Тренинг для школьников. Все стороны моего "Я". Упражнение «Чистый лист бумаги»

То, что мы будем рассматривать в этой главе, вам может ничего нового про вас не сказать, но одно вы должны увидеть точно: вы увидите то, как вы себя видите. И когда вы это увидите, вы сможете понять кое-что про себя. Мы уже много говорили про отождествление. Про то, что есть ощущение себя, чувство Я и есть его отождествление с разными формами: с ролью, с телом, с образом и т.д. И мы выяснили, что ощущение Я и выполняемая нами роль — не одно и то же, что ощущение Я и наше тело — не одно и то же. Получается, что есть чувство Я, а есть масса образов, ролей и форм, с которыми мы себя отождествляем. Давайте попробуем обобщить все наши знания про самих себя и понять, кем и чем мы себя считаем, и является ли это действительно истиной про нас.

Но начнем мы наше исследование, пожалуй, с несколько иного ракурса: то, как мы видим себя, и то, как нас видят другие. Я уже неоднократно в предыдущих главах делал акцент на то, что у нас есть свой внутренний мир, к которому другие люди доступа не имеют. Это мир наших эмоций, ощущений, мыслей. Есть также внешний мир, который доступен остальным людям. Как вы думаете, где находится ваше ощущение себя: во внешнем мире или во внутреннем? Акцентирую внимание на том, что я имею в виду именно ощущение себя, чувство Я, о котором мы говорили в предыдущих главах. Очевидно, что ощущение Я находится в вашем внутреннем мире. Разве вы можете его кому-то показать? Когда вы смотрите на мир, вы его видите, как бы из головы (или даже из глаз), или из сердца, кому как ближе. При этом примерно туда (в голову или в сердце) вы условно помещаете свое ощущение себя.

Когда вы говорите «Я» вы обычно имеете в виду именно себя как чувство Я. И это, однозначно, субъективное ощущение. Однако, как на вас смотрят окружающие? Они точно не осознают это ваше ощущение себя. Все, что они могут о вас сказать, может касаться только ваших внешних проявлений. Они видят только ваше тело и его проявления: как оно выглядит, ваше внешнее поведение, характер, голос, и т.д. Это все относится к внешней реальности, т.к. только её вы можете разделить с другими.

Вот и выходит, что вы, когда говорите «Я», имеете ввиду одно — внутреннее чувство Я. Другие люди, когда говорят о вас имеют ввиду совсем иное — ваши внешние проявления. Пока вы смотрите на то, что происходит в вашем внутреннем мире, т.е. ваши мысли, образы, сны, чувства, другие люди наблюдают ваши внешние проявления, т.е. поведение вашего тела, ваши поступки, внешнее проявление ваших эмоций и т.д. Как, получается, люди вас оценивают? Кем они вас считают? Они считают, что вы — это ваше тело. И это естественно, т.к. только так они вас и знают.

Давайте посмотрим на этот процесс с двух сторон: со стороны сторонних людей, и со стороны вашего субъективного взгляда на мир. Вот смотрите, у родителей рождается ребенок. Они его называют, например, Коля. Они знают, что Коля — мальчик, т.к. у него присутствуют мужские половые признаки. Они знают, сколько Коля весит, каково здоровье Коли, какой цвет его глаз, и на кого он больше похож — на маму или на папу. Они это все знают потому, что они уже взрослые и умеют различать такие признаки у ребенка. Кроме того, и это самое главное, Коля для них — это вот это вот тельце, которое они перед собой видят. И, когда они обращаются они в нему, они, по сути, обращаются к этому тельцу. Даже имя Коля они дали именно телу новорожденного.

Я не хочу сказать, что родители относятся к ребенку, как просто к телу. Конечно, они видят в нем живую душу, живого человека, который, хоть и маленький, но осознает этот мир, имеет свой характер и свои особенности проявления. Конечно, они понимают, что он сознательный, и что у него есть такой же субъективный мир, как и у них, но непосредственно этого они не видят, поэтому обращаются к тому, что видно — в телу ребенка.

Итак, ребенок растет. У него появляются особенности поведения, выкристаллизовывается характер. Его тело постепенно начинает принимать более конкретные формы: он становится или полным или худым, или здоровым или болезненным, или блондином или брюнетом, или смышленым или глуповатым. Все это родители ребенка видят, непосредственно наблюдая за его поведением. Все эти особенности родители выделяют в нем потому, что в их культуре, где они выросли, научились выделять именно такие признаки. И они это делают только на основании своего субъективного мнения. Например, ум ребенка — достаточно широкое понятие. Он может быть несмышленым в раскладывании фигурок по кучкам по цвету, но может быть смышленым в умении общаться с другими людьми. Какой он, в таком случае, умный или глупый? Очевидно, что ни то, ни другое. Несмотря на это, родители на основании своей субъективной оценки дают ребенку ту или иную оценку — глупый или умный. То же самое касается и других признаков. Полнота, например, тоже субъективная оценка. Для одного человека ты — худой, для другого — полный. Еще пример. Одному из родителей может показаться, что у ребенка кривоватые ножки. Так это или нет — судить врачу, но родитель делает свое заключение и считает, что его ребенок кривоногий. Это так же субъективное заключение.

Часть характеристик и оценок ребенка родителями субъективна. Например: ум, сила, нормальность, красота, и др. Другая часть характеристик достаточно объективна. Например: вес, рост, цвет глаз, пол и т.д. Как бы там ни было, родители дают характеристики и оценки ребенку на основании того, что они видят и на основании своего взгляда на вещи, какими они должны быть. Повторюсь еще раз: эти все их оценки происходят только на основании того, как проявляет себя тело ребенка.

Давайте теперь посмотрим на все эти процессы со стороны ребенка, точнее, со стороны того, как он воспринимает мир. Возьмем вас. Как вы воспринимаете мир? Как бы из своего тела, из своей головы. Оттуда вы за всем наблюдаете. Так же, естественно, и у ребенка. Итак, что же видит и осознает ребенок? Здесь достаточно сложно судить, т.к. это внутренний опыт ребенка. Сложно представить, что же происходило в раннем детстве в сознании ребенка. Однако мы попробуем это представить исходя из того, как устроен наш личный субъективный опыт. Представьте, что вы маленький ребенок, который о себе ничего не знает. Все, что вы знаете о себе, так это ваше ощущение себя, своего присутствия. В это время вы отождествлены со своим ощущением себя. Естественно, вы видите и чувствуете свое тело, а также слышите голоса родителей, которые к вам обращаются. И вот родители, видя вас как ваше тело, показывают на ваше тело и говорят, что это вы. Они говорят вам, что вы — Коля, что вы мальчик, полненький, азарной и красивый. Они говорят, что у вас таланты к рисованию. Соседка тетя Глаша сказала, что вы несколько глуповаты. А тетя Зоя сказала, что у вас мамины глаза. Конечно, они все это говорят про ваше тело и ваше поведение, но при этом обращаются к вам и говорят что это именно ВЫ такой. Так как вы понятия не имеете, кто вы такой, то принимаете все это на веру.

Вы постоянно находитесь в обществе взрослых и, естественно, постепенно перенимаете их взгляд на мир. В том числе вы принимаете их представление о вас. Вы перестаете верить своим ощущениям, тому, что вы — это ваше ощущение присутствия, ваше чувство Я. Авторитет взрослых достаточно силен, чтобы вы начали считать себя тем, что о вас говорят эти большие и авторитетные люди. Постепенно вы все больше начинаете считать себя этим телом с именем Коля. Также вы узнаете, что вы мальчик, полненький, азарной, красивый. Вы принимаете на веру, что у вас есть талант к рисованию, что вы глуповаты, и что у вас мамины глаза. Вы начинаете считать собой все то, что о вас говорят.

Так формируется в уме человека абстрактный образ под названием «Я». Почему это абстрактный образ? Потому что все, что ребёнку говорят о нем взрослые, это все только информация. В уме создается некий образ «Я» , и все, что человек про себя узнает от окружающих, добавляется к этому образу в виде дополнительной информации. Впоследствии человек узнает, что он — Овен, что у него холерический характер, что он русский и что принадлежит знатному роду. Постепенно этот образ себя у человека расширяется за счёт новой информации. Часть знаний о себе он узнает от окружающих, часть — просто наблюдая за собой. Например, ребёнок пытается залезть на высокое дерево, как это делают его ровесники, но у него ничего не получается. После ряда неудачных попыток он заключает, что он не умеет лазить по деревьям. Это убеждение добавляется к его образу себя. Теперь, зная это, он в будущем даже не будет пытаться залезть на дерево, хотя физически он уже достаточно для этого развился.

Вот так вырастает мальчик Коля и его образ себя заполняется примерно такой информацией: его зовут Николай Лыжин, он из семьи шахтеров, он мальчик, ему 10 лет, он украинец, он умеет хорошо играть в футбол, ему плохо даются точные науки, но хорошо дается русская литература, и т.д. Как вы понимаете, то, что я перечислил про мальчика Колю — капля в море той информации, которую имеет этот ребёнок про себя. И вся эта информация входит в его образ Я .

Если спросить этого ребёнка в более-менее взрослом возрасте, кто он, то он, скорее всего, начнёт перечислять что-то из этого списка, входящий в его образ Я. Однако, как мы говорили ранее, когда мы говорим слово «Я» у нас возникает особое чувство или ощущение, которое мы выше назвали чувством Я, или ощущением себя. Получается, что в сознании взрослого человека есть, как бы, два объекта, которые называются Я: чувство Я и образ Я . Когда человек говорит «Я хочу есть» то он имеет в виду своё чувство Я. Когда человек говорит «Я умею хорошо готовить», то он имеет в виду свой образ Я. Однако, чаще всего, человек думает о себе именно как об образе Я, при этом полагая, что он и есть этот образ Я. При этом человек редко задумывается о своём чувстве Я, редко обращает на него внимание. Так происходит замещение его изначального ощущения себя на образ себя. А образ себя — это абстрактный образ в его уме. Мы уже в предыдущих главах этот процесс описывали. Это и есть отождествление себя с образом Я.

Как мы видим, наш образ себя содержит очень много информации. Давайте попробуем перечислить все то, что может входить в этот образ. Т.к. пунктов очень много мы их разделим на группы. Итак, что входит в образ Я?

  1. Физическое тело
    1. Пол . Мужской, женский. Пример : Я — мужчина.
    2. Внешний вид . Цвет глаз, цвет волос, стройность, рост, телосложение и все остальные особенности тела человека. Пример : Я брюнет; у меня голубые глаза; я в меру упитанный; мой рост 1,76 метра; у меня длинные волосы; на левой ноге у меня рубец от пореза и т.д.
    3. Возраст . Пример : Мне 28 лет.
    4. Состояние здоровья . Общий физический тонус, хронические болезни, подверженность заболеваниям и др. Пример : Я, в общем-то, здоровый человек; У меня хронический гастрит и плоскостопие; Я легко простужаюсь.
  2. Отношения с людьми
    1. Семья и отношения с семьей . Сюда входят все люди, которых я считаю своими родственниками. Особый круг составляют близкие люди: родители, братья, сестры, дети и все остальные, кого я считаю своей семьей. Сюда же стоит добавить все особенности моих отношений с каждым из членов моей семьи. Пример . Моя мать — Белоусова Мария Филипповна. У меня с ней дружеские отношения, правда, иногда мы ссоримся по поводу моей профессии. Мой брат — Белоусов Кирилл Потапович. У меня с ним натянутые отношения. Мой дед — Белоусов Захар Семенович. Он ветеран войны и имеет медаль за отвагу, которую ему вручил сам Сталин. И т.д.
    2. Род . Пример : мы — род Белоусовых, мы — аристократы, мой прапрадед имел поместье в Ростовской губернии.
    3. Друзья и отношения с друзьями . Пример : У меня 5 друзей. Один из них — полковник спецслужб. Они ко мне относятся замечательно, я к нему тоже. С одним из них у меня общий бизнес.
    4. Коллеги и отношения с коллегами . Пример : Я работаю в офисе. Я общаюсь с десятью коллегами. С одним из них у меня постоянная вражда. С двумя другими я дружу. С остальными у меня формальное общение. Шеф у меня замечательный. Он признает мои достижения и относится с пониманием к своим сотрудникам.
    5. Общее отношение людей ко мне . Пример . В принципе основная масса людей, которых я знаю, относятся ко мне уважительно. Многие из них даже любят меня и считают очень веселым человеком.
  3. Положение в обществе
    1. Имя . Пример : Меня зовут Белоусов Иван Потапович. Родственники меня зовут просто Ваней. Друзья меня зовут Ванек.
    2. Образование и профессия . Пример : Я имею высшее образование по специальности системотехника.
    3. Работа и должность . Пример : Я работаю на фирме “Рога и копыта” старшим инженером.
    4. Уровень дохода . Пример : Я получаю 1000 долларов в месяц.
  4. Принадлежность социальной группе
    1. Национальность . Пример : Я — русский.
    2. Раса . Пример : Я — белый.
    3. Вероисповедание . Пример : Я — буддист.
    4. Социальный класс . Пример : Я отношусь к элите общества.
    5. И др.
  5. Собственность
    1. Место жительства . Пример : Я живу в элитном районе в центре Москвы в пятикомнатной квартире.
    2. Личная собственность . Все, чем я владею. Пример : У меня есть магнитофон, паяльник, люстра, штаны из Китая, кепка, телефон IPhone, дом на Рублевке, две фирмы по производству мебели, автомобиль Ауди и т.д.
  6. Личные особенности
    1. Характеристики себя . Т.е. какой я. Пример : Я — смелый, сильный, разносторонний, жадный, красивый, злой, доверчивый и т.д.
    2. Типичное поведение . Особенности моего поведения в разных ситуациях. Пример : при девушках я робею; если меня задеть, то я дам сдачи; я спокойно отношусь к увлечениям моего сына; я всегда стараюсь прийти на помощь человеку; и т.д.
    3. Знания . Пример : я знаю, как устроен телевизор, как выиграть в рулетку, как правильно инвестировать деньги; я хорошо знаю школьный курс физики; у меня диплом по вязанию крючком; и т.д.
    4. Умения . Пример : Я умею хорошо ловить рыбу, играть в шахматы, строить дома, знакомиться с девушками, плавать, играть в нарды и т.д.
    5. Интересы . Что мне интересно и не интересно. Пример : мне интересно все, что связано с миром моды; мне интересно читать детективы; мне интересно играть с сыном; мне не интересно ходить по магазинам; мне не интересно играть в футбол; и т.д.
    6. Предпочтения . Пример : мой любимый цвет — синий; мне нравится джаз; я люблю хризантемы; мне нравятся девушки с мягким характером и красивыми ножками; я не приветствую грубость; я уважаю людей со своей точкой зрения; и т.д.
  7. Профессиональные качества
    1. Мастерство . Пример : я — мастер спорта по биатлону.
    2. Таланты . Пример : я очень хорошо умею рисовать; я талантливый руководитель; мне легко даются точные науки; и т.д.
  8. Линия жизни
    1. Личная история . Вся история моей жизни. Биография. Пример . Я родился в Воронеже. В три года я заболел скарлатиной. В пять лет наша семья переехала в Москву. В школе я учился плохо. В девятом классе я подрался с одноклассником. После школы я поступил в институт. И т.д., все то, что я про себя помню.
    2. Видимое будущее . Планы на будущее — близкие и дальние. Ожидания, опасения. Пример . Я собираюсь через год переехать в Ашхабад. А этим летом я думаю поехать отдохнуть на Мальдивы. В перспективе я хочу поменять профессию и род деятельности. Хочу стать летчиком.

Этот список — просто первое приближение того, что может входить в наш образ себя. Естественно, он не полный, и его можно пополнять и пополнять. Но и этого достаточно, чтобы вы могли оценить, как много мы вкладываем в понятие себя. В детстве наш образ себя еще не настолько расширен. Однако, с каждым годом это список пополняется и изменяется. Да и мы сами, в общем, очень много времени своей жизни уделяем тому, чтобы сделать этот список таким, чтобы мы могли собой гордиться. Часть пунктов из этого списка нам нравятся и мы их, при возможности, пытаемся показать другим. Часть пунктов мы пытаемся скрыть, т.к. нам кажется, что они нас не красят. И, если посмотреть правде в глаза, мы носимся с этим списком, как с писаной торбой. Мы тратим уйму времени и усилий в своей жизни на то, чтобы как-то подправить и украсить новыми весомыми пунктами этот список. Мы идем в спортзал и занимаемся своим телом. Мы получаем образование. Мы удачно выходим замуж и рожаем детей. Мы идем на тренинги, чтобы стать более уверенным в себе. Мы создаем себе карьеру. Мы покупаем дорогие игрушки: машину, двухэтажную виллу, IPhone последней модели. Мы пытаемся как-то повысить свои доходы. Мы хвастаемся перед другими своими достижениями и своей собственностью. А все для чего? Чтобы мы могли впоследствии сказать: «Со мной все в порядке», или “Какой же я классный!”

Как вы думаете, почему мы так много времени и усилий уделяем тому, чтобы сделать из своего образа Я конфетку? Потому, что мы стали в свое время думать, что мы — это наш образ Я. Мы отождествили себя с этим списком пунктов, который входит в наш образ Я. А раз я — это то, что я о себе знаю (образ Я), то возникает естественное желание стать больше и лучше. А как это сделать? За счет увеличения и коррекции образа Я. Однако, это очень приближенное объяснение причин нашего поведения. Более полно по этому поводу мы поговорим с вами в отдельной книге, посвященной, как раз, нашим устремлениям и чаяниям, нашему поиску счастья, и причинам нашего несчастья. Здесь же мы уделим внимание тому, как на нас влияет это отождествление со своим образом Я.

Это влияние мы уже частично рассматривали, когда говорили об отождествлении чувства Я с той или иной формой : физическим телом, ролью, образом и т.д. На самом деле, то, кем мы себя считаем и что считаем своим — это все входит в наш образ себя. “Я — доктор”, “Я — мать”, “Я — это мое тело”, “Я — женщина”, “Я — человек” — это все части образа себя. “Я имею машину BMW бизнес класса”, “Я владею компанией по производству кирпичей”, “У меня лучшие друзья”, “Я имею знакомство с главой Роснефти” — это все, что я считаю своим, и это все входит в мой образ себя.

Что произойдет, если вдруг у меня нарушится дружба с главой Роснефти? Очевидно, я расстроюсь. Ведь до того я был аж другом этого высокопоставленного человека, а теперь я им не являюсь. Мой образ Я потерпел урон. Я слыл радушным и добрым человеком среди людей, но вчера меня мой знакомый довел до белого каления, и я его ударил. Мой образ меня теперь “запачкался”, и я уже не такой хороший, как был раньше. Но сегодня мне друзья подарили уникальную вещь: копье, принадлежавшее индейцам племени Чероки. Теперь я гордый и единственный владелец такого копья в нашем городе. Мой образ себя пополнился новый приятным мне пунктом. А еще, вчера моя дочь стала чемпионкой мира по гимнастике. Я — гордый родитель. Мой образ себя стал больше на один важный и весомый пункт. Однако у меня до сих пор нет собственной яхты, как у моих друзей. И это меня сильно расстраивает. Поэтому я буду сильно стараться, чтобы накопить денег на такую яхту, которую я бы мог показать своим друзьям и знакомым. И тогда я стану счастлив.

Наше отождествление со своим образом Я создает нашу сильную привязку ко всему тому, что входит в наш образ себя. После того, как появился этот образ в нашем сознании, он стал постепенно нарастать новыми знаниями и себе, которые мы получали, как от окружающих людей, так и от себя. Отождествляя себя с этим образом себя, мы начали принимать в его построении активное участие. Мы стали пытаться исправить те стороны этого образа, которые нас не устраивали, и одновременно мы работали над тем, чтобы пополнить его новыми пунктами, которыми бы мы гордились. Так мы начали, фактически, строить себя. Для нас это называется ростом, развитием. Однако, как бы мы ни старались, жизнь — непредсказуемая штука, и она периодически портит некоторые составляющие нашего образа себя. То машина поломается, то жена изменит с другим, то проблемы на фирме, то заболеете чем-то. И мы, получая вот такие вот неприятности, стараемся их исправить и вернуть в целое состояние. Конечно, жизнь не только забирает, но и преподносит приятные сюрпризы. Встреча с любимым человеком, выигрыш в лото, неожиданное повышение по карьерной лестнице, появление детей. Жизнь как берет, так и дает. А мы, как можем, своими руками выстраиваем из всего этого то, что мы бы хотели видеть в качестве своей жизни, в качестве себя. Но, как бы мы ни старались, наш человеческий век ограничен. Постепенно уходит молодость. Здоровье становится не таким крепким. Дети «вылетают из гнезда». Вы выходите на пенсию. Постепенно уходят близкие вам люди. Ваш образ себя постепенно все больше и больше сходит на нет. И в старости вы, возможно, начинаете понимать, что все, с чем вы о себе знали, было лишь вашим отождествлением, и когда вы умрете, исчезнет все, абсолютно все, что вы считали собой. Исчезнет ваш образ Я. А что же остается, когда исчезает образ Я, но вы все еще живы? Только чувство Я, которое всегда было с вами, но на которое вы почти никогда не обращали внимание.

Конспект занятия по психологии « Образ моего « Я» »
для учащихся 5 -6 классов
Подготовила и провела: педагог-психолог МБОУ Бекасовской сош Ж.С.Вылиток
Цель: - исследование качеств личности
- совершенствование своего « Я»
- построение плана развития и приобретения положительных качеств личности
- развитие психических процессов (внимание, память, мышление, речь)

Форма проведения: практикум

Ход занятия:
1. Орг. момент. Приветствие.
2. Основная часть.
2.1 Обучение навыкам самоанализа.
а) вступительная беседа.
- Как вы думаете, почему мы все такие разные? Да, потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности, которые формируются благодаря множеству причин. У нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями и устоями; мы дружили с разными людьми – все это отложило отпечаток на нашей индивидуальности. Нет на земле двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек уникален и по – своему неповторим.
Сегодня мы еще раз поговорим о нашей уникальности и неповторимости, о том, что в каждом из нас множество разнообразных качеств личности, которые и делают нас неповторимыми.
Каждый из нас постоянно употребляет местоимение « я»; это « я» думает, учится. Но кто такой этот « я» , как он выглядит, как может поступить в той или иной ситуации?
Это « я» живет в человеке в виде представлений о самом себе. Я – это то, кем считает себя человек в мыслях, чувствах, действиях. Совокупность всех представлений о себе называется « образом – «я», или «я»- концепцией.
Наш внутренний человек, образ « я» многогранен, он проявляет себя по – разному: вцы можете быть на уроке тихим и скромным, а дома – грозой семьи, на улице – хорошим другом.
Существует «я»- физическое –внешнее, « я»- психическое – внутреннее.Есть « я» - сознательное (я- высокий, красивый) , « я» - бессознательное –
(непонятно, почему нравится запах розы, любите сладкое).Вы помните себя в прошлом, ощущаете в настоящем, представляете в будущем.У вас есть идеал вашего « я» – каким бы вы хотели себя видеть.

Б).Упражнение:« Кто это» (водящий угадывает ученика по его характеристике).

В). Упражнение « Наоборот» (одни называют положительное качество характера человека, другой – отрицательное).
Г). Упражнение « Волшебный круг»(в центре окружностей – «я», в первом круге – качества, проявляющиеся ежедневно, во втором круге – качества, проявляющиеся часто, но не каждый день, в третьем – те, которые проявляются редко, в четвертом, те, которых у вас нет, но вы бы хотели приобрести.
Обсуждение результатов.
Вопросы: Что нужно для того, чтобы эти качества стали частью вашей личности? Поможет ли это в построении плана развития своей личности?
Вывод: Для полноценного развития своей личности нужно иметь цель, к которой необходимо стремиться, не отступая от нее, не смотря ни на что.

Д). Притча « Орел и пустыня»(см. стр. 117)
Вопросы:
-Что такое цель?
- Какую цель поставил для себя орел?
- Можно ли назвать цель орла высокой? Почему?
- Какие качества развивает стремление к высокой цели?
- Что нужно для реализации цели?
Вывод: Чтобы достичь поставленной цели нужно иметь представление о том как вы будете это делать, иметь план действий. Если только говорить о том, чего вы хотите, но ничего не делать, то результата никогда не добиться.

2.2 Развитие психических процессов(внимание, память, мышление) .
а) Упражнение « Разминка»
б)Упражнение « Анаграммы»
в) Упражнение « Найди имя»
г)Упражнение «Запомни»
д) Головоломка

3.Заключительная часть.
Вывод. Упражнение « Комплименты»
находчивость смелость беспечность высокомерие скупость неряшливость доброта умение прощать честность благодарность настойчивость ум капризность несдержанность аккуратность чувство меры общительность хитрость предательство робость эгоизм заботливость исполнительность лень хороший вкус верность простодушие трудолюбие обидчивость жадность
забывчивость трусливость грубость любознательность чуткость сострадание опрятность
обман пунктуальность щедрость терпеливость справедливость гордость

1.Не поддавайся плохому настроению!

2. Будь смелее!

3. Доверяй себе!

4. Определи цель своей жизни!

5.Наметь пути достижения цели!

6. Научись правильно оценивать свои возможности!

7. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе!

8. Развивай свои способности!

9. Работай над собой!

Данные об авторе

Орузбаева Екатерина Васильевна

Место работы, должность:

МКОУ "Школа-интернат среднего (полного) общего образования №1 города Коврова" Владимирской области Педагог-психолог

Владимирская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Специальное (коррекционное) образование

Уровень образования:

Школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Классный руководитель

Целевая аудитория:

Педагог-психолог

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Педагогика

Предмет(ы):

Психология

Цель урока:

Цель

Задачи.

Используемое оборудование:

лист бумаги, цветные карандаши, магнитофон, CDдиск, карточки «Эмоции», воздушный шар, декоративная свеча.

Краткое описание:

На сегодняшнем занятии мы знакомимся с Образ «Я», т. е. познаем себя, «Какие же мы есть на самом деле?» Например, образ моего «Я» бывает разным: я могу быть доброй, веселой, а могу быть грустной, могу быть активной, а могу быть и ленивой. А какими бываете вы…………………..

Технологическая карта воспитательного занятия.

Основные блоки

Виды деятельности

Необходимая база

(оборудование)

Примечание

1.Организационный

Сообщение темы занятия

декоративная свеча,

2.Разминка

Упражнения

«Имена-качества», «Какой Я»

лист бумаги, цветные карандаши,

3.Медитация

«Я - это Я»

магнитофон, CD диск

4.Продолжение работы по теме

Упражнение -практикум

знакомство с техниками Самопомощи

карточки «Эмоции», воздушный шар

5.Завершение

«Чемодан в дорогу»

Итог занятия

Цель : Развитие умения учитывать свои сильные и слабые стороны, стремиться преодолевать слабости и использовать преимущества.

Задачи. Актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах как неотъемлемых сторонах личности; развивать умения объективно оценивать сильные и слабые стороны своего характера, научить преодолевать свои слабости, используя достоинства и преимущества; принятие себя и осмысление возможности самосовершенствования.

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши, магнитофон, CD диск, карточки «Эмоции», воздушный шар, декоративная свеча.

Здравствуйте! Начинаем занятие.

Этап 1. Организационный момент.

Цель : создать положительную атмосферу; настроить участников занятия на плодотворное сотрудничество; снять эмоциональное психологическое напряжение.

Ведущий выносит свечу, зажигает её со словами: «пусть пламя этой свечи согревает нас на протяжении всего занятия, поможет расслабиться, подарит хорошее настроение».

В толковом словаре Ожегова пламя свечи символизирует - душевный подъём, воодушевление. Я желаю вам на уроке теплоты общения, активности, энергичности.

Устраивайтесь удобней на стульях, подумайте о чём-то приятном, сокровенном, о том, что вас радует в жизни, согревает, поднимает ваше настроение (пауза).

На сегодняшнем занятии мы знакомимся с Образ «Я», т. е. познаем себя, «Какие же мы есть на самом деле?»

Например, образ моего «Я» бывает разным: я могу быть доброй, веселой, а могу быть грустной, могу быть активной, а могу быть и ленивой. А какими бываете вы…… ……………..

Этап 2 . Разминка.

Цель этапа разминки : осознание возможности формирования адекватной самооценки.

1. Упражнение-активатор «Имена-качества».

Цель: познакомить участников с образом «Я».

У каждого из нас есть имя, которое было подарено нам от рождения. И нам приятно слышать, когда, обращаются к нам, произносят его. Ребята, дайте характеристику себе по первой букве вашего имени.

Например: меня зовут Екатерина. Я единственна, естественная.

v А какой ты …….

А ещё я похожа на леопарда, потому что я такаю же быстрая, ловкая, смелая, но могу быть и хищницей.

v А ты на кого похож …………..

Посмотрите, какой разный образ нашего «Я». Ведущий перечисляет ответы детей…………….

Вывод: В одном я уверена, что вы согласитесь со мной, приятно подчёркивать свои сильные стороны (назвать какие дети). Но немало важным является и то, что мы видим в себе недостатки, ведь образ нашего «Я» не может быть идеальным. Мы можем, порой, злится, огорчаться, временами грубить. Важно уметь посмотреть на себя со стороны, увидеть в себе отрицательные и положительные качества, привычки.

2. Упражнение «Какой Я?» (рисование ладони).

Цель: формирование внимательного отношения к себе и к особенностям других.

Участникам раздаются чистые листочки, на которых они рисуют (обводят) свою ладонь. Затем в каждом пальце записывают свои сильные и слабые стороны, т.е. формируют образ своего «Я».

Потом листочек пускается по кругу, у кого листочек, то пишет о хозяине, что-то приятное или неприятное. Когда листок возвратился к хозяину, задание заканчивается, начинается обсуждение. Участники рассказывают, с чем они согласны, с чем не согласны.

Вывод: насколько вы внимательны к образу вашего «Я» и к образу «Я» окружающих, зависит построение социальных контактов.

Этап 3. Медитация «Я - это Я».

Цель : закрепить внимательное к себе отношение.

Во всём мире нет некого в точности такого же, как Я.

Мне принадлежит всё, что есть во мне:

  • Моё тело, включая всё то, что оно делает; включая все мои мысли и планы;
  • Мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть;
  • Мои чувства, какими бы они разными не были, - тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость;
  • Мой рот и все слова, которые он может произносить;
  • Мой голос; мои действия, обращённые к другим людям и себе.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.

Мне принадлежат все мои победы и удачи.

Я могу полюбить себя и подружиться с собой. Я могу сделать так, чтобы всё во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что во мне есть что-то, чего я не знаю. Поскольку я дружу с собой и люблю себя, я могу осторожно и терпеливо узнать всё больше и больше разных вещей о себе.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать.

Я имею всё, чтобы быть продуктивны, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя.

Я - это Я и Я - это замечательно.

Этап 4. Продолжение работы по теме.

Учёный по фамилии Шибутани говорил: «Когда человек не может принимать себя, каков он есть на самом деле, основные усилия направляются, скорее всего, на самозащиту, чем на самопознание».

Ребята, хочу вас познакомить с гаммой чувств, с адекватным проявлением своих эмоций. А также научу вас безопасным способам выхода из критических ситуаций .

Ребята, когда вы слышите, что-то неприятное в ваш адрес, ваши действия? Правильно злитесь, обижаетесь, агрессируете.

Как вы поняли, что ваш оппонент обиделся, разозлился? У него на лице появляются определённые эмоции (раздражения, обиды). Какую эмоцию сейчас испытывает этот человек? (демонстрация карточек).

Упражнение «Шарик».

Цель : познакомить участников с гаммой чувств, с адекватным проявлением своих эмоций. А также научить участников безопасным способам выхода из критических ситуаций.

Учитель показывает воздушный шар.

Ребята, представьте, что шарик это тело человека. Воздух, который находится в нём, негативные эмоции: злость, ужас, недоумение, обида и т.д.

Ø Что сейчас может произойти с шариком (с человеком), если его переполнят негативные эмоции? (учитель демонстрирует, как лопается шарик).

Ø А как вы думаете, может ли такой способ выражения своих чувств, эмоций быть безопасным?

(Ответы детей: нет, не может, т.к. он может нанести вред и себе и окружающим).

Вы можете сами пользоваться ими или поделится с товарищами. Когда чувствуете, что вас переполняют негативные эмоции, но надо обязательно сдержаться выполняйте следующее:

1. Посчитайте (про себя) до 10;

2. Пощипывайте мизинец правой руки;

3. Глубоко дышите.

4. Если есть поблизости вода, смочите руки.

Вывод: мы познакомились со способами безопасного поведения, познакомились с техникой

«Самопомощи». Знания помогут вам адекватно реагировать на ситуацию.

Так что же мы сегодня изучали на занятии?

a. Познакомились с образом «Я»;

b. Изучали, что такое самооценка и как её развивать;

c. Учились способам безопасного поведения;

d. Научились технике самопомощи.

Этап 5. Завершение

Как обычно, давайте соберём «Чемодан в дорогу».

Цель: формирование позитивных навыков отношения к личности другого.

Участники собирают багаж, взять необходимо только положительные качества, которые им помогут в дороге (сегодня, завтра или вообще, в жизни).

Свеча, которую мы зажгли в начале урока, продолжает гореть. А это значит, всё задуманное

вами непременно сбудется. Вот на такой позитивной ноте я хочу закончить занятие.

Занятие с элементами тренинга «Образ моего «Я»

Маликова О.М., психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»

Цель: осознание участниками своего собственного «Я», особенностей своей личности, формирование положительного образа «Я».

Задачи:

    Сформировать у подростков навыки самоанализа и определения своих психологических границ.

    Дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают другие участники.

    Обсудить конструктивные способы поддержания позитивной самооценки.

Время проведения: 1 час 20 минут

Оборудование: листы бумаги А4, цветные карандаши или фломастеры.

Ход работы

Приветствие

Тест-игра «Самооценка»

Участникам предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка участника. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит ее результаты принимать очень серьезно.

Обсуждение понятия «самооценка»

Самооценка – это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его интересов. На самооценку влияют несколько факторов.

Во-первых, представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть.

Во-вторых, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

В-третьих, человек испытывает удовлетворение не от того, что он просто делает что-то хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Упражнение «Мое жилище»

Цель: осознание своих личностных особенностей и психологических границ.

Инструкция: «Сейчас вам нужно нарисовать свое личное пространство в виде какого-нибудь жилища, дать этому жилищу название, очертить его границы, если это необходимо. Время рисования 5 минут».

Рисунки выкладываются в круг.

Ведущий: «Давайте подумаем вместе и ответим на следующие вопросы:

    В виде какого объекта получилось ваше жилище?

    Есть ли граница у вашего жилища?

    На каком расстоянии от него она проходит?

    Из какого материала ваше жилище и граница? Какой прочности? Какого цвета?

    Имеет ли кто-нибудь право заходить в ваше жилище?

    Кого из группы вы могли бы пустить в ваше жилище?»

Упражнение «Мои качества»

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и разделите его на 4 квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2,3,4.

Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся, и которые вы считаете положительными.

Теперь заполните квадрат 3: напишите пять качеств, которые вам в себе не нравятся, которые вы считаете негативными.

Теперь посмотрите на квадрат 3 и переформулируйте эти качества так, чтобы они стали положительными, так, как если бы вас оценивал ваш лучший друг. Запишите в квадрат 2.

Теперь посмотрите на квадрат 1. Переформулируйте эти качества так, словно бы вас оценивал ваш недруг. Запишите в квадрат 4.

Теперь закройте ладонью (сверните лист) квадраты 3 и 4 и посмотрите на квадраты 1 и 2 – какой замечательный человек перед вами.

Теперь закройте квадраты 1 и 2 – жуткая картина. С таким человеком никто не захочет общаться!

А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.

Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем букву «Я».

Вопросы для обсуждения:

- Какое впечатление произвело на вас это упражнение?

Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?

Вывод: Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относиться! Мы можем быть себе и врагом, и другом. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если у них нет для этого объективных оснований.

На самом деле нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых это качество мешает, а есть ситуации, в которых это качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сами можем управлять их проявлениями, а не подчиняться им.

Упражнение «Я глазами других»

Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать умение анализировать и определять психологические характеристики – свои и окружающих людей.

У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?»

Участникам предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать десять слов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый друг). В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписанные листочки на стол, передаются по кругу, сосед справа пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем каждый листочек возвращается хозяину.

При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:

    повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;

    о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);

    насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);

    отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);

    совпадают или не совпадают Я-концепция и представления других об этом человеке;

    из чего складывается представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям и т.д.).

Групповая дискуссия «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку»

Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются ведущим. Затем делается акцент на том, что существуют конструктивные и деструктивные способы поддержания самооценки. Участники вместе с ведущим обсуждают, как избежать деструктивного поведения в данной ситуации, каким конструктивным поведением можно его заменить.

Информация для ведущего:

Способы поддержания позитивной самооценки

улучшаем внешность (прическа, макияж, следим за фигурой);

занимаемся самообразованием, развитием своих талантов, способностей;

достигаем успеха в каком-то деле;

помогаем другим людям;

не ставим глобальных целей;

имеем хобби как способ выделиться из толпы;

усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.

    • обесцениваем других людей;

      «нарываемся» на комплимент;

      украшаем свой уголок плакатами, надписями типа: «я – лучше всех!», «я – король мира!» и т.д.;

      иногда рисуемся (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто» и ярко (уйти с уроков, покурить «за компанию», принять алкоголь и т.п.).

Методы самовоспитания:

Самоприказ – короткое отрывистое распоряжение самому себе, применяется, когда человек ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять действия по их преодолению.

Самовнушение – (я уверен в себе!) помогает владеть собой даже в самых трудных ситуациях.

Самоободрение – при неудаче полезно вспомнить о своих успехах, с юмором отнестись к своим внешним недостаткам.

Самостимуляция – в случае небольших успехов целесообразно хвалить себя; в случае неудачи полезно выговаривать себе: «Плохо!»

Упражнение «Зато ты…»

Цель: создание положительной атмосферы в группе, повышение самооценки участников.

Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «…зато ты (у тебя)…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты и др.).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист. Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.

Рефлексия

Список литературы

    Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е. В. Емельянова – СПб: Речь, 2008 – 336 с.

    Латышев Г. В. Смотри по жизни вперёд: руководство по работе с подростками / Г. В. Латышев, М. В. Орлова, С. М. Яцышин, О. А. Титова, Д. Д. Речнов – СПб: « АПК и ПРО» , 2002 – 112 с.

    Майорова Н. П. Обучение жизненно - важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей / Н. П. Майорова, Е. Е. Чепурных, С. М. Шурухт – СПб: Образование-Культура, 2010 – 228 с.

    Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг/ К. Фопель – М: Генезис, 2008. – 208 с.

Тренинг «Я смогу себя контролировать»

профилактика аутодеструктивного поведения подростков

развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.

Выяснить роль эмоций в межличностном общении;

Развивать самосознание подростков;

Расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.

Упражнение «Мое настроение»


Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.

Упражнение «Дыхание»

Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.

Упражнение «Сердитые шарики»

Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.

Упражнение «Угадай»

Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.

Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.

Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.

Тяжело было показать свои эмоции?



Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»

Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.

Ситуации:

Друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;

Ваш одноклассник отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;

Вас кто-то очень обидел.

Упражнение «Чистый лист бумаги»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.

Обсуждение:

Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

Заключение. Все это- вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?




Упражнение «Избавление от страхов»

I. Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две колонки. Первую колонку озаглавьте «Страхи» и запишите в нее под номерами все страхи, которые терзают вашу душу. Вторую колонку озаглавьте «Желания» и попытайтесь каждый страх перефразировать в желание, соблюдая следующие два условия: во-первых, желание должно выражаться позитивным утверждением без частицы «не», во-вторых, в формулировках своих желаний по возможности избегайте форм: «Я хочу, чтобы он (она, они)...» Если этих форм избежать не удается, то старайтесь не выходить за пределы трех предложенных фраз: «Я хочу, чтобы он был здоров», «Я хочу, чтобы он был счастлив» и «Я хочу, чтобы у него все было в порядке».

Например, если ваш страх выражается фразой: «Я боюсь, что моя мама снова выйдет замуж», - вы не должны писать: «Я хочу, чтобы моя мама не выходила замуж!», - вам следует писать: «Я хочу, чтобы у моей мамы было все в порядке и у меня тоже!»

ПРИМЕР: СТРАХИ ЖЕЛАНИЯ

Страх

Желание

Я боюсь попасть в армию

Я хочу жить дома

Я боюсь умереть

Я хочу жить и прекрасно себя чувствовать

Я боюсь, что меня ограбят

Я хочу быть при деньгах

Я боюсь, что он не отдаст мне долг

Я хочу получить назад долг

Я боюсь за здоровье своей мамы

Я хочу, чтобы моя мама была здорова

Я боюсь стать жертвой преступления

Я хочу быть защищенным

Возьмите ножницы и разрежьте этот лист пополам - отделите страхи от желаний. Пол-листа со страхами сомните, положите на блюдце и подожгите. Внимательно смотрите, как ваши страхи горят, как темнеют буквы и как ваши страхи, в конечном счете, вспыхивают и исчезают навсегда с лица земли. Если какая-то часть бумаги отлетела, не догорела, - подожгите ее заново. Пепел киньте в унитаз или в раковину и хорошо смойте водой. Больше у вас НЕТ СТРА-ХОВ - остались только ЖЕЛАНИЯ! Свои желания, освобожденные от страхов, перечитайте еще несколько раз.



Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.

Варианты заданий:

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.

Обсуждение:

Вам было интересно это упражнение?

Что вы поняли?

Притча «Кем вы были в прошлой жизни»

Ты при всех на меня накликаешь позор:
Я безбожник, я пьяница, чуть ли не вор!
Я готов согласиться с твоими словами.
Но достоин ли ты выносить приговор?
(Омар Хайям, перевод Германа Плисецкого)

Один человек стал публично оскорблять Омара Хайяма:
– Ты безбожник! Ты пьяница! Чуть ли не вор!
В ответ на это Хайям лишь улыбнулся.

Наблюдавший эту сцену разодетый по последней моде щёголь в шёлковых шароварах спросил Хайяма:
– Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно?
Омар Хайям опять улыбнулся. И сказал:
– Идём со мной.
Щёголь проследовал за ним в запыленный чулан. Хайям зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашёл совершенно никчёмный дырявый халат. Бросил его щеголю и сказал:
– Примерь, это тебе под стать.
Щёголь поймал халат, осмотрел его и возмутился:
– Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! – и бросил халат обратно.
– Вот видишь, – сказал Хайям, – ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек.

Обижаться на оскорбления – примерять лохмотья, которые нам швыряют.

«Осёл и колодец»

Упал осёл в колодец и стал призывно кричать, привлекая внимание хозяина. Тот действительно прибежал, но доставать питомца не спешил. В его голову пришла «гениальная» идея: «Колодец высох, его давно пора было закопать и создать новый. Осёл тоже старый, нового пора заводить. Засыплю-ка я колодец прямо сейчас! Сразу 2 полезных дела сделаю». Сказано - сделано, пригласил мужчина соседей, и начали они дружно закидывать колодец и находящегося внутри ослика землёй, не обращая внимания на крики бедного животного, догадавшегося что к чему. Вскоре осёл замолчал. Любопытно стало людям, почему он притих, заглянули они в колодец и увидели такую картину: каждый ком земли, что опускался сверху на спину, ослик сбрасывал с себя, а потом приминал копытами. В итоге, когда мужчины продолжили, животное окончательно добралось до верха и выбралось.

Жизнь посылает людям много неприятностей, сравнимых с комьями земли. Можно ныть и кричать о том, как плоха и несправедлива жизнь, а можно попытаться стряхнуть землю и примять её, чтобы подняться. Главное – не сидеть сложа руки и что-то делать.

Упражнение «Эмоция по кругу»

Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.