Тема любви в произведениях Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и И: В. Гёте «Страдания юного Вертера

Подробное изображение чувств героев является одной из главных особенностей повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» . Это произведение, написанное по законам сентиментализма – литературного направления, где в конфликте «чувства и долга» должны побеждать чувства.

Сентиментализм Бедной Лизы выражается через симпатии автора, которые оказываются на стороне тех героев, которые по велению своего сердца, а не рассудка.

Чувства Эраста: хозяин чувств

В первой части повести наибольшее внимание Карамзин уделяет чувствам Эраста, именно он сначала является главным героем. Он устал от суетного города и людской лживости, от фальши и блеска, поэтому нежно влюблен в деревенскую девушку Лизу, которая кажется ему воплощением всего самого чистого, прекрасного и настоящего. Самое главное, что во время встреч с Лизой он даже не помышляет о плотском проявлении любви – его чувства совершенно платонические, он думает, что любит Лизу скорее как сестру, а не как женщину. Ему приятно просто быть рядом с ней.

Однако и Эрасту, как любому живому человеку, оказывается сложно устоять перед соблазном, и Карамзин понимает это. Физическая любовь Эраста с Лизой все-таки осуществляется, и после этого чувства Эраста и его отношение к девушке постепенно меняются: Лиза перестает быть для него непорочным идеалом, она теперь стала похожа на всех остальных женщин в его жизни. Такую девушку можно покинуть, что он и делает. Эраст женится на богатой женщине, наступая при этом на горло своим чувствам – он не любит ее, но этот брак станет выгодным.

Чувства Лизы: жертва чувств

После их разрыва акцент в повести Карамзин делает на чувствах Лизы. Вообще ее образ был представлен довольно неожиданно для русской литературы: Карамзин первым из авторов показывает, что у крестьян тоже могут быть чувства и переживаия, что «и крестьянки любить умеют» . Лиза ведет себя именно так, как и полагается страдающей лирической героине – ее сердце разбито, без любви жить не имеет смысла, значит, и жить незачем.

Узнав о женитьбе Эраста и рассудив подобным образом, несчастная девушка бросилась в реку. Бесспорно, двигали ею исключительно чувства, ведь с рациональной точки зрения ничего критического не случилось: она не беременна, репутация ее не испорчена, ни о чем не знает даже мать... Однако для Лизы не существует разума, для нее есть только сердце. Разбитое сердце.

Таким образом проникая в души своих героев, Карамзин показывает нам разницу восприятия ими любви. Сцена их близости является кульминацией повести: после этого чувства Эраста медленно угасают и уводят его от Лизы, а ее чувства, напротив, разгораются сильнее и доводят до самоубийства, когда встречают холодность. Получается, что Лиза становится жертвой чувств, в то время как Эраст – их хозяин.

Характеристика Эраста.

Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII веке в России, ярчайшим представителем

которого стал Н. М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств.

По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» - «сказка весьма не замысловатая» .
Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста.

Эраст – светский молодой человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным» . Общественная жизнь и светские

удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою» .
Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о

том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизациями, жили беспечно

на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах» .

С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую
«дочь природы» - крестьянку Лизу. Он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало» .

Чувственность – высшая ценность сентиментализма

Толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина

чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно.
Эраст восхищается своей « пастушкой» . «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его» . Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней.

Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое

состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове.

А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза забывает душу свою» - бросается в пруд около Си… нова монастыря. Эраст

тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за ее смерть. «Он не мог утешиться и почитал себя

убийцею» . Их встреча, «примирение» возможна лишь на небесах.

Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой

очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на

сентиментальных романах.

Существовало множество произведений, подобных этой повести. Например:
«Пиковая дама» , «Станционный смотритель» , «Барышня – крестьянка» . Это произведения А. С. Пушкина; «Воскресенье» Л. Т. Толстого. Но именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.
_____________________________
Помогла?Поблагодарите!!!

На тему: Любовь в произведениях Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и И: В. Гёте «Страдания юного Вертера»

Произведения «Бедная Лиза» (1792 г.) и «Страдания юного Вертера» (1774 г.) принадлежат к направлению литературы, которое было определено как сентиментализм. Это направление возникло в европейской литературе XVIII-XIX века как протест против сухости и высокопарности псевдоклассицизма. Оно отличалось появлением психологического анализа, добрым отношениям к малым и слабым.

По существу, сентиментализм начинается с И.-В. Гёте, который прошел долгую школу «пиетического распознавания собственной души». Его Вертер — свободолюбивый мечтатель, воспитанный на идеях Ж: Ж. Руссо, враг бюргерства и дворянской спеси, деспотизма и тирании. В этом произведении весь вихрь событий закручивается в любовном треугольнике -Вертер, Лотта, Альберт.

Вертер любит Шарлотту, но мне кажется, что если бы не было преграды в любви (Альберта), то их отношения не привели бы ни к чему, стали бы слишком обыденными. Лотта тоже ведет себя по меньшей мере странно: она не дает Вертеру отказа, хотя помолвлена с Альбертом. И Альберт не делает никаких усилий, чтобы взять всю ситуацию в свои руки. Возможно, если бы Вертер не был романтиком, то он либо добился бы брака с Шарлотгой, либо отошел в сторону, то есть уважал бы отношения других людей. Однако доведенный до отчаяния противоречиями в самом себе, одиночеством во враждебном ему обществе и желанием любви, но не в этом мире, Вертер кончает с собой.

Очень сложно сравнивать, искать единство и отличия в ритме, особенностях литературного языка и композиции двух произведений, хотя они, наверняка, есть (одно из произведений написано на немецком языке). Тем не менее можно отметить, даже с учетом перевода, мягкость языка, умение затронуть душевные струны в человеке, чувствительность.

Трагический разлад с действительностью, видимо из-за актуальности этой темы, сделал Вертера популярным героем мировой литературы сентиментализма и романтизма. Роман Гёте вызвал много подражаний в разных странах, его перелагали в драмы и стихи. Среди молодых людей вошло в моду одеваться, как Вертер; были случаи, когда юноши кончали с собой, оставляя письма к возлюбленным. Одна из поздних интерпретаций романа Гете — опера французского композитора Ж. Массне «Вертер» — не сходит до сих пор со сцен театров мира.

В повести «Бедная Лиза» показывает, что и «крестьянки любить умеют», учит ценить не сословную принадлежность человека, а его душевный мир, расширяет возможности искусства в изображении человека. Лиза — простая девушка, а понравившийся ей молодой человек — барин, который, по ее мнению, отвечает ей взаимностью, но на самом деле это не так. Она не понимает мотивов, которыми руководствуется Эраст и принимает кажущееся ей за действительность. Она способна на многое ради него и глубоко в душе предполагает, что он ответит ей тем же. Яркий пример этого — сцена в самом начале повести, когда Лиза набрала лучших цветов, но не продала их никому а выбросила в Москву-реку Зачем продавать любовь другому, если она предназначена кому-то одному? О внимании Эраста к Лизе говорят только вечерние прогулки. Но все становится ясным после сцены грехопадения. Далее следует уход Эраста на военную службу где суть его и раскрывается для нас. И только случай, когда Лиза увидела жену Эраста, помог ей раскрыть глаза на истинное положение вещей. То, что она так далеко зашла в своем заблуждении, определило ее поступки… Она даже не думала о людях, жизнь которых зависит от ее жизни, ничто не остановило ее.

Еще хотелось бы уточнить, что если бы Лиза не закончила жизнь столь трагично, то это уже было бы произведение совсем не эпохи сентиментализма. Если можно сравнивать содержание этих двух произведений как характерных для немецкого и русского сентиментализма, то немецкий сентиментализм («Страдания юного Вертера») несет в себе страстное возвеличивание чувств, мятежный протест и бунт личности. В русском же сентиментализме («Бедная Лиза») само представление о чувстве рационалистично, то есть рассудок, здравый смысл нередко остаются главенствующими категориями. Но общее для всех произведений эпохи сентиментализма заключается в том, что литература пробудила интерес к 4жиз-ни сердца», к человеку, чье нравственное достоинство не зависит от богатства и сословной принадлежности. Анализ произведений эпохи сентиментализма очень важен, так как в характере любого современного человека есть элементы каждой эпохи, в том числе и эпохи сентиментализма.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true}); Подробности Категория: Cочинения про любовь

В центре повести "Бедная Лиза" фигурируют два главных героя - Эраст и Лиза, и не смотря на то, что сама повесть названа имени Лизы, Эраст тоже играет в этой истории важную роль. Эраст - человек по сути добрый, но слабый, ветренный и безответственный. Эти черты характера сыграли с ним злую шутку. Его история началась с того, что он полюбил бедную девушку, продававшую цветы, но полюбил ее не как личность, не как человека, а как некий идеал, вымышленный персонаж из тех, какие обычно описываются в романах, которые кстати очень любил читать Эраст. Из этого можно сделать вывод о том, что главный герой - романтик, ему не свойственно чувство реальности. Пределом его мечтаний о счастливой жизни были картины, где царили беспечность, умиротворенность, праздность, но реальная жизнь готовила ему совсем другую судьбу. Его безответственность и слабохарактерность разрушили любовь и судьбу Лизы, оборвали жизнь ее матери, да и ему самому принесли немало потерь. Эраст всю свою оставшуюся жизнь мучался чувством вины, ведь именно он был причиной смерти влюбленной в него главной героини. Поэтому его можно назвать еще и безразличным, черствым. Прошла его любовь, Лиза уже не нужна. Эраст счел более важным поправить свое материальное положение, нежели оставаться верным своей возлюбленной. Он решил от нее просто цинично откупиться, избавиться, при этом совершенно не заботясь о том, какую невыносимую боль принесет это бедной девушке и к каким последствиям приведет его равнодушие. Лиза не перенесла такое потрясение, она свела счеты с жизнью. А Эраст всю свою оставшуюся жизнь прожил несчастливо. Возможно, это было наказанием за его необдуманный поступок и сломанные им жизни.

Карамзин Н. М.Основные проблемы любви в повести Карамзина "Бедная Лиза"
с

Немалым успехом у читателей начала прошлого века пользовалась повесть Карамзина "Бедная Лиза", которая оказала существенное воздействие на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к грустной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и состоятельного молодого дворянина Эраста. Центральный интерес повествования заключен в добросердечной жизни Лизы, в истории расцвета и трагического увядания любви.

Психологически доподлинно показано состояние молодого, целомудренного и наивного девичества с радостным доверием к жизни, слитой с яркими красками солнечного дня, цветущей природы. Потом переплетается тревожный период недоумения перед новым, незнакомым ей чувством после встречи с Эрастом. Он сменяется трогательной картиной чистой первой влюбленности, райской и духовно окрыленной. Но когда бедная Лиза отдается Эрасту, чистые восхищения девушки омрачаются сознанием чего-то беззаконного, что вмешалось в ее любовь. И на это новое душевное состояние откликается по своему природа: "Между тем блеснула молния, и грянул гром. Лиза вся задрожала: "Эраст, Эраст! - сказала она.- Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня как преступницу!"

Беспокойство оказывается ненапрасным: пресыщенный молодой дворянин начинает охладевать в своих чувствах к Лизе. А в ее душе страх потерять любимого сменяется надеждой на возможность вернуть утраченное счастье. Тут Эраст надолго покидает Лизу, отправляясь в военный поход, где он проигрывает в карты все свое состояние, и по возвращении решает поправить дело женитьбой на богатой вдове. Узнав об этом из уст самого Эраста, Лиза впадает в отчаяние. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, девушка бросается в пруд около Симонова монастыря - места ее счастливых свиданий с Эрастом.

В характере Эраста Карамзин предвосхищает распространенный в новой русской литературе тип разочарованного человека. По натуре Эраст добрый, но слабый и ветреный. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели, он скучает и жалуется на свою судьбу. Под влиянием сентиментальных романов, которых Эраст вдоволь начитался, он мечтает о счастливых временах, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно и дружно на лоне природы. Разочаровавшись в свете, в людях своего круга, Эраст ищет новых впечатлений. Встреча с Лизой удовлетворяет его мечты о гармонической жизни вдали от общества, в природной простоте нравов и обычаев. Но пастушеская идиллия ему вскоре надоедает.

Мотивы повести, связанные с Эрастом, в разных вариациях будут звучать в нашей литературе - в пушкинских "Цыганах", в поздней драме Л. Н. Толстого "Живой труп" и романе "Воскресение". А судьба Лизы отзовется в "Станционном смотрителе" Пушкина, в "Бедных людях" Достоевского. По существу, "Бедной Лизой" открывается ключевая в отечественной литературе тема "маленького человека".

Правда, социальный аспект в отношениях Лизы и Эраста приглушен: Карамзин более всего озабочен в повести доказательством того, что "и крестьянки любить умеют". Но именно потому социальный колорит в изображении характера Лизы у Карамзина отсутствует. Это является, пожалуй, самым слабым местом повести, ибо Лиза менее всего похожа на крестьянку, а более - на милую светскую барышню эпохи Карамзина, воспитанную на чувствительных сентиментальных романах. Ныне такой писательский подход к изображению людей из народа кажется наивным и нехудожественным. Но современники Карамзина, еще не читавшие ни Крылова, ни Пушкина, ни Гоголя, не только не чувствовали этой фальши, но восхищались до слез художественной правдой повести. Пруд у Симонова монастыря стал местом паломничества почитателей таланта Карамзина и получил название "Лизин пруд". Сюда сходились на сентиментальные парочки, сюда приходили тосковать и предаваться "меланхолии" люди с чувствительными и разбитыми сердцами. Так, один из светских остряков написал по этому поводу такое объявление:

"Здесь в воду бросилась Эрастова невеста,- Топитесь, девушки, в пруду довольно места!" А монахи прекратили эти паломничества просто: обнесли пруд забором и вывесили надпись, что пруд этот вовсе не называется Лизиным.

Все это и сейчас не может не вызывать улыбки, наивность и простодушие людей далекой от нас эпохи. Но при зрелом размышлении нельзя не согласиться, что "привязанную" к крестьянке устарелым литературным языком - историю девической любви с ее зарождения до катастрофы Карамзин передал с психологической д
остоверностью, в её зерне уже содержится и будущий Тургенев, певец "первой любви" и тонкий знаток девичьего сердца, и Лев Толстой с проникновением в душевное течение с его формами и законами. Узнаваемый во всем мире изощренный психологизм русской художественной прозы предчувствуется, появляется в кажущейся ныне наивной и даже неумелой повести этого писателя.

Похожие сочинения:
Николай Михайлович Карамзин - основатель русского сентиментализма Темы, идеи, образы повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»