволяющих выяснить, во сколько обойдётся капитальный ремонт мемориального комплекса..

Некоторое время спустя Мемориальный комплекс посетил и президент страны Игорь Додон , чтобы лично ознакомиться с положением дел. Увидев плачевное состояние мемориала, глава государства пообещал обратиться к правительству и руководству Минобороны, чтобы они изыскали средства, необходимые для приведения комплекса в порядок к 9 Мая и обеспечили достойное проведение мероприятий по случаю Дня Победы. И эти работы действительно были проведены. Также обсуждался вопрос начала капитального ремонта объекта после завершения праздника, чтобы хотя бы к 75-й годовщине освобождения Молдовы от фашизма в 2019 году восстановить «Вечность». Игорь Додон сказал, что если на ремонт не найдётся достаточно финансов в бюджете, то будет объявлена социальная кампания по сбору средств на эти работы.

Гражданское общество в помощь

Таких памятников, как Мемориальный комплекс «Вечность», требующих ремонта, у нас в стране сотни. Когда на работы по их ремонту и благоустройству власти не спешат или не могу выделить деньги, в таких случаях большая надежда возлагается на профильные неправительственные организации, на их способности вести диалог с властями, убеждать их и напоминать о нашем священном долге сохранить память об освободителях, и изыскивать средства на ремонты памятников.

Увековечиванием памяти солдат, погибших на молдавской земле, занимаются в Молдове ряд НПО, самыми активными из которых являются Славянская правозащитная организация «Вече», Русский историко-патриотический клуб и организация «Август». А 6 марта 2017 года был создан Национальный координационный комитет «Победа», который призван увековечить память павших защитников Родины, воспитывать молодёжь в патриотическом духе и противодействовать фальсификации истории. В состав этого комитета вошли поисковые, молодёжные, ветеранские, научно-исследовательские и другие патриотически направленные организации Молдовы.

В марте нынешнего года, отчитываясь за работу, проделанную за минувший период, глава комитета «Победа», он же руководитель Русского историко-патриотического клуба Алексей Петрович, положительно оценил деятельность по многим направлениям, но в то же время посетовал, что «по ряду причин Комитет не смог уделить достаточного внимания работе по сохранению военно-исторического наследия». За 2017 год было благоустроено лишь два небольших монумента в сёлах Спея Новоаненского и Каракуй Хынчешсткого районов.

Наши волонтёры оказали посильную помощь в приведении в порядок воинского кладбища на мемориале «Вечность» после постигшей страну снежной стихии, - отметил Петрович. - Вначале текущего года Комитет «Победа» оперативно отреагировал на акты вандализма, совершённые в отношении памятников боевой славы в Хынчештском, Резинском и Унгенском районах. По заявлениям входящих в него организаций в каждом случае против злоумышленников возбуждены уголовные дела.

Вместе с тем, глава комитета «Победа» сказал в комментарии сайт, что они стараются по мере возможностей оказывать всяческую поддержку местным властям по реставрации и благоустройству памятников.

Сейчас у нас в проекте реставрация нескольких памятников, на которые были найдены финансовые средства - в сёлах Жеврены Криулянского района и Спея - Ново-Аненского, где мы принимаем участие в работах и пытаемся помочь местным органам власти привести в порядок воинские захоронения, - сказал Алексей Петрович.

24 апреля Русский историко-патриотический клуб и общественная организация «Август» в рамках подготовительных мероприятий по случаю 73-й годовщины победы в Великой Отечественной войне благоустроили братскую могилу советских воинов - защитников Кишинёва.

В 2017 году мы перезахоронили останки 62-х солдат, за минувшее время земля на могиле просела, края её заросли бурьяном, - рассказал Алексей Петрович. - Мы расчистили территорию, насыпали свежей земли, выровняли площадку. Приводили захоронение в порядок, потому что у Минобороны сегодня нет возможности сделать это своими средствами.

Чтобы помнили

Активную работу по восстановлению, сооружению, реконструкции мемориальных комплексов, музеев боевой Славы и воинских захоронений ведёт и Славянская правозащитная организация «Вече», возглавляемая экс-депутатом парламента Николаем Гуцулом. За 23 года существования под её управлением и при финансовом участии были отремонтированы более 70 памятников истории.

Благодаря существенной спонсорской помощи, поступившей в адрес организации «Вече» из различных регионов России, Украины и Республики Беларусь, а также от экономических агентов Молдовы, были реализованы десятки крупных проектов, - рассказал Николай Гуцул. - Был восстановлен Мемориальный музей Штаба 2-го Украинского фронта в селе Малиновское Рышканского района; завезли 70% стройматериалов для реконструкции мемориального комплекса «Шерпенский плацдарм» и мемориального воинского захоронения в городе Бельцы ; отремонтированы памятники героям-пограничникам на пограничных заставах в Кагуле , Котул-Морий и Стояновке , мемориальный комплекс павшим советским воинам в сёлах Стольничены и Унгурь соответственно, Единецкого и Окницкого районов; реконструирован мемориал «Виктория» у села Леушены Хынчештского района и воинское захоронение «Курган Славы» у села Шерпены Ново-Аненского района и многие другие. Были годы, когда мы восстанавливали по 5-7 объектов, сейчас, в среднем - по три. В 2018 году планируется отреставрировать пять памятников, на которые 70-80% денег вложат местные органы власти. В 2019-м - восемь и так далее. К 75-й годовщине освобождения Молдовы мы обязаны поставить памятники там, где пали сотни и тысячи советских воинов, освобождавших Молдову от фашисткой оккупации. Это часть нашей трагической истории.

Для реализации этих задач по инициативе группы примаров был создан общественно-публичный организационный комитет «Виктория-75», в который вошли 52 человека из 11 районов - примары, районные советники и экономические агенты. Возглавил его тот же Николай Гуцул. Совместными усилиями планируется капитально отремонтировать на местах воинские памятники — захоронения с останками павших советских воинов, а также увековечить имена земляков, погибших на других фронтах войны. В начале декабря на заседании оргкомитета главам примэрий было поручено в течение трёх месяцев определить источники финансирования, чтобы при долевом участии взяться за восстановительные работы памятников.

В планах оргкомитета «Виктория-75» - ремонт и реконструкция десятков мемориальных комплексов и воинских захоронений, этапы реализации которых и источники финансирования обсуждались 28 апреля на заседании. Как рассказал сайт Николай Гуцул, таким образом, будет реконструирован и благоустроен воинский памятник-захоронение в городке Яргара Леовского района. Мэрия города и местные бизнесмены согласились покрыть все 100% расходов на необходимые работы, а это 220 тыс. леев. В 320 тыс. леев обойдётся реконструкция и благоустройство воинского памятника-захоронения с останками 200 павших советских воинов в августе 1944 г. и воинов-односельчан, погибших в Первой и Второй мировых войнах в селе Ковурлуй Леовского района. Из общей суммы 80 тыс. леев из гранта выделит «Вече» на изготовление гранитных плит и гравировку.

В списке населённых пунктов, где будут восстановлены памятники, мемориальные комплексы, обновлены гранитные плиты и надписи на них, благоустроены прилегающие территории с долевым участием «Вече» значатся: сёла Колибабовка (Леовский район), Каракуй ( Хынчешты), Гура-Быкулуй, Шерпены (Новые Анены), Чокэлтень, Селиште , Бравичены (Оргеев), Жеврены (Криуляны), Хирово (Калараш), Тодирешты , Гросены (Унгены), Яблоана , Стурзовка (Глодяны), Каларашовка и Березовка (Окница), г.

Нужна поддержка государства и местных властей

Столь насыщенная деятельность - дело нелегкое, и порой, конечно же, не обходится без препятствий.. Копанка Каушанского района нерасторопны, из-за чего могут быть потеряны деньги гранта, выигранного в фонде «Русский мир». До сих пор власти примэрии не подписали с «Вече» договор на совместное участие в реконструкции и благоустройстве этого мемориального комплекса. В Копанке есть мемориал, где захоронены 1612 воинов, погибших в апреле 1944 года. Там почти полвека назад были установлены тонкие мраморные плиты, которые уже износились. Николай Гуцул говорит, что их решили заменить на гранитные. Всего понадобится 100 таких плит общей стоимостью 350 тыс. леев. На реализацию всего проекта, вместе с затратами на обновление обелиска высотой в 12 метров, на другие восстановительные работы и благоустройство, понадобится 800-900 тыс. леев. Примэрия должна взять на себя 50% расходов, а остальные добавит «Вече». Но на каждом этапе возникают какие-то сложности. То рубль падает, то власти упираются, то размеры грантов урезаются. Из пяти выигранных «Вече» грантов, в каждом бюджеты были урезаны на 30-50%.

Гуцул говорит, что в их работе не обходится без сложных моментов, но огромный опыт научил его договариваться с людьми и что важно, не вмешивать в этот вопрос политику. Вместе с тем, глава «Вече» считает, что к сохранению памяти воинов, отдавших жизни за нашу мирную жизнь, должно подключиться и государство.

По линии государства должна быть разработана комплексная программа, - убеждён он. - Нужно собрать всех представителей районов, примаров, обсудить тему, определить процентный размер участия сторон финансовыми средствами, который власти разных уровней должны вкладывать в реставрацию памятников истории, скажем, по 30% районные и центральная власть, а на оставшиеся 40% искать спонсоров за пределами страны. Надо беречь подобные святыни, как зеницу ока. Если мы сохраним их, то сохраним и будущее для детей. Как бы сегодня не перекручивали историю, нельзя забывать о том, что за наши жизни погибли десятки тысяч человек, в том числе и молдаване. Нужно помнить, какой ценой был завоеван мир.

Памятники - ответ фальсификаторам

Доктор философии, историк, член Национального координационного комитета «Победа» Борис Шаповалов говорит, что могилы погибших героев войны, братские воинские захоронения и мемориалы всегда поддерживались в должном состоянии молдавским народом. Это традиция православной христианской этики и долг памяти благодарных потомков победителей в Великой Отечественной войне. В Красной армии воевало около 400 тысяч граждан Молдовы, около 650 тысяч наших земляков, включая мирное население, погибло в годы войны.

Сохранение памяти о победе советского народа над фашизмом - это и наш нравственный долг перед отцами и дедами, и одновременно ответ на попытки современных фальсификаторов и неонацистов переписать историю Второй мировой войны, - говорит Борис Шаповалов. -- В нашей стране проходили жесточайшие сражения и в 1941-м, и в 1944-м годах. В братских могилах захоронено около 50 тысяч погибших воинов Красной армии. Слово памятник происходит от слова «память». Поэтому здесь всё очень просто: сколько будут стоять памятники погибшим, столько народ и будет помнить о них и о тех великих и трагических годах всенародный борьбы с фашистской чумой.

Любченко Константин, Панахов Рустам учащиеся МОУ «Макаровская основная общеобразовательная школа»
Руководители: Овечкина Н.Д. и Горшкова И. А.

Памятник - от слова « память»

А ветер доносит нам: «Память храните…»
Как тяжко молчанье под гнетом двойным.
И вслух я прочел имена на граните
По списку вечерней проверки войны.

Исай Брагинский, бывший командир зенитной батареи

Мемориальные памятники, обелиски, стелы - это символы нашей истории.

Ценность их определяется подвигом народа, который в тяжелейших боях и сражениях с фашизмом защитил свою Родину, независимость и свободу других стран.

Деревня Черноголовка

Когда создавался Научный Центр в Черноголовке, почтить память тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, жители небольшого поселка шли в деревню Черноголовка.


Памятник в деревне Черноголовка был поставлен в 1965 году.

Современный вид обелиска - реставрацию выполнил архитектор Вениамин Беляев в 1970 году. 40 имен на обелиске в деревне Черноголовка. Погиб каждый второй из числа мобилизованных, ушедших на фронт.

Из книги Памяти - имена на обелиске

Самгин Михаил Петрович , Красноармеец 1915г. рождения, д. Черноголовка. Призван в 1941 г. Ногинским ГВК. Погиб в бою 19 февраля 1942г. Похоронен: Ленинградская область.

Сухов Алексей Егорович , младший сержант 1922 г. рождения, д. Черноголовка, призван 27 января 1942 г. Ногинским ГВК. Похоронен Белоруссия, местечко Ситненское Витебская область

Сухов Егор Иванович ушел на фронт 7 марта 1942г. Погиб, в бою защищая город Сталинград.

Максим Алексеевич Шуйсков красноармеец 1901г. рождения д. Черноголовка Призван 8 августа 1941г., уходя на фронт, оставил шестерых детей. Погиб в бою 1 октября 1941 г. в семью пришла похоронка из Смоленщины.

Рядовой Мосалев Семен Никитович , житель деревни Черноголовка. Ушел на фронт в1941 году, оставив семью с двумя детьми. Погиб, защищая Ленинград. 13апреля 1944года захоронен в братской могиле №4 Пискаревского мемориального кладбища

Сухов Алексей Никифорович , красноармеец 1911г. рождения д. Черноголовка. Призван 22июня 1941 г. Ногинским ГВК. Умер в немецко - фашистском плену 6 января 1942год

Рысаков Василий Павлович . Участник Финской. После переподготовки в августе 1941 года 30 - летним ушел защищать Родину. Был ранен, лежал в Дмитрове, а потом, опять фронт.

Северо-западный фронт, защита Ленинграда. Последнее письмо от него в 1942 году из Старой Руссы, а затем пришел треугольник, он пропал без вести. Один эпизод из воспоминаний его дочери - Валентины: «…Как - то отец привез из Ногинска очень крупные и красивые яблоки разных сортов, а семечки от них посадил на огороде, все посмеивались, ведь раньше на деревенских огородах сажали только картошу, свеклу, морковь, а здесь яблони, да семечки. Яблони выросли, но лет двадцать не плодоносили, а потом как начали цвести, все любовались, а осенью красочные плоды…»

Рядовой Денисов Василий Иванович 20 августа 1941г. ушел добровольцем на фронт, хотя ему была выдана бронь. Ушел воевать, оставив пятерых детей. Последнее письмо было с дороги в Сталинград

Младший сержант Яков Алексеевич Шуйсков 1904г. рождения д. Черноголовка призван 3 сентября 1941 г. Погиб в бою 1 июля 1942г.

Вот что узнала Ежова Света о своем дедушке, Якове Алексеевиче Шуйскове. Ему было 43 года, когда его из д. Черноголовка в 1941 г. вместе с односельчанами забрали на фронт защищать Родину. Он воевал в Брянских лесах, потом под г. Курском и г. Орлом. Там шли очень тяжелые бои. «Моя бабушка, Шуйскова Александра Ивановна, получила одно письмо, и то наспех написанное. В письме говорилось: «Здравствуйте, мои дорогие. Я пока жив и здоров, бои, конечно, идут сильные; многих друзей я потерял в боях, даже искать и хоронить нет времени. Сейчас очень жарко, я без фуражки, потерял в бою… Береги себя, детей: Римму, Зину, Аню». В 1942 г. бабушке прислали повестку о том, что в боях на Курско-Орловской дуге без вести пропал ее муж. В деревне Черноголовка стоит памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны. На нем высечена и фамилия моего дедушки.

В книге Памяти о нем написано: «Младший сержант Яков Алексеевич Шуйсков, 1904 г. рождения, д. Черноголовка призван 3 сентября 1941 г. Погиб в бою 1 июля 1942 г., защищая город Орел. Похоронен: д. Постоялые Дворы Ливенского района Орловской области».

Село Макарово

Мы находимся у памятника в селе Макарово. В первые дни войны, начиная с 24 июня 1941 года, секретарь сельсовета Виктор Мельников начал разносить повестки своим односельчанам. Всего загоды войны было призвано из села 77 человек, не вернулось 37.

6 ноября 1967 года в селе был открыт обелиск погибшим односельчанам

Всего за годы войны было призвано 77 человек, не вернулись - 37

Группа краеведов узнала отместных жителей: Румянцевой Галины, Шапошниковой Зинаиды и Горячевой Лиды - о создании памятника. Смотрите работу «Мы подвиг ваш помним»


Из книги Памяти

Виктор Павлович Мельников , это он 18 летний юноша приносил первые повестки на фронт односельчанам.

Виктор Павлович Мельников красноармеец, 1923 г. рождения, умер от ран в декабре 1941 г. Похоронен: Владимирская, обл.

Молчанов Василий Петрович ,рядовой 60сд. 1925 г. рождения, д. Макарово Ногинского р-на Московской обл. Призван 7 января 1943 г. Ногинским ГВГ. Погиб в бою 22 марта 1944 года. Похоронен: Украина г. Ковель Волынской области.

Коновалов Дмитрий Петрович гв. Сержант 36 гв. сп.14 гв св.1923 г. Рождения д. Макарово Ногинского района Московской области. Призван в 1941 г. Ногинским ГВК. Погиб в бою 17 декабря 1943 года. Похоронен Украина с. Михайловка Александровского р - на Кировоградской области.

Широков Виктор Сергеевич, красноармеец 1923 г. рождения, с. Макарово. Окончил Макаровскую школу в 1941 году. Шестнадцатилетним добровольцем пошел на фронт бить немецких захватчиков. Закончил танковое училище в 1943 году. В битве под Смоленском был тяжело ранен. Умер от ран 24 февраля 1943г. Похоронен в совхозе«Зерновой» Смоленской области Темкинского района.

Широков Арсений Андреевич - погиб в бою 11 февраля 1942 г. Похоронен: д. Терехово Смоленской области.

Головастов Иван Васильевич . Младший сержант 1227 сп. 1907 или год рождения. Призван в 1941 г. Ногинским ГВК. Погиб в бою 18 марта 1943 г. Похоронен: д. Климятино Сафоновского р-на Смоленской обл.

Горячев Михаил Григорьевич . Родился в 1913 году, как и все окончил в Макаровскую школу. Очень хотел стать шофером. Погиб под Витебском.

Клавдия Федоровна Тройнова , военфельдшер. Родилась в 1915 г.

с. Макарово. Окончив Макаровскую школу, пошла учиться в Ногинский медицинский техникум. В 1941 г. добровольно пошла на фронт. 15 сентября 1942 г. она погибла, спасая из горящего госпиталя раненых в районе Великие Луки. Последнее письмо было прислано из г. Смоленск.

Строганов Андрей Семенови ч, красноармеец. 1904 г. рождения с. Макарово. Призван в 1941 г. Ногинским ГВК. Погиб в бою в 1941г.

Село Ивановское

На мраморной плите - 22 фамилиипавших воинов.

Памятник в селе Ивановское, как и памятник в селе Макарово, был поставлен в 1967 году по проекту жительницы села, Ольги Ивановны Бахто .

В то время когда воздвигали обелиски павшим воинам, жители села Ивановского построили его первыми в Ногинском районе. Это был 1967 год. Памятник построили по проекту жительницы села, Ольги Ивановны Бахто. Она сумела организовать людей - и детей, и мужчин, и подростков: собирали камни с полей, возили на строительство.

Из книги Памяти

Тарыгин Сергей Васильевич младший рядовой. 1922г. рождения, с. Ивановское.Призван в октябре 1941г. Ногинским ГВК. Погиб в бою 12 июля 1943г. Похоронен: д. Белый Верх Ульяновского р. - на Калужской области.

Ивановское! Милый край родной,
Я кланяюсь тебе седою головой.
Когда - то девочкой ходила в лес,
Рвала цветы да песни пела,
Но детство быстро пролетело.
Пришла война,
Убиты земляки
проклятой той войной,
Я кланяюсь вам седою головой.
Родные все мои, родители мои,
Я кланяюсь вам до самой до земли…

Т. В. Королева

Деревня Беседы

В этой деревне памятник героям Великой Отечественной войны и часовню в их честь на свои средства установила Зоя Герасимовна Назарова и её земляки .

У братских могил нет

Заплаканных вдов, -

Сюда ходят люди

покрепче.

На братских могилах не

ставят крестов,

Но разве от этого

легче?..

Памятники погибшим в годы Великой Отечественной войны в деревнях Афанасово и Якимово


В 2005 году был поставлен памятник жителям деревень Якимово и Афанасово, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Город Черноголовка


9 мая 2004 года на бульваре имени Золотого состоялась торжественная церемония открытия памятника в честь Великой Победы. Автором проекта памятника стал молодой архитектор М. В. Ляшкевич. Простая и лаконичная стела на низком постаменте прекрасно вписалась в перспективу бульвара на фоне вечнозеленых елей. Материалом для памятника послужили гранит и мрамор.

Ветеран Великой Отечественной войны, ученый, доктор Исторических наук Арсения Дмитриевича Фадеев дал ей такую оценку: «Этот проект будет, безусловно, полезен учащимся и молодежи. Он поможет им узнать о героических событиях Великой Отечественной войны, о подвигах наших земляков. Будет служить практическим пособием для изучения нашей истории, связанным с событиями Великой Отечественной войны. Продолжайте начатое дело»

Фадеев А. Д.

Деревня Боково

На фото учитель А. А. Ткачев, он с ребятами прошел по родному краю немало километров. 7 мая в деревне Стояново состоялось торжественное открытие обелиска, в честь Великой Победы.

«Я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, её столице, городу-герою Москве.

Мы все в неоплатном долгу перед ними»

Книга памяти - еще один скорбный памятник погибшим, пропавшим без вести, умершим от ран.

Работая с книгой «ПАМЯТЬ» мы узнали, что наши земляки участвовали в самых страшных и известных битвах: это оборона Москвы и битва за Сталинград, Курская дуга, прорыв блокады Ленинграда. Наши земляки участвовали в освобождении Польши, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, брали Берлин.

Мы познакомили вас с памятниками, которые поставлены в городе, селах и деревнях нашего Муниципального округа Черноголовка. Неудержимо летит время. Но память о войне, о беспримерном подвиге народа не угасает. В памяти остаються события 1941 - 1945 годов. Победу над фашизмом 9 мая 1945 года, праздновал не только наш народ, но, кажется, и вся природа. Буйным ликованием цвели сады. Черемуха, яблони, вишни протягивали навстречу фронтовикам ветви с яркими и сочными цветами. Они словно приветствовали победителей. Но памятники и высеченные имена на них не дают нам забыть тех кто отдал жизнь ради нас.

Героизм – это доблесть, смелость, мужество, храбрость, решительность, самоотверженность, способность к совершению подвига. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. Личный подвиг может сыграть роль почина, примера для множества людей и перейти в массовый героизм. Человек совершает героические подвиги потому, что считает это необходимым. Это некий сознательный выбор в следовании своего долга гражданина в критической ситуации, даже в ущерб себе и своей жизни. Что же это за чудо героизм, ответить сложно для каждого своё. Почему же некоторые люди которые с виду не чем не отличающийся от других, решаются спасти человека? Ведь когда вы бросаетесь помочь кому-нибудь вы не думаете что скажут, вы просто бросаетесь в помощь... Казалось бы, храбрость, самоотверженность и мужество такие мощные основы героизма, что даже непосвященному покажется, что этих опор личности, вполне достаточно, чтобы совершить подвиг. Однако в реальности опора только на храбрость, самоотверженность и мужество окажется напрасной тратой сил, если в единстве с этими человеческими факторами не выступит мысль. Утрата мысли, и жертвы напрасны. Деяние тогда, становится реальным воплощением героизма, когда под ним находится широкое плато смысла жизни. Мы можем вспомнить множество примеров героизма во время Великой Отечественной войны. Сражавшиеся на фронте были обычными людьми, которые в экстремальной ситуации возвысились до героического состояния. Это были точно такие же люди, как и мы с Вами.

«Быть всегда героями» этот лозунг нашёл яркое воплощение в бессмертном подвиге панфиловцев, который совершили 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В.Панфилова. Обороняя рубеж у разъезда Дубосеково, эта группа под командованием политрука В.Г.Клочкова 16 ноября вступила в единоборство с 50 немецкими танками, сопровождаемыми большим отрядом вражеских автоматчиков. Советские воины сражались с беспримерными мужеством и стойкостью. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»,— с таким призывом обратился к воинам политрук. И бойцы стояли насмерть, 24 из них, в том числе В.Г.Клочков, пали смертью храбрых, но враг здесь не прошел. Ярки примером, олицетворяющим героический дух наших воинов, является подвиг бойца морской пехоты комсомольца М.А.Паникахин. Во время вражеской атаки на подступах к Волге он, объятый пламенем, ринулся на встречу фашистскому танку и бутылкой с горючим поджёг его. Вместе с вражеским танком сгорел герой. Его подвиг товарищи сравнивали с подвигом горьковского Данко: свет подвига советского героя стал маяком, на который равнялись другие герои-воины. Какая сила духа была проявлена теми, кто не колеблясь, закрывал своим телом извергавшую смертоносный огонь амбразуру вражеского дзота! Рядовой Александр Матросов был одним из первых, кто совершил такой подвиг. За время Великой Отечественной войны подвиг Матросова повторили свыше 200 советских солдат и офицеров! Конечно, самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом не обязательно влекут с собой потерю жизни. Больше того, часто эти качества советских воинов помогают им мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного положения. Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой русский человек идёт на смерть, не страшась её, воодушевляет бойца, вливает в него новые силы. Всему миру известна железная стойкость наших воинов в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя, Киева, Одессы. Решимость биться с врагом до конца была массовым явлением и находила своё выражение в клятвах отдельных бойцов и подразделений. Вот одна из таких клятв, принятая советскими моряками в дни обороны Севастополя: «Для нас лозунг «Ни шагу назад!» стал лозунгом жизни. Мы все, как один, непоколебимы. Если среди нас окажется притаившийся трус или предатель, то рука наша не дрогнет – он будет уничтожен».

Массовый трудовой героизм советских людей — также явление историческое. Своим самоотверженным трудом они выиграли битву за металл и хлеб, топливо и сырье, за создание оружия победы. Люди трудились по двенадцать и более часов в сутки, без выходных и отпусков. Даже во время налетов немецкой авиации на прифронтовые города не прекращалась работа. А если учесть нехватку продуктов, самых элементарных вещей, холод в нерегулярно отапливаемых домах, то станет ясно, в каких суровых условиях жили и трудились люди. Но они знали: действующая армия ждет самолеты, танки, орудия, боеприпасы и т.д. И все старались произвести продукции как можно больше.
Здесь уместно вспомнить слова Юрия Алексеевича Гагарина о героике, сказанные им в июне 1967 года в Комсомольске-на-Амуре:
" Время от времени приходится и теперь еще сталкиваться с так называемой теорией дегероизации, с теми, кто считает, что вроде бы миновали времена героики трудовых будней.
… Очевидно люди, которые рассуждают так, неправильно понимают, что такое героизм, что такое героика. Они считают, что героизм – это какой-то порыв, момент, когда человек выкладывает все свои силы.
По-моему, героизм – совершенно другое. Это повседневный героический труд, когда человек и не думает, что совершает подвиг. Разве думали первые люди, когда пришли на строительство Комсомольска, что они станут героями, что о них будут говорить в течение многих десятилетий, что их свершение будет расцениваться нашим народом как героический подвиг?"
А вот пример героического подвига и в наше время. В постперестроечное время, уже на закате Союзной империи, в «Комсомолке» был очерк об одном лейтенанте, который ушел в отставку и работал в школе, преподавал НВП. Как-то на урок у десятиклассников он принес учебный муляж гранаты. Объясняет ученикам, чем отличается учебная граната от боевой: если выдернуть чеку, то у учебной раздастся щелчок, а у боевой – хлопок и пойдет дымок – и через 4 секунды – взрыв. И вот он, демонстрируя, как пользоваться гранатой, выдергивает чеку. В этот момент кто-то из учеников пошутил: «А вдруг пойдет дымок?..», учитель улыбнулся, – такого не может быть! Раздался хлопок и пошел дымок. Учитель профессиональный военный – сразу понял, что граната – боевая, что делать?! Метнулся к окну, – там вышагивают первоклашки. В коридоре тоже шли уроки (за неимением места). Тогда он прижал гранату к животу и бросился под учительский стол. Через 4 секунды, как положено, прогремел взрыв. Учитель погиб мгновенно. Мелкими осколками посекло потолок, но из детей никто не пострадал. Потрясенные ученики получили живой урок мужества и героизма, они запомнили его на всю жизнь! Принято считать, что место героизму и подвигам – сугубо на войне, и наша современная размеренная жизнь, лишённая опасностей, отвела героическим поступкам людей уголок лишь на поле брани. Но что есть война? Масса людей в экстремальных, опасных для жизни обстоятельствах, где каждый может повести себя по-разному, и отнюдь не обязательно героическим образом! Хотя, как говорит ещё одно общеизвестное высказывание – на войне нет героев, человек просто должен делать то, что должен.
Подводя итоги можно сказать, что это лишь некоторые из героических поступков, которые совершают простые люди в непростых обстоятельствах. Причём, необязательно быть полицейским или обладателем чёрного пояса – спасовать или совершить героический поступок в экстремальной ситуации может каждый, нужно только иметь внутри что-то, что подтолкнёт вас к действию, что-то, делающее человека человеком.

Родина наша - колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь.
А. Н. Толстой

героизм, самопожертвование, красота, дух, герой, героический поступок, личность, высокие качества, нравственное здоровье, справедливость, истина.

Аннотация:

Вопрос об исторической природе героизма был впервые поставлен итальянским философом Дж. Вико (18 в.), считавшим героизм характерной чертой лишь определённого периода в развитии человечества, так называемого «века героев», предшествующего «веку людей». Связывая героизм с условиями жизни античного общества, Вико отрицал возможность героизма в последующий, «разумный» период истории. Эта концепция получила всестороннее развитие у немецкого философа Гегеля, который отличительным признаком «героического века» считал совпадение индивидуальной самостоятельности, личного дела и его всеобщего значения и относил его к периоду, предшествующему становлению развитого государственно-правового строя.

Текст статьи:

Высокие качества духа героизм и самопожертвование, если они воспитаны и есть в человеке то, как правило, проявляются особенно ярко в период величайших потрясений и тяжелейших потерь, в условиях — быть или не быть. Поступки эти являют собой духовный потенциал личности или группы людей, общества и даже народа, веры их в величайшую жизненную идею, справедливость и правду.

Героизм и самопожертвование – необходимые черты высокого духа, показатели его красоты. Русский ребенок изначально воспитывается на примерах устного народного творчества – героях, добрых молодцах, богатырях, их подвижничестве, силе духа, удали. Это считается обязательной добродетелью мужчины.

Когда мы говорим простые и в то же время великие слова: «героизм» и «самопожертвование» перед нами из памяти встают многие десятки, а может быть и сотни образов и имен людей, реально существовавших и рожденных воображением народным. Среди них Александр Невский и Дмитрий Донской — государственные мужи и ратоборцы Руси, Микула Селянинович и Илья Муромец, Иван Сусанин и Александр Матросов, чьи яркие деяния во имя справедливости, правды, добра и Родины не сотрут ни время, ни новые великие свершения и подвиги. Противоположными чертами, которые высмеиваются обществом, обладает корыстный, трусливый человек.

Героизм и самопожертвование в человеческой личности формируются, прежде всего, знанием истории своей страны, лучших традиций народа, уверенностью в правоте дела, ради которого люди шли и идут на подвиг.

Каждый герой и героический поступок индивидуальны. И в то же время основа у них одна — это высочайшее состояние духа, нравственного здоровья, стремление к справедливости, поиску истины, противостояние злу, развитое чувство совестливости и ответственности.

Героизм и самопожертвование, готовность к ним в духовном наследии народа являют собой важнейший стратегический фактор мощи страны, показатель крепости государства, его военной организации. Человек только тогда настоящий воин и надежный страж Отчизны, когда он убежден в духовной правоте своего государства, своего жизненного дела, черпает в них свою решимость к ответственным героическим свершениям. Закономерность истории такова: чем благороднее цель, идеал, моральные мотивы — тем ярче подвиг, выше его социальный смысл. Именно высокогуманные и справедливые цели пробуждали богатырский дух, душевную и физическую энергию, величайшую самоотверженность человека.

В словаре иностранных слов героизм переводится с греч. от heros, герой. Мужество необыкновенное; дух, свойственный герою . В толковом словаре Ушакова самопожертвование – это пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других. Может употребляться в следующих значениях: материнское самопожертвование, самопожертвование во имя революции .

В Большой Советской Энциклопедии значение слова «героизм» следующее: героизм, героическое, свершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию .

Идеалы героизма развивались на протяжении многовековой истории человечества, запечатлеваясь первоначально в формах стихийно складывающегося массового нравственного сознания, устного народного творчества (в частности, в так называемом героическом эпосе), а в дальнейшем становясь предметом художественной литературы и искусства, специальных теоретических дисциплин — этики, эстетики, социологии, психологии.

Первыми из известных в европейской культуре героев были потомки олимпийских богов и смертных людей — Персей, Геракл, Тезей. Они занимали промежуточное положение между всемогущими и бессмертными богами и простыми смертными людьми, превосходя их силой, возможностями совершать величественные и замечательные дела, но в то же время испытывая переживания и страхи, связанные с преодолением трудностей и испытаний, ниспосланными судьбой. Природа героического деяния связывалась мифологическим сознанием не просто со сверхъестественными способностями героев, а, прежде всего с их решимостью идти на риск, готовностью к самопожертвованию во имя благих целей и собственного достоинства. В этом смысле даже олимпийские боги были не способны на проявление героизма, ибо для них нет ничего невозможного, ничего трудного, а их бессмертие не предполагает готовности к самопожертвованию. Поэтому природа героизма всегда, оказывается, тесно связана с проявлением сознательного выбора своей судьбы, самоотверженностью и готовностью взять на себя обязательства, далеко превосходящее обычную человеческую норму, силы и способности рядового человека. При этом ценность героического деяния всегда тем выше, чем труднее препятствия и чем успешнее они преодолеваются, чем больше человек проявит воли, настойчивости, умения и мужества, чтобы исполнить свой нравственный долг. Победа над страхом, над нерешительностью, сознанием собственной слабости и беспомощности и прежде всего над парализующей волю мелочной расчетливостью и не желающей рисковать предусмотрительностью формирует и закаляет героическую личность. При этом оценка совершенного деяния как героического определяется уже не только предметным результатом содеянного, но, прежде всего его мотивацией, духовным результатом свершения, значением и примером, которое оно подает. Положительная оценка подвига будет тем выше, чем более благородными мотивами руководствовался герой, и чем весомее окажутся общественно-полезные результаты деяния. Соответственно, поступок, продиктованный злой волей, корыстным расчетом и направленный против человечности и справедливости, даже осуществленный в сверх трудных условиях и с дьявольской изощренностью, будет оцениваться не как героический подвиг, а как тягостное и мрачное злодеяние. Эта негативная оценка будет тем более яркой, чем больше воли, упорства и подлости, хитрости и расчетливости, силы и ловкости будет проявлено при его совершении, и чем тяжелее будут его общественные последствия. Ибо исключительность героической личности состоит не в том, что это особый сверхчеловек способный на то, что другим не придет в голову (подобно сжегшему храм Артемиды греческому «герою» Герострату, или человеку, застрелившему Джона Леннона). Эта личность исключительна в том, что берет на себя большую меру ответственности и обязательств, проявляет готовность к преодолению больших трудностей. Во всем прочем подлинный герой не делает для себя исключений и поблажек из общих правил и руководствуется теми же принципами и нормами нравственности.

Вопрос об исторической природе героизма был впервые поставлен итальянским философом Дж. Вико (18 в.), считавшим героизм характерной чертой лишь определённого периода в развитии человечества, так называемого «века героев», предшествующего «веку людей». Связывая героизм с условиями жизни античного общества, Вико отрицал возможность героизма в последующий, «разумный» период истории. Эта концепция получила всестороннее развитие у немецкого философа Гегеля, который отличительным признаком «героического века» считал совпадение индивидуальной самостоятельности, личного дела и его всеобщего значения и относил его к периоду, предшествующему становлению развитого государственно-правового строя. Однако история показала, что и установление буржуазно-правового государства в борьбе с феодализмом породило своих героев. «… Как ни мало героично буржуазное общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов». Идеологи Просвещения (Ж. Ж. Руссо — Франция, Э. Лессинг, Ф. Шиллер — Германия) и революционного романтизма (Дж. Героизм Байрон — Англия, К.Ф. Рылеев — Россия, Дж. Мадзини — Италия) создали концепции бунтарства героической личности, борющейся за национальную и политическую свободу и «естественное» равенство людей. В реакционном романтизме, наоборот, герой противопоставлялся народу, «толпе» и даже обожествлялся в «культе героев» (Т. Карлейль — Англия), а во 2-й половине 19 в. в философии Ф. Ницше (Германия) получил моральное право на насилие. Эти идеи получили развитие и в реакционных течениях буржуазной мысли 20 в., которые подчёркивают индивидуальную исключительность героя и связывают героизм с милитаризмом (Д’Аннунцио — Италия, А. Розенберг, А. Боймлер — Германия).

Иное толкование дали понятию героизм русские народники в своей теории «героя и толпы». Массовый героизм отводится главным образом, народным массам в истории, и считается, что массы поднимаются на революцию, лишь следуя примеру отдельных исключительных личностей.

В освободительном движении России 19 в. проблема героической личности ставилась в связи с воспитанием революционера-профессионала у народников (П.Л. Лавров, С.М. Степняк-Кравчинский), у идеологов анархизма (М.А. Бакунин, С. Нечаев). Однако идеализация единичного героического акта и индивидуального подвига личности встретила критику уже у Н. Чернышевского, который заметил, что «… оказываются бессильными те личности, которые… не ищут помощи своему начинанию в самостоятельной деятельности всей массы народа» . Эту критику развили марксисты В. Плеханов и в особенности В. В. Воровский, который показал недостаточность для победы революции «… индивидуальных героических усилий самопожертвования…» . Героизм масс становится необходимым условием победы социалистической революции и нового, коммунистического строя. Именно в эпоху перехода от капитализма к социализму получила широкую разработку марксистско-ленинская концепция героизма, отличительной чертой которой является слияние индивидуального подвига, геройской инициативы отдельных групп с массовыми героическими действиями. Героизм опирается не только на моральную силу личности, но и на материальную силу революционного движения масс. Октябрьская революция и строительство социализма и коммунизма, Великая Отечественная война породили в народе героические подвиги в вооруженной борьбе и героический повседневный труд, нашедший своё выражение в социалистическом соревновании, ударничестве, стахановском движении, в движении за коммунистическое отношение к труду. Инициаторы этих движений стали в СССР национальными героями. По словам В.И. Ленина, победа социализма «… ни в коем случае не может быть решена героизмом отдельного порыва, а требует самого длительного, самого упорного, самого трудного героизма массовой и будничной работы» . В СССР учреждены почётные звания Героя Советского Союза (1934) и Героя Социалистического Труда (1938). Трудовой Героизм стал массовым и в других социалистических странах.

Борьба народов против фашизма, а также борьба за национальное и социальное освобождение после второй мировой войны 1939-1945гг. породила разные формы индивидуального и массового героизма. Символом и практическим образцом героизма стала упорная многолетняя борьба вьетнамского народа против империализма США. Разнообразие форм героических подвигов получило отражение в различных теориях героизма, иногда абсолютизирующих успех тех или иных героических действий. Так, в странах Дальнего Востока и Латинской Америки возникли концепции, ограничивающие героизм только «вооружёнными действиями». В связи с активностью молодёжного, в особенности студенческого, движения появились разные экстремистские теории «быть левее левых», быть революционнее всех, возродились религиозные формы «героического непротивления» (самосожжения буддистов в Южном Вьетнаме) и другие. Все эти формы и концепции героизма требуют от личности беззаветной жертвенности и мужества. Однако изолированность индивидуальных действий, невозможность применения их в массовом масштабе приводят к отрыву от главных освободительных и революционных целей движения. «Причина наших побед…,- пишет В. И. Ленин, — уменье поднять энергию, героизм, энтузиазм масс, сосредоточивая революционно напряженные усилия на важнейшей очередной задаче» . Величие героическому подвигу придаёт не абстрактное самопожертвование личности, а его всемирно-историческое содержание, участие в поступательном движении народов за победу коммунизма, обеспечивающего мир, труд и свободу человеку.

Марксистско-ленинская этика не делает принципиального различия между индивидуальным и массовым героизмом. Личный подвиг может сыграть роль почина, примера для многих людей и перейти, таким образом, в массовый героизм.

Истоки массового героизма видятся в русском национальном характере, в патриотизме, чувстве гордости за свою родину, в нравственном духе народа, в братской дружбе людей разной национальности.

Формы массового героизма были многообразными. Но особенно характерным являлся коллективный подвиг частей, соединений - на фронте, заводов, колхозов, многих других трудовых коллективов - в тылу. Это был героизм особого рода: длительный и самого высокого накала ратный труд миллионов красноармейцев в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд миллионов рабочих, крестьян, служащих, научно-технической интеллигенции при предельном напряжении духовных сил, часто вусловиях голода и холода.

Победа народа в страшной войне 1941-1945 гг. — это победа каждого простого солдата, подвиг которого уже в том, что он был в этой войне. Русские писатели, развивавшие традиционную для нашей литературы тему войны, показали, как единичность подвига рождала массовый героизм.

Сегодня выходит немало взвешенных по своим оценкам публикаций и книг о природе героизма и самопожертвования. Их авторы глубоко проникают в истоки и суть героического подвига, понимая под этим такой поступок человека или группы людей, когда сознательно делается шаг, выходящий за привычные нормы поведения. Героизм этот состоит в разрешении жизненного противоречия, которое в данный момент не может быть разрешено обычными, повседневными средствами. Особое значение в данном случае имеют содержание побудительного мотива поступка, его соответствие духовному настрою, идейным убеждениям людей и требованиям обстановки.

Героическое в поведении и поступках того или иного человека обязательно связано с исключительным напряжением мысли, воли, чувства, сопряжено с риском, в большинстве случаев - со смертельной опасностью. Однако в годы войны люди сознательно шли на любой риск и любые испытания. Их вели на это самоотверженная забота о судьбе Родины, о ее настоящем и будущем.

Из вышеуказанных определений следует, что героизм — особая, исключительная, форма человеческого поведения, оцениваемая моральным сознанием как подвиг, т.е. осуществление выдающейся по своим масштабам и трудностям задачи, которая требует от человека предельного напряжения всех сил и связано с преодолением необычайных трудностей и обстоятельств, зачастую угрожающих самой человеческой жизни.

Героизм и самопожертвование как личные качества человека предполагают способность к совершению подвига, т.е. деяния, расширяющего рамки представлений о человеческих возможностях.

Литература.

  1. Большая советская энциклопедия. М., 1978.
  2. Воровский В.В. Соч., т. 2. М., 1971.
  3. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39. М., 1967.
  4. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8. М., 1971.
  5. Словарь иностранных слов русского языка. СПб, 1999.
  6. Толковый словарь русского языка/Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 2000.
  7. Чернышевский Н.Я. Полн. собр. соч., т. 4. М., 1968.

Этих дней не смолкнет слава! С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью до­быта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа. "Все для фронта, все для победы! " - этот лозунг стал глав­ным с первых дней войны для людей, заменивших рабочих, ушедших на фронт. Женщины и подростки стали главной си­лой на трудовом фронте. Мои земляки - волжане сделали много для победы над фаши­стской Германией. С запада страны в Куйбышев было эвакуировано много военных заводов. Куйбышев стал важным индустриальным центром. Я читал много рас­сказов о том, как мальчишки военной поры простаивали за станками по двенадцать - четырнадцать часов для того чтобы их отцы и братья скорее вернулись с фронта. По фронтовому трудилась молодежь и на селе. Ведь для фронто­виков и для рабочих нужен был хлеб. Школьники помогали взрослым растить и убирать урожай. Они пропалывали посевы, косили сено, убирали овощи. В области стали создаваться женские тракторные бригады. Моя бабушка, Тимрязанская Мария Ивановна, работала в женской тракторной бригаде Галины Лазаревой. Это была первая женская тракторная бригада, созданная в Ставропольском районе во время войны. Бабушка закончила школу механизаторов, работала штурвальным на комбайне, а потом трактористкой на "Универсале". Работать нужно было от темна до темна. В осенне-зимнюю пору нужно было заниматься ремонтом техники. Помещения были холод­ными. Бабушка рассказывала, что даже ноги примерзали к сапогам. Но нужно было работать, ведь на фронте гибли люди. К сожалению, ба­бушка рано ушла из жизни, а я так мало слышал ее рассказов. Уже десятилетия отделяют нас от суровых дней войны. Уходит по­коление, вынесшее тяжелый груз войны. Но народная память сохра­нит и немеркнущий подвиг, и неслыханные страдания, и непреклон­ную веру людей. Кондаков Александр муниципальный лицей № 57 Обыкновенный фашизм. Сказать о них звери - мало. Фашист - больше, чем зверь. Это изверг, людоед. Кровь, человеческая кровь, истребление лю­дей - вот, что питает фашиста, вот что держит его на ногах. Мы никогда не простим кровавому Гитлеру смерть наших отцов и дедов! Никогда! Примеры истязаний фашистов над со­ветскими людьми можно приводить бесконечно. Об этом больно вспоминать, но забывать об этом нельзя. Именно поэтому, не­смотря ни на что, я приведу несколько примеров фашистского зверства. В Бресте на футбольном поле фашистские изуверы начали расстреливать людей поодиночке. На глазах у матерей рас­стреливали их детей. Расправа продолжалась около часа. Ос­тавшимся в живых фашистский офицер скомандовал: "Бегите!"- и толпа побежала. Вслед бегущим застрочил пулемет... Под Калачом ранним июльским утро немцы открыли силь­ный минометный и артиллерийский огонь. Бойцы Красной Ар­мии собрались дать фашистам отпор, но, выглянув из окопов, они увидели страшную картину. Около ста женщин, низко склонив головы, медленно шли по направлению к окопам, а позади них двигались вражеские танки, и то и дело раздавались пуле­метные очереди по советским женщинам. Вот какой коварный, зверский, подлый поступок совершили фашисты. В селе Ивищи Изноковского района Смоленской области немцы заперли в церкви полсотни пожилых людей и подожгли её. Эти и другие письма, дневники, листовки военных лет, по­смертные записки, найденные в гильзах, ветхие солдатские треугольники со штемпелями полевой почты, фотографии, вы­резки из газет... Какое в них богатство чувств и мыслей! Соб­ранные воедино, они воссоздают страницы героического про­шлого, уже ставшего историей. Историей, которая не стареет от времени и всегда остается в памяти народной. Степанов Юра Скажи, какой же славой Венчать твои дела? Какой измерить мерой Тот путь, что ты прошла? Михаил Исаковский Величайшее дело человеческое! Великая Отечественная Война - это огромная душев­ная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года. Это была самая величайшая война за всю историю че­ловечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие наши сверстники - дети тринадцати-четырна­дцати лет. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев.