Это самый крупный природный комплекс, поверхность земного шара, с характерной для планеты природой.
Можно выделить огромное количество менее крупных природных комплексов — территорий, обладающих похожей природой, отличной от других комплексов. Океаны, моря, материки, горные системы, реки, озера, болота и многое другое — это все отдельные .
Природные зоны
— очень крупные природные комплексы, обладающие сходными ландшафтом, животным и растительным миром. Природные зоны образуются вследствие распределения тепла и влаги на планете: высокая температура и низкая влажность характерна для экваториальных пустынь, высокая температура и высокая влажность — для экваториальных и тропических лесов и т.д.
Природные зоны расположены преимущественно субширотно, но рельеф, расстояние от океана влияют на расположение зон и их ширину. В горах также существует смена природных зон, в зависимости от высоты, смена зон происходит в том же порядке, что и смена зон суши от экватора к полюсам. Нижняя природная зона соответствует природной зоне территории, верхняя зависит от высоты горного массива.
Природные зоны суши
Экваториальные и тропические леса
Эта зона расположена в экваториальном и тропическом поясе , и . Тропические леса — вечнозеленые, здесь всегда высокая температура и влажность. Для этих лесов характерна многоярусность: на одной и той же площади растут низкие кустарники, деревья средней высоты и огромные лесные гиганты. Здесь образуются красно-желтые почвы, бледные питательными веществами. Верхний слой почвы очень плодороден, но он быстро образуется, и так же быстро питательные вещества «вытягиваются» многочисленной .
Пустыни и полупустыни
Эта зона формируется в умеренном поясе со средним количеством осадков, для нее характерны холодная зима и умеренно теплое лето. В лесах обычно два-три яруса, нижние сформированы кустарником и травянистой растительностью. Здесь распространены лесные копытные, хищники, грызуны, насекомоядные птицы. Почвы в этой зоне бурые и серые лесные.
Эта зона формируется в северном полушарии в умеренной зоне с холодной зимой, коротким теплым летом и достаточно большим количеством осадков. Леса многоярусные, много хвойных деревьев. Животный мир представлен множеством хищников, в том числе некоторыми, впадающими в зимнюю спячку. Почвы бедны питательными веществами, подзолистые.
Тундра и лесотундра
Эта природная зона находится в субполярной и полярной зоне, где достаточно низкая. Растительный мир представлен в основном низкорослыми растениями с плохо развитой корневой системой мхами, лишайниками, кустарниками, карликовыми деревьями. В тундре живут копытные животные, мелкие хищники, много перелетных птиц Почвы в тундре торфяно-глеевые, большая территория находится в зоне .
Арктические пустыни
Арктические пустыни встречаются на островах, близких к полюсам. Из растительности встречаются мхи, лишайники, или же растительность отсутствует вовсе. Животные, встречающиеся в этой зоне, живут большую часть времени в воде, птицы прилетают на несколько месяцев.
Подумайте, имеет ли свои особенности население Центрального района или оно типично для России.
ЦЭР имеет самый крупный в стране демографический потенциал, на его территории сконцентрировано 20% населения страны; 25% занятых в экономике имеют высшее профессиональное, 30% - среднее профессиональное образование. Для района характерен высокий удельный вес городского населения - 83%. Возрастная структура населения подвержена общероссийской тенденции «старения населения»: Высокая доля трудоспособного населения связана с большим миграционным притоком населения из других регионов РФ и стран СНГ. В то же время в трудоспособный возраст вступило население, родившееся в начале-середине 1980-х гг., когда в стране проводилась активная демографическая политика. Современная демографическая ситуация в ЦЭР является кризисной: естественный прирост не только отрицательный, как и в других районах, но и самый низкий по стране, при этом в Тульской и Тверской областях -14,3%о.)
Вопросы и задания
1. Как вы думаете, каким стал современный «великоросс»? Какие качества его предков сохранились, а какие сформировались заново?
Великороссы, составляющие основную часть населения Центральной России,- народ довольно видный, статный и красивый. Борьба с трудностями в условиях суровой природы сделала их выносливыми, терпеливыми, мало требовательными к благам жизни. Неблагоприятные природные условия учили выживать, поэтому население с давних пор отличалось предприимчивостью, энергией и подвижностью. Благодаря этим качествам в Великороссии больше, чем в каких-либо других местах, развивались промышленность, как крестьянская кустарная, так и фабричная, и торговля. На сегодняшний день конечно исчезла необходимость в борьбе с неблагоприятными природными условиями. Великороссы сейчас возможно наиболее требовательны к благам жизни, поскольку могут себе их позволить в большей степени, чем другое население. А вот разнообразие видов деятельности, энергичность и предприимчивость сохранились в полной мере.
2. Трудовые ресурсы Центрального района отличаются высокой квалификацией. Как вы думаете, какие условия этому способствовали и способствуют сейчас? Почему Центр всегда оставался центром притяжения энергичных и талантливых людей?
Для населения Центрального района издавна были характерны разнообразие занятий и способность к освоению новых видов деятельности. Именно эти качества его жителей помогли Центру стать (и остаться) районом-лидером, осваивающим все новые производства, все более сложные технологии.
3. Дайте описание одного из центров народных художественных промыслов (история возникновения промысла, виды изделий, их художественная и культурная значимость, влияние природных условий на развитие промысла, влияние промысла на социально-экономическую жизнь местности и т. д.).
Гжель - старинный центр России по производству фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды. Район Гжели включает в себя 30 сел и деревень вблизи Москвы, объединённых одним названием «Гжельский куст». Работали с глиной здесь давным-давно, как утверждают археологи, с VII-VIII веков. Продукцией гончаров в то время была глиняная посуда. Называли её ещё «чёрной». Но в XVII веке был налажен выпуск «муравленой», политой глазурью посуды, придававшей изделию прозрачный цвет, а наличие специальных добавок позволяло получить зелёные и коричневые тона. В XIX столетии мастера Гжели открыли для себя новый материал и новую технологию. Теперь они выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в синий цвет. Чтобы как-то связать название местности с её основным ремеслом, появилась версия: если посуду обжинают, «жгут», то и всё её производство названо «жгелью», которое со временем было превращено в «гжель». Сюжеты узоров гжели были взяты, конечно, из жизненных ситуаций: домашнего быта, из впечатлений в поездках по России для распродажи изделий из глины. Мир гжельской керамики полон жизни: девушки с вёдрами, женщины на лошадях, семейные сцены, странники. Не обошли вниманием и сказочных персонажей: волк, несущий ягнёнка, коршун, терзающий добычу. Роспись гжели предельно проста и подчас наивна, но обязательно с искрящимся юмором и полной узнаваемостью героев. Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску - кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям. Как и все народные промыслы в России на рубеже XIX-XX столетий, искусство гжели в это время тоже терпит упадок. Но уже в 1930-ые годы в Гжели была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. Было приложено много стараний, чтобы гжельское чудо не было забыто навсегда. В 1972 году было создано объединение «Гжель» на основе шести маленьких производств. Разрабатывались новые образцы и новые формы. Живопись становилась богаче.
«Гжель» - название современной фирмы, производящей уникальный фарфор с кистевой росписью кобальтом. На Гжельском фарфоровом заводе работают высококвалифицированные и одарённые художники. Мастера расписывают каждое изделие только вручную. Процесс обучения художников занимает до двух лет. В Гжели существует преемственность в обучении промыслу: от детского сада до Гжельского художественного Колледжа.
Гжельский промысел сегодня - это не только красивая бело-синяя посуда, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера. Гжель - это многовековая традиция, любимая и по сей день.
1. Как вы думаете, каким стал современный «великоросс»? Какие качества его предков сохранились, а какие сформировались заново?
Прочтя на с. 109 описание великороссов, многие русские школьники, наверное, были обрадованы. Действительно, все перечисленные качества можно назвать положительными и приятно думать, что они сохранились в крови жителей современных «великороссов». Несмотря на то что теперь немногие связаны непосредственно с сезонной сельскохозяйственной работой, привычка оставлять все на последний момент, а потом выполнять намеченное с величайшим напряжением сил, сохранилась. В предприимчивости великороссы теперь уступают представителям других национальностей. Среди новых качеств можно назвать необычайную терпеливость и покладистость, особенно к разного рода политическим экспериментам.
2. Трудовые ресурсы Центрального района отличаются высокой квалификацией. Как вы думаете,какие условия этому способствовали и способствуют сейчас? Почему Центр всегда оставался центром притяжения энергичных и талантливых людей?
Этому способствовали столичные функции и роль, которую играла и играет Москва в политической и хозяйственной жизни России.
Высокая квалификация населения Центрального района обусловлена большой концентрацией здесь наукоемких производств. Центр всегда притягивал к себе наиболее энергичных и талантливых людей, поскольку именно в столичном регионе они могли реализовать свои способности в полной мере, а также совершенствоваться дальше.
3. Дайте описание одного из центров народных художественных промыслов (история возникновения промысла, виды изделий, их художественная и культурная значимость, влияние природных условий на развитие промысла, влияние промысла на социально-экономическую жизнь местности и т. д.).
В Ивановской области в 32 км от железнодорожной станции Шуя находится небольшой (6,3 тыс. жителей) поселок городского типа Палех. Здесь в XVII в. возник иконописный промысел, достигший своего расцвета в XVIII — начале XIX в.
Палехские иконы славились особой тонкостью письма с применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон шло в несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй — наносил контур будущей иконы, третий — писал всю композицию, кроме ликов, рук и других обнаженных частей тела — их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер-подписывальщик. И, наконец, заканчивал работу над иконой олифщик.
После революции 1917 г. палехские мастера объединились в Палехскую художественную декоративную артель, выпускавшую деревянные изделия с росписью. В 1923 г. они освоили новый материал — папье-маше. С тех пор палехская миниатюра известна как вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.
Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства (П. Д. Баженов, эскизы декораций к неосуществленному спектаклю «Сказка о попе и его работнике Балде» в Большом театре (1940); И. П. Вакуров, эскизы к постановке «Снегурочки» в Московском художественном театре (1936); Н. М. Парилов, эскизы к ряду постановок в Ленинградском академическом Малом театре оперы и балета и др.), книжной графике (И. И. Голиков, «Слово о полку Игореве» (1934)), монументальной живописи, росписи изделий из фарфора; реставрации монументальной живописи.
Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи.
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
Вступительный экзамен в магистерский Колледж Всех Душ (All Souls College) в Оксфорде считается самым сложным в мире. И это несмотря на то, что там нет ни формул, ни задач, ни конкретных научных вопросов. По статистике, только один из 20 оксфордских бакалавров способен его пройти.
- Должны ли интеллектуалы пользоваться твиттером?
- Нужно ли разрешить заключенным смотреть телевизор в тюрьме?
- Должны ли авиакомпании устанавливать цены на билеты в зависимости от веса пассажира?
- Должны ли государства строго следить за своими границами?
- Вегетарианство - это будущее?
- Должны ли граждане получать ежемесячную выплату от государства?
- «Смел тот, кто в безопасности» - согласны ли вы с этим высказыванием?
- Какие минусы могут быть (если могут) в использовании дронов на войне?
- Кто победил в ХХ веке: левые или правые?
- Для чего нужны университеты?
- Не слишком ли строги границы между предметами в современном образовании?
- Можем ли мы принудительно стать свободными?
- Как вы думаете, кто сделал больше в сохранении достоверности и передаче реалий времени: история или литература?
- Справедливо ли утверждение ООН, что языковое разнообразие - это основное благо человечества?
- Перерос ли финансовый сектор позволительные ему границы?
- «Масштабы изменений отношения к человеческому телу в наши дни сильно преувеличены». Прокомментируйте фразу.
- «Человеческое поведение не меняется, меняются лишь мнения о том, что считать пороком, а что нет». Прокомментируйте фразу.
- Как слова могут быть красивыми?
- Должен ли судебный представитель быть членом того общества, которое он сам судит?
- Должна ли политика полагаться на человеческую рациональность?
- Как человек может знать, что будет делать завтра, если он даже не знает, доживет ли до завтра?
- Могут ли эмоции стать причиной решения?
- Что можно узнать о разуме по его расстройствам?
- Существуют ли синонимичные имена с разными значениями?
- Могут ли осмысленные суждения быть ни истинными, ни ложными?
- Существует ли всеведение?
- Может ли значимое утверждение не быть ни правильным, ни ложным?
- Как работают извинения?
- Могут ли быть существенные разногласия в отсутствии факта?
- В чем разница в знании некоего явления и уверенности в нем?
Ответы
Экзамен является таким сложным потому, что на него, как вы, наверное, догадались, нет правильных ответов. Но! Благодаря столь абстрактным вопросам, легко проверить уровень образованности и глубину мышления любого человека (попробуйте на знакомых).
Именно по рассуждениям человека экзаменаторы решают, сможет ли студент совершить открытие в выбранной им сфере. Если да - он получает 7-летнюю стипендию и доступ ко всей научной базе колледжа.
Так что, если вы подробно, с примерами смогли объяснить свою точку зрения по трем вопросам хотя бы самому себе - вы уже молодец!