Борисоглебский авиационный институт. Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.П.Чкалова: от триумфа до штопора (специальный репортаж журналистов "ВО")

родился ок

Правил страной в течение 47 лет. На протяжении всего этого срока боролся за независимость Молдавского княжества, для чего проводил политику укрепления центральной власти, подавлял боярскую оппозицию. Успешно противостоял более сильным соперникам - Османской империи, Польше , Венгрии . Благодаря талантам Стефана Великого как полководца, дипломата и политика, Молдавское княжество смогло не только сохранять независимость, но и стало значительной политической силой в Восточной Европе.

Вступление на трон

Пётр III Арон , дядя Стефана Великого, убил своего родного брата, дабы захватить трон. Пётр Арон, как и ряд его предшественников, показал себя пассивным правителем, мало заботившимся о родном княжестве, экономическом развитии, укреплении обороноспособности. Даже относительно небольшая дань Турции оказалась для Молдовы тяжёлым бременем, а самоуправство бояр не позволяло Молдове нормально развиваться.

В 1457 году Стефан вошёл в Молдову во главе шеститысячного войска. Главные силы этого войска предоставил господарь Валахии Влад Цепеш. Войско Петра Арона было разгромлено сначала в битве у Должешть 12 апреля, а через два дня в битве у Орбик (возле Нямц). Сам Пётр Арон сбежал в Польшу . Таким образом, Стефан, которого, согласно летописям, приветствовало Собрание Страны Молдавской и благословил митрополит Феоктист, вступил на престол.

Укрепление страны

Вступив на престол, новый господарь занялся укреплением страны. Он предложил боярам, покинувшим страну, вернуться, обещав возвратить утраченную землю и привилегии. Он совершил несколько военных походов в Польшу. Грозя занять спорные территории, он вынудил Польшу заключить мирный договор. Стефан продолжил выплачивать дань туркам, занявшись внутренними проблемами княжества.

Затем он ограничил влияние бояр и стал выкупать у них земли. С теми из них, кто проявлял недовольство, он поступал сурово. Так, известен случай, когда были казнены 40 бояр (20 «великих» и 20 «малых»). Крестьяне получили статус «вольных», что повлияло на усиление армии, так как крепостные не имели право служить в армии. Армия при Стефане была значительно улучшена и преобразована. Господарь и тут ограничил власть бояр, сделав так, что костяк армии подчинялся непосредственно ему. Были созданы артиллерийские части из иностранных наёмников. Было построено множество новых крепостей и укреплены уже существовавшие.

Письменные источники свидетельствуют о развитии земледелия, животноводства, виноградарства и пчеловодства. В господарских грамотах и торговых привилегиях часто упоминаются продукты рыболовства. Увеличение объёма земледельческой продукции требовало создания условий для реализации излишек. В городах Молдавского княжества были организованы торги, привлекавшие иностранных купцов. Были возрождены великие торговые пути, что привело к экономическому подъёму и расцвету городов. Развивалась транзитная торговля, приносившая выгоду стране посредством взимания таможенных сборов и платы за проезд по некоторым дорогам. Во времена Стефана развивались и ремёсла. Были распространены добыча и обработка металла, оружейное дело, гончарство, ткачество и др. Господарские грамоты свидетельствуют о добыче в стране различных руд. Большинство соляных копей находилось в предгорных зонах по течениям рек Молдова, Бистрица, по верхнему течению Прута.

Стефан Великий проводил жёсткую финансовую политику. Он выпустил две серии монет: гроши (грошь) и полугроши (жумэтате де грошь), которые чеканились на монетном дворе в Сучаве в 1457-1476 и 1480-1504 гг. из серебра высокой пробы.

Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков им. В.П.Чкалова – гордость советских ВВС.
Училище ведет свою легендарную с 1922 года, когда начальником ГУ Красного Воздушного флота был издан приказ о создании в провинциальном городке Борисоглебске Воронежской области школы для подготовки летчиков. Это учебное заведение стало именоваться 2-й высшей школой КВФ. Первым руководителем Борисоглебской ВШЛ КВФ был назначен В.М.Ремезюк, который незадолго до этого возглавлял авиацию Крыма, а затем командовал отрядом самолетов «Илья Муромец».

В 1923 году приказом руководителей КВФ началось интенсивное формирование летной школы для подготовки специалистов, способных управлять имеющимися в наличии на тот момент воздушными судами.

Первые курсанты школы были размещены в кавалерийских казармах, оставшихся с дореволюционных времен, а самолеты находились в непосредственной близости от кавалерийских манежей. Условия проживания были по-настоящему спартанские: курсанты размещались прямо на полу казарм, в которых отсутствовали нормальные спальные места. Расстелив охапки соломы и накрываясь шинелями, летчики делили казарменные площади с красноармейцами 19-й стрелковой милицейской дивизии.

Первые полеты состоялись в апреле 1923 года, а уже в октябре того же года первая группа курсантов праздновала успешное окончание 2-й ВШЛ.

Многие выпускники первых лет существования Борисоглебской авиашколы впоследствии стали видными военачальниками, были удостоены высоких государственных наград. Среди них выпускник Сергей Кондратьевич Горюнов, который в 1945 году получил звание Героя Советского Союза и был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая звезда». В 1924 году Борисоглебскую ВШЛ окончил Андрей Борисович Юмашев, который в 1937 году получил звание Героя Советского Союза и орден Ленина за беспримерный перелет на АНТ-25 из СССР в США через Северный полюс. Самолет Андрея Юмашева находился в воздухе 82 часа 17 минут, что стало новым мировым рекордом авиаперелетов.

С пиететом можно рассказывать буквально о каждом выпускнике первых лет существования 2-й ВШЛ, ведь здесь, что ни имя, то настоящая легенда советской авиации, достойная отдельной статьи. Летчики, окончившие Борисоглебскую авиашколу, участвовали в операциях в разных частях света: небо Испании, воздушные бои во время Великой Отечественной, покорение Севера, многочасовые беспосадочные перелеты, Азия, Африка, Южная Америка.

Одним из выдающихся выпускников 2-й ВШЛ КВФ стал Валерий Павлович Чкалов, имя которого приказом наркома обороны Ворошилова было присвоено школе в 1938 году после трагической гибели знаменитого советского летчика.

В 1969 году учебное заведение в Борисоглебске получает новое название, которое принесло ему не меньше славы, чем название 2-й ВШЛ. С тех пор и до начала 90-х учебное заведение именовалось Борисоглебским высшим военным училищем летчиков имени В.П.Чкалова. За очередной этап своей работы училище выпустило новых покорителей небес, среди которых были, в том числе, и выдающиеся летчики-космонавты, ковавшие славу для ВВС, космонавтики и всей страны. Одним из таких выдающихся выпускников БВВАУЛ является летчик-космонавт Олег Новицкий, который 25 октября 2012 года в составе экипажа корабля Союз-ТМА-05М прибыл на борт Международной космической станции.

Представленная история является далеко не полной, но даже эти несколько строк позволяют сделать вывод о том, насколько важным было в течение многих десятилетий Борисоглебское лётное для обороноспособности страны и для формирования престижа самой профессии летчика. Тысяч мальчишек, которые с придыханием произносили имена великих Чкалова, Каманина, Коккинаки, Крюкова, Юмашева сами старались войти в славную плеяду борисоглебских курсантов. Кому-то это с успехом удалось, к кому-то фортуна была менее благосклонной.

Но пришли «лихие» девяностые, и на месте легендарного БВВАУЛ сначала оказался филиал Воронежского военного инженерного авиационного института, а потом и вовсе непонятное заведение, которое имело весьма сомнительный статус в плане подготовки специалистов военных профессий, да и кого здесь готовили - тоже большой вопрос. То, что собиралось буквально по крупицам целыми десятилетиями, превратилось в жалкое зрелище буквально за несколько лет. Училище, выпускниками которого были десятки Героев Советского Союза вдруг стало не нужно никому, ведь в начале 90-х нам объявили, что у страны теперь нет врагов, а потому и летчики ей оказались не нужны.

Сегодня Борисоглебское училище носит длинное название: «Учебный авиационный центр подготовки летного состава фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации им. В.П. Чкалова». Казалось бы, возрождение славного училища понемногу начинается, но глядя на то, сколько еще предстоит сделать, становится понятно, что если рукава не закатать уже сейчас, то уникальное учебное заведение России с 90-летней историей может окончательно превратиться в символ безалаберного отношения к людям, которые призваны стоять на защите интересов страны и ее граждан.

Журналисты издания «Военное обозрение» решили посетить Борисоглебский учебный авиационный центр и своими глазами увидеть состояние легендарного БВВАУЛ сегодня. И увидели, надо признать, без прикрас.

Подходим к главному КПП. Внешне всё выглядит впечатляюще: шлагбаум, антитеррористические заслоны, останавливающие знаки, требование пропуска, которого, надо признать, не оказалось...

Решили, что попасть на территорию не получится, но... Знающие люди подсказали, что если хотим попасть за забор, то вовсе не обязательно иметь пропуск. Для этого имеется альтернативное "КПП", через которое может проходить любой. Такие слова первоначально вызвали удивление, но потом мы поняли, что люди говорят правду. "На заднем дворе" обнаружили узкий коридор, через который вела хорошо протоптанная тропа. Впоследствии узнали, что и сами военнослужащие используют это "КПП" гораздо чаще, чем основные контрольно-пропускные пункты - мороки меньше, и многим ближе...

Открылась картина футбольного поля, изрядно поросшего травой, через которое шли "лисьи" тропы по направлению к двум четырехэтажным зданиям. В этих зданиях некогда вели свой быт сотни борисоглебских курсантов.

Пошли по одной из троп, чтобы поближе рассмотреть, что же казармы представляют собой сегодня. Ожидали увидеть, что в рамках модернизационных мероприятий проводится восстановление казарменных помещений, но, оказалось, что до полноценного восстановления, к сожалению, пока далеко. Лишь несколько кондиционеров и пластиковых окон подтвердили, что здесь иногда бывают люди.

Решили прогуляться по территории в надежде побеседовать с курсантами о том, как проходит обучение в УАЦ, но на территории в несколько десятков квадратных километров не обнаружили ни единого человека в погонах. Лишь однажды на огромной аллее Героев были встречены несколько лиц женского пола, которые, видимо, так же как и мы, попали на территорию через альтернативный "КПП" и спешили в расположенный на территории бывшего БВВАУЛ чудом уцелевший окружной военный госпиталь.

Радовала чистота на аллее Героев, где красовались портреты выдающихся выпускников. По всей вероятности, военнослужащие всеми силами пытаются поддерживать относительный порядок на территории Учебного центра. Однако впечатление о чистоте и ухоженности явно смазалось картиной учебного городка и памятника славным подвигам выпускников училища, которые (городок и памятник) почти полностью взяла в свои-владения матушка-природа. Частый кустарник, прелая листва и следы рук вандалов производил удручающее впечатление.

Если портрету Валерия Чкалова еще повезло, так как он находится в 100 м от главного КПП, то вот многие другие не пощадили охотники за цветными металлами. Сами портреты для вандалов никакого интереса явно не представляют, а вот металлическая обивка панелей, на которых портреты Героев размещались в свое время, - одна из целей посещений училища теми, кому наплевать как на память героев, так и на само училище.

Даже не поленились срезать лопасти винта, стоящего возле памятника воинам, сложившим свои головы во время Великой Отечественной войны. Саму основу, по всей видимости, отвинтить от постамента не смогли.

Да и спортивно-тренировочную площадку охотники за цветметом и даровыми строй-материалами не обошли своим назойливым вниманием.

Пустота на аллеях легендарного училища была пугающей. Складывалось впечатление, что ни госпиталь, ни другие объекты на территории Учебного центра абсолютно не защищены, а внешняя строгость только внешней и остается. Мешки с песком на входе и отверстие для ведения боя, честно говоря, плохо стыкуются с внутренней пустотой Учебного центра и наличие альтернативного входа.

В связи с этим хотелось бы выразить надежду на то, что журналистский репортаж станет поводом для усиления безопасности на территории училища, ведь здесь, как уже было сказано, размещается и военный госпиталь, нуждающийся в серьезной охране.

Не менее противоречивое впечатление произвели два вида учебного центра: вид с фасада и вид с обратной стороны главного здания.

Впечатляющий вид фасада с бюстом В.П.Чкалова на площадке перед Учебным центром:

То же здание на заднем плане фотографии (за зданием, некогда служившем зданием столовой). Как видно, ремонт состоялся только с внешней стороны главного учебного корпуса.

Другое здание на территории Учебного центра, к этапу восстановления которого пока не подошли совсем.

По-хорошему были обрадованы, когда увидели буквально сияющее здание Дома офицеров, но потом оказалось, к офицерам оно имеет весьма отдаленное отношение. Теперь здесь располагается кафе-шашлычная и организация под названием "Централизованная клубная система". Объявление на входе приглашало всех желающих на ярмарку меховых изделий. И здесь офицеров лишили своего дома...

Репортаж на самих журналистов произвел достаточно тягостное впечатление. Гуляя по аллеям учебного заведения, в котором учились Чкалов и Залетин, Каманин и Гусев, Герасимов и Прохоров в душу закрадывалась тоска по тем временам, когда училищный плац буквально гудел пчелиным роем от сотен курсантов, которые в парадных мундирах готовились к получению дипломов, когда в учебных аудиториях боевые генералы рассказывали будущим лейтенантам о том, как важно знание тонкостей ведения воздушного боя, когда бдительный патруль не позволял праздно шататься по территории военного вуза страны.

Откровенно хочется надеяться, что этот тягостный период в истории летного училища Борисоглебска понемногу сам будет отходить в прошлое. Ведь не может же быть так, чтобы на легендарной высшей летной школе страны, подарившей стране целую плеяду великих людей, кто-то поставил жирный крест.

При подготовке исторической части материала использована информация с сайта:
http://www.bvvaul.ru/

Борисоглебская учебная авиационная база Военного учебного научного центра Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС) «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» - учебный авиационный центр подготовки лётного состава Военно-воздушных сил Российской Федерации , расположенный в Борисоглебске .

Борисоглебская учебная авиационная база Военного учебного научного центра Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС) «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина»

средняя эмблема ВКC России
Годы существования - н. в.
Страна Российская Федерация .
Подчинение ВУНЦ ВВС «ВВА»
Входит в Вооружённых Сил Российской Федерации
Тип Военное учебное заведение
Включает в себя 209-я учебная авиабаза
Функция подготовка лётчиков
ВКС России
Дислокация Борисоглебск
Знаки отличия

Центр является преемником 2-й военной школы лётчиков Красного Воздушного флота , основанной в городе 1922 году . Одним из первых её выпускников был Валерий Павлович Чкалов . С 1969 года статус училища изменился; оно было переименовано в Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков им. В. П. Чкалова , а с 1990 года - Борисоглебский учебный авиационный центр подготовки лётного состава им. В. П. Чкалова . С 1992 года по 1999 год - филиал .

История

В 1922 году в Борисоглебске была основана 2-я военная школа лётчиков Красного Воздушного флота для подготовки лётчиков-истребителей, лётчиков-разведчиков и лётчиков-бомбардировщиков. Одним из первых её выпускников был Валерий Павлович Чкалов . В 1933 году решением ЦИК СССР училищу было вручено почётное Красное Знамя. С 28 декабря 1938 года стало именоваться училищем им. В. П. Чкалова.

С 2010 года - Учебный авиационный центр подготовки летного состава фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации им. В. П. Чкалова .

С 2012 года - Борисоглебская учебная авиационная база ВУНЦ ВВС «ВВА» .

В настоящее время укомплектовывается учебными самолётами Як-130 .

Командование

Начальники 2-й военной школы летчиков

  • Ремезюк Василий Маркович 1923-1924
  • Мейер Алексей Петрович 1929-1931
  • Харитонов Георгий Иванович 1931-1932
  • Богослов Иван Ефремович 1937-1938
  • Курдубов Фёдор Григорьевич 1942-1946

Начальники Борисоглебского ордена Ленина Краснознамённого военного авиационного училища лётчиков им. В. П. Чкалова

  • Гайдамака Фёдор Кириллович 1950-1951
  • Анохов Павел Иванович 1951-1953
  • Душутин Николай Иванович 1954-1955
  • Курочкин Алексей Иннокентьевич 1955-1960

Начальники Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознаменного училища летчиков им. В. П. Чкалова

  • Никонов Анатолий Николаевич 1969-1975
  • Волков Альберт Дмитриевич 1976-1980
  • Михайлов Владимир Сергеевич 1980-1985
  • Морозов Анатолий Иванович 1986-1990

Начальники Борисоглебского учебного авиационного центра подготовки летного состава (УАЦ ПЛС) им. В. П. Чкалова

  • Шульгин Владимир Михайлович 1990-1996
  • Стыценков Владислав Григорьевич 1996-1997

Начальники Борисоглебского авиационного гарнизона

  • Стрельников Владимир Александрович 1997-2000
  • Кликушин Георгий Петрович 2000 - по настоящее время