Эрзерумская операция. Сложноподчинённые предложения с придаточными места

Соперничество рима и константинополя. Filioque, примат папы

Предпосылки: 440-461 - набег гуннов под руководством Аттилы. Папа отправился к Аттиле и убедил его не трогать Рим (существуют разные точки зрения по этому вопросу). Риму - Галлия и Иллирия. Идея о первенстве римского престола в христианском мире.590-604 - при папе Григории Великом влияние папы распространяется далеко за пределы Рима - на Галлию, Испанию, Британию.

607 - при папе Бонифации 3 ему удается получить эдикт от императора Фоки, по которому Римский епископ должен был считаться главой Церкви.728 - папа Григорий 2 и лангобардский король заключают договор о даровании Рима и нескольких городов Лация апостолам Петру и Павлу, это становится одной из основ для формирования папского светского гос-ва.704 - Пиппин Короткий дарует папе еще несколько городов (папская поддрежка является очень важной для него). Граница светских владений папы расширяется.756 - папа фактически становится светским правителем Рима. Сенатус романус сохраняется, но все римские магистраты должны клятвой подтверждать свою верность римскому престолу. Для оправдания светской власти пап создается документ "Константинов дар". Этот документ якобы Константин даровал папе Сильвестру 1, где даровал папе Рим. Историки считают, что даже трактовка документа не верна - Константин всегда сохранял дистанцию между светской и духовной властью.

1. Первые предпосылки к разделению появляются уже в V веке, когда Восток и Запад обособляются культурно и национально. Администрация Империи переходит на греческий, по-гречески говорят и пишут восточные богословы, а Рим предпочитает оставаться латинским: «разделение языков» повело к взаимному непониманию в мыслях, идеях и духовному своеобразию в дальнейшем развитии. 2. Что же касается догматики, то первые различия (совершение Евхаристии на опресноках, возведение диаконов прямо во епископы, целибат, пост в субботу и другие) были затронуты ещё на Трулльском соборе, хотя тогда речь отнюдь не шла о хотя бы возможном разрыве на этой почве. Можно говорить, что к середине XI в. споры концентрировались в основном вокруг Filioque (учение об исхождении Святого Духа: по восточному - только от Отца, а по западному - от Отца и Сына), о том, какой хлеб следует использовать для евхаристии – квасной или пресный – и о безбрачии духовенства.

Filioque впервые появляется в символе в Испании в борьбе с арианами: Сын ни в чем не меньше Отца, поэтому и Дух Святой также исходит от Отца, как и от Сына. Карл Великий и его епископы приняли символ веры с Filioque и это свое постановление отправили к папе. Папа признал вполне правильным это выражение с богословской точки зрения, но внести его в Никео-Царьградский символ отказался. Когда, собственно, Filioque было внесено в символ Римской Церкви, до сих пор остается невыясненным. Большинство исследователей принимает, что Римская Церковь позволила петь символ Filioque во время мессы ок. 1014-1015 г. по просьбе германского императора Генриха II. 3. Причина церковного раскола лежит также в области каноническо-административной организации Церкви, т. е. в борьбе за власть между папой Римским и патриархом Константинопольским. Римские папы издавна заняли выдающееся положение в Христианской Церкви: согласно решению II Вселенского Собора, Рим признавался первым городом по значимости в христианстве. Папе, несомненно, принадлежал канонический авторитет на Востоке. Фактически этот примат по временам расширялся до догматического примата: папа иногда призывался Востоком помочь ему в делах веры, сам писал догматические послания для Соборов и посылал вещих легатов. В то же время Константинопольский патриарх хотел быть «Византийским папою» – ровней и соперником папе, Пользуясь своим географически-политическим положением, папы держались независимо от Византийских императоров, ибо их взгляд об отношении Церкви к государству был всегда далек не только от подчинения василевсам, но и от «союза» с ними. Императоры угрожали чистоте веры и принуждали Церковь повиноваться своей воле, и более того – они не были в состоянии защитить Рим от вторгавшихся варваров. Это стало одной из причин, по которой в столетие споров из-за икон и давления лангобардов папство разорвало связь с Византийским государством и объединилось с франкской династией: в 800 году папа Лев III возвел Карла Великого на трон римских императоров.


Конфликт 1. Был смещен патриарх Игнатий – благочестивый, не захотевший постричь в монахи мать Михаила III, вместо него более сговорчивый патриарх Фотий. Жизнь при дворе приняла кощунственный характер, сторонников Игнатия преследуют. Папа отправил легатов изучить дело Фотия. Но их подкупили. Папа низложил в 863 году Фотия и объявил законность Игнатия. В это же время конфликт за новоокрещенную Болгарию. Фотий против. В 867 году новый император – Василий Македонянин, он ставит Игнатия, в Риме умирает Николай III, в 869 году собор по делу восстановления Игнатия. Василий желал примириться с папой. Фотий завоевал расположение царя. В 877 году он вновь стал патриархом. На новом соборе 879 года он был оправдан, папа Иоанн VIII предал анафеме Фотия. Новый император Лев VI, опасаясь силы Фотия, лишил его кафедры в 886 году. !Этот конфликт - между личностями, не между Церквами. Папство в конце 9 – 10 вв. – игрушка в руках немецкой аристократии.

Конфликт 2 В конце IХ – начале Х вв. папство сильно ослабело, однако к середине XI в. после прихода Льва IX (1049-1054) начинается его реальное возрождение. Лев IX был убежден в необходимости радикального обновления папства и в высокой важности его в целом христианском мире. Новый папа встретил себе сильного оппонента в лице константинопольского патриарха Михаила Керуллария. На первом этапе спор Рима и Константинополя имел чисто религиозную, догматическую окраску. Рим начал вести активную латинскую пропаганду на территориях, которые традиционно находились под влиянием Византии. В то время как византийские императоры стремились проводить миролюбивую политику по отношению к Западу, патриарх Михаил придерживался жесткой позиции, и потому в ответ на пропаганду он закрыл в Константинополе латинские церкви и монастыри. В ходе дальнейшей переписки между Римом и Константинополем папа требует от патриарха подчинения и почитания, а Михаил Керулларий главным условием примирения и единения с папою выставляет уравнение в правах Константинопольской Церкви в отношении ее ко всему Востоку с правами Римской в её отношении к Западу.

В Константинополь прибыли папские легаты, но 19 апреля 1054 г. папа Лев IX скончался, что поставило законность миссии под вопрос. 16 июля 1054 г. легаты, не имея более средств давления, предали Константинопольского патриарха анафеме. По-видимому, такой резкой мерой они хотели произвести волнения в народе против патриарха, как виновника разделения с Римом, а потом – добиться и низложения Михаила Керуллария. Однако они ошиблись: волнения в народе поднялись не против патриарха, а против легатов.

20 июля Михаил созывает Собор Соборное решение было доведено до сведения Восточных патриархов, которые его поддержали. из членов всех партий греческой Церкви и в свою очередь отлучает от Церкви легатов.

Эти взаимные анафемы стали важным историческим событием: Восточная и Западная Церкви разделились, хотя о значении 1054 г. заговорили только спустя несколько десятилетий, а настоящее неприятие католиков и православных началось только после 1204 г.

Организационные – окончательный распад единства крупнейших церквей каждая становится господствующей в своем регионе и пытается сформировать институты и доктрину своего нового положения. Догматические – формирование с течением времени совершенно особых толков, латинского и православного, причем изменения на западе сильнее (в связи с доктриной папства, развитой из папоцезаризма). Исторические – окончательный отход запада от востока (в определенной трактовке понятий «запад» и «восток»), постепенное превращение «латинян» и «схизматиков» во врагов – IV Крестовый поход, провалы всякой унии (по мнению греков, «под турками лучше, чем под латинянами»). В итоге, Византия продолжает свой путь развития и терпит крах в 1453 году.

Сенатор Берни Сандерс объявил о выдвижении своей кандидатуры для участия в праймериз Демократической партии к президентским выборам 2020 г. Не сюрприз: в опросах демократических избирателей он неизменно идет вторым вслед за бывшим вице-президентом Байденом. Последний имеет «под 30%», Сандерс – между 15% и 20%. Насколько серьезна заявка политика, которого в Америке считают социалистом?

Бизнес

19 февраля генеральным директором публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (РЭО), координирующей реформу обращения с твердыми коммунальными отходами, был назначен бывший зампред подмосковного правительства Денис Буцаев.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

30.07.2008 | Алексей Макаркин

Москва и Константинополь: конкуренция церквей

Визиты Патриархов Константинопольского и Московского в Киев на празднование 1020-летия Крещения Руси стали очередным этапом конкуренции двух Патриархатов 1 , которая насчитывает не один век. Существовала версия, что Патриарх Варфоломей в ходе торжеств примет в общение неканонические украинские церковные группы – Украинскую православную церковь Киевского Патриархата во главе с преданным анафеме Московским Патриархатом Филаретом (Денисенко) и небольшую Украинскую автокефальную православную церковь, не признаваемую Москвой и находящуюся в конфликтных отношениях с Денисенко. Ситуация осложнялась вмешательством государственных структур – Виктор Ющенко находится на стороне Филарета и стремится к тому, чтобы тот получил канонический статус, тогда как российские власти полностью поддерживают Патриарха Алексия II.

Однако эта версия с самого начала была маловероятной – украинский вопрос является только одним из многих, по которым у Москвы и Константинополя существуют серьезные разногласия. И ни одна из сторон не хочет доводить дело до разрыва, который способен привести к расколу мирового православия, что угрожает непоправимыми последствиями.

Сотрудничество и конкуренция

Несмотря на то, что Киевская Русь была крещена священниками, находившимися в юрисдикции Константинопольского Патриарха, и Киевская митрополия изначально находилась в юрисдикции Константинополя, отношения между греческой церковью и ее дочерней русской структурой часто не были идиллическими. Уже сын равноапостольного князя Владимира Ярослав Мудрый (самый популярный исторический персонаж Украины, как показали результаты недавнего опроса) добился избрания собором русских епископов (в обход Константинополя) киевским митрополитом знаменитого церковного деятеля Илариона. Ранняя история христианской Руси знает еще один подобный пример, когда митрополию возглавил другой русский святитель Климент Смолятич. Впрочем, это были локальные эпизоды, не менявшие общего характера иерархических отношений между Русью и Константинополем, в том числе и в начале возвышения Москвы.

Впрочем, рукоположенный в Константинополе в XIV веке митрополит Алексий фактически правил Московским княжеством, не оглядываясь особенно ни в духовных, ни, тем более, в светских аспектах своей деятельности на мнение далекого Патриарха. А его преемника, митрополита Киприана, московский князь Дмитрий Донской в течение долгого времени отказывался признавать главой церкви, поддерживая альтернативные кандидатуры и добиваясь их признания Константинополем. После заключения Флорентийской унии между католиками и православными в XV веке, внук Дмитрия Донского Василий Темный использовал это событие для разрыва отношений с Константинопольским Патриархатом и одностороннего провозглашения автокефалии Русской церкви. Впрочем, это никак не сказалось на ситуации в Киевской Руси, находившейся в составе Литвы – ее клир и миряне оставались в юрисдикции Вселенского Патриарха.

Ослабленный Константинопольский Патриархат в XVI веке был вынужден легитимировать русскую автокефалию и даже возвести ее предстоятеля в сан Патриарха в 1589 году. К тому времени не только Константинопольский, но и все остальные восточные патриархаты уже давно находились на территории Османской империи и в значительной степени зависели от материальной поддержки из Москвы (за которой на Русь нередко ездили греческие иерархи). Ослабленное положение Константинополя усиливающаяся Москва нередко использовала в своих целях – когда надо было лишить Патриаршего сана Никона (это решение было проведено при активном содействии Александрийского и Антиохийского Патриархов) или присоединить к Московскому Патриархату Киевскую митрополию, на что Константинопольский Патриарх дал официальное согласие во время регентства царевны Софьи – окончательно это решение было оформлено в 1687 году. Продвижение на юг русского государства сопровождалось и активной церковно-политической экспансией, которой зависимый от турецкого султана греческий Патриархат не мог сколько-нибудь эффективно противостоять.

Более того, в рамках политики поддержки славянских стран Россия сочувствовала отделению от Константинополя Болгарской церкви, которая односторонне провозгласила автокефалию в 1870 году. Значительную роль в этом сыграл русский посол в Константинополе граф Николай Игнатьев, который несколько ранее добился от турецкого султана издания специального фирмана (указа) о самостоятельности Болгарской церкви. Попытки Вселенского Патриарха, ссылавшегося на церковные каноны, удержать болгар в своей юрисдикции не были поддержаны Москвой, которая рассматривала их в качестве своих союзников на Балканах (впрочем, опыт двух мировых войн доказал обратное). Русская церковь же действовала в рамках общегосударственной политики.

Церковное соперничество в ХХ веке

Константинополь попытался взять реванш в начале 1920-х годов, когда Русская церковь в результате прихода к власти большевиков не только утратила поддержку государства, но и подверглась жестоким гонениям. В рамках этого реванша Константинополь принял под свой омофор православных Финляндии, Эстонии и Латвии – на территориях этих государств, только что добившихся независимости, были созданы автономные церкви в юрисдикции Вселенского Патриарха. Кроме того, Константинополь даровал автокефалию Польской церкви, в состав которой входили и епархии запада Украины и Белоруссии. Все эти действия были предприняты без какого-либо внимания к мнению Московского Патриарха, свобода которого тогда была ограничена (а некоторое время он вообще находился в заключении). Формально такая инициатива Константинополя была мотивирована тем, что в России начался церковный хаос и отсутствовал единый центр принятия решений – поэтому Вселенская Патриархия подчеркнуто поддерживала отношения как с Патриархией, так и с обновленческим движением, которое тем самым пыталось повысить свою изначально крайне ущербную легитимность. Только в Литве Константинополю не удалось потеснить Москву – это было связано не только с жесткой промосковской позицией тамошнего правящего архиерея митрополита Елевферия, но и с точкой зрения литовского правительства, недовольного сближением Константинополя и польских властей во время предоставления автокефалии Польской церкви.

В Европе Константинополь взял под свой омофор часть русских эмигрантов во главе с митрополитом Евлогием, создав там свой экзархат. Даже в Чехию Вселенский Патриарх назначил своего архиерея, который, впрочем, сразу же столкнулся с неприятием со стороны православного епископа, рукоположенного для чехов Сербской церковью (на стороне последнего были симпатии и русских церковных деятелей).

В 1940-1948 годах состоялся масштабный реванш Москвы. Вначале сталинская экспансия на Запад в начале Второй мировой войны привела к тому, что Московская Патриархия вновь установила контроль над епархиями запада Украины и Белоруссии и ликвидировала константинопольские автономии в Эстонии и Латвии (по независящим от Москвы обстоятельствам уцелела лишь Финская церковь, которая до сих пор на прежних основаниях входит в состав Константинопольского Патриархата). После Второй мировой войны позиции Константинополя еще более ослабли – Москва в 1948 году сама предоставила автокефалию Польской церкви, демонстрируя тем самым непризнание аналогичного решения Константинополя. Предстоятелем Польской церкви стал архиерей Русской церкви. «Константинопольская» церковная структура была ликвидирована в Чехии. Глава русского экзархата в Европе митрополит Евлогий обратился с просьбой о принятии в московскую юрисдикцию (впрочем, после его смерти в 1946 году и начала холодной войны большинство клириков и прихожан все же остались в ведении Константинополя). Не без активного воздействия Москвы Вселенский Патриарх в 1945 году, наконец, признал автокефалию Болгарской церкви.

Таким образом, Русская церковь, восстановив (хотя и на новых основаниях) альянс с государством (позиции которого в мире резко усилились по итогам войны), обозначила свои претензии на решающую роль в православном сообществе. Однако Константинопольский патриархат смог резко снизить эффект от Всеправославного совещания 1948, проведенного в Москве, приуроченного к очередному юбилею Русской церкви и призванного продемонстрировать ее доминирование. Тогда совещание проигнорировали представители Константинопольской и Элладской церквей, в чем их поддерживали и правительства соответствующих стран – Турции (находившейся в крайне напряженных отношениях с СССР в связи с территориальными претензиями Сталина к этой стране) и Греции (в которой СССР поддерживал повстанцев, противостоявших в ходе гражданской войны королевскому правительству). Присутствовали два антиохийских митрополита, которые подписывали документы и за Александрийскую церковь. Большинство участников совещания представляли церкви из стран, оказавшихся в зависимости от СССР.

В дальнейшем отношения между Москвой и Константинополем носили также непростой характер, причем больше успехов было у Русской церкви, опиравшейся на поддержку своего государства – одной из двух сверхдержав. В то же время отношения Константинопольского Патриарха с турецкими властями носили весьма напряженный характер. В 1951 Москва предоставила автокефалию Чехословацкой церкви, во главе которой в течение нескольких лет после этого стоял архиерей, делегированный в Прагу РПЦ (как это было и в Польше). Константинополь это решение не признал, и, в свою очередь, даровал ей автокефалию лишь в 1998 году (здесь также можно вспомнить польский прецедент, только Москва и Константинополь поменялись местами). В 1961 году Московский Патриархат настоял на признании Константинополем патриаршего сана предстоятеля Болгарской церкви. Не меньшим успехом Москвы стала и ликвидация Константинополем своего экзархата в Западной Европе в 1965 году с предложением клирикам и прихожанам вернуться в юрисдикцию Москвы – впрочем, последствия этого решения носили крайне противоречивый характер. Паства не последовала совету Константинопольского Патриарха и некоторое время находилась в неясном юрисдикционном положении, уйдя от Константинополя и не придя к Москве.

В 1970 Москва предоставила автокефалию Православной церкви в Америке (бывшей Русской митрополии), что вызвало сильнейшее неприятие Константинополя, что понятно с учетом наличия в США многочисленных греческих приходов. Вселенский Патриархат опасался, что новая церковь будет претендовать на свою юрисдикцию над этими приходами. В ответ Константинополь не только не признал новую автокефалию, но и в 1971 году восстановил свою «русскую» структуру в Западной Европе, правда, в виде не экзархата, а архиепископии (что придало ей менее высокий статус). В 1978 году Константинополь по требованию Москвы признал недействительным Томос на предоставление автономии, выданный Эстонской церкви еще в 1923 году.

Новый этап конкуренции

Ослабление международных позиций СССР и последовавший затем распад страны стимулировал активизацию Константинополя, который стремился использовать эти обстоятельства для того, чтобы потеснить Русскую церковь. В частности, Вселенский патриархат легитимировал украинские неканонические юрисдикции в Канаде и США, приняв их под свой омофор, соответственно, в 1990 и 1995 годах. Таким образом, в состав Константинопольского Патриархата впервые вошли украинские архиереи, клирики и прихожане, что заложило основу для выстраивания отношений между Константинополем и православным сообществом Украины; эти события получили своего рода прецедентный характер. В частности, одна из групп в Украинской автокефальной православной церкви, отделившаяся от большинства своих коллег по юрисдикции, уже считает свои «духовным» главой американско-украинского митрополита в юрисдикции Константинополя. При этом урегулированный канонический статус «эмигрантских» церквей способствовал тому, что их представители могли общаться и с деятелями Украинской православной церкви, входящей в состав Московского Патриархата.

В 1999 году Патриарх Варфоломей повысил статус своей западноевропейской архиепископии до прежнего уровня экзархата, что вызвало неприятие со стороны Московского Патриархата. В 2006 году к экзархату присоединилась часть приходов, ранее входивших в состав Сурожской епархии Московского Патриархата во главе с епископом Василием (Осборном), которые были недовольны усилением влияния Москвы на ситуацию в британских приходах после кончины основателя епархии, знаменитого митрополита Антония (Блума). Более либеральная богослужебная и пастырская практика Константинопольского Патриархата оказалась для них приемлемее «московского» подхода к этим проблемам. Конфликт удалось разрешить только после длительных переговоров. Добавим к этим проблемам и уже упомянутое «вторичное» предоставление автокефалии Константинополем Чешской церкви, и активизацию в последнее время конкуренции между Москвой и Константинополем в Китае.

Однако наиболее жесткое противостояние между двумя Патриархатами произошло в Эстонии. Несмотря на отмену Томоса в 1978 году, после восстановления независимости Эстонии в стране была создана параллельная юрисдикция, восходившая к синоду, находившемуся в подчинении Константинополя и оказавшемуся в эмиграции в Стокгольме. Эстонское правительство оказало ей полную поддержку, а Константинополь в 1996 году восстановил действие Томоса, вновь предоставив эстонской церкви автономию. Это решение привело к временному прекращению отношений между Москвой и Константинополем, что стало беспрецедентным явлением для двусторонних контактов. Ранее, несмотря на все существовавшие проблемы, церкви продолжали поддерживать между собой молитвенно-каноническое общение. Однако уже вскоре оно было восстановлено, и в ходе трудных переговоров удалось достичь частичного компромисса – принципиального признания наличия двух юрисдикций.

Но сохраняющиеся разногласия по имущественным вопросам привели к тому, что Московский Патриархат до сих пор воздерживается от каких-либо отношений с эстонской «автономией» Константинополя. Так, делегации Московского Патриархата покинули уже несколько значимых мероприятий с участием православных церквей, когда выяснилось, что на них присутствуют «константинопольские эстонцы». Так, Русская православная церковь в связи с этим приостановила свое участие в Смешанной православно-католической богословской комиссии, работа которой проходила в итальянском городе Равенна. А в июне нынешнего года делегация Московского Патриархата демонстративно покинула заседание комиссии по подготовке встречи предстоятелей православных церквей, которое состоялось на острове Родос.

Усиливается влияние Константинопольского патриархата и на другие церкви. Так, его союзник Феофил был избран Иерусалимским Патриархом (недавняя скандальная история с критикой политики РПЦ на Святой Земле с его стороны демонстрирует крайне прохладное отношение этого архиерея к Московскому Патриарху). В то же время московский протеже, митрополит Тимофей, получивший образование еще в СССР, проиграл еще предыдущие патриаршие выборы в этой церкви. Другой союзник, Иероним II, возглавил Элладскую церковь - неудивительно, что он сопровождал Патриарха Варфоломея во время его визита в Киев.

Украинский конфликт

Неудивительно, что в этой ситуации украинские неканонические церкви обратились за легитимацией своего статуса в Константинополь, рассчитывая на понимание. В информационном пространстве появились слухи о том, что Константинополь вот-вот признает Филарета – некоторые утверждали, что это могло произойти уже во время нынешних торжеств. Однако вместо этого Патриархи Алексий и Варфоломей вместе служили Литургию, затем мирно поговорили и разошлись, а глава внешнеполитического ведомства РПЦ митрополит Кирилл заявил после этого, что это была встреча двух братьев, а не конкурирующих фирм. Но все равно создалось впечатление, что худшего сценария – конфликта в мировом Православии – удалось избежать едва ли не в последний момент. Особенно если учесть, как российские СМИ в последние дни относились к Патриарху Константинопольскому – чуть ли ни как к агенту США и мирового империализма и русофобу, который действует против России по указанию американцев.

На самом деле, подобный пиар имеет мало общего с действительностью. Правдой является то, что президент Ющенко действительно хочет, чтобы Константинопольский предстоятель придал легитимность Филарету и его соратникам. Равно как и церковные интересы Москвы и Константинополя часто серьезно расходятся, как это отмечалось выше – но это объективная проблема, не связанная с западными «заговорами». Самое главное – Константинополь настаивает на своем реальном первенстве в православном мире, а Москва готова признать за ним только первенство номинальное.

Патриарх Варфоломей направился в Киев, для того, чтобы утвердить свое понимание иерархии в православном мире. Он неоднократно подчеркивал, что именно его церковь является материнской для украинской. А раз так, то, следовательно, Константинополь имеет право на роль арбитра в конфликте между различными церковными течениями в Украине. В своем обращении к православным верующим Украины Варфоломей не упоминал ни о канонической церкви, ни о раскольниках, которыми в Москве считают Филарета и его сторонников, равно как и небольшую и становящуюся все более маргинальной автокефальную церковь. Константинопольский Патриарх говорит лишь о «путанице», о «разделении», которое «разрушает не только духовное единство, но и гражданское единство украинского народа и несет в себе очевидные тяжелые последствия для будущего Украины». В Москве резко негативно относятся к вмешательству президента Ющенко и его брата Петра в церковные проблемы. В Константинополе, напротив, полагают, что «гражданское, политическое, церковное и, в целом, интеллектуальное руководство украинского народа имеет общий долг использовать как можно шире в допустимых пределах данный Богом дар Крещения не только для безотлагательного исправления различной путаницы и травм исторического прошлого, но и для восстановления объединяющей роли, которую играла Православная Церковь в самосознании Христолюбной украинской нации». Подобная цитата – с некоторыми стилистическими правками – могла бы исходить из уст украинского президента.Но раз Варфоломей хочет быть арбитром, то заинтересован ли он в том, чтобы однозначно публично встать на сторону одного из участников украинского церковного конфликта – в данном случае Филарета, к которому Константинополь к тому же не питает особых симпатий? Тот в 90-е годы пытался объединить вокруг себя различные неканонические группировки, в том числе и греческие, которые считают Варфоломея еретиком. Или же Константинопольскому Патриарху важнее, чтобы его арбитражная роль была молчаливо признана Москвой, хотя и без какого-либо оптимизма (и с желанием пересмотреть ее при первом удобном случае). Чтобы и после киевских заявлений Варфоломея Московский Патриарх сохранил бы с ним внешне дружеское, братское общение. Чтобы добиться от Москвы уступок, к примеру, в эстонском церковном вопросе. Осенью в Стамбуле должна состояться всеправославная встреча, в которой должны принять участие предстоятели всех канонических церквей – в последние месяцы существовали большие сомнения в том, что Алексий II приедет к Варфоломею (а, следовательно, значение встречи резко снизится). После диалога Патриархов в Киеве Варфоломей выразил надежду на то, что его российский коллега все же посетит Стамбул: обычно такие заявления не делаются на пустом месте.

Необходимо упомянуть и контригру Московского Патриархата, который в последние дни развернул активную борьбу за симпатии православного мира – так, он привлек на свою сторону Кипрскую церковь, которая проигнорировала киевские торжества, а также добилась отмены под благовидным предлогом визита в Киев грузинского Католикоса. Понятно, что если бы Константинополь в настоящей ситуации пошел на одностороннее признание Филарета, то была бы не только сорвана встреча в Стамбуле, но и подорвано единство православных церквей. Взамен же Варфоломей получал крайне ненадежного, политически конъюнктурного союзника, на стороне которого находится лишь меньшинство практикующих верующих Украины (многие сочувствующие Филарету украинцы редко посещают храмы – для них его юрисдикция важна не из-за православия, а из-за национального фактора).

По данным «Коммерсанта», свою роль сыграло и государство, с которым, по сложившейся традиции, координирует свою деятельность Московский Патриархат. Газета пишет, что «если проанализировать последние контакты российских руководителей, то можно обнаружить, что в течение последней недели президент Медведев и премьер Путин довольно часто общались с лидерами тех стран, в которых находятся ведущие поместные православные церкви. К примеру, 19 июля Владимир Путин поговорил с греческим премьером Костасом Караманлисом (на официальном сайте правительства РФ о разговоре не упоминается, в пресс-службе греческого премьера факт разговора подтвердили). В тот же день российский премьер поговорил со своим турецким коллегой Реджепом Эрдоганом. 21 июля Дмитрий Медведев разговаривал с президентом Египта Хосни Мубараком».

Представляется, впрочем, что Константинопольский Патриарх и без этого не пошел бы на жесткий конфликт с Москвой, чреватый разрывом отношений, так как рассчитывает получить больше преимуществ с помощью утверждения своей арбитражной функции как во вселенском православии, так и в делах украинских верующих. Похоже, что контригра Москвы в действительности была направлена не на срыв предполагаемого приема Филарета в лоно Константинопольского Патриархата, а на то, чтобы не допустить превращения киевских торжеств в демонстрацию главенства Варфоломея в православном мире накануне стамбульского саммита. Неудивительно, что, по некоторым данным, Константинополь выдвинул такие условия для признания канонического статуса украинских юрисдикций, которые были заведомо неприемлемы для украинской стороны – покаяние и никакого автокефального статуса (по сути дела, речь могла идти только о восстановлении Киевской митрополии). Фактически это соответствует требованиям Москвы.

Есть и еще одно обстоятельство, прямо не имеющее отношения к противоречиям между Москвой и Константинополем. Речь идет о позиции Украинской православной церкви (УПЦ) во главе с митрополитом Владимиром (Сабоданом), находящейся в юрисдикции Московского Патриархата. Это самая многочисленная украинская юрисдикция – она насчитывает около 11 тыс. приходов, в то время как общее число приходов, находящихся в ведении УПЦ КП и УАПЦ, составляет около 4 тыс. Она имеет несколько неопределенный статус, обладая «широкой автономией» в рамках РПЦ, то есть официально не является ни автономной, ни автокефальной церковью. В 90-е годы УПЦ была, по сути, продолжением РПЦ, слабо проявляющей собственную идентичность, но сейчас ситуация изменилась, что видно из последовательности внешне второстепенных, но, на самом деле, значимых для церковных людей событий.

В мае прошлого года Священный Синод УПЦ принял решение поминать митрополит Владимира на церковных службах как «Господина и Отца нашего» - по аналогии с Патриархом (ранее было просто «Господина нашего» - как любого епархиального архиерея). В декабре Архиерейский собор УПЦ принял поправки в Устав своей церкви – большинство из них носят технический характер, но одно является сущностным – УПЦ признается независимой и самостоятельной не только в своем управлении (как в предыдущей версии Устава), но и в устройстве. На этом же соборе была осуждена деятельность одной из наиболее активных пророссийских околоцерковных групп – Союза православных граждан Украины, пользующегося поддержкой руководства РПЦ. На прошедшем в нынешнем году Архиерейском соборе РПЦ Патриарх Алексий II заявил, что поправки в устав УПЦ, зарегистрированные Минюстом Украины до собора, вступают в силу только после утверждения Архиерейским собором и патриархом Московским – тем самым, Москва показала, что намерена контролировать значимые действия Киева.

Отметим в связи с этим и совсем «свежий» факт. На заседании Священного Синода УПЦ 16 июля было принято обращение к Московскому Патриарху об изменениях в Устав РПЦ с тем, чтобы внести в него норму, по которой право налагать такие канонические прещения как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана и отлучение от Церкви в пределах УПЦ было бы передано предстоятелю и Священному Синоду УПЦ. Пока что ответа на это обращение не последовало.

Кроме того, меняется и политическая позиция церкви. Если в 2004 году она поддерживала считавшегося пророссийским кандидата в президенты Виктора Януковича, то сейчас старается дистанцироваться от политики. Добавим к этому и то, что целый ряд деятелей УПЦ высказывают мнения не о принципиальной невозможности, а лишь о несвоевременности автокефалии, о неподготовленности к ней на данном этапе значительного количества клира и паствы. Даже такой символический вопрос, как роль анафематствованного гетмана Мазепы в истории украинского православия, из, казалось бы, давно решенного, переходит в разряд обсуждаемых. Неудивительно, что встречавшие Московского Патриарха Алексия II в Киеве православные активисты выступали, в частности, за введение ставропигии, то есть непосредственного подчинения Москве приходов, непримиримо выступающих против автокефалии.

Понятно, что УПЦ выступает против того, чтобы Константинополь вел переговоры с другими украинскими церковными группами в обход крупнейшей – и единственной канонической – юрисдикции. В то же время она подчеркивает, что хотела бы сохранять позитивные отношения со Вселенским Патриархатом, который, в случае ее договоренностей с Филаретом, оказывалась в конфликте с большинством украинских православных, уже адаптированных (или адаптирующихся) к жизни в независимой Украине. В связи с этим неудивительны и консультации российских государственных деятелей с их зарубежными коллегами – речь на них могла идти не об опасности конкретного соглашения «Варфоломей-Филарет», а о возможном росте влияния Константинополя на процессы в украинском православии в целом. В том числе и в контексте отношений с канонической церковью.

Таким образом, отношения двух Патриархатов – как в целом, так и на украинском «направлении» - видимо, и дальше будут носить напряженный характер. Однако ни один из них, как отмечалось выше, не заинтересован в том, чтобы доводить дело до окончательного драматического разрыва. Поэтому, скорее всего, конфликтные «вспышки» будут сменяться периодами «холодного мира» или даже демонстрациями единства, подобными той, которая произошла в Киеве.

Алексей Макаркин – вице-президент Центра политических технологий

1. В православном мире существует ряд равноправных автокефальных церквей, среди которых Константинопольская, согласно исторической традиции имеет «первенство чести» (то есть является первой среди равных). В состав автокефальных церквей могут входить автономные, которые обладают внутренним самоуправлением, не не независимостью. Для получения канонической автокефалии необходимо согласие «материнской» церкви, в состав которой входила до этого церковь, претендующая на повышение своего статуса. В противном случае подобные действия считаются неканоническими и не признаются ни «материнской» церковью, ни церквями, с которыми она находится в молитвенно-каноническом общении. Некоторые (но не все) предстоятели автокефальных церквей имеют сан патриарха; их власть ограничена церковными соборами, имеющими право при определенных обстоятельствах (например, при высказывании еретических суждений) отрешать патриархов от должности. У православной церкви нет «земного» главы - главой церкви признается Иисус Христос.

Характеры Кирилла Александрийского и Нестория Кон­стантинопольского.

1. К IV-му и в IV-ом столетии первенство на Востоке при­надлежало Александрийскому епископу. Деятельность св. Александра и, в особенности, Афанасия Великого доставили Александрийской кафедре неувядаемую славу. Преемник пос­леднего, архиепископ Петр, провозглашенный императором Феодосием наряду с папой Дамасом образцом христианской веры, а потом Тимофей считали себя в праве промовировать своего кандидата на Константинопольскую кафедру (после удаления Демофила) - в лице злополучного Максима-Киника. Но вот Константинопольский Собор 381 г. вдруг, неожиданно создает 3-м каноном соперника Александрийскому архиепис­копу в образе Константинопольского епископа, доселе под­чиненного Ираклийскому митрополиту. Однако, и после упомянутого Собора Александрийский архиепископ не считает себя утратившим свои права на Востоке. Преемник Тимофея, архиепископ Александрийский Феофил (с 388 г.) в 397 г. по смерти Константинопольского епископа Нектария, стремился поставить на вакантную кафедру Исидора, пресвитера своего клира. Но здесь он должен был уступить всесильному тогда вельможе, временщику Евтропию, выдвинувшему кандидатуру Антиохийского пресвитера Иоанна. Уже вследствие одного этого, архиепископ Феофил не мог питать особых симпатий к Иоанну, занявшему Константинопольскую кафедру. Но здесь произошли и новые события, которые чувство недовольства Иоанном у Феофила усилили и довели его до неприязни и вражды. В самом конце IV-ro века архиепископ Феофил под­верг жестокому гонению Нитрийских монахов за их почитание Оригена, объявленного со стороны некоторых богословов еретиком. Феофил разгромил Нитрию, и до 300 монахов при­нуждены были бежать в Палестину. Пятьдесят же монахов из Палестины пришли в Константинополь; между ними были 4 так называемые “долгие братья” (αδλφοι μακροι) - Аммоний, Диоскор, Евсевий, Евтимий, из которых старший Аммоний пользовался большим авторитетом (Созомен. Ц. История VIII, II).

Иоанн Златоуст сжалился над изгнанными монахами, дал им приют, но не принял их в церковное общение, а написал ходатайство за них архиепископу Феофилу. Последний был страшно недоволен вмешательством Константинопольского архиепископа. Между тем в Константинополе монахи-оригенисты нашли доступ к императрице и подали ей жалобу на Феофила. Результатом этого был вызов последнего на суд в Константинополь. Однако, Феофил сумел повернуть дело так, что не Иоанн Златоуст стал судить его, а он сам сделался судьею... над Иоанном Златоустом... Борьба за первенство на Вос­токе и неприязненное отношение Александрийского архиеписко­па к Константинопольскому - были унаследованы и преемни­ком Феофила, его племянником Кириллом, Александрийским архиепископом с 412 г. Когда в 417 г. Константинопольский архиепископ Аттик восстановил в диптихах имя Иоанна Зла­тоуста, то Кирилл резко осудил его поступок. Внезапное воз­вышение Константинопольского епископа на Соборе 381 г. обеспокоило не только Александрийского архиепископа, но и Римского папу. Как мотив к возвышению, 3-ий канон указы­вает на “новый Рим,” как седалище Константинопольского епископа. Отсюда могло следовать, что Римский папа, как епископ “старого Рима,” может оказаться ниже Констан­тинопольского. Это во-первых. Во-вторых, между Римом и Кон­стантинополем начался спор из-за Иллирика, поставленного теперь в зависимость в гражданском отношении от Констан­тинополя, а в церковном от Рима. В-третьих, современный Несторию, папа Келестин I (422-432 г.) был недоволен Нес-торием лично за то, что последний принял участие в изгнанных из Италии пелагианах и, отправляя папе письмо по этому по­воду, назвал его “братом”; тогда как Кирилл Александрийс­кий именовал папу “отцом отцов.”

II. В том, что за возбужденный жаркий христологический спор подлежат большой ответственности Кирилл и Несторий, как известные индивидуальности, как личные характеры, - так в этом согласны старые и новые, не одни лишь историки-богословы.

Так Римский папа Келестин писал Несторию по поводу возникшего спора: “Откуда пришло тебе желание направлять свои речи на такие предметы, решение которых по началам разума есть нечестие? Зачем епископу проповедовать народу такое, чем оскорбляется в нем благоговение к рождению Девы? Нечестивыми словами о Боге не должно возмущать чистоту древней веры” (Деяния Вселенских Соборов, русский перевод, Том I, стр. 155). Точно так же писал и Акакий Веррийский в своем ответном письме к Кириллу по поводу ереси Нестория: “...В самом начале не было надобности предлагать это учение.” “В самом деле, какую принес пользу (Церкви) Апол­линарий Лаодокийский, который думал быть великим борцом впереди других, - в защиту правой веры, крепким воителем против врагов её? Не видна ли крепкая рассудительность, полное благоразумие в словах, которые сказаны одним из прежних епископов (Василием Великим), желавших людей умных остановить от исследования того, что выше сил челове­ка? Его слова таковы: тайну, как родил Отец Единородного, надобно почтить благоговейным молчанием о ней. … Иссле­дование этого недоступно всем силам небесным, а не только человеческим” (Ibidem стр. 169).

Согласно с отцами IV-ro и V-го в.в. думают и новые ис­торики. Проф. А. Лебедев (Проф. А.П. Лебедев. История Вселенских Соборов, Том I, стр. 167-8) говорит: “мы думаем, что эти споры едва ли возгорелись бы, если бы на сцене церковно-исторической не появилось Нестория, человека с достоинствами, но крайне запальчивого, любившего настоять на своем, гор­дого; а главное, как питомец монастырский, он мало знал жизнь и её требования, узко понимал интересы Церкви. В самом деле, по христологическому вопросу много было уже написано прекрасного отцами Церкви IV-ro века, но вопрос от этого не приблизился к уразумению.” Священник (впослед­ствии епископ Тихон) Лященко (Свящ. Т. Лященко. Св. Кирилл Александрийский. Киев 1913 г. стр. 209) в своем специальном труде о Кирилле Александрийском пишет: “Конечно, при ином характере Нестория и при ином его положении в Церкви, его ересь далеко не так сильно взволновала бы Церковь и, быть может, даже не потребовала бы созыва Вселенского Собора. То же мы должны сказать и о значении личности св. Кирилла в истории несторианства. Не будь Кирилла, история несторианских споров могла быть иная.” Проф. Ф.А. Терновский того же мнения. Проф. В. Болотов (Проф. В.В. Болотов. Лекции по истории Церкви. Том IV, стр. 184) замечает: “Вообще говоря, при том состоянии философской мысли, какой её можно представлять в V-ом веке, вполне ученый спор о таких важных вопросах, как единство личности относится к единству сознания и самосознания - был невозможен... Вопрос о единстве лица казался тогда понятнее в его конкрет­ной постановке, как вопрос об одном и двух сынах... А при такой постановке его, Несторий всегда со всею ясностью вы­сказывался за единство лица, решительно отвергая предполо­жение, что учит о двух сынах.”

Соперничество с Константинополем

Однако на том же Втором Вселенском соборе Феодосий возглавлял заседания, посвященные положению Александрийского патриарха и ситуации в Египетской церкви в целом; было решено, что епископ Константинопольский является вторым в иерархии, уступая только епископу Рима, что понижало статус патриарха Александрийского. К концу IV века Египет был в основном христианским, и патриарх Александрийский контролировал назначение епископов Египта, Ливии и Пятиградья (пяти городов Северной Африки), а также распоряжался значительной частью богатств церкви и мог поспорить в могуществе и влиянии даже с префектом.

В Александрии, где находилась богословская школа, жили ведущие богословы эпохи, престолу подчинялись десятки монастырских общин, его почитало множество духовных и мирских лиц; безусловно, это была самая влиятельная христианская церковь. Вызов Феодосия преимуществу Александрии в Египте восприняли с осуждением, так началась борьба с Константинополем за влияние в христианском мире, растянувшаяся на несколько столетий.

В 391 году Феодосий запретил язычество, инициировав волну преследований и закрытие храмов древнеегипетских богов. Менее восьмидесяти лет ушло на то, чтобы гонимое сообщество христиан превратилось в большинство, организующее гонения. В Александрии патриарх Феофил (384–412) воодушевил паству на борьбу с неверными, и фанатичные толпы ворвались в Серапеум, разбили «идолов», разрушили библиотеку (преемницу Великой библиотеки Мусейона), в которой хранилось до 40 000 книг. Племянник и преемник патриарха Кирилл (376–444) еще более ревностно стремился очистить страну от язычников и иноверцев, он добился изгнания евреев из города в 412 году, осквернил языческие святилища и побудил толпы христиан к уличному насилию, которое привело к убийству выдающейся женщины - математика и философа-неоплатоника Гипатии (ок. 370–415 гг.). Популярный учитель, она являлась светочем научного знания и философии, то есть областей мысли, рассматривавшихся христианами как глубоко языческие явления; ее смерть убедила многих других ученых в необходимости покинуть город, что стало причиной окончательного упадка этого поразительного центра древнего знания.

Честолюбивый и агрессивный Кирилл избрал тактику грубой силы и запугивания в спорах с богословами, придерживавшимися иных взглядов, в особенности если они имели отношение к главному сопернику Александрии - Константинополю. Он яростно и ядовито нападал на патриарха Константинопольского Нестория (умер в 451 г.), который пытался возобновить полемику о природе Христа, настаивая на том, что Деву Марию не следует называть Богородицей (Теотокос), так как она родила не Бога, а человека. Кирилл считал эту идею возрождением арианства и попыткой разделить божественную и человеческую природу Христа. На Третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 году он на заседаниях, еще до того как собралось большинство его оппонентов, запугивал присутствовавших при поддержке огромной и буйной компании сторонников; собор согласился осудить Нестория как еретика.

После Кирилла александрийский патриарший престол занял в 444 году Диоскор (умер в 454 г.), чья власть и тиранические манеры правления заслужили ему прозвище «фараон церкви». Однако это было сильное преувеличение: он не смог удержать Египетскую церковь от изоляции в христианском мире и утраты реального влияния на церковные дела.

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

СОПЕРНИЧЕСТВО МОСКВЫ И ТВЕРИ Приблизительно с начала XIV в. начинается возвышение Москвы. Первое упоминание о ней в источниках относится к 1147 г., когда Юрий Долгорукий устроил пир в городке Москов для своего союзника в борьбе за Киев Святослава Ольговича. В домонгольский

Из книги Краткий курс сталинизма автора Борев Юрий Борисович

СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЦЕНАТОВ В 1926 году в кооперативном писательском доме близ улицы Герцена собралось много литераторов старшего и младшего поколения. В те поры некоторые писатели были в контактах с Троцким, который старался играть роль мецената. Видимо, из чувства

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

Соперничество или союз? Первые признаки, которые можно было наблюдать после прибытия Ричарда в Акру, позволяли предположить, что единство цели одержало верх над разногласиями. Французский король явился лично, чтобы встретить Ричарда при высадке, и два монарха

Из книги От империй - к империализму [Государство и возникновение буржуазной цивилизации] автора Кагарлицкий Борис Юльевич

ВОЙНА И СОПЕРНИЧЕСТВО Начало XXI века было временем экономической и культурной глобализации под руководством единственной сверхдержавы - как и конец царствования королевы Виктории. В связи с этим финский экономист Патомяки призывает вспомнить, что Первая мировая война

Из книги Русская Америка автора Бурлак Вадим Никласович

Соперничество Проникновение иностранных кораблей в XVI–XVII веках в Белое море, их посещение берегов от Кольского полуострова до Обской губы вызывало недовольство русских купцов, промышленников, рыбаков и зверобоев.Свою обеспокоенность по поводу участившегося появления

Из книги Крещение Киевской Руси автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Между Римом и Константинополем В истории часто бывает так, что события прошлого рассматриваются с точки зрения сильнейшего или сильнейших. Борьба Рима и Константинополя заслонила, отодвинула на второй план или даже вовсе устранила с исторической арены политические и

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Первая (Лионская) уния между Константинополем и Римом (1274-1282) Михаил VIII Палеолог был готов поступиться чем угодно, лишь бы сорвать планы латинских феодалов и избежать очередного крестового похода на земли империи. Для этого он решил использовать авторитет римского папы и

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Глава 6 МЕЖДУ КОНСТАНТИНОПОЛЕМ И РИМОМ Сообщение «Продолжения хроники Регинона Прюмского» После статьи под 6463/955 г. о крещении Ольги Повесть временных лет кладет восемь «пустых» лет, как будто принятие княгиней христианства не имело никаких последствий для Русской

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

КОНФУЦИЙ ИЛИ СОПЕРНИЧЕСТВО Предприимчивость сковывалась конфуцианским недоверием к «новым вещам», которые могли бы изменить правильные, хорошие пути предков, и организацией сильных гильдий купцов и ремесленников с целью подавления конкуренции и контролирования

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Конец Консты (668г.). Дипломатические отношения между Римом и Константинополем Таким террором было временно наведено молчание во всей империи. Даже в Риме клирики примолкли. Папа Евгений скончался в 657 г. Его преемник Виталий решил смиренно послать свою синодику не только к

Из книги История вычислительной техники в лицах автора Малиновский Борис Николаевич

Творческое соперничество Первые «кирпичи» в научный фундамент цифровой вычислительной техники закладывались в Москве. Однако после войны положение изменилось. В конце 40-х годов благодаря работам С.А. Лебедева центр новой науки переместился в Киев.Когда академик Н.Г.

Из книги Рыцарство от древней Германии до Франции XII века автора Бартелеми Доминик

Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

СОПЕРНИЧЕСТВО ГЕСТАПО И СД В отличие от чинов гестапо, типичный офицер СД, как правило, происходил из образованной семьи среднего класса, отличался интеллектом, был лояльным членом НСДАП и являлся членом СС. К сфере деятельности СД относились контрразведка и искоренение

Из книги Краткая история аргентинцев автора Луна Феликс

Ревность и соперничество

Из книги Русский Стамбул автора Командорова Наталья Ивановна

«Смутные времена и слова» между Москвой и Константинополем Опрометчиво утверждать, что невнимание царя Ивана IV к проектам государственного переустройства, подобным принадлежащему перу Ивана Пересветова, явились причиной обострения отношений между Москвой и

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Соперничество с Западом Никогда история исламского мира так явно не отождествлялась с мировой историей, как в период великих империй. Исходя из этой точки зрения, его можно рассматривать как микрокосм в мировой истории: все важные события, влиявшие на всемирную историю в