Связь человека и природы лирике. Человек и природа в лирике Тютчева. Пейзажная лирика Тютчева. Мир природы и человека в лирике Тютчева – единое целое

Последние изменения: Август 24, 2018

Первые термальные структуры, предназначавшиеся для гигиенических целей, обустраивали вблизи натуральных источников горячей или целебной воды. Во времена Империи, благодаря достигнутым технологиям, римские термы стали неотъемлемой частью каждого города. Бани, построенные императорами, были настолько большими, что были похожими на курортные города. Помимо купальных помещений в структуре этих сооружений находились залы отдыха, библиотеки, спортивные площадки, языческие храмы, комнаты для общения и игры в мяч и даже сады. В данной статье мы хотим рассказать об истории возникновения терм в Риме, почему они были так популярны и где можно сегодня увидеть их руины.

Первые римские термы и их особенности

Несмотря на то, что наиболее монументальные бани были построены римлянами, первые термальные структуры появились в Греции около VI века до нашей эры. Даже латинское название римских бань – «balnea» – произошло от греческого «balanéion», обозначавшее место, предназначавшееся для купаний. Так же как и греки, римляне отводили одно из помещений собственной резиденции для обустройства приватной бани. Однако такую роскошь, естественно, могли позволить себе лишь высшие слои общества.

Первые общественные бани начали появляться в Риме со II века до нашей эры. Их строили богатые представители знатных семей. Плата за посещение первых римских терм была небольшой, а иногда и вовсе отсутствовала. Это позволяло даже самым бедным римлянам получить доступ к баням и производить необходимые гигиенические процедуры, что, естественно, со временем отразилось и на общей картине здоровья населения.
Начиная с I века до нашей эры, термы в Риме представляли собой уже реально сформированный социальный институт. Известный римский государственный деятель Марк Агриппа, которому был доверен контроль над работой общественных купален, в первые годы существования Римской Империи сделал перепись всех существовавших на тот момент термальных структур и обнаружил порядка 170 функционирующих бань. Он же построил в Риме и первые монументальные общественные термы, располагавшиеся на Кампо Марцио, и сделал вход во все купальные заведения совершенно бесплатным.

Термы Агриппы помимо своего санитарного предназначения играли роль и культурного заведения: люди принимали ванны, читали и общались в окружении большого числа произведений искусства. Структура сооружения, реализованная Агриппой, послужила прототипом для строительства других римских терм.

Термы Агриппы. Устройство


Руины Римских Терм, построенных Агриппой. Период средневековья


Руины Терм Агриппы сегодня

Термы Нерона, Тита и Траяна

В 64 году император Нерон возвел на Марсовом Поле грандиозное сооружение, предназначавшееся для купаний, бесед и развлечений. Термальный комплекс имел симметричную планировку и состоял из центрального купального сектора и серии боковых идентичных зданий разного предназначения. Среди наиболее значимых помещений были залы для спортивных упражнений.

Термы Нерона: план ккомплекса и его расположение на карте Древнего Рима (рядом Стадион Домициана — современная площадь Навона)


Термы Нерона располагались в районе между современной Пьяцца Дэлла Ротонда, виа дэль Поццо делле Корнаккье и виа делла Догана Вэккья. Комплекс предположительно имел размеры 120×190 метров. Согласно некоторым сохранившимся документам эти римские термы использовались по своему прямому назначению вплоть до V века включительно.

Фонтан в Риме, сделанный из античной купальной ванны из Терм Нерона


В 80-х годах, во время правления императора Тита, в Риме были воздвигнуты важные архитектурные сооружения, предназначавшиеся для развлечения населения. Рядом с вновь возведенным грандиозным амфитеатром, ставшим главным увеселительным заведением Рима, были построены еще одни термы. Несмотря на то, что на сегодняшний день от комплекса ничего не сохранилось, мы имеем возможность увидеть его на рисунках художников XVI века, дающих прекрасное представление о том, что Термы Тита были построены по подобию тех, что возвел двумя десятилетиями раньше Нерон.

Графическая реконструкция Императорских Терм Тита и их руины периода средневековья


План термальнгого комплекса Тита


Остатки римских терм, построенных Титом в Риме



Траян, как и многие другие правители Рима, желал, чтобы его имя запомнили только с лучшей стороны. Император построил грандиозный термальный комплекс на Оппи́йском холме, где когда-то располагалась монументальная резиденция Нерона, известная как Домус Ауреа. Термы Траяна, архитектором которых был знаменитый Аполлодор Дамасский, в значительной степени превосходили те, что были построены ранее. Кроме этого, структура включала новый архитектурный элемент, который, в последующем стали использовать и в других римских термах. Речь идет о широкой пощади, окружавшей термальный комплекс с трех сторон, которая могла вмещать дополнительные помещения разного предназначения. Сохранившиеся документы античных авторов свидетельствуют не только о грандиозности структуры, но и о богатстве внутреннего убранства терм Траяна. Одной из самых знаменитых скульптур, украшавших помещения комплекса, является «Лаокоонт и его сыновья», обнаруженная в 1506 году и хранящаяся сегодня в Музеях Ватикана.

Модель термального комплекса, построенного Траяном


Термы Траяна относительно Терм Тита


Руины Терм Траяна в период средневековья


Часть сохранившего сооружения рисмских терм Траяна


Термы Каракаллы и термы Диоклетиана – самые грандиозные римские бани

Последнее архитектурное усовершенствование структуры термального комплекса как такового произошло при строительстве Терм Каракаллы, известных также как «Термы Антониниана» (название происходит от полного имени императора – Марк Аврелий Север Антонин Пий Август).


Центральный банный комплекс располагался теперь посередине грандиозного двора-сада, территория которого занимала чуть более 11 гектар. Само же здание, где размещались купальные и другие залы, имело размеры 114 на 220 метров.

В начале IV века в Риме появился еще более грандиозный комплекс, построенный императором Диоклетианом. Новые римские термы расположились между Виминальским и Квиринальским холмами и заняли площадь в 14 гектар.
Первоначальная структура Терм Диоклетиана почти полностью потеряна, однако сохранившиеся внушительные руины, включенные в постройки более позднего периода, все еще являются живым свидетельством достигнутого архитектурного совершенства римлян.

На месте этих римских терм в Эпоху Возрождения по проекту Микеланджело была возведена Церковь Санта Мария дельи Анджели и деи Мартири, посвященная Богородице, Ангелам и Мученикам.

Римские термы сегодня — фото

Купальня Палатинус в Будапеште представляет собой большой развлекательный и оздоровительный комплекс.

Площадь купальни составляет более 75000 кв. метров.

На территории комплекса, кроме бассейнов, расположены площадки для спортивных игр, аквапарк, паровые и финские сауны, оздоровительный зал с лечебными процедурами, пляж, а также кафе и рестораны.

Туристы и жители города приходят отдыхать в купальню всей семьей, так как бассейны в Палатинусе приспособлены для каждого возраста — от детского «лягушатника» до взрослого погружного. Любители понежится на солнышке могут занять многочисленные шезлонги в местах для загорания. Пожалуй, купальня Палатинус не менее популярна, чем знаменитые комплексы Геллерт , Сечени и Лукач .

В 2013 году британская газета «The Guardian» включила пляжи купальни Палатинус в список лучших открытых бассейнов мира.

Здание купальни Палатинус на панораме Google:

История строительства

Купальня Палатинус была первой купальней в Будапеште, где бассейны расположены на открытом воздухе. Она была открыта в 1921 году и имела пляж и три бассейна, один из которых — «Дунай», считался самым большим в Европе. Его площадь была более 5000 кв. метров.

Популярность пляжа была так велика, что в 1937 году было принято решение расширить комплекс. В ходе строительных работ была построена гардеробная и бассейн с волнами.

В 2002 году бассейны купальни Палатинус были реконструированы в соответствии с потребностями разных возрастов, а также оснащены оборудованием для рециркуляции воды. Большой бассейн «Дунай» был разделен на три части.

В 2013 году был отремонтирован термальный бассейн на пляже — его оборудовали новыми большими горками.

С 2015 по 2017 г.г. в купальне Палатинус прошла масштабная реконструкция. В результате, были отремонтированы раздевалки, залы и служебные помещения. Также был создан оздоровительный комплекс с саунами и массажем, построены новые бассейны.

Цены на билеты в купальню Палатинус в 2019 году

  • Входной билет (до 17:00): в будни — 3100 форинтов, в выходные — 3500 форинтов;
  • Входной билет (с 17:00): в будни — 2300 форинтов, в выходные — 3500 форинтов;
  • Дети (3-14 лет), пенсионеры, студенты (весь день): в будни — 2400 форинтов, в выходные — 2600 форинтов;
  • Билет на 3 часа: в будни и в выходные — 2300 форинтов;
  • Семейный билет № 1 (1 взрослый, 2 ребенка): в будни — 5500 форинтов, в выходные — 6100 форинтов;
  • Семейный билет № 2 (2 взрослых, 2 детей): в будни — 8600 форинтов, в выходные — 9600 форинтов.

Дети до 3-х лет — бесплатно. Билеты могут быть оплачены картой Budapest Card.

Обратите внимание, что в кассах купальни принимают только местную валюту. При покупке льготных билетов, необходимо предъявить пенсионное удостоверение, студенческий билет или свидетельство о рождении.

Территория купальни Палатинус на картах Google (панорама):

Бассейны купальни

На территории комплекса Палатинус имеются 13 различных бассейнов. При их посещении обязательно наличие резиновой шапочки.

Крытые бассейны:

  • Термальный: температура воды +36 °C, глубина — 0,9 метра, площадь — 100 кв. метров;
  • Детский: температура воды +32…+34 °C, глубина — 0-0,5 метра, площадь — 60 кв. метров;
  • Погружной с теплой водой: температура воды +42 °C, глубина — 0,88 метра, площадь — 4,05 кв. метров;
  • Погружной с прохладной водой: температура воды +16…+18 °C, глубина — 1,4 метра, площадь — 2,9 кв. метров.

Открытые бассейны:

  • Волновой: температура воды +26…+28 °C, глубина — 0,2-2,8 метра, площадь — 890 кв. метров;
  • Термальный: температура воды +32…+36 °C, глубина — 0,9 метра, площадь — 1510 кв. метров;
  • «Маргарета»: температура воды +30…+32 °C, глубина — 0,9 метра, площадь — 400 кв. метров;
  • Детский I: температура воды +30…+32 °C, глубина — 0,1-0,9 метра, площадь — 248 кв. метров;
  • Детский II: температура воды +30…+32 °C, глубина — 0,1-0,5 метра, площадь — 273 кв. метров;
  • Плавательный: температура воды +22…+24 °C, глубина — 1,7-1,9 метра, площадь — 840 кв. метров;
  • «Waterpark»: температура воды +30…+32 °C, глубина — 0-1,37 метра, площадь — 1823 кв. метров;
  • Развлекательный: температура воды +30 °C, глубина — 0-1,4 метра, площадь — 1758 кв. метров;
  • С горками: температура воды +26…+28 °C, глубина — 1 метр, площадь — 180 кв. метров.

Стоимость услуг в купальне Палатинус в 2019 году

На территории комплекса можно купить одноразовую или тканевую плавательную шапочку, взять напрокат полотенца и купальные костюмы, пользоваться пляжами и лежаками. Также доступен широкий ассортимент массажей и спа-процедур:

  • ароматический массаж (20 минут) — 3100 форинтов;
  • ароматический массаж (45 минут) — 6000 форинтов;
  • термальный массаж (20 минут) — 3600 форинтов;
  • термальный массаж (45 минут) — 7000 форинтов;
  • освежающий массаж головы (20 минут) — 3000 форинтов;
  • освежающий массаж стоп (20 минут) — 3000 форинтов;
  • ароматический массаж VIP (20 минут) — 4200 форинтов;
  • ароматический массаж VIP (45 минут) — 8000 форинтов;
  • термальный массаж «Royal» (20 минут) — 4200 форинтов;
  • комплекс процедур с лечебным раствором (60 минут) — 10000 форинтов;
  • комплекс процедур с венгерскими винами (60 минут) — 10000 форинтов.

Состав лечебной воды

Вода купальни Палатинус насыщена кальцием, магнием и водородом-карбонатом, а также содержит натрий с низкой концентрацией соли, что очень благотворно влияет на организм.

Подробный состав термальной воды источника

  • бромно — 520 мг/л;
  • сульфат — 195 мг/л;
  • хлорид — 156 мг/л;
  • нитрат — 1,0 мг/л;
  • нитрит — 0,02 мг/л;
  • литий — 280 мг/л;
  • бор — 970 мг/л;
  • натрий — 147 мг/л;
  • калий — 18,7 мг/л;
  • йодид — 0,15 мг/л;
  • кальций — 152 мг/л;
  • магний — 39,1 мг/л;
  • фторид — 2,8 мг/л;
  • фосфат — 0,07 мг/л;
  • бромид — 0,46 мг/л;
  • кремниевая кислота — 55 мг/л;
  • сульфид- 0,9 мг/л;
  • марганец — 0,02 мг/л;
  • железо — 0,02 мг/л.

Купания в термальной воде с таким составом активных веществ рекомендуются при следующих заболеваниях:

  • дегенеративные заболевания суставов;
  • заболевания позвоночника;
  • хронический и полухронический артрит;
  • посттравматический синдром;
  • усталость;
  • невралгические заболевания.

Перед купанием и употреблением минеральной воды консультация с врачом обязательна!

Как добраться

Купальня Палатинус находится на острове Маргит в центральной части Будапешта. Остров соединяется мостом с двумя частями столицы — Будой и Пештом.

Рядом с купальней находится остановка «Palatinus fürdő», где ходят автобусы № 26 и 226.

Чтобы вызвать такси в Будапеште можно воспользоваться мобильными приложениями Uber и Taxify. С помощью онлайн-формы легко рассчитать стоимость поездки и подобрать автомобиль эконом- или бизнес-класса.

Если вы путешествуете с детьми или большой компанией удобнее будет арендовать машину или воспользоваться услугой трансфера. На автомобиле дорога до купальни Палатинус от будапештского аэропорта им. Ференца Листа займет примерно 40-50 минут.

Маршрут от аэропорта им. Ференца Листа до купальни Палатинус — Google Maps

Купальня Палатинус: видео

Традиция погружения во Иордань.

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников, но первый пример подан был Самим Господом, когда он погрузился в Иордан и освятил естество воды. Почему именно в воде мы находим такую мощную исцеляющую силу? Святой Кирилл Иерусалимский объяснял это так: «Начало мира - есть вода, и начало Евангелия - Иордан». От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился сверху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, с того времени Крещения Иисус Христос начал проповедовать и говорить: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное.

При Крещении Господнем на Иордане разверзлись небеса, низошёл Дух Божий в виде голубя и послышался голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благословение». Богоявление другое название этого праздника. Многие не понимают, Бог един, но в трёх ипостасях. Вода одно химическое соединение, но может находиться в жидком, твердом (лёд) и газообразном (пар) состоянии.

Икона крещения Господня

На Руси в праздник крещения ходили на Иордань – вырубали близлежащем водоеме прорубь или шли на святые источники, а после освящения погружались в благословенные воды. В этой благочестивой традиции участвовали все от мало до велико. Это кузница духа.

Погружаться во Иордани в память о Крещении Господнем - это обычай древний и общецерковный. Об этом пишет Даниил Заточник (12 век). Владимирский Собор (1274 г.) запретил лишь делать проруби в форме креста, но сам обычай никак не уничижал. И других исторических свидетельств о сем обычае множество


Фото Дивеево (19.01.2017-20-25)

ОСОБЫЙ уклад народа сильные духом может позволить себе этот ПОДВИГ. Погружаться в эти леденящие благодатные воды ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА. АМИНЬ.

Подавляющее большинство духовенства негативно относится к таким мероприятиям. И вот почему. С 18 по 19 января идет строгий пост – Крещенский Сочельник – вкушается пища без масла, согласно церковному уставу. Вопреки церковным канонам едят что хотят, пьют спиртное и благочестивая традиция превращается в вакханалию. Пьяные мужчины и женщины с нецензурной бранью на устах вместо молитвы ныряют в прорубь, интернет этим пестрит.

ТАКИЕ ПРЕЩЕВАНИЯ ОСУЖДАЛИСЬ ЕЩЁ НА СТОГЛАВОМ СОБОРЕ. ГОД 1551 «в русалье о Иване дни, и в навечерие Рождества Христова и Крещения, сходятся мужи и жены и девицы, на нощное плещевание и безчинный говор, на бесовские песни и плясания, и на Богомерзкия дела, и бывает отроком осквернение и девкам растление…».

Безусловно, с таким подходом к делу глупо надеется на благодать, а вот несчастного случая не избежать: переохлаждаются, заболевают, бывает, и тонут на водоёмах, как это не было бы печально. В этой связи безопасность осуществляют светские власти МЧС, МВД, медики. Духовенство освящает воду. Из числа сторонников похода на Иордань идут по окончанию службы, освящают водоёмы и погружаются в благодатные воды. Тут царит культура традиции и благочестивый подход.

Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она уже освящена Крещением Самого Сына Божия? Увы, люди, хоть и обновленные благодатью Божьей, до смерти носят в себе семя первородного греха. Грешим и снова вносим в мир тление и нечистоту. Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое животворящее слово, даровал право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви, чтобы Церковь вопреки неоскудеваемому в человеке греху, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первозданную чистоту и святость, она очищает верующих людей от духовных и телесных скверн.

Происхождение купели.

В ветхом завете существовала традиция омовения в священных водах и это не являлось гигиеническое требованием, а нравственно духовную имеющий сакральный смысл. Часто это совершалось в реке Иордане или Силоамею. В евангелие – купальня Вифезда (Дом Милосердия) в Иерусалиме у Овечьих ворот. Там было пять крытых ходов в которых лежали больные и ждали момента, когда Ангел Господень сойдет в купель и вода обретёт целебные свойства. И кто первый сходил в воду, исцелялся от всех болезней. По преданию, целебное свойство воды, которую возмущал сходивший сюда Ангел, было связано с тем, что в этих водах лежало древо Креста, на котором впоследствии был распят Христос. Само же древо тоже оказалось здесь не случайно. Некогда став плодом послушания Лота (носившего долгие годы воду из Иордана, чтобы поливать три посоха из кипариса, певка и кедра), произросло необычное дерево из оживших посохов. При постройке Храма Соломона это дерево срубили, но для строительства так и не использовали, т.к. оно чудесным образом меняло размер. Дерево было брошено в купель, где пролежало около 700 лет. Именно это "греховное" древо Лота фарисеи решили использовать для казни Спасителя.

Эта благочестивая вспомогательная традиция открывается нам в ключе нового завета. Хорошо выразился блаженный Августин: « Новый завет скрывается в ветхом, ветхий открывается в новом ». Святая Русь богата угодниками Божьими, которые искапывали святые кладези, от которых происходили множество исцелений. Купели при святых источниках повсеместно стали появились сравнительно недавно и в большей степени это связано с Дивеево. Всеобщая любовь к преподобному Серафиму Саровскому и его родникам, о которых он молился, что бы вода там была целебная, произвели огромное значение, духовный подъём и большое количество исцелений. За что и нарекли в народе батюшкины источники русская Вифезда, но исцеления происходят постоянно по молитвам старца Серафима в отличие от Иерусалимской Силомской купели.

Стоит уточнить, что изначально паломники обмывали тело под струёй воды, которая бежала из святого кладезя или ведра. Об этом факте свидетельствуют старинные фото и летописи.


Фото старинное Дивеево

Видимо из-за большого количество паломников кому-то пришла мысль построить крытую обливальню. Придать этой благочестивой, вспомогательной традиции целомудренный вид.

По техническим параметрам стали обустраивать купели по техническому примеру портомойки их строили у родников. Некоторые источники освящались и слыли целебными, по особому указанию, как правило, это связанное с каким-то чудом исцеления. Со временем популярность омовенье при святых источниках привела к повсеместному обустройству купален и обливален.

ОМОВЕНИЕ В КУПЕЛИ ПРИ СВЯТЫХ ИСТОЧНИКАХ СВЯЗАНО С ОБЩЕЙ ИДЕЕЙ ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИЛ И ОСТАВЛЕНИЯ ВСЕГО СТАРОГО И ВЕТХОГО. ПО МОЛИТВАМ СВЯТОГО-СВЯТОЙ В ЧЕСТЬ КОГО ОСВЯЩЕН ИСТОЧНИК.

Омовение в купели становится первым шагом на пути к воцерковление или укрепления в вере.

Для рассказа обо всех святых источниках на Руси не хватит толстого тома. И уж точно никакие книги не вместят перечислений тех чудесных исцелений, которые случались и случаются! - при посещении больными святых источников. Мы не будем даже пытаться пересказывать хотя бы малую часть таких историй. Бессмысленно уповать на помощь святых источников, если в сердце нет истинной веры в Бога. Нелишне тут вспомнить и наставление святого Феофана Затворника.

«Сходить в какое-либо святое место, в чаянии исцелиться, хорошо, - наставлял Феофан Затворник. - Но не по своему гаданию, а когда будет такое указание. На колодезь отца Серафима Саровского хорошо добраться, но если вера есть теплая». Святитель говорит нам, что посещать святые источники куда полезнее с благословения старца или приходского священника. А самовольные «купания» часто не дают ожидаемого результата. Некоторым она противопоказаны с точки зрения медицины. Выпить святой воды с молитвой хорошо.

Пейте святую как можно чаще. Это самое лучшее и эффективное лекарство. Это я вам говорю как священник и врач. Из моего медицинского опыта. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.

Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка. На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег... Около строящейся купальни, под зелеными ветвями ивняка, барахтается в воде плотник Герасим, высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой и с лицом, поросшим волосами. Он пыхтит, отдувается и, сильно мигая глазами, старается достать что-то из-под корней ивняка. Лицо его покрыто потом. На сажень от Герасима, по горло в воде, стоит плотник Любим, молодой горбатый мужик с треугольным лицом и с узкими, китайскими глазками. Как Герасим, так и Любим, оба в рубахах и портах. Оба посипели от холода, потому что уж больше часа сидят в воде... — Да что ты всё рукой тычешь? — кричит горбатый Любим, дрожа как в лихорадке. — Голова ты садовая! Ты держи его, держи, а то уйдет, анафема! Держи, говорю! — Не уйдет... Куда ему уйтить? Он под корягу забился... — говорит Герасим охрипшим, глухим басом, идущим не из гортани, а из глубины живота. — Скользкий, шут, и ухватить не за что. — Ты за зебры хватай, за зебры! — Не видать жабров-то... Постой, ухватил за что-то... За губу ухватил... Кусается, шут! — Не тащи за губу, не тащи — выпустишь! За зебры хватай его, за зебры хватай! Опять почал рукой тыкать! Да и беспонятный же мужик, прости царица небесная! Хватай! — «Хватай»... — дразнит Герасим. — Командер какой нашелся... Шел бы да и хватал бы сам, горбатый чёрт... Чего стоишь? — Ухватил бы я, коли б можно было... Нешто при моей низкой комплекцыи можно под берегом стоять? Там глыбоко! — Ничего, что глыбоко... Ты вплавь... Горбач взмахивает руками, подплывает к Герасиму и хватается за ветки. При первой же попытке стать на ноги, он погружается с головой и пускает пузыри. — Говорил же, что глыбоко! — говорит он, сердито вращая белками. — На шею тебе сяду, что ли? — А ты на корягу стань... Коряг много, словно лестница... Горбач нащупывает пяткой корягу и, крепко ухватившись сразу за несколько веток, становится на нее... Совладавши с равновесием и укрепившись на новой позиции, он изгибается и, стараясь не набрать в рот воды, начинает правой рукой шарить между корягами. Путаясь в водорослях, скользя по мху, покрывающему коряги, рука его наскакивает на колючие клешни рака... — Тебя еще тут, чёрта, не видали! — говорит Любим и со злобой выбрасывает на берег рака. Наконец, рука его нащупывает руку Герасима и, спускаясь по ней, доходит до чего-то склизкого, холодного. — Во-от он!.. — улыбается Любим. — Зда-аровый, шут... Оттопырь-ка пальцы, я его сичас... за зебры... Постой, не толкай локтем... я его сичас... сичас, дай только взяться... Далече, шут, под корягу забился, не за что и ухватиться... Не доберешься до головы... Пузо одно только и слыхать... Убей мне на шее комара — жжет! Я сичас... под зебры его... Заходи сбоку, пхай его, пхай! Шпыняй его пальцем! Горбач, надув щеки, притаив дыхание, вытаращивает глаза и, по-видимому, уже залезает пальцами «под зебры», но тут ветки, за которые цепляется его левая рука, обрываются, и он, потеряв равновесие, — бултых в воду! Словно испуганные, бегут от берега волнистые круги и на месте падения вскакивают пузыри. Горбач выплывает и, фыркая, хватается за ветки. — Утонешь еще, чёрт, отвечать за тебя придется!.. — хрипит Герасим. — Вылазь, ну тя к лешему! Я сам вытащу! Начинается ругань... А солнце печет и печет. Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки... Высокая трава, пригретая солнцем, начинает испускать из себя густой, приторно-медовый запах. Уж скоро полдень, а Герасим и Любим всё еще барахтаются под ивняком. Хриплый бас и озябший, визгливый тенор неугомонно нарушают тишину летнего дня. — Тащи его за зебры, тащи! Постой, я его выпихну! Да куда суешься-то с кулачищем? Ты пальцем, а не кулаком — рыло! Заходи сбоку! Слева заходи, слева, а то вправе колдобина! Угодишь к лешему на ужин! Тяни за губу! Слышится хлопанье бича... По отлогому берегу к водопою лениво плетется стадо, гонимое пастухом Ефимом. Пастух, дряхлый старик с одним глазом и покривившимся ртом, идет, понуря голову, и глядит себе под ноги. Первыми подходят к воде овцы, за ними лошади, за лошадьми коровы. — Потолкай его из-под низу! — слышит он голос Любима. — Просунь палец! Да ты глухой, чё-ёрт, что ли? Тьфу! — Кого это вы, братцы? — кричит Ефим. — Налима! Никак не вытащим! Под корягу забился! Заходи сбоку! Заходи, заходи! Ефим минуту щурит свой глаз на рыболовов, затем снимает лапти, сбрасывает с плеч мешочек и снимает рубаху. Сбросить порты не хватает у него терпения, и он, перекрестясь, балансируя худыми, темными руками, лезет в портах в воду... Шагов пятьдесят он проходит по илистому дну, но затем пускается вплавь. — Постой, ребятушки! — кричит он. — Постой! Не вытаскивайте его зря, упустите. Надо умеючи!.. Ефим присоединяется к плотникам, и все трое, толкая друг друга локтями и коленями, пыхтя и ругаясь, толкутся на одном месте... Горбатый Любим захлебывается, и воздух оглашается резким, судорожным кашлем. — Где пастух? — слышится с берега крик. — Ефи-им! Пастух! Где ты? Стадо в сад полезло! Гони, гони из саду! Гони! Да где ж он, старый разбойник? Слышатся мужские голоса, затем женский... Из-за решетки барского сада показывается барин Андрей Андреич в халате из персидской шали и с газетой в руке... Он смотрит вопросительно по направлению криков, несущихся с реки, и потом быстро семенит к купальне... — Что здесь? Кто орет? — спрашивает он строго, увидав сквозь ветви ивняка три мокрые головы рыболовов. — Что вы здесь копошитесь? — Ры... рыбку ловим... — лепечет Ефим, не поднимая головы. — А вот я тебе задам рыбку! Стадо в сад полезло, а он рыбку!.. Когда же купальня будет готова, черти? Два дня как работаете, а где ваша работа? — Бу... будет готова... — кряхтит Герасим. — Лето велико, успеешь еще, вышескородие, помыться... Пфррр... Никак вот тут с налимом не управимся... Забрался под корягу и словно в норе: ни туда ни сюда... — Налим? — спрашивает барин и глаза его подергиваются лаком. — Так тащите его скорей! — Ужо дашь полтинничек... Удружим ежели... Здоровенный налим, что твоя купчиха... Стоит, вашескородие, полтинник... за труды... Не мни его, Любим, не мни, а то замучишь! Подпирай снизу! Тащи-ка корягу кверху, добрый человек... как тебя? Кверху, а не книзу, дьявол! Не болтайте ногами! Проходит пять минут, десять... Барину становится невтерпеж. — Василий! — кричит он, повернувшись к усадьбе. — Васька! Позовите ко мне Василия! Прибегает кучер Василий. Он что-то жует и тяжело дышит. — Полезай в воду, — приказывает ему барин, — помоги им вытащить налима... Налима не вытащат! Василий быстро раздевается и лезет в воду. — Я сичас... — бормочет он. — Где налим? Я сичас... Мы это мигом! А ты бы ушел, Ефим! Нечего тебе тут, старому человеку, не в свое дело мешаться! Который тут налим? Я его сичас... Вот он! Пустите руки! — Да чего пустите руки? Сами знаем: пустите руки! А ты вытащи! — Да нешто его так вытащишь? Надо за голову! — А голова под корягой! Знамо дело, дурак! — Ну, не лай, а то влетит! Сволочь! — При господине барине и такие слова... — лепечет Ефим. — Не вытащите вы, братцы! Уж больно ловко он засел туда! — Погодите, я сейчас... — говорит барин и начинает торопливо раздеваться. — Четыре вас дурака, и налима вытащить не можете! Раздевшись, Андрей Андреич дает себе остынуть и лезет в воду. Но и его вмешательство не ведет ни к чему. — Подрубить корягу надо! — решает, наконец, Любим. — Герасим, сходи за топором! Топор подайте! — Пальцев-то себе не отрубите! — говорит барин, когда слышатся подводные удары топора о корягу. — Ефим, пошел вон отсюда! Постойте, я налима вытащу... Вы не тово... Коряга подрублена. Ее слегка надламывают, и Андрей Андреич, к великому своему удовольствию, чувствует, как его пальцы лезут налиму под жабры. — Тащу, братцы! Не толпитесь... стойте... тащу! На поверхности показывается большая налимья голова и за нею черное аршинное тело. Налим тяжело ворочает хвостом и старается вырваться. — Шалишь... Дудки, брат. Попался? Ага! По всем лицам разливается медовая улыбка. Минута проходит в молчаливом созерцании. — Знатный налим! — лепечет Ефим, почесывая под ключицами. — Чай, фунтов десять будет... — Н-да... — соглашается барин. — Печенка-то так и отдувается. Так и прет ее из нутра. А... ах! Налим вдруг неожиданно делает резкое движение хвостом вверх и рыболовы слышат сильный плеск... Все растопыривают руки, но уже поздно; налим — поминай как звали.
Все сочинения по литературе за 10 класс Коллектив авторов

9. Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева

Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление.

Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение «Чародейкою зимою…» И хотя все вокруг было засыпано пушистым снегом, стояла жуткая тишина, ни тени уныния не слышится в стихе. Даже в ненастное время осени, несмотря на хлябь размытых брянских дорог, неудобство на постоялых дворах, грязь, клопов и мух, душа Тютчева оттаивает при виде родных мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так однажды случилось по дороге в Москву:

Есть в осени первоначальной

Короткая и дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…»

Чем старше становился поэт, тем большую глубину и философичность приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление природы, и стремление точнее разгадать ее тайны.

В его стихах, которые воспевали картины и явления природы, нет обыкновенного любования. Природа заставляет поэта думать о загадках мироздания, о вопросах человеческого бытия.

Идея слияния природы и человека в лирике Тютчева развита в двух направлениях. Он говорит о конечном слиянии человека с хаосом и приобщении к нему ночью во время сна. Такого рода слияние страшно, так как оно несет с собой утрату телесного и сознательного начала. Другой характер приобретает слияние человека с природой матери-земли. Мысль о благотворном приобщении к ее светлой гармоничной прекрасной жизни поэт развивает во многих стихах: «Восток белел, ладья катилась…», «Нет моего к тебе пристрастья…», «В душном воздухе молчанья…»

В них выражено переживание счастья безмятежного единения человека с ее светлым весенним миром. В других стихов весеннего цикла – «Еще земли печален вид», «Весна» – показаны блаженство, родство человека с природой и вхождение в ее царство.

У Тютчева и материальная природа – это мать для человека, и хаос родной. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние с разрушительным хаосом – трагично. Но в стихах Тютчева есть не только слияние человека с природой, но и разлад с ней. «Певучесть есть в морских волнах …» – поэт говорит о разладе человека с природой, что противоестественно. Разлад объясняется как что-то непонятное, необъяснимое. Причина разлада заключается в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в «злые» страсти, не в силах принять в себя ее гармоничный и благодатный мир. Единение с ней представляется как не мгновенное состояние, а более длительное. Слияние и разлад сменяют друг друга. Вслед за бурями и грозами наступает «успокоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, наполняют душу человека различными чувствами, но иногда оставляют после себя боль и опустошенность.

Природа для Тютчева такое же живое существо, как и человек:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа выражает мысли, чувства, настроение человека, а иногда конфликт, борьбу добра со злом:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Поэт считает, что тайны природы постичь невозможно, можно лишь приблизиться к ним, восхищаться природой:

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята с нами;

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

Человек стремится слиться с природой, пытается ощутить себя ее частицей. Но между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Человек проходит, природа остается...

Из книги Кротовые норы автора Фаулз Джон Роберт

IV ПРИРОДА И ПРИРОДА ПРИРОДЫ

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Памяти Ф. И. Тютчева Ни у домашнего простого камелька, Ни в шуме светских фраз и суеты салонной Нам не забыть его, седого старика С улыбкой едкою, с душою благосклонной! Ленивой поступью прошел он жизни путь, Но мыслью обнял все, что на пути заметил, И перед тем, чтоб сном

Из книги Мировая художественная культура. XX век. Литература автора Олесина Е

«Человек информационный», «человек потребляющий» Основоположником концепции «постиндустриального общества» считается Д. Белл (р. 1919), американский социолог и публицист. В книге «Грядущее постиндустриальное общество» (1973) Белл определил основные его черты: быстрое

Из книги Пушкин. Тютчев: Опыт имманентных рассмотрений автора Чумаков Юрий Николаевич

Заметки об идиожанрах Ф. И. Тютчева Наиболее выразительной у Тютчева является художественная форма фрагмента. По мнению Ю. Н. Тынянова, фрагментарность у него «стала основой для совершенно невозможных ранее стилистических и конструктивных явлений». Отмечается

Из книги Литературные беседы. Книга вторая ("Звено": 1926-1928) автора Адамович Георгий Викторович

Из книги Том 5. Публицистика. Письма автора Северянин Игорь

«Цветы розовой окраски…» (О лирике Фофанова) Перелистывая первую книгу Фофанова, вышедшую в свет в 1887 году, я нахожу, - среди массы раздражающих своим убогим шаблоном и ходячим клише стихов, мало говорящих об истинной индивидуальности автора и могущих быть приписанными

Из книги Моя история русской литературы автора Климова Маруся

Глава 5 Пуговицы Тютчева В принципе, Тютчев не был совсем лишен способностей. Худенький старичок со взъерошенными остатками седых волосок вокруг лысины, в круглых очечках - таким его всегда изображали на всех портретах, - какое-то порхающее неземное существо, учитель

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Любовь в лирике Лермонтова. Одиночество, неверие в возможность взаимопонимания и душевного родства придает особый драматизм любовной лирике Лермонтова. Она окрашена неведомым до него в русской поэзии драматизмом. У него почти нет счастливой любви, его отношения к

Из книги Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней автора Смирнов Игорь Павлович

Из книги В начале жизни (страницы воспоминаний); Статьи. Выступления. Заметки. Воспоминания; Проза разных лет. автора Маршак Самуил Яковлевич

О любовной лирике IВ последнее время у нас часто жалуются на то, что поэты наши редко и мало пишут о любви.Это правда. Другие - очень важные и значительные - темы почти вытеснили со страниц журналов тему любви. Произошло это не так давно. О любви писал Маяковский, и даже в

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

А.А. Фет О стихотворениях Ф. Тютчева <…> Чем общей поэтическая мысль, при всей своей яркости и силе, чем шире, тоньше и неуловимей расходится круг ее, тем она поэтичней. Она не предназначена, как философская мысль, лежать твердым камнем в общем здании человеческого

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

10. Любовная лирика Ф. И. Тютчева В 1850-1860-х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов,

Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав Олегович

12. Философская лирика Ф. И. Тютчева Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50 переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Зато среди остальных есть жемчужины философской лирики, бессмертные и

Из книги Приготовительная школа эстетики автора Рихтер Жан-Поль

Сны и ангелы Тютчева Время, пространство и смерть он называл своими врагами. Рядом с ними Наполеон III, Папа Пий IX, европейские революции, всевозможные политики и министры, поселившиеся в его душе в качестве враждебных образов, должны были бы неизбежно померкнуть. Слишком

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Из книги автора

«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина I. Отражение в поэзии Пушкина гармонической личности поэта и человека, ставшего «с веком наравне» (Пушкин).II. «Лелеющая душу гуманность» (Белинский) поэзии Пушкина.1. Воплощение в поэзии Пушкина торжества света, разума, правды.2. Идеи