Что в 1942 высадили на поле. Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни. Какой жук был священным у древних египтян

Народный танец - один из древнейших видов народного искусства. Он выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства и с магией, в том числе военной.


Когда-то человек научился управлять своим телом не только для того, чтобы охотиться или собирать плоды, но и для того, чтобы отображать своими движениями повадки животных. Особенно подражание животным было развито у племен охотников, которые с помощью подобных движений пытались магически воздействовать на свою добычу.

С течением времени человек начал воспроизводить определенные последовательные движения, которые определил для себя словом «танец», под какой-то источник ритма. В большинстве индоевропейских языков это слово произносится созвучно, что еще раз доказывает, что когда-то данное древнее сообщество людей имело один язык для общения и единые представления о мироздании. Впоследствии представления об окружающем мире вылились в обрядовые танцы, призванные влиять на природу.

На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.), с воинской составляющей жизни.

В древности пляски входили в обязательный круг обрядов Родового Ведания и существовали у всех арийских народов, в том числе и у славян. Многочисленные яркие примеры подтверждали сакральный характер боевых танцев. Мифы утверждают, что раньше такие танцы исполнялись богами и духами, а позже переданы в мир людей как символы присутствия божества в мире. Эти ритуальные танцы выступали в роли связующих элементов между Небом и человеком, а исполнители идентифицировали себя с богами-воителями.

Пение, музыку и пляски А.Н. Афанасьев считает необходимыми элементами древних праздников и обрядов, а эротичность языческих танцев объясняет символикой плодородия. Обрядовый смысл древних славянских плясок отражает суть строения Вселенной и изменений Природы в мировоззрении древних славян. В плясовых движениях можно найти множество тайных знаний. Танцы передавали человеку мифологические знания и не сводились только к сексуальному завлечению и эстетическому наслаждению.

Древней особенностью славянского танца была круговая пляска: хоровод на Руси; коло, корогод - в Украине, Польше и Белоруссии, хормос - в Македонии, Западной Болгарии и некоторых других южных славянских землях. Русский хоровод выражает суть мирового круговращательного движения.

Плавная обрядовая пляска с ускорениями и со спущенными длинными рукавами также имеет родовое значение и восходит к древним магическим временам. Она хорошо дошла до нас в известной сказке о Царевне-лягушке, где царевна выступает как жена Ивана Царевича и оборачивается то змеей, то белой лебедью, то кукушкой, то красавицей Василисой Премудрой. «Праздничный пир у царя. Василиса прячет в свои рукава косточки съеденных лебедей и выливает в рукава часть налитого ей вина. Дошла очередь танцевать; царь посылает больших снох (жен старших царевичей), а они ссылаются на лягушку. Та тотчас подхватила Ивана Царевича и пошла. Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась - всем на диво! Махнула правой рукой - стали леса и воды; махнула левой - стали летать разные птицы...» Размахивание рукавами, разбрасывание положенных туда лебединых косточек и разбрызгивание вина есть обрядовое действо, а необычная пляска чаровницы - танец, по всей видимости, в честь бога растительности Переплута и орошающих эту растительность вил - русалок.

Во время плясок было в ходу питие особого напитка, также входящего в сложные ритуальные действия. Нередко неистово пляшущие, отдав все силы обряду, падали без чувств, и их отпаивали водой с настоем разных трав.

Византийский историк IX ст. Лев Диакон в «Истории», описывая походы князя Святослава, называл языческих воинов детьми сатаны, обучавшихся искусству воевать с помощью танцев. Позднее прибывшего из Франции и случайно попавшего в Запорожскую Сечь путешественника удивил такой факт: казаки целый день могли плясать гопак и тренироваться под собственное пение.

В казачьих войсках пляс жил повсеместно, гармонично вплетаясь в казачий быт, бурно проявляясь в станичные и войсковые праздники. Любое движение, исполненное с мастерством, применимо в боевом искусстве. Танцы вприсядку, не будучи боевым искусством, могут базироваться на тех же принципах, что и воинская казачья практика: резкой смене уровня атаки, приседаниях (или падениях) с последующим выпрыгиванием или перекатом. Например, в бою под Яссами в 1577 г. запорожцы как раз таким способом вполне дезориентировали турецких стрелков на какое-то время. Во время сражений перед рядами боевых товарищей выплясывали с оружием гопкорезы. Под музыку, с пляской ходили в бой.

Вот как описывает гульбу с пляской в Запорожской Сечи Н.В. Гоголь: «Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку чертом и вскинувши руками. Он кричал только: “Живее играйте, музыканты! Не жалей, Фома, горелки православным христианам!” И Фома, с подбитым глазом, мерял без счету каждому пристававшему по огромной кружке. Около молодого запорожца четверо старых вырабатывали довольно мелко ногами, вскидывались, как вихорь, на сторону, почти на голову музыкантам, и вдруг, опустившись, неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами плотно убитую землю. Земля глухо гудела на всю округу, и в воздухе далече отдавались гопаки и тропаки, выбиваемые звонкими подковами сапогов».

Вполне возможно, что такие танцы служили первой системой накопления боевых знаний (в то время еще не сформировалось традиций письменного изложения каких-либо знаний). Обучение проводилось либо изустно, либо в виде показа движений.

Совместный танец, единовременность, такт - условия объединения людей в единый организм. Философ Рибо по этому поводу говорил следующее: «Пляска приносит общественную пользу; она содействует согласованию движения, единодушию. Она придает данной группе людей единство, а также сознание этого последнего и его зрительное восприятие. Она служит дисциплиной, подготовлением к общему нападению или общей защите, своего рода военной школой. Этим объясняется важная роль такта. Кафры поют и танцуют большими группами так согласно и равномерно, что производят впечатление огромной, пущенной в ход машины. У многих племен ритм должен быть безупречен и всякое нарушение его наказывается смертью».

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее ловкость и координацию. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, само собой, что наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров, большой популярностью он пользовался в артелях кулачных бойцов.


В русской воинской традиции бойцов по скорости движений и мышления условно делили на две категории:

1. «Живчики» - быстрые в движениях и решениях.

2. «Спокойные» - медлительные, терпеливые, выносливые, стойкие, долго «нагревающиеся» и долго «остывающие».

Можно выделить также наиболее гармоничных бойцов, сочетающих в себе черты предыдущих типов. Помните, как у Бисмарка: «Русские долго запрягают, но быстро едут».

При достаточном допущении можно утверждать, что первый тип больше характерен для южного населения России, второй - для крестьянского сословия северных и восточных районов, третий - для центральных областей и русского воинства в целом.

Эти системы боя имели каждая по своему специализированному боевому танцу. Танец вприсядку есть сумма боевых движений «живчиков», применяемых в плясе. Для выносливых и терпеливых более характерны медлительные танцы с «ломанием», переходящие в борьбу. Для «универсальных» пляс был подобен северо-западной бузе со всеми ее вариантами медленного «ломания» и пластичных «взрывов» движений. В этих танцах тоже нередко применялись элементы присядки, но изредка, как украшение.

Способы боя «вприсядку» были широко распространены среди всадников и особенно широко применялись пехотинцами в столкновениях с конницей. Бой вприсядку включал в себя кувырки, ползунки (перемещения на корточках и четвереньках), выпрыгивания и «колеса». Казаки применяли различные техники боевого пляса, зная, что одна лучше приспособлена к бою всадника, а другая - к нуждам пехотинца-разведчика.

Для русской народной пляски исстари характерен ударный звуковой аккомпанемент: бубен, трещотка, трензель, колотушка, рубель, ложки и разного рода хлопки в ладоши, называемые летописцами «битием в долони» (ладони). «Не поет, так свищет, не пляшет, так прихлопывает», - говорится в народной поговорке. Кроме хлопков в ладоши, в русской пляске существовали еще различные удары ладонями по корпусу, бедру, голенищу сапога и т.д. В старину это называли «плесканием». Со временем хлопки в ладони, соединившись с «плесканием», достигли виртуозного характера и превратились в существенную часть самой пляски, главным образом мужской, и получили название «хлопушки». При выполнении «хлопушек» как удар, так и хлопок должны быть сильными и четкими, а ладонь при этом становится крепкой и напряженной. При небольшом воображении можно понять, что данные «хлопушки» весьма пригодятся кулачному бойцу для нанесения «оплеух» и встречных ударов ногами.

Из одинарных, двойных и тройных хлопков и ударов в дальнейшем составляются виртуозные хлопушечные комбинации, строятся целые пляски, как, например, старинная русская мужская пляска «Плескачи» или «Плескач».

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее ловкость и координацию.

Для исполнения сложных плясовых движений требовались сноровка и умение владеть своими телодвижениями. Эта сложность мужских плясок являлась необходимым условием в самосовершенствовании и развитии ловкости для бойцов, раньше этим умением владели все взрослые мужчины в той или иной степени.

И поныне можно разглядеть в приемах кулачного боя черты обрядовой пляски. На Псковщине боевой пляс называют «скобарь» или «ломание» - «ломать веселого». Подобный пляс встречается на всей территории, где некогда жили кривичи - союз восточнославянских племен. «Веселого ломают» под гармошечный наигрыш. Перед началом «ломания» плясун встряхивал головой, мог взъерошить волосы. Эти действия, определенные возгласы (гиканье), притопывание считаются элементами древней народной магии. Человек как бы выходил из привычного бытового пространства, перебирался в другой пласт бытия, где отношение к победе, поражению, жизни или смерти было иным. Постепенно танцующий входит в определенное психическое состояние «неума», а «ломание» переходит в обрядовый или в свободный бой против одного или нескольких супротивников.

Обрядовые поединки шли по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения. Бой мог остановить гармонист (в более давние времена - гусляр), прекратив наигрыш.

В «ломание» входят: приплясывание и притоптывание, поведение плечами, скачки, махи руками, удары о землю (тросткой или палкой, кулаками, ногой) и др. - все эти действия призваны были обеспечить разминку, внешнюю расслабленность и внутреннюю собранность тела перед боем. Особо важна и музыкально-поэтическая форма - ведущая роль инструментального наигрыша, причем специального: «Горбатого», «На задор», и частушки - припевки насмешливо-вызывающего характера.


Шествие-пляска с «ломанием», с завершением в виде боя (драки) является элементом традиции и занимает свое место в жизни общины.

Прежде широко проводились состязания плясунов. Чаще такое бывало на ярмарках. На плясунов «спорили» и делали ставки. Победитель получал хороший приз в виде подарка, вина или денег. Добыча делилась на всю артель.

Обычно состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Иногда в переплясе были другие правила, соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого заканчивался набор плясовых «выкрутасов».

Как свидетельствует исследователь боевых традиций Руси Г.Н. Базлов: «Боевые танцы выполняли функцию бесписьменного способа передачи прикладной информации. Отобранные этносом на протяжении веков, наиболее удобные для боя движения передавались пластически, вместе со способом дыхания и звукоизвлечением, на фоне особого психофизического состояния. Большинство элементов боевого пляса имеют прикладной боевой смысл. Их неосмысленное повторение приводит к неизбежному искажению плясового архетипа, пластики и смысла танца».

С. Г. Максимов. Русские воинские традиции


По воспоминаниям современников, после зимних успехов 1941 - 1942-х годов под Москвой, Тихвином и Ростовом Сталин пребывал в состоянии эйфории. Именно легкомысленность Сталина, переоценившего возможности Красной Армии и недооценившего вермахт, стали, по утвердившемуся мнению, причиной катастрофы под Харьковом, в Крыму и выхода немцев к Сталинграду и Кавказу.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо абстрагироваться от сегодняшнего знания ситуации и встать на место Сталина и нашего военного руководства.Действительно, события зимы 1941-го, когда немцы отступали, часто не оказывая сопротивления, создали у Сталина иллюзию морального надлома противника. Вместе с тем Сталин прекрасно сознавал, что с началом весны враг может возобновить наступление и перехватить стратегическую инициативу.

Сталин правильно оценивал рост военно-промышленного потенциала Германии, его перевод на условия затяжной войны, назначение главой военного производства Шпеера, мобилизацию ресурсов Европы, массовое применение рабского труда, труда военнопленных.

Поэтому, по мнению Сталина, требовалось не давать немцам передышки и продолжать наступление.Тогда в нашей Ставке родилось понятие «массовое наступление», которое предполагало одновременные активные действия на всех стратегических направлениях.

В 1942 году СССР произвел 25 тысяч самолетов, 24 тысячи танков, 57 тысяч орудий. СССР перевел свою промышленность и управление на военные рельсы и был готов к затяжной и трудной войне. В Германии, несмотря на все усилия, такой тотальной мобилизации общества не получилось. Во-первых, немецкие рабочие решительно не желали терять материальные блага, приобретенные при нацистах, и никакого трудового подвига в тылу не совершали, во-вторых, многие рабочие места фашистам пришлось заполнить подневольными или полуподневольными рабочими из захваченных стран или военнопленными, производительность труда у которых была невысока.

В Германии не могло идти речи о том, чтобы поставить к станкам миллионы женщин и подростков, чтобы они работали за продуктовые карточки по четырнадцать и больше часов, жили в землянках и бараках, да еще и отдавали свои сбережения в фонд обороны.

Это был сознательный подвиг нашего народа - этим он был силен. Когда во время войны Сталин приказал срочно запустить в производство авиапушку Нудельмана, этот конструктор и его помощники несколько недель жили в тире, где проходил опытный отстрел 37-миллиметровой авиапушки. Койки инженеров стояли в трех метрах от орудийного станка, на спящих по очереди людей сыпались гильзы. Тем не менее они позднее в один голос уверяли, что эти недели в тире были самым светлым, самым радостным временем в их жизни.

Сегодня нас пытаются уверить, что человек может получать удовлетворение, только потребляя материальные блага, объедаясь и бездельничая, а этот пример показывает, насколько человека счастливым могут сделать трудности, если они были преодолены на пути к большой цели, исполнены сознания необходимости своего труда.

Тем не менее планируя кампанию 1942-го, Сталин, Ставка и Генштаб прежде всего пытались предугадать намерения противника на лето 1942 года.

Данный анализ проводился в условиях крайнего дефицита достоверных разведывательных данных, что было связано со слабым еще развитием партизанского движения в оккупированных районах, недостатком опыта стратегического анализа у нашей военной разведки, умелыми действиями Германии по маскировке своих намерений.

И здесь не надо думать, что только наши генералы и Сталин были такими лопухами, что все свои намерения немцы от них умело маскировали. В ходе Второй мировой войны на всех ее театрах сторона, владевшая стратегической инициативой, без труда вводила противника в заблуждение, создавая иллюзию подготовки удара на ложном направлении. Вспомним Перл-Харбор, битву у атолла Мидуэй, высадку в Нормандии, захват Крита, разгром Франции. Наша армия также устроила немцам немало подобных сюрпризов, о них разговор впереди.

Возросшая маневренность войск, возможности железных дорог, наличие авиации позволяли за день-два перебросить силы с одного стратегического направления на другое и совершенно неожиданно нанести противнику разящий удар.Аналогичная ситуация сложилась и под Харьковом в 1942 году. И Сталин, и наш генералитет прекрасно понимали значение Харькова, Сталинграда и Кавказа для страны и судьбы фронта. Однако исходя из имевшихся данных, анализа расположения германских войск, главного удара там не ожидали.

Если и искать виновных в такой оценке, то ими являются Б.М. Шапошников и Генеральный штаб, которые через свои разведывательные и аналитические органы не смогли выявить сосредоточение групп войск Паулюса и Клейста в районе Харькова и Краматорска, не вскрыли германской маскировки плана «Блау», не установили количество войск Германии, Италии, Венгрии, Румынии, переброшенных из Европы. Генштаб также ошибся в определении потерь вермахта в 1941 году и неверно оценивал его силы на Восточном фронте в целом.

Другое дело, что альтернативы выбранному образу действий, видимо, просто не было. Проблема заключалась в том, что немцы все еще превосходили Красную Армию и качественно, и количественно. Это превосходство проявилось и в Крыму, где небольшой корпус Манштейна наголову разгромил наш Крымский фронт, и под Москвой, где в районе Вязьмы были окружены и уничтожены 33-я армия генерала М.Г. Ефремова, 1-й гвардейский кавкорпус и 4-й корпус ВДВ под Ленинградом, где провалились все попытки прорвать кольцо блокады. Эти неудачи - не следствие чьей-то ошибки, вины или злой воли, а единственно - превосходства германской армии над нашей, сохранявшегося в 1942 году.

Поэтому не имеет решающего значения - был нанесен или нет удар войск Тимошенко на Харьков, операция «Блау» - бросок на Кавказ состоялась бы в любом случае. Даже год спустя, под Курском, точно зная, где ожидать удар Манштейна, наши войска с трудом смогли остановить его двумя танковыми армиями и таким количеством противотанковых средств, которого в 1942 году не было физически. Да и войска, командиры в 43-м были другие.

Сомнительно, чтобы Ставка, отказавшись от ударов под Харьковом, в Крыму и под Ленинградом и сосредоточив все силы, скажем, под Москвой, разгромила бы группу армий «Центр» летом в 1942 году.От Ставки также требовалось решение в отношении деблокирования Севастополя, для которого имелись все предпосылки. Удар же Тимошенко под Харьковом мог вместе с успехом в Крыму вылиться в стратегическое наступление Красной Армии на Украине.

В чем действительно виноват Сталин в данной ситуации, это в том, что назначил Жукова своим заместителем после катастрофы на Юге, а не до нее. Находясь на Западном фронте, Жуков не мог детально разобраться в ситуации под Харьковом, побывать в войсках и оценить реальное положение. Надо признать, Сталин также в этот момент переоценил в какой-то мере свои личные полководческие способности.

Теоретизирование же некоторых современных исследователей по поводу ошибок советского командования, запоздалые рекомендации по руководству войсками просто несерьезны. Не стоит забывать, что во главе наших армий стояли Жуков, Рокоссовский, Шапошников, Василевский, в квалификации которых нет сомнений. Они приняли решение на основе имевшейся информации и адекватное тем условиям, которые были на тот момент, тому состоянию Красной Армии, с которым им приходилось иметь дело.

22 июня 1941 года на Центральном стадионе «Динамо» в Москве проводился большой спортивный праздник "Мастера спорта - детям!" В разгар соревнований на стадион ворвалась страшная весть - война!..

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война - самая кровопролитная война в истории, которая продолжалась 1418 дней и ночей.

Мы, московские динамовцы, гордимся тем, что представители Общества «Динамо» вместе со спортсменами других обществ внесли свой вклад в победу над нацистской Германией. Они воевали на фронтах и в тылу врага, трудились на фабриках и заводах нашей Родины во имя Великой Победы, занимались подготовкой резервов для Красной Армии, стали инициаторами движения «тысячников», обязуясь обучить для нужд фронта по тысяче бойцов.

Главная спортивная арена страны - стадион «Динамо» превратился в центр подготовки молодых бойцов, в военный учебный лагерь. Уже 27 июня там начали формироваться отряды ОМСБОНа (Отдельной мотострелковой бригады особого назначения) , из числа добровольцев-спортсменов Центрального государственного института физической культуры и Общества «Динамо», которые затем засылались в тыл врага.

Сам стадион «Динамо» был замаскирован от налетов вражеской авиации и тщательно охранялся. Зимой 1942 года на футбольном поле с целью маскировки были высажены молодые ели, что наглядно демонстрировало заботу государства о сохранении главной спортивной достопримечательности столицы.

Во время битвы за Москву ОМСБОН в составе 2-й мотострелковой дивизии войск НКВД особого назначения использовалась на передовой, но и в это время в ее составе формировались боевые группы, предназначенные к заброске во вражеский тыл. Зимой 1941/1942 годов мобильные отряды ОМСБОН провели множество успешных рейдов и налетов в тылу немцев.

ОМСБОН наводила ужас на немецко-фашистских захватчиков, проводя дерзкие и решительные операции в тылу врага. В функции ОМСБОН входило: ведение разведопераций, организация партизанской войны, создание агентурной сети на территориях, находящихся под немецкой оккупацией, руководство специальными радиоиграми с немецкой разведкой с целью дезинформации противника.


Война принесла горе в каждую семью, в каждый дом, нарушила мирную жизнь миллионов людей. Народ отстоял свою Родину ценой огромных потерь. Наши мужественные воины защитили родную землю, повернули вспять фашистские полчища и разгромили их.

С годами не меркнет величие подвига наших солдат и офицеров, тружеников тыла, женщин, детей – всех, кто приближал День Победы. Мы гордимся героизмом, стойкостью, самоотверженностью наших соотечественников. Эти дни не забыть никогда. Именно поэтому указом от 8 июня 1996 года в России установлен 22 июня - День памяти и скорби. Во всех городах нашей страны и многих странах ближнего зарубежья в этот день проходят траурные мероприятия, мы вспоминаем всех, кто пал смертью храбрых на полях сражений, кто умер от ран в госпиталях, был замучен в концлагерях. Вечная им память и слава!

  • В 2011 году в Московской городской организации ВФСО «Динамо» стартовал проект "Ветераны Московского Динамо". Символично, что первым из этой серии стал аудиодневник, посвященный динамовцам - ветеранам Великой Отечественной войны . Многие интервью, записанные тогда, стали к нашему большому огорчению последними...

Фото: РИА Новости, oldmos.ru, pastvu.com

Легендарный Никифор Коляда, прозванный партизанами Батя, был выдающейся личностью. О подобных ему в народе слагают сказания. В зените военной славы, уже будучи лауреатом ордена Ленина, обласканный журналистами Коляда попал под неумолимые колеса репрессионной машины.

В начале жизненного пути

История Коляды полна захватывающих поворотов. Родился будущий герой в 1891 году в Харьковской губернии, на хуторе Костев, в семье бедного крестьянина. Помощь сестер позволила ему закончить трехклассное городское училище, что для крестьянского ребенка было большим достижением. Начав путь военного еще до революции, Коляда в чине прапорщика прошел Первую мировую войну, а потом решительно поддержал большевиков, стал членом городского Совета рабочих и крестьянских депутатов. За большевистскую агитацию петлюровцы бросили его в тюрьму, но Коляда бежал и создал один из первых партизанских отрядов на Смоленщине. Он успешно оборонял Винницу от войск атамана Шепеля, громил Петлюру, а в 1920 году был назначен военкомом 57-й стрелковой дивизии. Молодой герой революции, еще не отрастивший тогда окладистую бороду и не получивший прозвище Батя, уже тогда показал себя незаурядным человеком с великолепными способностями к организации, командованию и смелым тактическим решениям. В свободное время Коляда постоянно учился. Когда в стране чуть поутихло, он поступил на китайское отделение Дальневосточного университета и вышел оттуда, зная два языка - английский и китайский.

«Данных о деятельности нет»

В характеристике, выданной родственникам Коляды после его ареста, сказано: «За время нахождения в партизанских отрядах (июль - сентябрь 1942 г.) бывший командир партизанских отрядов Коляда проявил себя исключительно с отрицательной стороны». Каждая буква этой отписки дышит ложью.

22 июня 1941 года Никифору Коляде было уже 50 лет. Он занимал хорошую должность и не подлежал призыву из-за возраста, однако немедленно написал заявление в ЦК с просьбой послать его на фронт. Учитывая партизанский опыт Бати, его отправили в Смоленскую область в немецкий тыл, где за год в тяжелейших условиях он собрал вокруг себя десятки тысяч людей и создал крепкое, боеспособное партизанское движение. К июлю 1942-го он уже возглавлял деятельность 20 отрядов в шести районах. Бойцы Бати блокировали дороги и уничтожали коммуникации противника, взрывали железнодорожные пути. В разгар войны они освободили более 230 пунктов, в которых восстановили советскую власть, а также вывели из оккупации более тысячи детей. Операция гитлеровцев по уничтожению партизан «Последний сбор урожая» и попытка выбить их из опорного пункта - Слободы - провалились.

Арест

В конце сентября Батю срочно вызвали в Москву. Он побывал на приеме у секретаря ЦК Андреева и командующего партизанским движением Ворошилова, а сразу после был арестован. Избежав попадания под гребенку репрессий в 30-е годы, Коляда все-таки не миновал своей судьбы. Формально его обвинили в предательской работе в пользу немецких оккупантов и борьбе с местным населением, закрыв глаза на то, что в роли местного населения выступали отряды полицаев, а также в том, что «у населения конфисковывали скот, продовольствие, фураж, что вело к дискредитации советской власти», в неустойчивом моральном облике (несмотря на то что Коляда был женат, он заводил отношения с девушками-партизанками).
На самом деле причиной ареста, скорее всего, послужил конфликт с начальником Центрального штаба партизанского движения П. Пономаренко, который выступал против крупных партизанских образований, а также разногласия с секретарем Смоленского обкома Д. Поповым. По словам Пономаренко, Батя в его присутствии критиковал руководство: «Листовки, разбрасываемые обкомом, не имеют значения. Партийные органы себя дискредитировали. Отступление, эвакуация и т. д. подорвали веру народа в партийный орган. Надо разбрасывать листовки от имени лиц, завоевавших у народа уважение своей борьбой. Мои листовки за моей подписью в Смоленской области могли бы сыграть большую роль. Меня всюду знают».

На допросах обвинение в предательстве Батя не признал, а о фактах мародерства хорошо говорит рапорт сотрудника НКВД, проводившего обыск в квартире. «Арест не наложен, так как подсудимый никакого ценного личного имущества не имеет», - было сказано в отчете.

Тем не менее колеса закрутились, и Никифор Коляда был осужден на трудовые лагеря сроком на 20 лет. Его освободили досрочно сразу после смерти Сталина, полностью реабилитировав и признав невиновным. Но здоровье героя Смоленщины было уже сильно подорвано - легендарный Батя скончался от инфаркта в марте 1955 года.

Не успел перековаться

Репрессии и постоянная ротация кадров - один из неотъемлемых признаков тоталитарной системы. История Бати - хрестоматийный пример того, как яркий, харизматичный человек, привыкший доказывать патриотизм не словами, а делом, попал в ее жернова. Сосредоточив под своим командованием несколько тысяч вооруженных бойцов, обладая широкой известностью и расположением народных масс, а также определенной популярностью на Западе (английская королева даже наградила его именным кортиком), Никифор Коляда не мог не вызывать опасения наверху, тем более что не был сдержан на язык и позволял себе резкую критику власти. В эпоху закручивания гаек такой исход, к сожалению, не редкость.

Закончившаяся сокрушительным поражением высадка союзников в Дьеппе в 1942 году стала своеобразной «разведкой боем» — прологом операции «Оверлорд» в 1944-м.

К планированию операций по высадке во Франции британский Имперский Генштаб приступил практически сразу после поражения 1940 года. Но никаких реальных возможностей до начала войны Германии с СССР не существовало. Начало Великой Отечественной войны существенно облегчило положение Великобритании, но теперь, после создания Антигитлеровской коалиции, сразу же возник вопрос об открытии Второго фронта. Военная ситуация в Советском Союзе была крайне тяжелой, и ограничиваться лишь поставками в рамках ленд-лиза было явно недостаточно.

ПОДГОТОВКА ОПЕРАЦИИ

Сама идея провести высадку (или, если быть более точным, рейд) на французское побережье и захватить город Дьепп возникла в апреле 1942 года. Разработка была поручена Штабу комбинированных операций Военного министерства, а конкретно — вице-адмиралу лорду Луису Маунтбеттену, родственнику королевской семьи. Дьепп был важным портовым городом, там располагались большая радиолокационная станция, аэродром люфтваффе, доки, военный порт и т. д. Таким образом, хотя главной целью операции была своеобразная «проба пера», т. е. выяснение проблем, которые могут возникнуть при высадке войск на побережье, вторичная цель — проведение диверсионного рейда — также могла оправдать возможные потери. Другое дело, что злые языки говорили, что операция была изначально обречена на неудачу, а ее главной задачей было дать сэру Уинстону Черчиллю (который активно эту операцию поддерживал, а позже в своих мемуарах не стал о ней даже упоминать) возможность заявить, что высадка невозможна и отложить открытие Второго фронта на неопределенный срок. Возможно, именно поэтому десант практически полностью состоял не из англичан, а из канадцев — их было 4961 человек, в то время как английских коммандос — всего 1057, а американцев — 50 спецназовцев. Вскоре разработка операции «Раттер» (Rutter; «Лоция») была завершена. 4 июля 1942 года была предпринята первая попытка высадки, но из-за разногласий между командованиями ВМФ и ВВС армии, ее все же отменили. В план был внесен ряд уточнений, в связи с чем он поменял своей название и теперь именовался Операцией «Юбилей» (Jubilee).

ВЫСАДКА В ДЬЕППЕ

Были назначены руководители операции: десантные войска возглавил командир 2-й канадской дивизии генерал-майор Джон Роберте, за ВВС (было привлечено 67 эскадрилий) отвечал вице-маршал авиации Траффорд Ли-Мэллори, за флот — капитан 1 -го ранга Хьюджес-Холлетт, который командовал восемью эсминцами, девятью пехотнодесантными кораблями, 39 канонерками и катерами, 179 десантно-высадочными баржами. Планировалось, что сначала на рассвете небольшие группы высадятся с обеих сторон города, а затем основная масса войск десантируется в самом Дьеппе. Планировавшаяся на 18 августа высадка была отложена на сутки из-за сильного тумана. Наконец, в 4:50 утра 19 августа 1942 года высадка началась. Союзному десанту противостояло всего около 1500 солдат не слишком сильной 302-й стационарной пехотной дивизии генерал-лейтенанта Конрада Хаазе. Позже утверждалось, что столь важный для канадцев фактор внезапности был утрачен благодаря случайности: немецкие части были подняты по тревоге из-за перестрелки, однако все же вероятность утечки информации из Лондона до сих до конца не опровергнута.

Если на флангах отряды коммандос в целом действовали успешно (хотя в Берневиле им удалось лишь временно вывести батарею из строя, а у Пуа они напоролись на пулеметы и понесли большие потери), то на остальных участках возникли проблемы. В районе Пурвиля канадцы хотя и захватили плацдарм, но, как оказалось, не тот, в связи с чем позже не смогли поддержать своевременно своих товарищей. В 5:20 два канадских полка и танки под прикрытием дымовой завесы начали высадку непосредственно в Дьеппе. Части канадской пехоты удалось высадиться, но станками произошла задержка, и немцам удалось отбросить противника. Когда танки все же появились, они попали под сильный огонь артиллерии и удары с воздуха.

Прорваться смогли лишь небольшое количество пехоты и всего шесть танков «Черчилль». Они наткнулись на срочно переброшенные части 10-й немецкой танковой дивизии и были уничтожены. Видя полную бесперспективность продолжения операции, Роберте уже около 9:00 отдал приказ отступать, причем часть десантников так и не успела высадиться на берег. Около 11:00 началась операция по эвакуации десантников, завершившаяся к 14:00.