Численность населения камчатского края на год. Коренное население полуострова камчатка. Изменение численности населения Камчатки

Общие сведения и история

Петропавловск-Камчатский является столицей Камчатского края. город в России, административный центр Камчатского края. 362,14 км². Самый восточный город на земле, число жителей которого составляет свыше 100 тысяч жителей.

В городе находится Тихоокеанский Флот Российской Федерации.

Основан в 1740 году Второй Камчатской экспедицией, название дано в честь ее кораблей «Святой Павел» и «Святой Петр». В 1812 году поселение стало городом с названием Петропавловская гавань. В 1849 году появилась Камчатская область со столицей Петропавловский порт. В 1913 у города появился герб.

Через 11 лет город был переименован в Петропавловск-Камчатский.

Районы Петропавловска-Камчатского

На сегодняшний день в Петропавловске-Камчатском отсутствуют официальные районы. Такая ситуация существует с 1988 года. До этого, 15 лет, город делился на Октябрьский и Ленинский районы. Официальное деление города на районы в настоящий момент отсутствует. 19 декабря 1973 года город был разделён на Ленинский и Октябрьский районы, в 1988 году это деление было упразднено. Городу административно подчинены посёлки: Авача, Дальний, Долиновка, Завойко, Заозёрный, Моховая, Нагорный, Радыгино, Чапаевка, Халактырка.

Численность населения Петропавловска-Камчатского на 2017 и 2018 год. Количество жителей Петропавловска-Камчатского

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Петропавловска-Камчатского. В таблице указано распределение количества жителей Петропавловска-Камчатского по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

График изменения численности населения Петропавловска-Камчатского:

Общее количество населения в 2014 году составило 182 711 человек. По этому показателю Петропавловск-Камчатский занимает 102 место среди российских городов. Плотность населения - 504,53 чел./км².

За всю историю существования города его население то увеличивалось, то сокращалось. Как пример можно привести то, что в середине 19 века оно составляло 1500, а к концу столетия - всего лишь 395 человек. Перед революцией в нем проживало примерно 2000 человек. Наибольшее число жителей относится к 1989 году.

В 90-е годы из города уехало очень много людей из-за безработицы и падения уровня жизни. В 1997 году эта тенденция ослабла. Но, в то же время, много выпускников школ, получив высшее образование в других городах, обратно не возвращаются.

Уменьшение числа жителей с конца 90-х составляло не больше 1 % по отношению к предыдущему году. Оно происходит в основном по причине оттока населения. В 2008 году средняя продолжительность жизни равнялась 66,8 годам, смертность - 10,4 человек на тысячу жителей. На первом месте причин смертности стоят сердечно-сосудистые заболевания, на втором - травмы, отравления и несчастные случаи, а на третьем - новообразования. Начиная с 2002 года, появился относительный рост рождаемости. В 2006 году она стала больше, чем смертность. Общая численность пенсионеров, по состоянию на 2008 год, составила четверть от общего числа жителей.

По данным 2010 года национальный состав распределился следующим образом: русские (79,19%), украинцы (3.56%), татары (0,75%), белорусы (0,59%), азербайджанцы (0,44%), корейцы (0,33%), армяне (0,32%), чуваши (0,26%), узбеки (0,25%), коряки (0,23%), ительмены (0,19%), молдаване (0,17%), мордва (0,14%), немцы (0,12%), башкиры, киргизы (по 0,11%), буряты (0,09%), эвены, лезгины, осетины (0,08%), таджики, казахи, удмурты, камчадалы (по 0,07%). марийцы, грузины (по 0,06%), а также другие национальности.

Этнохороним: петропавловец, петропавловцы, петропавловчанин, петропавловчанка и петропавловчане.

Петропавловск-Камчатский фото города. Фотография Петропавловска-Камчатского


Информация о городе Петропавловск-Камчатский в Википедии:

Ссылка на сайт Петропавловска-Камчатского. Множество дополнительных сведений вы можете взять прочитав их на официальном сайте Петропавловска-Камчатского, официальном портале Петропавловска-Камчатского и правительства.
Официальный сайт Петропавловска-Камчатского

Карта города Петропавловска-Камчатского. Петропавловск-Камчатский яндекс карты

Создано с помощью сервиса Яндекса Народная карта (Yandex map), при уменьшении можно понять расположение Петропавловска-Камчатского на карте России. г. Петропавловск-Камчатский Яндекс карты. Интерактивная Яндекс карта города Петропавловска-Камчатского с названием улиц, а так же номерами домов. На карте есть все обозначения Петропавловска-Камчатского, пользоваться ей удобно и не сложно.

На странице вы можете ознакомиться с некоторыми описанием Петропавловска-Камчатского. Так же увидеть расположение города Петропавловск-Камчатский на карте Яндекс. Подробная с описанием и метками всех объектов города.

Отзывы о городе Петропавловск-Камчатский (23)

Город небольшой. Очень красивая природа, но на этом все. Дома старые, цены бешеные на продукты, на коммуналку, на бензин. С каждым годом увеличивается численность приезжих гастарбайтеров. Практически нет парков. Придомовые территории находятся в запустении. Кругом одни магазины и торговые центры. Летом очень холодно. Зарплаты небольшие.

Действительно, что такое рюмочные??? Всю жизнь тут живу, рюмку видел только на плакате наркодиспансера. Зарплаты маленькие по сравнению с ценами, т. е. сами цифры. Если получать 85000 - то нормально, но не хорошо. Бензин дорогой, продукты дорогие, коммуналка за двушку 55 кв.м. - 12000. Кто-то и на 40000 в месяц живет и не жалуется. Местная продукция хорошая, но дорогая. Никогда не понимал, наши местные свинки и коровки что, по умолчанию дают дорогое молоко и мясо???

Всё привозное. Диковинные фрукты летят до Камчатки отдельно в бизнес-классе, каждая черешня на отдельном месте.

Погода. Зима снежная. Очень. Много снега. Не холодно. Весна поздняя. Лето не жаркое и короткое. Теплые деньки в сентябре уже и заканчиваются, иногда в августе.

На мой взгляд, работа есть, причем везде, надо только хотеть работать, а не ждать, лежа на диване, когда контракт с ручкой принесут. Про рыбу и икру можно говорить долго и по разному. Цены, конечно, немного ниже, чем в других городах, возможно и одинаковые. Да,да. Но вкус, конечно, чавычовой икры не сравнится ни с какой икрой лососевых видов рыб других регионов.

Улицы даже поливают. Иногда. Могут подметать. Зимой снег чистят, весной песок с дорог убирают. Но это как бы наплывами, что ли. Сам город кажется серым. Многие люди живут тут до пенсии и уезжают в теплые края и на чернозем.

Побывав во многих городах и странах, возвращаясь в Петропавловск, постоянно живу с мыслью свалить с этого города, потому что, как не приедешь в любой другой город, он кажется лучше чем Петропавловск. Зато люди добрые и отзывчивые, не боятся работать и переносить трудности, за что и платят нам северные надбавки. Читал много отзывов про города (Курск, Липецк, Орел и т. д.) Какие-то нытики. Дорогу они не могут почистить для выезда зимой своей машины)))) Приезжайте сюда))) Научу, как сначала находить крышу именно своей машины, а потом откопать её, а не соседскую!

Очень красиво. Очень. Тут без слов. Но мне эти вулканы уже вот где.

В общем, дослужившись до пенсии, сваливаю отсюда и стараюсь обеспечить детям Нормальные условия жизни, а не выживания, нормальные продукты, а не траву китайскую, нормальную погоду, а не насморк полгода.

Камчадалка

Денис, никогда не берите на себя труд отвечать за всех. Люблю свой город, и никуда уезжать не собираюсь. Причем среди моих многочисленных знакомых единицы хотят уехать. Вы такой же нытик, про которых пишите.

Дружище, местные коровы дают дороже молоко, чем привозное даже. Как и мясо.

Давай прикинем.

На 1 килограмм роста КРС надо 7,5 килограмм качественного комбикорма. Откуда его берут? Правильно - везут. Т.е. если даже допустить, что светлое время суток в том же Владике одинаковое с ПК, если даже допустить одинаковый климат с одинаковым по стоимости отопительным сезоном, если ДАЖЕ допустить одинаковое по стоимости содержание коровника (что не так, конечно же), то вырастить 1 килограмм мяса во Владике все равно дешевле и лучше один раз его привезти, чем 7 раз привезти ради этого килограмма мяса корм с материка. Смекаешь?

Вот тебе и цены.

Добрый день всем. Хочу сказать про Камчатку. Служил я там в армии 2 года в 1988-90-м. Город очень понравился, особенно природа. Рыбы много и икры переел, не то, что в Украине, где нет ничего. Вспоминаю постоянно службу на Камчатке. Служил в поселке Раздольный. 186 батальон Морской пехоты. Очень хочу туда еще раз попасть, но не знаю, есть еще эта часть или нет. Да и друзей никаких там не осталось. Если кто знает или может помочь, подсказать что-то, буду очень рад. Да и вообще, очень там красиво. Авачинская бухта, сопки, вулканы. С радостью бы переехал туда жить. Если кто что знает и подскажет, как это сделать, буду очень благодарен. Пишите. Привет с Украины.

Виолетта Калинина

Надо ехать... Я с сыном была в июне 2014 г... Красотища!!! Да... дома неприглядные, но главная площадь понравилась... А песок!! Он же черный!! Где вы увидите такой классный песок!! На сопки поднимались, в море выходили -)) как бы в океан)) В Паратунке окунулись, а вокруг был еще снег!!! ИЮНЬ! Единственное - в маленьких магазинах надо аккуратнее покупать продукты, особенно кондитерскую продукцию - сильно просрочена... Зато рыба (!) в 10 раз дешевле, чем у нас в Москве, а какая же вкусная, потому что СВЕЖАЯ... Красотища!!! Очень понравилось, собираюсь еще, не доехали до гейзеров...

Город выглядит убого, несмотря на красивейшую природу вокруг - Авачинская бухта, Вилючинский вулкан, группа "домашних" вулканов - Корякский, Авачинский, Козельский. Дома серые. Пару лет назад стали дома обшивать пластиком - стали выглядеть более ухоженно. Новострой на Северо-Востоке (район города) радует глаз, но очень огорчает кошелек (цены на жилье высокие), и разочаровывает качеством. Это один из немногих районов, где достаточно детских площадок.

Основные проблемы, беды и неудобства города:
- возле дома парковок катастрофически не хватает, причем в некоторых районах даже с платными проблема;
- низкое качество медицины. Катастрофически не хватает квалифицированных специалистов. Много вакансий врачей "забили" трудовыми мигрантами, не знаю, откуда они прибыли, но бывают проблемы с общением на русском языке (лично я ко многим врачам нашей поликлиники не могу обратиться по имени-отчеству, т.к. у некоторых я его даже читаю с трудом. Нет, у меня проблем с чтением нет, просто что-то типа Хасанамбековна на язык не ложится). Есть и славяне врачи. но всем одинаково пофиг на пациента. Зато они после работы подрабатывают в платных и там уже они нас очень рады видеть, сама вежливость и внимательность... без непечатных слов не обойтись...;
- низкое качество услуг ЖКХ. Тут не буду комментировать. Т.к. слов много, половина непечатных;
- дороги (или точнее отсутствие нормальных дорог) - это касается как дорожного покрытия, так и удобства развязок. В городе по сути 2 дороги, через один из крупных спальных районов - Ленинский, проходит всего одна дорога, двухполосная (т.е. одна полоса туда и одна обратно), есть несколько участков, где полос три, но это не спасает ситуацию - возле этих "бутылочных горлышек" собирается пробка. В центр города ведут всего две дороги - одна с Ленинского района, другая с Октябрьского - город стоит в часы пик в пробках. Помимо того, что последнее время автомобилей очень много в городе, узкие дороги и неудобные перекрестки еще больше усугубляют ситуацию. В прошлом году открыли объездную дорогу, и на том спасибо. Еще одно из неудобств - вы подъезжаете к светофору в правом ряду с намерением свернуть направо. На светофоре горит зеленая стрелочка направо. Но вы все равно ждете основной зеленый, т.к. отдельной полосы для поворачивающих на большинстве перекрестков нет (стрелочка есть, а полосы нет), и не факт, что вам повезет и впереди едущий тоже хочет направо;
- люди. Каждый второй настолько борзо ведет себя за рулем, что просто удивляешься человеческой наглости. А еще людям очень нравится отдыхать на помойках и свалках. Иначе как объяснить, что все доступные для отдыха места просто загажены мусором (бутылки, окурки, упаковки от всего, чего угодно и прочий мусор). Периодически устраиваются экологические акции, но через неделю - снова, пардон, срач;
- что касается загаженности мест отдыха тут отчасти вина и власти, т.к. все эти места хоть и массово посещают местные (и гости), инфраструктуры и облагороженности нет. Хотя бы наладить вывоз мусора можно было организовать. Взять ту же Малую Лагерную. Чуть дальше - поселок Завойко, так что машина-мусоровоз мимо проезжает в любом случае. Просто к Лагерным надо сделать крюк метров в 500 (250-300 метров туда и столько же обратно);
- еда дорогая. Фрукты-овощи китайские, безвкусные. Местных мало и стоят дорого;
- рыба и икра стоят так, как будто наш край ее не добывает;
- работодателям выгодно брать на работу приезжих, т.к. они готовы работать за меньшую ЗП;
- очень высокие %% ставки по кредитам и ипотеке (по сравнению с тарифами этого же банка в других регионах).

Есть оптимисты и пессимисты, первые верят и что-то делают, вторые ноют и ждут, что для них кто-нибудь сделает благо. А город очень красивый и строится. А в остальном как везде в России - и медицина, и жкх, и дороги, и цены. Не нравится -переезжайте куда-нибудь, узнайте, как в подобных городах живут, а не в Москве, Питере и других мегаполисах, тогда и сравнивайте.

По поводу дорог, был в этом году в Иркутске, Улан-Удэ, Хабаровске, Чите, Владивостоке. Поверьте, у нас дороги очень даже неплохие. Асфальт каждую весну смывает, но тем не менее, власти приводят их в норму. Культура вождения у нас вообще на высшем уровне), серьезно! В Забайкалье и Приморье вообще нет такого понятия как пропустить, пристегнуться, остановиться у стоп-линии и не гнать, пока ездил там на авто, семь потов сошло).

Согласна во всем. Приехала в город через 12 лет и удивилась таким изменениям - водители только нерусские узбеки или туркмены, автобусы старые, где коляску ставить некуда и что делать маме с малышом, как ехать до больницы? Далее: 150 у.е хватит, только чтобы сходить в магазин 5-6 раз за продуктами. Зарплата, в основном, для оплаты коммуналки и питания низкая. Одинокому человеку не прожить месяц без долгов. Врачи русские классные, а нерусские не соответствуют квалификации в основном. Просто получают зарплату и не лечат. Много ТРК настроили (которые закрываются в 20 часов, работают как магазины, а не ТРК). Настроили много магазинов и предприятий общепита. Отдохнуть с семьей негде, только летом - лес, океан. Все время - работа, дом и все. Без общения народ ожесточается. Строят большие гостиницы - для чего и кого? Лучше бы сносили старые дома. Возвращаться и жить не хочу. Выживать не хочется, хочется нормально жить и правильно питаться, не китайскими продуктами. Русские тоже некачественные стали - нет вкусного настоящего масла и колбасы, одни добавки. Понравилась картошка, овощи камчатские и все. А жила на Камчатке с 1994 года. Если думать о своем здоровье и детях - там делать нечего больше. Администрация не думает о населении и качестве оказанных услуг - у них свое обслуживание.

Отличительные особенности . Что мы знаем о Камчатке? Еще в школе так называли самую дальнюю парту, где можно было прятаться от учителей, спокойно заниматься своими делами и даже спать. Так и в реальности - добираться до Камчатки долго, и у того, кто оказался там, ощущение такое, что попал на край Земли.

Из тех же школьных уроков мы знаем, что Камчатка - земля вулканов и гейзеров. А еще мы знаем, что именно здесь добывают красную икру, которая всегда считалась деликатесом, но более «демократичным» по сравнению с черной осетровой икрой.

Обширные пространства Камчатки заселены очень слабо. Более половины населения - жители Петропавловска-Камчатского. Кроме него на Камчатке есть всего два города - Вилючинск и Елизово. Но и их можно считать пригородами того же Петропавловска. В Вилючинске расположена база Тихоокеанского флота России, поэтому он имеет статус закрытой территории.

Несмотря на отдаленность, Камчатка привлекает туристов-экстремалов, фотографов и ученых. Здесь находится самый высокий вулкан в Евразии - Ключевская сопка (4750 м), «Долина гейзеров» в Кроноцком заповеднике. Недалеко от восточного побережья находятся Командорские острова, также являющиеся уникальным природным заповедником.

Вулкан Ключевская Сопка. Фото by Georg (http://fotki.yandex.ru/users/georgs53/)

Географическое местоположение . Уже по одному названию ясно, что Камчатский край находится на полуострове Камчатка. Это один из самых восточных регионов России, уступающих лишь Чукотке. Соседями Камчатского края являются Магаданская область на западе и уже упомянутый Чукотский автономный округ на севере. Камчатский край входит в Дальневосточный федеральный округ.

Берега Камчатки омывает Тихий океан. Конечно же, он не такой уж и тихий, а наоборот, довольно суровый, особенно в северных широтах. Западные берега Камчатки омываются Охотским морем, восточные - Беринговым.

Большая часть территории Камчатки покрыта горами и лесами. Особенно выделяется Срединный хребет протяженностью более 900 км. Здесь нет привычной для Сибири тайги - от нее Камчатка отделена зоной тундры. Вместо тайги здесь можно найти уникальные леса из камчатской каменной березы, которую ни за что не спутаешь с нашими привычными березками средней полосы - до того они раскорячились, чтобы противостоять порывистым камчатским ветрам.

Каменная береза - один из символов Камчатки. Фото by Инночка (http://fotki.yandex.ru/users/cu-in/)

Население Камчатского края - 320549 человек. За последние 20 лет оно сократилось на две трети. Похоже, что переломный рубеж пройден, и сейчас население Камчатки стабилизировалось. Последние четыре года оно держится на одном уровне.

Русские составляют 78% населения края, на втором месте - украинцы (3,6%). Коренное население - коряки - составляет всего 2%.

Что интересно, соотношение мужчин и женщин в Камчатском крае примерно одинаковое - 49% : 51%, а в большинстве центральных регионов России доля мужчин ниже процента на 2-3.

Криминал . Камчатский край по уровню преступности находится на 44 месте. В городах довольно спокойно - тут и военные патрули, и более взрослое сознательное население. Большую проблему правоохранителям доставляют браконьеры. Во-первых, красная икра - слишком лакомый бизнес, привлекающий разных темных личностей, во-вторых, охота в заповедниках - тоже удовольствие, любимое криминальными элементами. Еще одна проблема - коррупция, которая, как известно, тем выше, чем дальше от Москвы. А от Камчатки до Москвы - 11900 км.

Уровень безработицы на Камчатке не сильно отличается от среднероссийского. В 2012 году он составил 5,83%. Это не так уж и много, если учесть, что 10 лет назад он был в два раза выше. Что касается доходов местного населения, то здесь ситуация еще лучше. Средняя зарплата по региону в 2012 году достигла 43445 рублей. В отличие от многих регионов Крайнего Севера, самая доходная отрасль здесь отнюдь не добыча нефти и газа.

Уровень выше среднего показывают госуправление (59 тыс. руб.), производство электро- и оптического оборудования (52,6 тыс. руб.), транспорт (51,5 тыс. руб.), производство пищевых продуктов (45,6 тыс. руб.) и еще ряд других отраслей.

Но вряд ли вы догадаетесь, в какой из них зафиксирована самая высокая средняя зарплата. Это… финансовая деятельность, где средний уровень дохода - 81,7 тыс. рублей. Интересно, если считать, что более высокий уровень зарплат связан с тяжелыми условиями работы на Крайнем Севере, то какие такие суровые условия наблюдаются, например, у банковских работников Петропавловска-Камчатского? К ним что, в отделения каждый день медведи заходят? Или их там вулканическим пеплом осыпает? Непонятно.

Стоимость недвижимости . Средняя стоимость 1 кв. метра жилья в столице края - 70 тыс. рублей. Однокомнатная квартира в Петропавловске-Камчатском обойдется вам примерно в 2 млн. рублей. Двухкомнатные предлагаются за 2,5 - 3 млн. рублей.

Климат Камчатки меняется в зависимости от широты. На севере он умеренно-континентальный, на юге - умеренный морской. Зимой средние температуры тоже разные - от −9°С на юге до −24°С на севере. Зима на Камчатке очень продолжительная, а лето - короткое и дождливое, со средней температурой +12..+16°С.

Долина гейзеров. Фото by victor.putnik (http://fotki.yandex.ru/users/victor-putnik/)

Особенность Камчатки - это сильные ветры, метели, ураганы и штормы. Особо достается южной части полуострова. Это связано с движением циклонов, приходящих то со стороны Японии, то со стороны Охотского моря. Также на юге наблюдаются обильные осадки, достигающие 1200 мм. На севере - посуше, где-то 300-400 мм в год.

Камчатка делится на несколько климатических районов - западный, восточный, северный, горный и долина реки Камчатки. Наиболее благоприятный климат восточного побережья, где сравнительно длинное лето и более теплая зима благодаря теплым циклонам с Тихого океана.

Города Камчатского края

Аэропорт Елизово. Фото by Лекс (http://fotki.yandex.ru/users/food-itr/)

(22 тыс. чел.) - последний из городов Камчатки. Это даже и не город. А объединение нескольких военно-морских баз, что расположены недалеко от Петропавловска-Камчатского - Рыбачий, Приморский и Сельдевая. Весь город является зоной, закрытой для посещения. Случайных людей здесь нет. Что тут добавить? База - она и есть база. Со своей инфраструктурой - школами, детсадами для детей военнослужащих и даже христианскими храмами.

Вилючинск. Фото by mis (http://fotki.yandex.ru/users/mistepenko/)

Камчатка - один из наименее заселенных российских регионов. Средняя плотность населения очень низка: 16 кв.км. территории на одного человека, а если учесть, что около 85 % - это городское население, то фактическая плотность еще ниже.
На полуострове можно встретить представителей 176 национальностей , народностей и этнических групп. Большой процент населения составляют русские, за ними следуют украинцы, белорусы, татары, мордва, малочисленные народы севера и другие национальности. Коренное население представлено коряками, ительменами, эвенами, алеутами и чукчами.
Общая численность населения Камчатки – около 360 тыс. человек , большая часть из них проживает в городе Петропавловске-Камчатском. Более всего заселены долины рек Авача и Камчатка. Остальная часть населения живет главным образом на побережьях, что обусловлено не только благоприятными условиями этих районов, но и рыбной специализацией экономики Камчатки.

Наиболее древними обитателями Камчатки являются ительмены , название народа означает «живущие здесь».
Южная изначальная граница расселения - мыс Лопатка, северная - река Тигиль на западном и река Ука на восточном побережье. Древние ительменские селения располагались по рекам Камчатке (Уйкоаль), Еловке (Коочь), Большой, Быстрой, Аваче, по берегам Авачинской бухты. Возглавлял острожек, состоящий из нескольких полуземлянок, в которых жили члены одной семейной общины, тойон. Имена тойонов до сих пор остались на карте Камчатки: Начики, Авача, Налычево, Пиначево.
Когда в конце XVII - начале XVIII вв. русские землепроходцы появились в срединной части Камчатки, ительмены находились на стадии распада первобытнообщинных отношений.
Жизнь ительменов в летнее время проходила раньше у воды и на воде. Передвигались они по рекам на долбленых колодообразных лодках-батах, изготовленных из тополя. Они ловили рыбу сетями, сплетенными из крапивных волокон, били ее острогами, строили ловушки-запоры на реках. Часть рыбы вылили в виде юколы, часть заквашивали в специальных ямах. Отсутствие соли не позволяло заготовлять большие рыбные запасы.
Равнозначным занятием у этого народа была охота - на лисиц, соболей, медведей, горных баранов; на побережьях - на морского зверя: сивучей, тюленей, каланов. Ели ительмены много рыбы, предпочитая запеченную (чуприк) и рыбные котлеты (тэльно); использовали в пищу молодые побеги шеломайника, морковника (купыря) и борщевика шерстистого - пучки (пока он не приобрел обжигающие свойства); употребляли в качестве противоцинготного средства кедровые шишки с сушеной икрой лососей, запивая чаем; сдабривали пищу нерпичьим жиром - любимой приправой всех северных народов.
Своеобразной была и одежда ительменов, сшитая из соболей, лисиц, евражек, снежных баранов, собачьих кож с обилием кисточек из горностая и пушистыми опушками по вороту, капюшону, подолу и рукавам. Стеллер писал: «Самые нарядные кухлянки обшиваются у ворота и рукавов, а также и на подоле, собачьим волосом, а на кафтан навешиваются сотни кистей из тюленьего волоса, окрашенного в красный цвет, которые болтаются из стороны в сторону при каждом движении». Такое одеяние ительменов создавало впечатление пушистости и лохматости.

Коряки - основное население севера Камчатки. Имеют свою автономию - Корякский округ. Название народа, как считали Крашенинников и Стеллер, произошло от «хора» - «олень». Сами же коряки так себя не называют. Жители побережья назывались нымыланами – «обитателями оседлых селений». Кочевники, пасшие в тундре оленей, издавна назвали себя чавчувенами , т.е. «оленными людьми».
Для чавчувенов оленеводство было основным, если не единственным, занятием. Олень давал им все необходимое для жизни: мясо шло в пищу, шкуры - на изготовление одежды (кухлянок, малахаев, торбасов), строительство переносных жилищ (яранг), кости - на изготовление орудий труда и бытовых предметов, жир - на освещение жилья. Олени были для коряков и средством передвижения.
Для нымыланов основным типом хозяйства было рыболовно-охотничье. Рыбу ловили в основном в реках, сетями из крапивных волокон (на изготовление одной сети уходило около двух лет, а служили они всего год). Морской зверобойный промысел стоял на втором месте после рыболовства в хозяйстве оседлых коряков. В море выходили на байдарах, обтянутых шкурами, в нерпу, лахтака и, главное, кита метали гарпун, привязанный к носу судна, а добивали китов копьями с каменными наконечниками. Шкуры морских животных использовали для обтягивания лодок, обшивали ими ляжи, шили из них обувь, мешки и сумки, изготовляли ремни.
У коряков хорошо развиты домашние промыслы - резьба по дереву и кости, плетение, обработка металлов (знаменитые на весь мир паренские ножи), изготовление национальной одежды и ковров из оленьих шкур и вышивка бисером.

Эвены ряду камчатских аборигенов стоят несколько особняком. По происхождению и культуре они схожи с эвенками (тунгусами). Предки народа, переселившись на Камчатку в XVII в., изменили своему традиционному занятию - охоте и занялись оленеводством.
Русские, придя на Камчатку, называли эвенов, кочевавших по Охотскому побережью, ламутами , т.е. «живущими возле моря», а пастухов - орочами , т.е. «оленными людьми». Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Из ремесел самым распространенным у эвенов было кузнечное дело. Жилищем камчатским эвенам служил цилиндрическо-конический чум, по устройству похожий на корякскую ярангу. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход. В отличие от других народов Камчатки эвены не практиковали широко ездового собаководства.

Северными соседями коряков были чукчи – «оленные люди» (чаучу), часть их переселилась на Камчатку.
Владелец менее чем ста оленей считался бедняком и обычно не мог вести самостоятельное хозяйство.
Основным орудием охоты у чукчей были лук и стрелы, копье и гарпун. Наконечники стрел, копий и гарпунов делались из кости и камня. Добывая мелкую водоплавающую птицу и дичь, чукчи использовали бола (приспособления для ловли птиц на лету) и пращу, которая вместе с луком и копьем являлась также и военным оружием.
Основным средством передвижения у чукчей служили олени, но, как и коряки и ительмены, они в качестве транспорта использовали собачьи упряжки.
Чукчи - отличные мореходы, умело управлявшиеся с байдарами, вмещавшими 20-30 человек. При попутном ветре чукчи, как и коряки-нымыланы, использовали квадратные паруса, сделанные из оленьей замши (ровдуги), а для большей устойчивости на волне прикрепляли к бортам надутые воздухом тюленьи шкуры, снятые «чулком». Почти каждое лето чукчи совершали промысловые экспедиции на байдарах от залива Креста на реку Анадырь для охоты. Известно также, что они торговали с эскимосами, отправлялись к американскому берегу целыми флотилиями.

Алеуты - древнее население Алеутских островов, их самоназвание «унанган», т.е. «прибрежные жители».
Не позднее 1825 г. Российско-Американской компанией, осваивавшей Русскую Америку, были переселены с Алеутских островов на остров Беринга первые 17 семейств алеутов-промышленников для постоянного жительства.
Основным традиционным занятием алеутов была охота на морских животных (котики, сивучи, каланы) и рыболовство. На зиму в качестве продукта питания алеуты заготовляли яйца с птичьих базаров.
На острове Беринга привычным способом передвижения стали нарты с собачьей упряжкой, а на острове Медном для хождения зимой по горам алеуты использовали короткие и широкие лыжи.
Жилища командорских алеутов представляли собой полуподземные юрты. Среди предметов домашнего обихода были травяные плетеные сумки, корзины, циновки; для хранения жира, юколы, запасов шикши с жиром и т.п. применяли сивучьи пузыри.

Полуостров Камчатка в наши дни заселен несколькими народностями, которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII веке. К этим народностям относятся: , проживающие в северной и центральной частях полуострова; , населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); , которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; , в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); , проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах.

К концу XIX века основой хозяйства стала не традиционная охота, а оленеводство. Предки этих эвенов переселились на Камчатку с весьма небольшим количеством оленей и здесь, под влиянием коряков, занялись оленеводством мясо-шкурного направления. Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Для ловли рыбы устраивали на реке запоры, заколы, катып , нипко , с помощью которых суживали русло и заставляли рыбу идти по узкой части в направлении ловушки.

Из ремесел, свойственных эвенам, известный этнограф отмечал кузнечество.

В качестве жилища использовали цилиндрическо-конические чумы, по устройству близкие к чукотско-корякской яранге. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход - тамбур.

В отличие от иных , эвены не практиковали широко ездового собаководства. Собак же использовали на охоте, причем старались каждую "натаскать" на одного зверя. В качестве средства передвижения использовали оленей. Для ездового оленеводства создали своеобразный вариант породы таежного оленя, известного под названием ламутского.

В отличие от коряков, чукчей и ительменов, носили не "глухую", а распашную одежду. Полный мужской костюм состоял из короткой до колен оленьей дошки с несходящимися полами, штанов, передника-нагрудника, надевавшегося под дошку, наколенников, меховых чулок и камусных сапог с лахтачьими подошвами. Одежда расшивалась бисером.

Еще одна народность, проживающая на территории Камчатской области (в основном на острове Беринга) - . Необходимо отметить, что как цельный народ алеуты в основном проживают в США (на Алеутских островах, юго-западе полуострова Аляска и некоторых прилегающих к нему мелких островах).

Заселение предками алеутов основной части их современной территории происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10–12 тысяч лет назад.

Название "алеуты" было дано русскими после открытия ими Алеутских островов и впервые встречается в документах 1747 года.

Основными традиционными занятиями алеутов до контакта с европейцами были охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов и пр.) и рыболовство. Подсобное значение имело собирательство. Изготовляли орудия охоты, рыболовства и оружие из камня, кости, дерева; обтянутые кожей лодки - многовесельные байдары, одно- и двухвесельные байдарки. также занимались заготовкой на зиму птичьих яиц, сохраняя их в сивучьем жире.

Отношения с русскими у коренных обитателей Алеутских островов складывались по-разному: были и дружественными, были и враждебными. В период первых контактов алеуты восприняли многие орудия труда как более совершенные - железный топор, долото, нож, пилу, а так называемый "алеутский" топорик был популярен у русских.

Традиционная одежда продолжала бытовать весь русский период (до продажи Аляски). Изменились отчасти лишь материалы: исчезли из обихода алеутов парки из меха котиков, большое распространение получили птичьи парки, кишечные камлейки, в том числе и наиболее прочные и дорогие - из сивучьих горл. Позже стали шить одежду традиционного покроя и из европейских тканей. Появились нововведения и в изготовлении обуви. Ее делали как из традиционных материалов (шкур лахтаков, сивучьих горл, кожи с ласт сивучей), так и из привозной кожи. Брюки шили из сивучьих горл и кишечных полос.

В конце русского периода, особенно в селениях при конторах Российско-Американской компании, стали повседневными и праздничными русская одежда и обувь, тогда как промысловая одежда оставалась прежней.

В повседневной жизни все чаще стали употребляться не бытовавшие ранее головные уборы (прежде алеуты надевали особые деревянные конические шапки только на промыслах в море, а празднично-обрядовыми были другие головные уборы) сначала из традиционных материалов (кожи, птичьих шкурок, кишок морских животных), но по образцу русских, а затем и привозные русские.

Особая этническая история Командорских островов началась свыше 160 лет тому назад с поселения на этих островах и обособления от остальных групп алеутов. Заселение ими необитаемых островов, открытых в 1741 году экипажем судна "Святой Петр" во главе с , связано с деятельностью Российско-Американской компании. После того как эта компания закончила свое существование в 1867 году и российские владения в Америке - Аляска с Алеутскими островами - были проданы США, Командорские острова остались в пределах России.

В первый период положение поселенцев Командорских островов было общим с положением остальных аборигенов Алеутских островов. Все алеуты были обязаны работать на промыслах и на заготовке для компании продовольствия из местных ресурсов и материалов для шитья одежды.

Жилища представляли собой несколько видоизмененные традиционные полуподземные юрты. Среди предметов домашнего обихода были травяные плетеные сумки, корзины, циновки; для хранения жира, юколы, запасов шикши с жиром применяли сивучьи пузыри (желудки). В то же время вошли в быт металлические котлы, чайники и другая привозная посуда.

На острове Беринга широко вошли в обиход промышленников нарты с собачьей упряжкой, заимствованные на Камчатке, но несколько видоизмененные. Для хождения же зимой по горам (с острова Медного) прекрасно освоили лыжи, также камчатского типа, короткие и широкие, подбитые шкурой нерпы с шерстью (ворс препятствовал скольжению назад при подъеме на гору), и стали употреблять особые шесты с железными крючьями (для передвижения по оледеневшим склонам).

Но это характерно для более ранней истории , в наше время все более отчетливо проявляется тенденция к полной ассимиляции этой этнической группы. Численность их здесь в последнее время колеблется в пределах 300 человек: кто-то ежегодно уезжает, а кто-то возвращается. Около 200 алеутов живут на Камчатке и в самых разных районах нашей страны.

Несколько слов следует сказать о мифологии чукотско-камчатской группы народностей. Космологические концепции палеоазиатов представляют собой обычное деление на верхний (облачная земля), средний и нижний миры. Верхний мир населен верхним народом (чукотский чаргоррамнын ), к этим существам относятся: Творец, Рассвет, Зенит, Полдень, Полярная звезда и Кол, к которому, как олени, привязаны звезды и созвездия. В свою очередь, звезды и созвездия в их понимании представляются людьми.

Мифологической моделью мира также является и жилище, в особенности стоящий посреди него "столб-лестница", символизирующий связь верхнего и нижнего миров.

В и мифологии большую роль играют так называемые "облачные люди". По чукотским представлениям, на небе в некоторых местах обитают определенные категории мертвецов. Коряки считают, что после смерти человека одна из душ поднимается на небо, к верхнему существу, а другая (тень) отправляется в нижний мир.

Сравнительный анализ космогонических представлений, преданий и сказок о вороне в фольклоре Чукотско-Камчатского региона показывает, что центром наибольшего распространения вороньего цикла предстает не Чукотка, а именно Камчатка. Именно в и ительменском фольклоре возникли и развились совершенно уникальные представления о вороне Кутхе-Куйикинняку, воплотившем в себе черты культурного героя - Творца Вселенной и персонажа волшебно-мифических и животных сказок, в которых его героический образ принижается до образа комического, когда мудрый Творец превращается в шута, обманщика и обжору.

Представления народов севера Камчатки о рождении, болезни и смерти были тесно связаны с мировоззрениями на природу и человека. Как и другие народы, сохранявшие до недавнего времени анимистические представления во взглядах на природу, они считали всю окружающую природу одушевленной. Горы, камни, море, небесные светила и прочие элементы мертвой природы осознавались как живые организмы, действующие и мыслящие подобно людям.

Вселенную населяли различные существа, которые, в зависимости от их отношения к человеку, олицетворяли доброе и злое начала. Добрые, как правило, помогали людям, хотя, рассердившись на них по какому-либо поводу, могли причинить и вред, злые же посылали всевозможные болезни и даже смерть.

Несмотря на сверхъестественные способности перевоплощаться, воскрешать себя и других, быть невидимыми и тому подобное, как добрые, так и злые существа осознавались вполне материальными. Они чаще всего представлялись в антропоморфном виде, обитали в таких же жилищах, как и люди, среди сородичей, занимались охотой и рыбной ловлей, пастьбой оленей, имели своих детей и семьи.

Благожелательные существа помогали людям, но судьба последних в большей степени зависела от действия вредоносных существ (злых духов). По заключению С. Н. Стебницкого, злые духи играли основную роль, например, в религиозных верованиях и их культе.

Личные охранители имелись у каждого , и пр. Они нашивались на одежду маленьким детям, чтобы оградить их от злых духов, часто нападающих на детей во время сна.

Сведения о душе суммарны и отрывочны. Например, коряки полагали, что у человека имеется несколько душ. Одна - главная, или основная, другие души добавочные, или второстепенные, которые имели связь с понятиями "дыхание" и "тень". К сожалению, исследователям не удалось выяснить соотношение этих двух душ для человека.

Душа - жизненное начало. Она может покинуть человека временно, в период болезни или навсегда, вследствие смерти, и только шаман силой своего магического могущества мог вернуть душу на место, иногда даже после смерти человека, отняв ее у злых духов.

Вообще в мировоззрении народов севера Камчатки яркой нитью проступает идея непрерывности жизни. Живое существо не может исчезнуть окончательно. Человек через некоторое время после смерти обязательно возвратится в образе своего потомка.

Исследователи отмечают, что у и отсутствует четкое представление о естественной смерти. Граница между жизнью и смертью слабо расчленяется. В рассказах нередко встречаются эпизоды об умерших дважды, о воскрешениях, о покойниках, действующих как живые.

"Паренцы, - пишет К. Бауэрман, - верят, что смерть - временное явление и что покойник вновь рождается и возвращается из страны мертвых (пынел-су )".

По материалам , коряки связывали смерть с состоянием главной души. Она или сама покидала тело, напуганная злыми духами, или же последние вытаскивали душу силой, чтобы, в свою очередь, поселиться в человека. И если шаман был не в силах вернуть душу, то главная душа покидала землю. В дальнейшем главная душа поднималась к Верховному существу, а покойник отправлялся к умершим предкам.

Таковы основные представления о душе и мире, характерные для народов Камчатки в недавнем прошлом и отчасти теперь, хотя вместе с постепенной утратой традиций предков уходят и верования.

Шаманские ритуалы, заклинания, песнопения теперь известны очень небольшому кругу людей. Охотничьи и оленеводческие праздники знают многие. Жив еще кое-кто из шаманов.

В поле зрения исследователей теперь попадают в основном предметы и обстановка, предназначенные для обрядов, шаманские атрибуты. Все это в целом, наряду с привлечением отдельных материалов из фольклора, этнографии и археологии, дает возможность воссоздать и описать традиционную жизнь аборигенов Камчатского полуострова.

Публикуется с сокращениями
по сборнику "Камчатка (справочник туриста)"
(Петропавловск-Камчатский, 1994).

Огромный полуостров Камчатка, расположенный на самом востоке материковой Евразии, сегодня населяют примерно 330 тысяч человек, которые представляют около 170 наций и народностей. Из них подавляющее большинство составляют пришлые народы с Большой земли: русские, украинцы, татары, белорусы и далее по списку этнических представителей нашей необъятной родины. Если сложить все коренные народы (включая камчадалов), то суммарно их представители составят всего 4,6 тысячи человек, что не на много превысит 1% от всего населения этого сурового края.
Этот единственный процент коренного и полу коренного населения Камчатки выглядит весьма удручающе, особенно если учесть, что примерно треть от этого числа жителей составляют камчадалы - потомки первых поселенцев, которые начали прибывать на полуостров в 30-х годах XVIII столетия. По большей части это были русские казаки, которые быстро смешивались с аборигенами северных этносов, привнеся в их культуру русский язык в качестве основного средства общения.
То, что русские, украинцы или татары, проживающие на Камчатке, называют себя камчадалами - неверно. Правильнее их называть камчатцами. Такие обитатели полуострова сохраняют свою национальную принадлежность, данную им предками на материке. Только те представители российских наций, предки которых связали себя кровными узами с ительменами, коряками или чукчами, могут считаться не только камчатцами, но и камчадалами. Примерно так же, как татарин, проживающий в Москве, будет считать себя москвичом, но оставаться татарином.
Малые народы Камчатки
Если из 100-процентного списка малых народов полуострова отбросить 38,23% камчадалов, то далее этнический состав распределится следующим образом… Ительмены, численность которых сейчас немного превышает 1,1 тысячи человек, возьмут на себя 24,34%, эвены при общем количестве чуть более одной тысячи получают 22,24%, 600 коряков - 13,17%, 70 чукч - 1,53%. Можно еще посчитать 15 представителей намыланов (0,33%) и семь ламутов (0,15%). Именно такие данные за 2012 год дает министерство спорта и туризма края.
Теперь представим себе, что на территории в 270 тысяч квадратных километров проживает всего 321,3 тысячи человек (0,2% от общего населения России), где средняя плотность составляет 0,7 человека на квадратный километр, притом что в среднем по стране нас на квадратный километр укладывается по 8,5 персоны. Добавим к этим справедливым расчетам тот факт, что 60% населения Камчатки приходится на Петропавловск-Камчатский, а на полуострове есть совершенно пустынные земли, где в статистическом пересчете на 10 квадратных километрах сыщется только один человек. Нелегкое это дело - выживать среди ветров, вулканов и медведей! Но коренным жителям полуострова, оставшимся в столь малом составе, это удается. Поэтому очень важно успеть сохранить этих самобытных, мужественных людей и уберечь их уникальные культуру и традиции.
Аборигены
Далеко не все малые народы севера, представленные на полуострове, считаются исконными, так как появились на Камчатке в сравнительно обозримые периоды времени. Так айны, проживающие на севере края, считаются выходцами с Курильских островов, которые хоть и прибыли сюда очень давно, но сохранили свою исходную аутентичность. Древнейшее же население Камчатки представляют ительмены, коряки и чукчи. Вот о них и поговорим.
Ительмены
Название самого многочисленного коренного народа ительмен, или итэнмэн, можно перевести как "живущий". Данное слово было впервые зафиксировано российскими исследователями Камчатки, участниками Второй камчатской экспедиции 1733-1743 годов Георгом Стеллером и Степаном Крашенинниковым. Они считаются самыми древними обитатели полуострова. Анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что ранние памятники ительменской культуры насчитывают уже 5,2 тысячи лет.
Испокон веков ительмены занимались рыбной ловлей. Охота и собирательство хоть и играли важную роль в жизни этого народа, но оставались скорее вспомогательными промыслами. Ягоды, травы, коренья и кедровые орехи употреблялись в пищу или использовались в медицинских целях. Дополнительным к рыбе пропитанием служило мясо оленей, медведей, снежных баранов и других зверей. Шкуры животных шли на одежду, отделку жилища и создание предметов обихода, а пушнина служила предметом обмена.
Ительмены изначально говорили на собственном языке, который хоть и относится к северо-восточной группе палеоазиатских языков, но имеет серьезные отличия от чукотского и корякского. К сожалению, начиная с конца XVII века эта древняя культура под влиянием русских подверглась сильной ассимиляции. В настоящее время только 10% коренных жителей владеет национальным языком.
В религиозных обрядах этого коренного народа преобладали почитание предметов, связанных с жизнью, а также явлений природы, которых они наделяли духами, жившими по собственным законам и понятиям. Кроме того, популярны были фетишизм и шаманизм, хотя шаманы и не пользовались специальными атрибутами.
Приметы также играли не последнюю роль в жизни ительменов. Так, например, категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым духи воды и гор лишаются желаемой пищи.
Одним из главных фольклорных действий признается древний ительменский танец любви - кузелькинга. Он исполняется парами, выделывающими вполне эротические движения в сопровождении собственных подкриков без использования музыкальных инструментов.
Коряки
Считается, что название корякского народа произошло от слова "хора", то есть "олень", хотя сами коряки до прихода на Камчатку русских называли себя либо нымыланами, либо чавчувенами. Первая группа вела оседлый образ жизни, занималась рыболовством и охотой на морского зверя, а вторая кочевала, перегоняя оленьи стада с пастбища на пастбище.
Намыланы выходили на промысел на байдарах, обшитых шкурами морских животных, из которых изготавливали также обувь, предметы одежды и быта и лыжи. Охотились они в основном на нерпу, лахтаку и кита.
Для чавчувенов практически единственным занятием было оленеводство. Олени давали им мясо, которое шло в пищу, шкуры, из которых делалась одежда и конструировались переносные жилища, а также кости и рога, используемые при производстве орудий труда и бытовых предметов.
Сегодня практически все коряки говорят на русском языке, хотя некоторые из них еще сохраняют собственные корякский и алюторский языки на письменной русской основе.
Чукчи
Большинство чукчей проживают на севере материковой Евразии, но часть из них уже так давно перебралась на просторы Камчатки, что их причисляют к коренным народам этого полуострова. Местные чаучу - "оленьи люди" - считаются бедными, если в стаде у них менее ста оленей. Изначально чукчи были просто охотниками на оленей, мясо, шкуры, кости и рога которых они подобно чавчувенам использовали по назначению. Примерно в XVII веке представители этого этноса освоили оленеводство, но не оставили кочевого образа жизни.
Помимо оленеводства чукчи немало времени уделяют наземной и морской охоте, особенно в этом промысле преуспевают те племена, которые живут ближе к морю.
Интересно, что представители этого народа в русских анекдотах часто фигурируют как люди не слишком тонкого ума, хотя сами они считают себя избранной нацией и весьма высокомерно относятся к своим соседям. В чукотском фольклоре ни один народ, за исключением русских и их самих, не называется собственно людьми.
Эвены
Эвены появились на территории Камчатки около 150 лет назад, когда их племена стали передвигаться на север и восток материка вслед за русскими отрядами покорителей Дальнего Востока. По происхождению они сходны с эвенками (тунгусами) и относятся к сибирской тунгусо-маньчжурской народности.
Эвены отличаются от других оленеводческих народов Камчатки тем, что они передвигаются на оленях не только в запряженном виде, но и верхом, управляя ими с правой стороны. Именно они вывели особую породу домашнего оленя, отличающуюся большим ростом, силой и выносливостью.
Поскольку верховая езда стала неотъемлемой частью камчатских эвенов, их одежда приобрела особенности фасона не свойственные другим северным народам. Основным элементом мужской и женской одежды был распашной кафтан (таты) из пыжика или из ровдуги с несходящимися полами. Борта и подол обшивали меховой полосой, а швы покрывали полоской, орнаментированной бисером.
Национальный праздник "Алхалалалай"
Возрождению национальных обычаев малых народов Камчатки посвящен традиционный ительменский праздник "Алхалалалай". Изначально это был обряд благодарения Ворону Кутху, которого ительмены считают прародителем Камчатки. Именно ему и рыбному богу Хантаю охотники и рыбаки приносили свою благодарность за удачные охоту/улов на стыке осени и зимы.
В советские времена этот обряд проводили исключительно на местах, стараясь не привлекать внимания официальных властей к такому языческому действу. Но в 90-х годах прошлого столетия по инициативе Бориса Жиркова "Алхалалалай" вновь стал организовываться открыто, собирая с каждым годом все больше гостей и участников. В 2013 году на празднике, который прошел 14 сентября в этнокультурном центре "Пимчах" села Сосновка, собрались тысячи людей. Помимо разнообразных состязаний, связанных со знанием национальных языков и традиций малых народов севера, на фестивале впервые устроили ительменский свадебный обряд. Изюминкой праздника стал танцевальный марафон или III Открытый чемпионат России по танцам коренных народов Камчатки, который продлился 16 часов 30 минут и на 10 минут превзошел аналогичное состязание предыдущего года.
Ирина Нехорошкина