Стиль модерн в архитектуре риги. Рига в стиле модерн. Ювелирное искусство модерна

В первую очередь потому, что главным документов страны считается Конституция РФ, которая определяет государство, как правовую инстанцию. Именно данное определение и является неоспоримой основой формирования своеобразных правил, то есть, законов, исполнение которых является обязательным, поэтому, данные законы и формируют высшую юридическую силу.

Почему законы считаются нормативным актом высшей юридической силы?

  1. Конституция РФ определяет все особенности внедрения законодательной базы в правовом государстве. Конституция является высшим законом в нашей стране и базой для формирования иных законодательных актов;
  2. Все нормативные акты создаются на основании Конституции, а также уже принятых кодексов и федеральных законов. Законодательная база имеет наивысшую юридическую силу, так как все остальные нормативно-правовые документы и постановления, могут лишь базироваться на существующих законах, а не противоречить им;
  3. Конституция РФ определяет высшие права человека, ценность его свободы и нерушимость его интересов в обществе. Также данный документ определяет страну, как правовое, социальное государство. В правовом государстве все основывается на законах, а аспект социального государства формирует особенности защиты прав и интересов всех жителей страны.
Таким образом, становится понятно, что все нормативные акты, которые выпускаются в стране, непременно должны базироваться на законодательной базе, иначе, они не могут приобрести юридическую силу.

Правовое государство: основа правопорядка – закон

Безусловно, без законодательной базы, в стране наступил бы полный хаос. Так что, законы – основа правового государства, основа полноценного и здорового общества. Именно по этой причине, в нашей стране все законы имеют высшую юридическую силу, а самое главное, данные законы непременно считаются обязательными к исполнению, причем не только гражданами страны, но еще и всеми государственными инстанциями.

Все законы, которые функционируют в нашей стране, изначально базируются именно на необходимости защитить интересы государства и граждан в отдельности. Так, Семейный кодекс определяет все особенности семейных взаимоотношений, причем, в данном кодексе также есть масса информации, которая касается бракоразводных процессов и воспитания детей. Трудовой кодекс максимально оптимизировано и детализировано описывает все особенности взаимоотношений работников и работодателя. Таким образом, формируются аспекты защиты интересов, двух сторон. В общем, все законы изначально основаны на конституционных нормах, и законодательная база нашей страны, ни в коем случае не должна противоречить Конституции РФ. Что же касается нормативно-правовых актов, то все они должны изначально соответствовать основному законодательству нашей страны, никак иначе.


В наше время еще бывают случаи, когда руководитель предприятия или фирмы не спешит выплачивать своему сотруднику заработную плату. Поэтому многих интересует актуальный вопрос: на...


Это девиантное поведение, которое в принципе, по закону не преследуется, тем не менее, является поведением, не совпадающим с правилами поведения в обществе и его нормами. Но, на...


Иждивенец – это лицо, которые в течение четко определенного или же длительного количества времени находится на денежном или же постоянном материальном обеспечении со стороны иных...


В принципе, закон устанавливает своеобразный порядок, без которого государство не может существовать. Именно по этой причине и нужно соблюдать закон, так как он в первую очередь...

В Риге еще достаточно интересных мест! И там тоже обязательно надо побывать!

Центральный рынок, аэропорт Спилве, который сейчас восстанавливают, Ботанический сад Латвии с уникальными растениями и цветами, рижский зоопарк, который хорош в любое время года, новое здание Национальной библиотеки...


Что еще смотреть в Риге - творческие кварталы, хипстерские районы

Тот, кто думает, что бурная жизнь в Риге происходит лишь в Старом городе, ошибается. В Риге есть несколько самобытных мест с богемным налетом, со своей особой атмосферой и постоянной публикой. Там (особенно по вечерам) жизнь бьет ключом - проходят музыкальные концерты, арт-перформансы, устраивают выставки или просто публика отдыхает в уютных кафе.

Что обязательно посмотреть в Риге - Югендстиль в Риге

Югендстиль или стиль модерн, или арт-нуво был популярен в Европе во второй половине 19-го - начале 20-го вв. Как архитектурный стиль, Югендстиль достаточно неоднороден - он варьируется от города к городу. Входные павильоны парижского метро, Дом Бальо авторства Гауди в Барселоне, московская гостиница “Метрополь” - все это примеры Югендстиля. Но наибольшей концентрацией архитектуры в этом стиле славится Рига - центральные рижские улицы просто усеяны зданиями с причудливыми растительными декорами, масками женщин и лепниной в виде драконов и прочих мифических существ.

Такое огромное количество домов в Риге в Югендстиле , наиболее любопытные образцы которого сконцентрированы на улицах Альберта, Элизабетес, Бривибас , во многом связано с тем, что в конце 19 века - начале 20-го в городе была запрещена типовая застройка и при строительстве новых зданий архитекторы могли проявить свою неуемную фантазию. И часто результат их воображения подвергался бурной критике.

Например, дома, спроектированные Михаилом Эйзенштейном (отцом режиссера Сергея Эйзенштейна) называли “безвкусицей” и “эпатажем” . Архитектор Г. Пиранг в 30-е гг. писал о Югендстиле в архитектуре: "Он продержался недолго и не оставил в Риге особых следов. Только достойная сожаления улица Альберта полностью пала его жертвой". Знал бы Пиранг, что спустя много лет Рига будет славиться обилием Югендстиля, а “достойная сожаления улица Альберта” станет гордостью города.

Эйзенштейн спроектировал б Ольшую часть домов на улице Альберта . К примеру, дом №2 на Альберта построен с использованием эскизов Сергея Эйзенштейна - скульптуры сфинксов, “охраняющие” вход в дом, когда-то были зарисованы будущим режиссером.

Угловой дом № 13 по Альберта , созданный архитектором, - один из открыточных зданий в Югендстиле. Также наиболее значительные дома, построенные Эйзенштейном, которые чаще всего демонстрируют туристам, - это № 10а, 10b, 33 на улице Элизабетес . Улицы Элизабетес и Альберта являют собой собрание архитектурных шедевров той поры, многие из которых реконструированы.

Среди наиболее примечательных архитекторов Риги, придерживавшихся Югендстиля (модерна, арт нуво) - Эйжен Лаубе, Пауль Мандельштам (его архитектурному “перу” принадлежит жилой дом на ул. Калею 23 , привлекающий внимание своим входным порталом с мотивами солнца), Константин Пекшенс и другие.

Интересно ходить по центральным улицам города (Кр. Барона, Чака, Гертрудес ) и смотреть на крыши домов, практически, каждый дом венчается какой-нибудь оригинальной композицией, часами, шпилем и т.д.

С тиль модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880-х – 1914 год – начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы .

В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.

В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США – Тиффани, во Франции – ар-нуво, в Германии – югендстиль, в Австрии – стиль сецессион, в Англии – модерн-стайл, в Италии – стиль либерти, в Испании – модернизмо, в Нидерландах – Nieuwe Kunst (новое искусство), в Швейцарии – еловый стиль, в России – модерн.

Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов – симметрии, ордера и античного декора фасадов – в пользу природных плавных текучих форм. Кривая изогнутая линия – главная черта в декоре фасадов и интерьера.

Особняк С.П. Рябушинского, архитектор Ф. Шехтель, Москва, 1900 год

Особняк «Дом Шаронова», архитектор Ф. Шехтель, Таганрог, 1912 год

Особняк А. Курлиной, архитектор А. У. Зеленко, Самара, 1903 год

Маскарон на особняке Е.Е. Карташова, архитектор А.Л. Обер, Москва, 1902 год

Каждая постройка эпохи модерн обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна. Исчезает деление на конструктивные и декоративные элементы здания. Фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или маскаронами в форме женских головок. Они результат свободного полета фантазии художника. Архитектура и изобразительное искусство сближаются, влияют и дополняют друг друга. Здание – это холст, на котором важны даже мельчайшие детали, форма лестничных перил, рисунок дверей и окон...

Архитектурно-художественный образ здания обязательно учитывает функциональное назначение строения. Строительные материалы модерна – железобетон, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич.

Основные цвета в модерне – пастельные приглушенные оттенки: табачные, увядшей розы, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые.

Интерьер особняка А. Курлиной в Самаре

Декор потолка в особняке С.П. Рябушинского в Москве

Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре

Лестница в особняке С.П. Рябушинского в Москве

Стилю свойственен принцип единства целого. В модерне здание проектируется «изнутри наружу», то есть от внутренних помещений к внешнему облику строения. Возрождается традиция, когда архитектор проектировал строение от фасада и до мелких деталей. Все – от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников и других составных элементов – решено в одном ключе.

В оформлении здания часто используется дерево и кованные изогнутые элементы для дверей, лестниц, решеток балконов и ограды строения.

Двери и окна, как правило, прямоугольные, часто арочные. Двери – иногда во всю стену, раздвижные, распашные или поворотные с богатым растительным орнаментом. Ленточные – во всю стену окна или «магазинные» – широкие, наподобие витрин.

Декоративный десюдепорт над дверью в особняке А. Курлиной в Самаре

Окно-витраж в особняке А. Курлиной в Самаре

Окно-витраж в особняке С.П. Рябушинского в Москве

Камин, декорированный медными маками, в особняке А. Курлиной в Самаре

Мозаика, эмаль, витражи, латунь – любимые техники, используемые для украшения интерьера здания и мебели.

На рубеже XIX-XX веков Европу практически захлестнул модерн. Ар-нуво во Франции, Сецессион в Австрии, Модерн стайл в Англии, Либерти в Италии, Модернизмо в Испании, и, наконец, Югендстиль в Германии и Латвии. Рижский модерн по праву считается одним из лучших образцов этого жанра, и что немаловажно - отлично сохранившимся до наших дней. В столице Латвии находится около 800 зданий в стиле модерн. Самые блестящие образцы архитектуры югендстиля можно встретить на улицах Альберта и Элизабетес. По ним мы и приглашаем вас прогуляться.

Для начала давайте определим основные принципы рижского модерна. Это орнаментальный стиль, опирающийся на изогнутые линии, асимметрию в композиции и нерегулярные линии в ритмах. Главные мотивы - природа, перекликание с античным искусством и мифологией. В архитектуре югендстиль выражается функциональностью строений и богато декорированным фасадом. Это достигается всеми возможными строительными средствами: от формы оконных и дверных проемов, эркеров, до рельефов, скульптур, орнаментальных линий и витражей. Фасады домов переполняют декоративные элементы, над линией карниза располагаются обелиски, сфинксы, львы, вазы, цветы и все то, что характеризует полноту и праздник жизни. Итак, теоретически подготовились - в путь!

Улица Элизабетес

На улице, носящей имя императрицы Елизаветы Петровны (правда, в советские времена она называлась не так величественно — улица Кирова) почти каждый дом — шедевр архитектуры. Но я хочу показать только три дома, которые стоят очень близко друг к другу и которые объединяет имя человека, создавшего архитектурный облик улицы Элизабетес. Имя этого архитектора — Михаил Эйзенштейн. И, на мой взгляд, Эйзенштейн для Риги — что Шехтель для Москвы.


Любое здание Михаила Эйзенштейна — это архитектурный «рог изобилия». На фасадах его домов можно увидеть несметное количество маскаронов, орнаментальных узоров, фризов, капителей и... женщин. Женщины у Эйзенштейна, по-моему, самые красивые во всей Риге.



Михаил Эйзенштейн родился в 1867 году в Санкт-Петербурге. По образованию он был не архитектором, а инженером. Зодчим его сделала уже Рига, куда он переехал в 1893 году. Женился не по любви, а по согласию на купеческой дочке Юлии Конецкой. В этом браке у них родился сын Сергей, будущий «гений кинематографа». По воспоминаниям Сергея, личная жизнь родителей не ладилась. Так что, Михаилу Эйзенштейну ничего не оставалось, как полностью и со всей страстью отдаваться своей работе.


Будучи хорошим художником, он остервенело рисовал женские лица, в которых современники угадывали черты лица его жены. Рядом всегда оказывался маскарон с перекошенными страданием чертами. Пик разногласий в семье пришелся на первые годы после рождения Сергея, это конец XIX века. В это время Михаил Эйзенштейн создает самое большое количество своих работ, в том числе два фантастически красивых дома по улице Элизабетес.


Самые поздние его проекты датируются 1911 годом, хотя Эйзенштейн прожил в Риге до Октябрьской революции. Считается, что на спад творчества повлиял развод с женой в 1909-ом — Михаил стал спокойнее и избавился от потребности «выплескивать» на стены домов свои эмоции. После Октябрьской революции Эйзентштейн, отказавшийся принять власть Советов, эмигрировал в Берлин, женился второй раз и прожил там до самой смерти в 1920 году.


Улица Альберта

Улица Альберта носит имя, основавшего Ригу епископа. Улица небольшая, можно сказать, даже маленькая. Однако для любителей югендстиля она как Бермудский треугольник — «засасывает» часа на 3, а то и вообще уже не выберешься.

Эта улица застраивалась достаточно быстро — с 1901 по 1908 годы. Чаще других здесь можно увидеть здания, спроектированные Михаилом Эйзенштейном. Объясняется это легко: несколько земельных участков здесь были выкуплены его другом, заместителем председателя губернского суда Андреем Лебединским.

В непосредственной близости от зданий, обращенных фасадами на улицу Альберта, есть еще несколько домов, которые было бы неправильно обойти своим вниманием. Предлагаем начать именно с них.

Улица Антонияс, дом 8

Здание построено в 1904 году, архитектор К.Пекшенс.

Фасад здания оформлен очень лаконично, но пройти мимо двух дракончиков просто невозможно. Похоже, что когда-то они защищали парадный вход с мечами в лапах, но сейчас они только судорожно сжимают свои кулачки, отчего их вид становится не устрашающим, а комичным.


Улица Альберта, дом 1

Здание построено в 1901 году, архитекторы Г.Шееель и Ф.Шеффель.

Это угловое здание расположено напротив дома с дракончиками. Его изящный орнамент можно долго рассматривать, выискивая символы и знаки в переплетении линии.



Улица Альберта, дом 2а

Этот дом интересен своим верхним «ложным» этажом. Фасад украшают фигуры «оперных див» с факелами (к сожалению, одна барышня уже лишилась факела вместе с частью руки) и маскароны.

Улица Альберта, дом 2

Здание построено в 1906 году, архитектор М.Эйзенштейн.

У этого здания и предыдущего общее почти все: год «рождения», автор, заказчик и последующий домовладелец. Продавали их тоже одновременно и одному человеку. В обоих зданиях есть квартиры, из которых легко можно сделать музей имени бывшего жильца.


Улица Альберта, дом 4

Главные акценты этого здания архитектор расположил по своей излюбленной традиции — крыша и вход. Возможно, во время проектирования этого здания, Михаила Эйзенштейна раздирали внутренние противоречия: присмотритесь, крылатые львы, обращенные лицом друг к другу на нижнем уровне, трансформируются в хвостатых хищников, всячески выражающих свою взаимную неприязнь, на крыше. Между ними с ужасом и напряжением на лицах застыли три Горгоны.


Улица Альберта, дом 6

Здание построено в 1904 году, архитектор М.Эйзенштейн.


Улица Альберта, дом 7

Здание построено в 1908 году, архитектор Г.Гильбиг.

Как видно, тема львов была очень популярна в оформлении домов на улице Альберта. Возможно, оттого, что их заказчиками были сильные мира сего.

Улица Альберта, дом 8

Здание построено в 1903 году, архитектор М.Эйзенштейн.


Улица Альберта, дом 11

Здание построено в 1908 году, архитектор Э.Лаубе.

В этом здании в 20-х годах XX века читал свою поэму «Люблю» Владимир Маяковский.

Столиц сердцебиение дикое

Страстною площадью лёжа.

Враспашку —

Сердце почти что снаружи —

Себя открываю и солнцу и луже.

Входите страстями!

Любовями влазьте!

Отныне я сердцем править не властен.

У прочих знаю сердца дом я.

Оно в груди — любому известно!

С ума сошла анатомия.

Сплошное сердце —

Гудит повсеместно.

Улица Альберта, дом 12

Здание построено в 1903 году, архитекторы К.Пекшенс, Э.Лаубе.


Югендстиль или стиль модерн, или арт-нуво был популярен в Европе во второй половине 19-го - начале 20-го вв. Как архитектурный стиль, Югендстиль достаточно неоднороден - он варьируется от города к городу. Входные павильоны парижского метро, Дом Бальо авторства Гауди в Барселоне, московская гостиница “Метрополь” - все это примеры Югендстиля. Но наибольшей концентрацией архитектуры в этом стиле славится Рига - центральные рижские улицы просто усеяны зданиями с причудливыми растительными декорами, масками женщин и лепниной в виде драконов и прочих мифических существ.

Движение в стиле модерн возникло в 1890-х годах. Основным принципом этого стиля была идея о том, что искусство должно быть частью всего вокруг.


Вдохновленный природой и ее формами революционный художественный стиль начали применять в живописи, скульптуре, иллюстрациях, ювелирных изделиях, дизайне интерьера, и, прежде всего, в архитектуре. Стиль впервые появился в Англии, и вскоре распространился по всей Европе и Соединенных Штатах. Хотя этот стиль называли по разному в различных странах, в основном были приняты названия модерн, ар-нуво или югендстиль.


Здание на улице Альберта, построенное по проекту Михаил Эйзенштейна. Хотя оно очень популярно у туристов, подобная очень богато украшенная разновидность югендстиля не является типичной для Риги. Хороший пример рижской архитектуры в стиле модерн, в котором сочетаются рациональность и декор. Проект этого здания на улице Смилшу разработал Константин Пекшенс.


Популярность модерна начала падать в 1910 году, но примеры этой прекрасной архитектурной формы по-прежнему являются одними из самых популярных среди туристов по всей Европе. Брюссель, Барселона, Париж, Вена... во всех этих городах есть много известных зданий в стиле модерн. Тем не менее, в Европе есть город, в котором можно найти самую большую в мире коллекцию зданий в стиле модерн. Это Рига.


Столица Латвии была основана в 1201 году и является самым большим городом в странах Балтии. В Риге живет около одной трети населения Латвии, а центр этого прекрасного города был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Буквально переполненная модерном и примерами деревянной архитектуры XIX века, Рига привлекает все больше и больше посетителей каждый год, в основном из-за дешевых авиарейсов в Латвию из других европейских городов.


Всего в Риге можно насчитать около 800 зданий в стиле модерн. Столь впечатляющее количество является результатом экономического и демографического бума, который Рига испытала в конце XIX - начале XX века. А именно в это время на пике популярности был стиль модерн.


Расширение Риги привело к сносу старых зданий, которые окружали средневековый центр города, и строительству новых зданий, бульваров и садов. Богатые рижане использовали свои накопления, чтобы построить величественные здания, в то время как местные архитекторы переняли европейский стиль, который был популярен в то время.


В данном случае, это был стиль модерн. Большинство зданий были построены в центральной части города, а также несколько примеров модерна появились в Старом городе Риги. Почти половина зданий в стиле модерн в городе были созданы благодаря архитекторам Михаилу Эйзенштейну и Константину Пекшенсу.

Продолжая путешествие по Европе, мы публикуем .

По материалам thevintagenews.com