Стихи о детях. «Дети нашего двора», «Хороший день», «Цирк», «Великан», «Первый день календаря». Тематическое и жанровое многообразие творчества С.Я. Маршака

«Дети нашего двора,
Крепнут ваши крылья,
И вчерашняя игра
Завтра станет былью».

Самуил Маршак

Двор. Мальчишеское братство. Основы чести. Советское детство было бы немыслимо без дворовой дружбы и особых правил поведения. В своё время я подметила одну занятную деталь - весьма многие (хотя, и не все!) либеральные деятели заявляли о своей ненависти к «совковому приятельству», к дворовым пацанам, которые только и ждали, чтобы побольнее пнуть хорошего мальчика со скрипкой (или с книжкой). Мол, ещё тогда началось взаимное отчуждение. Разделение на «умных» и - «быдло», при том, что маленькие снобы всегда оказывались разобщены, тогда как пролетарская поросль находила 1001 повод, дабы сплотиться. Это раздражало. Это раздражает до сих пор.

Господа-оппозиционеры почти не преувеличивают, когда говорят, что их стихийно-детский антисоветизм зародился ещё в нежном возрасте, в песочнице, в процессе злополучной социализации. Увы, они уже тогда прослыли чужими - их не приняла та самая ленинградская улица. Или московская, воронежская, тюменская… Разумеется, никто никого не лупил за очочки и скрипочку, за школьные пятёрки и любовь к стихоплётству. Ненависть двора обрушивалась на высокомерных и подлых. На тех, кто предавал и выдавал. На тех, кто жаловался маме или бабкам, вечно сидевшим около подъезда.

Смотрите - вся наша детско-юношеская литература, посвящённая советской бытности, так или иначе, касалась дворовой, уличной среды. Даже, если то были сказки, вроде «Старика Хоттабыча». Именно об этом - рассказы, повести Николая Носова, Юрия Нагибина, Владислава Крапивина, стихи Агнии Барто, Сергея Михалкова и Самуила Маршака, но раз уж мы заговорили о питерских мальчиках, то сразу же вспоминается Радий Погодин с его Кешкой, Мишкой, Толиком и «Кирпичными островами». И вот в их дом переезжает замкнутый, надменный - с виду - мальчик, всегда фланирующий мимо. Он - потешает. Потом - становится объектом ненависти. И вот - момент истины. «- До первой крови или на всю силу? - На всю силу,- не слишком громко, но очень решительно ответил Сима. Это значило, что он согласен драться до конца, пока поднимаются руки, пока пальцы сжимаются в кулак. Здесь уже неважно, течет у тебя из носа кровь или нет. Побежденным считается тот, кто скажет: хватит, сдаюсь…». Далее мы узнаем, что Сима-Семафор вовсе не трус, и не тряпка, а достойный мальчик. Свой. Принят.

Приблизительно такая же ситуация создаётся и Владиславом Крапивиным в «Голубятне на жёлтой поляне». Итак, перед нами кроха-музыкант, ребёнок-подарок. Заинька-паинька. Его приводят в пример всем непутёвым и шаловливым ребятам: «Такие мальчики, наверно, специально существуют в природе, чтобы радовать тётушек и бабушек. Шагает чистюля, скрипку в футляре тащит, под ноги смотрит, чтобы лаковые башмачки не поцарапать. Причёсанный, в жёлтом костюмчике, на шее даже бантик - тоже ярко-жёлтый, с чёрными горошинами. На брючках стрелочки наглажены…» И на этот раз юный интеллигент проявил себя - он показал, что не боится драки. Если Погодин живописал именно питерскую детвору, то Крапивин - певец русской провинции с её самобытными, старинными городками. Но, как видим, коллизия всё та же.

Московский писатель Юрий Нагибин в своём «Чистопрудном» цикле выводит образ Павлика - благородного друга. В их компании он всегда играл роль Атоса: «Я не ощущал в себе того благородства, составляющего основную черту Атоса, которым в полной мере обладал мой друг Павлик». Играя в мушкетёров, мальчики в конечном итоге побеждают местных дебоширов, терроризировавших весь квартал. Причём, как положено, бьют первыми: «Первый же мой удар снова отворил шлюзы в его курносом носу. Ещё один удар — и, корябая руки о булыжник, Лялик волчком завертелся на мостовой» . В 1941-м все эти мальчики - плохие и славные, послушные и хулиганистые - уходили на фронт. «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой». Они научились быть верными и храбрыми ещё там, во дворе, когда приходилось сражаться «стенка на стенку» с местной шпаной. В своё время мне довелось услышать фразу, что войну выиграл вчерашний старшеклассник - выпускник сталинской школы 1930-х годов. Всё это правда, однако, педагоги и пионерия - это полдела. Они учили теориям, а вот «практика» постигалась в уличных боях и дворовых компаниях. Там не прощали мелочности и лжи. Потому что в недалёком будущем было вот это и оно считывалось, ощущалось: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли - повзрослели они до поры…»

У Маршака есть такие строки: «Дети нашего двора, вы - его хозяева, / На дворе идёт игра в конницу Чапаева». Смысл стихов прост - сегодня мы играем, а завтра будем воевать и строить. «Дети нашего двора, моряки, пилоты, / И для вас придёт пора боевой работы». Кстати, эта вещь Маршака знаковая и - примечательная с точки исторической, социальной точки зрения. Во-первых, нам показывают детей из элитного квартала. Автор сразу вводит нас в курс дела: «На дворе у нас живут многие герои. / Но ребята признают правило такое: / Ты гордись своим отцом, знатным гражданином, / Но и сам будь молодцом, А не только сыном». Однако в почти любом «привилегированном» доме, кроме героев и больших начальников, жили также обычные люди - правда, последние обитали в коммунальных квартирах, тогда как «сталинские соколы», разумеется, имели отдельную жилплощадь.

Но дворовое товарищество основывалось на иных критериях - мало кого волновал статус семьи. Материальные ценности - тем паче. Быть сыном боевого командира - это не столько почёт, сколько дополнительная обязанность, а если ты при этом - подонок, стукач и рохля - тебя станут бить. Или - унижающе игнорировать. Время напыщенных «мажоров» с их шмотками, «тачками» и папиными заслугами ещё не настало, и ребята дружили с теми, кто был храбр, изобретателен, интересен в общении. Любопытно, чем заняты дети из «крутого» дома? Помимо того, что они играют в конницу Чапаева… «Кто построил на дворе мост через канаву, / Мост на Волге, на Днепре выстроит на славу. <…> Вы готовитесь в игре строить Днепрострои. / Вы растёте на дворе, где живут герои». То есть сам по себе двор является отправной точкой, а не просто местом игры, драк, толкотни и лазания по крышам. «Дети нашего двора, Чкаловского дома, / Улетали вы вчера вдаль с аэродрома». Юные герои наших книг никогда не играли просто так - они или учились чему-то, или противостояли злу в лице малолетнего урки, или - замышляли нечто грандиозное, вроде побега на Северный Полюс.

Авторы детских рассказов, изображая дворовые нравы, учили жизни. Вот, например, знаменитая история Николая Носова «Фантазёры». Сперва кажется, что вещь - ни о чём: мальчики дурачатся и придумывают небылицы. Но момент истины наступает, когда появляется третий. Этот - «разумный», сочинять не любит и не умеет, что характерно. Всё по делу. Зачем витийствовать в пустоту, когда можно врать с выгодой? «А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза». Резюме: «Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть». А потом ребята встречают ту самую заплаканную Иру и угощают её мороженым. Мораль - прямолинейна: с подлецами нельзя даже рядом сидеть, не то, что слушать их россказни. Хитрость осуждалась. Слово «выгода» звучало, как ругательство. Польза считалась комильфотной только в одном случае - когда она была общенародной.

Двор отторгал и маменькиных сынков. В рассказах Юрия Сотника часто обыгрывается этот мотив. Главный герой - сугубо домашний паренёк, которого опекают и обхаживают родители. Он отнюдь не моральный урод и не стукачок. Просто он пока ещё не пробовал быть самостоятельным. Страдание мальчика усиливается ещё и тем, что девочка Аглая - его несбыточная мечта - презирает паинек. «Аглая находилась тут же, во дворе. Она прыгала на одной ноге, толкая перед собой камешек, слышала весь унизительный для меня разговор папы с мамой и время от времени вставляла, ни к кому не обращаясь: — У! Я с шести лет одна дома оставалась, и то ничего!»

Что характерно, двор - уже как место встреч, общений и свиданий - часто изображался в молодёжной беллетристике. Типичный пример - ранние вещи Василия Аксёнова. « Под окном — посвистывание. По двору прогуливается друг и одноклассник моего Димки, Алик Крамер. Я вижу сверху его волосы, разделённые сбоку ниточкой пробора, очки, фестивальный платок на шее и костлявые плечи, обтянутые джемпером. Появляется Димка. На нем вечерний костюм и галстук-бабочка. Одетый точно так же, подходит верзила-баскетболист Юрка Попов, сын нашего управдома. Компания закуривает. Я прекрасно помню, как приятно курить, когда наконец отвоюешь это право. И ребята, видно, наслаждаются, закуривая на глазах всего дома. Но они очень сдержанны, не многословны, как истинные денди» . Аксёновские юноши - это вчерашние мальчики из стихов Маршака и рассказов Носова. Они возмужали, как, впрочем, похорошели их смешные одноклассницы, превратившись из девочек с косичками в эффектных барышень: «На каблучках-гво здиках подходит Галина Бодрова, прелестная девица современной конструкции. Мне очень нравится Галинка. Все светлеет вокруг, когда она появляется. По-моему, даже Димкина физиономия светлеет, когда появляется Галя. Когда-то они дрались здесь же, под этими окнами». Место вчерашних игр, драк и детских смыслов превращается в исходный пункт - отсюда уходят, чтобы вернуться другим человеком. Двор становится тесен. И первая любовь - тоже отсюда родом. «Он вырастет, станет известным, покинет пенаты свои. / Окажется улица тесной для этой огромной любви». Ярослав Смеляков создал тот неподражаемый тип советской ‘girl next door’, который сопровождал всю нашу любовную лирику, а по сути - саму культурную традицию. Из стихотворения - в песню, а из песни - в фильм кочевали многоликие, но узнаваемые «хорошие девочки Лиды». И тут же вспоминается вот эти строки Льва Ошанина: « А у нас во дворе есть девчонка одна,/ Между шумных подруг неприметна она. / Никому из ребят неприметна она. / Я гляжу ей вслед: y ничего в ней нет» Но! «А я все гляжу, глаз не отвожу...» Но со временем дворовая общность уходила в прошлое - люди переезжали в отдельные квартиры, в однотипные новостройки, а там была уже совсем иная жизнь.

…Уже к 1970-1980-м годам двор, как средоточие детской социализации утратил своё значение, что, впрочем, совпало с тотальной разобщённостью населения. Евгений Габрилович, создавая в 1985-1986 годах документальный фильм «Дворы нашего детства» подчёркивал, что это - ушедшая натура. То, чего никогда не будет. Ностальгия пятидесятилетних романтиков по детским играм и юношеским грёзам. Ретро-образы - под забытые патефонные ритмы. Именно тогда сделалась популярной песня на стихи Ларисы Рубальской: «Я всё время вспоминаю / Наши старые дворы, / Где под осень расцветали / Золотые шары». Пелось о том, что когда-то, в тех дворах шла неспешная и очень правильная жизнь: «Возвращались все с работы, / Был не нужен телефон. / Были общие заботы / И один патефон». Грустный мотив и ощущение осени жизни. Хотя, есть и попытка улыбнуться: «От двора легло начало / Любви , судьбы , дорог» .

Безусловно, двор - это наше светлое прошлое, но пытаться бесплодно ностальгировать - незачем. Просто оно было и оно - прекрасно. Вместе с тем, на смену дворовому единству не пришло… ничего. Что скажет грядущий функционер? «Компьютерная игра-стрелялка «Мир танков» научила меня быть смелым и мобильным?» Ладно, если «Мир танков». Всё - польза, а то ведь - сплошные соц-сети. А чему может научить ВКонтакте или, например, Фейсбук? Хамить и хвастаться? А ведь именно за это били во дворе…

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Тематическое и жанровое многообразие творчества С.Я. Маршака

контрольная работа

5. Стихи о детях. «Дети нашего двора», «Хороший день», «Цирк», «Великан», «Первый день календаря»

Первый день календаря

Сентября,

Сентября!

Сентября -

Первый день

Календаря, -

Потому что в этот

Все девчонки

И мальчишки

И деревень

Взяли сумки,

Взяли книжки,

Взяли завтраки

Под мышки

И помчались в первый раз

Это было в Барнауле,

В Ленинграде

И в Торжке,

В Благовещенске

И в станице,

И в далеком кишлаке.

На морском

Там, где берег

Изгибается

Где ребята

По-грузински

Где на завтрак

Сладкий виноград.

На Алтае,

Между гор.

На Валдае,

На Днепре,

Среди полей,

Там, где школа

За стволами

Кто успел

Прожить на свете

Восемь лет,

Тех сегодня

Дома нет, -

Потому что в этот день

Все девчонки

И мальчишки

И деревень

Взяли сумки,

Взяли книжки,

Взяли завтраки

Под мышки

И помчались в первый раз

Дети нашего двора

Дети нашего двора,

Вы - его хозяева,

На дворе идет игра

В конницу Чапаева .

Едет по двору отряд,

Тянет пулеметы.

Что за кони у ребят -

Собственной работы!

Что за шашки на боку!

Взмахом этой шашки

Лихо срубишь на скаку

Голову ромашки.

Если б можно было мне

Сделаться моложе, -

Я за вами на коне

Поскакал бы тоже!

Суховат и суковат

Этот конь сосновый,

Но я слышу, как стучат

Все его подковы!..

Дети нашего двора,

Чкаловского дома ,

Улетали вы вчера

Вдаль с аэродрома.

Мчалась вихрем через двор

Ваша эскадрилья, -

Каждый - сам себе мотор,

И штурвал, и крылья.

Вы стрелой взлетали ввысь,

Заломив пилотки,

Или по морю неслись

На моторной лодке.

Видно, двор у нас такой -

Вам во всем послушный:

То он вам - простор морской,

То простор воздушный...

На дворе у нас живут

Многие герои.

Но ребята признают

Правило такое:

Ты гордись своим отцом,

Знатным гражданином,

Но и сам будь молодцом,

А не только сыном.

Есть Чапаев на дворе.

Но своим Чапаем

Мы пока еще в игре

Не его считаем.

А Егоров Николай -

Из всего отряда

Самый истинный Чапай,

Лучшего не надо.

Он - боец передовой,

Бьется он геройски.

А Чапаев - рядовой

У Чапая в войске.

Пусть он прежде подрастет, -

Так мы рассуждаем, -

И придет ему черед

Быть у нас Чапаем!

Дети нашего двора,

Крепнут ваши крылья,

И вчерашняя игра

Завтра станет былью.

Тот, кто водит самолет

Дома по паркету,

Завтра в небо поведет

Самолет-ракету.

Кто построил на дворе

Мост через канаву, -

Мост на Волге, на Днепре

Выстроит на славу.

Дети нашего двора,

Крепнут ваши крылья.

Ваша детская игра

Завтра станет былью.

Вы готовитесь в игре

Строить Днепрострои.

Вы растете на дворе,

Где живут герои.

В нашем доме с давних пор

Чкалов жил Валерий.

Выходил он к нам во двор

Вот из этой двери.

Поглядев на небосвод,

Подзывал он сына

И шагал с ним до ворот,

Где ждала машина.

Долго будет эта дверь

Гордостью квартала.

Наша улица теперь

Чкаловскою стала.

Дети нашего двора,

Моряки, пилоты,

И для вас придет пора

Боевой работы.

И, взлетая на простор

Или волны роя,

Вы припомните тот двор,

Где живут герои

(Первая редакция)

Проездом в Нью-Йорк

Цирк Цанибони:

Ученые кони,

Анализ творчества Ф.М. Достоевского (на материале рассказа "Мальчик у Христа на елке")

В творчестве Ф.М. Достоевского в жанровом отношении среди многочисленных романов и повестей значительное место занимают рассказы, которые посвящены детям. Особое внимание читателей обращают на себя такие рассказы писателя...

Биография Александра Александровича Фадеева

Фадеев был женат дважды. Первая жена - Валерия Анатольевна Герасимова. О ней мало что известно. С 1936 г. он был женат на Ангелине Иосифовне Степановой (1905-2000 год), актриса МХАТ, народная артистка СССР). Михаил, сын Фадеева от второй жены...

Деятельность К.Д. Ушинского как детского писателя

Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помешенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. Например...

Достоевский и Гюго

«Имя Виктора Гюго по праву стоит в одном ряду с именами лучших представителей мировой культуры». НиколаевВ.Н. В. Гюго (вступ. статья)/В. Гюго// Собр. соч.: В 15-ти т. - М.: Госуд. изд-во худож. лит., 1953. - Т. 1. - С. 5. Сын знатной дамы и простого капитана...

Тональность поэзии Миннуллина схожа с творчеством Овидия - поэт любви, поэт печали. Он говорит о вечных темах бытия, но при этом остается глубоко национальным поэтом и опирается, прежде всего...

Жизнь и творчество поэта Роберта Мугаллимовича Миннулина

«Я прежде всего - детский поэт!» - ещё в начале 90-х произнёс поэт в интервью, данном корреспонденту газеты «Татарские края», обозначив тем самым основной «нерв» своего творчества...

Психология ребенка в изображении А.П. Чехова

А.П. Чехов, любивший детей, создавший столько ярких детских образов, поставивший в своих произведениях столько важных педагогических вопросов, не мог не заинтересоваться такой областью воспитательной работы, как детское чтение...

Современное общество в произведениях Т.Н. Толстой

Помимо романа «Кысь» у Татьяны Никитичны есть замечательные рассказы, в которых сформулированы проблемы современного общества. Одним из них является рассказ «Женский день». В нем Толстая вспоминает о празднике...

Творчество Г.Р. Державина

Большой раздел поэзии Державина составляют анакреонтические стихи, над которыми он работал преимущественно в 90-х годах, а в 1804 году издал отдельной книгой. Обращение поэта к анакреонтике отразило тот новый интерес к античности...

Тема детства в творчестве Марка Твена

До появления "Тома Сойера" американская литература изобиловала книгами о детях. Детская литература явилась своего рода кривым зеркалом...

Тема снов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

На протяжении практически всего романа в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен в себя...

Физика в художественных произведениях

Поэзия содержит в себе огромное количество описаний физических явлений природы. Думаю, почти каждый поэт всех времен хотя бы раз описывал небо и землю, звезды и планеты, огонь и воду...

Художественное своеобразие мифов Ч. Айтматова

«Не насыщая пищей чрево, Жует себя двадцатый век И рубит, рубит Жизни древо, Как беспощадный дровосек … И это древо все покорней - Не по законам естества. Трещит кора, слабеют корни...

Эволюция оды в русской литературе 18 века

М.В. Ломоносов - филолог, литератор. Его труды в области литературы, филологии ознаменовали подъем национальной культуры России. Трудно представить развитие в России литературного языка, поэзии...

Японский "Вишнёвый сад"

Внешний сюжет повествует о смене владельцев имения, продажа усадьбы за долги (см. приложение А). Если мельком просмотреть сюжетную линию, можно увидеть разделение персонажей на противодействующие силы...