Святополк окаянный годы. Святополк Окаянный — братоубийца на престоле. Ранние годы и княжение в Турове

– Владыка, давайте ответим на вопрос, который часто встречается в нашей почте. Смысл его сводится к следующему: «Почему Бог терпит, что люди неправедно разбогатевшие, процветают? Почему Он допускает такую несправедливость?» Мне кажется, что существует какая-то путаница в понятиях о нашей земной справедливости и о справедливости Высшей, Божественной.

– Говорить в нашем обществе о справедливости трудно, потому что у нас о ней достаточно искаженные представления – чаще всего она понимается как некая уравниловка, и с этого-то и начинается неразбериха. Но ведь мир сотворен Богом в определенной иерархии, и эта иерархия везде, куда бы мы ни посмотрели. А уравниловка взята из нашего советского прошлого и не имеет под собой никакой религиозной основы. Она предполагает, что кто-то придет и все решит, кто-то эти равные возможности, пусть и насильственным путем, но даст. И естественно, что люди ищут этого кого-то. Но это же совершенно низменный взгляд не то что на Бога, на человека! Ведь подразумевается, что главное, чтобы все имели гарантированную пайку, и это превращает человека, созданного по образу и подобию Божьему, в социальное животное, лишая его права на индивидуальность, талант и т. д. Никто не может определить, как образ Божий воплощается в человеке, Господь Сам это ведает, и творчество Божье в отношении человека невозможно регулировать и уравнивать. И вообще, когда говорят: «Почему Господь не вмешается в ту или иную ситуацию?» – делают серьезную ошибку, предполагая, что Бог будет администрировать что-то. Бог, однажды дав человеку свободную волю, не может ее отобрать.

– Ну а что же думать, если на глазах у всех злодей, на котором «клейма ставить негде», процветает, а люди порядочные бедствуют, так и хочется спросить: «Как это терпит Бог?»

– А терпит-то как раз общество. Это проблема не Бога, а общества. И если сами люди такого злодея терпят, то в этом обществе он так и будет процветать. Сама позиция перекладывания ответственности ущербна, в ней человеку отводится роль комментатора, не желающего ничего делать для изменения жизни. Да и слово «обидно» из тех категорий, когда отношения с миром строятся на сравнениях: «Этот вон как хорошо живет, а мы плохо». Но дело в том, что о каждом человеке есть Промысел Божий, некая задача, которую этот человек должен осуществить в этом мире. И если человек располагает свою волю к тому, чтобы этот Промысел Божий о себе осуществить, то Господь дает ему благо. Но что это за благо? Есть стандарты общества, определяющие, что хорошо, а что плохо, они не абсолютны, они всегда временные и могут очень резко меняться. Можно привести множество примеров из нашей недавней истории, например то, как резко изменилось в обществе отношение к деньгам или к предпринимательству.

А Бог – Он вне времени, и то благо, которое Он дарует, – это благо абсолютное.

Кстати, вопросы о Божественной справедливости чаще всего возникают в периоды социального хаоса, когда привычные ориентиры и ценности меняются, и люди, привыкшие жить в определенных рамках, начинают метаться. Они понимают, что не находят опоры в новых условиях и начинают привносить свое ви€дение в то, как Божественная справедливость должна действовать. А для того чтобы это понять, надо просто прочитать Евангелие.

– Сегодняшнее расслоение на богатых и бедных рождает много вопросов. К храму идут пешком и подъезжают на джипах. А как же слова Христа: «Раздай все, что имеешь, нищим»?

– Давайте внимательно читать Евангелие. На самом деле там нигде не сказано, что само по себе богатство плохо. Смотрите, к Иисусу подходит богатый юноша, соблюдающий все заповеди, и спрашивает, что ему еще «делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18. 18). «Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18. 22). А юноша, услышав это, опечалился, потому что был очень богат. «Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18. 24–25). Но здесь речь не собственно о богатстве, а о том, что нами владеет. Ведь Христос сказал юноше «раздай все», потому что тот был привязан к богатству, не он, а оно управляло им. На этом эпизоде нельзя строить концепцию социальной справедливости, когда говорят, что христианство – это первый коммунизм, и Евангелие только для бедных.

– Да, в Евангелии упоминаются начальник иудейский Никодим или Иосиф Аримафейский – люди явно небедные, тайные ученики Христа, которым Он не говорит тех слов, которые сказал богатому юноше. По-видимому, дело тут не в самом богатстве .

– Конечно. В окружении Христа были и люди, владевшие имуществом. Что касается Иосифа Аримафейского, то после распятия этот тайный последователь Иисуса пошел к Пилату и выпросил у того Тело Спасителя, чтобы захоронить Его в скале – в том месте, которое он приготовил для себя. А Никодим после смерти Христа принес состав из смирны и алоэ, дабы устроить подобающее погребение.

– И они тем и известны нам, тем и запечатлены в Евангелии, и их деньги послужили Господу.

– Христос говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6. 24). И конечно, если человеком владеет не Бог, а маммона – божок богатства, справиться с этим трудно. В псалме 61-м есть такие слова: «…когда богатство преумножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61. 11).

– Так, с богатством разобрались. Владыка, а можно я попутно попрошу Вас ответить на еще одно обвинение, которое выдвигают в адрес Церкви: «Почему братков отпевают? Как такого человека можно вообще в храм вносить?»

– А почему нет? Ведь человек. Отпевание – это не канонизация, после отпевания никто святым не делается. Если человек крещен, ощущал себя православным, как можно в этом отказать? Мы что, прокуроры, судьи? Совершая отпевание, мы просим, чтобы Господь простил умершему его грехи. «Со Святыми (то есть по молитвам святых) упокой, Христе, души раб твоих, идеже несть болезнь (где нет болезни), ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Священник, читая разрешительную молитву, просит Господа, чтобы Тот простил умершему его грехи вольные или невольные, он примиряет душу умершего с Богом. А там уже Господь будет судить, священник на себя эти функции не берет.

Сказано: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7. 1–3). Вот это понятие меры и есть то Божественное начало, которым измеряется жизнь человеческая.

– Что это значит, поясните, пожалуйста.

– Сказано: «Возлюби ближнего твоего». Как возлюбить? Богом дана мера: «…как самого себя» (Мф. 22. 39). Мы часто судим, а Христос неслучайно говорит: «Не судите, да не судимы будете». Ведь когда человек начинает судить другого, он берет на себя не свойственные ему функции – судить может только Бог как Творец всего, Который и знает все. Или поставленные на это люди, которым общество делегировало права судить, но судить в рамках закона. А все, что происходит помимо этого, относится к греху. И если человек начинает судить всех и вся, если он впадает в осуждение, то это становится его сущностью. И тогда начинает действовать эта мера: ты судишь, и сам будешь осуждаем. Или сказано: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6. 31). Вот данные Богом меры. И это трагично, когда люди в поисках справедливости начинают привносить мерки земные, искаженные. А трагизм тут в том, что изначальная греховность мотивировки уже делает самого такого искателя справедливости орудием зла.

– Владыка, а Бог наказывает?

– Думаю, что этой теме надо посвятить отдельную беседу, и сейчас я только коснусь ее. Само понятие «наказание, кара Божья» скорее метафорическое и поэтическое. Как может Бог наказать человека? Когда человек живет своей волей, то Бог может отнять от него Свой благодатный покров. При этом человек наказывает себя сам. В Евангелии от Иоанна сказано о Христе: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1. 4–5), и дальше о том, что это «был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1. 9). «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него… Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3. 17, 19–21). То есть сам человек – вершитель этого наказания, а Бог не карает, Он оставляет человека, есть такое понятие – богооставленность, когда человек остается один на один с собой. И это-то и есть самое большое наказание.

– А что такое испытание? Часто приходится слышать: «Бог послал им испытание», когда речь идет о болезнях или каких-то неприятностях.

– Нельзя путать такие понятия, как «испытание» и «наказание». Испытания были у Иова, испытания веры были у Авраама, и часто, проходя через горнило испытаний, человек становится чище, лучше. Но во время испытаний Бог не оставляет человека. Помните, что Господь отвечает сатане в начале Книги Иова, когда тот просит у Бога отдать Иова ему? Господь на это отвечает: «Вот он, в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов 2. 6). А вот богооставленность чаще всего приходит тогда, когда человек не задумывается над тем, что с ним будет в дальнейшем, если он живет только в рамках земного происходящего, и только оно диктует ему критерии, где добро, а где зло.

– Владыка, а откуда в человеке зло?

– Наивно считать, что зло имеет только социальные корни. Социальный фон может только усилить что-то, но первопричина зла – тот сатанинский путь, путь против Бога, который, как ни странно, в человеке есть. Уточню: природной поврежденности в человеке нет, есть только склонность ко греху, как следствие грехопадения – именно поэтому мы крестим младенцев. Грех притягателен, грех – это болезнь, но болезнь излечимая.

– Владыка, но ведь зло не абстрактно, носителем и вершителем зла становится человек, а ареной зла – сердце человеческое. Как же все-таки христианин должен относиться к тем, кто это зло творит?

– Апостол Павел говорит, «что наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных» (Еф. 6. 12). То есть нельзя испытывать ненависть к человеку, надо направить все усилия на то, чтобы освободить его от зла.

– То есть «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12. 21). Но как это возможно?

– Одно дело, когда зло очевидно и человек воюет на стороне добра. Другое дело, когда человек сам решает, что есть зло, сам судит и пытается стать вершителем судеб. Ситуаций может быть множество, но главное – чем руководствуется человек, совершая тот или иной поступок. Когда защищает священный дар жизни, останавливая зло – это одно, но когда ситуация не такая явная, для того чтобы самому не попасть в сети зла, надо руководствоваться словами апостола Павла: «Побеждай зло добром». В сущности, бороться со злом можно только одним способом: образно говоря, чтобы стало больше света, чтобы темнота отступила, надо зажечь свечу. А не просто изучать, что это за тьма. У нас есть всегда духовный путь решения проблемы – молитва. Можно бороться со злом, останавливая его внутри себя, не давая себя спровоцировать на ответное зло. А то ведь часто, отвечая, человек творит зло еще большее, считая, что он вправе это делать. Но ведь даже Христос говорил, что Он судит не от Себя: «…суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5. 30).

Выше мы говорили о суде людском и о Суде Высшем, Божественном. Но есть еще один суд, который не надо долго ждать, чтобы понять, так ли мы живем. Это суд нашей совести, а совесть называют еще голосом Ангела Хранителя в нас.

Молитвы в защиту от обидчиков

Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой

«Умягчение Злых Сердец», или «Семистрельная»

Тропарь: Умягчи наши злые сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашей разреши. На Твой Святый образ взирающи, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твои лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердная, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути. Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.

Кондак: Избранней Деве Марии, превысшей всех дщерей земли, Матери Сына Божия, Егоже даде спасению мира, со умилением взываем: воззри на многоскорбное житие наше, воспомяни скорби и болезни, ихже претерпела еси, яко наша земнородная, и сотвори с нами по милосердию Твоему, да зовем Ти:

Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая.

Молитва: О, многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, Приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреидеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва о примирении враждующих

Владыко Человеколюбче, Царю веков и Подателю благих, разрушивший вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабом Твоим, вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди: угаси всяку распрю, отыми вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

А. А. Голенищев-Кутузов

Бывают времена, когда десница Бога,

Как будто отстранясь от мира и людей,

Дает победу злу – и в мраке смутных дней

Царят вражда и ложь, насилье и тревога;

Когда завет веков минувших позабыт,

А смысл грядущаго еще покрыт туманом,

Когда глас истины в безсилии молчит

Пред торжествующим обманом.

В такие дни хвала тому, кто, с высоты

На оргию страстей взирая трезвым оком,

Идет прямым путем в сознанье одиноком

Безумия и зла всей этой суеты;

Кто посреди толпы, не опьяненный битвой,

Ни страхом, ни враждой, ни лестью не объят,

На брань враждующих ответствует молитвой:

«Прости им, Господи, – не знают, что творят!»

» нам необходимо будет обязательно пройти непосредственно связанный с ним квест «Шепчущий холм ». В данном квесте стоит обратить внимание на то, что сделанный нами выбор точно будет иметь весьма значимые последствия. Ситуация осложняется тем, что в данном случае вы заранее даже не представляете, к чему приведет тот или иной выбор. Многие здесь будут задаваться вопросом «Как поступить?» и это обязательно повлияет на завершение квестов «Хозяйки леса» с историей ведьм с Кривоуховых топей и «Дела семейные» с историей Кровавого барона и его жены. Далее будут подробно описаны последствия выбора в Ведьмак 3 при прохождении данного квеста.

В процессе прохождения квеста «Шепчущий холм» в пещере под Шепчущим холмом мы встретим некий заточенный там дух. Он попросит нас освободить его, тогда он обещает спасти живущих на болоте детей от ведьм. Здесь перед нами предстает тот самый сложнейший выбор, от которого в последствии будут зависеть жизни многих людей. Нам предстоит или убить дух, или освободить его. Наш выбор отразится на дальнейшей судьбе следующих персонажей:

  1. Детей из приюта на Кривоуховых топях;
  2. Жителей деревни Штейгеры;
  3. Жены Кровавого барона Анны, которую мы ищем по квесту «Дела семейные»;
  4. Самого Кровавого барона, знакомого нам по уже упомянутому квесту «Дела семейные».

Если решаем убить дух, то получим следующую картину:

  1. Детей постигнет печальная судьба, их съедят ведьмы с Кривоуховых топей;
  2. Многих жителей деревни на болоте повесят охотники за чародеями, наведывавшиеся сюда с дочерью Кровавого барона в поисках жены Кровавого барона Анны;
  3. Ведьмы останутся довольны женой Кровавого барона Анной за то, что откармливала и присматривала за детьми для них, она останется жива, но сойдет с ума;
  4. Кровавый барон отправится со своей женой к знахарю, а в его отсутствии простые крестьяне в округе замка барона будут подвергнуты грабежу и насилию со стороны почувствовавших вольность людей барона.

Если решаем помочь духу и освободить его, то последствия выбора будут следующие:

  1. Дети, которые живут с бабушкой в приюте на болотах, будут спасены, в подтверждение этого их в последствии можно будет обнаружить в Новиграде в приюте Марабеллы (наведаемся в данное заведение в рамках квеста «Список блудниц»);
  2. Дух все же убьет сельчан из деревни Штейгеры и в деревни поселятся призраки;
  3. Ведьмы разозлятся на Жену Кровавого барона Анну за то, что не усмотрела за детьми и дала духу их забрать и освободить от ведьм, и наложат на нее заклятие. Ее можно будет расколдовать, но она все равно умрет, успев напоследок увидеться с Кровавым бароном и своей дочерью;
  4. Кровавый барон повесится, не перенеся случившегося горя.

Для полного разъяснения стоит отметить, что спасти одновременно и детишек из приюта, и многострадального Кровавого барона с его женой не получится. Можно попробовать пройти сначала квест «Шепчущий холм» с вариантом освобождения духа до посещения приюта с детишками в рамках квеста «Хозяйки леса», но и в этом случае все спасены не будут. Тогда освобожденный дух не будет обещать спасти детей, так как в приют на болоте мы еще не наведывались и о положении детей не в курсе. При данном стечении обстоятельств барон и его жена останутся живы, так как дети достанутся ведьмам, и эти самые ведьмы не будут держать зла на Анну. Также при этом дух убьет всех жителей деревни Штейгеры из-за того, что они пытались от него избавиться.

    Поймите, c каким врагом вы имеете дело. Не все враги равны. В зависимости от того, кто ваш враг и какова природа ваших отношений, вы должны узнать больше о том, как он действует, прежде чем вы научитесь побеждать его.

    • Заклятые враги - это словно противоположные версии вас. Вы найдете их на работе, в школе и в других ситуациях, когда вы сталкиваетесь с подобными себе единомышленниками. Все говорит о том, что вы должны быть друзьями с вашим заклятым врагом - у вас есть общие интересы, цели и увлечения, но вы просто не ладите. Ваш враг словно ложка дегтя в вашем меде.
    • Заклятые друзья - это друзья, которые вам не нравятся. Никогда не дружите с вашим врагом, даже наполовину друзьями, наполовину врагами. Когда вы гуляете, он никогда не перестанут хвастать. Враги раздражают, отравляют и они настоящие зануды.
    • Враги грубы. Как за школьной партой, так и на рабочем месте, враги представляют серьезную угрозу вашему настроению в течение дня. Враг - это тот, кто думает, что вы крадете их популярность, поэтому они ненавидят вас и всегда побеждают во всем.
  1. Держите врагов близко. Старая пословица верна: если вы держите друзей близко, держите врага еще ближе. Если вы хотите победить своего врага, узнайте, как они побеждают. Это означает разговаривать с вашим врагом, наблюдая за ним, и узнавать как можно больше о том, как он думает.

    • Множество хулиганов, заклятых друзей, а также других врагов действуют исходя из ревности. Часто враги выбирают моменты, которые беспокоят их в своей собственной жизни. Если кто-то критикует вас с одной стороны, это может быть потому, что ваш противник беспокоится о том же в отношении себя или они просто хотят быть злыми и смутить вас.
    • Враги также ненавидят людей, которых они рассматривают как угрозу. На рабочем месте или в соперничающих школах - всегда, когда задействована конкуренция - враги будут стремиться не позволить вам победить. Это означает, что вы находитесь в плохом положении.
  2. Наблюдайте своего врага. Анализ способов, с помощью которых ваш враг противодействует вам, поможет вам спланировать способ ответного удара. С кем общается ваш враг? Каковы его интересы? Чего хочет ваш враг? Узнайте, что движет вашим врагом и с чем ваш враг борется с на личном уровне. Какова семейная жизнь вашего врага? Откуда происходит ваш враг? Проведите небольшое исследование и ответите на эти вопросы.

    Найдите слабость противника. Каждый враг имеет слабость, независимо от того, насколько он кажется сильным, когда кладет вас на лопатки. Обнаружение этой слабости будет иметь важное значение для планирования вашей мести и уничтожения вашего врага. Некоторые общие вражеские слабости:

    • Гордость. Так же, как в древнегреческой истории, чрезмерная гордость может привести к падению многих врагов. Если у вас есть хвастливый заносчивый враг, поставить его в столь же смутительное положение будет иметь разрушительные последствия для него. Хорошая месть может означать поставить своего врага в условия общественного осуждения или неудачи.
    • Уверенность. Многие хулиганы в действительности только большие дети, которые неуверены в себе или не верят в собственные силы. Много хулиганов в сущности просто ищет общения и друзей, потому что они чувствуют себя неоцененными и нелюбимыми. Эти типы хулиганов может ответить лучше детской тактике.
    • Конкурентоспособность. Многие враги - гиперконкурентоспособные придурки, которые позволили своей любви к победе преодолеть другие стороны вроде человеческой порядочности и доброты. Умение выйти из оцепенения и заморозить этих врагов - это лучший способ справиться с ними и обезоружить их способность мучить вас. Если вы не играете, они не могут выиграть.

    Возмездие врагам

    1. Скажите врагу перестать противодействовать вам. Если кто-то вас беспокоит, и вы хотите его остановить, есть очень простой способ: скажите ему, что вы хотите этого. Если кто-то беспокоит вас отталкивающим или издевательским поведением, поставьте руку словно охранник, пресекающий движение жестом "Стоп", и сделайте глубокий вдох. Спокойным ровным голосом вы можете сказать что-то вроде: "Стоп! Мне нужно, чтобы ты остановился прямо сейчас."

      Избегайте врага как можно больше. Лучший способ победить любого врага - полностью исключить его из своей жизни. Избегайте врагов как можно больше, чтобы разоружить их и украсть их способность обижать, мучить и раздражать вас. Если вы боретесь с хулиганом, используйте свои наблюдательные навыки, чтобы избежать их преследования и провести время в других местах. Не дайте им возможности вызывать у вас вражду.

      • Если вы регулярно видитесь со своим врагом, например, на работе или в школе, и вы вынуждены взаимодействовать с ним, ваша работа будет сложнее, но не невозможна. Лучший способ избежать таких врагов - стараться не слушать их. Оденьте наушники, когда ваши враги разглагольствуют в школе, так что вам не придется слушать его, или покажитесь в классе за минуту до звонка и сядьте на противоположной стороне класса. Это будет так, словно его даже не существует.
    2. Будьте хладнокровны. Когда ваш враг стоит перед вами, лучшая тактика - превратиться в ледяного человека. Будьте хладнокровны. Действительно хладнокровны. Не расстраивайтесь и не пытайтесь доказывать в ответ, когда ваш враг начинает подражающие оскорбительные действия. Только посмотрите на него, и подумайте, как выглядели бы вы - словно раздражающий рой муравьев или кошачья тошнота. Незначительное неудобство. Эмоциональные реакции - как вода для растений врагов. Не давайте им этого - и они умрут. Даже если отреагируете, сделайте ответ прохладным и спокойным. Никогда не сердитесь.

      • Потренируйтесь представлять своего врага за таким смешным делом, как пение оперы или борьба с осьминогом, когда он наступает на вас. Например, поступите таким образом, если он говорит, что вы тряпка для всех популярных девушек.
      • Не слушайте отравляющий поток, изрыгаемый из уст вашего врага. Потренируйтесь читать мантры в то время, как он говорит, глубоко фокусируясь на замене слов, которые вы слышите, чем-то положительным. Слова вашей любимой песни, стихотворение или молитва может быть подходящим для этих случаев.
    3. Избавьтесь от своего врага. Равнодушие может стать мощным и эффективным инструментом в борьбе с врагами. Хулиганы, полудрузья - полувраги и заклятые враги - все хотят внимания. Они хотят публику и будут дразнить людей, чтобы возвысить себя и выделиться из толпы. Лучший способ разоружить его? Абсолютно не обращать на них внимания.

      • Когда ваш враг находится рядом, буквально действуйте так, как будто ничего не происходило. Никаких звуков, никаких других людей. Не давайте им абсолютно никакой реакции. Даже если ваш враг стоит в двух шагах от вас и кричать ваше имя, просто игнорируйте его и поговорите с другом, как будто ничего не происходит.
    4. Найдите безопасность в группе. Есть старая правдивая поговорка о врагах: враг твоего врага - твой друг. Вполне вероятно, что ваш враг отталкивает не только вас, а намного больше людей. Найдите других людей, с которыми вас связывает взаимное недоверие к общему врагу. Затем обдумайте способ мести!

      • Хулиганы чаще выбирают лиц, которые по их мнению являются угрозой в избиении своего врага. Хотя если у вас есть несколько хороших приятелей, с которыми вы гуляете, вы можете легко отвлечь одного хулигана, повернув стрелки обратно на них.
    5. Продвигайтесь дальше. Лучшая месть? Жить хорошо. Лучший способ выгнать хулигана из вашей жизни - пройти мимо него и отправить его в закрома. Или отметьте, как глуп ваш враг. Игнорируйте своего врага, избавьтесь от него и наладьте свою жизнь. Если ваш враг видит, что он не в состоянии оказать существенное влияние на вашу жизнь, он потратит все силы на безуспешные попытки вывести вас из себя.

      Пустите врагу пыль в глаза. При определенных обстоятельствах настоящая шалость может быть лучшим способом поставить своего врага на место. Это особенно верно с гордым или эгоистичным врагом, с которых стоит сбить спесь. Общие способы мести в виде шалостей могут включать:

      • Взлом электронной почты вашего врага, чтобы отправить компрометирующие сообщения автоматической программой, которые собьют его с толку.
      • Закажите что-то неловкое с доставкой в офис врага. Большая коробка, полная старых журналов о профессиональном реслинге, каталогов взрослых подгузников или странной и экзотической порнографии на рабочем месте. Убедитесь, что их доставят в здание, не в ваш номер офиса, чтобы курьеру не пришлось блуждать по всем офисам и в итоге найти мучителя лично.
      • Будьте грубы. Лопнули бумажный пакет на пороге вашего врага? Устроили “веселого ковбоя” в душевой? Испражнились в сливной бачок унитаза? Вы сами определяете, как далеко зайти.

    Самозащиты

    1. Не ищите боя, но научитесь защищать себя, если это необходимо. Вы никогда не должны позволять вашим врагам провоцировать вас на ссору, но некоторые враги настроены заставить вас открыть свои карты. Вы будете гораздо более уверены в своем повседневном настроении в будущем, если вы знаете, что сможете справиться с любой возникшей ситуацией. Не живите в страхе. Будьте готовы.

      Научитесь наносить удар. Схватки выглядят не как в кино, где оба человека наносят миллион ударов прямо в лицо, пока кто-то не попадает в нокаут. Большинство схваток заканчиваются очень быстро. Научитесь правильно формулировать и наносить удар - это гарантирует, что вы не сделаете ошибку как в кино, если того требует ситуация, а сможете с высокой вероятностью нанести удар точно и закончить бой раньше.

      • Сделайте кулак, твердо сжав пальцы, но не так сильно, чтобы препятствовать кровообращению. Оберните большой палец вокруг костяшек пальцев, а не вокруг указательного пальца или с внутренней стороны пальцев.
      • Слегка разогните средний сустав среднего пальца. Здесь ваш кулак должен смыкаться, а не большие костяшки, где ваши пальцы соединяются с ладонью.
      • Ударьте по прямой, поддерживая локти и делая линейные удары, небольшие округлые удары. прямой удар имеет больше мощности, чем большие махи.
      • Цельтесь в нос, шею или живот. Удары в челюсть, щеки, или лоб в конечном итоге повредят вам больше. Стремитесь к мягким точкам и тяжело размахивайте.
    2. Научитесь играть в обороне. Хорошая оборонительная позиция так же важна, как крепкий удар, если не более важна. Помните, что это не фильм о Рокки: пара твердых ударов в вашу челюсть - и вы будете на земле, где вы точно не хотите оказаться.

      • Держите кулаки свободно возле лица и перенесите вес так, чтобы ваше плечо и бедро на доминирующей стороне указывали на противника. Не становитесь лицом к оппоненту, а повернитесь боком, чтобы сделать цель меньше.
      • Держите руки возле подбородка и сбоку от головы все время, пока не замахиваетесь.
    3. Двигайтесь вперед, а не назад. Во время удара идите прямо в сторону вашего оппонента, держа свою оборонительную позицию, и сделать его своей целью,сбить его. Лучший способ сделать это - посмотреть как можно больше - и заранее, заранее, заранее. Не позволяйте себе быть откинутым назад.

      • Хотя это может показаться невероятным и будет идти против ваших природных инстинктов, намного безопаснее и менее болезненно перейти к ударам, чем отступать от них. Продолжайте двигаться вперед и откидывать врага назад, а не отступать самому. Если вам нужно принять удар, пресечь его на полпути, прежде чем он достигнет полной мощности, будет менее больно, чем на пике замаха, где вас, скорее всего, собьют. Переместитесь вперед и заставьте врага пятиться.
    4. Продолжайте двигаться. Пронзайте и двигайтесь, как говорят боксеры. Если вы оказались в бою, не просто стойте камнем, если вы не хотите, чтобы ваш блок был сбит. Встаньте на носках, немного подпрыгивая и двигая головой вперед и назад, как если бы вы уклонялись от надоедливых пчел. Сделайте свою голову движущейся целью - и вас будет тяжелее ударить.

    5. Опять же, бои должны всегда быть последним средством для борьбы с врагом, и его следует избегать любой ценой.

Предупреждения

  • Не позволяйте событиям приводить к вашему ослаблению. Избегайте подобных столкновений в максимально возможной степени.

Святополк Окаянный - жестокий персонаж русской истории. Его прозвище говорит само за себя.

В истории России много жестоких личностей, но деяния Святополка стоят особняком.

Биография Святополка вызывает множество вопросов. Дело, в том, что истерический источник в древней Руси - .

Самая известная летопись - повесть Временных лет. В источниках есть не стыковки, путаницы в датах. Самая большая загадка Святополка, чей же он сын?


Годы жизни

Святополк родился в 979 году, умер в 1019.


Святополк Окаянный годы правления

1018 - 1019


Чей сын Святополк Окаянный?

Святополк Окаянный сын , крестителя Руси. Но вот вопрос, родной он сын князю или приемный? У каждой версии есть аргументы как за так и против.

«Повесть временных лет», по этому поводу рассказывает следующее. Князь Владимир вел жестокую борьбу за Киевский престол. На Руси шла первая усобица. Владимир, победил брата Ярополка Святославича, а его жену, гречанку по происхождению взял в наложницы. В летописи, сказано, что жена Ярополка была беременна, к моменту когда стала наложницей.

Выходит Святополк был сыном Ярополка? Есть еще одна версия происхождения Окаянного князя. Владимир до принятия православия был охоч до женщин. И, сын Святополк, рожден от одной из его фавориток.

Некоторые исторические источники говорят, что сам Святополк считал своим родителем Ярополка. Исходя из этого, становится понятна логика его поведения и поступков. В 1018 году, придя в власти, Окаянный князь взял в наложницы мачеху и сестер Ярослава Мудрого. А ведь это родственники! Вряд ли бы признавая свое родство с Ярославом, князь решился бы на такой омерзительный поступок.


Святополк Окаянный биография

Князь Владимир разделил русское государство между своими детьми. Святополку он доверил править в туровских землях. Правление свое он начал в 990 году.

Князь имел дипломатические связи с поляками. Был женат на дочери Болеслава Храброго. Имя жены летопись не сохранила. История брака окутана тайнами и не стыковками. Опять же разнятся даты. Одни историки говорят, что союз был заключен в период 1013—1014 годов. Другие считаю, что в 1008 году.


За что Святополк получил прозвище Окаянный?

Незадолго до смерти князя, борьба вокруг киевского престола значительно накалилась. Святополк, вместе с женой и ее католическим духовником были заточены в темницу.

Причина - заговор, которые готовили молодые люди. Святополк хотел отвернуть Русь от православия. Но Анастас Корсунский заговор раскрыл, и изложив свои доказательства, Владимир принял его сторону.

После кончины князя Владимира в 1015 году, в Киевской Руси началась борьба за власть. Святополк беспрепятственно вышел из темницы, и будучи ближе из всех братьев к Киеву - занял престол.

В этот момент из похода возвращался князь Борис с дружиной. Гонцы доложили весть, о смерти отца и, о том, что престол киевский занял Святополк. Борис не хотел кровопролития и усобиц. Он отказался от идеи силой выдавить брата из Киева. Часть дружина воспринимала поступок Бориса за слабость, покинула его и отправилась в Киев. Но не для того, что выкинуть от туда Святополка, наоборот, служить ему.

Киевский князь не сидел, сложа руки. Он понимал, что пока живы братья, за свою судьбу и судьбу престола стоит опасаться. Князь отправляется в Ижгород. Здесь он добивался полной лояльности от местных бояр. Речи бояр князя не впечатлили. Он подумал, и заявил, что клятвой верности будет голова Бориса.
Ушлые бояре согласились на убийство. Бояре разыскали стан Бориса, увидили что он молится в шатре. Когда молитва окончилась, и Борис отправился спать, заговорщики ворвались в шатер и вероломно убили князя. Тело Бориса завернули в простыню и отправили Святополку.

Убийство одного брата киевскому правителю было мало. Он отправляет гонцов к князю Глебу в город Муром. Гонцы, сказали, что они от отца, от князя Владимира. Поведали, что Владимир слаб, и хочет увидеть сына.

Глеб собрал малую дружину и отправился в столицу. По пути Святополк устроил Глебу засаду. Около Смоленска, на малую дружину напали люди Святополка. Глеба убил его повар.

За убийство двух братьев, Святополк получил в народе прозвище «Окаянный». А братья Борис и Глеб были причислены к лику святых. Они стали первыми русскими святыми.

Борис и Глеб были не последними жертвами Окаянного князя. Владислав, еще один сын князя Владимира правил в землях Древлян. Узнав о подлом убийстве Бориса и Глеба. Он понял, что ему угрожает опасность. Владислав стал собираться бежать в Венгрию. Но не успел, войско Святополка настигло Владислава, в ходе битвы сын Владимира был убит.

Святополк Окаянный документальный фильм (видео)



Ярослав Мудрый и Святополк Окаянный

Не признавал права Святополка на престол. Столкновение двух братьев было неизбежно. Долгая подготовка, сбор войска. В 1016 году состоялось крупное сражение новгородского войска Ярослава с войском Святополка. Бой состоялся на реке Днепр. Долго, два войска стали друг на против друга, не решаясь начать бой. Ярослав оказался смелее и напористей. Его войско разгромила противника. Киев пал.

Святополк бежал в Польшу. Здесь под началом князя Болеслава собралось огромное союзное войско, из поляков, русских, печенегов. Обладая огромной силой, Окаянный князь без проблем вернул русскую столицу себе.

Решив, что дело сделано войско было распущенно. Осталась лишь дружина Болеслава. Святополк видел в нем конкурента за престол. Однажды ночью, верные Окаянному князю люди, вырезали большую часть польского войска. Сам Болеслав уцелел, спасаясь бегством.
Ярослав же не терял время, собрал в Новгородских землях новое войско, призвал на помощь варягов. В 1019 году состоялось крупное сражение на реке Альт. Ярослав одержал победу.

Что стало со Святополком после боя не совсем ясно. В одних источниках говорят, что он подался к печенегам, другие сообщают, что Окаянный князь был убит.


Интересные факты

  • Есть ряд историков, которые считают, что Святополк не причастен к смерти Бориса и Глеба. Ведь первый, вроде как проявил смирение, и готовность служить. Тогда зачем же ему было убивать брата? На этот вопрос отвечает версия, согласно которой руку к убийству Бориса и Глеба приложил Ярослав или Мстислав. Версия рождается из скандинавских источников.


Итоги

Святополк Окаянный один из самых жестоких, неприятных правителей древней Руси. Биография Святополка - ужас, горечь и боль, которую он принес русской земле. Если допустить, что он все же был приемным сыном Владимира, то его поведение становится понятно. Он хотел отомстить всем и вся. Он не отождествлял себя с братьями и князем Владимиром. Был отдельно, сам по себе, а чувство мести, породили коварный план по захвату власти.

6 августа День памяти первых российских святых великомучеников князей Бориса и Глеба, убитых своим старшим братом Святополком, прозванным позднее Окаянным. Действительно ли Святополк убил своих братьев, либо он лишь жертва в кровавом плане Ярослава Мудрого? На эти и многие другие вопросы ответит эксперт по истории Русской Православной Церкви Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ. Мероприятие проводится в рамках проекта “Осторожно, история!”, организованного агентством “РИА Новости”, радиостанцией “Эхо Москвы” и газетой “Известия”.

Вступительное слово: Здравствуйте, мои уважаемые респонденты. Спасибо вам за ваши вопросы. Я очень рад, что эти исторические события, связанные с именами святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба вызвали столь живой интерес. Дело в том, что Борис и Глеб это не только первые русские святые, об этом мы еще поговорим, но и подвигоположники, явившие такой уникальный образ святости как страстотерпчество, характерные для традиции русского благочестия. А сейчас давайте приступим к вопросам.

Андрей, Москва : Почему Святополк бежал в Польшу? Почему польский король поддержал его и помог изгнаннику вернуть киевский престол?

Алексей Светозарский: Дело в том, что Святополк вынужден был бежать в Польшу, поскольку столкнулся с весьма активными действиями Ярослава, который как знамя поднял имена убитых Святополком братьев и начал борьбу за киевский престол под лозунгом священной мести. Именно поэтому Святополк, потерпев поражение в битве под Любичем, должен был бежать в Польшу, где получил поддержку Болеслава Храброго, польского короля, который был его тестем. Болеслав чрезвычайно активный политик, боровшийся за Чехию с германским императором, воевавший в свое время с князем Владимиром, не преминул воспользоваться ситуацией, тем более что для этого у него были все основания (помощь близкому родственнику). Болеслав насылал печенегов на Киев, и от этого набега Ярослав еле отбился. Затем Ярослав в союзе с императором Генрихом Вторым выступил к польской границе, но потерпел неудачу.

В 1017 году Болеслав захватил Киев, а Ярослав должен был с поспешностью отступить. Поляки, немцы, венгры и печенеги, оказавшись в Киеве, вызвали недовольство киевлян своим поведением, в городе началось восстание и Болеслав ушел. Возможно, восстание спровоцировал Святополк, тяготившейся затянувшимся пребыванием тестя в Киеве. После этого удача от Святополка отвернулась, он был разбит на реке Альте в 1019 году. И затем бежал. По разным источникам он либо умер от ран в Бресте, либо был убит варягом Эймундом из дружины Ярослава, либо, как считает наша древняя летопись (“Повесть временных лет”), погиб злой смертью где-то между Польшей и Богемией.

Владимир, Москва: В школе каждый для себя извлекает уроки из истории. Какой урок мы можем извлечь из истории со Святополком Окаянным?

Алексей Светозарский: Урок из истории со Святополком Окаянным извлекли уже наши предки. Образы убитых им князей, покровителей княжеского рода, святых сродников в течение многих лет служил светлым идеалом евангельского отношения к политике. Но не только. Русские князья воспринимали их как своих особых молитвенников. Достаточно вспомнить явление Бориса и Глеба Пелгусию накануне битвы со шведами. Подвиг осветил существовавший порядок государственного устройства, основанный на родовых началах. А пример Святополка Окаянного (подобного библейскому братоубийце Каину) стал предостережением для других князей. Почитание Бориса и Глеба стало объединяющим началом для наших предков, переживавших период феодальной раздробленности, их мощи являлись общерусской святыней, в то время как большинство подвижников того времени почиталось лишь местно, в отдельных областях и княжествах.

Светлана, Москва: Откуда появилась уверенность что Бориса и Глеба убил Святополк, очень многие историки приходят ко мнению, что это сделал Ярослав Мудрый.

Алексей Светозарский: Исходя из исторических источников, не могу согласиться с предположением о том, что Бориса и Глеба убили по инициативе Ярослава Мудрого. Для этого нет решительно никаких оснований. Более того, Сергей Михайлович Соловьев не без оснований утверждает, что на тот момент Ярослав был крайне заинтересован в том, чтобы Борис остался в живых и активно действовал против Святополка.

Напомню, что перед смертью Владимира Ярослав находился с ним в затяжном конфликте. А после смерти отца столкнулся с очень сильным соперником в лице Святополка. Поэтому, естественно, что он надеялся на длительную борьбу Бориса со Святополком.

Марина, Москва: К сожалению, я впервые услышала это имя – Святополк. Скажите, почему так мало внимания учителя уделяют истории древней Руси, и чем бы это изучение пошло нам на пользу?

Алексей Светозарский: На мой взгляд, действительно в школьном курсе русской истории изучению Древней Руси уделяется не так много внимания и времени. Но, полагаю, что здесь многое зависит от личности учителя, не случайно многие из нас, проходившие историю в средней школе еще в советские времена, когда изучению русской истории, и в том числе истории Древней Руси, до монгольского периода, уделялось совсем немного места, тем не менее знают эту поучительную историю о первых русских святых и о их коварном убийце.

Несомненно, согласен с Вами, что более подробное изучение истории домонгольского периода пошло нам на пользу, поскольку цивилизация Киевской Руси явилась основой цивилизации трех братских православных восточно-славянских народов – русского, украинского и белорусского, и тех народов, которые связали с ними свою историческую судьбу. Именно в этот период сформировались основы нашего менталитета и многие архетипы национального сознания.

Владислав, Москва: Святополку и Ярославу была выгодна их братьев Бориса и Глеба? Почему тогда большую вину взваливают на Святополка?

Алексей Светозарский: Дело в том, что согласно историческим источникам, именно Святополк осуществил братоубийственный замысел. Несомненно, святой Борис был очень сильным конкурентом для Ярослава. Но обстоятельства сложились так, что Ярослав выступил мстителем за братьев в соответствии с понятиями о родовой мести, характерными для того времени.

Юрий, Москва: Братоубийственные распри были характерны для Руси? Прослеживается ли здесь некая тенденция?

Алексей Светозарский: Братоубийственные распри были характерны, конечно, не только для Древней Руси. Можно предположить, что Святополк вполне мог руководствоваться примером соседей – своего тестя Борислава Храброго, который изгнал из Польши своих младших братьев, а одного родича даже ослепил, и Борислава Рыжего, в Богемии оскопившего своего брата и пытавшегося убить другого брата. Борьба за власть между князьями-братьями или близкими родственниками (дядя-племянник, отец-сын) была характерной для периода феодальной раздробленности.

Но важно отметить другое. На Руси грех небратолюбия всегда осуждался церковью и народным сознанием. Эта мысль особенно подчеркивается в таком замечательном произведении древнерусской литературы как “Чтение о Борисе и Глебе”, автором которого является Нестор летописец. Эта мысль постоянно присутствует в общественном сознании, и пример Бориса и Глеба, отказавшихся от междуусобной борьбы ради своих христианских убеждений, играет здесь не последнюю роль. Более того, наши предки из числа людей книжных воспринимали Батыево нашествие как наказание, посланное свыше именно за княжеские усобицы.

Важно отметить еще один момент – в те времена государственное единство только складывалось, поэтому жители других областей, представляющие собой противоборствующую сторону, воспринимались почти как иностранцы. Таковыми в глазах южан были новгородцы, а в глазах новгородцев – киевляне. В этом, несомненно, ощущалось влияние родового строя.

Олег, Москва: Почему в одних источниках Святополка называют сыном Ярополка, в других – сыном Владимира?

Алексей Светозарский: Вопрос отцовства Святополка затрагивается лишь в одном летописном фрагменте, где проклятый братоубийца для усугубления негативной характеристики именуется сыном двух отцов. Но это скорее риторический прием. Дело в том, что мать Святополка, гречанка по происхождению, была вдовой Ярополка, неудачливого соперника Владимира, и последним была взята в жены, после того как брат-соперник, то есть Ярополк, проиграл. От этого брака Владимира с вдовой Ярополка и родился Святополк.

Михаил: Какова роль Святополка в истории? Как вы считаете, является ли он характерным властителем периода феодальной раздробленности?

Алексей Светозарский: Полагаю, что Святополк представил собой негативный пример правителя, переступающего через нравственные заповеди на пути к престолу. К сожалению, подобные явления были не редки. Но по контрасту с действительно светлыми образами Бориса и Глеба Святополк выглядит особенно негативно. Свою роль сыграло и то, что трагические события развернулись в особый период нашей истории – на заре начала христианства среди первого, второго поколения русских христиан, осмыслявших события современности через призму нового евангельского учения.

Несомненно, в данной системе координат Святополк и должен был получить самую негативную оценку, о чем ясно свидетельствует его прозвище – Окаянный, подобный Каину. Конечно, в какой-то мере его действия характерны, также как и действия многих других властителей периода феодальной раздробленности. Но в борьбе за престол он идет дальше многих, предполагая уничтожить всех потенциальных соперников. Напомним, что Святополк явился виновником гибели еще одного брата – Святослава, бежавшего из своего удела и погибшего где-то в районе Карпат.

Александр, Москва: Как Вы относитесь к версии, согласно которой в смерти Бориса на самом деле виноват не Святополк Окаянный, а Ярослав Мудрый, позже замаскировавший своё участие в убийстве? Смерть братьев была ему даже более выгодна, чем Святополку. И еще одно. Профессор Санкт-Петербургского университета Осип Сенковский, переведя на русский язык “Сагу об Эймунде” (“Эймундова прядь”), обнаружил там, что варяг Эймунд (который и убил Бориса по русской версии) вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается, как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом (Борисом), причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Одни исследователи предполагают под именем “Бурислейфа” Бориса, другие - польского короля Болеслава, которого сага путает с его союзником Святополком).

Алексей Светозарский: Я бы не стал доверять такому жанру, как сага. Все-таки это произведение особого рода, тем более что и сам автор вопроса отмечает здесь очевидные противоречия. В качестве аналога приведу в пример изложение истории крещения князя Владимира в другой византийской саге – Саге об Олафе, которая существенно отличается от вариантов, приведенных в русских и зарубежных источниках (западноевропейских, византийских и арабских). И еще одна аналогия. Обращение к устному народному творчеству в плане изучения русской истории привело бы к тому, что мы с вами изучали бы историю князя Владимира и его эпохи, например, по русскому богатырскому эпосу, который содержит немало забавных анахронизмов, не замечаемых народным сознанием, но очевидных для историка. Например, князь Владимир сражается с татаро-монголами и так далее.

Светлана, Москва: Когда и, главное, почему Борис и Глеб стали первыми русскими святыми и небесными помощниками русских князей? В чем проявилась их святость? Ведь они погибли не защищая христианство и убиты были христианами, а не язычниками. К этому времени уже было достаточно русских князей погибших в битвах с “погаными”, а их почему то не “произвели” в святые.

Алексей Светозарский: Борис и Глеб не мученики, пострадавшие за Христа, хотя их таковыми именовали. Но страстотерпцы, поставившие следование заповедям Евангелия выше всех земных интересов, в том числе и политических. Это высочайший идеал, его носителей всегда бывает немного. Это очень чутко почувствовали наши предки, которые вскоре после страдальческой кончины братьев стали почитать их как святых, что привело к достаточно скорой канонизации (или в 20-е годы 11 века, или в 1072 году).

Еще один важный момент – критерием канонизации явился не только их самоотверженный поступок, но и многочисленные чудеса, совершившиеся у их святых мощей и зафиксированные современниками. В те времена именно наличие чудес являлось основным критерием для прославления в лике святых. По причине отсутствия чудес очень долго не канонизировали князя Владимира, княгиню Ольгу, святого Исайю Ростовского и некоторых других подвижников, отличавшихся праведной жизнью и имевших несомненные заслуги перед церковью и христианским народом.

Из примеров страстотерпцев можно привести уникальный случай со святым Михаилом Черниговским, осознанно отказавшемся выполнять ритуальные действия в ставке Батыя. Таких людей было немного, большинство русских князей принимало (вынуждено было принимать) основанный на языческих суевериях этикет в ставке монгольских ханов. Но, тем не менее, каждый из них понимал, что в идеале по-настоящему поступил лишь Михаил.

Из истории княжеской святости известны также случаи жертвенного служения (именно жертвенность, а не факт гибели на поле брани или в ставке врага считался критерием святости), таких князей как Михаил Тверской, Георгий Владимирский, Василько Ростовский и другие. Но это уже другая эпоха, хотя, несомненно, память о Борисе и Глебе сыграла в этом определенную роль.

Завершающее слово: Выражаю благодарность всем своим заочным собеседникам, благодаря которым я вновь обратился к этой давней и поучительной истории, произошедшей на заре нашей национальной истории и в начале истории нашей святости. Спасибо.