Женщины на соловках воспоминания. Соловецкий лагерь особого назначения. Моральные пытки интеллигентных соловчанок при совместном размещении с проститутками

Римское государственное образование возникло примерно в восьмом веке до нашей эры. Сначала это было маленькое поселение на левой стороне Ко II-I вв. до н.э. оно переросло в Римскую империю, став таким образом локомотивом развития Европы, величайшей империей, подчинившей себе почти полмира: от Гибралтарского пролива до Персии, от Британских островов до дельты Нила.

Влияние, распространившееся на огромной территории, стало следствием того, что многие представления европейских народов о духовности и общественной жизни, а также традиционные ценности вышли из Рима, который, в свою очередь, перенял их от Древней Греции. Первыми законодателями мод в Европе также стали римляне, одежда которых актуальна и в настоящее время.

История Римской империи делится на три основных этапа:

Царизм (VIII - VI века до н.э.).
- Развитие республики (III - I века до н.э.).
- Развитие Римской империи (I - V века н.э.).

Все исторические перемены можно определить по тому, как трансформировалась одежда римлян, описание которой подробно представлено ниже.

Общая информация

Еще в глубокой древности римляне разработали подробную и детальную систему убранства. Так, согласно ей, римлян - тога и туника у мужчин, а у женщин - стола, инстита и палла.

Каждый представлял собой цельный кусок ткани без швов. Такая особенность римской одежды считалась подтверждением приверженности к уникальной культуре Средиземноморья, делала римлян представителями прогрессивной городской цивилизации.

Особое отличие убранства заключалось в том, что самой популярной и универсальной являлась белая одежда римлянина, которую можно было носить и дома, и в людных местах, и на официальных встречах. Этот цвет считался нейтральным. Также он был популярен в народе потому, что вся территория Римской империи располагалась в зоне жаркого климата, а белый, как известно, отталкивает и в такой одежде не жарко.

Тога как одежда древних римлян

Она считалась не просто официальным облачением, которое надевали на торжественные мероприятия и различные серьезные встречи. Тога - самая популярная мужская одежда римлян - шерстяная рубаха с короткими рукавами - являлась своеобразным знаком подданства Римской империи, принадлежности к великой цивилизации. Одеяние, вырезанное из полотна белой шерсти с ярко-пурпурной полосой, носили исключительно сенаторы, представители высшего социального слоя в Риме.

В период средней республики (эпоха, длившаяся со второй половины IV до начала III века до н.э.) были разработаны специальные приемы и правила ношения тоги, которые соблюдались вплоть до падения Римской империи в 476 году.

Туника

Еще одна популярная одежда римлян - туника - представляла собой рубаху с короткими рукавами из шерсти. Так же широко использовались варианты без рукавов. Чаще всего подобное убранство носили с поясом, поскольку туника без этого аксессуара воспринималась как простое нижнее белье, что придавало ей неприличный вид.

Отличительной чертой такого одеяния было то, что у него отсутствовал вырез на шее. Это обуславливалось особенностями кроя. Невозможно было создать полноценный шейный вырез.

На туники наносилась сплошная вертикальная полоса алого цвета, которая позволяла отличать сенаторов и всадников от простых римских граждан. По одежде, которую надевали сенаторы, проходила одна широкая полоса от воротника до подола. На туники всадников наносились две узкие полоски (также от ворота до подола). Эти полосы имели свое название: clavus (дословно значит «полоса»). Соответственно, туника сенаторов называлась laticlava («с широкой полосой»), а всадников - angusticlava («узкополосная»).

Женская одежда: стола

Стола считалась таким же важным элементом женской одежды, как тога у мужчин. Она показывала принадлежность представительницы прекрасного пола к Римской империи, рассказывала о ее социальном положении (столы полагалось носить только женам и матерям, а девушки и незамужние дамы их не носили).

Стола, важная одежда римлян, - шерстяная рубаха с короткими рукавами, похожая на удлиненную тунику, которую перепоясывали под грудью и в области талии. На статуе Юноны, которую скульптор облачил в одежду знатной жительницы Рима, можно увидеть единственное изображение столы со спущенной паллой. Также особенностью одеяния Юноны было то, что у столы отсутствовали рукава.

В настоящее время сложно представить, как выглядела вышеописанная одежда римлян. Фото того периода по понятным причинам отсутствуют, а картины и скульптуры не сохранились. Кроме того, нет точных данных о том, какой длины шились столы. Но в любом случае, независимо от наличия или отсутствия рукавов, можно с уверенностью говорить, что данный вид убранства полностью подходил под древнеримские каноны драпирующей одежды.

Повседневные одеяния римлян

К будничным относились следующие виды одежды: сагум, пенула, камиса, лацерна, палла и многие другие. Римляне, одежда которых строго делилась на официальную и повседневную, четко классифицировали убранства. Так, будничные наряды представляли собой разомкнутую систему, которая постоянно пополнялась новыми видами.

Женская одежда римлян - шерстяная лацерна, сагум и палла - была разновидностями плаща. Как правило, подобные убранства представляли собой окрашенные куски ткани, которые надевали сверху тоги или туники и придерживали с помощью аграфа на шее.

Одним из самых известных в истории лацерны стал момент, когда Кассий, решив, что он проиграл битву, захотел покончить с жизнью. Он надел этот предмет одежды, после чего отдал приказ убить себя.

Сагум являлся аналогичным кусочком окрашенной ткани. Его единственное отличие от лацерны заключалось в том, что он шился из более толстых и грубых видов ткани.

Сагум был намного короче, чем лацерна, и по своей форме напоминал квадрат. Наибольшую популярность он обрел в среде солдат, которые несли воинскую службу в провинциях на севере Римской империи. Так, известно, что в сагуме с полосатой окраской ходил государственный деятель Цецина. Ну а если рассматривать плащ как вид одежды римлян, то его можно было увидеть на пятикратном консуле Рима Клавдии Марцелле, на Тертуллиане и на многих других деятелях политики, искусства и культуры.

Плащ в Древнем Риме

Это наряд, который очень любили многие римляне. Одежда подобного типа играла роль драпировки. Стоит сказать, что этот вид убранства был общим для всех народов Средиземноморья. Другие типы римской одежды (к примеру, рубаха и пенула) являются вариациями кроеных и сшитых материалов, а кройка и шитье - чуждые римскому народу занятия, поэтому они по своему происхождению точно не римские.

Обувь

Обувь в Римской империи получила широкое распространение, так как государство ввело специальный закон, по которому носить ее стало обязанностью всех граждан. Наиболее дорогие изделия предназначались для консулов, сенаторов и воинов. Самым популярным считались сандалии, так как их могли носить представители всех слоев населения. Кроме того, свободным гражданам разрешалось надевать сапоги-кальцеи с высоким подъемом.

Представители аристократии носили подобные сапоги с украшениями в виде серебряных пряжек и черных кожаных ремешков. Простые римские жители надевали такую же обувь, но только без украшений. От всех кальцей, безусловно, отличались императорские: они имели ярко-пурпурный цвет. Из-за этого в Риме появилась поговорка «Надеть башмаки пурпурного цвета», что означало занять государственный трон.

Солдатам и путешественником предлагалось носить калиги - высокие ботинки из грубых видов кожи. Они отличались тем, что имели открытые пальцы и массивную подошву, подбитую гвоздями.

Крестьянской обувью считались курбатины, которые делались из куска грубой кожи и скреплялись ремешками.

Головные уборы и прически

Римляне позаимствовали некоторые виды головных уборов у греков. Как правило, изготавливались шляпы и шапочки из фетровой ткани, коровьей кожи и соломы. Нередки были случаи, когда в качестве головного убора женщины использовали часть полы, которую накидывали на голову. Мужчины часто использовали край тоги в этих целях.

До I века до н.э. у мужчин считалось почетным иметь длинную бороду и волосы, однако позднее, с наступлением новой эры, модными стали короткие стрижки и гладко выбритые лица.

Прически женщин Древнего Рима, как и у современных представительниц прекрасного пола, отличались разнообразием видов. Одни дамы завивали свои волосы в локоны, другие же заплетали длинные косы или спускали шевелюру на шею, поднимали на макушку, оборачивали косы вокруг головы и т.д. Кроме того, многочисленные виды причесок очень часто дополнялись модными аксессуарами наподобие кокошников, а также шпильками, венками или диадемами.

Аксессуары у жителей Рима

Период становления и ознаменовался бурным экономическим развитием и общественным подъемом. Люди начали жить в достатке, поэтому возникла необходимость дополнять какими-либо оригинальными украшениями. Так, на мужчинах можно было увидеть большие перстни, медальоны и пряжки. Женщины часто надевали на платья броши из драгоценных камней и ценных пород дерева, а на пальцы надевали много колец.

Уход за телом

Во всем мире известно, что главными любителями гигиены в период античности были римляне. Одежда их стиралась в акведуках. Многие жители города имели доступ к различным косметическим средствам, среди которых - вещества для окраски волос, ароматические масла, искусственные зубы, накладные брови, краска для тела и многое другое. Очень популярно было использовать рабов-косметологов, которых называли косметами и тонсоросами.

Холодно, например, во время новогодних каникул, — очень приятное занятие. А что насчёт Европы? Да, температура воздуха и воды там далека от показателей летних месяцев, но зато зима даёт туристам другие преимущества. Чем встретит путешественника в январе итальянская столица?

Минусовых температур и снега здесь почти никогда не бывает, римский январь — это дождливая погода с температурой около 10 градусов тепла. Здесь не то чтобы очень холодно, но бывает сыро и зябко. Именно к таким условиям и нужно подготовиться , чтобы отдых не был омрачён неприятными сюрпризами погоды, а туроператор не получил сердитых отзывов от туристов.

Что взять с собой

Желательно запастись тёплой демисезонной одеждой , рассчитанной на несколько слоёв, чтобы легко подстраиваться под капризы погоды. Например, могут пригодиться:

  • лёгкая куртка или плащ — на случай тёплой погоды с вероятностью дождя;
  • парочка свитеров и шарфов — чтобы защититься от ветра;
  • джинсы и кроссовки — для пеших прогулок;
  • не слишком лёгкое платье и закрытые туфли — для романтического ужина в ресторане;
  • просторная сумка — для покупок.

И при этом надо не забыть оставить в чемодане место для сувениров. Не стоит ожидать, что дожди будут идти с утра до ночи каждый день — ясные дни в это время здесь тоже не редкость. Но дождевик много места в сумке не займёт, зато в случае дождя будет просто незаменим! Причём он предпочтительнее зонта, так как руки остаются свободными для того, чтобы фотографировать достопримечательности, ведь всем известно, что одних только восторженных отзывов будет недостаточно: не показать друзьям и знакомым фото — всё равно что и не побывать нигде. Так что фотоаппарат тоже обязателен .

В чём поехать

Чтобы не везти с собой лишний багаж, можно заранее одеться по погоде, которая ожидает туристов в . Ведь в аэропорт и обратно мы, как правило, едем в автомобиле — на такси или на своей машине, поэтому пребывание на зимнем воздухе минимальное, а в аэропорту тепло.

Рациональнее всего будет одеться в дорогу по принципу матрёшки, то есть максимально утеплиться под верхней одеждой в несколько слоёв, которые в Риме можно будет комбинировать по погоде. Вполне уместна будет осенняя верхняя одежда, достаточно тёплая, но не для морозов. То же самое касается и обуви. В Риме придётся много ходить пешком, поэтому обувь должна быть максимально удобной и проверенной. Никаких новеньких сапожек на высоком каблуке: красоту их, возможно, кто-то и оценит, но своей владелице они могут испортить всю поездку!

Итак, экипировка в порядке, куда же теперь отправиться в Риме в первую очередь?

Достопримечательности

Январь нельзя назвать безлюдным месяцем в Риме, сезон здесь длится круглый год. Но всё же в это время здесь народу чуть поменьше, да и жары изнуряющей нет — самое время для прогулок. Этот город часто называют музеем под открытым небом, ведь он сам по себе — чуть ли не ископаемая древность, просуществовавшая на свете более двух с половиной тысяч лет. Впрочем, есть у Рима несколько «визитных карточек» — мест, пренебречь которыми просто немыслимо.

Список исторических мест Рима бесконечен, поэтому не нужно пытаться осмотреть их все за одну поездку — это невозможно. Лучше выбрать несколько наиболее приглянувшихся мест и прогуляться по ним не спеша. Маршрут посещения достопримечательностей, смотровых площадок и музеев стоит спланировать заранее, так как многие из них бывают закрыты по определённым числам месяца или дням недели. При этом нужно учитывать местоположение отеля, наличие поблизости от мест посещения кафе и ресторанов, где можно будет перекусить и отдохнуть, также полезно иметь запасной вариант на случай плохой погоды.

Зимние распродажи

Будем честны: Колизей бесподобен, но римские магазины модной одежды в это время безумно популярны, хоть и далеки от древности. В первых числах января в стартуют знаменитые зимние распродажи, своеобразный сезон охоты на дешёвые брендовые вещи, причём охотятся за ними не только приезжие, но и сами итальянцы. Непременно стоит этим воспользоваться , выделив на шопинг хотя бы два-три дня: это отличный способ заполнить в чемоданах предусмотрительно оставленное свободное место. Правда, по отзывам туристов, с размерами больше 50-го здесь напряжёнка, но кто ищет — тот найдёт.

Кстати, многие опытные туристы вообще почти не привозят с собой одежды, а закупаются ею уже на месте — это отличный вариант, который стоит обдумать и новичкам. Те же сапожки на высоком каблуке здесь будут качественнее и дешевле, чем в России, поэтому стоит отложить подобные покупки до поездки в Рим. Хотя модной столицей Италии считается , в Риме можно отовариться не хуже.









Мы были года три назад пять дней — со 2 по 7 января. Было ощущение, что дождь вообще не прекращался, ну, может, день-два было относительно сухо. Народу везде очень много было, и не скажешь, что не сезон.

Спасибо за статью! Я вот в сомнениях — можно ли надеяться на римские магазины, найдётся ли там всё, что мне нужно? Как раз собираюсь в Рим зимой, воспользуюсь советом!

@АнаитБелова

Кто-то, может, за шмотками в Рим едет, а я считаю, что всё время нужно потратить на осмотр древних храмов и строений. Люди, вы же в культурную столицу едете, а не на базар! Где вы потом Колизей найдёте? А одежда — это просто тряпки, этого везде навалом.

Встречают по одежке, или как одеваются итальянцы May 21st, 2014

Style is a way of saying who you are without having to speak

Я не знаю, сколько мальчиков меня читают, точно знаю, что где-то трое:) Но это не важно, потому что то, как выглядит мужчина, это забота женщины. Если мы недовольны внешним видом нашего мужа или постоянного партнера, это наш, женщин, недочет, наша проблема.

Допустим, вы не знаете, с чего начать. Начните с образа итальянского мужчины, думаю, что не нужно объяснять, почему. Очевидно, что итальянцы самые элегантные в мире.

Начнем разбор, правда, с не самых элегантных элементов, но не менее важных.

Нижнее белье:

Под рубашку итальянец может носить, в частности, в холодное время года, майку белого, серого или даже черного цвета. Она должна быть с рукавом, не растянутая «алкоголичка». Майка-безрукавка возможна либо в спортзале, либо в рекламе Дольче и Габбаны на загорелом мускулистом теле на моторной лодке:)

Трусы - боксеры или брифы синего, серого или черного цвета, не будем тут долго размусоливать:)

Носки - только высокие, до колена, никак нельзя «светить» волосатой ногой и коротким носком под брючиной. Это представляется таким логичным и понятным, но почему-то длина итальянских мужских носков часто вызывает смех у некоторых туристов. Совсем короткий носок (типа fantasmino) надевается только в кроссовки. Сейчас модно носить туфли на босую ногу, необязательно мокасины, можно и туфли на шнурках.


Одежда:

Рубашки. Самые ходовые цвета - голубой (все оттенки) и белый. Костюм при этом тоже темно- синий, а не черный. Рубашки пестрых расцветок итальянцы не приветствуют, принты в горошек или «в огурцы» выбирают только эпатажные модники. Клетку тоже носит только молодежь и только в правильном сочетании с другими оттенками. Идеальный крой рубашки не предполагает «пузырей» на спине и рукавах.

Мы уже подошли к самому главному в одежде и в итальнском стиле - это посадка и крой непосредственно по размеру, а также палитра цветов. Несмотря на то, что Италия южная страна, тона здесь предпочитают в целом спокойные, а не яркие, за редким исключением красных джинсов на мужчинах.

Итальянский костюм с иголочки это идеально подходящий размер, мешковатость недопустима. Пиджак, скорее, слегка приталенный и короче других, неитальянских, старомодных пиджаков. Классический итальянский крой пиджака предполагает наличие одной центральной шлицы сзади. Лучшими мужскими ателье в Италии считаются традиционные ателье в Неаполе. Состоятельные мужчины шьют почти всю одежду на заказ, чтобы «костюмчик сидел». Заметим, что на итальянских мужчинах одежда сидит очень хорошо и без особых усилий портного, потому что они следят за своим здоровьем и фигурой, следовательно, подтянуты. Они играют в футбол, теннис, активно занимаются бегом и после 40-45 лет.

При этом итальянец, как бы тщательно он ни подбирал образ, всегда выглядит так, будто он быстро надел, что попалось под руку. По-итальянски это называется sprezzatura , тщательно подобранная небрежность. Пиджак не должен стоять «колом», плечи не существуют сами по себе, хотя и очерчены: плечевой шов ровно по плечу. Длина пиджака должна быть такой, чтобы вторая пуговица снизу располагалась над пупком. Во всех других случаях непроизвольно получаем ощущение, что вся одежда oversized. Смотрите, сколько и какие швы по всему пиджаку.

Под пиджак надевается не только рубашка, но и поло, и качественная майка, в зависимости от мероприятия и времени года. Напомним, что современный модный итальянец не носит рубашки с коротким рукавом, даже летом он их просто закатывает до локтя. Надеть рубашку можно не более 2-х раз.

Идеальная посадка, естественно, касается и брюк. Длина варьируется: классика - слегка ниже лодыжки, но в последнее время модно носить чуть укороченные брюки, чтобы демонстрировать яркий, в тон галстуку носок, но и не слишком короткие, а то скажут “gli si è allagata la casa” (у него что, потоп дома?)

Также итальянец, за исключением самых молодых, не носит шорты в большом городе, и уже тем более не появится в них в ресторане. Вы не увидите итальянца и в pinochietto, брюках или джинсах до середины икры.

Галстук - любая расцветка, но важно, если он слишком пестрый, чтобы рубашка была однотонная. Ширина галстука примерна равна ширине лацкана. Нагрудный платок, без которого трудно назвать образ элегантным, не должен сочетаться по расцветке с галстуком.

Снизить тон и официоз можно при помощи комплекта spezzato , когда пиджак и брюки сшиты из разных по цвету и, возможно, фактуре тканей.

На какие элегантные бренды обратить внимание? Большинство, как мы уже сказали, неаполитанские. Все ссылки кликабельны.

Если говорить о цвете, то предпочтение отдается обуви разных оттенков коричневого, хотя бы даже исходя из практической объективной необходимости сочетать ее с бòльшим количеством цветов, нежели черные туфли. Много замшевой обуви, благо климат позволяет.

Нет и никогда не было в Италии остроносых туфлей и рыжеватых туфлей в дырочку, даже летом. Летом предполагается обувь из менее плотного дышащего материала: мокасины, кеды, deck shoes (топ-сайдеры).

Верхняя одежда:
Не много в Италии кожаных курток (разве что у подростков) и плащей. Вместо них популярны тренчи бежевых тонов и укороченные пальто по фигуре, всевозможные шарфы, вы и так это знаете:)


Итальянец не выйдет на улицу в спортивном костюме, тем более не поедет в нем в путешествие (исключение - длинные межконтинентальные перелеты). Сопртивный костюм на улице вы увидите только на подростках из неблагополучных райнов.

Большинство итальянцев, мужчины в возрасте в частности, неплохо разбираются в моде, знают свои оттенки и модели, и сами, без жен, ходят на шоппинг.

www.thethreef.com - топ-блог на сегодняшний день
www.mensreverie.com/
www.mdvstyle.com/
http://noteamargine.gqitalia.it/ блог журнала GQ Italia

Одеваться хорошо, качественно и со вкусом недешево, поэтому, конечно, большая часть итальянской молодежи одевается в демократичных марках, но и там прослеживается вкус, интерес к моде.

Cоловецкий полигон или
первые опыты создания концлагеря...

Годы СССР.

"Создатели соловецкого концентрационного лагеря инуитивно чувствовали, что психологические пытки способны сломить человека, сделав его послушным исполнителем воли палача.

Автор книги "Этика непроизносимого" психиатр Беатрис Патсалидес уверена, что жертва пыток постепенно теряет чувство реальности и утрачивает ощущение между прошлым, настоящим и будущим. Врач Ширли Спитс (кн. "Психология пытки") утверждает, что после применения пыток человек уходит в мир галлюцинаций, палачи кажутся ему некими ирреальными существами - источником боли и унижения. Такие люди всегда подавлены и не способны к активному сопротивлению, даже имея численное превосходство.

Именно такую ирриальную обстановку впервые в истории лагерей начали создавать соловецкие палачи. Позднее ее взяли на вооружение германские фашисты (расстрелы под музыку Шопена, цветочные клумбы Освенцима, "юбилейные" казни и т.д.)." ( Александр Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ". YMCA-PRESS, Paris, 1973.)


Несколько чекистов занимали самые ответственные посты, а все другие посты занимали заключенные-бывшие чекисты. Вооруженная охрана состояла из заключенных-красноармейцев или чекистов (естественно бывших). Заключенные, занимавшие эти посты, стремились сохранить их любой ценой, превращаясь в убийц и садистов. "...эра равенства - и Новые Соловки! Самоохрана заключённых! Самонаблюдение! Самоконтроль! Ротные, взводные, отделённые - все из своей среды."


Соловецкий опыт указал на безотказное средство разрушения личности заключенных, создания среды недоверия и страха. Весь лагерь должен быть "...прослоён стукачами Информационно-Следственной Части! Это была первая и грозная сила в лагере... У Информационно-Следственной Части - Секирка, карцеры, доносы, личные дела заключённых, от них зависели и досрочные освобождения и расстрелы, у них - цензура писем и посылок." (А.И.Солженицын)

. Донос как "неопровержимое доказательство". Слежка и стукачи в Соловках.


"Но, кажется, первые годы Соловков и рабочий гон и заданье надрывных уроков вспыхивали порывами, в переходящей злости, они еще не стали стискивающей системой , на них еще не оперлась экономика страны, не утвердились пятилетки. Первые годы у СЛОНа, видимо, не было твёрдого внешнего хозяйственного плана, да и не очень учитывалось, как много человеко-дней уходит на работы по самому лагерю. Когда же рабочий гон становится продуманной системой , тогда обливание водой на морозе и выставление на пеньки под комаров оказывается уже избыточным, лишней тратой палаческих сил.

От Кеми на запад по болотам заключённые стали прокладывать грунтовый Кемь-Ухтинский тракт, "считавшийся когда-то почти неосуществимым". Летом тонули, зимой коченели. Этого тракта соловчане боялись панически, и долго рокотала над кремлевским двором угроза: "Что? На Ухту захотел?"

Труднее поверить другому рассказу: что на Кемь-Ухтинском тракте близ местечка Кут в феврале 1929 г. роту заключённых около ста человек ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ НОРМЫ ЗАГНАЛИ НА КОСТЁР - И ОНИ СГОРЕЛИ!

...долгота рабочего дня определялась уроком - кончался день рабочий тогда, когда выполнен урок, а если не выполнен, то и не было возврата под крышу".


"Подлинные Соловки - на лесоразработках, на дальних промыслах. Но именно о тех дальних глухих местах сейчас труднее всего что-нибудь узнать, потому что именно ТЕ-то люди и не сохранились. Известно, что уже тогда: осенью не давали просушиваться; зимой по глубоким снегам не одевали, не обували; по несколько сот человек посылали в никак не подготовленные необитаемые места.

Рассказывают, что в декабре 1928 на Красной Горке (Карелия) заключённых в наказание (невыполнен урок) оставили ночевать в лесу - и 150 человек замёрзло насмерть. Это - обычный соловецкий приём, тут не усумнишься."

"На командировке "Красная горка", в Соловках, был начальник по фамилии Финкельштейн. Однажды он поставил на ночь на лед Белого моря при 30 градусах мороза 34 человека заключенных за невыполнение непосильного "урока" по лесозаготовкам. Всем 34 человекам пришлось ампутировать отмороженные ноги. Большинство из них погибло в лазарете. Через несколько месяцев мне пришлось участвовать в медицинской комиссии, свидетельствовавшей этого чекиста. Он оказался тяжелым психоневротиком-истериком." (Профессор И.С. Большевизм в свете психопатологии. )


"Потому с такой лёгкостью вдруг могли сменить осмысленные хозяйственные работы на наказания: переливать воду из проруби в прорубь, перетаскивать брёвна с одного места на другое и назад. В этом была жестокость, да, но и патриархальность."


"На Соловки поехала комиссия, уже не Сольца, а следственно-карательная. Она разобралась и поняла (с помощью местной ИСЧ), что все жестокости соловецкого режима - от белогвардейцев (АдмЧасть), и вообще аристократов, и отчасти от студентов (ну, тех самых, которые еще с прошлого века поджигали Санкт-Петербург ). Тут еще неудавшийся вздорный побег сошедшего с ума Кожевникова (быв. министра Дальне-Восточной Республики) с Шепчинским и Дегтяревым-ковбоем - побег раздули в большой фантастический заговор белогвардейцев, будто бы собиравшихся захватить пароход и уплыть, - и стали хватать, и хотя никто в том заговоре не признался, но дело обрастало арестами.

Всего задались цифрою "300". Набрали её. И в ночь на 15 октября 1929 года, всех разогнав и заперев по помещениям, Святые ворота, обычно запертые, открыли для краткости пути на кладбище. Водили партиями всю ночь. (И каждую партию сопровождала отчаянным воем где-то привязанная собака Блек, подозревая, что именно в этой ведут её хозяина Багратуни. По вою собаки в ротах считали партии, выстрелы за сильным ветром были слышны хуже. Этот вой так подействовал на палачей, что на следующий день был застрелен и Блек и все собаки за Блека.)

Расстреливали те три морфиниста-хлыща, начальник Охраны Дегтярев и... начальник Культурно-Воспитательной Части Успенский... Стреляли они пьяные, неточно - и утром большая присыпанная яма еще шевелилась. Весь октябрь и еще ноябрь привозили на расстрел дополнительные партии с материка. (Всё это кладбище некоторое время спустя было сравнено заключёнными под музыку оркестра.)

Опыт "хозяйственного использования"
убитых: второй после Соловков - Освенцим.

"Заключенным, лестью и доносительством снискавшим расположение в себе администрации, иногда выдается из "особых запасов" куртки арестантского покроя; остальная же масса заключенных считает счастьем, если ей выдадут обувь и шинели — на работу (после работы вещи сдаются обратно в "вещевой склад, то есть люди в нерабочее время должны ходить голыми). Немного щедрее выдаются вещи, платье, и белье, снятое с.... расстрелянных. Такое обмундирование в довольно большом количестве привозилось в Соловки раньше из Архангельска, а теперь из Москвы; обычно оно сильно ношено и залито кровью, так как все лучшее чекисты снимают с тела своей жертвы сейчас же после расстрела, а худшее и запачканное кровью ГПУ посылает в концентрационные лагеря. Но даже обмундирование со следами крови получить очень трудно, ибо спрос на него постепенно растет — с увеличением числа заключенных (их теперь в Соловках свыше 7 тысяч) и с изнашиванием их одежды и обуви в лагере все больше и больше раздетых и босых людей. "

Опыт Соловков - "рациональное использование" материальных ценностей, был успешно повторен эсэсовцами в концлагере Освенцим через 20 лет. Его авторы, а точнее сказать "плагиаторы", повешены по решению международного требунала в Нюрнберге как военные преступники. Соловецкие "первопроходцы" похоронены на Красной площади в Москве в мавзолее или у Кремлевской стены . (А.Клингер. Соловецкая каторга. Записки бежавшего. Кн. "Архив русских революций". Изд-во Г.В.Гессена. XIX. Берлин. 1928. )

Показательные расстрелы

"Людей расстреливали днем. Что ж, нельзя было ночью, тихо? А зачем же тихо? - тогда и пуля пропадает зря. В дневной густоте пуля имеет воспитательное значение. Она сражает как бы десяток за раз.

Расстреливали и иначе - прямо на Онуфриевском кладбище, за женбараком (бывшим странноприимным домом для богомолок) - и та дорога мимо женбарака так и называлась расстрельной . Можно было видеть, как зимою по снегу там ведут человека босиком в одном белье (это не для пытки! это чтоб не пропала обувь и обмундирование!) с руками, связанными проволокою за спиной - а осужденный гордо, прямо держится и одними губами, без помощи рук, курит последнюю в жизни папиросу."


Гора Секирная -
первый пыточный полигон России

А от других соловчан он узнаёт и пострашней, чем видят его глаза. Произносят ему гибельное слово - Секирка. Это значит - Секирная гора. В двухэтажном соборе там устроены карцеры. Содержат в карцере так: от стены до стены укреплены жерди толщиною в руку и велят наказанным арестантам весь день на этих жердях сидеть. (На ночь ложатся на полу, но друг на друга, переполнение). Высота жерди такова, что ногами до земли не достаёшь. Не так легко сохранить равновесие, весь день только и силится арестант - как бы удержаться. Если же свалится - надзиратели подскакивают и бьют его. Либо: выводят наружу к лестнице в 365 крутых ступеней (от собора к озеру, монахи соорудили); привязывают человека по длине его к балану (бревну) для тяжести - и вдольно сталкивают (ни единой площадки, и ступеньки настолько круты, что бревно с человеком на них не задерживается).

Ну, да за жёрдочками не на Секирку ходить, они есть и в кремлёвском, всегда переполненном, карцере. А то ставят на ребристый валун, на котором тоже не устоишь. А летом - "на пеньки", это значит - голого под комаров. Но тогда за наказанным надо следить; а если голого да к дереву привязывают - то комары справятся сами. Еще - целые роты в снег кладут за провинность. Еще - в приозёрную топь загоняют человека по горло и держат так. И вот еще способ: запрягают лошадь в пустые оглобли, к оглоблям привязывают ноги виновного, на лошадь садится охранник и гонит её по лесной вырубке, пока стоны и крики сзади кончатся.


Отказ в медецинском обслуживании

В Соловецких концлагерях отсутствовала надлежащая медицинская помощь. "...конвойный чекист заставил больного профессора Минута со всем своим скарбом идти пешком 12 километров. Пройдя 10 километров, он скончался. Когда я, взволнованный, пошел доложить об этом начальнику Санитарного отдела, я застал в его кабинете и начальника ИСО.

Выслушав мой рапорт, оба начальника заржали таким жутким смехом, что у меня замерло сердце... "Туда ему и дорога! - сказал наконец доктор Яхонтов, - Поручите доктору Иванову сделать вскрытие, а протокол вскрытия представить мне в секретном порядке!".

Доктор В.И.Яхонтов, бывший заключенный (за аборт, окончившийся смертью), после отбытия срока остался вольнонаемным. Он представлял собою хронического алкоголика с глубокой психической деградацией." (Профессор И.С. Большевизм в свете психопатологии. Журнал "Возрождение". №9. Париж. 1949. Цит. по публ. Бориса Камова. Ж. "Шпион", 1993. Вып.1. Москва, 1993. С.81-89 )

Ежедневная практика соловецких чекистов -
внесудебные расправы над узниками.

В материалах архивных дел сохранились документы, зафиксировавшие уже в период "хрущевской оттепели" механизм репрессивных акций, применявшихся против "соловчан". Вот выдержка из постановления Президиума Архангельского областного суда от 12 октября 1961 года, пересмотревшего дело по обвинени5ю уроженца Сумщины Василия Волгая: "Надо полагать, что в 1937 г. уголовное дело в отношении Волгая не возбуждалось, расследование не проводилось, а он осужден был лишь по представленной начальником Соловецкой тюрьмы справке, как и в отношении других заключенных, отбывавших наказание в Соловецкой тюрьме, без наличия доказательств совершения преступления". Всех узников СТОНа, казненных по решениям несудебных органов, со временем реабилитировали — кого раньше, кого позже. (Сергей Шевченко. СТОН с украинским акцентом. Газета "Киевский телеграф" №8. Киев. 2003 )

Коммунисты Соловков подают пример

"Описания пыток ВЧК прочитайте в "Красном терроре в России". Чем хуже, чем в гестапо? А Соловки, где людей, привязав к бревнам, скатывали по огромным ступеням древней лестницы, и их расплющивало заживо? Или их привязывали за ноги, и лошадь волочила несчастных по вырубке с острыми пнями... От человека оставались кровавые лохмотья. У гитлеровцев нет оснований задирать нос с их Освенцимом и Бухенвальдом..." ( Валерия Новодворская. Бери с коммунистов пример. Комок, Красноярск, N21, 29.03.1996 )


СЛОН - школа для китайских коммунистов

"Но еще более фантастическое дело встретили мы в 1974 году во Владимирской тюрьме. Привезли к нам самого настоящего китайца, по имени Ма Хун. Запуганный, всех боится, по-русски почти не говорит, но паренек шустрый, запасливый. В незнакомой стране, на новом месте, в тюрьме, а уже успел как-то в первый же день лишнюю матрасовку спереть. Так и заявился к нам с двумя матрасовками. Пообвык он у нас немного, пооттаял. Спрашивают его ребята:
— Ну как, Ма Хун, нравится тебе здесь?
— Каласо, — говорит, — оченно каласо.
— Да что же хорошего? Здесь тюрьма, голод.
— Какой голод? - удивился Ма Хун и показывает пальцем на мух, летающих по камере. Дескать, был бы настоящий голод — этой дичи давно бы уже не водилось. Ребят аж в дрожь бросило — что же они, бедные, там у себя в Китае голодом называют?

Со временем рассказал Ма Хун про китайский голод, когда всю листву с деревьев съели, всю траву. Хоть сто километров иди - жука навозного не встретишь.

Настоящее имя его было не Ма Хун, а Юй Шилин. Родился он в 1941 году в провинции Ань-Хуй, в семье чиновника. А через несколько лет, при наступлении коммунистической армии, отец бежал на Тайвань. Семья осталась без средств, более того — постоянно преследовалась за свое непролетарское происхождение. Чем больше он рассказывал про Китай, тем больше вспоминали мы 20-30-е годы, так называемый "сталинизм" . Только, пожалуй, покруче было в Китае. Еще больше жестокости, цинизма, лицемерия. Не нужно было там Соловков - неугодных просто убивали. Например, всех китайских добровольцев, попавших в плен в Корее и возвращенных американцами, истребили поголовно. Да разве только их? И "классово чуждых", и "вредителей", и "оппортунистов". Конечно же, в первую очередь интеллигенцию. Остальных загнали в госхозы и коммуны — перевоспитываться трудом." (Буковский Владимир. И возвращается ветер... Нью-Йорк: "Хроника", 1978. - 384 с. )

Материалы этой страницы - цитаты и выдержки из работы

Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Цитаты и выдержки из произведений других авторов отмечены специально.