Тезисный план по биографии грибоедова. Открытый урок по литературе на тему: "Жизненный подвиг А.С. Грибоедова"

Урок 20 А. С. ГРИБОЕДОВ: ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА

28.03.2013 21820 2151

У рок 20 а. с. ГРИБОЕДОВ: ЛИЧНОСТЬ и судьба

Цел и: изучить биографию А. С. Грибоедова; проследить творческую историю комедии «Горе от ума».

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Чтение вступительной статьи «Шедевры русской литературы XIX века».

Благодаря опыту, который в этом случае состоит из эстетически сознательного отдыха, который во многом зависит от конкретного использования музыки, голосовой почты и обработки изображений, режиссер создает представление о прошлом, которое служит в то же время передать свою особую и вневременную точку зрения на человеческие страдания, трагедию жизни как динамику разрушения и выживания и имманентную абсурдность войны. Хотя его возвышение героизма и достоинства обычного гражданина контрастирует с фундаментальными подходами тонкой красной линии, управление камерой также раскрывает сознательное намерение режиссера.

– Кто из русских писателей и поэтов назван в статье Машинского?

– Какова роль русской классической литературы в духовной жизни человечества?

2. Литературно-музыкальная композиция.

Учитель. Именем Александра Сергеевича Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Парадокс состоит в том, что Грибоедов, при всем блеске художественного дарования, создал лишь одно действительно великое, бессмертное произведение – комедию «Горе от ума». Значение и влияние таких произведений «выходит далеко за пределы их исторической эпохи».

Посадки Нормандии, записанные с камерами на плече без стабилизации, как в случае с Маликом, создают точку зрения, в которой зритель входит в сцены один за другим, как если бы он был там, как бы участвуя в этом событии. Призрачный характер камеры Сокурова, который проявляется в определенном смысле в художественном фильме Малика, является антитезой камеры Спилберга, которая не плавает в космосе, но спотыкается и почти уклоняется от пуль, замедляется и он ошеломлен взрывами ступки, которые взорвались в нескольких метрах от нее.

Если Малик использует музыку для созерцательного отношения зрителя, Спилберг создает обволакивающий звук, состоящий из криков и артиллерийского огня, которые оставляют зрителя с небольшим пространством, чтобы отражать и чувствовать больше, чем сочувствие к солдатам. Что-то, что характеризует Тонкую красную линию по отношению к другим голливудским постановкам, которые придерживаются без особого сомнения в жанре войны, - это отсутствие патриотического или апологетического тона, в какой-то мере проявляющееся в спасении рядового Райана, особенно в диалогах, которые отражают чувство долга солдат: в данном месте сюжета капитан Миллер, которого играет Том Хэнкс, отвечает на вопрос о миссии с обоснованием, которое кажется готовым, подчеркивая работу сценария в создании характер с некоторой проницательностью, который не колеблясь, и что говорит фраза довольно Голливуд, лишенная каких-либо непредвиденных обстоятельств или человеческих сомнений в нужное время.

Демонстрируется портрет А. С. Грибоедова работы И. Крамского, 1873 г.

Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством комедии, блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью образов.

Судьба Грибоедова трагична, прекрасна и таинственна.

Кто он был? Драматург? Военный? Дипломат? Музыкант? Политик? Может быть, все вместе?

Терренс Малик поднимает совершенно иной контекст, в котором никогда не бывает возвышения свободы или демократии, стандартов антономарии американского патриотизма внутри и снаружи кино, но он представляет войну как нечто категорически отрицательное, где товарищество и Дружба не может конкурировать с зол, как страх, слабоумие и зло. Однако Спилбергу также удается создать эмоциональный фильм, не обращаясь к общим местам: миссия, назначенная на взвод капитана Миллера, - это вздор, потому что он ставит под угрозу жизнь многих, чтобы спасти одного солдата, но хотя это проявляется многочисленными Иногда жертва, сделанная солдатами, становится тем самым смыслом конфликта в будущем.

Родился Александр Сергеевич в 1795 г. в Москве, в обеспеченной родовитой семье. Окружающих поражало его необыкновенно раннее и стремительное умственное развитие. В 1806–1812 гг. он учится в Московском университете и заканчивает юридический и философский (отделение словесности) факультеты. Закончить третий факультет – математики и естественных наук, а также сдать экзамены на получение ученой степени доктора юридических наук помешала Отечественная война 1812 года. Грибоедов добровольно поступил корнетом в Московский гусарский полк, затем был переведен в Иркутский полк. Но поскольку оба полка, в которых служил будущий автор комедии, находились в резерве, участвовать в военных действиях ему не пришлось.

В тонкой красной линии война порождает отражения вне времени; Хотя повествование оформлено в определенные временные рамки, оно, похоже, развивается в настоящем, из которого прошлое рассматривается как ссылка, но будущее не рассматривается как оправдание, а просто как альтернатива и изменения.

Героизм появляется в своем прозаическом лице, без украшений, например, в эпизоде ​​лейтенанта-валлийца, который вместо спасения раненых солдат помогает ему дать ему морфин и тихую смерть в середине вражеского огня. Приоритет солдат, представленных - в основном молодые люди, не имеющие прочного образования - должен выжить, и в задаваемых вопросах размышления о чести или обязанности не включены, а скорее о жизни и смерти: это грубое представление еще более шокирующим, когда американским солдатам удается захватить японский бункер и двигаться в лагерь, который взят силой, с насилием, которое ставит врагов на их место и представляет, короче говоря, панораму, в которой Солдат, независимо от национальности, одинаково страдает по обе стороны фронта, одинаково жестокий и одинаково человек.

В 1816 г. Александр Сергеевич оставляет военную службу и определяется в Коллегию иностранных дел. Грибоедов был очень образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками, изучал древние и восточные языки, много читал, занимался музыкой, причем был не только тонким знатоком музыкальных произведений, но и сам сочинял. До нас дошли два вальса Грибоедова, послушайте один из них.

Отражение может даже выходить за рамки военных, когда Витт возвращается к меланезийскому населению и видит, что среди них, между кажущимся наивным представлением доброго дикаря, есть также конфликт, как прелюдия к преувеличенному злу, которое индустриализованные и технические общества могут генерировать, всегда исходя из первичного семени, которое для Малика кажется неотъемлемой частью человеческого существа и, что еще важнее, самой природе.

Хотя ясно, что с самого начала фильм придает зрелищность и действие, также верно, что он не делает прямых извинений для войны и что он представляет американские войска также с его жестокой стороны. Однако, в отличие от Малика, Спилберг стремится создать представление о войне, в которой храбрость и героизм играют центральную роль, которая сочетается с демократическими ценностями Соединенных Штатов, чтобы представить их как имманентные добродетели для людей Соединенных Штатов. общие и которые возникают в самых неотложных обстоятельствах.

Звучит вальс А. С. Грибоедова.

После такой замечательной музыки хочется обратиться к портретам этого удивительного человека: каким он был?

Вывешиваются остальные портреты А. С. Грибоедова работы Машкова, Уткина, Каратыгина.

Если внимательно всмотреться в эти портреты, невольно приходит мысль: а не разные ли это люди? Повторяется только одно – очки. Так, на знаменитой гравюре Н. Уткина 1829 г. – задумчивый молодой человек с грустным и спокойным взглядом, твердо сжатыми губами, аккуратно причесанный и одетый по моде.

Автор использует эти сцены как метафору для иллюстрации того, что составляет для него фундаментальное ядро ​​кино: «Ложь, чтобы говорить правду». Снятые на серых, но мирных пляжах Ирландии сцены из фильма Спилберга, которые составляют почти первые двадцать минут всего фильма вместе с последовательностью кладбища, - это реконструкция одного из самых парадигматических эпизодов завоевания Европа западными союзными войсками, которые будут рассмотрены позже, - спасение рядового Райана, несомненно, представляет войну как нечто грязное и случайное, но он использует ее для создания истории, которая фокусирует внимание зрителя по-другому как это делает Терренс Малик.

На более раннем портрете работы П. Каратыгина (1828 г.) – надменный профиль с длинным носом, с застывшей усмешкой – «холодный», уверенный в себе чиновник.

На акварели В. Машкова 1827 г. – тонкогубый, задумчивый человек, с аккуратно зачесанными вперед височками, с каким-то растерянным выражением лица.

А вот портрет, написанный много лет спустя после смерти поэта, в 1873 г., художником И. Крамским. Высокий, гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющие мраморную бледность лица, взгляд сквозь очки, тонкие губы, язвительно сжатые в полуусмешке… Холодный лик…

В случае Спилберга персонажи передают ряд ценностей, которые могут быть связаны с политическим этисом, который ссылается на героя, обычного гражданина, на его простую жизнь, которая ведет себя исключительно, когда это требует обстоятельства, и что простые устремления и желания. Малик создает портрет войны, лишенный этого чувства индивидуальности, в котором все участники вместе представляют собой группу беспомощных душ, плывущих по динамике изо дня в день, которую диктует война. Не случайно Витт, первый персонаж, которого он представляет в «Тонкой красной линии», приносится в жертву в эпизоде, отмеченном случайностью и произволом.

Так каким же он был на самом деле?

Каким его видели современники?

1-й ученик . «Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной наружности, брюнет с живым румянцем и выразительной физиономией». (Б. Андреев.)

2-й ученик . «И в лице его видно было столько же искреннего участия, как и в его приемах – умения жить в хорошем обществе, но без всякого жеманства, без всякой формальности… Кровь сердца всегда играла у него на лице». (А. Бестужев.)

Благодаря этому конкретному подходу Малик сумел создать гораздо более тесную связь с другими фильмами военного жанра, такими как «Апокалипсис сейчас» Фрэнсиса Форда Копполы, который сплачивает фантастику и литературу в преувеличенное и непристойное изображение безумия в войне Вьетнам. Хотя принадлежность к жанру - это точка, которая объединяет фильмы, или если вы хотите какое-либо культурное производство, существуют элементы, чуждые этому типу категорий, такие как подход к проблеме, который может предполагать более плодотворные отношения, чем те, которые установлены немедленно временной или пространственной структурой.

3-й ученик .

Одеян не был ты туманом,

Не искажен и не уныл,

Но бледен… нет, ты ясен был…

 …

…с вой покров нередко дума

Бросала на чело твое,

Где ты прикрыть желал ее

Улыбкой, шуткой, разговором…

(В. Кюхельбекер. Памяти Грибоедова)

Учитель . Значит, не было у Грибоедова «холодного лика»? Принято считать, что домом Грибоедовых управляла мать, которая была жестока со своими крепостными. Поэтому с юных лет Александр жил «умом и сердцем» в другом мире, где господствовали совершенно иные настроения, чувства, мысли, интересы. Он принадлежал к тому кругу передовой дворянской молодежи, которая заявляла себя противницей насилия и жадно мечтала о новой, «свободной» жизни:

Однако что-то, что нужно подчеркнуть в вопросе о связи между кино и историей, - это то, какое время эти фильмы представляют и какие особенности их производственного места они создают. По словам Оливера Стоуна, Спасение рядового Райана из Спилберга сыграло роль в представлении Второй мировой войны как «справедливой войны»или просто.

Многие американцы рассматривают Вторую мировую войну ностальгическим образом как «хорошая война», в которой Соединенные Штаты и их союзники восторжествовали над немецкими нацистами, фашистскими итальянцами и японским милитаризмом. Другие, менее удачливые, помнят Вторую мировую войну как самый кровавый конфликт в истории человечества.

По духу времени и вкусу

Он ненавидел слово «раб»…

Уже в университетском пансионе Грибоедов тесно общался со многими будущими активными участниками декабристского движения.

Он писал:

…Не наслажденье жизни цель,

Не утешенье наша жизнь.

О, не обманывайся, сердце!

(Отрывок из стих. «Прости, отечество!»)

Именно, по мнению Стоуна, интерполяция кино с его политическим присутствием: представляя прошлое, кино способно обусловливать будущее. Один из мифов, которые Стоун идентифицирует в первой главе своей серии, относящейся к Второй мировой войне, - это участие Соединенных Штатов в конфликте: его аргумент направлен на выяснение того, что обобщенная идея среди американской общественности, касающаяся Ведущая роль этой страны в итогах войны во многом ложна, поскольку основная масса жертв и самая кровавая часть войны велась на восточном фронте.

Спасти рядового Райана - один из факторов, который подпитывает этот миф, помимо оправдания войны и героизма в свете будущего. Хотя посадка в Нормандии была самой крупной земноводной операцией в течение всей войны и представляла собой открытие второго фронта, дестабилизировавшего Третий Рейх, факт состоит в том, что Советский Союз заставил нацистов беспрерывно отходить от Сталинграда вначале. из. Что касается тонкой красной линии, необходимо подчеркнуть, что временные и пространственные прыжки, представленные режиссером в рамках графика фильма, не ведут к будущему, в отличие от фильма Спилберга, который начинается и заканчивается на кладбище, где Частный Райан, теперь ветеран и с семьей, вспоминает события.

В 1817 г. Грибоедов участвует в дуэли в качестве секунданта. После этого тяжело пережитого им события он чувствует необходимость проститься с Петербургом и «праздной рассеянностью». Ему предложили отправиться на дипломатическую службу либо в Соединенные Штаты Северной Америки, либо в Персию.

Он выбрал Персию.

Назначенный секретарем новообразованной русской миссии при дворе шаха Персии, Грибоедов отправляется в дальний путь на Восток, где ему было суждено провести свои лучшие годы. «Секретарь бродячей миссии» – так окрестил себя сам Грибоедов. Именно в Персии созрел окончательный замысел «Горя от ума».

Эта тонкая разница повторяет некоторые элементы в тоне обоих фильмов: в то время как Малик рассматривает войну как автономный момент, как настоящий Спилберг читает ее в свете мира в будущем, ценности жертвы - постоянной, которая повторяется в другие его фильмы, такие как «Дружба», «Список Шиндлера» и «Линкольн». Это полное отсутствие смысла войны для Малика предлагает отношения с упорядочением времени и категорией настоящего, что может быть связано с следующим заявлением Франсуа Хартога.

Свет, проецируемый из будущего, уменьшает, непредсказуемость будущего возрастает, настоящее становится преобладающей категорией, а недавнее прошлое - тот, из которого мы удивляемся, что «не бывает»или что нас беспокоит «происходящее» - он требует непрестанно и навязчиво посещать и пересматривать. Вследствие этого история полностью перестала быть в состоянии писать с точки зрения будущего или от ее имени: сначала - новейшая история, но все чаще и не только она.

1-й ученик . Лучший друг Грибоедова, С. Н. Бегичев, писал: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге, в 1816 г., и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторых действующих лиц…»

2-й ученик . В. В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 г.

Что касается места производства обоих фильмов, можно утверждать, что девяностые в Соединенных Штатах представляют собой кризис времени, поскольку они представляют собой эпоху перехода между концептуальной системой отсчета, которая обусловливала понимание геополитики почти полвека - Холодная война - и новое чувство глобального понимания, проявленное как война с терроризмом.

Во всяком случае, 11 сентября превзошло логику современного события, которое, позволив себе увидеть в своей собственной конституции, сразу становится историзированным и само по себе само по себе является своею памятью: под глазами камер. В этом смысле он абсолютно эссенциалист.

Учитель . Да, такая точка зрения существует. Учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что этот 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

3-й ученик . Существует легенда, что сюжет комедии «Горе от ума» Грибоедову приснился…

Учитель . Да, существует такая версия. Причем сам автор в письме из Тавриза от 17 ноября 1820 г. подтверждает: «…– Когда же должно быть готово? – Через год непременно. – Обязываюсь. – Через год, клятву дайте… И я дал ее с трепетом <…> Я пробудился <…> ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплил свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; во сне дано, наяву исполнится!»

Комедия была завершена к осени 1824 года. Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Комедия дошла до читателей России в виде «списков» (отрывки с цензурными правками). Успех был потрясающий. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет» (из письма Грибоедова С. Н. Бегичеву, июнь 1824 г.).

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт: столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной дворянской средой. В итоге «горе» от собственного ума полной мерой испил сам автор. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности Грибоедова. В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: «…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии».

Грибоедов постоянно вращался в среде будущих декабристов. Когда восстание произошло, драматург находился на Кавказе. Здесь, в крепости «Грозная», он был арестован 22 января 1826 г. «высочайшим повелением – по подозрению в принадлежности к тайному обществу». В течение четырех месяцев заключения его несколько раз допрашивали; он отрицал свое участие в декабрьском восстании, и его друзья-декабристы подтвердили его показания.

Вскоре после освобождения Грибоедова из-под ареста начинается русско-персидская война. Александр Сергеевич возвращается к месту службы, в Тифлис, участвует в походе. Персы были вынуждены вступить в мирные переговоры. С русской стороны переговоры вел Грибоедов, благодаря которому и был подписан мирный договор.

Грибоедов с почетом был принят императором Николаем I, награжден чином статского советника, орденом и четырьмя тысячами червонцев; был назначен на высокий пост полномочного министра в Персии.

Выдающийся дипломат, Грибоедов мог бы принести огромную пользу государству, но все его последующие предложения и планы не были одобрены правительством Николая I. Грибоедов тяготился государственной службой, уверял друзей, что рожден для другого поприща, но его заставили служить, упрятали в «политическую ссылку».

Вернувшись на Кавказ, Грибоедов женился «на той, которую любил». Нину Александровну Чавчавадзе, дочь известного грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе, писатель знал давно. Он был своим человеком в этом доме, где часто собирались лучшие люди Грузии.

Инсценировка.

Ученик . Его будущая жена –16-летняя княжна Нина Чавчавадзе; она очень любезна, очень красива и прекрасно образованна.

Ученица . В одном из писем Грибоедова есть воспоминание о том, как он сделал своей будущей жене предложение. (Садится за журнальный столик, на котором портрет «Нина Чавчавадзе» работы Нателы Ианкошвили.)

Ученик . «Это было 16-го. В этот день я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзевой… все на нее глядел, задумался, сердце забилось, беспокойства ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную, не знаю, но, выходя из-за стола (молодой человек встает, подходит к девушке, берет ее за руку) , я взял ее за руку и сказал ей: «Vener avec moi, jai guelgue chose a vous dire»* (см. Примечание) . Она меня послушалась, как и всегда, верно, думала, что я ее усажу за фортепиано. в ышло не то, дом ее матери возле, мы туда уклонились, взошли в комнату, щеки у меня разгорелись, дыхание занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее, потом к матушке ее… нас благословили…» (Снова звучит вальс Грибоедова. Молодые люди танцуют.)

Учитель . Но счастье было очень недолгим. Надо было срочно по делам ехать в Персию. И спустя 17 дней после венчания Грибоедов выехал вместе с женой в сопровождении всей русской миссии в Тавриз. Возможно, предчувствуя недоброе, он оставил Нину на границе. Он очень тосковал в разлуке. Вот строки из последнего его письма к жене.

Ученица (вернувшись за столик, читает) . «Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить… Чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим еще несколько, ангел мой, и будем молиться б огу, чтобы нам после этого никогда не разлучаться».

Ученик . 30 января 1829 г. толпа мусульманских фанатиков, подстрекаемая властями, напала на русское посольство. Грибоедов был убит.

Учитель . Жуткую картину смерти Грибоедова рисует в главе XII своего романа «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянов: «Вазир-Мухтар продолжал существовать. Кебавчи из Шимрунского квартала выбил ему передние зубы, кто-то ударил молотком в очки, и одно стекло вдавилось ему в глаз, Кебавчи воткнул голову на шест, она была много легче его корзины с пирожками, и он тряс древком.

Кяфир был виноват в войнах, голоде, притеснениях старшин, неурожае. Он плыл теперь по улицам и смеялся с шеста выбитыми зубами. Мальчишки целились в него камешками и попадали.

Вазир-Мухтар существовал.

Правую руку с круглым перстнем тащил, крепко и дружески пожимая ее единственною левою рукою, лот – вор. Он поднимал ее изредка и сожалел, что рука была голая и не сохранилось хоть лоскута золотой одежды на ней. Треуголку напялил на себя подмастерье челонгера, она была слишком велика и опускалась до ушей.

Сам же Вазир-Мухтар, в тройке с белокурым его слугой и каким-то еще кяфиром, привязанный к стае дохлых кошек и собак, мел улицы Тегерана. Их тащили, сменяясь, на палке 4 худых, как щепки, персиянина.

Вазир-Мухтар существовал.

В городе Тебризе сидела Нина и ждала письма».

Ученик (в роли Нины). На памятнике, который установила на могиле вдова поэта Нина Александровна Грибоедова, она написала: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Нина Александровна прожила долгую жизнь, но, оставаясь верной своему Сандро, не вышла больше замуж и не сняла черного траурного платья до последних дней.

Звучит музыка Бетховена.

2-й ведущий . Убийство Грибоедова было заранее обдуманным и преднамеренным: тегеранским властям не нравилось, как решительно и настойчиво защищал русский посланник интересы России.

В записках барона К. К. Боде, секретаря посольства, есть важное сообщение о том, что стража и военный отряд, присланные будто бы по велению шаха для усмирения толпы, пришли, когда «все было кончено»; очевидно, именно таким был приказ.

1-й ведущий . «…Враждебно расположенные к Грибоедову люди подстрекнули народ осадить дом посольства и силою вырвать из наших рук укрывающихся в стенах его русских пришельцев. Когда толпа теснилась у ворот… один из конвойных казаков, защищая вход во двор, выстрелом из пистолета убил, как говорят, персиянина. Ожесточенный народ поднял и отнес бездыханный труп на шахский майдан (или дворцовую площадь), куда собралось многочисленное духовенство, разжигая страсти черни на мщение за пролитую мусульманскую кровь. От слов перешли скоро к делу. Народ снова явился в еще большем количестве к дому посланника. Тогда Грибоедов и остальные члены миссии, видя, что дело плохо, приготовились к осаде и заделали все окна и двери; вооруженные и в полной форме, они решили защищаться до последней капли крови… Говорят, что Грибоедов одним из первых был убит пулей из ружья бахтиарца…

Когда все было кончено и наступила мертвая тишина, явилась на сцену городская стража и военный отряд, присланные будто бы по велению шаха для усмирения народа…

Но что в моих глазах ставит Грибоедова даже выше всех его литературных заслуг, как велики они ни были, – это та настойчивость и неустрашимость, с которою он ушел поддерживать достоинство русского имени на Востоке… Заслуги Грибоедова перед лицом всей России истинно велики и достойны всякого уважения…»

Ученик . «И мало-помалу, – пишет Ю. Тынянов в своем романе, – Вазир-Мухтар обратился в цифры. Потому что все имеет свою цену, и есть также цена крови. Паскевич потребовал, по совету Ельзы, чтобы уплатил за него Петербург: Наталье Федоровне 30 000 – единовременно, потому что по закону наследницей Вазир-Мухтара она не являлась, а выплатить можно было бы якобы за часть разграбленного в Тегеране добра, и Нине по 1000 червонцев в год пенсиону как шестую часть жалованья покойного мужа.

Нессельдрод поехал к министру финансов Канкрину, побеседовали и решили, чтоб было и великодушно, и не столь дорого. Обеим, и матери и вдове, отпускалось по 30 000 единовременно, и обеим пенсион, но уже не червонцами, а по 5000 ассигнациями. Старухе оставалось жить недолго, получалась экономия».

«…В Персии тоже занимались Вазир-Мухтаром. Посовещавшись, решили в Тегеране (а Тебриз подтвердил) послать в Петербург Хозрева-Мирзу (с выкупом). …Вынут был из хазнэ Фетх-Алишаха драгоценный бриллиант, по имени Надир-Шах, а сундуктар (казначей) повез его в подарок императору».

Учитель . Вот такая трагическая судьба была у этого необычайно одаренного человека.

Ученик .

Горька судьба поэтов всех времен;

Тяжеле всех судьба казнит Россию:

Для славы и Рылеев был рожден;

Но юноша в свободу был влюблен…

Стянула петля дерзостную выю…

Ученица .

…Или же бунт поднимет чернь глухую,

И чернь того на части разорвет,

Чей блещущий п ерунами полет

Сияньем облил бы страну родную.

II. Итог урока.

Учитель . Стихотворением поэта-декабриста В. Кюхельбекера «Участь русских поэтов» (последняя строфа посвящена Александру Сергеевичу Грибоедову) мы и заканчиваем сегодняшний урок.

Домашнее задание: биография А. С. Грибоедова (с. 141–146); читать I и II действия пьесы; вспомнить основные правила классицизма.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Реферат на тему:

Грибоедов, Александр Сергеевич



План:

    Введение
  • 1 Биография
    • 1.1 Гибель в Персии
  • 2 Творчество
    • 2.1 «Горе от ума»
  • 3 Интересные факты
  • 4 Память
    • 4.1 В филателии
  • 5 Адреса в Санкт-Петербурге
  • 6 Награды
  • 7 Издания сочинений
  • 8 Музеи
  • Литература
    Примечания

Введение

Александр Сергеевич Грибоедов (4 (15) января 1795 год , Москва - 30 января (11 февраля) 1829 года, Тегеран) - русский драматург, поэт и дипломат, композитор (сохранилось два «Грибоедовских вальса»), пианист. Статский советник (1828) .

Грибоедов известен как homo unius libri - писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз.


1. Биография

Грибоедов родился в Москве в 1795 году в обеспеченной родовитой семье.

Отец - Сергей Иванович Грибоедов (1761-1814). Мать - Анастасия Фёдоровна Грибоедова (1768-1839).

По свидетельству родственников, в детстве Грибоедов был очень сосредоточен и необыкновенно развит.

В 1803 году Грибоедов был отдан в Благородный пансион. А через три года, одиннадцатилетним мальчиком, он поступил в университет. Александр Сергеевич окончил словесное отделение философского факультета Московского университета. Грибоедов был «вундеркиндом», окончившим университет в 15 лет.

В 1810 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на этико-юридическое отделение, а потом на физико-математический факультет.

Летом 1812 года, во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель появился на территории России, Грибоедов вступил в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение) графа Салтыкова, получившего дозволение на его формирование . С. Н. Бегичев пишет :

Но едва приступили к формированию, как неприятель вошёл в Москву. Полк этот получил повеление идти в Казань, а по изгнании неприятелей, в конце того же года, предписано ему было следовать в Брест-Литовск, присоединиться к разбитому иркутскому драгунскому полку и принять название иркутского гусарского.

А. С. Грибоедов на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

8 сентября 1812 г. корнет Грибоедов заболел и остался во Владимире , и вплоть, предположительно, до 1 ноября 1813 г. из-за болезни не появлялся в расположении полка. Прибыв на место службы, он попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» - князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве. Впоследствии он писал в письме к Бегичеву: «Я в этой дружине всего побыл 4 месяца, а теперь 4-й год как не могу попасть на путь истинный» .

До 1815 года Грибоедов служил в звании корнета под командованием генерала от кавалерии А. С. Кологривова. Первые литературные опыты Грибоедова - «Письмо из Брест-Литовска к издателю» , очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги» (перевод французской комедии «Le secret du Ménage») - относятся к 1814 г. В статье «О кавалерийских резервах» Грибоедов выступил в качестве исторического публициста /

Восторженно-лирическое «Письмо…» из Брест-Литовска к издателю «Вестника Европы» написано им после награждения Кологривова в 1814 году «орденом Святого Равноапостольского Владимира 1-й степени» и праздника 22 июня (4 июля) в Брест-Литовске, в кавалерийских резервах, по этому поводу.

В конце 1814 Грибоедов приезжает в Петербург, знакомится и сближается с кружком «младших архаистов», где он почерпнул идею создания национального искусства, стремление к высокости и естественности стиля.

С 1817 служил в Министерстве иностранных дел в Петербурге; в это время познакомился с Пушкиным.

С 1818 служил секретарём русской миссии в Тегеране, с 1822 в Тифлисе - секретарём по дипломатической части при командующем русскими войсками А. П. Ермолове.

В январе 1826 арестован в крепости Грозная по подозрению к принадлежности к декабристам; во время ареста друзья уничтожили компрометирующий поэта архив; Грибоедов был привезён в Петербург, но следствие не смогло найти доказательств принадлежности поэта к тайному обществу. По общему согласию всех подозреваемых никто не дал показаний в ущерб Грибоедову.

В сентябре 1826 вернулся в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там 22 августа (3 сентября) 1828 года на княжне Нине Чавчавадзе, дочери начальника Эриванской области и грузинского поэта Александра Чавчавадзе.


1.1. Гибель в Персии

Нина Чавчавадзе - жена писателя

Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы, но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран. Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января (11 февраля) 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа религиозных исламских фанатиков разгромила русскую дипломатическую миссию, и все её члены были убиты, кроме секретаря Мальцова. Толпа ворвалась в дом, грабя и разрушая все вокруг. Грибоедов, как считается, выбежал с саблей и получил удар камнем по голове, затем закидан камнями и изрублен. Обстоятельства погрома русской миссии описываются по-разному, однако Мальцов был очевидцем событий, и он не упоминает о гибели Грибоедова, только пишет, что человек 15 оборонялись у дверей комнаты посланника. Мальцов пишет, что было убито 37 человек в посольстве (все, кроме него одного) и 19 тегеранских жителей. Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов с 37-ю товарищами, а из толпы было убито 80 человек. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли с Якубовичем. Тело Грибоедова доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида.

Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привез Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.

На могиле вдова Нина Чавчавадзе поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» .

Последним годам жизни А. С. Грибоедова Юрий Тынянов посвятил роман «Смерть Вазир-Мухтара» (1928).


2. Творчество

По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «младшим архаистам»: его ближайшие литературные союзники - П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей - такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.

Ещё в годы учёбы в Московском университете (1805) Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение Озерова «Дмитрий Донской» - «Дмитрий Дрянской». В 1814 в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» (1815). В этом же году он публикует и ставит на сцене комедию «Молодые супруги» - пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Он использует очень популярный жанр «светской комедии» - произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность.

В 1816 выходит в свет комедия «Студент». По свидетельствам современников, небольшое участие в ней принимал Катенин, но скорее его роль в создании комедии ограничивалась редактурой. Комедия имеет полемический характер, направлена против «младших карамзинистов», пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Основной пункт критики - отсутствие реализма.

Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения - носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» - это черта Чацкого.

В 1818 Грибоедов принимает участие в написании «Притворной неверности» совместно с А. А. Жандром. Комедия представляет собой обработку французской комедии Барта. В ней появляется персонаж Рославлев, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. В этом же году выходит комедия «Своя семья, или замужняя невеста». Соавторы: А. А. Шаховской, Грибоедов, Н. И. Хмельницкий

Написанное до «Горя от ума» ещё очень незрело либо создано в соавторстве с более опытными на тот момент писателями (Катенин, Шаховской, Жандр, Вяземский); написанное после «Горя от ума» - либо не доведено дальше черновых набросков, либо (что также достаточно вероятно) погибло вместе с автором в Тегеране. Из крупных замыслов позднего периода - драмы «1812 год», «Грузинская ночь». Небезынтересна проза Грибоедова (очерки и особенно письма).


2.1. «Горе от ума»

Комедия в стихах «Горе от ума» задумана в Петербурге около 1816 года и закончена в Тифлисе в 1824; окончательная редакция - авторизованный список, оставленный в Петербурге у Булгарина, - 1828 год).

Комедия «Горе от ума» - вершина русской драматургии и поэзии; Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся «разошлась на цитаты».

«Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха» - П. Чаадаев. Апология сумасшедшего.


3. Интересные факты

  • Когда Грибоедов закончил работу над комедией «Горе от ума», то первым, к кому он пошёл показать труд, был тот, кого он больше всех боялся, а именно баснописец Иван Андреевич Крылов. С трепетом направился к нему первому Грибоедов, чтобы показать свой труд.

«Я привез манускрипт! Комедию…» «Похвально. Ну что же? Оставьте». «Я буду читать Вам свою комедию. Если Вы с первых сцен попросите меня удалиться, я исчезну». «Извольте сразу начинать», - ворчливо согласился баснописец. Проходит час, другой - Крылов сидит на диване, свесив голову на грудь. Когда же Грибоедов отложил рукопись и из-под очков вопросительно посмотрел на старика, его поразила перемена, происшедшая в лице слушателя. Лучистые молодые глаза сияли, беззубый рот улыбался. Он держал в руке шелковый платок, готовясь приложить его к глазам. «Нет, - замотал он тяжелой головой. - Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила». Вот вам и Грибоедов.

  • Грибоедов был настоящим полиглотом и владел многими иностранными языками. Он свободно владел французским, английским, немецким и итальянским, понимал латынь и греческий. Позже, будучи на Кавказе, он выучил арабский, персидский и турецкий языки.

4. Память

  • В Москве существует институт имени А. С. Грибоедова - ИМПЭ им. А. С. Грибоедова.
  • В 1995 году была выпущена почтовая марка Армении, посвященная Грибоедову.
  • В Тбилиси существует театр имени А. С. Грибоедова, памятник А. С. Грибоедову (автор М. К. Мерабишвили)
  • Улицы имени А. С. Грибоедова есть в городах: Ереване, Тбилиси, Симферополе

4.1. В филателии


5. Адреса в Санкт-Петербурге

  • 11.1816 - 08.1818 года - доходный дом И. Вальха - набережная Екатерининского канала, 104;
  • 01.06. - 07.1824 года - гостиница «Демут» - набережная реки Мойки, 40;
  • 08. - 11.1824 года - квартира А. И. Одоевского в доходном доме Погодина - Торговая улица, 5;
  • 11.1824 - 01.1825 года - квартира П. Н. Чебышева в доходном доме Усова - Николаевская набережная, 13;
  • 01. - 09.1825 года - квартира А. И. Одоевского в доходном доме Булатова - Исаакиевская площадь, 7;
  • 06.1826 года - квартира А. А. Жандра в доме Егермана - набережная реки Мойки, 82;
  • 03. - 05.1828 года - гостиница «Демут» - набережная реки Мойки, 40;
  • 05. - 06.06.1828 года - дом А. И. Косиковского - Невский проспект, 15.

6. Награды

  • Орден Святой Анны II степени с алмазными знаками (14 (26) марта 1828 года)
  • Орден Льва и Солнца I степени (Персия, 1829 год)
  • Орден Льва и Солнца II степени (Персия, 1819 год)

7. Издания сочинений

  • Полное собрание сочинений. Т. 1-3. - П., 1911-1917.
  • Сочинения. - М., 1956.
  • Горе от ума. Издание подготовил Н. К. Пиксанов. - М.: Наука, 1969. (Литературные памятники).
  • Горе от ума. Издание подготовил Н. К. Пиксанов при участии А. Л. Гришунина. - М.: Наука, 1987. - 479 с. (Второе издание, дополненное.) (Литературные памятники).
  • Сочинения в стихах. Сост., подгот. текста и примеч. Д. М. Климовой. - Л.: Сов. писатель, 1987. - 512 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье).
  • Полное собрание сочинений: В 3 т. / Под ред. С. А. Фомичева и др. - СПб., 1995-2006.

8. Музеи

  • «Хмелита» - Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. С. Грибоедова

Литература

  • Белинский В. Г., «Горе от ума», Полн. собр. соч. - Т. 3. - М., 1953.
  • Гончаров И. А., «Мильон терзаний». Собр. соч. - Т. 8. - М., 1952.
  • А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. - М., 1929.
  • Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума». - М.-Л., 1928.
  • Литературное наследство. - Т. 47-48 [Грибоедов]. - М., 1946.
  • Мещеряков В. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. - М.: Современник, 1989. - 478 с. Тираж 50 000 экз. ISBN 5-270-00965-X.
  • Нечкина М. В. А. С. Грибоедов и декабристы. - 2-е изд. - М., 1951.
  • Орлов В. Н. Грибоедов. - 2-е изд. - М., 1954.
  • Петров С. А. С. Грибоедов. - 2-е изд. - М., 1954.
  • А. С. Грибоедов в русской критике. - М., 1958.
  • Попова О. И. Грибоедов - дипломат. - М., 1964.
  • История русской литературы XIX в. Библиографический указатель. - М.-Л., 1962.

Примечания

  1. Дата рождения Грибоедова - особый вопрос. Варианты: 1790, 1792, 1793, 1794, 1795 года. 1795 год указан в первом формулярном списке (автобиография при зачислении в должность), на этот год указывает вдова А. С. Грибоедова Нина Чавчавадзе, некоторые друзья. Во втором формулярном списке Грибоедов указывает уже 1794 год. Булгарин и Сенковский указывают соответственно 1793 и 1792 годы. 1790 год есть в служебных бумагах после 1818 года, в бумагах следствия по восстанию 14 декабря 1825 года. При этом известно, что в 1792 году родилась сестра, в 1795 году - брат. Из этого исследователи делают вывод, что основательными являются версии 1790 или 1794 года. Необходимо отметить, что Грибоедов мог умышленно скрывать дату рождения, если таковая относится к 1790 году - в этом случае он родился до брака родителей. В 1818 году он получил чин, дающий право на потомственное дворянство, и мог уже обнародовать год рождения, это не лишало его привилегий.
  2. «Личность Грибоедова» С. А. Фомичев. - griboedov.lit-info.ru/griboedov/about/vospominaniya/fomichev.htm
  3. ФЭБ: Николаев и др. Из истории семьи Грибоедовых. - 1989 (текст). - feb-web.ru/feb/griboed/critics/fom89/str_76.htm
  4. , где в 1823 году у Бегичева гостил Грибоедов
  5. http://bib.eduhmao.ru/http:/libres.bib.eduhmao.ru:81/http:/az.lib.ru/g/griboedow_a_s/text_0060.shtml - bib.eduhmao.ru/http:/libres.bib.eduhmao.ru:81/http:/az.lib.ru/g/griboedow_a_s/text_0060.shtml С. Н. Бегичев «Записка об А. С. Грибоедове»
  6. Нечкина. М. В. Грибоедов и декабристы. С. 652.
  7. ЦГВИА, ф. 489, оп. 1, д. 2278, л. 143.
  8. Грибоедов А. С. Сочинения. М.; Л., 1959. С. 500.
  9. 1 2 ФЭБ: Свердлина. В военные годы. - 1989 - feb-web.ru/feb/griboed/critics/fom89/str_61.htm
  10. Александр Грибоедов и Нина Чавчавадзе - konca.net.ua/they/griboedov-i-chavchavadze
  11. Александр Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность (глава 6) - griboedov.lit-info.ru/griboedov/about/zhizn-i-literatura/griboedov-6.htm
  12. Александр Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность - А. М. Скабичевский - www.griboedov.net/kritika/a-griboedov3.shtml

Данный реферат составлен на основе