Высказывания о проекте школа новых технологий. Цитаты о прогрессе. Джулиан Ассанж

, Париж) - врач, писатель, политик и соучредитель Всемирной сионистской организации .

Макс Нордау
Дата рождения 29 июля (1849-07-29 )
Место рождения
  • Пешт , Пешт , Венгрия
Дата смерти 23 января (1923-01-23 ) (73 года)
Место смерти
Страна
Род деятельности социолог , врач , журналист , писатель
Макс Нордау на Викискладе

Биография

Симон Максимилиан Сюдфельд родился в 1849 году в Пеште (Венгрия). Его отец, Габриэль бэн Ассэр Сюдфельд, был раввином . После традиционного еврейского воспитания он с 18-го года жизни стал строгим натуралистом и эволюционистом. В 1874 он изменил свою фамилию на Нордау (Nordau). В 1875 году Нордау закончил учёбу. Макс Нордау становится врачом, в 1880 году переезжает в Париж . Параллельно Нордау делает карьеру журналиста, став в результате корреспондентом ведущих европейских газет .

Всемирную известность Нордау принесли его труды по политическим и экономическим прогнозам развития общества на следующие 100 лет. Пожалуй, самым известным его произведением является «Вырождение », в котором он предпринял оригинальную попытку интерпретации «заката Европы». Он критиковал с моральных позиций «дегенеративное искусство », порожденное урбанистикой современной цивилизации. Разделял идеи Чезаре Ломброзо . Умер в 1923 году в Париже, останки в 1926 году были перевезены в Тель-Авив .

Участие в еврейском движении

Нордау был полностью ассимилированным европейским евреем. Он женился на протестантке и, несмотря на венгерские корни, осознал себя частью немецкой культуры. В автобиографии он писал: «Когда мне исполнилось пятнадцать, я оставил еврейский образ жизни и изучение Торы… Иудаизм остался только в памяти, и с тех пор я считал себя немцем и только немцем».

Обращение Нордау к сионизму было спровоцировано делом Дрейфуса . После знакомства с

Макс Нордау


Назад или вперед?

Предисловие к русскому изданию книги «Вырождение» 1894 г.

Автор «Вырождения» хорошо у нас известен. Почти ни один из его трудов не остался не переведенным на русский язык, и все они читались с интересом, даже с увлечением. Чем это объясняется? Одним ли литературным дарованием автора, блеском и популярностью его изложения, его эрудицией? Нет, есть еще одно обстоятельство, быть может, наиболее существенное, заставляющее читателя относиться с особенным вниманием к трудам Макса Нордау. Он в них касается наиболее жгучих вопросов современности и обсуждает их с такой точки зрения, которая, на мой взгляд, представляет неизбежную ступень в развитии миросозерцания современной интеллигенции. Мы сейчас подробнее выясним нашу мысль, а пока хотим только заметить, что когда автор, занявший такую точку зрения и вполне подготовленный защищать ее с успехом, берется представить нам обзор почти всей современной литературы и искусства, когда он дает нам подробно мотивированную с этой точки зрения оценку наиболее выдающихся их представителей, начиная с французских и английских символистов и декадентов, разных Россетти, Суинбернов, Малларме, Верленов, Метерлинков и пр. и кончая такими мыслителями или художниками, как Толстой, Рихард Вагнер, Ницше, Ибсен, Золя, то его книга приобретает для широкой публики особенный интерес, потому что главные представители литературы и искусства постоянно привлекают к себе внимание всей интеллигенции, влияют на ее миросозерцание, а вместе с тем поглощают значительную часть ее умственной деятельности, направленной на удовлетворение высших интересов духа. Новый труд Макса Нордау, книга «Вы-рождение», написана с тем же блеском, с той же эрудицией, с той же способностью излагать самые сложные и отвлеченные вопросы в крайне доступной для всех форме, как и прежние его труды. Но, быть может, ни одно из его произведений не устанавливает так ясно преемственную связь между идеалами, которыми мы вдохновлялись недавно, и теми, которыми, вероятно, будем вдохновляться в недалеком будущем, не разрушает с такой силой многих заблуждений, предрассудков, суеверий, народившихся благодаря нашей неустойчивости, нашей склонности отрекаться от самых священных для человека жизненных принципов, не выясняет столь же наглядно несостоятельность овладевшего нами разочарования и не побуждает нас так красноречиво бодро приняться с новыми силами за осуществление задач, которые многие из нас уже готовы легкомысленно сдать в архив и заменить другими, совершенно несостоятельными,- как выясняет нам автор «Вырождения»,- и во многих отношениях да-же крайне опасными.

Замечательный труд нашего автора подвергся страстным нападкам еще раньше, чем вышла вторая часть, в которой окончательно выясняется его основная мысль. Напали на него и те, кто, по меткому выражению одного из наших философов, создают себе «идолов» вместо «идеалов», и те, кто присоседивается к знаменитости дня, чтобы обратить на себя внимание, и те, кто вторит разным шарлатанам, умеющим изобретать модные течения или ловко эксплуатировать их в свою пользу, и те, наконец, кто искренно жаждет и алчет правды, но не обладает достаточным критическим чутьем, чтобы разобраться в сложных отвлеченных вопросах, и по-этому, естественно, становится жертвой этих беззастенчивых людей. Вот эту самую многочисленную группу читателей и имеет главным образом в виду автор, прекрасно понимающий, что интеллигенция во всех цивилизованных странах переживает ныне время, которое можно охарактеризовать словами «в поисках истины». В новом своем труде наш автор говорит о «сумеречном» настроении, овладевшем европейской интеллигенцией, как отличительном признаке конца истекающего века. Прежние идеалы низвергнуты, новые не нарождаются, все, во что мы верили, утратило для многих обаяние, здоровый скептицизм заменился болезненным, чувствуется какое-то разочарование, пресыщение, словно мы опять «постыдно равнодушны к добру и злу», «ненавидим и любим случайно», словно «жизнь нас опять томит, как ровный путь без цели», и мы опять опасаемся, что потомок оскорбит наш прах «насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом».

Но есть ли действительное основание «печально глядеть на наше поколение»? Вот этот-то вопрос и старается разрешить Макс Нордау. Он очень внимательно присмотрелся к современной жизни, как она проявляется в литературе и искусстве. Неутешительны выводы, к которым он приходит. Положение в современной литературе и искусстве напоминает ему больницу - сколько в них болезненного, ненормального. Но чем же вызвано такое безобразное положение? Тем ли, что наши идеалы действительно оказались несостоятельными, или, может быть, мы сами провинились в том, что не сумели должным образом постоять за них, что малодушно отреклись от них при первой неудаче,- отреклись от «мысли плодовитой» и поспешили заменить ее мишурой, прельщающей нас на миг, но готовящей нам только все новые и новые разочарования.

С чрезвычайной наглядностью и подчас с очень глубоким анализом Макс Нордау разъясняет нам, что мы действительно совершили недостойное зрелых людей отступничество. Чтобы лучше в этом отношении отметить его основную мысль и вместе с тем и главную его заслугу, мы считаем нелишним упомянуть здесь о том, о чем не говорится в книге, потому что оно имеет непосредственное отношение к избранной автором теме, но что тем не менее составляет фон той картины, которую мастерски изображает нам автор «Вырождения».

Спрашивается, почему теперь всюду интеллигенцией овладело «сумеречное» на-строение, почему так часто наблюдается разочарование, болезненный скептицизм, почему продуманные «идеалы» заменены разными «идолами»? Были ли те идеалы, которые красили нашу жизнь, давали ей высший общественный, гражданский смысл, несостоятельны по существу? В таком случае «сумеречное» настроение конца века было бы вполне понятно и законно, и нам оставалось бы только искать новые идеалы, а пока они не найдены, «томиться жизнью, как ровным путем без цели». Но не заключается ли в такой постановке вопроса, как будто соответствующей теперешнему настроению большинства интеллигентных людей, явная нелепость? Человечество начало жить не вместе с нами: историческая его жизнь измеряется уже тысячелетиями, и целые тысячелетия длится его постепенное приближение к большему благополучию, к большей сумме счастья на земле. И всегда ход исторического развития был таков, что идеалы постепенно видоизменялись, коренясь в прошлом, развиваясь в настоящем, подготовляя почву для будущего. Что за странный самообман, принимающий характер самомнения,- думать, что этот вечно неизменный исторический процесс обрывается нашим кратким земным существованием, что грядущее «пусто иль темно», потому что мы сами изверились в наших идеалах! Это напоминало бы человека, который, будучи опечален и убит изменой любимой женщины, сам пришел к убеждению и стал убеждать других, что истинная любовь на свете невозможна. Следовательно, самая постановка вопроса нелепа и объясняется исключительно тем, что мы слишком нетерпеливы, хотим сразу видеть на деле результаты той «мысли плодовитой», в которую мы верили, которой мы увлекались, ради которой готовы были самоотверженно бороться. Вследствие этого получается потешный оптический обман: вся вековая жизнь человека как бы отождествляется с жизнью данного поколения. Мы не понимаем, что какие-нибудь тридцать лет составляют ничтожный промежуток времени даже сравни-тельно с одной только исторической жизнью человечества. Но как ни нелеп подобный самообман, он весьма распространен и является источником того разочарования, того «сумеречного» настроения, которое ныне наблюдается среди европейской интеллигенции и находит себе совершенно ясное выражение в литературе и искусстве с их пессимизмом, склонностью вернуть давно минувшее прошлое, скептицизмом по отношению к тому, что было для нас священным еще так недавно. Мы имеем тут дело с очень широким общеевропейским течением, народившимся вместе с философией XVIII века, нашедшим себе выражение в великом перевороте конца этого века, отразившимся самым решительным образом на миросозерцании всех образованных людей, вызвавшим во всех странах неумеренные надежды и завершившимся, как оказывается, общим утомлением, разочарованием. Течение это охватывает собой всю частную, общественную и политическую жизнь. В политической жизни оно означает ниспровержение прежних форм; в общественной - постепенное приобщение все новых классов к культуре; в частной - освобождение индивида от разных форм подавления свободы одной личности произволом или интересами других. Источник всех этих многообразных явлений, однако, один: все они сводятся к распространившемуся убеждению, что возможность прогресса, достижения большего благополучия всех людей вообще и каждого в от-дельности зависит главным образом от установления свободы. Таким образом, свобода и составляет тот идеал, в который мы верили и в котором мы начинаем теперь сомневаться, отрекаясь одновременно от него и в политической, и в общественной, и в частной жизни. В политической жизни наблюдается реакция против столь прочно установившегося убеждения о без условной спасительности народовластия. Реакция эта принимает самые разнообразные формы и наблюдается одновременно почти у всех народов: и парламентаризм, и наиболее прогрессивные формы правления, и всеобщая подача голосов встречают страстных антагонистов даже в том лагере, где, казалось бы, их менее всего можно было бы ожидать. Раздаются голоса, не только утверждающие, что все политические нововведения послужили единственно на пользу буржуазным элементам, но заявляющие, что новые политические формы, созданные великим переворотом конца прошлого века, представляют собой препятствие к достижению нормального развития государственной жизни. Политическая равноправность наталкивается на отпор не только со стороны деятелей, враждебных свободе, но и со стороны лиц, по-видимому, больше всего ею дорожащих. Последним предоставление народной массе широких политических прав начинает представляться опасным с точки зрения обеспечения всех видов свободы, которыми наиболее дорожит просвещенная часть общества: религиозные свободы, свободы слова и мысли. Существует какое-то смутное предчувствие, что народная масса, столько веков стоявшая в стороне от культурной жизни, еще погрязшая в невежестве, в религиозных и экономических предрассудках, заручившись политическим влиянием, отнесется пренебрежительно к тому, что просвещенному человеку дороже всего на свете.

Макс Норда́у (настоящее имя - Симха Меер (Симон Максимилиан) Зюдфельд (Simon Maximilian Südfeld ); 29 июля 1849, Пешт - 23 января 1923, Париж) - врач, писатель, политик и соучредитель Всемирной сионистской организации.

Симон Максимилиан Сюдфельд родился в 1849 году в Пеште (Венгрия). Его отец, Габриэль бэн Ассэр Сюдфельд, был раввином. После традиционного еврейского воспитания он с 18-го года жизни стал строгим натуралистом и эволюционистом. В 1874 он изменил свою фамилию на Нордау (Nordau). В 1875 году Нордау закончил учёбу. Макс Нордау становится врачом, в 1880 году переезжает в Париж. Параллельно Нордау делает карьеру журналиста, став в результате корреспондентом ведущих европейских газет.

Всемирную известность Нордау принесли его труды по политическим и экономическим прогнозам развития общества на следующие 100 лет. Пожалуй, самым известным его произведением является «Вырождение», в котором он предпринял оригинальную попытку интерпретации «заката Европы». Он критиковал с моральных позиций «дегенеративное искусство», порожденное урбанистикой современной цивилизации. Разделял идеи Чезаре Ломброзо. Умер в 1923 году в Париже, останки в 1926 году были перевезены в Тель-Авив.

Участие в еврейском движении

Нордау был полностью ассимилированным европейским евреем. Он женился на протестантке и, несмотря на венгерские корни, осознал себя частью немецкой культуры. В автобиографии он писал: «Когда мне исполнилось пятнадцать, я оставил еврейский образ жизни и изучение Торы… Иудаизм остался только в памяти, и с тех пор я считал себя немцем и только немцем».

Обращение Нордау к сионизму было спровоцировано делом Дрейфуса. После знакомства с Теодором Герцлем в 1895 году Нордау стал пламенным сторонником идеи сионизма и стал участвовать в сионистском движении. Он стал одним из ранних лидеров еврейского национального движения. В первых десяти всемирных сионистских конгрессах он принимал активное участие. Нордау неоднократно избирался вице-президентом, а затем и президентом нескольких сионистских конгрессов.

В 1898 году на сионистском конгрессе Нордау предложил термин «Мускулистый иудаизм» с целью преодолеть стереотип в отношении евреев. В «Еврейском журнале гимнастики» появилась соответствующая статья.

Евреи добиваются превосходства лишь потому, что им отказано в равенстве.

Труды

  • De la castration de la femme , 1882.
  • Der Krieg der Millionen , 1882.
  • Die conventionellen Lügen der Kulturmenschheit , 1883.
  • Paradoxe , 1885.
  • Französische Staatsmänner
  • Die Krankheit des Jahrhunderts , 1888.
  • Entartung , 1892.
  • Granden der spanischen Kunst
  • Seelenanalysen , 1892.
  • Gefühlskomödie
  • Das Recht zu lieben , 1894.
  • Entartung und Genie , 1894
  • Drohnenschlacht , 1898.
  • Doctor Kohn , 1899.
  • Morganatisch , 1904.
  • Der Sinn der Geschichte , 1909.
  • Biologie der Ethik , 1921.
  • Rahab , 1922.

Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно.

Энтузиазм – это основа любого прогресса.

Мыслить по шаблону – вернейший способ завалить дело.

Д.Ф. Энрайт

Как бы мало ни было достигнутое – это приобретение.

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку.

А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.

Недостаточно иметь ясные и истинные идеи. Чтобы сообщить их другим, надо еще выражать их ясно.

Гельвеций

Творчество – самая результативная школа терпения и ясности. Оно является к тому же потрясающим свидетельством единственного достоинства человека – его упрямого бунта против своего удела, постоянства в усилиях, полагаемых бесплодными.

Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.

Одна машина может сделать работу пяти обычных людей; ни она машина не сделает работу одного незаурядного человека.

Э. Хаббард

Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов.

Альберт Эйнштейн (100+)

Самое нежное общение в мире бывает меж теми, кто не заинтересован в общении.

Марсель Пруст (40+)

Самое естественное, что есть в этом мире, - перемены. Живое не может быть застывшим.

К западу от смерти (Луис Ривера) (10+)

Если бы мысли и силы человечества перестали тратиться на войну, мы за одно поколение смогли бы положить конец нищете во всем мире.

Бертран Рассел (100+)

Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия.

Карл Маркс (100+)

Даже при серьёзной ссоре не пытайтесь задеть человека за живое. Вы помиритесь, а слова запомнятся надолго.

Вспоминая наше детство с одним каналом, скакалкой, резинкой и жмурками…
Иногда становится жалко подрастающее поколение.

Константин Пи (50+)

И лёд тает, когда мы светим, и сердца открываются, когда мы любим, и люди меняются, когда мы открыты, и чудеса происходят, когда мы верим.

Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее.

Джордж Оруэлл (50+)

Смерть - это величайшая иллюзия человечества. Когда мы живём - её ещё нет, когда мы умерли - её уже нет.

Сократ (100+)

На данной странице вы найдете цитаты про технику, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

Техника дойдет до такого совершенства, что человек сможет обойтись без себя.

Видел чудеса техники. Но такого!…

Это не техника дошла, а я сама сюда дошла.

На лыжах.

Чем совершеннее техника передачи информации, тем более заурядным, пошлым, серым становится ее содержание.

Всякое дело совершенствуется овладением техники. Всякий навык достигается упражнением.

… техника - это уловка, хитрость, с помощью которой хотят так перестроить мир, чтобы там не было места чувству. Мания технократов - свести всё в мироздании к полезной действительности, как бы заставить мир служить себе, потому что они не в силах противостоять ему как партнёры, бессильны его охватить. Техника - это хитрая попытка преодолеть сопротивление мира, сделать его путём преодоления темпа жизни более плоским, стереотипным, чтобы убить жизнь духа…

Власть и техника, деньги и товары имеют ценность и полезны лишь постольку, поскольку они дают человеку свободу.

Техника приходит на помощь любому желанию и любому страху.

Все мы биороботы. Мы не способны прожить без техники, которой себя окружили.

То, что сегодня наука, – завтра техника. Эдвард Теллер

Техника техникой, но лифт ломается чаще, чем лестница. Станислав Ежи Лец

Стимул технического прогресса - наша беззащитность перед техникой. Карл Краус

Любая хорошо развитая технология неотличима от магии. Артур Кларк 9

Технология принесла нам физические и психические заболевания, но об этом редко услышишь. Исайя Сэндовал 9

Большие популяции делают технологии обязательными. Джозеф Кратч 9

Человечество всегда создает правильные технологии для неправильных целей. Р.Бакминстер Фуллер 9

Инженер - человек, способный взять теорию и приделать к ней колеса. Леонард Луис Левинсон 9

Технологии, на самом деле, о людях, а не об аппаратном или программном обеспечении. Роберт Вейдей 9

Давайте рассмотрим пример технологии автомобиля без водителя. Идея появилась еще в 1990-х. Первый прототип был представлен в 2004 году, десять лет назад. Но только сейчас, через 20 лет от появления идеи, технология начинает выходить на рынок, и большинство из нас все еще не имеет подобного авто. Иными словами, процесс появления новых технологий занимает гораздо больше времени, чем многие думают. Эрик Шмидт 9

Технологии - всегда обоюдоострый меч. Эван Рейчел Вуд 9

Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность. Эйнштейн 9

Компьютеры облегчают очень многое, однако большинство того, что они облегчают, вообще не надо делать. Эндрю Руни 9

Мы живем в обществе, абсолютно зависящем от науки и техники, в котором почти никто почти ничего не знает ни о науке, ни о технике. Карл Саган 9

Придет день, когда мы замеханизируемся до того, что на Земле не останется места людям, только машинам. Клиффорд Саймак 9

Техника техникой, но лифт ломается чаще, чем лестница. Станислав Ежи Лец 9

Здорово жить в момент, когда все в мире меняется, и чувствовать токи прогресса в кончиках пальцев, лежащих на клавиатуре. Джулиан Ассанж 9

Настоящая опасность не в том, что компьютеры начнут мыслить, как люди, а в том, что люди начнут мыслить, как компьютеры. С.Харрис 9

Мы продолжаем создавать свои технологии без мудрости и благоразумия. Наш слуга может оказаться и нашим палачом. Омар Брэдли 9

Для конструктора главное - чутьё. Вот ключ от будущего. А за чутьём и технологии потянутся. Джованни Капрони 9

Опасностью прошлого было, что люди станут рабами. Опасность будущего - что люди станут роботами. Эрих Фромм 9

Все технологии начинаются с искр в чьей-то голове. Идея чего-то, чего раньше не существовало, но однажды будет изобретено, может изменить все. И эта деятельность, как правило, не очень хорошо поддерживается. Натан Мирволд 9

В этом вся суть технологий. С одной стороны они ведут к бессмертию, с другой - угрожают вырождению. Дон Делилло 9

Интернет был сделан так хорошо, что многие думают о нём как о натуральном ресурсе вроде Тихого океана, а не как о чём-то, что сделано человеком. Алан Кей 9

Реальная опасность состоит не в том, что компьютеры начнут думать как люди, а в том что люди станут думать как компьютеры. Сидни Харрис 9

Технический прогресс подобен топору в руках патологического преступника. Эйнштейн 9

Двадцать первый век. Чудеса творит не любовь, а технологии. Оксана Робски 9

Технологии – это всего лишь инструмент. Билл Гейтс 9

Чем искусственнее окружающая нас среда, тем сильнее мы зависим от технологии, от её надёжности - и от её сбоев.

Станислав Лем. 9

Машины должны работать. Люди должны думать. 9

Пока ни одной машине не под силу выполнить работу талантливого человека. 9

Цитаты Брюса ЛиФразы Илона МаскаЦитаты о времениПозитивные статусы

Роль эпиграфа в целеполагании на уроках литературы.

Е.И.Дулимова, преподаватель русского языка, литературы и мировой художественной культуры.

МОУ ИРМО «Пивоваровская СОШ».

Иркутская область, Иркутский район, с. Пивовариха. Россия.

Учитель русского языка, литературы и МХК.

Данная работа знакомит с ролью краткого яркого изречения – эпиграфа- в осмыслении проблемы урока, в воспитании чувства слова, речевой культуры, в формировании творческой, неординарной личности. Кроме того речь идёт о применении технологии встречных усилий и методике развивающего обучения. Этот прием насыщает материал урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои мысли, не дает “потеряться” в теме.

Перед учителем всегда стоит проблема повышения интереса к предмету, проблема творческого развития личности. Не случайно в основных положениях национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается, что «…главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Основой развития творческой среды в школе несомненно является деятельность учителя-словесника, направленная на проникновение в смысл слова, что позволяет прикоснуться к тайне творчества великих писателей. На пути постижения этих тайн, понимания авторского замысла важным этапом является работа с эпиграфом. Эпиграф, как один из приёмов авторской позиции, играет особую роль в понимании произведения. Учащиеся, как правило, испытывают затруднения при анализе художественного произведения, вот почему так важно начать работу с понимания эпиграфа. На уроке же нередко игнорируется углубленная работа с ним из-за нехватки времени.

Выход из этого положения – это поэтапное формирование умственных действий и понятий, включая работу с эпиграфом как приём активизации внимания учащихся при чтении художественного произведения. Если формирующаяся личность окажется неподготовленной к необходимости прилагать усилия в той или иной деятельности, то вряд ли в будущем этот человек сможет достигнуть успеха.

Значит, каждый обучающийся изначально должен быть поставлен в такие условия, чтобы прикладывать определенные усилия в процессе образования. Задача учителя не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и делать шаг навстречу в умении строить отношения со своими учениками, быть понимающим собеседником. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий педагога и ученика.

Кроме того, использование эпиграфа — это не что иное, как возможность еще одного обращения к Слову.

Прежде чем говорить о технологиях использования эпиграфа, необходимо определить, что же такое эпиграф . Это отрывок из текста, несущий определенную дидактически-воспитательную и познавательную нагрузку, с помощью которого можно раскрыть новую тему, помочь усвоению материала, привлечь школьников к изучаемой проблеме

Эпиграфы, чаще всего маленькие, короткие, берут на себя огромный груз. Прямо или иносказательно, вызывая какие-нибудь ассоциации, они являются представителями главной мысли.
Наряду с заголовком верное прочтение эпиграфа – «пусковой» момент на пути к главной мысли. Иногда в произведении со сложной структурой есть эпиграфы не только после заголовка всей книги, но и перед каждой главой. Это помогает читателю выстроить иерархию основных мыслей и основных событий.

Эпиграф применяется в технологии встречных усилий и методике развивающего обучения. Этот прием насыщает материал урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои мысли, не дает “потеряться” в теме.

Конечно, можно бесконечно говорить о том, что если произведению предпослан эпиграф, то этот путь постижения авторского замысла становится ещё интереснее, потому что эпиграф – не только изречение, концентрирующее в себе основную мысль, но и тот ключ, без которого часто понять писателя невозможно. Кстати, надо всегда помнить, что в литературном произведении ничего не бывает «просто так» – каждое высказывание, слово имеют своё место и свой особый, точный смысл.

Но мне хотелось бы остановиться на том, как работает эпиграф, несущий смысловую нагрузку всего урока, то есть эпиграф к уроку, к определённой теме. Эпиграф в начале урока становится мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая ее собственно творческой, поскольку включает учеников в обсуждение. Каждый учитель стоит перед проблемой заинтересовать учащихся, может быть, даже заинтриговать их, потрясти, побудить к постижению тайны познания. Поэтому так важно найти этот «включатель» энергии урока – яркое высказывание, помогающее выйти на цель предстоящего разговора.

Традиционно схема работы с эпиграфом включает два этапа:

  1. Чтение эпиграфа. Читать может учитель или подготовленный ученик. Выразительно, акцентируя внимание на тех словах, которые помогут раскрыть смысл высказывания.
  2. Обсуждение эпиграфа.

На этом этапе ученикам предлагается осмыслить текст, подумать, как он связан с темой урока, почему именно эти слова являются главными на данном уроке?

Это и есть этап целеполагания и мотивации , где ученики формулируют цели урока.

На этапе ввода новой темы эпиграф становится ярким приемом включения в активную работу.

3.Можно записать несколько эпиграфов и предложить ученикам выбрать один, наиболее полно отражающий суть изучаемой проблемы, или сопоставить высказывания с целью выяснения общего и различного. Таким образом, формируется культура речевого общения, умения подбирать аргументы для доказательства своей точки зрения, искусства быть убедительным. В результате учащиеся начинают требовательнее и внимательнее относиться и к своей речи, обогащается их словарный запас, содержательнее становятся их творческие работы.

Иногда на определённом этапе изучения произведения практикую такой вид деятельности, как подбор эпиграфов к означенным темам. Такая работа требует от учащихся не только прочтения произведения, но и опыта самостоятельного осмысления прочитанного. Так, например, к уроку по «Донским рассказам» М.Шолохова очень уместно, на мой взгляд, зазвучали слова Б.Чичибабина: «На людей я смотрю исподлобья: видно, в школу любви ни единый из них не ходил». Уже в начале урока при обсуждении выбранного эпиграфа разговор шёл не просто о бесчеловечности войны, тем более Гражданской, но и о вечной ответственности каждого перед своим высшим предназначением всегда оставаться человеком. А это и есть главная миссия писательского слова – всегда звучать современно. Удачно подобранный эпиграф вывел одиннадцатиклассников на важные нравственные выводы.

Урок по теории Раскольникова по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание» начинаем словами Ф. Ницше: « Если долго смотреть в бездну, бездна начинает смотреть на тебя». Яркий афоризм философа помогает десятиклассникам глубже понять трагедию героя Достоевского, позволившего пролить « кровь по совести»: «Разве я старуху убил? Я себя убил..». Цель урока – понять бесчеловечность теории, «приговорившей» Раскольникова к преступлению.

Иногда эпиграф предлагается как итог разговора на уроке. Так, в финале урока «Кутузов и Наполеон» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» предлагаю учащимся поразмышлять над изречением китайского философа Лао- Цзы. В словах восточного мудреца угадывается образ народного полководца Кутузова, который был примером высокого патриотизма и в то же время образцом истинного милосердия к поверженному врагу. А это и есть цель урока – увидеть отличие добра от зла, которое воплощается, по мнению Л.Толстого, в образе Наполеона.

Добрый побеждает и только

Побеждает и не гордится.

Побеждает и не торжествует.

Побеждает и не возвеличивается.

Побеждает и не может избежать этого.

Побеждает и не насилует.

Побеждая, надо уметь остановиться,

Кто умеет остановиться,

Тот этим избегает опасности

Совершенно удивительный источник эмоционального посыла в начале уроков, посвящённых поэзии, мы находим у Евгения Евтушенко в «Молитве перед поэмой» «Братская ГЭС». Обращаясь к творчеству великих русских поэтов, слышишь голос нашего современника, тоже классика, который подчёркивает непреходящую вечность поэтического слова, проверенного временем и испытаниями:

Поэт в России — больше, чем поэт.В ней суждено поэтами рождатьсялишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,кому уюта нет, покоя нет Дай, Пушкин, мне свою певучесть.. Дай, Лермонтов, свой жёлчный взгляд.. Дай, Некрасов, уняв мою резвость,боль иссеченной музы твоей..-. О, дай мне, Блок, туманность вещую… Дай, Пастернак, смещенье дней… Есенин, дай на счастье нежность мнеК берёзкам и лугам, к зверью и людям.. Дай, Маяковский, мнеглыбастость,буйство,бас,непримиримость грозную к подонкам…

Начиная каждый урок с эпиграфа, который, как я уже сказала, как бы включает энергию урока, воспитываю тем самым особое трепетное отношение к слову. Размышляя над смыслом подобранного изречения, учащиеся по-настоящему начинают понимать слова Ф.Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся». Магия слова, обретающего современное звучание спустя столетия, потрясает. И это однозначно формирует творческое осмысление прочитанного, формирует личность, что является целью образовательного процесса. Ещё большие возможности раскрываются в работе с авторскими эпиграфами, которые создают интригу в начале произведения, а иногда, как, например, у Пушкина, в начале каждой главы. Но это уже тема другого разговора, потому что эпиграф является прекрасным приемом, для того, чтобы разнообразить уроки. Он служит не только обучающей, но и развивающей, воспитательной цели урока. Важно отметить, что эпиграф – частный прием в методике и изучен ещё недостаточно. Много интересного таит он в себе, что в будущем послужит темой дальнейших размышлений.

Библиографический список.

1.Куцевал О. Н. «Работа с эпиграфом» // «Русский язык и литература» №3,4. 1992

2.Левицкая Г. Н. Викторина // «Литература в школе» №3 2006.

3.Меркин Г. Литература. Москва 2006

4.Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. 2004 Рябцев В. П. Усвоение понятий на уроках литературы. // «Литература в школе» №6 2004