Впр биология 5 кл задания. Разработка материала по подготовке к ВПР по биологии (5 класс). Б. Тип корневой системы

ВПР по биологии для 5 класса насчитывает 8 заданий. На их выполнение отведено 45 минут. Все задания относятся к базовому уровню сложности, однако в номерах 1 и 8, состоящих из нескольких частей, некоторые вопросы – повышенного уровня сложности.

Система оценок

Максимальный балл за всю работу – 21. Ниже представлена шкала перевода баллов в оценки:

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

Первое задание ВПР по биологии, за которое можно набрать сразу 5 баллов, связано с приведенным изображением – например, с таким:

В первой части задания нужно с помощью стрелок указать на рисунке требуемые 4 части и подписать их – для растений это могут быть части дерева или ветки, для животных и насекомых – части тела.

Если все части природного объекта подписаны верно, ученик получает 2 балла, при наличии 1-2 ошибок – 1 балл, и при наличии 3 и более ошибок – 0 баллов.

Во второй части нужно дать ответ на вопрос, связанный с функциями какой-либо определенной части изображенного на рисунке природного объекта – к примеру, указать орган, в котором происходит фотосинтез.

За верный ответ ученик получает 1 балл.

В третьей части задания дается перечень из четырех органов природного объекта – для приведенного выше изображения он будет следующим: Корень, цветок, семя, плод. Все указанные органы, кроме одного, выполняют одну и ту же функцию; нужно найти «лишний» и обосновать свой выбор – то есть сказать, какую функцию он выполняет.

Если ученик верно указал «лишнюю» часть и грамотно обосновал свой выбор – он получает 2 балла. Если же часть растения указана верно, но объяснение отсутствует – 1 балл, и во всех остальных случаях – 0 баллов.

Задание 2

Во втором задании ВПР по биологии проверяется то, как пятиклассники знают биологические понятия, и какие представления о происходящих в природе процессах у них сложились. В условии дается описание какого-либо процесса, а ученик должен выбрать его название из четырех предложенных терминах. Описание, относящееся к приведенному нами рисунку, выглядит так:

Проросток липы в темном помещении сначала становится светлее, а затем может погибнуть. Найдите в приведённом списке и запишите название процесса, который происходит только при наличии достаточного освещения: Дыхание, размножение, фотосинтез, рост, плодоношение.

Правильный ответ на задание оценивается в 1 балл.

Задание 3

Данное задание направлено на проверку умения учеников заниматься классификацией – отбирать основания и критерии для осуществления квалификации, то есть различать природные объекты, выявлять их различия на основании внешнего вида и предложенных схем. В условии дается изображение объекта, требующего классификации – например, листа растения или собаки определенной породы. Нужно заполнить таблицу из трех столбцов – описание предмета из трех критериев. Далее следуют схемы различия критериев. В критерии А нужно определить, к примеру, окрас или тип листа, в критерии Б – жилкование листа или форму головы животного, в критерии В – форму листа или ушей животного. Под каждым критерием предложено 2-4 варианта классификации под цифрами – выбранные цифры нужно проставить в таблицу.

Если ответ верный, ученик получает 2 балла, при наличии одной ошибки – 1 балл, при наличии двух и более неверных ответов – 0 баллов.

Задание 4

В четвертом задании проверяется, как ученик умеет раскрывать роль различных природных организмов в жизни людей. В условии описывается их применение в жизни и приводятся два иллюстрирующих их изображения – к примеру, из сосны изготавливают стройматериалы, а также используют ее в качестве ингредиента для лекарства. Необходимо под каждым изображением написать, какие органы растения используются в первом и во втором случае. Верный ответ на это задание приносит пятикласснику 1 балл.

Задание 5

В этом задании ученик демонстрирует умение выделять важные признаки объектов биологии – различных организмов животных и растений, клеток, а также – характерные для них процессы. Условие задания связано с рассматриванием какого-либо рисунка или предмета под микроскопом (иногда задание связано не с биологическими организмами, а с частями этого увеличительного прибора). Чаще всего нужно написать название той части изображения, которая отмечена стрелкой, либо ответить на связанный с ним вопрос – к примеру, для рисунков, отображающих процесс роста растительной клетки, нужно сказать, какая часть клетки не увеличивается по мере ее роста. За правильный ответ ученик получает 1 балл.

Задание 6

В шестом задании ВПР по биологии ученику предлагается текст, три слова в котором пропущены; после текста идет список из 6 слов – нужно выбрать нужные слова и вставить их на места пропусков. Текст может выглядеть так:

Тело членистоногих состоит из ______(А). У представителей этого типа выделяют отделы: головогрудь и брюшко или голову, ______(Б) и брюшко. На брюшной стороне тела находятся членистые конечности. Количество конечностей у разных представителей членистоногих может различаться. У большинства ______(В) на спинной стороне тела расположены крылья.

Список слов:

  1. элемент
  2. насекомые
  3. пауки
  4. сегмент
  5. туловище
  6. грудь

Ответы заносятся в специальную таблицу. Если все три слова выбраны верно – ответ оценивается в 2 балла, при наличии 1 ошибки – в 1 балл, при наличии 2 и более ошибок – в 0 баллов.

Задание 7

За данное задание можно максимально набрать 6 баллов. Оно состоит из трех частей, связанных с таблицей, приведенной в начале задания – она может выглядеть так:

Состав и калорийность плодов некоторых растений

В первой части нужно ответить на три вопроса по содержанию таблицы – к примеру, в плодах какого растения больше всего углеводов, или плоды каких растений характеризуются одинаковой калорийностью. Если на все вопросы даны верные ответы – ставят 2 балла, если верны только два ответа – 1 балл, в иных случаях – 0 баллов.

Во второй части приводятся фотографии растений, указанных в таблице. Задача ученика состоит в том, чтобы сделать подписи к фотографиям. Если это сделано безошибочно, он получает 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, двух и более ошибок – 0.

В третьей части даны три фотографии различных изделий – продуктов питания, лекарств, текстиля, предметов мебели и т.д. – сделанных с использованием частей указанных в таблице растений. Под каждым фото нужно написать, части какого растения в нем использовались. При отсутствии ошибок ответ оценивается в 2 балла, с одной ошибкой – в 1, с двумя и более – в 0.

Задание 8

В этом задании ученику нужно ознакомиться с приведенным текстом небольшого объема (5-7 предложений). Пример текста:

(1)Слизень – это маленькая улитка, которая, как и большинство улиток, питается листьями, оставляя после себя характерные отверстия в листовой пластинке. (2)Слизня чаще всего можно встретить на оборотной стороне листьев огородных растений. (3)Особенно слизни любят листья капусты и картофеля, поэтому считаются вредителями овощных культур. (4)Главным отличием слизней от других улиток является почти полное отсутствие раковины. (5)Передвигаясь по стеблю или листу, слизень оставляет за собой влажный след. (6)Главным врагом слизней является почвенный жук жужелица, поэтому чем чаще жужелицы встречаются на грядках, тем реже можно встретить слизня.

В первой части нужно ответить на вопрос по содержанию и структуре текста – указать, в каких его предложениях сообщаются вещи, на основе которых можно сделать определенный вывод. Для указанного выше текста он выглядит так:

В каких предложениях текста описываются особенности, на основе которых можно сделать вывод о том, что слизня можно встретить на огороде?

Если все номера предложений указаны верно, ученик получает 2 балла, при одной ошибке – 1 балл, при двух и более – 0 баллов.

Во второй части нужно описать какой-либо живой организм по плану – то есть привести ответы на три вопроса.

Первый вопрос связан с текстом – ведь описывается не тот биологический объект, речь о котором шла в тексте. К примеру, вышеприведенный текст о слизне, а описывать нужно виноградную улитку. В этом вопросе нужно просто выбрать один из вариантов ответа и записать его; чаще всего спрашивают, крупнее этот организм того, о котором говорилось в тексте, или мельче.

Следующие два вопроса не связаны с текстом. В первом нужно написать о внешних признаках – к примеру, указать покров тела, наличие или отсутствие раковины, окрас оперения. В третьем спрашивают про рацион – чем питается то животное, речь о котором идет в задании.

Если на все три вопроса даны верные ответы – ученик получает 2 балла за вторую часть восьмого задания. Если верный ответ дан лишь на два вопроса – 1 балл, а если на 1 или ответ неверен – 0 баллов.

Всероссийские проверочные работы - это обычные итоговые работы, в которых проверяется всё, что вы освоили по каждому предмету. Поэтому, если вы добросовестно занимались в течение учебного года, то никакой специальной подготовки к ним не требуется. Однако для успешного выполнения работ необходимо повторить весь пройденный за прошедший год учебный материал, вспомнить, чему вы научились, а также потренироваться в выполнении заданий.

ВПР. Биология. 5 класс. Рабочая тетрадь. (с ответами)

Описание учебника

4 Биология как наука. Методы изучения живых организмов
ТЕМА 1. БИОЛОГИЯ — НАУКА О ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ
Биология как наука. Методы изучения живых организмов
Вы знаете, что название науки «биология» образовано от двух греческих слов «биос» и «логос». Напишите, как переводится каждое из указанных слов, и дайте определение термина «биология», используя их перевод.
QTBeT. Биос — жизнь; логос — наука, изучение. Наука о жизни, или наука,
изучающая живые организмы_
Как вы понимаете слово «биосфера»? Ответ
Био — жизнь; сфера — оболочка. Оболочка жизни, или оболочка живых организмов
Прочитайте текст и выполните задания.
Биологические науки
Историю биологии принято вести от древних учёных Аристотеля, Теофраста и Галена. Они изучали в основном окружавших людей растения и животных, а также большое внимание уделяли изучению жизни и здоровья самого человека. Поэтому первыми биологическими науками стали ботаника (наука о растениях), зоология (наука о животных) и медицина (наука о здоровье человека). Представления о мире образованные люди древности черпали из собственных наблюдений, рассказов путешественников и небольшого числа рукописных книг.
Пять-шесть столетий назад знания о природе стали быстро накапливаться благодаря изобретению книгопечатания, интересу к опытам с растениями и животными, а также путешествиям в дальние страны. В то время трудились учёные А. Везалий и У. Гарвей, заложившие основы современной анатомии (науки о строении человека) и физиологии (науки, изучающей жизнедеятельность организмов).
Позже учёные К. Линней и Ж. Бюффон провели огромную работу по упорядочению названий животных и растений. Так зародилась ещё одна биологическая наука - систематика. Благодаря её развитию теперь каждый известный науке живой организм имеет свой «паспорт», в котором указывается его видовое название, место обитания и другие особенности.
Когда изобрели микроскоп, появились цитология - наука о клетке, гистология - наука о тканях живого организма, микробиология - наука о невидимых невооружённым глазом живых организмах (одноклеточных животных, растениях, грибах и бактериях). Наблюдение за этими «карликами» стало увлекательным занятием не только для учёных, но и для многих просвещённых людей того времени.
2.1. Как вы думаете, почему медицина была одной из первых биологических наук?
Ответ:
Человек первым начал изучать себя. И начал изучать с того, что важнее всего — здоровье и как лечить болезни
5 Биология как наука. Методы изучения живых организмов
Ответ:
2.3. Что, по мнению автора текста, логии пять-шесть столетий назад?
Ответ:
повлияло на бурное развитие био-
6лагодаря*изобретению*книгопечатания«*интере^*к*опытам*срастениями*и* животными*«автакже«путешествиям*в-дальние«страны
2.2. Рассмотрите фотографии. На какой из них изображён организм, который изучает зоология?
2.4. Составьте список биологических наук, которые упоминаются в тексте.
Ответ:
Ботаника, зоология, медицина, анатомия, физиология, систематика, цитология, гистология, микробиология,
2.5. Расставьте перечисленные в списке биологические науки по времени их возникновения, начиная с возникшей раньше остальных.
1) микробиология 3) анатомия
2) ботаника 4) систематика
Запишите в ответе получившуюся последовательность цифр.
Ответ:

ВПР. Биология. 5 класс.

Ходченкова Галина Михайловна учитель биологии высшей категории МОУ «Жарковскася СОШ №1»

Тверской области

Всероссийская проверочная

работа по биологии

(тренировочные задания)

Данная презентация составлена с целью ознакомления учащихся 5 класса с разнообразными заданиями предстоящей Всероссийской проверочной работы.

Задания составлены на основе «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения диагностической работы по биологии» 2017 года, в соответствии с заданиями демоверсии ВПР. Презентация поможет детям (и учителям) подготовится к контрольной, так что бы получить отличные результаты.

Выделение существенных

признаков биологических объектов

Задание №1

Задание №1

1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке 1 стебель, лист, соцветие, плод чёрной смородины.

1.2. В каком из органов в течении лета происходит фотосинтез?

В каком из органов в течении лета происходит фотосинтез?

Задание №1

1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке стебель, лист, соцветие, плод томата.

1.2. В каком из органов в течении лета происходит опыление?

Задание №1

соцветие

Задание №1

1) Покажите стрелками и подпишите на рисунке ножку, шляпку, грибницу (мицелий, гифы) и плодовое тело гриба.

плодовое

грибница

2) В каком из этих органов происходит всасывание растворенных питательных веществ из почвы?

Запомните!

Вегетативные органы растения

Обеспечивают :

питание, рост, дыхание

Генеративные

органы растений

органы размножения

В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, являются вегетативными. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.

Лист, стебель, цветок, почка.

Задание №1.3

В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, участвуют в снабжении частей растения водой. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.

Побег, плод, корень, ствол.

В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, являются генеративными. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор

Цветок, плод, семя, побег

Задание №1.3

В приведённом ниже списке названы части, состоящие из мицелия и образующие плодовое тело гриба. Выпишите ту часть гриба, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.

Ножка, шляпка, спора, грибница

В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, имеются у современных папоротников. Выпишите тот орган растения, который «выпадает» из общего ряда и характерен для растения, изображённого на рисунке. Объясните свой выбор.

Корень, стебель, лист, семя.

Задание №1.3

Задание №2

Распознавание основных

процессов жизнедеятельности биологических объектов

Летом у шиповника появляются цветки, которые активно

посещают различные насекомые. Найдите в приведённом списке и запишите название процесса, который обеспечивают

насекомые.

Рост, опыление, оплодотворение, плодоношение..

Задание №2

У малины весной образуются почки. Найдите в приведённом

списке и запишите название процесса.

Питание, развитие, дыхание, плодоношение..

В зрелых плодовых телах развиваются споры, которые, попав в почву, прорастают и образуют новую нить грибницы. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, рост, питание, выделение, размножение.

Задание №2

Задание №3

Описание биологических объектов

по определенному плану

Опишите лист люфы по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.

Задание №3

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

Б. Жилкование листа

Т.к. жилки выходят из одной точки

В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

Ответ: 1, 3, 1

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

Б. Жилкование листа

Б. Жилкование листа

В. Форма края листовой пластинки

Ответ: 1, 4, 1

А. Тип листа

1) простой

2) сложный

Практическая значимость

биологических объектов

(распознавание частей растений)

Задание №4

Шиповник обыкновенный или дикая роза - источник витаминов C, B2, P, K, E, каротина и других полезны веществ. Поэтому из шиповника заваривают чай и получают растительное масло. Запишите органы растения, которые используются в каждом случае.

Б.__________________

лепестки или семена

Масло оливы богато витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из оливы выжимают масло (A) или употребляют её части в пищу в сыром или маринованном виде (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.

плоды или

листья и плоды

Бодяк - один из самых распространённых и злостных сорняков на полях. Распространению бодяка в посевах способствуют большое количество семян, которые даёт одно растение. На рисунках А и Б показано, благодаря чему это происходит. Напишите названия этих органов.

соцветие

На Руси липа всегда считалась ценным деревом. Из неё изготавливают расписную хохломскую посуду и матрёшек (А), а в старые времена и обувь (Б). Запишите части растения, которые используют в каждом случае.

древесина

Задание №5

Различие биологических объектов и их частей

Задание №5

Ученик рассматривал под микроскопом лист осота полевого и сделал следующий рисунок.

Что он должен был обозначить на рисунке цифрой 2?

цитоплазма

ложноножка

вакуоль

хлоропласт

чешуя

клеточная оболочка

хлоропласты

клеточная мембрана

ядерное вещество (нуклеоид)

Задание №5

После изучения на уроках темы «Строение клетки бактерии» ученик нарисовал клетку бактерии. Что на этом рисунке он обозначил буквой А?

Ученик рассмотрел на уроке гербарный экземпляр петрушки и выполнил следующий рисунок. Какой вид корня он обозначил на рисунке буквой А?

Задание №5

Заполнение пропусков в тексте биологического содержания словами из предложенного перечня

Задание №6

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Для образования органических веществ в листе необходима вода, которую растение получает из почвы с помощью __________(А). Вода с минеральными солями поступает вверх к листьям. В хлоропластах листа из __________(Б) и воды синтезируется __________(В).

Список слов:

1) стебель

3) кислород

4) углекислый газ

5) глюкоза

6) минеральная соль

Ответ: 2,4,5

Задание №6

АМЁБА ОБЫКНОВЕННАЯ

Амёба протей, или обыкновенная амёба, обитает на дне небольших пресных водоёмов: в прудах, старых лужах. Амёба не имеет постоянной формы тела, так как лишена плотной __________(А). Передвигается амёба с помощью выростов тела __________(Б). Питается амёба бактериями, одноклеточными животными и __________(В).

Список слов:

1) водоросли

2) оболочка

3) ложноножки

4) органоиды

5) реснички

Ответ: 2,3,1

Ответ: 2,4,6

Задание №7

Работа с табличным материалом

Задание №7.1

черепаха

Используя таблицу «Размеры и плодовитость животных», ответьте на вопросы.

1) Какое из перечисленных животных имеет наименьшую длину тела?

2) Какое из перечисленных животных самое плодовитое?

3) Какое (какие) из перечисленных животных весит меньше 2 кг?

крокодил

кролик и черепаха

Задание №7.2

Ниже приведены рисунки растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой картинкой название

соответствующего растения.

Хлопчатник

Кукуруза

Задание №7.3

Некоторые из этих растений используют для изготовления продуктов питания. Под каждой из приведённых ниже иллюстраций подпишите соответствующее растение, которое используют для их изготовления.

Задание №7.3

картофель

Задание №8

Работа с текстовым материалом

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Внешне амёба протей напоминает маленький студенистый комочек. (2) Передвигаясь, амёба медленно как бы перетекает по дну. (3) Самостоятельный одноклеточный организм амёбы состоит из цитоплазмы, покрытой клеточной мембраной. (4) Амёба дышит растворённым в воде кислородом, который проникает внутрь через всю поверхность тела. (5) В теле амёбы можно различить ядро, пищеварительные и сократительную вакуоли. (6) Размножается амёба бесполым путём.

В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что амёба не является многоклеточным животным ?

Задание №8.1

Дайте описание инфузории-туфельки по следующему плану.

Задание №8.2

А) В сравнении амёбой: постоянная/непостоянная форма тела.

Б) Чем покрыто тело инфузории?

В) Где обитают инфузории? (Приведите не менее двух примеров).

Ответ:

А) постоянная

Б) ресничками

В) в пресных водоёмах, лужах, воде из-под цветов.

(1) Бобры имеют мощные резцы и могут перегрызать стволы деревьев диаметром до 60 см и более. (2)Длина тела около метра, масса 20-30 кг. (3) Бобры отлично ныряют и плавают, могут оставаться под водой до пяти минут; под водой передвигаются при помощи задних лап, снабжённых перепонками. (4) Детёныши у бобров рождаются зрячими и с прорезавшимися резцами. (5) Бобры - очень чистоплотные животные, прежде чем отправиться за пищей, они выходят на берег, садятся на задние лапы, опираясь на хвост, тщательно расчёсывают шерсть на боках, брюхе и голове. (6) У животных имеются особые железы, выделяющие жировое вещество с запахом мускуса - «бобровую струю».

В каких предложениях текста описываются признаки,

подтверждающие, что бобры - самые крупные водные грызуны ? Запишите номера выбранных предложений.

Задание №8.1

Морковь - один из древнейших двулетников, который возделывают 4000 лет‚ сначала как лекарственное, а затем как пищевое и кормовое растение. В диком виде растение встречается в Европе, Азии, Северной Африки. Для получения раннего урожая морковь сеют с середины апреля до начала мая. Мясистые, ярко окрашенные корнеплоды являются ценным пищевым продуктом.

Редис - одно из самых популярных однолетних овощных растений открытого и закрытого грунта. Сеют семена редиса сразу в почву. В пищу употребляют как корнеплоды (в основном в салатах и окрошках), так и листву (в салатах, окрошках‚ супах). Редис ценится как ранний овощ в средней и западной России.

Укажите два различия этих растений

Морковь - один из древнейших двулетников , который возделывают 4000 лет‚ сначала как лекарственное, а затем как пищевое и кормовое растение. В диком виде растение встречается в Европе, Азии, Северной Африки. Для получения раннего урожая морковь сеют с середины апреля до начала мая. Мясистые, ярко окрашенные корнеплоды являются ценным пищевым продуктом.

Редис - одно из самых популярных однолетних овощных растений открытого и закрытого грунта. Сеют семена редиса сразу в почву. В пищу употребляют как корнеплоды (в основном в салатах и окрошках), так и листву (в салатах, окрошках‚ супах ). Редис ценится как ранний овощ в средней и западной России.

Укажите два различия этих растений

Задание №8.1

Прочитайте текст и сравните описание моркови и редиса. В ответе укажите два различия этих растений.

Отличия:

1) редис - однолетнее растение, морковь - двулетнее

2) у моркови листву используют как лекарственное средство, а у редиса - для салатов и супов.

Источники

  • ВПР по биологии (демоверсия) 2017 года.
  • Образовательный порта для педагогов
  • «Решу ВПР». 3) Биология. ВПР 5 класс. Типовые задания. ФГОС. Т.В.Молязкина, С.В.Первак - М. : Издательство «Экзамен»

Образец ВПР 2018 по биологии 5 класс с ответами. Всероссийская проверочная работа 2018 года по биологии 5 класс, содержит 10 заданий. На выполнение работы по биологии дается 45 минут.

1. Рассмотрите изображение чёрной смородины и выполните задания.

1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке стебель, лист, цветок (соцветие), плод чёрной смородины.

1.2. В каком из этих органов в течение всего лета происходит фотосинтез?

1.3. В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, выполняют функцию полового размножения. Выпишите название органа растения, который «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.

Лист, плод, семя, цветок.

2. У смородины ранней весной появляются молодые стебли с листьями. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, питание, рост, плодоношение.

3 (вариант 1). Рассмотрите изображение листа сирени и опишите его по следующему плану: форма листа, жилкование листа, тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.

А. Форма листа

Б. Жилкование листа

В. Тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части

А Б В

3. (вариант 2) Рассмотрите фотографии собаки породы немецкий пинчер и опишите её по следующему плану: окрас собаки, форма ушей, форма хвоста.

Б. Форма ушей

В. Форма хвоста

Впишите в таблицу номера выбранных ответов под соответствующими буквами.

А Б В

4. (вариант 1) Ученик рассмотрел под микроскопом лист смородины и сделал соответствующий рисунок клетки листа. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?

4. (вариант 2) Ученик на уроке изучал устройство микроскопа и делал соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь микроскопа на рисунке он обозначил буквой А?

5. Анна решила посадить дерево на своём дачном участке. Расставьте по порядку номера действий, которые она должна осуществить.

1) налить в выкопанную лунку воду
2) полить посаженное дерево
3) поместить растение в лунку
4) засыпать лунку землёй
5) выкопать лунку

6.1. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.

В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей?

В семенах каких растений содержится более 10% воды?

В семенах какого растения содержится большего всего белков, жиров и углеводов?

6.2. Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения.

6.3. Из этих растений (задания 6.1, 6.2) производят текстиль и продукты питания. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите название соответствующего растения, которое используют в каждом случае.

7. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Лисица обыкновенная – хищное животное массой до 10 кг, широко распространённое на территории Евразии, Северной Америки. (2)Лисица – зверь среднего размера с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3)Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4)Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом мехового промысла. (5)Лисицы охотятся в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6)В дикой природе лисицы редко живут более семи лет.

7.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что лисицу обыкновенную относят к группе млекопитающих животных?
Запишите номера выбранных предложений.

7.2. Сделайте описание волка серого по следующему плану.

А) В сравнении с лисицей волк крупнее/мельче
Б) Какой покров тела у волка?
В) Чем волк питается?

8. Заполните пропуски в таблице «Природные зоны», выбрав слова из приведённого ниже списка. Запишите на место каждого пропуска номер выбранного слова.

Список слов:
1) ель
2) белка
3) верблюд
4) саксаул
5) тайга
6) пустыня

9. Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?

Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.

10. На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.

Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?

Ответы на Образец ВПР 2018 по биологии 5 класс
1.1.


1.2. лист
1.3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) «выпадающий» из логического ряда орган растения: лист;
2) объяснение, например: лист обеспечивает фотосинтез/дыхание/испарение.
2. рост
3 (1 вариант). 441
3 (2 вариант). 424
4 (1 вариант). цитоплазма
4 (2 вариант). объектив
5. 51342
6.1 Правильный ответ должен содержать ответы на три вопроса:
1) в семенах льна;
2) в семенах пшеницы и гороха;
3) в семенах подсолнечника
6.2.
А) лен
Б) горох
В) пшеница
Г) подсолнечник
6.3.
А) лен
Б) подсолнечник
В) пшеница
7.1. 234 (в любой последовательности)
7.2. Правильный ответ должен содержать описание/признаки по трём пунктам плана:
А) крупнее (волк крупнее лисицы);
Б) мех густой серо-бурого цвета;
В) олень/лось/косуля/кабан/лисица/заяц/мыши/домашние животные и др.
8. 521
9. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правило: здесь запрещается ловить бабочек;
2) указание места: в заповеднике / ботаническом саду / национальном парке.
10. Профессия: цветовод/садовод/садовник/флорист/ландшафтный дизайнер

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 5 КЛАСС

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Желаем успеха!

Рассмотрите изображение и выполните задания 1-5

    1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке стебель, лист, соцветие, плод вишни.

    1. В каком из этих органов в течение всего лета происходит дыхание?

    1. В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, выполняют функцию вегетативного размножения. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.

Побег, плод, стебель, лист.

Ответ: ________________________________________________________________

    У вишни в середине лета появляются сочные плоды с одним крупным семенем. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, размножение, питание, рост, плодоношение.

Ответ: ______________________________

Начало формы

3. Рассмотрите фотографию листа вишни. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы используйте линейку.

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

В. Форма листа

1) перисто-лопастная

2) перисто-раздельная

3) перисто-рассечённая

4) цельная



Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

1) яйцевидный

2) овальный

3) обратно-яйцевидный

4) ланцетный

5) продолговатый

6) обратно-ланцетный

Д. Край листа

1) цельнокрайный

2) волнистый

3) пильчатый

4) двояко-пильчатый

5) лопастной

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

А

Конец формы

4.Садовая вишня богата витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из неё варят варенье (А), добавляют в маринад (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.

А. __________________________________ Б. __________________________________

5. Ученик рассматривал под микроскопом лист вишни и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил под цифрой 3?

Ответ: ______________________________

6. Почему в пробирке с семенами гаснет лучинка? Объясните данный процесс.

Ответ:_______________________________________________________________________________

7. Пользуясь таблицей «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений

Вид

Площадь поверхности листа, см 2

Число устьиц в 1 см 2

верхняя сторона листа

нижняя сторона листа

Капуста

1503

14 100

22 600

Фасоль

4 000

28 100

Яблоня

29 400

Картофель

5 100

16 100

Для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?

Ответ: _______________________________

Какие растения имеют количество пластинок с нижней стороны листа более 20 000?

Ответ:________________________________

Какое растение испаряет больше всего воды?

Ответ: ________________________________

7.2 Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения

Б__________________________

Г________________________________

7.3 . Из этих растений производят текстиль и продукты питания. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите соответствующее растение, которое используют для их изготовления.

А____________________

Б____________________

В_____________________

8. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Ласка – хищное животное, размером 16-18 см, имеет тонкое, гибкое и чрезвычайно сильное тело. (2) Ареал распространения занимает практически всю территорию нашей страны, за исключением некоторых островов в северных морях. (3) Зимний мех чисто белый, низкий, но густой и шелковистый. Летом верх тела зверька окрашен в бурый цвет, а низ в белый, мех короткий, редкий и грубый. (4) Сроки спаривания и протекания изменчивы и непостоянны, зависят, прежде всего, от погодных условий и обилия корма. (5) Количество молодняка в выводке зависит от численности мышевидных грызунов, чаще всего их бывает от 4 до 7. (6) Основу питания зверька составляют мелкие грызуны – мыши и полевки.

8.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что ласку относят к группе хищных животных? Запишите номера выбранных предложений.

Ответ: ______________________________

8.2. Сделайте описание зайца русака по следующему плану

А) В сравнении с лаской: крупнее/мельче

Ответ: ______________________________

Б) Покров тела:

Ответ: ______________________________

В) Чем заяц питается? (Приведите не менее двух примеров.)

Ответ: ______________________________