Выражение чистые руки. «Чистые руки, горячее сердце, холодная голова. У чекиста должна быть холодная голова, горячее сердце и чистые руки

Фразеологизм «вавилонское столпотворение» отсылает к библейскому мифу. Согласно легенде, грешные жители грешного библейского города Вавилон, где еще жила Вавилонская блудница, решили посостязаться в могуществе с самим Богом. Они начали возводить башню, которая по инженерным расчетам должна была достигнуть неба, где находилось обиталище Бога.

Вопреки обыкновению, Бог не стал посылать на дерзких вавилонян грома и молнии, не повторил им сценарий Всемирного потопа, а поступил более изощренно – перемешал все языковые группы. В результате акта возмездия рабочие перестали понимать прорабов, прорабы не могли разобраться в чертежах, и строительство застопорилось. Поэтому все разом бросили работу и разбрелись по разным уголкам планеты, дав начало нациям и народам.

А что такое "столпотворение?"

В русском языке под фразой «вавилонское столпотворение» подразумевается сумятица, неразбериха, короче, бардак, образуемый неконтролируемой толпой.

На первый неискушенный взгляд все просто, и тема могла бы считаться закрытой, если бы не одно «НО»..

А , собственно говоря, «столпотворение»? Чисто фонетически, сразу возникает ассоциация со словом «толпа». Но с точки зрения морфологического разбора, если брать за корень «толп», то какую роль может играть тут приставка «с», которая согласно всем словарям русского языка, во-первых, является глагольной, а во-вторых, означает движение из разных точек в одну.

То есть, согласно логике, выражение может означать: «творение толпы извне в один пространственный промежуток» – абсурд полный.
Поэтому не стоит изощряться в знании теории русского языка, а просто вспомнить старинное слово «столп», в одном из значений - «памятник». Тогда все становится на свои места. По аналогии со стих-о-творением, столп-о-творение – это творение памятника.

Русский язык сам создает свои правила

В таком случае, причем тут традиционное ? Между прочим, при вводе словосочетания «вавилонское столпотворение» в Google-переводчик, он выдает результат по нескольким языкам как «смешение языков», и значение «Babel» в европейских языках ближе к значению «галдеж».

Таким образом, мы в очередной раз сталкиваемся с уникальными возможностями «великого и могучего» языка, который из малопонятного выражения сотворил емкое и многозначительное слово, которое не укладывается ни в одно правило русского языка, но понятно любому русскоговорящему человеку.

Словарь Ушакова

Энциклопедический словарь

Вавилонское Столпотворение

в Библии рассказ о попытке построить после всемирного потопа г. Вавилон и башню до небес. Разгневанный дерзостью людей Бог "смешал их языки" так, что люди перестали понимать друг друга, и рассеял их по всей земле. В переносном смысле - суматоха, полный беспорядок, суета.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вавилонское столпотворение

Библия рассказывает о построении послепотопными людьми башни в Вавилоне, которая, по предположению строителей, должна была достигнуть неба (Быт., XI, 1-9). По библейскому рассказу и позднейшим иудейским преданиям, виновником предприятия был Нимрод. Основав сильное государство, он возгордился первым успехом и задумал основать всемирную монархию, вопреки воле Божией, определившей потомкам Хама (к которым принадлежал Нимрод) быть рабами других. И вот, с этой целью, в знак своего могущества и в качестве центра всемирной власти, хамиты порешили построить "башню вышиною до небес". Предприятие, таким образом, было не только безумное и неисполнимое, но и противное божественному предначертанию. Поэтому, когда закипела работа, обжигались кирпичи и заготовлялась земляная смола, Господь порешил покарать строителей. Он смешал язык их так, что они перестали понимать друг друга и не в состоянии были продолжать постройки, а затем мало-помалу рассеялись по всей земле.

С археологической точки зрения библейский рассказ был предметом многих исследований, имевших целью определить, какая из вавилонских развалин наиболее соответствует признакам Нимродовой башни. Таких развалин около города Гиллы, расположенного на месте древнего Вавилона, несколько. Первый серьезный исследователь вавилонских развалин, Роулинсон, полагал, что остатки вавилонской башни нужно искать в Ниффере, верстах в 140 к юго-востоку от Гиллы, где находится масса кирпичей, цементированных земляной смолой, как именно и говорится в Библии. Но это мнение, не находящее себе подтверждения в авторитетных свидетельствах древних писателей, оставлено, и теперь мнения исследователей разделяются между двумя другими развалинами, имеющими гораздо больше права на отождествление с Вавилонской башней. Одна из этих развалин находится к северу от древнего Вавилона и доселе известна у местных арабов под именем Бабиль , а другая к юго-западу от него, на правом берегу Евфрата, и называется у арабов Бирс-Нимруд , т. е. Башня Нимрода. Обе развалины грандиозны и показывают, что на построение этих сооружений пошла невообразимая масса труда и миллионы кирпичей. Особенно величественно из них последнее, и так как арабское название его прямо совпадает с библейским указанием на Нимрода, то большинство исследователей склоняются к отождествлению этой именно развалины с Вавилонской башней. В пользу того же мнения говорит одна клинообразная надпись Навуходоносора, в которой заявляется, что царь, найдя в Борсиппе (пригороде Вавилона) развалины башни семи светил, возобновил ее. В настоящее время Бирс-Нимруд представляет собой обнаженный холм, имеющий 236 футов высоты. На первый взгляд это простой земляной холм, но раскопки показали, что это остаток построенного из кирпича здания. На вершине холма, в виде обветшалого замка, стоит остаток башни, на 40 футов выдающийся над общей массой развалин. По описанию Геродота (I, 181) Бирс-Нимруд (храм Бела) имел в своей основе стадию в ширину и длину (более 600 футов), а по свидетельству Страбона - столько же в высоту. По приблизительному расчету Роулинсона, такая постройка должна была потребовать не менее 35 млн. кирпичей самого большого размера. Об огромности развалин можно судить по тому, что Александр Великий, с целью восстановить здание, в течение двух месяцев употреблял 10000 человек для удаления только мусора, который обрушился с нее в его время.

По библейскому воззрению, сначала все люди говорили одним и тем же языком. Это было великое благо, так как делало беспрепятственными взаимные сношения между ними; но они злоупотребили этим благом, и в наказание Бог смешал их языки, так что они перестали понимать друг друга и из их разных говоров образовались впоследствии разнородные языки. Разноязычие, по библейскому воззрению, есть, следовательно, наказание Божие, наложенное на людей с целью затруднить сношения их между собой, так как, в силу греховной наклонности сердца человеческого, подобными сношениями люди по преимуществу пользуются ко злу. В связи с библейским воззрением находится новозаветное сказание о том, что когда, с целью распространения христианства, требовалось устранить препятствие, представляемое разноязычием для проповеди различным народам, то апостолам дан был дар языков, т. е. восстановлена была некогда отнятая у людей способность понимать общечеловеческий язык (Деян., II, 2-11).

Сказание о вавилонском столпотворении, с сопровождавшими его последствиями, сохранилось и в преданиях других народов - и прежде всего у самих вавилонян. Об этом уже можно было судить по свидетельству двух греческих писателей, черпавших свои сведения о Вавилонии из туземных источников - Полигистора и Абидена, из которых первый передает вавилонское предание в форме весьма близкой к библейскому сказанию. Но в недавнее время открыты подлинные вавилонские плиты, находящиеся теперь в Британском музее. Хотя плиты эти сильно повреждены, однако, клинопись сохранилась настолько, что можно воспроизвести общий смысл текста. В нем говорится, что Вавилон склонился ко греху, большие и малые в нем приступили к построению какой-то твердыни, но Бог в гневе своем порешил навести на них страх, сделал странным их язык и тем затруднил дальнейший успех дела ("Records of the Past", VII, 131 и 132). Отголоски того же предания сохранились у египтян, которые рассеяние народов приписывали возмущению нечестивых людей против богов; у греков, сохранявших предание об аккадах, возымевших некогда гордую мысль при посредстве великой башни проникнуть в жилище богов, и даже в Новом свете - у мексиканцев и разных индейских племен.

Забота о государственной безопасности возникает в момент возникновения государства.

И сегодня, в день работников органов безопасности, хотелось бы проследить историю возникновения службы, отвечающей за безопасность нашего государства.

Согласно архивным данным спецслужбы в России существовали задолго до появления известной всем ЧК.

Первые упоминания о преступлениях против государства, - крамоле, встречаются в Судебнике 1497 года. Первые законодательные основы деятельности спецслужб, к примеру, в части охраны царя или членов царской семьи, есть в Соборном уложении царя Алексея Михайловича: «...а будет кто при царьском величестве вымет на кого саблю,или иное какое оружье, и тем оружьем кого ранит (…) того убойца, за то убойство самого казнити смертию же».

При Петре I за государственную безопасность отвечал орган политического сыска и суда – Преображенский приказ, который занимался расследованием «Слова и дела государева» (так назывались доносы о государственных преступлениях). Совместно с Преображенским приказом действовала и Тайная канцелярия.

Со временем эти организации реформировались, видоизменялись, становясь то Секретной экспедицией при Сенате, то Третьим отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и так далее.

Именно Третье отделение канцелярии стала «настоящей», в классическом понимании этого слова, спецслужбой. В ее ведении находились вопросы о деятельности сект, о фальшивомонетчиках, наблюдение за иностранцами, прибывающими в Россию и так далее.

После революции новому государству понадобился новый орган по защите государственной безопасности РСФСР. 20 декабря 1917 года (по старому стилю 7 декабря) Декретом Совнаркома была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Главой всесильной ВЧК стал Ф.Э. Дзержинский. Название ВЧК просуществует недолго. Через несколько лет на смену ВЧК придет ГПУ, потом ГПУ превратится в ОГПУ, а в 1934 году органы госбезопасности будут переданы в НКВД СССР.

После нескольких очередных изменений в названиях и реорганизаций в марте 1954 года при Совете Министров СССР будет создана новая структура, о которой узнает весь мир – Комитет Государственной Безопасности.

Могущественный КГБ просуществует вплоть до распада СССР, а в 1995 году будет образована новая структура, отвечающая за государственную безопасность – Федеральная Служба Безопасности.

Созданная Дзержинским и его коллегами ВЧК выросла в одну из наиболее эффективных спецслужб мира, которую боялись, ненавидели и уважали, в том числе самые злейшие враги нашей страны. Но не только этим он вошел в историю. Помимо своей чекистской деятельности, Дзержинский стал, пожалуй, самым известным борцом с детской беспризорностью в истории нашей страны.

В последнее время не утихают споры о том, возвращать или не возвращать памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянку. Если вы хотите лучше понять,каким человеком был основатель ВЧК, предлагаю вашему вниманию его высказывания:

– Жить – разве это не значит питать несокрушимую веру в победу?

– Чекист должен иметь горячее сердце, холодную голову и чистые руки.

– Тот, кто станет жестоким и чье сердце останется бесчувственным по отношению к заключенным, должен уйти отсюда. Здесь, как ни в каком другом месте, нужно быть добрым и благородным.

– Человек только тогда может сочувствовать общественному несчастью, если он сочувствует какому-либо конкретному несчастью каждого отдельного человека.

– Огромная задача стоит перед вами: воспитать и сформировать души ваших детей. Будьте зорки! Ибо вина или заслуга детей в огромной степени ложится на голову и совесть родителей.

– Исправить может только такое средство, которое заставит виновного осознать, что он поступил плохо, что надо жить и поступать иначе. Розга же действует лишь короткое время; когда дети подрастают и перестают бояться ее, вместе с ней исчезает и совесть.

– Страх не научит детей отличать добро от зла; кто боится боли, тот всегда поддастся злу.

– Я не проповедаю, что мы должны изолироваться от заграницы. Это совершенный абсурд. Но мы обязаны создать благоприятный режим развития тех отраслей, которые жизненно необходимы и в которых мы можем конкурировать с ними.

– Чтобы государство не обанкротилось, необходимо разрешить проблему госаппаратов. Неудержимое раздутие штатов, чудовищная бюрократизация всякого дела - горы бумаг и сотни тысяч писак; захваты больших зданий и помещений; автомобильная эпидемия; миллионы излишеств. Это легальное кормление и пожирание госимущества этой саранчой. В придачу к этому неслыханное, бесстыдное взяточничество, хищения, нерадения, вопиющая бесхозяйственность, характеризующая наш так называемый «хозрасчёт», преступления, перекачивающие госимущество в частные карманы.

– Где есть любовь, там нет страдания, которое могло бы сломить человека. Настоящее несчастье - это эгоизм. Если любить только себя, то с приходом тяжелых жизненных испытаний человек проклинает свою судьбу и переживает страшные муки. А где есть любовь и забота о других, там нет отчаяния…

– Тот, у кого есть идея и кто жив, не может быть бесполезным, разве только сам отречется от своей идеи.

– За верой должны следовать дела.

– В каких бы трудных условиях вам ни пришлось жить, не падайте духом, ибо вера в свою силу и желание жить для других - это огромная сила.

– Жизнь, конкретная практика, повседневно открывает перед нами новые возможности, поэтому надо больше отталкиваться не от бумаги, а от жизни.

– «Худший враг не мог бы нам столько вреда принести, сколько он принес своими кошмарными расправами, расстрелами, предоставлением солдатам права грабежа городов и сел. Все это он проделывал от имени нашей советской власти, восстанавливая против нас все население. Грабеж и насилие - это была сознательная военная тактика, которая, давая нам мимолетный успех, несла в результате поражение и позор». Дзержинский о эсере Михаиле Муравьёве, апрель 1918 года.

«Служить в органах могут или святые, или подлецы».

«Тот, кто станет жестоким и чье сердце останется бесчувственным по отношению к заключенным, должен уйти отсюда. Здесь, как ни в каком другом месте, нужно быть добрым и благородным».

Феликс Дзержинский

«ВЧК страшен беспощадностью своей репрессии и полной непроницаемостью для чьего бы то ни было взгляда».

Николай Крыленко

«Пока некомпетентные и даже попросту невежественные в вопросах производства, техники и т. д. органы и следователи будут гноить по тюрьмам техников и инженеров по обвинениям в каких-то нелепых, невежественными же людьми изобретенных преступлениях — «техническом саботаже» или «экономическом шпионаже», ни на какую серьезную работу иностранный капитал в Россию не пойдет… Ни одной серьезной концессии и торгового предприятия мы в России не установим, если не дадим каких-то определенных гарантий от произвола ВЧК».

Леонид Красин

«Враги наши создавали целые легенды о всевидящих глазах ЧК, о вездесущих чекистах. Они их представляли себе какой-то громадной армией. Они не понимали, в чем сила ВЧК. А она состояла в том же, в чем и сила Коммунистической партии, — в полном доверии трудящихся масс. «Наша сила в миллионах», — говорил Феликс Эдмундович. Народ верил чекистам и помогал им в борьбе с врагами революции. Помощниками Дзержинского были не только чекисты, а тысячи бдительных советских патриотов».

Федор Фомин, «Записки старого чекиста»

«Многоуважаемый Владимир Ильич! Поддержка хороших отношений с Турцией невозможна, пока продолжаются нынешние действия чекистов на Черноморском побережье. С Америкой, Германией и Персией уже возник из-за этого ряд конфликтов… Черноморские чекисты ссорят нас по очереди со всеми державами, представители которых попадают в район их действий. Агенты ЧК, облеченные безграничной властью, не считаются ни с какими правилами».

Письмо Георгия Чичерина Владимиру Ленину

«Арестовать паршивых чекистов и привезти в Москву виновных и их расстрелять. <…> Мы Вас всегда поддержим, если Горбунов сумеет подвести под расстрел чекистскую сволочь».

Из ответа Ленина Чичерину


Грамота к нагрудному знаку «Заслуженный работник НКВД»

«Ослепленные расцветающим культом личности Сталина, многие работники органов начинали терять ориентировку и не могли различить, где кончалась ленинская линия и начиналось нечто совершенно ей чуждое. Постепенно большинство из них попали под влияние Ягоды и стали послушным орудием в его руках, выполняя задания, все более и более отклоняющиеся от линии Ленина — Дзержинского».

«Постепенно я узнавал от своих подчиненных все новые и новые подробности о черных делах, творимых работниками Новосибирского УНКВД. В частности, о том, что Горбач распорядился арестовать и расстрелять как немецких шпионов чуть ли не всех бывших солдат и офицеров, которые в первую мировую войну находились в плену в Германии (а их в огромной в то время Новосибирской области насчитывалось около 25 тысяч). О страшных пытках и избиениях, которым подвергались арестованные во время следствия. Мне также рассказали, что бывший областной прокурор, который прибыл в УНКВД для проверки дел, был тут же арестован и покончил с собой, выпрыгнув в окно с пятого этажа».

«Большинство старых чекистов были убеждены в том, что с приходом в НКВД Ежова мы наконец вернемся к традициям Дзержинского, изживем нездоровую атмосферу и карьеристские, разложенческие и липаческие тенденции, насаждаемые в последние годы в органах Ягодой. Ведь Ежов, как секретарь ЦК, был близок к Сталину, в которого мы тогда верили, и мы полагали, что в органах будет теперь твердая и верная рука ЦК. В то же время большинство из нас считали, что Ягода, как хороший администратор и организатор, наведет порядок в Наркомате связи и принесет там большую пользу.

Этим вашим надеждам не суждено было сбыться. Вскоре началась такая волна репрессий, которой подверглись уже не только троцкисты и зиновьевцы, но и работники НКВД, плохо борющиеся с ними».

Михаил Шрейдер, «НКВД изнутри. Записки чекиста»


Карикатура на Ежова. Борис Ефимов, 1937 год

«Как в советские, так и в нынешние времена встать в ряды «чекистов» можно было лишь обладая отличным физическим и психическим здоровьем. Это не случайно. В этой профессии «профпольза» и «профвредность» то и дело перемежаются, иногда сталкиваясь друг с другом. При таких сшибках без хорошего здоровья не обойтись».

Евгений Сапиро, «Трактат об удаче»

«Я и сейчас уверен, что среди чекистов 20 процентов идиотов, а остальные просто циники».

Из интервью Габриэля Суперфина