Стадное чувство по научному. Стадное чувство или Как не поддаваться влиянию общества? Стадное чувство с точки зрения маркетинга

При формировании общественного мнения, часто используется принцип стадного чувства. Это всё заметнее и заметнее, большинство людей, об этом не задумывается, и просто делают как все. И если все говорят что iPhone это круто, то все покупают айфон. Особенно это проявляется в незнакомой для человека ситуации, если вы не знаете что делать, то скорей всего будете следовать за остальными. Как можно использовать стадное чувство в продажах?

Стадное чувство с точки зрения маркетинга

В маркетинге очень многие вещи строятся именно на стадном чувстве людей. Здесь очень показательно насколько быстро россияне впитали в себя западные ценности и культуру. Всего за 20 лет с момента развала Советского союза, мы переняли огромный пласт западных традиций, и это активно используется маркетологами для повышения продаж. Никого не удивляет, что население теперь празднует Хэлоин или день святого Патрика, пьёт виски и питается в Макдональдсе. Таких примеров бесконечное множество, но вопрос в том, как мы к этому пришли?

Большую роль здесь оказали иностранные фильмы и сериалы, которые проникли к нам на телевиденье, и на них успело вырасти новое . Кроме того к нам на рынок проникли западные корпорации, которые стали активно рекламировать свои продукты в российских СМИ. Многие сегменты рынка просто не выдержали конкуренции с западными производителями, поскольку качество иностранного товара несравнимо выше, например автомобилестроение. Стадное чувство сделало всё остальное, население очень быстро перестроилось на новые ценности.

Роль лидера стаи

Когда речь заходит о стае, сразу приходит на ум то, что у стаи должен быть лидер. важный аспект в жизни любой массы людей, лидер формирует мнение остальных. Лидер есть в любой группе людей и если вы хотите управлять стадным чувством населения, вам нужен контроль над лидерами. Суть стаи такова, что лидер может добиться веры в любые истины. Если углубиться в историю, можно вспомнить много примеров, когда лидер государства внедрял в население самые безумные идеи: фашизм в Германии, истребление воробьёв в Китае и т.п.

Войны за территории закончились, в 21 веке будут вестись войны за ресурсы. Основной ресурс планеты на данный момент, это не нефть и не газ. Основной ресурс – это потребители, то есть мы с вами. Чем больше потребителей у вас есть, тем больше вы можете на них зарабатывать. Именно поэтому акции Фейсбука стоят так дорого, эта социальная сеть влияет на мнение миллионов людей по всему миру.

Как использовать стадное чувство для продаж

Как же использовать стадное чувство для увеличения продаж своего товара? Начнем с того что вам важно знать где обитает ваша целевая аудитория – сайты, форумы, группы в соц. сетях, какие каналы по ТВ они смотрят, где проводят время и т.п. Аудитория может находится в самых необычных местах, тут важно потратить время и найти их. Чем больше ваш бюджет на рекламу, тем большую аудиторию вы можете охватить. Самые крупные бренды выступают спонсорами различных мероприятий, футбольных клубов, используют рекламу в фильмах. Но даже с небольшими бюджетом можно добиться многого.

После того как вы нашли «место обитания» ваших клиентов, нужно выявить лидеров которые готовы вам помогать продвигать ваш товар, естественно за это нужно будет заплатить. Ваша задача сделать так чтобы клиент не просто предлагал ваш товар, а сам им пользовался или говорил что пользуется.

Важным моментом продвижения товара за счет стадного чувства, является необходимость, сделать так чтобы ваш товар было видно при эксплуатации. То есть если ваши клиенты сами должны быть ходячей рекламой. Первый аспект это сделать так чтобы ваш товар отличался от остальных, то есть имел узнаваемость, например: никто ни с чем не спутает бутылку от кока колы. Вторая задача это сделать так чтобы люди видели, что клиент использует ваш товар. Это не всегда просто, поскольку не все вещи на виду. Некоторые предназначены для домашнего использования, некоторые не видны. Если товар нельзя увидеть, значит, клиент должен про него рассказывать. Естественно его нужно мотивировать к этому, запустить сарафанное радио не всегда просто, но если оно запущено, то с клиентами проблем не будет.

Очень показательна история про пачку сигарет. Раньше сигарету можно было достать, не вынимая пачку из кармана, и никто не мог увидеть, какую марку сигарет вы курите. Для того чтобы человек доставал пачку, была придумана нынешняя система. И теперь каждый человек рекламирует свои сигареты, сам об этом не подозревая.

Используем социальные сети

Интернет в целом и социальные сети в частности являются незаменимым инструментом для привлечения клиентов. Основным плюсом использования глобальной сети – это возможность воздействовать на целевую аудиторию. К примеру, если вам нужно продвигать подгузники, всё что нужно это найти группы и сайты, где родители делятся опытом. Потом можно договориться с пользователями напрямую или использовать специальные биржи (например: адвего), где можно купить посты на форумах.

Стремление быть как все детально изучено специалистами и озвучено во многих научных трудах. Ф. Ницше назвал его склонностью посредственных особ к недоверию и ненависти относительно неординарных личностей. В. Троттер, английский социальный психолог и хирург, рассмотрел в нем желание человека присоединиться к определенным группировкам и социальным объединениям и копировать при этом поведение их лидеров.

П.А. Кропоткин, ученый и русский революционер-анархист, считал солидарность качеством, которое присуще практически каждой особе.

В университете Лидса (Великобритания) ученые выдвинули теорию относительно 5%. Они на примере показали, что этого количества людей вполне достаточно для того, чтобы подчинить себе 95% других обывателей.

В данном случае автоматически срабатывает стадный инстинкт, и на подсознательном уровне человек начинает делать то, что выполняет 5% демонстраторов. Даже если ему не понравилось выступление какого-либо артиста, он машинально принимается рукоплескать ему из-за аплодисментов части зала.

Разновидности стадного инстинкта

Подобное явление охватывает множество аспектов жизнедеятельности человека. Среди них лидирующие позиции занимают религия, политика, искусство, реклама и сексуальная жизнь обывателей. Именно в этих областях легче всего манипулировать сознанием людей.

Религиозный стадный инстинкт


Духовная сущность человека часто базируется на церковных постулатах. В большинстве случаев они не несут в себе разрушающее зерно для сознания людей, потому что в умеренной дозе предлагают им понять суть моральных норм. Однако не всегда стадный инстинкт на религиозной почве имеет безобидный характер, о чем свидетельствуют следующие моменты:
  • Секты . Подобные островки «духовного очищения» наиболее активно начали действовать на отечественных просторах в начале 90-х годов. Пользуясь растерянностью людей после распада СССР, псевдо-пророки принялись создавать общества, которые в дальнейшем смогли затуманить мозг даже адекватным личностям. Стадный инстинкт при этом работал бесперебойно, потому что человек хотел верить в лучшее и тянулся за призрачной мечтой. Специалистов заинтересовал тот факт, что руководители сект являлись отличными психологами и ораторами. В своих рассуждениях перед публикой они опирались на христианские постулаты, разрушая при этом человеческие души и собирая фанатиков в контролируемое стадо. Наиболее опасными сектами признаны «Свидетели Иеговы», «Часовня на Голгофе» и «Храм народов».
  • Общины-коммуны . Данные организации можно назвать высшим проявлением опасного объединения людей на религиозной почве. Если община живет при монастыре, где каждый человек может увидеть ее деятельность, то это не является проблемой. Однако манипуляторы не останавливаются на таком скромном добывании средств для своего существования и устраивают целые поселения приверженцев созданного идола. В качестве примера можно привести общину «Семья Мэнсона», в которой стадный инстинкт делал из людей рабов чужой воли и жестоких убийц.

Сексуальный стадный инстинкт


В данном случае разговор пойдет о стереотипах, которые присущи современному обществу. В некоторой степени стадный инстинкт является одним из основных механизмов полового отбора:
  1. Догма о продолжении рода . Одним из самых распространенных стереотипов является беспокойство людей (особенно женщин) по поводу своего бесплодия. Если не брать во внимание моральную сторону вопроса, а включить логику, то вырисовываются интересные факты. Общество с опаской относится к тем особам, которые не могут воспроизвести на свет потомство. Существует стереотип, что человек в обязательном порядке должен продолжить род и дать новому гражданину свой набор хромосом. Однако при большом желании иметь ребенка люди часто забывают, что существуют детские дома. Психологи считают причину подобного страха в ассоциировании себя с животной средой. В любом стаде бесплодная самка автоматически становится самым низшим звеном среди зверей. По этой же причине общество с помощью догм церкви порицает такие понятия, как гомосексуализм, лесбиянство и другие виды сексуальности, которые не приводят в итоге к зачатию ребенка.
  2. Социальное клише о ревности . Еще одним стереотипом является то мнение, что это проявление любви к своему половому партнеру. Специалисты утверждают, что озвученное чувство не имеет ничего общего со страстью и желанием всегда находиться рядом с определенным человеком. Основой ревности они считают боязнь потерять свой ранг в стадной иерархии.
  3. Стереотип о моногамности . Некоторые исследователи считают, что подобная модель института брака была создана людьми, которые опасались конкуренции со стороны самцов и самок более высокого стадного ранга. По мнению сексопатологов, задумка осталась бессмысленной тратой времени: представители стадной иерархии до сих могут позволить себе иметь гарем. Сексуальная свобода нереальна среди людей со стадным инстинктом. Плохо это или хорошо, решать каждому человеку, исходя из его взглядов на жизнь и нравственность.

Политический стадный инстинкт


В некоторой степени влиятельные особы в этой сфере деятельности людей способны дать фору даже самым ловким религиозным манипуляторам. Стадный инстинкт в политике имеет 4 вида, которые выглядят следующим образом:
  • Патриотизм . Подобное социальное чувство присуще людям, которые любят свою Родину и население, которое в ней проживает. Именно этот политический принцип помог многим народам отразить атаки посягавшего на их земли неприятеля. Однако довольно опасно, когда он перерастает в фанатизм и гипертрофированный квасной патриотизм.
  • Национализм . Данная идеология может быть гражданского, этнического и культурного характера. Проявление стадного инстинкта может перерасти в агрессию при крайнем национализме, потому что начинает напоминать экстремизм.
  • Расизм . Подобной системе взглядов не место в цивилизованном обществе. В свое время стадный инстинкт сыграл злую шутку с плантаторами южных штатов Америки, которые имели чернокожих рабов. Политика расовой дискриминации может призывать как к лишению прав и свобод людей из другой системы популяции человека, так и к их полному уничтожению.
  • Религиозная вражда . Данная нетерпимость к представителям иной веры и пропаганда ее преследуется Законом. Однако довольно часто срабатывает стадный инстинкт, когда толпа заводится опытным манипулятором.
Исключительно патриотизм в разумных его пределах можно назвать адекватным проявлением своего сознания. Остальные озвученные факторы разжигали многие войны, унесшие большое количество человеческих жизней.

Рекламный стадный инстинкт


Ни для кого не является секретом, что ролики с элементом пропаганды, которые заполонили эфир, влияют на психику человека. Многочисленные корпорации увидели настоящее золотое дно в факторе стадного инстинкта.

Довольно часто объектами воздействия рекламы становятся дети. Для них важно получить модную игрушку, которая не сходит с экранов телевизора. Тем более она есть у одноклассников, а нужно быть как все и ни в чем им не уступать. Ребенок предпочтет разрекламированную и довольно вредную сладость, но не попросит у родителей купить качественный отечественный продукт.

Некоторые взрослые недалеко ушли от своих детей и стремятся завладеть брендовой вещью. Они рассуждают по принципу, что если все берут, то это выгодное и рациональное приобретение. На таких людей магнетически действуют лозунги типа «делай, как мы; делай вместе с нами».

Политики также умело используют психологию стадного инстинкта. Довольно часто реклама их партии выглядит в виде лидера, находящегося на переднем плане, за которым стоит целая толпа его единомышленников. Ветераны войны после роликов коммунистов чувствуют себя важной составляющей партии, которая напоминает им о временах далекой молодости.

Стадный инстинкт в искусстве


В данном случае разговор опять пойдет о стереотипах. Если хочешь прослыть эстетом, то тебе должна нравиться «Джоконда» и ты обязан замирать в восхищении при звуках органной музыки Баха. Так надо, потому что принято в обществе и одобрено большинством его членов.

При нелюбви к театру сразу навешивается ярлык человека, который не может понять прекрасное.

Люди сами развивают у себя стадный инстинкт, подчиняясь мнению толпы. Любые предпочтения в искусстве - это дело вкуса, но образовавшиеся стереотипы намертво отложились в сознании обывателей.

Способы борьбы со стадным инстинктом


Людям, у которых или слабо развито желание быть как все, или оно полностью отсутствует, сложно приспособиться к социуму.

Общество не любит «белых ворон», называет их сумасшедшими особами. Горе таких личностей именно от их ума. Обладая высоким интеллектом, они не желают сливаться с толпой. В итоге подобные люди остаются одинокими бунтарями. Довольно сложно не вызвать отторжение социума и быть при этом неординарной особой. Однако даже посредственность не всегда мечтает стать маленьким звеном единого целого.

Психологи советуют следующим образом корректировать у себя стадный инстинкт:

  1. Сохранение спокойствия в любой ситуации . Энергетика толпы только тогда действует на человека, когда он эмоционально перевозбужден. Особенно это касается излишне впечатлительных и экзальтированных особ. Спокойствие - мощное оружие против манипуляторов.
  2. Включение мозга на 100% . Жертвой стадного чувства никогда не станет высокоразвитая личность. Псевдо-пророки обычно не связываются с такими людьми. Исключение - руководители саентологии, на крючок которых попались Джон Траволта и Том Круз.
  3. Анализ собственного поведения . Рекомендуется разобраться со своим внутренним «Я», выделив позитивные, негативные черты характера и имеющиеся желания. Поняв самого себя, легче разработать дальнейший план действий. Можно позволить амбициям на некоторое время взять верх над рассудительностью, потому что именно они являются стимулом для уничтожения у себя желания быть как все.
  4. Разрушение стереотипов . Не обязательно при этом становиться бунтарем и идти против толпы. Однако люди должны понимать, что перед ними человек с четкой жизненной позицией и личными предпочтениями. Не нужно против своего желания смотреть модную киноленту и посещать разрекламированную выставку только лишь по той причине, что они вызвали общественный ажиотаж.
  5. Поднятие самооценки . Особы со стадным инстинктом чаще всего не уверены в себе. Их больно ранит критика со стороны, и они стараются держаться в тени лидера. Следует полюбить себя и понять свою индивидуальность.
  6. Занятие интересным делом . В компании неординарных людей существует реальность и самому чего-либо научиться. При этом не стоит бояться формирования в таком сообществе стадного инстинкта, потому что подобные личности не копируют действия друг друга.
  7. Развитие чувства юмора и коммуникабельности . Именно озвученные качества выделяют человека среди серой массы. Для этого рекомендуется читать юмористические книги и смотреть веселые ток-шоу.
  8. Жизнь для себя и семьи . Необходимо в первую очередь превыше всего ставить свои интересы, а не чужое мнение, которое навязывает общество. Если это не превращается в эгоизм, то такая линия поведения не позволит человеку слиться с толпой.
Что такое стадный инстинкт - смотрите на видео:


Стадный инстинкт в жизни - социальное явление, к которому вполне можно приспособиться. Его не возбраняется принять, если оно помогает сплоченно работать командой. В случае откровенной манипуляции сознанием нужно жестко пресекать подобные попытки нечистоплотных особ.

Стадное чувство. Что же это такое? Это то, что заставляет людей, в особенности подростков, совершать что-либо потому, что "так делают другие". Порой деяния, совершаемые под влиянием компании, окружающей подростка, являются неприемлемыми и даже социально опасными.

Давайте попробуем проникнуть в суть этого явления. Что именно толкает подростков делать "как все"? Желание показать, что он не хуже? Или, может, просто интерес: почему все делают это? Я считаю, что каждая из этих причин оказывает влияние в отдельных случаях.

На эту тему проводились научные исследования. Например, в группе из 200 человек и более достаточно лишь 5% "лидеров", чтобы со временем все остальные поддались стадному чувству. В группах от 50 до 150 человек достаточно 2% "лидеров". В более мелких группах - всего одного человека. Разумеется, эти границы весьма условны и нельзя дать полной гарантии, что при достаточном количестве или даже переизбытке (относительно приведенных данных) так называемого "информационного меньшинства" (группы людей или человека, обладающих лидерскими качествами и имеющих доверие к себе со стороны "толпы") будет даже частичный эффект.

Лидеры многих кампаний занимают свою "должность" именно благодаря этому явлению. Достаточно заручиться поддержкой небольшого количества человек, чтобы вскоре получить контроль над остальными. Также и любой попадающий в "стадо" быстро становится её частью, ведь "он не хуже".

Существуют люди, для которых стадное чувство существует лишь на уровне факта: оно есть, однако эти люди ему не подвержены. Зачастую это люди с лидерскими задатками, не нашедшие или не ищущие своего стада. При наличии уже одного такого человека вблизи, а тем более в составе группы образование стада становится в десятки раз труднее, а в некоторых случаях просто невозможно. Попадающие под стадное влияние обращают внимание на этого "одиночку" и задумываются: " Вот я делаю как все...А почему бы мне делать как он (либо все они, если одиночек несколько), ведь он делает не то, что делают все, а то, что ХОЧЕТ. Он начинает видеть, что не обязательно быть частью этого общества, что можно быть по-настоящему личностью.

На что же может пойти человек из стада? На всё. Зависит от морали, фантазии и умений лидера. Мораль: на что сам лидер готов пойти, ведь не каждый человек решится, допустим, на преступление и многие ограничатся максимум хулиганством. Фантазия: что сможет придумать лидер из того, что не выходит за рамки его морали, то он и сможет внушить в голову своих последователей. Умения складываются из авторитета (который в большинстве случаев неоспорим) и того, в какой мере лидер владеет ораторским искусством, ведь, хоть люди и образовали стадо, мозги всё-таки остались. Надо уметь показать толпе, что что-либо делается не просто так. Лидер, "хорошо" владеющий всеми тремя навыками (отсутствие первого и наличие остального в больших количествах) способен повести людей на убийство. Однако, при наличии всех трёх качеств "стадо", скорее всего, будет направлено на благие дела либо просто бесполезное существование: дабы не мешали обществу.

admin

Термин «стадное чувство» не относится к научным. Это образное выражение. Люди используют его для характеристики поведения окружающих, когда они ведут себя как животные в стаде. Что же такое стадное чувство? О чем гласит закон 5% и в чем особенности психологии толпы?

Психология толпы или что такое стадное чувство?

Науке известно понятие «психология толпы». Оно объясняет, чем является стадное чувство и как оно проявляется, а именно:

Толпа людей агрессивнее отдельно взятого человека;
Толпа легко поддается эмоциям и внушению;
Толпа не способна оценивать ситуацию «холодным» разумом;
Толпа не рассуждает и не задает вопросов;
Толпа податлива, ее легко подтолкнуть на массовое мероприятие (бунт, митинг, протест, критика, осуждение);
Толпа не приемлет индивидуальности;
Толпа действует по указке лидера, не думая и не взвешивая собственные действия.

Это необъяснимо, но иногда и интеллектуально развитые люди подвергаются «стадному чувству». Утрировано это происходит так: оказавшись на акции протеста, человек вместе с окружающими скандирует лозунги, а оставшись в одиночестве задумывается и понимает, что собственному «я» не хочется выражать протесты, осуждать и требовать изменений.

Или увидев, как толпа людей бежит в неизвестном направлении, человек присоединяется к ним, сам не понимая зачем. Подсознательно он считает, что раз все бегут, значит и мне надо. В таком состоянии люди способны оказаться в совершенно незнакомой местности, а потом «кусать локти», думая, как попасть домой.

Проявления стадного чувства хорошо помнят люди, заставшие очереди в СССР. Человек простаивал часами за вещью, которая ему в общем-то и не нужна. Это делали потому что «окружающие берут, значит и мне надо».

Подчинение энергетики толпы – прямой путь к неудачам, потери времени, ложным стремлениям и даже болезням. Схема развития заболевания проста, особенно этому подвержены люди преклонного возраста. Некто говорит пожилому человеку, что в государственных органах власти сидят главные воры. Пожилой человек не имеет возможности убедиться в этом лично, и он слепо верит говорящему «доброжелателю». В результате человек думает об этом с нарастающим негативом. Поддавшись внушению, он нервничает, его переполняет злость, а отрицательные эмоции вполне могут привести к инфаркту.

Примером проявления стадного чувства также является алкоголизм. Почему приверженец становится пьющим, попав в компанию любителей спиртного? Причина ясна: когда окружающие пьют, удержаться сложно, энергетика выпивающих поглощает индивидуальные убеждения. Курильщиками и наркоманами становятся также «за компанию».

Стадное чувство и закон пяти процентов

В психологии есть понятие «автосинхронизация». Оно проявляется так: если 5% членов общества выполняет конкретное действие, остальные члены тоже повторят его. Если напугать 5% лошадей в поле, с места сорвется весь табун. Если взлетит 5% голубей, ввысь поднимется вся стая.

Это характерно и для общества людей. Ученые из Англии провели эксперимент. В большое помещение пригласили несколько человек. Из них 5% получили задание перемещаться по конкретной траектории, остальным сообщили, что двигаться можно в любом направлении. В итоге эксперимента все люди в комнате неосознанно передвигались по заданной траектории. Теорию пяти процентов подвластно подтвердить каждому. Посетив с компанией друзей концерт, начните хлопать в тот момент, когда посчитаете нужным. Весь зал со временем повторит за вами.

Запуск автосинхронизации возможен в коллективе, где люди не осознают собственных действий, не думают о цели и причине. Если уровень самоконтроля низок, нет необходимости каждому говорить, чем заниматься – 5% людей общества запустят этот процесс.

Законом пяти процентов активно пользуются маркетологи. Запустив слух, что вскоре на прилавках не останется конкретного вида товара. 5% людей поверят в это и поторопятся скупить предполагаемый дефицит. Собственным поведением они запустят массовую панику и в ближайшие пару дней товара и правда не останется.

Каковы преимущества стадного чувства?

Человек – общественное существо. Жизнь без других людей для человека противоестественна. Несмотря на то, что люди далеко ушли от животных в процессе эволюции, в вопросах, касающихся коллективного сознания, мы не отличаемся от приматов. Один из таких феноменов – стадное чувство.

Обыденное представление о стадном чувстве негативное, что тоже в общем проявление стадного инстинкта. Людям свойственно не иметь собственного мнения, а всецело доверяться высказываниям авторитетного человека или группы лиц. Люди в основном не требуют подтверждения или обоснования. Этой особенностью активно манипулируют средства массовой информации, маркетологи, политики и общественные деятели.

Когда-то психологи сообщили, что стадное чувство – это нехорошо, люди поверили в это, не задумываясь о доказательствах. Люди пользуются удобной возможностью повторять чужие мысли, хотя проявления стадного чувства не однозначны.

В чем же преимущества стадного инстинкта? Само собой, агрессивно настроенная толпа людей, когда все вокруг действуют как единый организм, не думая и не задавая вопросов, это скорее крайнее проявление стадного инстинкта. Но позитивный компонент в стадном чувстве все же есть. Допустим, подавляющее большинство адекватных людей не поедет по дороге, представляющей опасность, если были об этом предупреждены. Стадное чувство в таких случаях спасает жизнь и помогает совершать выгодные действия.

Чтобы не попадать на удочку энергетики толпы и стать жертвой стадного чувства, нужно научится и сохранять спокойствие в критических ситуациях. Толпа может как спасти, так и погубить. Проявляя осознанность и «холод» разума, можно избежать множества негативных воздействий извне.

14 марта 2014, 11:14