Три правды в рассказе на дне. "Три правды" в пьесе А. М. Горького "На дне" и их трагическое столкновение. Несколько интересных сочинений

Лермонтов
Худ. П.Борисов

Стихотворение “Парус” М.Ю.Лермонтова стало любимым среди поклонников поэта задолго до того, как вошло в школьные учебники. Смыл поэзии, мироощущение стихотворца и человека, мечты поэта и проза жизни – все здесь. Об этом и анализ стихотворения , который сопровождается иллюстрациями картин разных художников.

Очень рано, но сразу мудро и философски начал писать свои произведения гениальный Мастер. Так, Лермонтов , в возрасте 17 лет, 2 сентября 1832 года, в письме к Марии Лопухиной, помещает первоначальный текст стихотворения «Парус» , одного из самых романтических и чувственных образцов лермонтовского пера.

Парус. Рисунок Лермонтова (не является иллюстрацией, т.к. датируется более ранним временем написания – 1831г.)

Стихотворение повествует нам о глубокой, но неразделенной любви, причем в это чувство вкладывается многое: любовь к женщине, свободе, воле, жизни и поэзии. Автор, изображая море, не ставил перед собой цели показать только морской пейзаж. Он отождествляет лирического героя с парусом, чтобы передать мироощущение человека, потерявшегося в стихии жизни. Образ паруса в бескрайнем море символизирует одиночество человека , но в то же время это и бунт мятежной души. Лермонтов размышляет о настоящем, о будущем. Чувствуются мотивы сущности человеческого бытия. Лирический герой не отдается порывам судьбы, а хочет перемен. Он ищет себя и пока не может понять, что ему нужно в жизни. Определился лишь с главным: спокойствие – его враг.

Сильный ветер. И. Айвазовский

Композиционно стихотворение состоит из трех строф, причем в каждой строфе наблюдаем психологический параллелизм : первые две строки рисуют пейзаж и парус, следующие за ними две вторые, кажется, все о том же парусе, но нет! Это размышления о жизни лирического героя, ассоциирующего себя с утлым суденышком, потерявшимся в огромном море жизни. Всякий раз в двух строках о лирическом герое мы видим повтор. В первой строфе – ассонанс , усиливающий тревожность и метания души, а также синтаксический параллелизм для акцента на вопросе бытия и героя, и автора, и поэтического образа паруса:

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

У берегов И. Айвазовский

Вторая строфа выделяет слово “счастие”, причем вариант устаревший, без мягкого знака, тем самым автор подчеркивает беспокойный характер, одиночество и грусть своего персонажа, его особенный статус, благородный, возвышенный:

Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Парусник в море. И.Айвазовский

Той же цели – выделить слово – служит и повтор слова в третьей строфе:

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Яркой картину делают составные эпитеты , слившиеся в одно целое с определяемым словом: “в тумане моря голубом”, “струя светлей лазури”, “луч солнца золотой”. Настроение и характер героя передают уже эпитеты одиночные : парус “одинокой”, он “мятежный”. Идея противопоставления лирического героя и общества, толпы, не признающей его особую роль, в дальнейшем творчестве Лермонтова станет почти главной. Сейчас она уже заявлена четко, а юному поэту всего 17 лет…

Под парусом мечты. М. Иваненко

Соединяя в одном олицетворении образ паруса и лирического героя (“а он, мятежный, просит бури”), олицетворением же рисуя пейзаж (“играют волны”, “ветер свищет”), Лермонтов и раскрывает характер, и представляет жизненную картину, и передает в стихотворной форме свои переживания. Потому одинокий парус в открытом море стал аллегорией неспокойной души, поиска смысла жизни и своего места в мире.

Берег лагуны И.Левитан

По ритму произведение звучит легко, непринужденно, как и следует четырестопному ямбу с перекрестной рифмой , но, тем не менее, во второй строфе легкость приобретает несколько иной оттенок. Возникший ветер поднимает волны, создается ощущение бури: «и мачта гнется и скрыпит…». Много глаголов придают повествованию динамику , экспрессию. Природа и судьба, кажется, услышали мольбу, но… Буря не освобождает лирического героя от бытия, не облегчает душу, не успокаивает и не дает ответов на вопросы, хотя мысли героя о буре не оставляют его. Значит, счастье не где-то там, в жизни, оно должно быть внутри самого человека. Однако в выборе между умиротворенностью и сильными эмоциями герой отдает предпочтение именно буре, ведь именно здесь пробуждается стихийность, сила, появляется восторг и восхищение природным хаосом.

Паруса удачи. И.Медведев

Резкий переход из одного состояния в другое, прием контраста (морской туман и играющие волны; лазурная волна и золотой солнечный луч), антитеза (родной край – страна далекая) подчеркивают мятежность души героя, его активный поиск себя. «Парус» силен духом, возвышен, окрылен, он требует сильных чувств, экспрессии, а не обычного мирного существования. Герой неутомим и не покорен судьбе, он одинок и свободен.

Парус. Н. Гаврилова

Данный анализ стихотворения Лермонтова «Парус» дает возможность почувствовать, что произведение и по сей день не теряет своей актуальности, в нем раскрывается тема души человека, поднимается тема поэта и поэзии, роли поэта в обществе. В то же время раскрывается проблема бунта против действительности, тревоги за свою будущность, вечной борьбы высокой, широкой души с окружающим миром.

    Похожие записи

Стихотворение «Парус» было написано М. Лермонтовым в 1832 г. В «Парусе» нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в. : чувство одиночества, разочарования и стремление к свободе в обстановке реакции после восстания декабристов. Быть может, грустное восприятие паруса, переходящее в глубокое философское раздумье, и сам образ были навеяны стихами А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». По композиции стихотворение представляет собой расчлененный символический образ, данный в развитии. В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи (строчки) воссоздают предметный образ (меняющуюся картину моря и паруса) , а третий и четвертый - мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение. Несмотря на то, что стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, его образная структура дана в развитии: картину моря и далеко плывущего в голубом тумане паруса сменяет изображение надвигающейся бури. Парал лельно идет развитие в мыслях и переживаниях лирического героя. Одиночество гонимого странника, символически изображенное в первой строфе, вызвано его отчаянием и неприятием жизни. Но мятежник хочет обрести душевный и нравственный покой в обновлении жизни, в перемене ее, в очистительной буре. Именно в этом сопоставлении: одинокий парус и мучительные вопросы; поднимающаяся буря и отчаяние, уход от жизни; восхитительный пейзаж и жажда перемен, обновления - и заключается внутренняя напряженность стихов, сила их эстетического воздействия. Языковая изобразительность стихотворения определяется творческим замыслом поэта. Важную роль играет слово одинокой. В нем совмещаются значения, соотнесенные с предметным рядом (парус одинокой, т. е. плывущий один, без подобных себе) и с рядом символическим (одинокой, т. е. не имеющий единомышленников, близких людей) .

/ / / Три правды в пьесе Горького «На дне»

Анализируя пьесу М. Горького « » меня волнуют одновременно несколько проблем. Вчитываясь в смысл, я вижу, как низко и ничтожно живет человек, как он погружается в грязь и болото, как превращается в бездушное существо. И все это – жестокая и правдивая реальность, которую открывает читателям автор пьесы.

После прочтения «На дне» я задумался над главными образами пьесы, меня заинтересовали разные мнения персонажей, которые постоянно сталкивались между собой.

В ходе сюжета я знакомился с такими героями: с Бубновым, со странником Лукой и с Сатином. И каждый из них твердил свою правду.

Странник появляется из неоткуда в пьесе. Он слегка странноват и загадочен. Он выражает глубокое душевное состраданием ко всем жителям страшной ночлежки. Для каждого из героев он пытается найти утешение, подбодрить и возродить веру в хорошее. Актеру он говорит о существовании бесплатной клиники для лечения алкоголизма. И тот, начинает воздерживаться от выпивки на короткое время. Он действительно поверил. Настю он подбадривает и поддерживает в стремлении найти своего суженого. Анну утешает упокоением в загробном мире. Все это так душевно. Думаю, его выдумки – это не сладкая ложь. Это помощь, которую он мог дать людям. А уже то, как они воспользуются этой помощью – и даст свой результат. К большому сожалению, никто из этих персонажей не смог воспользоваться верой Луки и все стало еще хуже.

Другой персонаж – Бубнов. Его правда основывалась на фактах. Он был абсолютно против жалости человека к человеку. Он спокойно относился к смерти и говорил о том, что человек рождается для того, чтобы умереть. Он равнодушно размышлял как о смерти всех людей, так и себе лично. Для него нет смысла жизни, нет будущего. Он просто непоправимо тонет и погружается на самое дно.

Сатин – особый персонаж. Его идеалом был свободный человек. Тот, который не зависит не от морали, не от культуры. Он верит только в сильного человека, которого нужно не жалеть, а уважать. Но, его слова абсолютно противоположны ему и его способу жизни. Он карточный шулер, он не намерен честно работать, он привык ничего не делать и без конца пьянствовать. Неужели это и есть тот свободный человек, которого восхваляет Сатин. Его правда противоречит ему самому.

Вот и открывается перед нами – читателями широкое поле для раздумий. Чья правда лучше, какой правде отдать предпочтение и как жить в таком страшном обществе, где все потеряли свою человечность и душевность.

ПОИСКИ СМЫСЛА И ПРАВДЫ ЖИЗНИ
(нравственные проблемы в современной литературе)

Как басня, так и жизнь ценится не за
длину, но за содержание.
Сенека.

Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить.
Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червем.
Так писал Владимир Дудинцев в романе "Не хлебом единым". По-
иски смысла жизни- это удел каждого мыслящего и совестливого
человека. Поэтому-то лучшие наши писатели всегда напряженно
искали художественное решение этого вечного вопроса. И наша
советская литература не обошла его. А сегодня, когда старые
идеалы потускнели, а новые только завоевывают свое место, эти
проблемы стали едва ли не самыми важными.
Вопрос о моральных проблемах, конечно, шире вопроса о
смысле жизни, но этот последний составляет ядро нравствен-
ности. Когда нет веры (не обязательно в бога!), нет смысла
жизни, то очень часто нет и нравственности. Виль Липатов,
умерший в конце 70-х годов, в повести "Серая мышь" изобразил
бывшего начальника, до того спившегося, что ему нечего есть, а
в доме даже не водятся мыши, которым тоже нечего есть. Это
символ. Бессмысленность жизни приводит к деградации человека,
превращению его в животное или преступника.
В другом своем произведении "И это все о нем..." Липатов
разворачивает конфликт между добром и злом. Здесь изображен
комсорг Евгений Столетов. Это как раз человек, стремящийся
жить по правде, глубоко верящий в добро, справедливость, чест-
ность. И, конечно, он неизбежно сталкивается с человеком, дав-
но продавшим совесть, живущим ради выгоды, обманывающим людей
и государство. Это мастер Петр Гасилов. Роман писался в годы,
когда процветали нечестность и лицемерие, поэтому смерть Жень-
ки явилась неизбежным финалом.
Глубоко нравственные и гуманистические проблемы ставил и
ставит в своих произведениях Валентин Распутин. В повести "Жи-
ви и помни", например, перед нами встает вопрос: справедливо
ли считать преступником человека, честно провоевавшего три го-
да, которому после ранения смертельно захотелось домой? Можно
отвечать по-разному, но по-человечески жалко Андрея Гуськова,
попавшего под репрессивную машину.
Чингиз Айтматов в своих книгах всегда стремился показать
человека, ищущего свое место в жизни. С новой силой это проя-
вилось в последнем его романе "Плаха". Писатель признается,
что в этом произведении хотел бы "отразить всю сложность мира,
чтобы читатель вместе со мной прошел через духовные прост-
ранства и поднялся на более высокую ступень".
Роман Айтматова разнопланов. Мы видим людей (мастерски
выписанных), стремящихся к наживе любой ценой: будь то истреб-
ление животных, или продажа наркотиков, или прямое убийство.
Мы видим и обращение писателя к вечной теме распятого Христа.
Угадываем здесь сходство с романом М.Булгакова "Мастер и Мар-
гарита". Глубоко символична судьба волчьей пары. Но сейчас бы
хотелось сказать о нетипичном для советской литературы герое.
Это Авдий Каллистратов, который искал смысл жизни в боге. Но в
духовной семинарии он не ужился, не удовлетворяла его застыв-
шая мысль, он хотел сам найти своего бога. Юноша уходит в мир.
Подобно пушкинскому герою хочет жечь глаголом сердца людей,
подобно лермонтовскому- провозглашать любви и правды чистые
ученья. Он надеется с помощью слова очистить и возродить души
падших людей. Но правда жизни сурова. Трудно достучаться до
душ преступников.
Задумав изучить жизнь собирателей наркотиков, Авдий выда-
ет себя за такого человека, едет вы глухую степь собирать
пыльцу. На обратном пути в поезде начинает убеждать любителей
зелья бросить это занятие. Но его избивают и выталкивают из
вагона. Авдий вылечивается. В больнице встречает женщину, ко-
торую полюбил. В любви он, кажется, находит себя. Но такому
человеку трудно жить в мире зла, лицемерия, наживы. Его статью
о наркомании не печатают: она слишком правдива. В столкновении
с истребителями сайгаков Авдий погибает. Погибает, как муче-
ник, как Христос. Эта аналогия не случайна. Возможно, этот ге-
рой не слишком реалистичен. Но он помогает читателю задуматься
над вечным вопросом.
Далекий от философии чабан Бостон тоже ищет смысла жизни.
Видя ненормальные отношения, сложившиеся в его хозяйстве, он
мучительно размышляет: "Если я не хозяин своему делу, кто-то в
конце концов должен же быть хозяином?" Это его тревожит. Чабан
видит смысл жизни в честной работе, в любви к животным, к зем-
ле, в приумножении богатства общества, в порядочности в отно-
шениях с людьми. Однако его честность и преданность работе так
же, как у Столетова и у Каллистратова, входят в противоречие
со сложившейся системой общепринятого обмана, духом наживы.
Судьба преследует Бостона. Фигура его становится по - шекспи-
ровски трагической. Во время перехода на новое пастбище поги-
бает его друг. Затем умирает его жена. Вокруг новой жены, вдо-
вы друга, начинаются сплетни. Наконец, природа в лице волков
мстит людям, избрав несправедливо его. Обиженные другим охот-
ником, волки уносят ребенка Бостона. Доведенный до отчаяния,
чабан убивает обидчика волков и идет сдаваться в милицию.
Так безвременье, отсутствии веры в обществе продолжает
трагический конфликт между честным и бесчестным. Плахой (в
прямом смысле) кончается жизнь Авдия и плахой же (в переносном
смысле) - жизнь Бостона.
Восходит на свою плаху и Онисимов, герой произведения
Александра Бека "Новое назначение". Это высокого ранга аппа-
ратчик, председатель государственного комитета, лично прибли-
женный Сталиным. Объективно это человек, обладающий чувством
долга и удивительной работоспособностью. Личная его предан-
ность Сталину беспредельна, несмотря на то, что его брат погиб
в лагерях. В этой преданности он и находит свой смысл жизни,
требуя такой же преданности и полной отдачи в работе от своих
подчиненных. Но писатель подчеркивает, что это ломает и иска-
жает природу человека. Возникает "странная болезнь"- результат
"ошибки двух противоположных импульсов- приказов, идущих от
коры головного мозга и внутренних побуждений". В конце концов
человек начинает творить зло, оправдываясь долгом. Именно поэ-
тому на Онисимова так подействовало разоблачение культа лич-
ности, что потеряны смысл жизни и уверенности в правоте. Он
так и не смог "вылезти душой из тех времен", как советовал ему
Челышев. И недаром автор "награждает" его неизлечимой бо-
лезнью, ведь он уходит вместе со своим временем. Да, роман го-
ворит о том, что свой смысл жизни каждый человек обязан найти
сам, никто не может дать его в готовом виде.

Максим Горький - легендарный писатель, чьи произведения пополнили коллекцию классики русской литературы. Писатель отходит от неких литературных канонов и переворачивает своими сочинениями с ног на голову общество того времени. Самым ярким из «новаторских» произведений Горького, пожалуй, можно назвать его нашумевшую пьесу «На дне».

Действительно, перо Горького населяет театральную сцену - алтарь храма Мельпомены - «бывшими людьми»: шулерами, падшими женщинами, ворами, убийцами… Им ли здесь место? Но Горький говорит людям, выброшенным за борт жизни, «быть».

«На дне» - социальная, философская и психологическая пьеса, отражающая актуальные проблемы современности как самого писателя, так и его потомков, проблемы, которые до сих пор не были решены. Конечно, все поднятые автором вопросы не перечислить: их слишком много, в особенности если рассматривать пьесу с разных точек зрения. Но самой «яркой», «бросающейся в глаза» можно назвать проблему правды и смысла жизни.

Обитатели ночлежки - жители дна. Когда-то они были обычными людьми, кроме, разве что, Васьки Пепла, который с самого детства привык смотреть на воровство и, повзрослев, сам приспособился к тому же делу. У каждого из обитателей есть своя мечта, которую они хотят осуществить, но не прикладывают никаких усилий для этого. Жизнь, точно бурное море, швыряет их о камни проблем, захлестывает ими с головой, застилает темной водой глаза, лишая возможности понять, кто ты и что делать дальше. Эти люди потеряны, бессильны, лишены надежды на лучшее. И вдруг в их «темном царстве» появляется такой необходимый им «луч света» - Лука.

Библейское имя трактовалось в разное время по-разному: кто-то утверждал, что Лука несет с собой свет; другие же считали, что старец своей ложью лишь сильнее ввергает обитателей дна во тьму. И тогда встает вопрос: нужна ли такая ложь? во благо ли она или во вред?

Лука выступает в пьесе в роли утешителя. Он рисует умирающей Анне Смерть-избавительницу, Смерть-подругу, которая заберет вместе с душой всю боль несчастной женщины. Пьянице-Актёру дарит надежду на исцеление: «От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…». Дает совет Пеплу забирать Наташу и уезжать в Сибирь, чтобы начать там новую жизнь. Он, пожалуй, единственный верит Настеньке, рассказывающей небылицы про влюбленного в нее студента: «Я - знаю… Я - верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит - была она! Была!». На какой-то момент действительно кажется, что из-за туч выглянуло солнце и осветило лица и души заблудившихся во тьме людей. У каждого из утешенных появляется смысл жизни. Они сами начинают верить в то, о чем раньше могли лишь мечтать! И это ли не счастье?

Но Лука исчезает так же, как и появляется. Вновь сгущаются тучи. Уходя, он «забыл» назвать Актёру название города, в котором «бесплатно лечат от пьянства». И тот кончает жизнь самоубийством. Пепел убивает Костылева, и от него отворачивается Наташа. Его сажают в тюрьму. Жизнь Насти не меняется. Она все так же читает бульварные романы, стремясь хотя бы оттуда почерпнуть те крупицы истинного чувства, которое так и не снизошло на нее. Лишь Анна погибает в мечтах о блаженстве после смерти. Но дано ли нам узнать, получила ли она его?..

Лука жалеет обитателей ночлежки. Но его жалость не приносит никому счастья, хотя жители дна благодарны ему за нее. Кроме, пожалуй, бездельника Сатина, который не согласен с Лукой и даже в чем-то противостоит ему. Когда старик пропадает, Сатин, на которого появление Луки подействовало «как кислота на грязную монету», единственный понимает смысл всех сказанных им слов и рассказывает об этом своим сожителям:

«Он врал вам… но - это из жалости к вам, черт вас возьми! <…> Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие -прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!».

Сатин проповедует свободу человека как высшую ценность. И жалость Луки скорее коробит его, нежели заставляет надеяться на лучшее будущее:

« Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!».
Так кто же все-таки прав?..

В пьесе Горький задает читателю и зрителю множество вопросов, но не дает однозначного ответа ни на один из них. Он словно распахивает перед нами несколько дверей, ставит на перепутье и подталкивает в спину: «Выбирай». Если бы я стояла на таком перепутье, где дорога налево - это жалость Луки, а направо - уважение Сатина, то, на мой взгляд, стоило бы пойти прямо, ведь жалость как сочувствие должна быть в нашей жизни, но и без уважения человек не может называться человеком. По моему мнению, должен существовать некий симбиоз того и другого. А куда отправились бы вы?..