Волга репин. Описание картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге. Канин во главе бурлацкой артели

Со своим товарищем по учебе К. Савицким отправился на этюды на Усть-Ижору. Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку. "О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. - У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у другого локти повылезли, некоторые без шапок; а рубахи-то, рубахи. Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ".

На нем изображено 11 человек, физически вытаскивающих баржу на берегах Волги, они находятся в точке развала от истощения, под давлением тяжелой, жаркой погоды. Работа - это осуждение прибыли от бесчеловечного труда, хотя они представлены как стоические и принимающие, люди побеждены; только один выделяется: в центре и ряда и холста, ярко окрашенный молодой человек борется с его кожей, связывает и берет героическую позу.

Репин задумал картину во время своих путешествий по России в качестве молодого человека и изобразил действительных персонажей, с которыми он столкнулся, и получил международную похвалу за реалистичное изображение трудностей трудящихся и начал свою карьеру.

Эта сцена так поразила И. Репина, что с того момента художник надолго увлекся темой "Бурлаков". То он набрасывал эскиз, где на берег поднимается вереница одних только бурлаков, то писал эскиз (до нас не дошедший, но виденный художником Ф. Васильевым), в котором целиком предстает виденная им картина.

Казалось бы, в теме, избранной И. Репиным случайно, не может быть ничего поэтического. Некоторые друзья художника утверждали, что бурлаки, впряженные в лямку, могут вызвать у зрителя только жалость и сочувствие, не более... Но художник сумел выразить в своей картине захватывающие зрителя глубокие чувства и мысли.

Репин был принят в Императорскую Академию Искусств в Санкт-Петербурге. Баржа-тягачи вдохновлены сценами, свидетелями которых являются Ирпин при отдыхе на Волге. Он провел ряд подготовительных исследований, в основном в масле, оставаясь в Ширяевском Бураке, недалеко от Ставрополя, в эскизах - пейзажи, виды на Волгу и баржи.

Композиция и художественная ценность

Персонажи основаны на реальных людях, которые Репин узнал во время подготовки к работе, ему было трудно найти предметов, которые могли бы позаботиться о нем, даже за определенную плату, из-за фольклорной уверенности в том, что душа субъекта оставит его после его изображение было помещено на бумаге. Сюжеты включают бывшего солдата, бывшего священника и художника, хотя он изображал одиннадцать мужчин, женщины также выполняли эту работу, и, как правило, было много людей в банде на выносе баржи, Репин выбрал эти фигуры как представитель широкого круга рабочих классов российского общества.

Чтобы картина была правдивой, в 1870 году И.Е. Репин поехал на Волгу, где мог ближе наблюдать жизнь народа, познакомиться с его трудом и бытом, увидеть красоту того русского характера, который потом и получил свое выражение в картине. Он хотел не просто посмотреть на бурлаков и порисовать их, но и пожить среди них, поближе узнать.

Некоторые из них когда-то занимали относительно высокие социальные позиции, встревожил молодого художника, который изначально планировал произвести гораздо более поверхностную работу, контрастирующую с обильными дневными тупиками с заботливыми бурлаками. Репин обнаружил особое сочувствие с Каниным, испорченным священником, который изображен как ведущий перевозчик и смотрит в сторону зрителя, писал художник.

Канин с тряпкой на голове, голова в патчах, сделанная им самим, а затем измученная, тем не менее казалась достойным человеком; он был похож на святого. На Волжской волноводной вышке есть ряд одиннадцати мужских бурелок, тащащих баржу на Волге, которую нужно вытащить вверх по течению против течения. Мужчины одеты в лохмотья и связаны кожаными ремнями, они оказываются в основном стоическими, хотя и с очевидным физическим дискомфортом, когда их тела поклонились. Сцена изображена в белом серебристом свете, который был описан как «почти венецианский»; в предыдущих исследованиях в нем преобладали голубые тона.

После поездки на Волгу И.Е. Репин отказался от прямолинейного и навязчивого обличительства, в котором могла проявиться рассудочная дидактика и сухая надуманность. Внимание его приковали прежде всего люди с трудной судьбой, во всем многообразии и богатстве своих характеров. Им посвятил он свою картину, их заставил говорить на своем полотне.

Мужчины выглядят неконтролируемыми и составляют фокус картины, а баржа отведена к второстепенной роли в задней части рамки. Дальше на расстоянии находится крошечная паровая лодка, возможно, предположение о том, что в индустриальную эпоху в последнее время больше нет необходимости работать на выгрузчиках барж. Также стоит отметить перевернутый российский флаг, летящий от главной мачты баржи, добавляя к чувству враждебного беспокойства. Репин отгоняет стоп-хоп ритма труда в волнообразной линии рабочих «голов», в подготовительных исследованиях многие фигуры были расположены по-разному: например, второй человек был показан в кепке с опущенной головой в грудь.

На Волге "видел я и смешанные коллективные усилия людей и скотов обоего пола, тянувших все те же незероятные по своей длине бечевы; группы этих бурлаков рисовались силуэтами над высокими обрывами и составляли весьма унылый прибавок к весьма унылому пейзажу".

Темное, предгрозовое небо, затянутое тяжелыми и хмурыми облаками... В разрыве между ними проглядывает клочок ясного неба и льются ослепительно яркие лучи заходящего солнца. Они прокладывают светлую, искрящуюся дорогу по холодной свинцовой поверхности притихшей реки. На фоне этого светлого пятна, но погруженные во мрак нависающей над ними тучи выделяются темные силуэты людей - медленно, с огромным усилием взбирающихся на крутой склон холма. Они с трудом отрывают от земли ноги, вязнущие в сыром, зыбком песке, и с каждым шагом все больше и больше выбиваются из сил.

«Торжественное заседание Государственного совета»

Существует общее чувство усталости и отчаяния, перемещающихся слева направо среди группы; последний тягач, кажется, не обращает внимания на свое окружение и отклоняется от линии к зрителю. Исключением является светловолосый мальчик в центре группы. Плотно прижавшись к равномерным приглушенным тонам своих спутников, его голова поднимается, глядя вдаль, а он прижимается к его ремням, как бы решив освободиться от своей задачи.

Картина - неустанно физическое описание мужчин; Репин был привлечен их силой и сверхчеловеческими усилиями. По словам критика Владимира Стасова: Они похожи на группу лесных Геркулесов с их взъерошенными головами, их загорелыми сундуками и их неподвижно свисающими, сильножизненными руками. Какие взгляды от неукротимых глаз, какие растянутые ноздри, какие железные мышцы! В своем описании их тяжелых бровей и выложенных лбов Репин не пренебрегает своими духовными мучениями; хотя он не слишком концентрируется на личных душевных эмоциях одного человека.

Такими изобразил И. Репин бурлаков в своем первом волжском эскизе, бегло, но очень эмоционально воссоздав в нем взволновавшую его картину. Этот карандашный эскиз и стал отправной точкой, с которой начались дальнейшие поиски художника.

И.Е. Репин не остановился на первом эскизе, хотя впоследствии часто обращался к нему и творчески его перерабатывал. В конце июня 1870 года он поселился в Ширяеве, где и провел все лето. Здесь он встретил одного из любимейших своих героев - Канина, здесь же написал много эскизов к своим "Бурлакам" и сделал много зарисовок. В Ширяеве художник окунулся в самую гущу бурлацкого быта. Теперь уже не мимолетные впечатления, а тесное общение с бурлацкой ватагой обогатило запас жизненных наблюдений И. Репина.

Любое чувство личных трудностей имеет второстепенное значение для изображения усилий и человеческого достоинства. Репин считал Барж-Хаулеров своей первой профессиональной живописью, и именно работа определила его как главного документалиста социального неравенства. Когда он впервые выставлялся, он получил восторженные отзывы о своем неценографическом описании низших классов, которые резко контрастировали с романтизированным, классическим или пропагандистским характером современного русского искусства, картина проложила путь, чтобы Репин присоединился к Передвижникам, анти-академическое реалистическое движение, сформированное в «Передвижниках», стремилось не только отделиться от академической школы, но и подорвать то, как искусство рассматривалось.

Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник, чтобы потом сложился его замечательный Канин - "вершина бурлацкой эпопеи", как называл его сам И. Репин. "Что-то в нем было восточное, древнее, - говорил художник. - А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак".

Изображая сцены из обычной жизни и проводя выставки в провинциях, они стремились просвещать и сделать искусство более доступным для масс. Картина была широко обсуждена для ее разрыва с традициями Академии, она заслужила репутацию Репина в отношении Стасова, который считал, что искусство формирует мировоззрение людей и то, как они рассматривают свою политическую ситуацию. Стасов призвал Репина сосредоточиться на русском и после освобождения Барж-хаулеров он стал близким другом художника и с энтузиазмом похвалил каждую из картин Репина в дальнейшем.

Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую.

Весь облик Канина, вплоть до тряпицы на голове и до закурчавившихся у шеи волос, вызывал у И. Репина восторг. "Типичнее этого настоящего бурлака ничего уже не может быть для моего сюжета", - писал он в автобиографической книге "Далекое - близкое". Вот Канин идет во главе бурлацкой артели рядом с громадным великаном и чернобородым "борцом" Илькой-моряком.

В свою очередь Репин сказал, что крик Стасова во всей России был первым и самым могущественным, и в России все слышали все, кто мог слышать, именно благодаря ему моя слава распространилась. Картина была широко пародированной, и ее часто используют в качестве основы для сатирических политических мультфильмов в России.

К ним относятся Черная площадь Казимира Малевича, после смерти великого князя резиденция была названа в честь его жены, как Дворца Великой Княгини Елены Павловны, и прославилась своими многочисленными театральными представлениями и шарами. В некоторых залах дворца сохранились итальянские роскошные интерьеры императорской резиденции.

Есть среди бурлаков и еще один образ - деревенский паренек Ларька, который многое подчеркивает в духовной сути Канина. Да у них и действительно есть много общего: это прежде всего пытливый, проницательный ум, непокорность, душевная гордость и достоинство. Индивидуальные черты у них раскрываются как бы в противопоставлении: молодость, детская чистота, хрупкость Ларьки, его нетерпеливая юношеская порывистость, идущая от неопытности нетерпимость - и мужественность Канина, его накопленная годами житейская мудрость, выносливость, выдержка и стойкость во всех жизненных ситуациях.

Бурлаки. Бурлак был человеком, который поднимал баржи и другие суда вверх по течению от 17-20 веков в Российской империи. Начальника банды называли «Водолей», далее в очереди находилась «Дядя», затем Шишка. Были сезонные бурлаки, которые работали с весны до осени, а временные бурлаки, бурлаки не работали зимой, когда большинство российских рек были заморожены. Основными направлениями торговли в Российской империи были река Волги, от Москвы до Астрахани, Беломорская трасса, от Москвы до Архангельска.

Канин во главе бурлацкой артели

Большинство бурлаков были безземельными или бедными крестьянами из Симбирска, Саратова, Самары, Ярославля, Костромы, Владимира, Рязанской, Тамбовской и Пензенской областей. Бурлакс объединился в артель. Бурлак. Бурлак был человеком, который поднимал баржи и другие суда вверх по течению от 17-го до 20-го веков в Российской империи.

Бурлацкая ватага собрана из людей с разными характерами и судьбами. Вот идет рядом с Ларькой выбивающийся из сил больной старик, вытирающий пот со лба. Несколько отстает последний, еле бредущий, бурлак. Бессильно повисли его руки, лицо опущено вниз, виден только круг его фуражки. А вот беспечно закуривает трубку другой, нисколько не думая о том, что сделанный им перерыв увеличивает нагрузку на других.

Социальный реализм. Хотя характеристики движения варьируются от страны к нации, он почти всегда использует форму описательного или критического реализма. Социальный реализм восходит к европейскому реализму 19-го века, в том числе к искусству Оноре Домье, Густаву Курбе, в России. Передвижники или социальный реализм критиковали социальную среду, которая вызвала изображенные условия, и осудила злой царский период. Илья Репин, сказал, что его художественная работа была направлена ​​на «критиковать все чудовища нашего подлого общества» царского периода, аналогичные проблемы были рассмотрены в Британии 20-го века Международной ассоциацией художников, Массовым наблюдением и учительницей кухни.

По берегу Волги, под палящими лучами солнца, тянут против течения реки тяжело груженную баржу 11 бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги их вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело обливая пустынные берега реки и выжигая растительность, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги.

Илья Репин - Илья Ефимович Репин был русским художником-реалистом. Он был самым известным русским художником 19-го века, и он сыграл важную роль в привлечении русского искусства в русло европейской культуры. Его основные работы включают в себя барж-перевозчиков на Волге, религиозное шествие в Курской губернии, Репин родился в Чугуеве, в Харьковской губернии, в Украину в семье военных поселенцев. Его отец торговал лошадьми, а его бабушка управляла гостиницей, и он поступил в военную школу для изучения геодезических работ.

Баржа - баржа - это плоский дно, построенный главным образом для перевозки тяжелых грузов на реках и каналах. В британской системе каналов баржа используется для описания лодки, более широкой, чем узкая лодка. Волги - Волга - самая длинная река в Европе. Это также самая большая река Европы по сбросу и водоразделу, река течет через центральную Россию и в Каспийское море и широко рассматривается как национальная река России. Одиннадцать из двадцати крупнейших городов России, включая столицу, одни из крупнейших водохранилищ мира можно встретить вдоль Волги.

В одних образах бурлаков - покорность судьбе, в других - протест и озлобление, в третьих - невозмутимость или простодушие. И только в Канине, как в едином сплаве, слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Канин такой же, как все, рядом с Ильком-моряком он выглядит даже человеком среднего роста; его складная коренастая фигура как будто даже не отличается особой силой. Но одновременно он и значительней всех, будто известно ему больше, чем кому-либо из остальных - не только вся подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором они все грезят...

Река имеет значение в русской культуре и часто упоминается как Волга-матушка Волга-Матушка в русской литературе и фольклоре. Славянское название - это перевод более ранней скифской Ра Волги, буквально влажной, родственной мифическим потоком Авестана Райха и санскритской рассы, жидкой, соковой.

Великий князь Владимир Александрович из России - великий князь Владимир следил за военной карьерой и занимал важные военные должности во время правления трех последних российских императоров. Занимаясь художественными и интеллектуальными занятиями, он был назначен президентом Академии изящных искусств, а он работал в качестве покровителя многих художников и в качестве спонсора Императорского балета. Он стал членом Совета министров, командующего Императорским гвардейским корпусом и военного губернатора Санкт-Петербурга.

Картина "Бурлаки на Волге" первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем (после второй поездки И.Е. Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде - на академической выставке в

1873 году. Репинские "Бурлаки" будили совесть, заставляли думать о судьбе народной. Ф.М. Достоевский так выразил охватившие его чувства перед картиной: "Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу. Вся эта бурлацкая "партия" будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится!"

Гран-Герцог Владимир и Герцогиня Мария из Мекленбург Шверин. Гран-Герцог Владимир со своей женой и детьми в «Дети» слева, справа, Борис, Елена, Кирилл и Андрей. Студенты обнаружили, что правила Академии ограничены, учителя консервативны, стремясь принести искусство людям, студенты сформировали независимое художественное общество «Петербургский кооператив художников». Общество поддерживало независимость от поддержки и приносило искусство. Петербурге и Москве, после чего их показали в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и других городах.

Однако не у всех представителей русского общества произведение И.Е. Репина вызвало одинаково восторженное отношение. Многие ополчились против художника, а ректор Академии художеств профессор Бруни охарактеризовал картину "как величайшую профанацию искусства".

На академической выставке она появилась только в последние дни перед ее закрытием. А потом полотно попало к великому князю Владимиру Александровичу, который купил "Бурлаков" задолго до окончания работы над ними. С тех пор картина оказалась малодоступной для обозрения широкой публики, которая могла видеть ее только на выставках.

В 1873 году "Бурлаков на Волге" послали в Вену на Всемирную выставку. Один из министров, не зная, что владельцем картины был великий князь, который способствовал появлению картины на венской выставке, негодовал на художника: "Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников".

Однако на картине И. Репина эти лапотники-бурлаки, несмотря на их изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да они в ней и не нуждаются. Могучая, пока еще не обнаруженная сила живет в них, и, кажется, нет такой преграды, которая могла бы сдержать ее и встать у нее на пути.


«Бурлаки на Волге» - одна из самых известных картин великого русского художника Ильи Репина (1844-1930). Картина была создана в период 1870-1873 гг. Искусствоведы определяют жанр данной картины, как натурализм с элементами критического реализма.

Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивания расшивы с места после подъёма якоря.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!»


Первое впечатление от полотна - группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге - одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.

Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним - и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.

Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся с пониманием, что ему сейчас нужно чуть передохнуть.

Центральный персонаж шагает со знанием дела. Это пожилой бурлак, судя по всему - главный в ватаге. Он уже точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. В его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность, но в то же время - осознание того, что дорогу всё же осилит идущий.

С многочисленной критикой на работу Репина отозвался тогдашний публицист Алексей Суворин. Не смотря на это многие коллеги и люди того времени приняли картину восторженно, например Крамской и Стасов. Тем не менее на всемирной выставке картине была присвоена только бронзовая медаль.Полотно очень понравилось великому князю Владимиру Александровичу, который купил ее за три тысячи рублей.

Основное полотно имеет размеры 131,5 см на 281 см, картина находится в Русском Музее в городе Санкт Петербург, меньшее полотно "Бурлаки,идущие вброд", 1872 размер 62 см на 97 см находится в Третьяковской галерее.


1. Бечевник

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.



3.Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово(не так уж и мало - всю Москву на извозчике,то есть такси). За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.



4.«Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5.Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька.Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6.«Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые.При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других

.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.



9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно,и иногда поднимали вверх ногами, как здесь.



11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12. Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз...» и т. д., пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции, а также в Италии) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине XIX века. Были и женские артели.

Рубрики:

Процитировано
Понравилось: 6 пользователям