Что улучшает почву окружающий мир

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок – исследование «Почва. Состав почвы»

УМК «Планета знаний»

Учитель Насырова Г.М. МБОУ СОШ №18 г. Ишимбая Республики Башкортостан

Ход урока.

    Организационный момент. Настрой на урок.

Доброе утро Солнцу и птицам! Доброе утро

Улыбчивым лицам!

Термины все имеют отношение к размеру частиц почвы. У глины есть супер мелкие частицы, которые цепляются вместе и запрещают движение воды и питательных веществ, в то время как песок имеет частицы курса, которые позволяют воде и питательным веществам выщелачиваться слишком быстро. На самом деле есть еще одна классификация, называемая илом, которая имеет частицы размером между глиной и песком. Лоб представляет собой смесь этих размеров и является фаворитом большинства растений, потому что она обычно богаче питательными веществами и гумусом и будет удерживать воду, позволяя избытку сливаться далеко.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

Наши глаза внимательно смотрят и всё ... (видят).

Уши внимательно слушают и всё ... (слышат).

Голова хорошо... (думает).

2. Актуализация знаний, постановка цели.

Вспомним горные породы, о которых узнали на предыдущих уроках, разгадаем кроссворд и узнаем ключевое слово сегодняшнего урока.

Между ними существуют и другие типы почв: супесь, глинистый суглинок, иловая глина и т.д. Глина, песок и ил - это определения текстур. На следующем рисунке показаны соответствующие размеры этих трех разных частиц. Песок, по его сравнительно крупным размерам, не имеет химической валентности, поэтому не содержит минералов в почве. Молекулы воды также легко обнаруживают свой путь через песок и уходят под действием силы тяжести. Преимуществом песка является его проницаемость для корней растений, которые могут развиваться без препятствий.

Неудобным песком является его плохая вода и удержание питательных веществ растений. При выращивании с песчаной почвой в почве требуется много органического вещества для хранения влаги и питательных веществ. Глина, напротив, очень близка к элементарным заряженным частицам и реагирует с ионизованными минералами. Различные типы глины имеют разные возможности для обмена катионов в почве, играя роль в хранении и доступности питательных веществ в растениях. Обычно глины в почвах, которые интенсивно выветриваются и видят высокую бактериальную активность в течение длинных геологических периодов, имеют структуры, менее подверженные взаимодействию с минералами.

    Горючее полезное ископаемое.

    Самое распространённое полезное ископаемое, которое широко используется в строительстве и изготовлении стекла.

    Цветной металл

    Плотная горная порода, используемая в строительстве и в изготовлении фарфоровой посуды.

    Горная порода белого цвета, чаще используется как строительный материал.

    Это одна из причин того, что почвы имеют недостаток минералов в тропиках. Эти минералы, не удерживаемые глиной, были смыты сильными дождями. В этом случае органическое вещество или, более точно, гумус играют роль хранения питательных веществ с более высокой электростатической способностью взаимодействовать с минералами, чем глины. Плотность органического вещества, хотя и находится в верхней почве и быстро уменьшается в нижних слоях. Большой объем глины компенсируется сниженной способностью удерживать питательные вещества.

    Растения с глубокими корнями и симбиоз с грибком позволяют получить доступ к этому запасу питательных веществ в недрах. Глина в строительстве и гидроизоляции. Глина расширяется при контакте с водой и уменьшается при высыхании. Эта особенность влияет на различные методы строительства глины. Смешивание песка и глины с использованием воды создает твердый агрегат при сушке. Песок можно сравнить с камнем и глиной до раствора в этой смеси.

У слова «земля» есть несколько значений. Слайд

Как по-другому можно назвать слово «земля» (Почва).

Итак, тема нашего урока: «Почва» (выставить на доску карточку).

А что вы знаете о почве?

А что ещё хотите узнать? (Из чего она состоит)

Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Сегодня наш урок мы посвятим почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами она обладает. (на доске таблички «Что такое почва?», «Состав почвы», «Свойства почвы», «Образование почвы»)

Гибкие расширяющиеся и самогерметизирующиеся свойства бентонита делают эту глину подходящей для гидроизоляции пруда. Другие методы, использующие глеев, являются менее дорогостоящей альтернативой бентониту. Ил представляет собой осадочный материал с промежуточным размером между песком и глиной. Проводя воду во время наводнения, она образует плодородное месторождение на дне долины.

Суглинок представляет собой смесь глины, песка и ила, а также преимущества этих трех различных текстур, способствующих удержанию воды, циркуляции воздуха, дренажу и плодовитости. Гумус - очень сложное вещество, еще не полностью понятое. Это стабильный и равномерно темный, губчатый и аморфный материал, который возникает из-за механической деградации органического вещества. Гумус является плодородным и собирает все свойства, подходящие для оптимального роста растений. Он образован сложными химическими соединениями растительного, животного и микробного происхождения.

Что для этого нам надо сделать? (исследовать)

Какова цель исследования? (определить состав почвы)

3. Новый материал.

Что такое почва?

В толковых словарях найдём и прочитаем определение слова «ПОЧВА».

Вывод. Почва – верхний плодородный слой земли. Толщина почвенного слоя бывает разная: от 2-3 см до 150-200 см. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты.

Обычно почвы Центральной Европы содержат от 2 до 8% гумуса. Более 10% гумуса уже считается очень гумусовым. Первым признаком содержания гумуса является уже почвенный цвет. Однако на глаз можно полагаться лишь частично условно. Влага делает пол темнее. Песчаные почвы, естественно, более интенсивные по цвету. Если вы хотите более точно определить содержание гумуса, вам нужно сжечь гумус. Минеральная почва остается в виде остатка.

Образцы сушеных проб медленно нагреваются над горелкой Бунзена, а затем до тех пор, пока они не горят. Органическое вещество горит полностью. Вода, связанная в почве, также ускользает, поэтому образцы сначала необходимо высушить, чтобы свести к минимуму ошибку.

Значение слова плодородие СЛАЙД

Какое значение почва имеет для растений, животных, человека? (Ответы детей)

В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. Растительноядные животные питаются растениями, растущими на нём. Человек получает урожай, выращенный на земле.

4. Практическая работа.

Резкий запах сожженных волос указывает на то, что в органическом веществе содержится большое количество азота. Вывод аммиака в начале фазы нагрева может быть подтвержден синим окрашиванием увлажненной красной лакмусовой бумаги. После охлаждения образца содержание углерода может быть вычислено из потерь при прокаливании. В карбонатно-богатых почвах происходит утечка неорганического диоксида углерода. Поэтому целесообразно изгнать диоксид углерода до эксперимента соляной кислотой.

  • Обратите внимание на изменение цвета, это доказательство содержания аммиака.
  • Затем процесс сжигания закончен.
  • Потери при воспламенении почвы должны рассчитываться в% от веса почвы.
Тест на свечение приводит к тому, что гумусовые богатые почвы являются удовлетворительным эталонным значением для содержания гумуса. Методологическими источниками погрешности являются потери углекислого газа из карбоната кальция и потеря воды.

Итак, ребята, наш класс - небольшая лаборатория, а вам я предлагаю побывать в роли исследователей.

Я приготовила почву с нашего пришкольного участка. Что можно узнать о почве с помощью органов чувств? (цвет, запах, структуру почвы).

Работа в группах.

При помощи лупы рассмотреть комочек почвы, определить цвет, запах, сыпучесть, имеются ли корни и остатки растений.

На практике фарфоровые тигли оказались на практике менее эффективными. Оловянные бары позволяют нагреваться быстрее, а также быстрее остывать. Эксперимент подходит в качестве эксперимента-партнера. В целом, студенты очень мотивированы, чтобы нагреть образцы почвы с помощью горелки Бунзена до тех пор, пока органическое вещество не будет сожжено. В принципе, также можно было бы поместить образцы почвы в муфельную печь, но это уменьшило бы удовольствие от эксперимента.

Понимание вопросов и инструкций.

  • Что вы сделали в этом эксперименте?
  • Почему отжиг доказал гумус в почве?
  • Что говорит сильный запах сожженных волос?
Кабельная система отопления для субстрата высаженных аквариумов. Философия Дуплы и система кабельного отопления для субстрата посаженных аквариумов.

Предлагаю обратиться к учебнику на с. 69. Посмотрите на картинки.

Какие опыты вы можете сделать сами, а какие, наблюдая за учителем?

Почему? (в целях безопасности).

Куда будем записывать наблюдения и выводы? (в печатной тетради).

Откройте тетрадь на стр._____. Эту таблицу будем заполнять поэтапно.

Предлагаю выполнить опыт №1 в парах. Прочитайте его описание.

Уже более 30 лет Дупла запустила декалог аквариумиста, из которого они никогда не отрекались. По сравнению с тем, что мы встречаем в природе, даже самые большие аквариумы - это крошечные контейнеры. Без надлежащего обслуживания химико-физические факторы в искусственных условиях могут быстро исходить из одной крайности в другую. В этом контексте 10 золотых правил, изложенных 3 десятилетия назад, кристаллизовались, правила, которые остались действительными до сегодняшнего дня.

Эти принципы были основой для производства их продуктов. Мне нравится верить, что мир привык ко мне, и что добросовестность больше не вызывает сомнений, но для скептиков у меня все еще есть полные коллекции на протяжении многих лет. Итак, для нас полная новинка «курила» с детства.

Выполняем. Что вы увидели? Запишите свои наблюдения и вывод.

А теперь смотрим на экран, сравните свои результаты с эталоном. Слайд - Воздух

Предлагаю понаблюдать за следующим опытом, который сделаю сама . (№2)

Нагреем почву. Над почвой установим стекло. Что видите на стекле? Что доказывает опыт? Запишите в лист, сверьте. Слайд - Вода

Возвращаясь к 10 принципиальным правилам, мне кажется, что первое из десяти золотых правил. Тропическое тепло в аквариуме и воде. Нагрев аквариума с помощью подземного греющего кабеля является очень важным предварительным условием для оптимального аквариума. Нагревательный кабель в гравийном аквариуме объединяет весь субстрат в химический и физический цикл аквариума с помощью конвекционных токов. Если вода в аквариуме нагревается, например, с помощью погружного нагревателя, только вода нагревается, а субстрат или гравий остается при комнатной температуре, превращаясь в черное и грязное с растениями, страдающими от пресловутых холодных ног.

Ребята, следующий я проделаю сама, а вы внимательно наблюдайте и выводы записывайте в таблицу.

Высушенный комочек почвы кладу в керамическую чашку, грею на спиртовке. Что вы чувствуете? (Появление дыма с запахом)

Что может гореть? (остатки насекомых, листьев)

Как вы думаете, что происходит с ними, когда они находятся в почве? (гниют) Предположите, что же содержится в почве?

Система подземного отопления помогает моделировать в аквариуме ток подземных вод, который существует в естественных водах. Многочисленные исследовательские экспедиции, проводимые в природе в некоторых аквариумных заводах, привели к выводу, что эти растения не растут также в разных областях, даже если они были одинаковыми в глазу. Из того, что наблюдается в природе, они растут только в местах обитания, где прохождение почвы путем осаждения воды приводит к эффективному растворению питательных веществ в субстрате.

Однако этого недостаточно, поскольку эти питательные вещества должны достигать корней растений. В этом отношении принцип, согласно которому вода должна транспортировать необходимые питательные вещества к корням растений, также должна быть решена в аквариуме. Поэтому эта система, разработанная Дупла, началась с того, что, как наблюдалось, происходит в природе и основано на опыте работы на местах. В природе было обнаружено, что вода проходит через субстрат, где есть реальные проточные источники переноса питательных веществ к корням растений.

Свои наблюдения и вывод запишите в тетрадь. Проверим себя, лист самооценки. Слайд - Перегной

Прочитайте в учебнике опыт №3 .

- Теперь остаток почвы сильно прокаливаю, высыпаю в стакан с водой, размешиваю и даю отстояться. Что вы заметили? (на поверхности воды плавает мусор, а на дне стакана грязь – муть)

Субстрат в тропических проточных водах темный, поглощает тепло под сильным воздействием солнечных лучей, что является лишь одной из причин, приводящих к образованию восходящих потоков. Эти восходящие токи позволяют субстрату всегда быть богатым питательными веществами. Причины были ясны: необходимость использовать непромокаемый субстрат вовремя, чтобы обеспечить свободную циркуляцию питательных веществ.

Наши аквариумы, которые обычно используют этот тип традиционного субстрата во времени, показывают явление уплотнения субстрата из-за довольно большого удельного веса. По этой причине все пришли к выводу, что полностью противопоказано использование песка, а затем и традиционного зерна. Сжатая подложка приводит к процессу анаэробного процесса, который через гниющие бактерии ухудшается, а затем разрушает корни растений.

Как вы думаете, что получится в результате, когда вода отстоится?

Этот опыт, ребята, требует большего времени, поэтому я сделала его до урока, а вы можете проделать это дома вместе с родителями.

Посмотрите, что получилось. Как вы думаете, что оказалось на дне стакана? -Какой вывод сделаем? Запишите в тетрадь. Слайд - Песок и глина

Возможно, после прочтения этих строк все изменится. Кроме того, без этой циркуляции субстрата некоторые необходимые питательные вещества для растений не транспортируются к корням, они быстро используют потребность в областях, которые они покрывают, а затем количество, которое было использовано, не может быть обновлено. После использования питательных веществ вокруг корней существуют действительно стерильные области, где растения не имеют доступа к питательным веществам.

Одна из частых ошибок, допущенных в прошлом в аквариумном мире, была связана с утверждением, что этот синдром встречается только в аквариумах в хорошо отапливаемых помещениях. Позже это оказалось совершенно ошибочным, так как даже если субстрат и вода в аквариуме имеют температуру 30 градусов, нет токов, которые пополняют питательные вещества, эффекты одинаковы.

Опыт №5

Насыпаем остатки прокаленной почвы в стакан с водой и пробуем растворить ее. Профильтруем воду, нальем несколько капель на стекло и нагреем.

Что видим? (Вода испарилась, а на стекле - белый налет.)

Что это? Это соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.) Слайд - соли

5. Физминутка.

Статистические упражнения «Потягивание», «Бабочка».

6. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи.

Мы завершили наше исследование. Какова была цель нашего исследования? Что мы хотели узнать? (Из чего состоит почва)

Мы исследовали почву и заполнили таблицу «Состав почвы». Что нам стало ясно из этих опытов?

Какой вывод мы сделаем?

ВЫВОД : В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли и микробы. Слайд - состав почвы

7. Первичная проверка усвоения новых знаний.

- Итак, что же растения получают из почвы? Вывод: 1.Во-первых, воздух. Корни растений дышат воздухом, который находится в почве. 2.Во-вторых, воду. Вместе с водой растения поглощают питательные вещества. -Откуда же они берутся? 3.Остатки погибших растений, животных, перерабатывают бактерии и насекомые, и почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Следовательно, в почве имеются все вещества, необходимые для роста и развития растений.

8. Перенос знаний в новую ситуацию.

Кто знает, как образуется почва? (Ответы детей)

Посмотрите на слайд. Растут ли здесь растения? Почему не растут? (Нет почвенного слоя)

Сначала Земля была покрыта голыми безжизненными скалами. Слайд

Как же на безжизненных голых скалах появилась почва? (Ответы детей)

Под действием солнца, ветра, воды горы постепенно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В этом слое нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Посмотрите на схему.

Слайд

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Медленно камни, глина, песок под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, черви, личинки, кроты.

Как видите, почва не может появиться без живых существ, а растениям и животным необходима почва. В природе все взаимосвязано .

Прошло несколько миллиардов лет, прежде чем Земля стала зеленой планетой. Слайд

Свойства почвы

Сыпучая

Почва пропускает воду - водопроницаемость

Почва нагревается и охлаждается -теплопроводность

Плодородие

Мы узнали, что почва - плодородный слой земли.

Чем больше перегноя, тем плодороднее почва, тем она темнее.

Перегной накапливается в верхнем слое почвы, поэтому этот слой тёмный. (таблица)

Каково же основное свойство почвы? Плодородие.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Какой вывод можете сделать? (Ответы детей).

Верно, к почве, как к природному богатству нужно относиться бережно.

- Что может погубить почву? (Сообщение ученика.)

1)Ветер и вода могут за несколько часов смыть и развеять почву на больших площадях. Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра на участках долгие годы не растут растения.

Частые дожди вымывают все питательные вещества.

Во время сильных дождей или быстрого таяния снега весной почва не может впитать всю выпавшую на неё воду. Она стекает под уклоном, смывая и унося сначала верхние, а затем более глубокие слои почвы. Так образуются овраги. (картинки)

2)Деятельность человека: неправильная вспашка и обработка земли, вытаптывание, загрязнение почвы.

Как можно предотвратить гибель почвы? (Ответы детей.)

1) Там, где ветер угрожает почвам, через определенные промежутки высаживают лесные полосы, сеют траву. К тому же корни укрепляют почву и не позволяют водным потокам размывать верхний слой.

2)Вносить удобрения, правильно обрабатывать – вспашка поперек склонов

3) Не загрязнять почву бытовыми и производственными отходами.

4)Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её, делая более проницаемой для воды и воздуха. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков.

9. Закрепление.

Задание №1 электронного учебника

- №70 рабочей тетради

Кроссворд (слайд)

10. Итог урока. Рефлексия.

Какова была цель нашего урока? (выяснить состав, свойства, образование почвы)

Достигли цели урока?

Какие факты оказались для вас удивительными?

- Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами будем любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

11.Информация о домашнем задании.

Домашнее задание предлагаю на выбор:

б) Подготовить сообщение о животных, обитающих в почве.

Тема урока: Что такое почва.

Цели:

формировать у учащихся понятие “почва”;ознакомить с составом почвы, ее свойствами; продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов (почвы), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.

Оборудование:

Образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), колба, спиртовка, штатив, держатель, толковый словарь русского языка, электронная презентация

Ход урока

1.Организационный момент.

Начинаем наш урок .

Психологическая установка на работу.

Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.

2. Актуализация знаний.

Сейчас проверим домашнее задание . Если вы правильно ответите на все вопросы, то получите оценку «5», допустите 1 ошибку, получите «4», 2 ошибки «3», а 3 ошибки – это уже «2», но надеюсь, что у вас такого не случится и вы все получите положительные оценки. Если же вы всё-таки плохо подготовились, то у вас есть возможность в течение урока её повысить.

Тест «Как разрушаются камни?»

1.Твёрдые тела при нагревании

А) сжимаются

Б) расширяются

В) лопаются

2.Твёрдые тела при охлаждении

А) сжимаются

Б) расширяются

В) лопаются

3.Что образуется в камнях из-за изменений температуры?

А) полоски

Б) глина

В) трещины

4.Что ещё играет роль в разрушении камней?

А) воздух, ветер, дождь

Б) Вода, ветер, растения

В) Вода, ветер, животные

5.Что образуется в результате разрушения камней?

А) песок и глина

Б) Слюда и гранит

В) глина и гранит

Проверка детьми своих работ(самоконтроль)

Кто не допустил ошибок? Молодцы, 5.

3.Постановка проблемы.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их.

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова

Что мы должны сегодня узнать?

Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

4.Открытие нового знания.

Учитель: Что мы называем почвой?

Работа в учебнике с.65

Рассмотрите рисунок, прочитайте определение.

Запись определения в тетрадь с.

Какое же её главное свойство?

Что это значит, как вы думаете?

Чтение определения в толковом словаре

Вы были когда-нибудь в лаборатории? Там работают учёные-исследователи. Они проводят опыты. У нас сегодня выдалась такая счастливая возможность, представить себя в роли учёных. Мы сейчас проведём несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и почему она плодородна.

Практическая работа . Состав почвы.

Опыт № 1

Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

За правильные ответы ставить плюсики на листочках. (Дети сами, кому скажет учитель)

Если дети не могут сами сделать вывод, читаем постепенно текст учебника с.66

Обязательно после опыта и вывода проверяем себя по учебнику, прежде чем сделать запись в тетради.

(Дети делают запись в рабочих тетрадях)

Инструктаж по ТБ

Все остальные опыты самостоятельно не проводить. К лабораторному столу подходить только после разрешения. Можно обжечься или порезаться стеклом.

Опыт № 2

Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

Дети: В почве есть вода.

Опыт № 3

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

Опыт № 4 (прокалить и высыпать в воду заранее)

Учитель: прокалённую почву насыплем в стакан с водой. Что вы видите?

Дети: Песок поверх которого осела глина.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть песок и глина.

Опыт № 5

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем.Что произошло?

Дети: Это похоже на соль.

(Дети рассматривают налет на стекле,чтение вывода,запись в тетрадь)

. Вам, наверное, случалось видеть, как на огородах, дачных участках, полях, прежде чем сеять, люди сжигают сухую траву, листья, ветки.Можно это делать?

- Этого делать нельзя.Почему?(Вредный дым)

- Что нужно сделать, чтобы принести пользу?

- Нужно закопать их в землю, чтобы вернуть те соли, которые растения поглотили из почвы.

- Как же они там образуются? Как вы думаете?

Если бы мы могли заглянуть внутрь почвы, то увидели бы сказочную картинку. Оказывается, что в почве есть микроорганизмы, то есть очень маленькие живые существа, которые видны только в микроскоп. Они делятся на две группы: 1 группа – заготовители пищи. Они разрушают растительные и животные останки.

2 группа – повара, которые день и ночь готовят пищу растениям из сложных веществ, превращая их в минеральные соли.

Учёные установили, что в одном квадратном метре почвы находится 50 кг микроорганизмов.

Учитель: Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва.

Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей

Экологический момент

Наука установила, что миллионы лет назад Земля была безжизненна.Почвы не было, её образование идёт очень медленно. Так, в разных условиях слой почвы в 1см в природе образуется за 100, а иногда 300 лет. Значит, всеми мерами нужно беречь почву.

Давайте определим, что для почвы полезно, а что нет. (бумага, стекло, дождевой червь, крот)

Выходят дети

Полезное отодвинем налево, а вредное направо.

Давайте предоставим им самим слово.

Я - бумага. Полностью разлагаюсь в почве только в течение 100 лет.

Я- стекло. Не разлагаюсь вовсе. А если меня хорошенько пригреет солнышко, то могу и загореться и устроить пожар.

Я- крот. Рою длинные туннели под землёй. В рыхлую почву лучше поступают вода и воздух.

Я- дождевой червь. Затаскиваю в свои норки остатки растений, они там потом перегнивают.

- Правильно ли мы распределили?

5.Закрепление

Игра “Хлопки”.

Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.

Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.

(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)

Вывод: Что полезно и что вредно для почвы?

Василий Васильевич Докучаев замечательный русский учёный. Он создал науку о почвах- почвоведение. Слайд 10

Объясните, почему Докучаев называл почву «живое- мёртвое»тело?

Это домашнее задание. Запишем этот вопрос в тетрадь.

Подведение итогов

О чём говорили на уроке?

Что узнали нового?

Что запомнилось?

Чего вы никогда не будете делать?

Что такое почва?

Назовите её главное свойство.

Из чего она состоит?

Выставление оценок

Подсчёт по листочкам с комментированием

Домашнее задание

Напишите небольшой рассказ «Путешествие маленького червячка»

ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА

проведён учителем

Начальных классов

МОУ СОШ № 8

С.Ульяновка

Калугиной Л.А.