Трое в лодке джером какой перевод лучше. Джером Клапка Джером Трое в лодке, не считая собаки. Трое на четырех колесах (сборник). Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Иван Сергеевич Тургенев
Письма из Берлина

…Вы желаете услышать от меня несколько берлинских новостей…1
…Вы желаете услышать от меня несколько берлинских новостей… – Эта фраза, очевидно, обращена к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. 10 (22) февраля 1847 г. Панаев писал в Берлин Тургеневу: «Ожидаем от вас для 4-го № статьи о немецкой литературе» (Тургенев и круг «Современника». Неизданные материалы 1847–1861. М.: Л., 1930, с. 12). 15 (27) февраля 1847 г. Некрасов подтвердил эту просьбу: «Статья об немецкой литературе к 4-му № нам будет крайне нужна: письмо о Берлине – очень бы хорошо…» (Некрасов, т. X, с. 61–62).

Но что прикажете сказать о городе, где встают в шесть часов утра, обедают в два и ложатся спать гораздо прежде куриц, – о городе, где в десять часов вечера одни меланхолические и нагруженные пивом ночные сторожа скитаются по пустым улицам да какой-нибудь буйный и подгулявший немец идет из «Тиргартена» и у бранденбургских ворот тщательно гасит свою сигарку, ибо «немеет перед законом»?2
…«немеет перед законом» – неточная цитата из «Мертвых душ»; у Гоголя: «я немею перед законом» (глава II, слова Чичикова в беседе с Маниловым). В Берлине в этот период законом было предусмотрено множество «запрещений» (см.: Фарнгаген. Указ. соч., т. IV, с. 11). Тургенев напоминает о самом безобидном – «запрещении курения в общественных местах» (Засс. Указ. соч., с. 49 и сл.). Мельгунов в статье «Бурши и филистеры» высказал ряд полемических замечаний по поводу утверждений Тургенева, будто каждый немец «немеет перед законом», считая, что «эта черта, характеризующая всё германское племя, всего чаще доводит до великого…» (Отеч Зап, 1847, № 8. «Смесь», с. 153).

Шутки в сторону, Берлин – до сих пор еще не столица; по крайней мере, столичной жизни в этом городе нет и следа, хотя вы, побывши в нем, все-таки чувствуете, что находитесь в одном из центров или фокусов европейского движенья. Наружность Берлина не изменилась с сорокового года (один Петербург растет не по дням, а по часам); но большие внутренние перемены совершились. Начнем, например, с университета. Помните ли восторженные описания лекций Вердера, ночной серенады под его окнами, его речей, студенческих слез и криков?3
Помните ли ~ студенческих слез и криков? – Тургенев напоминает читателю очерк M. H. Каткова «Берлинские новости», в котором подробно описана серенада студентов 9 (21) мая 1841 г. в честь профессора К. Вердера и приведена полностью его ответная речь студентам на крыльце его дома (Отеч Зап, 1841, № 6, «Смесь», с. 111–114).

Помните? Ну, так смотрите же, помните хорошенько, потому что здесь все эти невинные проделки давным-давно позабыты. Участие, некогда возбуждаемое в юных и старых сердцах чисто спекулятивной философией, исчезло совершенно – по крайней мере в юных сердцах.4
Участие, некогда возбуждаемое в юных и старых сердцах чисто спекулятивной философией, исчезло ~ в юных сердцах. – Под «чисто спекулятивной философией» Тургенев разумеет прежде всего философию Гегеля, а также Шеллинга и других мыслителей-идеалистов. Спекулятивная (умозрительная) философия в 1840-х годах была подвергнута критике в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство» (издана в 1845 г. отдельной книгой во Франкфурте-на-Майне) и «Немецкая идеология», а также в статьях К. Маркса «К еврейскому вопросу» и «К критике гегелевской философии права», напечатанных в «Deutsch-Französische Jahrbücher», 1844 г. (это издание находится в библиотеке Тургенева, приобретено им в составе библиотеки Белинского). Отрицательным отношением к спекулятивной немецкой философии пронизана статья М. Бакунина «Реакция в Германии» (Deutsche Jahrbücher für Wissenschaft und Kunst, 1842, № 247–251).

В сороковом году с волненьем ожидали Шеллинга,5
…с волнением ожидали Шеллинга… – Первая лекция Ф. В. Шеллинга в Берлинском университете 3 (15) ноября 1841 г. целиком напечатана в «Отечественных записках», 1842, т. XX, с. 65–70. Катков писал в 1841 г. А. А. Краевскому, что Тургенев занят «предназначаемым также для «Отечественных записок» переводом речи Шеллинга об изящных искусствах» (Неведенский С. Катков и его время. СПб., 1888, с. 77). Перевод этот неизвестен. В библиотеке Тургенева имеются некоторые сочинения Шеллинга.
Резкая критика философии Шеллинга, который в этот период стал на позиции католического мистицизма, была дана в работе Ф. Энгельса «Шеллинг и откровение» (1841).

Шикали с ожесточеньем на первой лекции Шталя,6
…шикали с ожесточеньем на первой лекции Шталя… – Ф. Ю. Шталь (1802–1861) – немецкий юрист и политический деятель крайне реакционного направления. Его книга «Philosophie des Rechts» («Философия права») проложила ему дорогу в Берлинский университет, профессором которого он являлся с 1840 г. Находился под покровительством прусского короля и придворной аристократии.

Воодушевлялись при одном имени Вердера,7
…при одном имени Вердера… – Карл Вердер (1806–1893) – немецкий философ-гегельянец и драматург, относившийся с исключительной симпатией к русским студентам в Берлинском университете и посылавший приветы Белинскому. Тургенев слушал его лекции по истории философии, по логике и метафизике и брал у него частные уроки по философии. Сохранились конспекты лекций Вердера по гегелевской философии (ИРЛИ, ф. 377, № 584) и по чистой метафизике (ИРЛИ, ф. 93, оп. 3, № 1258), составленные Тургеневым в 1840 г.

Воспламенялись от Беттины,8
…воспламенялись от Беттины… – Беттина Арним (1785–1859) – немецкая писательница, в 40-х годах увлекалась демократическими идеями. В библиотеке Тургенева сохранилась книга Б. Арним «Tagebuch zu Goethes Briefwechsel mit einem Kinde», 3. Theil, 2. Auflage. Berlin, 1837, с надписью: «Берлин 1840. Тургенев».
Об отношении Тургенева к Беттине Арним см. в его письме к ней конца 1840 или начала 1841 г. (Наст. изд., Письма, т. I).

С благоговением слушали Стеффенса;9
…с благоговением слушали Стеффенса… – Хенрик Стеффенс (1773–1845) – немецкий (норвежского происхождения) философ, естествоиспытатель и беллетрист, приверженец философии Шеллинга, один из главных представителей спекулятивного направления в естествознании. Был другом Ф. Липманна, у которого Тургенев в 1834–1837 годах брал частные уроки по всеобщей истории. В библиотеке Тургенева сохранились книги Стеффенса: Steffens H. Anthropologie. Breslau, 1822, Bd. I–II; Steffens H. Was ich erlebte. Aus der Erinnerung niedergeschrieben. Breslau, 1840, Bd. I–VI.

Теперь же на лекции Шталя никто не ходит, Шеллинг умолк,10
…Шеллинг умолк… – Шеллинг прекратил чтение лекций в 1842 г. из-за появления в печати, без его разрешения, его курса лекций в университете с критическими замечаниями Генриха Паулуса (1761–1851), теолога-рационалиста.

Стеффенс умер, Беттина перестала красить свои волосы… Один Вердер с прежним жаром комментирует логику Гегеля, не упуская случая приводить стихи из 2-й части «Фауста»; но увы! – перед «тремя» слушателями, из которых только один немец, и тот из Померании. Что я говорю! Даже та юная, новая школа,11
…юная, новая школа… – Литературная группа «Молодая Германия», возникшая в 1830-х годах, находилась первоначально под влиянием Генриха Гейне и Людвига Берне (1786–1837). Отражая в своих художественных и публицистических произведениях оппозиционные настроения мелкой буржуазии, писатели «Молодой Германии» (К. Гуцков, Л. Винбарг, Т. Мундт и др.) выступали в защиту свободы совести и печати. Взгляды младогерманцев отличались незрелостью и политической неопределенностью. Впоследствии большинство из них превратилось в буржуазных либералов. Критика «Молодой Германии» содержится в статье Ф. Энгельса «Александр Юнг. „Лекции о современной литературе немцев“» (Deutsche Jahrbücher für Wissenschaft und Kunst, 1842, № 160, 161, 162 от 7, 8, 9 июля). К «Молодой Германии» в этот период критически относились В. Г. Белинский (Белинский, т. VI, с. 695) и В. П. Боткин. В статье «Германская литература» Боткин, критикуя писателей-младогерманцев, отметил революционных поэтов Гервега и Фрейлиграта, а также Л. Фейербаха и Б. Бауэра (см.: Отеч Зап, 1843, XXVI, отд. VI, с. 35, и XXVII, отд. VI, с. 37–59).

Которая так смело, с такой уверенностью в свою несокрушимость подняла тогда свое знамя, даже та школа успела исчезнуть из памяти людей. Бруно Бауер живет здесь, но никто его не видит, никто о нем не слышит;12
Бруно Бауэр живет здесь, но никто его не видит, никто о нем не слышит… – Бруно Бауэр (1809–1882) – немецкий философ-идеалист, виднейший младогегельянец. Резкая критика его взглядов дана в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство» и «Немецкая идеология». В библиотеке Тургенева сохранился ряд книг Б. Бауэра. Произведения Б. Бауэра за их радикализм были запрещены в Германии и преследовались законом, о чем неоднократно говорит Фарнгаген (см. Фарнгаген. Указ. соч., т. II, III, IV).

На днях я встретил в концерте человечка прилизанного и печально-смиренного… Это был Макс Штирнер.13
…на днях я встретил в концерте человечка ~ Это был Макс Штирнер. – Макс Штирнер (псевдоним Каспара Шмидта, 1806–1856) – немецкий философ, младогегельянец, один из идеологов буржуазного индивидуализма и анархизма. Реакционная сущность его учения вскрыта в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство» и «Немецкая идеология». Упоминание о «нашумевшей» книге Штирнера и об отрицательном отношении к ней Белинского см. в кн.: Анненков П. В. Воспоминания и критические очерки, отд. III. СПб., 1881, с. 198–200.

Впрочем, понятно, почему их забыли; Фейербах не забыт, напротив!14
Впрочем, понятно, почему их забыли; Фейербах не забыт, напротив! – Тургенев, отмечая падение популярности младогегельянцев, намекает на то, что идеалистический индивидуализм Б. Бауэра и М. Штирнера противоречил материалистическим, социальным и революционным требованиям немецкого общества накануне революции 1848 г. Книгу Л. Фейербаха «Сущность христианства» Тургенев цитировал в 1842 г. в письменных ответах на магистерских экзаменах (см.: Т, Сочинения, т. XII, с. 429). В письме к П. Виардо от 26 ноября (8 декабря) 1847 г. он назвал немецкого философа «самым замечательным немецким писателем» (наст. изд., Письма, т. I). В библиотеке Тургенева сохранился ряд книг Фейербаха (см.: Горбачева В. Н. Молодые годы Тургенева. Казань, 1926).

Повторяю: литературная, теоретическая, философская, фантастическая эпоха германской жизни, кажется, кончена.15
…литературная, теоретическая, философская, фантастическая эпоха ~ кончена. – Тургенев, по-видимому, разумеет период, о котором Энгельс говорит в статье «Положение в Германии» так: «С 1834 до 1840 г. в Германии замерло всякое общественное движение» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 578). С этим периодом писатель был хорошо знаком, так как в 1838–1841 гг. учился в Германии.

В последнее время, вы знаете, богословские распри сильно волновали немецкие души… Законное существование «немецких католиков» (Deutsch-Katholiken), наконец, признано; до сих пор еще не решен спор о непринятии д-ра Руппа (немецкого католика) в Общество Густава-Адольфа (Gustav Adolf’s-Verein), учрежденное для поддержания протестантских приходов в католических землях, хотя общее мнение выразилось в пользу Руппа… Генгстенберг все еще хлопочет о привитии кальвинизма к евангелическому вероисповеданию…16
…богословские распри сильно волновали ~ евангелическому вероисповеданию… – В Германии в 40-е годы происходила ожесточенная борьба между правительством и официальной церковью, с одной стороны, и различными сектами протестантов и католиков – с другой (Засс. Указ. соч., с. 177–180; Дронке. Указ. соч., т. I, с. 157–159). «Немецкие католики», отвергая главенство папы, многие догмы и обряды католической церкви, стремились приспособить католицизм к нуждам развивавшейся немецкой буржуазии. Юлиус Рупп (1809–1884) – немецкий пастор, преподаватель философии и литературы, один из основателей общества «немецких католиков», по настоянию министра просвещения Эйхгорна был исключен в 1846 г. из Общества Густава Адольфа, что вызвало возмущение в широких общественных кругах. Общество Густава Адольфа возникло в 1832 г., в 200-летнюю годовщину смерти шведского короля Густава II Адольфа, ревностного поборника протестантизма; энергичная деятельность этого общества в Германии вызывала раздражение и недоверие правительственных кругов (Фарнгаген. Указ. соч., т. II, с. 389). Э. В. Генгстенберг (1802–1868) – теолог, профессор Берлинского университета, ярый враг Гегеля и рационализма, поборник пиетизма – способствовал в этот период антиправительственным демонстрациям (см. Дронке. Указ. соч., т. I, с. 19).

Так; но вы ошибетесь, если примете все эти движения, споры и распри за чисто богословские;17
…но вы ошибетесь, если примете все эти движения, споры и распри за чисто богословские… – Политический характер религиозной борьбы в Германии отметил Ф. Энгельс в статье «Недавняя бойня в Лейпциге. Рабочее движение в Германии» (The Northern Star, 1845, № 409, 13 сентября).

Под этими вопросами таятся другие… Дело идет об иной борьбе. Вы легко можете себе представить, какие смешные и странные виды принимает иногда, говоря словами Гегеля, Логос (или Мысль, или Дух, или прогресс, или человечество – названий много в вашем распоряжении), добросовестно, медленно и тяжко развиваемый германскими умами… но от смешного до великого тоже один шаг… Особенно теперь все здесь исполнены ожиданья…18
Вы легко можете себе представить ~ исполнены ожиданья… – Тургенев, говоря о многообразии «видов» абстрактных идей спекулятивной философии Гегеля (Логос, Дух, Мысль) и более конкретных понятиях младогегельянцев (прогресс, человечество), имеет в виду также, судя по контексту («названий много в нашем распоряжении»), многообразие социальных категорий (общее благо, формы собственности, разделение труда, производство и т. д.), которые противополагались в немецкой печати абстрактным философским идеям.
Бакунин в статье «Реакция в Германии» пишет о тревожном настроении в Германии и других странах: «…бедные классы <…> составляющие народ <…> занимают повсюду угрожающее положение <…> Все народы и все люди полны известных предчувствий…» (Корнилов, Годы странствий, с. 197). «Тревожное» настроение в Германии отмечает в своем дневнике 1847 г. Фарнгаген фон Энзе, говоря, что между народом и правительством – разрыв, «все классы общества жаждут перемен», «знать боится восстания» (Фарнгаген. Указ. соч., т. IV, с. 8, 17, 25 и др.).

На днях появилась здесь книга пресмешная и претяжелая, впрочем, очень строгая и сердитая, некоего г. Засса; он разбирает берлинскую жизнь по частичкам, и за недостатком других «элементов или моментов» общественности, с важностью характеризует здешние главные кондитерские… Первое издание этой книги уже разошлось. Это факт замечательный. Он показывает, до какой степени берлинцы рады критическому разбору своей общественной жизни и как им бы хотелось другой…19
На днях появилась здесь книга ~ и как бы им хотелось другой. – В книге Засса (см. выше) семь глав: 1. Квартиры. 2. Кондитерские. 3. Общественные места. 4. Партии и партийная борьба. 5. Театр. 6. Работа и заработная плата. 7. В обществе. Кондитерские, по мнению Засса (как и по мнению Дронке), заменяли клубы для всевозможных партий и общественных группировок. В задних комнатах имелись читальные кабинеты, снабжаемые газетами по вкусу посетителей. В кондитерской Стенли (Stenely), которую посещают радикалы и либералы, имеется «красная комната», где «ораторствуют». В этой кондитерской Тургенев в 1847 г., по-видимому, бывал с Герценом и Г. Мюллер-Штрюбингом и встречался там с Б. Ауэрбахом (1812–1882 ) (Герцен, т. XI, с. 169–172).

Искусство здесь – увы!.. Представители искусства в Берлине все старики (Корнелиус, Раух, ваятель Тик, Шадов, Бегас – уже ветераны); от их произведений веет холодом и смертью, смертью уже потому, что они почти все заняты сооружением и украшением могильных склепов, надгробных и других памятников. Возле собора воздвигается «Campo Santo» на манер итальянских (как, например, в Пизе, Болонье); Корнелиусу заказаны фрески… Я видел некоторые из них. Их без особого комментария понять нельзя; композиция иногда довольно удачна, но Корнелиус презирает колорит – и, как почти все нынешние художники, – эклектик, аллегорист и подражатель, хотя видно, что ему очень бы хотелось быть оригинальным.20
Искусство здесь – увы!.. ~ быть, оригинальным. – Тургенев, относясь отрицательно к современному немецкому изобразительному искусству, отмечает эклектизм и отрыв от современной жизни даже у наиболее прогрессивных мастеров с реалистическими тенденциями – скульптора И. Г. Шадова (1764–1850), автора многих памятников и статуи Победы, его учеников – скульптора X. Д. Рауха (1777–1857), скульптора X. Ф. Тика (1776–1851), автора группы «Диоскуры» на перистиле музея и «Нимфы» на фронтоне реставрированного после пожара оперного театра. В статье критикуется и реакционное направление позднего романтизма в немецком искусстве – школа «назарейцев», возникшая в Риме среди работавших там немецких художников – П. Корнелиуса (1783–1867) и др., которые пришли к апологии реакционно-национальных устоев монархизма и католицизма. Campo-Santo – усыпальница королевского дома.

«Ich trinke gern aus dem frischen Quell»1
«Я пью охотно из свежего источника» (нем. ).

, – говорит Гёте, то есть я лучше пойду любоваться фресками Микель-Анджело или Орканьи…21
…пойду любоваться фресками Микель-Анджело или Орканьи… – Тургенев имеет в виду фрески Микеланджело Буонарроти на плафоне Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и фрески художника старой флорентийской школы А. Орканьи (1308–1368) в капелле Строцци во Флоренции.

Что мне из этого «пленной мысли раздраженья»?22
…«пленной мысли раздраженъя»? – Измененная цитата из стихотворения Лермонтова «Не верь себе» (1839).

– Со времени моего пребывания здесь фасад музеума раскрасили альфреско, и довольно плохо, нечего сказать. Тут же поставили «Амазонку» Кисса; эта группа очень хороша, особенно лошадь. Новых зданий в Берлине не видать. Театр перестроен после пожара 1843 года. Он отделан очень, даже слишком богато, но во многом грешит противу вкуса. В особенности неприятны искривленные статуи à la Bernini, поставленные между главными ложами. Приторно-сладкий, голубоватый фон картин на потолке тоже вредит общему впечатлению. Над сценой находятся портреты четырех главных немецких композиторов: Бетговена, Моцарта, Вебера и Глука… Грустно думать, что первые два жили и умерли в бедности (могила Моцарта даже неизвестна), а Вебер и Глук нашли себе приют в чужих землях, один в Англии, другой во Франции. – Я с большим удовольствием увидел и услышал снова Виардо. Голос ее не только не ослабел, напротив, усилился; в «Гугенотах» она превосходна и возбуждает здесь фурор. Знаменитая Черито гоже здесь. Она очень мила, но до Талиони, до Эльслер, даже до Карлотты Гризи, ей, «как до звезды небесной», далеко. Дрейшок дал здесь два концерта: это барабанщик, а не пианист; но техника его изумительна.23
Я с большим удовольствием увидел и услышал снова Виардо ~ техника его изумительна. – Тургенев, называя имена иностранных артистов, гастролировавших зимой 1847 г. в Берлинском оперном театре, по-видимому, сознательно умалчивает о немецких исполнителях. Засс в своей книге, в главе «Театр», называет современный немецкий театр позорной страницей в культуре Германии и указывает на то, что народный театр еще не создан (указ. соч., с. 185–242). О длительных гастролях П. Виардо в Германии см. наст. изд., Письма, т. I; о них много писали русские газеты и журналы – «Северная пчела», «Современник» и др. Тургенев слушал знаменитую певицу в «Гугенотах» не только в Берлине, но и в Дрездене 14 (26) мая вместе с Белинским (Белинский, т. XII, с. 366). Ф. Черито (р. 1821) – известная балерина. М. Тальони (1804–1884) – знаменитая балерина, гастролировавшая и Берлине, Париже, Лондоне, Петербурге. Фанни Эльслер (1810–1878) – выдающаяся танцовщица. Карлотта Гризи (1821–1896) – итальянская танцовщица, двоюродная сестра знаменитой певицы Джулии Гризи. А. Дрейшок (1818–1869) – известный пианист; был профессором Петербургской консерватории, поражал техникой левой руки.

Здесь с прошлого года существует заведенье, которого недостает в Петербурге. Это огромный кабинет для чтения24
Это огромный кабинет для чтения… – «Кабинет для чтения» (Zeitlingshalle), организованный радикальным писателем и общественным деятелем Ю. Шиндлером (1818–1885; псевдоним Юлиус Траун), явился, по словам Засса, серьезным конкурентом для кондитерских (указ. соч, с. 83).

С 600-ми (говорю – шестью стами) журналами. Из них, разумеется, две трети (почти все немецкие) очень плохи; но все-таки нельзя не отдать полной справедливости учредителю. Немецкая журналистика действительно теперь никуда не годится.25
Немецкая журналистика действительно теперь никуда не годится. – В отличие от Тургенева, Дронке отмечает необычайный «подъем» в этот период газетной прессы. Несмотря на тяжелый цензурный режим, немецким газетам в этот период удалось сохранить «независимое положение и влиять на общественное мнение». Среди рабочих были популярны органы социалистических партий: «Trierische Zeitung», «Gesellschaftsspiegel», «Westphälische Dampfboot» и др. В тяжелом положении, по мнению Дронке, находились правительственные газеты, которым, учитывая создавшуюся политическую ситуацию, приходилось хитрить, изворачиваться, противоречить самим себе (Дронке. Указ. соч., т. II, с. 73–93).

Вот пока всё, что я могу вам сообщить любопытного. Повторяю: я нашел в Берлине перемену большую, коренную, но незаметную для поверхностного наблюдателя: здесь как будто ждут чего-то, все глядят вперед; но «пивные местности» (Bier-Locale, так называются комнаты, где пьют этот недостойный и гнусный напиток) также наполняются теми же лицами; извозчики носят те же неестественные шапки; офицеры так же белокуры и длинны и так же небрежно выговаривают букву р ; все, кажется, идет по-старому. Одни Eckensteher (комиссионеры) исчезли, известные своими оригинальными остротами.26
Одни Eckensteher (комиссионеры ) исчезли, известные ~ остротами. – Тургенев выражается очень осторожно: «комиссионеров», т. е. рассыльных, сгубила не цивилизация, а жандармерия. В дневнике Фарнгагена фон Энзе имеются записи дерзких политических острот и сатирических сценок «комиссионеров», злостно высмеивавших прусского и саксонского короля. Министр юстиции Савиньи в 1847 г. утверждал, что «власть в руках комиссионеров и еврейских юнцов» (Фарнгаген. Указ. соч., т. III, с. 358).

Цивилизация их сгубила. Сверх того, завелись омнибусы, да некто г-н Кох показывает странное, допотопное чудище – Hydrarchos, которое, по всей вероятности, питалось акулами и китами.27
некто г-н Кох показывает ~ акулами и китами – В Берлинском музее в этот период демонстрировался найденный профессором А. Кохом скелет ископаемого пресмыкающегося – «нечто среднее между ящерицей и змеей» (Фарнгаген. Указ. соч., т. IV, с. 6).

Да еще – чуть было не забыл! В «Тиргартене» другой индивидуум, по прозванию Кроль, выстроил огромнейшее здание, где каждую неделю добрые немцы собираются сотнями и «торжественно едят» (halten ein Festessen) в честь какого-нибудь достопамятного происшествия или лица, лейпцигского сраженья, изобретенья книгопечатания, Ронге, Семилетней войны, столпотворенья, мироздания, Блюхера и других допотопных явлений.28
…Кроль, выстроил огромнейшее здание ~ и других допотопных явлений. – Об увеселительном заведении Кроля в Тиргартене, посещаемом золотой молодежью, финансовыми тузами и женщинами полусвета, обстоятельно писал П. Фурман в «Письмах редактору» (1847 г.), отмечая злостные карикатуры, покрывавшие стены этого роскошного заведения, на прогрессивные явления жизни, на немцев, вынужденных эмигрировать (СПб Вед, 1847, № 26, 4 февраля). Тургенев, давая свой, исполненный сарказма, явно вымышленный перечень «допотопных явлений», в честь которых устраивались ужины у Кроля, пародирует «программу увеселений», тонко намекая на современные политические события. Иоганн Ронге (1813–1887) – основатель «немецкого католицизма», был в 1844 г. лишен епископского сана и отлучен от церкви. Народная демонстрация в 1845 г. в Лейпциге, протестовавшая против этого акта, была расстреляна по приказу принца Иоганна Саксонского, что отметил Ф. Энгельс в статье «Недавняя бойня в Лейпциге. – Рабочее движение в Германии» Упоминание Тургенева о «лейпцигском сражении» (происходившем в 1813 г.) – намек на «лейпцигскую бойню». «Изобретение книгопечатания» – вероятно, намек на строгости прусской цензуры (см.: Дронке. Указ. соч., т. I, с. 304–310). «Семилетняя война» (1756–1763) была связана с борьбой за Силезию – область, очень рано капитализованную, известную своим ткацким производством и металлургической промышленностью, где с конца XVIII в. происходили крестьянские восстания и волнения рабочих. Стачки силезских ткачей в 1844 г., бывшие первым массовым выступлением в Германии, положили начало другим стачкам – печатников, железнодорожников и т. д. (см. Дронке. Указ. соч., т. I, с. 285–302). Г. Блюхер (1742–1819) – прусский фельдмаршал, герой освободительной войны 1813–1814 гг. против Наполеона, когда в стране фактически не было короля, его участие решило исход сражения при Ватерлоо (1815). «Столпотворением» Тургенев, по-видимому, называет бурные события «народного волнения», разыгравшиеся в ночь на 23 июня 1845 г. возле заведения Кроля, когда разъяренная толпа бросала камни в ненавистного наследника престола (будущего короля Фридриха Вильгельма IV), постоянного посетителя этого заведения, смяла полицию и жандармерию и была усмирена вызванными войсками (см. Фарнгаген. Указ. соч., т. III, с. 99).

В следующем письме я вам еще кой-что расскажу о Берлине; о многом я даже не упомянул… но не все же разом.

Примечания

Печатается по тексту первой публикации.

В собрание сочинений впервые включено в издании: Т, Сочинения, т. XII, с. 316–319. Авторство Тургенева установлено на основании писем Белинского к В. П. Боткину В. Ф. Саводником («Забытые страницы И. С. Тургенева». М., 1915, с. 4–7).

Автограф неизвестен.

Первое «письмо из Берлина» датировано в тексте «Современника» 17 февраля (1 марта) 1847 г. Тургенев приехал в Берлин в конце января 1847 г.

Поездка Тургенева в Германию была предпринята в связи с желанием писателя присутствовать на предстоявших выступлениях П. Виардо в Берлинской опере (см. письмо к П. Виардо от 28 ноября (10 декабря) 1846 г. – Наст. изд., Письма, т. I).

«Письма из Берлина», судя по заглавию и помете «Письмо первое» в печатном тексте, должны были составить целую серию; но дальнейших писем Тургенев за всё пребывание в Берлине, откуда он выехал 13 (25) мая, сопровождая больного Белинского, не напечатал и, вероятнее всего, не написал, несмотря на обещание в конце первого письма.

Германия в этот период переживала предреволюционную ситуацию, которая назревала в стране уже с начала 40-х годов. Характеристика социальных группировок дана в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология» (1845–1846), а также в серии статей Ф. Энгельса в английской периодической печати «Положение в Германии» (The Northern Star, 1845, № 415, 25 октября; № 417, 8 ноября и 1846, № 438, 4 апреля); «Прусская конституция» (The Northern Star, 1847, № 489, 6 марта). Материалом для «Писем из Берлина», кроме личных впечатлений, послужили Тургеневу современные немецкие книги, брошюры, газеты, журналы, а также беседы с немецкими и русскими друзьями в Берлине – К. А. Фарнгагеном фон Энзе, Г. Мюллером-Штрюбингом (1810–1893), А. И. Герценом и др.

К. А. Фарнгагена фон Энзе (1785–1858) Тургенев посетил дважды – 9 (21) февраля и 7 (19) марта 1847 г. (Varnhagen von Ense К. A. Tagebücher. Leipzig, 1862, Bd. IV, S. 32, 45). В «Письмах из Берлина» явно ощущаются отголоски бесед с немецким писателем, который в своем дневнике с большой остротой и очень детально отразил нарастание революционных настроений в Германии, волнения среди рабочих, антиправительственные выступления студентов и избиения их полицией, действия правительства – аресты, всевозможные запреты, притеснение университетов, политические процессы. В дневнике отмечается «безумный ужас аристократии перед призраком коммунизма» (Фарнгаген. Указ. соч., т. III, с. 316). Вопрос о коммунизме в этот период дебатировался в газетах, на публичных лекциях. В 1846 г. в Германии почти одновременно вышли в свет книги авторов демократического направления – Ф. Засса (1819–1851) и Э. Дронке (1822–1891), написанные под влиянием работы Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1842) и отметившие с большой остротой социальный антагонизм в Германии и тяжелое положение пролетариата (см.: Фриман М. И. Критический обзор источников и литературы о берлинском пролетариате накануне революции 1848 г. – Уч. зап. Ярослав, пед. ин-та, 1945, вып. 7, с. 16–17). Эти книги следующие: Sass F. Berlin in seiner neuesten Zeit und Entwickelung. Leipzig, 1846 (Тургенев прочел эту работу и упоминает ее в своем очерке); Dronke E. Berlin. 1846 (за эту нашумевшую книгу автор подвергся двухлетнему заключению; Фарнгаген неоднократно упоминает ее в своем дневнике; Тургенев, судя по замечаниям в его «Письмах из Берлина», вероятно, читал ее; книга переиздана в 1953 г. в ГДР). Ему, видимо, известен был также очерк студента Г. Грюнтхольцера «Наблюдения молодого швейцарца в Фойгтланде» о тяжелом быте рабочих и ремесленников берлинского предместья Voigtland, приложенный к нашумевшей книге Беттины Арним «Dies Buch gehört dem König», Berlin, 1844. Тургенев был знаком и со статьей М. А. Бакунина «Реакция в Германии», в которой подвергнута острой критике культурная, социальная и политическая отсталость Германии (статья напечатана в 1842 г. под псевдонимом Jules Elysard в «Deutsche Jahrbücher für Wissenschaft und Kunst», №№ 247–251).

В «Письмах из Берлина» содержится резкая критика современной Германии. Этот очерк, несмотря на небольшой объем и лаконичность, насыщен общественным содержанием. Однако обо всем писатель говорит иносказательно, намеками, «эзоповским языком». В незначительных деталях повседневной жизни Берлина ощущается подтекст, расшифровку которого автор подсказывает заявлениями о «больших переменах», «ожидании перемен», о «движении вперед», навстречу неизбежным революционным событиям. Недомолвки подчеркиваются многоточиями, характерными для всей статьи.

Очерк Тургенева вызвал возражения со стороны либерального западника Н. А. Мельгунова, критиковавшего Тургенева в статье «Бурши и филистеры» за односторонность, противоречивость и поверхностность его суждений о Германии (Отеч Зап, 1847, № 8, «Смесь», с. 152–153). Белинский, отказавшийся напечатать статью Мельгунова в «Современнике», писал 22 апреля ст. ст. 1847 г. В. П. Боткину: «…не напечатаем статьи „Бурши и филистеры“ <…> нельзя в „Современнике“ допустить того, что говорится в статье против Тургенева <…> если б Тургенев судил и односторонне, его односторонность жива, оригинальна; а его письмо о Берлине, как ни коротко оно, было замечено и скрасило наш журнал…» (Белинский, т. XII, с. 355).

Условные сокращения

Архивохранилища

ГБЛ - Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина (Москва).

ГИМ – Государственный исторический музей (Москва).

ГПБ – Государственная публичная библиотека имени M. E. Салтыкова-Щедрина (Ленинград).

ИРЛИ – Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР (Ленинград).

ЦГАЛИ - Центральный государственный архив литературы и искусства (Москва).

ЦГАОР – Центральный государственный архив Октябрьской революции (Москва).

ЦГИАЛ – Центральный государственный исторический архив (Ленинград).


Печатные источники

Анненков – Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1960.

Белинский – Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 1953–1959, т. I–XIII.

Б-ка Чт – «Библиотека для чтения» (журнал).

BE – «Вестник Европы» (журнал).

Вольф, Хроника – Вольф А. И. Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 года. СПб., 1877–1884, ч. I–III.

Герцен – Герцен А. И. Собр. соч.: В 30-ти т. М.: Наука, 1954–1965.

Достоевский – Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Художественные произведения. Т. I–XVII. Л.: Наука, 1972.

Житова – Житова В. Н. Воспоминания о семье И. С. Тургенева. Тула, 1961.

ИВ – «Исторический вестник» (журнал).

Корнилов. Годы странствий – Корнилов А. А. Годы странствий Михаила Бакунина. Л.; М., 1925.

Лит Арх – Литературный архив: Материалы по истории литературы и общественного движения / Ин-т рус. лит. – Пушкинский Дом. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938–1953. Т. 1–4.

Лит-библиол сб – Литературно-библиологический сборник / Под ред. Л. К. Ильинского. Пг., 1918. (Труды Комис. Рус. библиол. об-ва по описанию журналов XIX в.; Вып. 1).

Лит Мысль – Литературная мысль: Альманах. Пг., 1922, Л., 1925. Т. I–III.

Лит Насл – Литературное наследство. М.: Наука, 1931–1977. Т. 1–86.

Некрасов - Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем/Под общ. ред. В. Е. Евгеньева-Максимова, А. М. Еголина и К. И. Чуковского. М., 1948–1953. Т. I–XII.

H Мир – «Новый мир» (журнал).

Отеч Зап – «Отечественные записки» (журнал).

Переписка Грота с Плетневым – Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым / Под ред. К. Я. Грота. СПб., 1896. Т. I–III.

Петербургский сборник – «Петербургский сборник», изданный Н. Некрасовым. СПб., 1846.

Письма к Герцену – Письма К. Дм. Кавелина и Ив. С. Тургенева к Ал. Ив. Герцену. С объясн. примеч. М. Драгоманова. Женева, 1892.

Пушкин – Пушкин. Полн. собр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 1937–1949. Т. 1–16.

Рус Бог-во – «Русское богатство» (журнал).

Рус Вед – «Русские ведомости» (газета).

Рус Мысль – «Русская мысль» (журнал).

Рус Пропилеи – Русские Пропилеи. Материалы по истории русской мысли и литературы. Собрал и подготовил к печати М. О. Гершензон. М., 1915–1916. Т. 1–4.

Рус Сл – «Русское слово» (журнал).

Рус Ст – «Русская старина» (журнал).

Сев Вестн – «Северный вестник» (журнал).

Сев Пчела – «Северная пчела» (газета).

Совр – «Современник» (журнал).

Т и его время - Тургенев и его время. Первый сборник под ред. Н. Л. Бродского. М., 1923.

Т и круг Совр – Тургенев и круг «Современника»: Неизданные материалы, 1847–1861. М.; Л., 1930.

Т, ПСС, 1883 - Тургенев И. С. Полн. собр. соч. Посмертное издание. СПб., тип. Глазунова, 1883. Т. 1–10.

Т, ПСС, 1897 - Тургенев И. С. Полн. собр. соч. 4-е изд. тип. Глазунова. СПб., 1897. Т. 1–10.

Т, ПСС, 1898 («Нива») – Тургенев И. С. Полн. собр. соч.: В 12 т. Приложение к журналу «Нива». Изд. А. Ф. Маркса. СПб., 1898; Пг.: Лит. – изд. отд. Наркомпроса, 1919.

Т, ПСС и П, Сочинения – Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28-ми т. Соч. в 15-ти т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960–1968.

Т, ПСС и П, Письма – Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28-ми т. Письма в 13-ти т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961–1968.

Т сб, вып. 1– 5 – Тургеневский сборник: Материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Л., 1964–1969. Вып. 1–5.

Т, сб (Бродский) – И. С. Тургенев: Материалы и исследования. Сборник / Под ред. Н. Л. Бродского. Орел, 1940.

Т, Соч, 1880 - Сочинения И. С. Тургенева. М.: Насл. бр. Салаевых, 1880. Т. 1–10.

Т, Сочинения – Тургенев И. С. Сочинения / Под ред. К. Халабаева и Б. Эйхенбаума. М.; Л., 1929–1934. Т. I–XII.

Т, СС – Тургенев И. С. Собр. соч. В 12-ти т. М., 1953–1958.

Т, СС («Огонек») – Тургенев И. С. Собр. соч. / Под ред. Н. Л. Бродского, И. А. Новикова, А. А. Суркова. Прил. журн. «Огонек». Т. I–XI. М.: Правда, 1949.

Т, Стих, 1885 - Стихотворения И. С. Тургенева. СПб., 1885.

Т, Стих, 1891 - Стихотворения И. С. Тургенева. 2-е изд. СПб., 1891.

Т, Стих, 1950 - Тургенев И. С. Стихотворения. Л., 1950. (Б-ка поэта. Малая серия).

Т, Стих, 1955 - Тургенев И. С. Стихотворения. Л., 1955 (Б-ка поэта. Малая серия, 3-е изд.).

Т, Стихотворения и поэмы, 1970 - Тургенев И. С. Стихотворения и поэмы. / Вступит, статья, подготовка текста и примечания И. Ямпольского. Л., 1970. (Б-ка поэта. Большая серия).

Центрархив, Документы – Документы по истории литературы и общественности. – И. С. Тургенев. М.; Пг.: Центрархив РСФСР, 1923. Вып. 2.

01/01/2018 10:16

Дорогие друзья!

В год празднования 200-летнего юбилея великого русского писателя И.С. Тургенева предлагаем всем желающим принять участие в литературном конкурсе «Письмо Тургеневу».

В XIX веке письмо служило единственным средством связи, общения между людьми, разделёнными расстоянием. В наше время - в эпоху Интернета, мобильной связи - эпистолярный жанр постепенно исчезает.

Письма самого И.С. Тургенева - маленькие шедевры эпистолярного стиля. Особое искусство писателя заключалось, в том числе, в его умении с одинаковой легкостью и свободой пользоваться всеми жанрами, формами и стилями письма: будь то письма-дневники или письма-мемуары, письма-исповеди или шуточные стихотворные послания, философские монологи.

Вы можете обратиться к И.С. Тургеневу в форме эпистолы (письма), небольшого поэтического или прозаического произведения, эссе… Представьте, что вы - современник писателя или восторженный читатель, или придирчивый критик, живущий в XXI веке. Вы можете обсудить с адресатом его творчество, биографию (в т.ч. смешные, конфузные, трагические случаи), политику, литературу, искусство и многое другое.

Желаем удачи!

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении литературного конкурса

«Письмо Тургеневу»

Организаторы конкурса: ФГБУК «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» и БУКОО «Орловская областная научная универсальная публичная библиотека им. И.А. Бунина».

Сроки проведения конкурса:

Конкурс проводится с 1 января 2018 г. по 9 ноября 2018 г. Ждем ваших писем по адресу: 303002, Орловская обл., Мценский район, ул. Музейная, д. 3 или на электронную почту музея [email protected] до 1 октября 2018 г.

Участники. В конкурсе могут участвовать все желающие старше 12 лет.

Условия проведения конкурса:

Каждый участник может предоставить на Конкурс одну работу.

Работы, представленные на Конкурс, не возвращаются и не рецензируются.

Организаторы оставляют за собой право снимать представленные работы с конкурса как не соответствующие его тематике и нарушающие этические или правовые нормы.

Конкурсные работы предоставляются в печатном виде или в электронном варианте. Текст печатается в редакторе Word 6.0-7.0 (интервал 1,5; поля 2 см; шрифт Times New Roman, 14 кегль). Общий объем - не более 10 000 печатных знаков.

Критерии оценки.

Соответствие тематике и условиям Конкурса;

Самостоятельность мышления и оригинальность подачи материала;

Грамотность;

При оценке могут быть учтены и другие критерии.

Подведение итогов.

Лучшие письма будут публиковаться на сайте музея-заповедника (сайт ) в течение юбилейного 2018 года. Призёры получат памятные подарки, победитель будет награжден сертификатом на посещение музея-заповедника.

Цели: показать композиционные и художественные возможности жанра письма на примере писем И.С. Тургенева и дать возможность учащимся попробовать силы в этом жанре; учить овладевать умением творчески выражать мысли и описываемые события, отношение к ним; раскрывать внутренний мир ученика, характер взаимодействий с другими людьми пробудить интерес к личности и творчеству писателя, обращая внимание на лексическое и стилевое богатство речи писателя, на его трудоспособность, трудолюбие и духовную культуру.

Оборудование:

  • Подборка произведений, написанных в жанре писем.
  • 1 том писем. Полное собрание сочинений и писем, АНССР, 1961 Письма: №
  • 25, 26, 36, 38, 52, 55, 58, 62, 63, 66, 68, 69, 72, 126, 133.
  • И.С. Тургенев в портретах, иллюстрациях, документах.
  • Памятка "Письмо как жанр творческой работы"
  • Развёрнутые листы у учащихся.
  • Распечатки писем Тургенева к Бакуниным, В.Г.Белинскому, П. Виардо, А.И. Герцену.

Оформление на доске: Ты хочешь, милый друг, узнать мои мечты, желанья, цели...

А.С. Пушкин Письма писателей - важный источник, представляющий большое и разностороннее значение для изучения личности и творчества их авторов, времени, в которое они жили, людей, которые их окружали и входили с ними в непосредственное общение.

М.П. Алексеев. Письма И.С. Тургенева. Умение творить словом, воплощать в художественный образ свои мысли, чувства, переживания нужно не только писателю, но и каждому культурному человеку.

В.И. Сухомлинский Ход урока

1. Ученик читает строчки из письма Тургенева Полине Виардо: "...Каждое ваше письмо перечитывается по десяти раз - всегда же два раза подряд вслух... А затем проглотивши его целиком, мы начинаем его пощипывать то там, то сям, аппетит приходит за едой, и мы начинаем сызнова".

2. Объявление темы, целей урока

3. Краткая справка о подобранной литературе, чтение и разбор эпиграфов. 4.Выступление ученицы о литературных произведениях, написанных в жанре писем.

(А.С. Пушкин "Евгений Онегин", Ф. Достоевский - письма Раскольниковой сыну, Л.Н. Толстой "Война и мир" - Н. Ростова, А. Болконского - отцу, письма И. Обломова Ольге Ильинской, поэтические письма С.Есенина "Письмо матери", "Письмо Шуре", "Стансы",

В. Маяковский "Письмо Татьяне Яковлевне из Парижа","Письмо т. Кострову о сущности любви", "Письмо в XXX век"

Р. Рождественского, письма с фронта - К. Симонов "Жди меня" и др.),

4. Слово учителя

Ребята, тема нашего урока эпистолярное сочинение, т.е. воображаемое письмо. Оно может быть написано другу, учителю, читателю и даже автору писем - И.С. Тургеневу. Напомню эпистолярная литература (от лат. epistola -письмо, переписка) - это повести, очерки, романы, написанные в форме писем. Таков роман в письмах Жан-Жака Руссо "Юлия", или новая Элоиза, роман Ф. М. Достоевского "Бедные люди" и др.

Известно много произведений, созданных на документальном материале, в частности, на письмах и фотографиях. Интерес к произведениям такого рода велик: они несут достоверную информацию. Подлинность события вызывает Р1скренний эмоциональный отклик у читателя, зрителя, слушателя. Возникает духовное соприкосновение с личным человека, оставившего в письмах часть своей жизни, эпохи. Спектакли по письмам лейтенанта Шмидта "После казни прошу...", "Милый обманщик" - Бернарда Шоу - по его переписке, пьеса Л. Малюгина о Чехове "Насмешливое моё счастье" - на письмах Чехова и его близких, по переписке Пушкина "Болдинская осень" и др.

Кого видите в этот момент перед своим мысленным взором, с кем ведёте диалог?

Чьми глазами стремитесь прочесть своё творение, чтобы получить представление о собственных достоинствах и недостатках в обсуждаемых вопросах?

Что значит быть предельно откровенным с адресатом? 7. Оформление записей учащихся на двойных листах по следующей таблице:

Примечание: содержание отобранного материала из писем и оформление работы будут оценены отдельно.

5. Выбор учащимися адресата (учителю, другу, читателю, автору) - краткий комментарий учителя. Работа учащихся с письмами, (письма зачитываются вслух учителем и учениками)

Начинаем урок с писем к Михаилу Бакунину и его братьям - Алексею и Александру (1842 г., Петербург № 36,38)

Как относился Тургенев к Станкевичу и Бакунину? (запись выдержки из письма)

Какое отношение Тургенева к русским книгам? ("Я слушал - мало! внимал -мало! обращался весь в слух - мало! - и классически: пожирал - всё мало! глотал - всё ещё мало! давился - хорошо.") Какие синонимы Тургенев использует в этом высказывании?

Во время подготовки к экзамену по философии чем занимается писатель? (...работаю, много работаю", "вчера съел за один присест Декарта, Спинозу и Лейбница, Лейбниц у меня ещё бурчит в желудке - а я себе на здоровье скушал Канта - и принялся за Фихте"; "Искушение" пишется урывками, по ночам - однако готово более половины"; написал я стихотворение "Зимняя прогулка", и другое, посвященное Татьяне Андреевне").

Как написано письмо? (Живо, с юмором, заставляет удивляться таланту и огромному трудолюбию молодого Тургенева). (Ученики дальше заполняют таблицу самостоятельно). - А сейчас несколько писем Полине Виардо.

(Показываются портреты Тургенева (Ламе) и П. Виардо (Брюллов) 1846, 1850, 1847, Петербург, Париж №72,69,55,133,58.

Какие чувства испытывает Тургенев к этой женщине? Какова Полина- в глазах Тургенева? Какой тон повествования в письмах? (Глубокая любовь, испытывает радость встречи в письме с возлюбленной, которой он должен быть всего лишь другом. Вот удивительная сила благородства! Жизнь прожил рядом с нею, стал лучшим другом семьи, не пал духом от безответной любви. "Встретить вас на своём пути - было величайшим счастьем моей жизни".)

(отводится несколько минут для заполнения таблицы) -Письмо В.Г. Белинскому, 1847, Берлин, Париж № 62,63,66,68

Какую заботу проявляет он к Белинскому? Что пишет о работе? ("Опечалило меня то, что ваше здоровье опять расклеилось", "всякое хорошее известие от Вас меня обрадует"). Тургенев называл Белинского отцом и командиром и, как бы отчитываясь о своей работе, пишет: "Я работаю усердно, ей-богу. А "Современника" читаем с волчьей жадностью) Тургенев заботился и беспокоился о здоровье Белинского и, конечно, не думал, что он умрёт таким молодым. (Письмо А.И. Герцену, 1850, Париж №126).

Как характеризует Тургенева знакомство с политическим эмигрантом? (Письмо свидетельствует о хороших, дружеских отношениях. Обещание

перевезти через границу его бумаги и исполнить в России его поручение, пожелание ему "действовать по возможности" прибавляют ещё один штрих нравственному облику Тургенева).

6. Подведение итогов.

Итак, каким же был И.С. Тургенев в этот период? Перед вами прошло одно десятилетие из жизни великого писателя. Вы узнали о разных душевных проявлениях Тургенева. Проследили, как создавалось основное произведение этих лет и первое "значительное" - "Записки охотника. Отметили частые переезды. Почувствовали искреннюю любовь к Полине Виардо. В письмах прозвучали имена друзей, были названы его произведения, посмотрели фотографии этого периода.

В письмах этого десятилетия Тургенев предстаёт жизнерадостным, немного восторженным, увлекающимся, сердечным в дружбе, одарённым и трудолюбивым, широко образованным и остроумным человеком. Читая их, мы видим дружбу с Бакуниным, Станкевичем, Белинским, Герценом. Постоянный труд направлен на написании драмы, стихов, статей, поэмы, очерков и рассказов из "Записок охотника". Читая письма, мы чувствуем огромную любовь Тургенева к родной литературе, языку. Его стремление к дальнейшему образованию и самообразованию огромно (магистерский экзамен, изучение языков: древних и испанского, музыка, чтение).

Очень подкупает юмор в письмах. Его письма к друзьям весёлые и даже озорные. Разный стиль писем в зависимости от адресатов, его письма просты и неповторимы. Мы прочитали только несколько писем. А сколько их было! 15 томов писем - это великий труд.

Выставление оценок учащимся за активную работу на уроке.

Задание на дом: написать сочинение по заданной теме.

Примерные сочинения учащихся по прочитанным письмам И.С. Тургенева

Светланка, привет!

А может быть так: "Милая моя, хорошая m-sell Апрелкина, theurste, liebeste, beste Madchen, как вы поживаете?" Удивлена?! Объясню. Так обращался в своих письмах И.С. Тургенев к своей любимой женщине Полине Виардо. Как кстати твоё письмо! Я всё больше и больше убеждаюсь в том, что тебе действительно нужно поступать на филфак. С упоением и несколько раз прочитано твоё письмо. Как просто и убедительно ты написала о том, почему излюбленным местом для И. Обломова был диван. Представляешь, нам задали сочинение-письмо по письмам И.С. Тургенева (I 840-1850). Тебе, наверное, тоже будет интересно узнать об этом мало известном периоде жизни молодого, только начинающего писать Тургенева. Какое огромное количество писем было написано им за его долгую жизнь. 15 томов - это великий труд. Много писем, и все разные, из разных уголков земли, интересные, адресованные различным людям. Из прочитанных писем на уроке мы узнали не только о жизни писателя, но и его настроениях, мнениях, о кропотливой его работе над произведениями. Как-то по-новому он открылся для меня. Письма помогли мне убедиться в том, что это очень умный, талантливый, умеющий дорожить дружбой и ценить её, любить нежно и беззаветно, ни на что не рассчитывая. Светик, поймала себя на мысли, что я узнала себя в Тургеневе. Мне тоже часто хочется забавно пошутить или "поостроумничать". Вслушайся, как он пишет: "...вчера съел за один присест Декарта, Спинозу и Лейбница, Лейбниц у меня ещё бурчит в желудке - а я себе на здоровье скушал Канта и принялся за Фихте: но этот человек несколько чёрств, и поэтому я, для отдыха, - пишу к вам письмо". (А. и Алекс. Бакуниным, 1842, Петербург). Поражаюсь, какой широкий круг чтения! И всё это прочитано им как бы шутя. Горячность и жизнерадостность высказывает он, описывая Бакунину свои мечты о работе вместе, работе, приносящей наслаждение. Письма к Бакуниным лёгкие и простодушные.

Совсем по-другому пишет Тургенев к Белинскому, своему ближайшему другу и наставнику. Эти письма проникнуты глубочайшим уважением: и заботой к великому критику. Он хочет вселить в Белинского веру в скорое выздоровление.

Исполненные нежной любви и преклонения перед талантом певицы письма Тургенева к Полине Виардо. Интересно, что муж Полины тоже дружил с ним. Тургенев вовсе не пытается говорить о любви громкими фразами. У него всё получалось просто и неповторимо.

Оказывается, Тургенев вёл переписку с Герценом: - политическим эмигрантом. Обещал прислать все необходимые книги, газеты и журналы.

Будущий филолог, Светлана Николаевна! Известнейшее произведение "Записки охотника" начато в эти годы. А я как-то и не

задумывалась, что оно создавалось, когда он был молодым писателем.

А как он умел сказать! "Встретить вас на своём пути - было величайшим счастьем моей жизни", "я работал усиленно: никогда ещё мысли не приходили ко мне в таком изобилии; они являлись целыми дюжинами", "Что за прекрасная вещь - работа". Слов мало, а как о многом сказано: об удивительной любви, благородстве к Полине Виардо, огромном трудолюбии и таланте, поистине гигантской неутомимости в овладении науками. Из тургеневских писем узнала о новых чертах его характера. Он отмечает испытываемое счастье работы, пишет о блаженстве уединённого размышления, тихого чтения у камина, о жажде чтения и большой тяге к самообразованию.

Света, у Тургенева я многому научилась. Благодаря ему, я учусь в своём дневнике искренней излагать мысли. И сделала для себя вывод: буду читать письма писателя. Надеюсь, не пожалею об этом. Поймала себя на мысли: Тургенев стал мне близок и более понятен.

Милая подруга! Что ты думаешь по этому поводу? Пиши. Жду всегда твоих писем с нетерпением.

P.S. Завтра решила сходить в библиотеку: посидеть часика два там и почитать переписку Тургенева с Полиной Виардо.

Добрый день, дружище!

Очень рада твоему письму. Пришла только что из школы, сразу взялась за чтение моей небольшой корреспонденции. Я получаю письма не так уж часто. На твои письма я стараюсь дать сразу ответ. Мне было приятно твоё мнение о моём решении - взяться за учёбу. К глубокому моему огорчению, понять меня, как ты, никто не смог (или не пожелал). Спасибо за поддержку. Это придаст силы, чтобы заняться самообразованием и более внимательным и тщательным изучением предметов. Слава, ты интересный собеседник, и я бы сказала, удивительный. Вот поэтому поделюсь своими впечатлениями об уроке по письмам И. С. Тургенева (1840-1850). До этого момента я относилась к нему без всякого восхищения, а познакомившись с письмами, он стал мне более симпатичен. Представляешь, им написано писем за всю жизнь столько, что это составляет 15 томов.

Не все письма, конечно, этого периода мною прочитаны. Но те, что были озвучены в классе, меня поразили. Вот некоторые строчки из его письма Полине Виардо: "Всю эту неделю я почти не выходил из дома; я работал усиленно: никогда ещё мысли не приходили ко мне в таком изобилии; они являлись целыми дюжинами". Вот это трудоспособность! А я часто жалею себя, приходя из школы, трачу бесцельно время. Включаю музыку, но зачем -не понимаю или просто иду потусоваться с ребятами в бар. Сколько времени уже потеряно зря!

Для меня Тургенев сегодня открылся совеем по-иному. Многому можно у него поучиться.

А какая, оказывается, сильная его любовь была к Полине Виардо. Уверена, эта женщина сыграла огромную роль в его жизни и творчестве. Тургенев пишет в очередном письме Полине: "Я ничего не видел на свете лучше вас, что встретить вас на своём пути - было величайшим счастьем моей жизни".

Невероятно, но Тургенев уже в эти годы умел ценить любовь и дружбу, труд и дорожить всем этим. Трогает его забота к В. Г. Белинскому, когда тот болен. Не страшась, что Герцен - политический эмигрант, помогает ему. Братьям Бакуниным письма полны откровением и восторгом. Из писем я узнала: Тургенев - талантище и великий трудяга. Опять обращусь к цитате из письма: "Я слушал - мало! внимал - мало! обращался весь в слух - мало! -и классически: пожирал - всё мало! глотал - всё ещё мало! давился - хорошо". Как чувствует при этом он язык! К слову "слушать" столько синонимов!

До свидания. Лена.

"О письме как жанре творческой работы"

Обращение к адресату.

Мысленный диалог адресанта с адресатом.

Выражение своих впечатлений и мыслей по определённому поводу (и в связи с ним).

Стиль художественный с элементами разговорного.

Ведущие стилевые черты: образность, разговорность, афористичность, эмоциональность, экспрессивность.

Вывод, заключение, обращение к адресату.

P.S. - (постскриптум) дополнительное сообщение о чём-то важном, о котором упоминается в основной части.