Грузино-абхазский конфликт - войны на руинах ссср. Официальные российские данные

В конфронтацию с Грузией вступили Абхазия и Южная Осетия - грузинская сторона решила покончить с их автономностью. Весной 1991 года председателем Верховного Совета Грузии Звиадом Гамсахурдиа было объявлено о независимости этой республики. За основу грузины взяли соответствующее постановление, принятое в 1918 году. Менее чем через год Гамсахурдиа свергли в результате вооруженного переворота. К власти пришел бывший член Политбюро ЦК КПСС СССР Э. А. Шеварднадзе.

В Грузии распрощались с Конституцией Грузинской ССР и провозгласили главенство основного закона, действовавшего в республике в 1921 году. Возглавивший Госсовет Грузии Шеварднадзе столкнулся с проблемой отсутствия государственного контроля над Южной Осетией, Аджарией и Абхазией – эти территории отказывались подчиняться центру. Вдобавок происходили постоянные стычки в Мингрелии, где бунтовали звиадисты, поддерживавшие лишенного власти Гамсахурдиа.

В Абхазии, в свою очередь, тоже вспомнили прошлое и вместо прежней советской республиканской Конституции приняли за основу закон от 1925 года. В Грузии заявили, что этот документ юридически несостоятелен, и грузинский Госсовет принял решение его отменить.

Звиадистами были похищены несколько крупных грузинских чиновников, среди которых был и помощник Шеварднадзе. Эдуард Амвросиевич в августе 1992 года решает ввести в Абхазию войска. Формальный повод – предпринять решительные действия по освобождению людей, захваченных в заложники, и восстановить контроль над железной дорогой, которая была единственной транспортной нитью, соединяющей Россию и Армению. Однако по сути такое решение означало объявление военных действий.

Интересные подробности Цхинвальской войны на суше, на море и в воздухе, хотя статья и весьма объемна.

"Особую озабоченность вызвали результаты боевых действий авиации, судя по всему, не связанных единым замыслом, в ходе которых она понесла сравнительно большие потери, и фактическое бездействие войсковой ПВО, не принявшей достаточных мер по воспрещению действий авиации противника".


Вооруженный конфликт в Южной Осетии и Абхазии 8-12 августа 2008 г.

А. Рубан

Предыстория конфликта.

Грузино-абхазский конфликт.
4 мая 1921 г. на территории Абхазии была установлена советская власть, и 31 марта того же года Абхазия была провозглашена Социалистической Советской республикой. Существовавший к тому моменту Ревком Советской Социалистической республики Грузии признал ССР Абхазию в качестве независимого государства, более того, это случилось даже за 10 дней до провозглашения ССР Абхазии.
Добровольное вхождение ССР Абхазии в состав ССР Грузии произошло 16 декабря 1921 г. 13 декабря Абхазия в составе Грузии вошла в состав Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР), в свою очередь 30 декабря 1922 вошедшей в состав СССР вместе с РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР.


19 февраля 1931 г. ССР Абхазии была преобразована в автономную республику. За понижением статуса Абхазии последовали шаги по искусственному увеличению численности грузинского населения Абхазии и уменьшению доли лиц абхазской национальности в партийном и советском руководстве республики. С этого же времени было отменено преподавание в средних школах абхазского языка, которое было заменено обязательным изучением грузинского. В итоге к началу 1990-х годов абхазы составляли всего 17% от общей численности населения Абхазской АССР.
Все эти шаги, ущемлявшие абхазское национальное самосознание, привели к развитию межнационального конфликта, наиболее яркими проявлениями которого стали массовые выступления абхазского населения автономной республики с требованиями о выходе из состава Грузинской ССР и о вхождении в состав РСФСР, имевшие место в апреле 1957 г., апреле 1967 г. и мае-сентябре 1978 г.
Очередное обострение конфликта произошло в июле 1989 г., когда в результате столкновений между грузинами и абхазами в г. Сухуми погибли 16 человек и около 140 были ранены. Для ликвидации массовых беспорядков были применены Внутренние войска МВД СССР. Атмосфера накалялась и в дальнейшем. Это было связано с избранием первым президентом Грузии крайнего националиста З. Гамсахурдиа.
После распада СССР, 21 февраля 1992 г. правящий тогда в ставшей независимой Грузии Военный совет (свергнувший Гамсахурдиа, но в целом разделявший его националистические взгляды) объявил об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 г. и восстановлении действия Конституции Грузинской демократической республики 1921 г. Абхазское руководство восприняло отмену конституции Грузинской ССР как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, и 23 июля 1992 г. Верховный Совет Абхазской АССР (при бойкоте сессии со стороны депутатов грузинской национальности) восстановил действие Конституции ССР Абхазии 1925 г., согласно которой Абхазия являлась суверенным государством.
14 августа 1992 г. между Грузией и Абхазией началась война, продлившаяся до сентября 1993 г., и закончившаяся поражением Грузии и фактическим изгнанием грузинского населения с территории Абхазии. 14 мая 1994 г. в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 г. размещены Коллективные силы по поддержанию мира (КСПМ) СНГ, в задачу которых входило поддержание режима прекращения огня в зоне конфликта.
КСПМ СНГ, полностью укомплектованные российскими военнослужащими, контролировали 30 километровую зону ограничения вооружений вдоль тогдашней административной границы Грузии и Абхазии. Максимальное количество контингента КСПМ было определено в 3 тыс. человек, причем эта квота до 2008 г. Россией не выбиралась.
2 апреля 2002 г. был подписан грузино-абхазский протокол, согласно которому патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, оставшаяся под контролем Грузии) было поручено КСПМ СНГ и военным наблюдателям ООН.
Обострение обстановки в зоне грузино-абхазского конфликта началось после прихода в 2003 г. к власти в Грузии проамериканского руководства во главе с президентом М. Саакашвили, поставившим перед собой цель любой ценой добиться возвращения бывших абхазской и югоосетинской автономий в состав Грузии.
25 июля 2006 г. подразделения грузинских вооруженных сил и МВД численностью до 1,5 тыс. человек были введены в Кодорское ущелье для проведения операции против местных вооруженных формирований Э. Квициани, отказавшегося подчиниться требованию тогдашнего министра обороны Грузии сдаться властям. Официальные переговоры между Сухуми и Тбилиси после этого были прерваны. Грузинскими властями на территории Кодорского ущелья было размещено т.н. «правительство Абхазии в изгнании».
Все это время напряженность в зоне грузино-абхазского конфликта постоянно нарастала, и весной 2008 г. военно-политическим руководством России было принято решение об увеличении численности КСПМ до официально разрешенных 3 тыс. человек. В течение лета 2008 г. происходили постоянные инциденты, связанные с полетами над Абхазией грузинских БПЛА, несколько из которых было уничтожено.

Грузино-югоосетинский конфликт.
Современная Южная Осетия вошла в состав Российской империи в 1801 г. в составе Грузии. После Октябрьской революции Южная Осетия стала частью Грузинской демократической республики, в то время как Северная Осетия стала частью Терской Советской Республики. В 1918-20 гг. произошла серия восстаний осетинского населения Грузии, требовавшего независимости. Правительство Грузинской демократической республики силой подавило эти выступления.
После установления в Грузии советской власти, в апреле 1922 г. в ее составе была образована Юго-Осетинская автономная область.
В ноябре 1989 г., на волне роста национального самосознания народов Советского Союза, Совет народных депутатов Юго-Осетинской Автономной области Грузинской ССР принял решение о преобразовании ее в автономную республику в составе Грузинской ССР. Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, после чего в конце ноября при непосредственной помощи высших должностных лиц республики более 15 тысяч человек грузинской национальности пыталось прибыть в административный центр ЮАО г. Цхинвали, чтобы провести там митинг. В результате стычек между участниками акции, осетинами и милицией шесть человек погибли и 167 получили ранения. В Южную Осетию для поддержания порядка были введены Внутренние войска МВД СССР.
20 сентября 1990 г. Советом народных депутатов ЮАО была провозглашена Южно-Осетинская Советская Демократическая Республика с принятием декларации о ее государственном суверенитете.
9 декабря 1990 г. прошли выборы в Верховный Совет Южно-Осетинской Республики. В этот же день Верховный Совет Грузинской ССР принял постановление об упразднении югоосетинской автономии.
В ночь с 5 на 6 января на территорию Южной Осетии были введены подразделения грузинской милиции. После трех недель вооруженных столкновений с местной милицией и ополченцами, грузинская милиция покинула Южную Осетию. Одновременно Грузия начала экономическую блокаду Южной Осетии, прекратив подачу электроэнергии югоосетинским потребителям.
В течение всего 1991 г. на территории Южной Осетии продолжались боевые действия, главным образом, в форме артиллерийских обстрелов Цхинвали с господствующих над городом высот.
4 мая 1991 года Собрание депутатов Советов Южной Осетии всех уровней проголосовало за отмену самопровозглашенной Южно-Осетинской Советской Демократической Республики и возвращение к статусу автономной области. Это решение также было отвергнуто Верховным Советом Грузинской ССР.
1 сентября 1991 года Совет народных депутатов Южной Осетии отменил решения Собрания депутатов Советов всех уровней от 4 мая как юридически неправомочное, упразднила Собрание как неконституционный орган и провозгласила Республику Южная Осетия в составе РСФСР. Это решение также было аннулировано Верховным Советом Грузии.
В декабре 1991 г. части Внутренних войск МВД СССР покинули республику, передав вооружение югоосетинским формированиям.
19 января 1992 года в Южной Осетии прошёл референдум по вопросам независимости Республики Южная Осетия и воссоединении ее с Россией.
В феврале 1992 г. возобновились обстрелы г. Цхинвали грузинской артиллерией. Но, в конечном итоге, Грузия, истощенная начавшейся в конце 1991 г. гражданской войной, была вынуждена в июле 1992 г. пойти на подписание т. н. Дагомысских соглашений, согласно которым на территории Республики Южная Осетия был установлен режим прекращения огня, сформирована трехсторонняя Смешанная контрольная комиссия по урегулированию конфликта и образованы Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), состоявшие из российского, грузинского и югоосетинского контингентов (примерно по 500 человек в каждом). Такая форма организации миротворческих сил была обусловлена тем, что в отличие от Абхазии, на территории которой после войны почти не осталось грузинского населения, на территории Цхинвальского и Знаурского районов Южной Осетии соседствуют между собой населенные пункты с преобладающим грузинским или югоосетинским населением, а в Ленингорском (Ахалгорском) районе проживает практически только грузинское население.
Также, как и в случае с Абхазией, осложнение обстановки в Южной Осетии было связано с действиями администрации президента М. Саакашвили, благодаря своей резкой антироссийской позиции попавшего под особое покровительство западных государств. В течение 2004-2008 гг. происходило постоянное нагнетание напряженности в зоне грузино-югоосетинского конфликта, вылившееся в конечном итоге 8-12 августа в боевые действия.

Ход боевых действий.

В ночь с 7 на 8 августа с.г. грузинские вооруженные силы предприняли попытку проведения операции по установлению контроля над территорией непризнанной Республики Южная Осетия. Замыслом операции, по некоторым данным, предусматривалось, после непродолжительной артиллерийской подготовки, силами пехотных соединений при поддержке танков нанести удар в направлении административного центра Южной Осетии г. Цхинвали, установить контроль над ним, затем, введя в бой вторые эшелоны, развивать наступление в направлении районного центра г. Джава и Рокского перевала, и к исходу первых суток операции выйти на линию государственной границы Грузии с Россией. В ходе операции предполагалось также активно использовать авиацию и подразделения специального назначения.
Грузинское командование заблаговременно начало создание соответствующей группировки войск в составе трех пехотных бригад (2, 3 и 4 пб), отдельного танкового батальона, подразделений артиллерийской бригады, а также подразделений боевого и тылового обеспечения. Общая численность этой группировки составляла примерно 13 тыс. человек. Для управления грузинскими войсками был организован командный пункт, дислоцированный в р-не г. Гори. Здесь же были сосредоточены войска второго эшелона, в том числе 2 пб, и тыл группировки. Войска первого эшелона составляли 3 и 4 пб, а также подразделения отб. Общее руководство операцией осуществлялось объединенным штабом вооруженных сил Грузии и лично президентом Грузии М. Саакашвили.
Грузинским войскам противостояли югоосетинские вооруженные формирования общей численностью порядка 2000 человек, вооруженные стрелковым оружием и минометами, а также несколькими единицами танков, артиллерийских орудий и систем залпового огня. Кроме того, в зоне конфликта находились Смешанные силы по поддержанию мира.
Боевые действия начались поздним вечером 7 августа - через несколько часов после объявленного президентом Саакашвили прекращения огня, которому предшествовал двухсуточный период серьезного обострения обстановки в зоне грузино-югоосетинского конфликта. Характерно, что военнослужащие грузинского контингента ССПМ непосредственно перед началом боевых действий покинули свои позиции.
В первые часы операции грузинским войска удалось захватить несколько населенных пунктов в Цхинвальском и Знаурском районах и к утру 8 августа выйти к южным окраинам г. Цхинвали, где завязались бои с югоосетинскими вооруженными формированиями. В результате серьезного сопротивления, оказанного грузинским войскам, выполнить поставленные задачи в установленные сроки они не смогли. С утра 8 августа грузинские войска приступили к обстрелу г. Цхинвали с господствующих высот ствольной и реактивной артиллерией и из танковых орудий. Находившийся в зоне конфликта российский контингент ССПМ (2 мсб 135 мсп 19 мсд 58 ОА Северокавказского военного округа, не имевший тяжелого вооружения), понес потери от огня грузинских войск (12 человек).
В связи с началом боевых действий и потерями среди российского контингента ССПМ, политическое руководство Российской Федерации приняло решение о развертывании Объединенной группировки войск (сил) ВС РФ и ее вводе в зону конфликта. Уже в первой половине дня 8 августа батальонные тактические группы 429, 503 мсп и 135 мсп 19 мсд 58 ОА СКВО, преодолев Рокский перевал, вошли на территорию Южной Осетии и практически с ходу вступили в бой с частями грузинских вооруженных сил. Авиация Вооруженных сил РФ после 14 часов 8 августа приступила к выполнению задач по завоеванию превосходства в воздухе, непосредственной авиационной поддержке своих войск и поражению вторых эшелонов (резервов) грузинских войск в районе г. Гори.
Для управления созданной Объединенной группировкой войск (сил) в зоне конфликта на базе управления 58 ОА был создан командный пункт в г. Владикавказ.
Утром 9 августа Президентом России Д. Медведевым было официально объявлено о начале операции по принуждению грузинских властей к миру.
9 и 10 августа части и подразделения ОГВ(С) Вооруженных сил РФ вели боевые действия с целью вытеснения грузинских войск из г. Цхинвали, овладения господствующими над городом высотами, подавления артиллерийских батарей противника, развернутых в окрестностях Цхинвали и предотвращения в дальнейшем обстрелов города грузинской артиллерией и авиацией. Боевые действия в этот период велись в основном силами батальонных тактических групп 429, 503, 693 и 135 мсп 19 мсд, 71 мсп 42 гв. мсд 58 ОА, 76 гв. дшд и 98 гв. вдд во взаимодействии с югоосетинскими вооруженными формированиями при поддержке ствольной и реактивной артиллерии 292 сап и 1415 ореадн 19 мсд 58 ОА и авиации 4 ВА ВВС и ПВО и авиационных частей и соединений Центра. Одновременно происходило наращивание Объединенной группировки войск (сил) ВС РФ на территории Южной Осетии: был продолжен ввод соединений и частей 58 ОА, в том числе 136 гв. омсбр; также в зону боевых действий были переброшены 45 гв. орп СпН ВДВ, 10 и 22 обр СпН ГРУ ГШ.
Прикрытие войск объединенной группировки от нападений с воздуха возлагалось на 481 зрп 19 мсд, вооруженный самоходными ЗРК «Оса-АКМ» и на 67 зрбр 58 ОА, укомплектованную самоходными ЗРК «Бук-М1».
Помимо применения авиации, штабом ОГВ(С) на 9-10 августа были спланированы ракетные удары по отдельным целям на территории Грузии. По некоторым данным, для выполнения задач в соответствие с этим планом были привлечены дивизион ОТРК «Искандер-М» 60 учебного центра боевого применения РВиА и дивизион ТРК «Точка-У» из состава 114 ракетной бригады СКВО.
В целом, по информации Генштаба ВС РФ, численность группировки российских Вооруженных сил в зоне конфликта - 12 тыс. человек - примерно соответствовала численности противостоящих грузинских войск.
Фронтовая и дальняя авиация ВВС РФ 9-10 августа подвергла бомбардировкам военные объекты, находившиеся вблизи н. п. Сенаки, Поти, Хони, Копитнари, Они, Марнеули и Омаришара (последний находится в Кодорском ущелье).
Одновременно с началом боевых действий в зоне грузино-югоосетинского вооруженного конфликта обострилась и обстановка в зоне грузино-абхазского вооруженного конфликта. Связанное с Южной Осетией договором о военной помощи, абхазское правительство 9 августа отдало приказ своим войскам выдвинуться в зону ограничения вооружений в верхней части Кодорского ущелья. Здесь, однако, выдвигающиеся абхазские формирования были остановлены постами КСПМ СНГ. Абхазская артиллерия и авиация начали обстрел верхней части Кодорского ущелья. В этой обстановке было принято решение об усилении контингента КСПМ. 8 августа из базы Черноморского флота в Севастополя в зону конфликта вышел отряд военных кораблей ВМФ РФ в составе гвардейского ракетного крейсера «Москва», сторожевого корабля «Сметливый», малого ракетного корабля «Мираж», ракетного катера Р-109, малого противолодочного корабля МПК-199 «Касимов», большого десантного корабля «Цезарь Куников» и базового тральщика «Турбинист». На борту БДК «Цезарь Куников» находилось подразделение морской пехоты численностью не менее 100 человек с вооружением и техникой. Из Новороссийска вышел и 10 августа присоединился к указанному отряду кораблей БДК «Саратов» с личным составом и техникой усиленной батальонной тактической группы 7 гв. дшд. 10 августа эти подразделения были высажены с десантных кораблей на берег в р-не г. Очамчира. Одновременно на сухумский аэродром «Бабушара» посадочным способом были высажены еще четыре усиленные батальонные тактические группы 76 гв. дшд и 31 гв. одшбр. Железнодорожным транспортом на территорию Абхазии были переброшены части 20 мсд. В общей сложности, по данным МО РФ, дополнительная группировка российских войск в Абхазии насчитывала более 9 тыс. человек и свыше 350 единиц техники.
В 18-45 10 августа российские военные корабли были атакованы пятью грузинскими ракетными катерами, один из которых («Тбилиси»), по данным Генштаба ВС РФ, был поражен двумя ПКР, запущенными с МРК «Мираж». Около 19-10 МРК «Мираж» произвел пуск ЗУР по еще одному катеру, который получил повреждения. После этого грузинские катера атаку прекратили и вернулись в свою базу. Впоследствии, однако, информация о поражении РКА «Тбилиси» противокорабельными ракетами была опровергнута независимыми источниками. По их данным, «Тбилиси» действительно был уничтожен, но не в ходе морского боя, а позднее, подразделением российских воздушно-десантных войск, в своей базе Поти вместе с другими грузинскими военными кораблями.
10 августа, примерно в это же время, грузинские власти дали согласие на ввод дополнительных сил КСПМ на территорию Зугдидского района Грузии.
В течение 11 августа части и подразделения ОГВ(С) Вооруженных сил РФ выполняли задачи по нанесению поражения грузинским войскам на территории Южной Осетии и к исходу дня установили полный контроль над городами Цхинвали и Знаури и их окрестностями. Российская военная авиация 11 августа продолжала выполнение задач по поражению наземных целей, как в тактической глубине грузинской обороны, так и по целям на территории Грузии в районе н. п. Поти, Хони, Сенаки, Зугдиди, Коджори, Вазиани, Кутаиси, Гори, Шавшеби, Карели, Мцхета, Болниси, Марнеули, Сачхере а также по целям в окрестностях г. Тбилиси.
Поздним вечером 11 августа среди личного состава грузинских войск, находившихся в районе г. Гори стал распространяться слух о наступлении российских войск в направлении города. Этот слух не подтвердился, однако он спровоцировал стихийное неорганизованное бегство грузинских военнослужащих из окрестностей Гори. В ходе беспорядочного отхода в самом городе и вдоль шоссе Гори-Тбилиси было брошено значительное количество тяжелого вооружения и военной техники. При этом управление грузинскими войсками было полностью потеряно. Глубокой ночью с 11 на 12 августа остатки горийской группировки грузинских войск без тяжелого вооружения сосредоточились в р-не н.п. Мцхета в 15 км от Тбилиси. После этого организованное сопротивление грузинских войск в зоне грузино-югоосетинского вооруженного конфликта прекратилось.
12 августа части и подразделения ОГВ(С) при поддержке фронтовой и армейской авиации перешли административную границу Республики Южная Осетия с Грузией и установили контроль над соседними районами Грузии.
С утра этого же дня абхазские вооруженные формирования начали боевые действия против подразделений МВД Грузии, находящихся в верхней части Кодорского ущелья. В результате к полудню 12 августа подразделения грузинского МВД были разоружены и покинули Кодорское ущелье. Одновременно в Зугдидский район Грузии был осуществлен ввод дополнительного контингента КСПМ, решение о котором было принято вечером 10 августа.
К 15-00 12 августа боевые действия в Грузии были прекращены, и президент России Д. Медведев объявил о завершении операции по принуждению грузинских властей к миру. К этому моменту части Вооруженных сил РФ контролировали территорию Южной Осетии и прилегающие к ней районы, в том числе Горийский, зону ограничения вооружений вдоль административной границы Грузии и Абхазии, а также города Зугдиди, Сенаки и Поти.
18 августа, в соответствии с подписанным при посредничестве президента Франции Н. Саркози планом урегулирования грузино-югоосетинского конфликта, начался вывод подразделений ВС РФ с территории Грузии, полностью завершившийся к 9 октября. В этот же день Советом глав МИД стран СНГ было принято техническое решение о прекращении деятельности Коллективных сил по поддержанию мира на территории Абхазии. Для обеспечения безопасности Республики Абхазия и Республики Южная Осетия высшим военно-политическим руководством России было принято решение о развертывании на их территории двух мотострелковых бригад численностью 3800 человек в каждой.

Потери сторон конфликта.

По информации Генерального штаба ВС РФ в ходе боевых действий безвозвратные потери Вооруженных сил России составили 71 человек убитыми и 323 - ранеными. Официально признана потеря трех штурмовиков Су-25 и одного дальнего бомбардировщика Ту-22М3 (по неофициальным данным потери авиации ВС РФ составили семь самолетов: дальний бомбардировщик Ту-22М3, фронтовой бомбардировщик Су-24, самолет-разведчик Су-24МР и четыре штурмовика Су-25). Еще один штурмовик Су-25 был поражен ракетой ПЗРК «Игла», но сумел вернуться на свой аэродром. В связи с многочисленными публикациями в СМИ относительно целесообразности применения в конфликте самолетов дальней авиации, представляется нужным отметить, что эти самолеты, помимо большой дальности полета, обладают также и значительной боевой нагрузкой, и при грамотном применении небольшое количество самолетов ДА могут нанести ощутимый ущерб противнику. С этой точки зрения применение дальних бомбардировщиков Ту-22М3 в конфликте выглядит вполне оправданным.
Точные данные о потерях грузинских войск отсутствуют. По данным иностранной печати, было убито 198 грузинских военнослужащих, ранено - 1700. Уничтожены практически все самолеты и вертолеты ВВС Грузии, в том числе 12 штурмовиков Су-25 различных модификаций. В порту Поти был уничтожен весь корабельный состав грузинских ВМС. Большое число вооружений и техники грузинских сухопутных войск досталось России в качестве трофеев.
Данные о потерях югоосетинских и абхазских вооруженных формирований отсутствуют.

Итоги конфликта.

Военные итоги.
Военным итогом вооруженного конфликта стало нанесение серьезного поражения грузинским вооруженным силам и значительное уменьшение военной опасности для Южной Осетии и Абхазии. Вооруженные силы РФ в целом успешно выполнили поставленные перед ними задачи. Главными факторами, определившими поражение грузинских войск, являлись решительность действий российских войск и низкий уровень морально-психологического состояния личного состава грузинских войск.
Применение Вооруженных сил РФ в данном вооруженном конфликте было осуществлено в форме создания Объединенной группировки войск (сил), ранее неоднократно опробованной в ходе внутренних вооруженных конфликтов на Северном Кавказе, и в очередной раз подтвердившей свою целесообразность и эффективность.
В дни конфликта в прессе было высказано много упреков в адрес высшего военного руководства РФ за якобы проявленные им нерешительность и медлительность в принятии решений на развертывание и применение объединенной группировки войск, в отсутствии заранее разработанных планов реализации этих мероприятий. Как представляется, многие из этих упреков необоснованны. Совершенно очевидно, что для того, чтобы развернуть ОГВ(С) в течение двух суток, необходимо было провести предварительную разработку и утверждение планов такого развертывания, что требует значительного времени. Сам ввод войск, с учетом особенностей данного театра военных действий, также был проведен в минимально возможные сроки. Возможно, до некоторой степени справедливы упреки в адрес разведывательных органов Вооруженных сил России, чья более своевременная и точная информация о планах грузинского нападения позволила бы сэкономить время и задействовать объединенную группировку на более ранних этапах конфликта.
Особую озабоченность вызвали результаты боевых действий авиации, судя по всему, не связанных единым замыслом, в ходе которых она понесла сравнительно большие потери, и фактическое бездействие войсковой ПВО, не принявшей достаточных мер по воспрещению действий авиации противника. Эти недостатки, видимо, можно объяснить существующими трудностями в организации взаимодействия авиации вооруженных сил, в том числе и по линии ПВО, с объединенными группировками войск (сил), которые при данной организационно-штатной структуре не удается преодолеть.
В целом, вооруженный конфликт в Южной Осетии вновь подтвердил актуальность создания в России межвидовых оперативно-стратегических объединений (по образцу американских объединенных командований), уже в мирное время включающих в свой состав как части сухопутных войск, так и ВВС и ПВО, а на приморских направлениях - и флота. Действуя по единому замыслу и под единым командованием, такие объединения смогли бы добиться более впечатляющих результатов, чем те, которые имеются сейчас - при применении существующих объединенных группировок.
На тактическом уровне также было отмечено несколько симптоматичных эпизодов, свидетельствующих о тревожном состоянии Вооруженных сил. Например, вызывает недоумение факт применения зенитного ракетного комплекса «Оса-М» МРК «Мираж» против надводной цели при отражении атаки грузинских ракетных катеров. Малые ракетные корабли проекта 12341, к которому принадлежит «Мираж», оснащены противокорабельным ракетным комплексом «Малахит» с шестью пусковыми установками ПКР П-120, что делает их очень опасным оружием. Применение только двух ПКР из шести может говорить либо о произошедшем во время боя отказе комплекса «Малахит», либо о недостаточном количестве ПКР на борту корабля, шедшего в зону боевых действий. Само по себе неудачное применение ракетного комплекса «Малахит» также весьма показательно.

Политические итоги.
Главным политическим итогом конфликта стало признание Россией, ранее поддерживавшей территориальную целостность Грузии, государственной независимости Абхазии и Южной Осетии и драматическое изменение формата отношений России с ведущими западными странами. В течение всех прошедших с момента окончания «холодной войны» лет Запад в своей политике исходил из предположения о том, что Россия, отказавшаяся от коммунистической идеологии, стремиться стать частью Запада. Поэтому все попытки России заявить о самостоятельности ее внешней политики и неприятия навязываемого неравноправного «партнерства» с Западом воспринимались последним лишь как имперские рецидивы, которые вредят долгосрочным интересам самой России (в том виде, в каком понимал их Запад), и которые, в конечном счете, следует просто игнорировать. Последняя попытка донести российскую точку зрения с помощью риторики была предпринята президентом Путиным в т. н. «мюнхенской речи», произнесенной им в феврале 2007 г. Тем не менее, никаких существенных сдвигов в подходах Запада к России после этого не произошло. Стало очевидно, что подтвердить свои претензии Россия сможет, лишь одержав убедительную военную победу в одной из точек геополитического противостояния с Западом. Это произошло в Грузии. В краткосрочной перспективе меры, которые пытается предпринять в отношении России Запад для т.н. «наказания» России, не окажут серьезного влияния на существо отношений между ними. В долгосрочном же плане, в случае, если западные страны не сделают из всего произошедшего верных выводов (а все говорит о том, что верных выводов сделано не будет), и не изменит своего поведения в отношении России, то угроза международному миру может сильно возрасти. России необходимо быть к этому готовой.

Вооруженные силы Грузии до начала конфликта.

После прихода к власти в Грузии президента М. Саакашвили, взявшего курс на евроатлантическую интеграцию, правительства США и других ведущих стран Запада приняли решение об оказании Грузии масштабной помощи в решительной модернизации ее вооруженных сил. Эта помощь оказывается как в форме поставок вооружений и военной техники, так и в форме обучения личного состава.

Органы высшего военного управления.
По конституции Грузии главнокомандующим вооруженными силами республики является ее президент. Административное управление вооруженными силами осуществляется министерством обороны, а оперативное - объединенным штабом.
Министерство обороны осуществляет общее политическое руководство вооруженными силами и решает административные вопросы комплектования и материально-технического обеспечения войск. Объединенный (бывший генеральный) штаб отвечает за разведку, разработку планов подготовки и применения вооруженных сил, осуществляет непосредственное управление войсками.
Органы высшего военного управления ВС Грузии действуют в тесном контакте с представителями вооруженных сил стран НАТО (в основном США), находящимися в стране на постоянной основе.
Военный бюджет МО Грузии на 2008 г. составляет около 1 млрд. долл. (порядка 8% ВВП страны).
Вооружение и военная техника частично досталась Грузии в наследство от бывшего Закавказского военного округа Вооруженных сил СССР, а также была импортирована из США, Великобритании, Франции, Турции, Греции, Израиля, Чехии, Болгарии, Литвы, Латвии, Эстонии и Украины.

Состав вооруженных сил.
Вооруженные силы Грузии (26500 человек) состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил и национальной гвардии. Кроме того, в состав ВС Грузии входит группа специального назначения (около 1500 человек), подчиненная непосредственно начальнику объединенного штаба.

Сухопутные войска.
Сухопутные войска (21750 человек) являются основным и самым многочисленным видом ВС Грузии. Организационно они состоят из пяти пехотных, артиллерийской и инженерной бригад, и семи отдельных батальонов (бронетанкового, легкой пехоты, военной полиции, радиоэлектронной разведки, материального обеспечения, связи и медицинского).
Пехотная бригада (3300 человек) считается основным тактическим соединением сухопутных войск Грузии, способным вести самостоятельные боевые действия. Она состоит из штаба (60 чел.), штабной роты (108 чел.), трех батальонов легкой пехоты (по 591 чел.), смешанного механизированного батальона (380 чел.), артиллерийского дивизиона (371 чел.), батальона МТО (288 чел.), разведывательной роты (101 чел.), инженерной роты (96 чел.) и роты связи (88 чел.). На вооружении пехотной бригады находятся 30 танков Т-72, 17 БМП, 18 122-мм орудий Д-30, 12 120-мм минометов, 4 ЗСУ-23-4. Подразделения пехотных бригад насыщены переносными противотанковыми и зенитными ракетными средствами (всего в сухопутных войсках насчитывается порядка 150 комплектов ПТРК и до 200 - ПЗРК).
Артиллерийская бригада (1200 человек) является резервом объединенного штаба. В нее сведены все артиллерийские системы калибром 152 мм и выше, а также РСЗО. Бригада состоит из штаба, штабной батареи и четырех артиллерийских дивизионов. На ее вооружении находятся 60 артиллерийских орудий и 42 установки залпового огня (3 152-мм орудия 2А36 «Гиацинт-Б», 11 2А65 «Мста-Б», 6 203-мм САУ 2С7 «Пион», 1 152-мм САУ 2С19 «Мста-С», 26 152-мм СПГ «Дана», 13 152-мм САУ 2С3 «Акация», 16 122-мм РСЗО БМ-21, 6 122-мм РСЗО RM-70, 12 128-мм РСЗО «Пламень», 4 160-мм РСЗО LAR-160, 4 262-мм РСЗО «Оркан»), а также 10 легкобронированных тягачей МТ-ЛБ и 15 зенитных орудий ЗУ-23-2.
Инженерная бригада оснащена двумя инженерными машинами разграждения ИМР-2, двумя путепрокладчиками БАТ-2, пятью танковыми мостоукладчиками МТУ-20, тремя танковыми мостоукладчиками МТ-55А, а также 100 комплектами переносных зарядов разминирования H-PEMBS и 50 - L-PEMBS.
Отдельный бронетанковый батальон состоит из штаба, штабной роты, двух бронетанковых рот (200 чел.), механизированной роты (120 чел.) и артиллерийского дивизиона. Батальон имеет на вооружении 35 танков Т-72, 17 боевых машин пехоты и 12 120-мм минометов.
Кроме того, в интересах сухопутных войсках применяются подразделения БПЛА, формально входящие в состав МВД Грузии, на вооружении которых стоят беспилотные самолеты-разведчики «Hermes-450» израильского производства.

Военно-воздушные силы.
ВВС (1815 человек) предназначены для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам, прикрытия объектов вооруженных сил и гражданской инфраструктуры от ударов с воздуха, ведения разведки, высадки тактических воздушных десантов и осуществления перевозок личного состава и воинских грузов.
Организационно ВВС состоят из эскадрильи самолетов-штурмовиков, дислоцированной на аэродроме «Марнеули», вертолетной эскадрильи (аэродром «Алексеевка»), двух зенитно-ракетных дивизионов, отдельного дивизиона ПВО и пяти радиолокационных постов.
В ВВС насчитывается 60 самолетов и вертолетов (10 Су-25КМ, 2 Су-25УБ, 10 L-39, 6 Ми-24, 16 Ми-8, 10 UH-1H, 6 AB-212, 2 Ми-14, 2 Ми-2), а также 8 ПУ ЗРК С-125М «Нева-М», 6 ПУ ЗРК «Бук-М1», 10 самоходных ЗРК «Оса-АКМ», 15 зенитных орудий С-60, 5 РЛС (2 36Д6-М, 3 1РЛ131), комплекс радиотехнической разведки «Кольчуга-М».

Военно-морские силы.
ВМС страны (890 человек) предназначены для охраны побережья и территориальных вод, оказания поддержки войскам, действующим на приморских направлениях и высадки десантов. В боевом составе ВМС насчитывается до 20 военных кораблей малого водоизмещения и катеров, в том числе: ракетные катера «Диоскурия» (пр. «Комбатанте-2») и «Тбилиси» (быв. РКА «Конотоп» пр. 206-МР), артиллерийский катер «Акмета» (быв. торпедолов пр. 368Т), малые десантные корабли «Гурия» и «Атия» (пр. 106К «Выдра»), патрульные катера американского производства типа «Пойнт» Р-210 «Цотне Дадиани» и Р-211 «Генерал Мазниашвили», а также патрульные катера «Гантиади» (переоборудован из сейнера) и «Кутаиси» (пр. АВ-30 «Тюрк»), сторожевые катера «Георгий Торели» (быв. поисково-спасательный катер пр. 205П), «Иверия» и «Местия» (переоборудованы из спасательных катеров Р-267 «Дилос» и Р-269 «Линдос»).

Национальная гвардия.
Грузинская национальная гвардия (550 человек) предназначена для оказания помощи населению во время стихийных бедствий, подготовке резервистов, проведения мобилизации, проведения различных воинских ритуалов. В ее составе находятся: мобилизационные штабы, учебный центр горной подготовки, учебные центры подготовки резервистов, рота почетного караула и медицинский батальон.

Оперативная и боевая подготовка.
Оперативная и боевая подготовка личного состава вооруженных сил Грузии проводится по планам, согласованным с представителями вооруженных сил США. Она проводится в ходе повседневной деятельности и ежегодных учений. Особое внимание уделяется воспитанию личного состава в духе национализма, выработке необходимых морально-психологических качеств, которые до настоящего времени пока еще остаются на довольно низком уровне.

Комплектование.
Комплектование грузинских вооруженных сил осуществляется на добровольной основе. Кроме того, в Грузии создан резерв вооруженных сил, также формируемый добровольно. Количество подготовленных резервистов составляет 15 тыс. человек, однако, в планах командования ВС Грузии увеличить это число до 100 тыс. человек.
Подготовка сержантского состава и младших офицеров проводится в учебных центрах на территории Грузии. Подготовка старших офицеров (уровня командира батальона и выше) ведется в соответствующих военных учебных заведениях зарубежных стран: США, Турции, Франции, Болгарии, Венгрии, Латвии, Эстонии, Украины.

Сокращения, принятые в статье:

гв.вдд - гвардейская воздушно-десантная дивизия
гв. дшд - гвардейская десантно-штурмовая дивизия
гв. одшбр - гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада
гв. орп - гвардейский отдельный разведывательный полк
зрбр - зенитная ракетная бригада
зрп - зенитный ракетный полк
мсб - мотострелковый батальон
мсд - мотострелковая дивизия
мсп - мотострелковый полк
обр - отдельная бригада
омсбр - отдельная мотострелковая бригада
омсп - отдельный мотострелковый полк
ореадн - отдельный реактивный дивизион
отб - отдельный танковый батальон
пб - пехотная бригада
сап - самоходный артиллерийский полк

Иллюстрации

Грузинский танк Т-72, захваченный российскими войсками
Малый ракетный корабль «Мираж» пр. 12341 из состава 166 Новороссийского дивизиона малых ракетных кораблей 41 бригады ракетных катеров ЧФ ()
Ракетный катер «Тбилиси», уничтоженный подразделением ВДВ РФ
Большой десантный корабль «Цезарь Куников» пр.775 из состава 197 бригады десантных кораблей 30 дивизии надводных кораблей ЧФ ()
Подразделение грузинских войск на марше
Специальное транспортное средство ГАЗ-2330-14 «Тигр» из состава 10 обр СпН ()
Фотографии брошенной грузинской техники в окрестностях Гори сделаны Артемом Драбкиным 12 августа 2008 г.:
армейские автомобили типа М35
122-мм самоходные пушки-гаубицы «Дана», поставленные из Чехии
122-мм самоходная пушка-гаубицы «Дана», поставленная из Чехии
Противотанковое орудие МТ-12 советского производства

Вооруженные силы Абхазии рано утром во вторник начали операцию по вытеснению грузинских вооруженных формирований из зоны Кодорского ущелья, сообщает круглосуточный телеканал "Вести 24" .

Абхазское царство возникло в VIII веке. Во второй половине IX века вошло в состав Грузии. В XIII веке Абхазия была завоевана монголо‑татарами, с XVI века находилась в зависимости от Турции, в 1810 году вошла в состав России. После распада Российской империи советская Россия признала территорию независимой Грузии в пределах до реки Псоу, то есть фактически ‑ Абхазию в составе вновь образованной Демократической Республики Грузия.

Это было закреплено в российско‑грузинском договоре от 7 мая 1920 года, где записано, что "государственная граница между Грузией и Россией проходит от Черного моря по реке Псоу до горы Ахахча" (абхазский участок современной российско‑грузинской границы).

25 февраля 1921 года в Грузии произошел большевистский переворот, и 4 марта 1921 года в Абхазии установилась советская власть.

С 16 декабря 1921 года Абхазская Советская Социалистическая Республика входит в состав Грузинской ССР (с февраля 1931 года ‑ на правах автономной республики; с декабря 1990 года ‑ Абхазская Автономная Республика). И тогда, и в период существования Закавказской Федерации (объединение советских республик Азербайджана, Армении и Грузии в 1922‑1936 годах), и в пределах СССР Абхазия рассматривалась как часть Грузии. Независимость Абхазии не подтверждена Конституциями ни Закавказской Федерации, ни СССР.

В 1931 году конституционный статус Абхазии стал соответствовать ее фактическому правовому состоянию и определился как "автономная республика в составе Грузии". В соответствии с положениями Конституций как 1936 года, так и 1977 года автономные образования являлись неотъемлемыми частями союзных республик и, естественно, не имели права выхода из состава союзной республики, тем более из СССР.

Напряженность в отношениях между грузинским правительством и абхазской автономией проявлялась периодически еще в советский период. Миграционная политика, начавшаяся еще под эгидой Лаврентия Берии, снизила удельный вес абхазов от общей численности населения республики (к началу 1990‑х годов он составлял всего 17 %). Формировалась миграция грузин на территорию Абхазии (1937‑1954 годы) путем подселения в абхазские села, а также заселения грузинами греческих сел, освободившихся после депортации греков из Абхазии в 1949 году. Абхазский язык (вплоть до 1950 года) был исключен из программы средней школы и заменен обязательным изучением грузинского языка, абхазская письменность была переведена на грузинскую графическую основу (в 1954 году переведена на русскую основу).

Массовые выступления и волнения среди абхазского населения с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР вспыхивали в апреле 1957 года, в апреле 1967 года и ‑ самые крупные ‑ в мае и сентябре 1978 года.

Обострение отношений между Грузией и Абхазией началось 18 марта 1989 года. В этот день в деревне Лыхны (древней столице абхазских князей) состоялся 30‑тысячный Сход абхазского народа, который выдвинул предложение о выходе Абхазии из состава Грузии и восстановлении ее в статусе союзной республики.

15‑16 июля 1989 года в Сухуми произошли кровавые столкновения между грузинами и абхазами (16 погибших). Руководство республики тогда сумело урегулировать конфликт и произошедшее осталось без серьезных последствий. Позднее стабилизировали ситуацию и значительные уступки требованиям абхазского руководства, сделанные в период пребывания у власти в Тбилиси Звиада Гамсахурдия.

Новое обострение обстановки в Абхазии произошло в связи с объявлением грузинскими властями об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года и восстановлении действия конституции Грузинской Демократической Республики 1918 года, которая провозглашала Грузию унитарным государством и исключала существование территориальных автономий. В Абхазии это было воспринято как начало курса на полную ассимиляцию немногочисленного абхазского этноса, который к этому времени составлял меньшинство населения Абхазской АССР.

25 августа 1990 года Верховный Совет Абхазии принял Декларацию о суверенитете Абхазской АССР, что привело к расколу между депутатами‑абхазами и грузинской фракцией ВС, выступившей против Декларации.

31 марта 1991 года в Грузии, в том числе и в Абхазии, был проведен референдум о восстановлении государственного суверенитета. В Абхазской АССР в референдуме приняли участие 61,27% избирателей, 97,73% из которых проголосовали за государственный суверенитет Грузии, что составляло 59,84% от общего числа избирателей Абхазии. Лишь 1,42% от принявших участие в голосовании, то есть 1,37% от общего числа избирателей, проголосовали против. По всей Грузии в референдуме приняло участие 90,79% избирателей, 99,08% из которых проголосовали за восстановление государственного суверенитета Грузии. На основании итогов референдума Верховный совет Грузии 9 апреля 1991 года провозгласил Декларацию о восстановлении государственного суверенитета Республики Грузия.

После 9 апреля 1991 года ВС Абхазии принимал нормативные акты в соответствии с правовым полем Грузии, а также внес изменения в Конституцию Абхазской АССР, в Основной закон автономии, который признает Абхазию автономной единицей в составе Грузии, и положение о нахождении в составе Грузии не было изменено.

25 сентября 1991 года состоялись выборы в ВС Абхазии, был сформирован депутатский корпус на квотной основе: 28 мест у абхазов, 26 у грузин, 11 у представителей других этнических групп.

В начале февраля 1992 года политическая напряженность в Абхазии обострилась в связи с тем, что под предлогом борьбы со сторонниками свергнутого президента Звиада Гамсахурдиа в Абхазию вошли подразделения Национальной гвардии Грузии. Наивысшей своей точки нараставшие противоречия между абхазской и грузинской фракциями ВС достигла 5 мая 1992 года, когда грузинская фракция покинула заседание. В полном составе этот парламент больше не собирался.

С июня 1992 года в Абхазии начался процесс создания вооруженных формирований: полка внутренних войск Абхазии и местных грузинских подразделений.

23 июля 1992 года ВС Абхазии принял постановление о прекращении действия конституции Абхазии 1978 года и введении в действие конституции 1925 года, фиксировавшей доавтономный статус Абхазии. Это не было признано центральным руководством Грузии.

14 августа 1992 года между Грузией и Абхазией начались военные действия, переросшие в настоящую войну с применением авиации, артиллерии и других видов оружия. Начало военной фазе грузино‑абхазского конфликта положил ввод в Абхазию грузинских войск под предлогом освобождения захваченного звиадистами и удерживавшегося на территории Абхазии вице‑премьера Грузии А.Кавсадзе, охраны коммуникаций, в т.ч. железной дороги, и других важных объектов. Этот шаг вызвал ожесточенное сопротивление абхазов, а также других этнических общин Абхазии.

Целью грузинского правительства было установление контроля над частью своей территории и сохранение ее целостности. Целью абхазских властей ‑ расширение прав автономии и в конечном счете получение независимости.

Со стороны центрального правительства выступали Национальная Гвардия, парамилитарные формирования и отдельные добровольцы, со стороны абхазского руководства — вооруженные формирования негрузинского населения автономии и добровольцы (прибывшие с Северного Кавказа, а так же российские казаки).

3 сентября 1992 года в Москве в ходе встречи Бориса Ельцина и Эдуарда Шеварднадзе (занимавших в то время посты Президента РФ и Председателя Госсовета Грузии) был подписан документ, предусматривающий прекращение огня, вывод грузинских войск из Абхазии, возвращение беженцев. Поскольку конфликтующие стороны не выполнили ни одного пункта соглашения, военные действия продолжились.

К концу 1992 года война приобрела позиционный характер, где ни одна из сторон не могла одержать победу. 15 декабря 1992 года Грузия и Абхазия подписали несколько документов о прекращении военных действий и выводе всех тяжелых вооружений и войск из региона военных действий. Наступил период относительного затишья, но в начале 1993 года военные действия возобновились после абхазского наступления на Сухуми, занятого грузинскими войсками.

В конце сентября 1993 года Сухуми перешел под контроль абхазских войск. Грузинские войска были вынуждены полностью покинуть Абхазию.

Согласно официальным данным, во время военных действий погибли примерно 16 тысяч человек, из них 4 тысячи абхазов, 10 тысяч грузин и 2 тысячи добровольцев из различных республик Северного Кавказа и Южной Осетии.

Из 537 тыс. населения довоенной Абхазии (по состоянию на 1 января 1990 года), из которых 44% были грузины, 17% абхазы, 16% русские и 15% армяне, 200‑250 тыс. чел. (преимущественно грузинской национальности) стали беженцами. Был нанесен огромный экономический ущерб хозяйству Абхазии. Ущерб, нанесенный Абхазии войной и последующими событиями, оценивается в 10,7 млрд долл.

14 мая 1994 года в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 года размещены Коллективные силы по поддержанию мира СНГ, в задачу которых входит поддержание режима невозобновления огня.

Коллективные миротворческие силы, полностью укомплектованные российскими военнослужащими, контролируют 30‑километровую зону безопасности в зоне грузино‑абхазского конфликта. В зоне конфликта постоянно находятся около трех тысяч миротворцев. Мандат срока действия российских миротворцев определен в шесть месяцев. По истечении этого срока Совет глав государств СНГ принимает решение о продлении срока их мандата.

В 1997 году под эгидой ООН в рамках Женевского переговорного процесса был создан грузино‑абхазский Координационный Совет по урегулированию конфликта, в состав которого входят по три представителя от грузинской и абхазской сторон. В работе совета также участвуют представители ООН и Российской Федерации в качестве содействующей стороны. В 2001 году его работа была приостановлена в связи с обострением грузино‑абхазских отношений. 15 мая 2006 года Координационный совет грузинской и абхазской сторон возобновил свою работу.

2 апреля 2002 года был подписан грузино‑абхазский протокол, согласно которому патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, контролируемая Грузией) было поручено российским миротворцам и военным наблюдателям ООН. Однако в июне 2003 года там были похищены нескольких сотрудников миссии ООН, после чего патрулирование было приостановлено вплоть до начала 2006 года.

Обстановка вокруг Кодорского ущелья обострилась 23 июля 2006 года после антиправительственных заявлений бывшего уполномоченного президента Грузии в ущелье Эмзара Квициани, который до 2005 года возглавлял военизированный отряд "Охотник", сформированный из местных жителей для охраны грузино‑абхазской границы. Квициани потребовал увольнения силовых министров Грузии, которые, по его словам, занимаются произволом, и пригрозил официальному Тбилиси акциями гражданского неповиновения, а в крайнем случае ‑ и вооруженного сопротивления.

25 июля 2006 года началась силовая операция в Кодорском ущелье, которую официальный Тбилиси назвал «полицейской спецоперацией». 27 июля власти сообщили, что Эмзар Квициани вместе с несколькими десятками своих сторонников блокированы в горах. Военные и полиция Грузии перешли к масштабным зачисткам в селах Кодори. Кроме тех сторонников Эмзара Квициани, которые были захвачены грузинскими военными (по некоторым данным, порядка 80 человек), большая часть мятежников добровольно сдалась властям.

27 июля 2006 года президент Грузии Михаил Саакашвили по национальному телевидению сообщил о размещении в Кодорском ущелье абхазского правительства в изгнании, которое должно будет осуществлять там юрисдикцию центральных властей Грузии. «Это правительство Абхазии, изгнанное из Сухуми в сентябре 1993 года и с тех пор работавшее в Тбилиси, отныне объявляется временным административным легитимным органом Абхазии», ‑ заявил Саакашвили.

Абхазские власти в Сухуми не признают «правительство в изгнании» и категорически против его присутствия в Кодорском ущелье.

3 августа 2006 года Министерство иностранных дел Грузии заявило о "завершении активной фазы антикриминальной полицейской спецоперации в верхней части Кодорского ущелья".

26 сентября 2006 года Президент Грузии Михаил Саакашвили объявил, что этот регион Абхазии, контролируемый ныне грузинским правительством, будет именоваться Верхняя Абхазия и что с 27 сентября там начнет функционировать правительство Абхазской автономии, до этого работавшее в Тбилиси. Эта дата выбрана не случайно — 27 сентября, день падения Сухуми, в Тбилиси отмечают как трагедию, в Сухуми — как праздник. После изгнания в августе из Кодорского ущелья мятежного полевого командира Эмзара Квициани власти Грузии объявили о полном восстановлении своей юрисдикции над ущельем и намерении расположить там структуры Абхазской автономии. Реакция «Нижней Абхазии» на это намерение оказалась болезненной и жесткой. Сухуми предупредил Тбилиси, что сделает все, чтобы не допустить в Кодорское ущелье тбилисских чиновников.

13 октября 2006 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1716, в которой содержится «призыв к обеим сторонам воздерживаться от любых действий, которые могут воспрепятствовать мирному процессу», а также Совбез ООН «выражает свою озабоченность в связи с действиями грузинской стороны в Кодорском ущелье в июле 2006 года в связи со всеми нарушениями Московского соглашения о прекращении огня и разъединении сия от 14 мая 1994 года, а также других грузино‑абхазских договоренностей в отношении Кодорского ущелья».

18 октября 2006 года Народное собрание Абхазии обратилось к российскому руководству с просьбой признать независимость республики и установить между двумя государствами ассоциированные отношения.

11 марта 2007 года абхазское правительство в изгнании обвинило российских миротворцев в том, что они совместно с вооруженными формированиями Абхазии минируют переходы из Гальского района Абхазии в Зугдидский район Грузии.

В ночь на 12 марта верхняя часть Кодорского ущелья ‑ села Чхалта, Ажара и Генцвиши ‑ подверглись обстрелу. Грузинская сторона выступила с утверждениями, что обстрел велся двумя вертолетами МИ‑24, прилетевшими из России, и одновременно - из артиллерии и минометов с территории, контролируемой абхазской стороной. Расследование инцидента не выявило виновных.

В марте - апреле 2007 года, в период избирательной кампании в парламент Абхазии, было совершено несколько похищений абхазских руководителей местного уровня. Грузинские студенты организовали серию антироссийских митингов у наблюдательных постов КСПМ СНГ. В прямой близости от линии прекращения огня был открыт грузинский молодежный военно‑патриотический лагерь "Патриот".

20 сентября 2007 года отряд грузинского спецназа, проникший в приграничную зону Абхазии на территории Ткварчельского района, совершил нападение на группу абхазских военнослужащих, проходивших подготовку на базе антитеррористического центра МВД Абхазии. В результате 2 члена группы (российские офицеры, ранее служившие в КСПМ СНГ) были убиты, 1 ранен, 7 человек уведены в плен. По словам грузинской стороны, речь шла о бое с абхазскими диверсантами, вторгшимися на грузинскую территорию. Однако обнародованный в январе 2008 года официальный доклад Группы МООННГ по установлению фактов подтвердил, что инцидент имел место на контролируемой Сухуми территории (в 300 метрах от административной границы с Грузией), а оба погибших были убиты выстрелами в упор.

30 октября 2007 года в зоне грузино‑абхазского конфликта (в районе н.п. Ганмухури) разоруживший нескольких агрессивно настроенных грузинских полицейских патруль КСПМ СНГ был окружен крупными силами спецназа Грузии, а срочно прилетевший на место происшествия президент М.Саакашвили потребовал от миротворцев "освободить территорию Грузии" и объявил командующего КСПМ СНГ генерал‑майора С.Чабана "персоной нон‑грата".

С начала весны 2008 года подразделениями вооруженных сил Грузии был проведен ряд тактических учений, в том числе, в районах, примыкающих к Зоне безопасности. На полигоне Орполо проведены учебные стрельбы подразделениями артиллерийской бригады из Гори и артиллерийскими дивизионами пехотных бригад. В апреле проведены учебные и разведывательные полеты самолетов‑штурмовиков Су‑25 в непосредственной близости грузино‑абхазской административной границы.

18 марта и 20 апреля в зоне безопасности были сбиты беспилотные летательные самолеты‑разведчики, принадлежащие грузинской стороне.

30 апреля Россия увеличила численность миротворческого контингента в Абхазии с двух до трех тысяч человек. Это - предельная численность миротворцев, предусмотренная Московским соглашением о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года.

4 апреля власти Абхазии сообщили, что силы ПВО непризнанной республики сбили два грузинских беспилотных самолета‑разведчика. МИД Грузии назвал эти сообщения "абсурдом и дезинформацией". В то же время грузинское внешнеполитическое ведомство заявило, что Грузия продолжит полеты своих беспилотников над Абхазией для сбора данных о "военной интервенции" России.

16 мая 2008 года Генеральная Ассамблеи ООН по инициативе Грузии приняла резолюцию о возвращении беженцев в Абхазию. В соответствии с текстом резолюции, Генассамблея "подчеркивает срочную необходимость скорейшей разработки графика для обеспечения незамедлительного добровольного возвращения всех беженцев и внутренне перемещенных лиц в их дома в Абхазии (Грузия)".
Подавляющее большинство членов Евросоюза, а также Япония, Китай, страны Латинской Америки воздержались при голосовании. Среди воздержавшихся ‑ подавляющее большинство стран СНГ.

21 мая грузинские телеканалы сообщили о взрывах и перестрелке в Гальском районе Абхазии. МВД Грузии заявило, что взорваны два автобуса, есть пострадавшие, которых доставляют в больницу Зугдиди. Грузинские власти связали ЧП с попыткой абхазских властей воспрепятствовать голосованию на проходящих в этот день выборах в парламент Грузии. Президент Абхазии Сергей Багапш опроверг утверждения о том, что непризнанная республика имеет отношение к перестрелке и взрывам.

В июне‑июле зоне грузино‑абхазского конфликта произошла серия взрывов, повлекших ранение и гибель нескольких мирных граждан.
В Гагре 29 июня прогремело два взрыва с интервалом в пять минут. Одно взрывное устройство сработало на Гагрском рынке, другое ‑ недалеко от супермаркета "Континент", в нескольких метрах от коммерческого банка "Гагра‑банк", ранения получили шесть человек. 30 июня на рынке Сухуми взорвались безоболочные взрывные устройства. Ранения получили также шесть человек.

2 июля произошел взрыв между постом МГБ Грузии и КПП миротворцев в зоне грузино‑абхазского конфликта.

6 июля произошел взрыв в одном из кафе районного города Гали на востоке Абхазии недалеко от границы с Грузией. Погибли четыре человека, в том числе переводчик миссии ООН и военнослужащий Погранслужбы СГБ Абхазии.

Серия взрывов прогремела и на территории грузинской стороны. 6 июля в районе села Рухи произошло четыре взрыва. Взрывы совпали с проездом по дороге нескольких полицейских автомашин. Полицейские не пострадали, повреждения получила одна из машин. 9 июля, по данным грузинских СМИ, было совершено нападение на грузинский блок‑пост неподалеку от села Чубурхинджи. По посту несколько раз выстрелили из гранатомета, затем начался обстрел из автоматов.

18 июля в Гали состоялась встреча президента непризнанной республики Сергея Багапша с министром иностранных дел Германии Франк‑Вальтером Штайнмайером, на которой обсуждался представленный Германией план по урегулированию грузино‑абхазской проблемы. Абхазская сторона отвергла план, обусловив это необходимостью включения в него положений о выводе грузинских войск из верхней части Кодорского ущелья и подписания соглашения о невозобновлении военных действий.

9 августа президент Абхазии Сергей Багапш заявил журналистам, что в Кодорском ущелье началась операция по вытеснению грузинских подразделений.

По указанию президента объявлена мобилизация резервистов абхазской армии. По сообщению министра иностранных дел Абхазии Сергея Шамба, резервисты будут призываться по мере необходимости в районах, приграничных с Грузией ‑ Гальском, Очамчирском, Ткварчельском и Гульрипшском. Военное положение в этих районах вводится на десять дней.

11 августа представитель МВД Грузии Шота Утиашвили сообщил, что российские и абхазские военные заняли грузинское село Хурча Зугдидского района. По другим каналам эта информация не подтверждалась.

12 августа Абхазия начала операцию по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья. Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба подчеркнул, что российские военные не участвуют в боевых действиях в Кодори. В тот же день абхазская армия вошла в верхнюю часть Кодорского ущелья и окружила грузинские войска. Президент непризнанной республики Абхазии Сергей Багапш пообещал, что абхазские войска в течение нескольких дней установят контроль над восточной (грузинской) частью ущелья. В грузинской части Кодорского ущелья был поднят абхазский флаг.

Материал подготовлен на основании информации открыты источников

После большевизации Грузии в 1921 г. советское руководство создало на территории будущей Грузинской ССР две юридически равноправные этно-территориальные единицы - Абхазскую Советскую Социалистическую Республику и Грузинскую Советскую Социалистическую Республику , которые были поставлены между собой юридически в федеративные отношения. Такой ситуация оставалась около 10 лет, и только в 1931 г. статус Абхазии по настоянию грузинского руководства и с согласия Москвы был изменен таким образом, что в правовом отношении она стала автономной республикой Грузии.

Напряженность в отношениях между грузинским правительством и абхазской автономией проявлялась периодически еще в советский период . Миграционная политика, проводившаяся еще при Лаврентии Берии , привела к тому, что абхазы стали составлять небольшой процент от численности населения региона (к началу 1990-х годов их было не более 17% от всего населения Абхазии).

Формировалась миграция грузин на территорию Абхазии (1937-1954 годы ) путем подселения в абхазские села, а также заселения грузинами греческих сел, освободившихся после депортации греков из Абхазии в 1949 году. Абхазский язык (вплоть до 1950 года) был исключен из программы средней школы и заменен обязательным изучением грузинского языка. Массовые выступления и волнения среди абхазского населения с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР вспыхивали в апреле 1957 года, в апреле 1967 года и самые крупные - в мае и сентябре 1978 года.

Обострение отношений между Грузией и Абхазией началось в 1989 году . В этот день в деревне Лыхны состоялся 30 тысячный Сход абхазского народа , который выдвинул предложение о выходе Абхазии из состава Грузии и восстановлении ее в статусе союзной республики. В Сухуми произошли столкновения между грузинами и абхазами . Для прекращения беспорядков были применены войска. Руководство республики тогда сумело урегулировать конфликт и произошедшее осталось без серьезных последствий. Позднее стабилизировали ситуацию и значительные уступки требованиям абхазского руководства, сделанные в период пребывания у власти в Тбилиси Звиада Гамсахурдия.

21 февраля 1992 года правящий Военный совет Грузии объявил об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года и восстановлении конституции Грузинской демократической республики 1921 года .

Абхазское руководство восприняло отмену советской конституции Грузии как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, и 23 июля 1992 года Верховный Совет восстановил действие Конституции Абхазской Советской республики 1925 года, согласно которой Абхазия является суверенным государством

14 августа 1992 года между Грузией и Абхазией начались военные действия , переросшие в настоящую войну с применением авиации, артиллерии и других видов оружия. Начало военной фазе грузино абхазского конфликта положил ввод в Абхазию грузинских войск под предлогом освобождения захваченного звиадистами и удерживавшегося на территории Абхазии вице-премьера Грузии Александра Кавсадзе, охраны коммуникаций, в т.ч. железной дороги, и других важных объектов.


Этот шаг вызвал ожесточенное сопротивление абхазов, а также других этнических общин Абхазии. Целью грузинского правительства было установление контроля над частью своей территории и сохранение ее целостности. Целью абхазских властей - расширение прав автономии и, в конечном счете, получение независимости.

3 сентября 1992 года в Москве в ходе встречи Бориса Ельцина и Эдуарда Шеварднадзе (занимавших в то время посты президента РФ и председателя Госсовета Грузии) был подписан документ , предусматривающий прекращение огня, вывод грузинских войск из Абхазии , возвращение беженцев. Поскольку конфликтующие стороны не выполнили ни одного пункта соглашения, военные действия продолжились.

К концу 1992 года война приобрела позиционный характер , где ни одна из сторон не могла одержать победу. 15 декабря 1992 года Грузия и Абхазия подписали несколько документов о прекращении военных действий и выводе всех тяжелых вооружений и войск из региона военных действий. Наступил период относительного затишья, но в начале 1993 года военные действия возобновились после абхазского наступления на Сухуми, занятого грузинскими войсками.

27 июля 1993 года, после длительных боев, в Сочи было подписано Соглашение о временном прекращении огня, в котором Россия выступала в роли гаранта.

В конце сентября 1993 года Сухуми перешел под контроль абхазских войск. Грузинские войска были вынуждены полностью покинуть Абхазию .

14 мая 1994 года в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 года размещены Коллективные силы по поддержанию мира СНГ , в задачу которых входит поддержание режима невозобновления огня.

Коллективные миротворческие силы, полностью укомплектованные российскими военнослужащими, контролируют 30 километровую зону безопасности в зоне грузино-абхазского конфликта. В зоне конфликта постоянно находятся около трех тысяч миротворцев. Мандат срока действия российских миротворцев определен в шесть месяцев. По истечении этого срока Совет глав государств СНГ принимает решение о продлении срока их мандата.

2 апреля 2002 года был подписан грузино-абхазский протокол , согласно которому патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, контролируемая Грузией) было поручено российским миротворцам и военным наблюдателям ООН .

25 июля 2006 подразделения грузинских вооруженных сил и МВД (до 1,5 тыс. человек) были введены в Кодорское ущелье для проведения спецоперации против местных вооруженных сванских формирований («ополчения», или батальона «Монадире») Эмзара Квициани, отказавшегося подчиниться требованию министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили сложить оружие. Квициани был обвинен в «измене родине».

Официальные переговоры между Сухуми и Тбилиси после этого были прерваны. Как подчеркивали власти Абхазии, переговоры между сторонами могут возобновиться только в том случае, если Грузия начнет выполнять Резолюцию Совета Безопасности ООН, которая предусматривает вывод войск из Кодори.

27 сентября 2006 года, в День памяти и скорби, указом президента Грузии Михаила Саакашвили Кодори был переименован в Верхнюю Абхазию. В селе Чхалта на территории ущелья размещено так называемое «законное правительство Абхазии» в изгнании. В нескольких километрах от этого села дислоцированы абхазские военные формирования, подконтрольные Сухуми. Абхазские власти не признают «правительство в изгнании» и категорически против его присутствия в Кодорском ущелье.

3 августа 2006 года Министерство иностранных дел Грузии заявило о "завершении активной фазы антикриминальной полицейской спецоперации в верхней части Кодорского ущелья".

26 сентября 2006 года Президент Грузии Михаил Саакашвили объявил, что этот регион Абхазии, контролируемый ныне грузинским правительством, будет именоваться Верхняя Абхазия и что с 27 сентября там начнет функционировать правительство Абхазской автономии, до этого работавшее в Тбилиси. Эта дата выбрана не случайно — 27 сентября, день падения Сухуми, в Тбилиси отмечают как трагедию, в Сухуми — как праздник.

После изгнания в августе из Кодорского ущелья мятежного полевого командира Эмзара Квициани власти Грузии объявили о полном восстановлении своей юрисдикции над ущельем и намерении расположить там структуры Абхазской автономии. Реакция «Нижней Абхазии» на это намерение оказалась болезненной и жесткой. Сухуми предупредил Тбилиси, что сделает все, чтобы не допустить в Кодорское ущелье тбилисских чиновников.

13 октября 2006 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1716 , в которой содержится «призыв к обеим сторонам воздерживаться от любых действий, которые могут воспрепятствовать мирному процессу», а также Совбез ООН «выражает свою озабоченность в связи с действиями грузинской стороны в Кодорском ущелье в июле 2006 года в связи со всеми нарушениями Московского соглашения о прекращении огня и разъединении сия от 14 мая 1994 года, а также других грузино-абхазских договоренностей в отношении Кодорского ущелья».

18 октября 2006 года Народное собрание Абхазии обратилось к российскому руководству с просьбой признать независимость республики и установить между двумя государствами ассоциированные отношения.

С начала весны 2008 года подразделениями вооруженных сил Грузии был проведен ряд тактических учений , в том числе, в районах, примыкающих к Зоне безопасности.
30 апреля Россия увеличила численность миротворческого контингента в Абхазии с двух до трех тысяч человек. Это - предельная численность миротворцев, предусмотренная Московским соглашением о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года.
4 апреля власти Абхазии сообщили, что силы ПВО непризнанной республики сбили два грузинских беспилотных самолета-разведчика. МИД Грузии назвал эти сообщения "абсурдом и дезинформацией".

16 мая 2008 года Генеральная Ассамблеи ООН по инициативе Грузии приняла резолюцию о возвращении беженцев в Абхазию . В соответствии с текстом резолюции, Генассамблея "подчеркивает срочную необходимость скорейшей разработки графика для обеспечения незамедлительного добровольного возвращения всех беженцев и внутренне перемещенных лиц в их дома в Абхазии (Грузия)".

Подавляющее большинство членов Евросоюза , а также Япония, Китай, страны Латинской Америки воздержались при голосовании. Среди воздержавшихся - подавляющее большинство стран СНГ.

18 июля в Гали состоялась встреча президента непризнанной республики Сергея Багапша с министром иностранных дел Германии Франк-Вальтером Штайнмайером, на которой обсуждался представленный Германией план по урегулированию грузино-абхазской проблемы. Абхазская сторона отвергла план, обусловив это необходимостью включения в него положений о выводе грузинских войск из верхней части Кодорского ущелья и подписания соглашения о невозобновлении военных действий.

9 августа президент Абхазии Сергей Багапш заявил журналистам, что в Кодорском ущелье началась операция по вытеснению грузинских подразделений.

10 августа в приграничных с Грузией районах Абхазии введено военное положение. По указанию президента объявлена мобилизация резервистов абхазской армии. 12 августа Абхазия начала операцию по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья. Министр иностранных дел Абхазии подчеркнул, что российские военные не участвуют в боевых действиях в Кодори. В тот же день абхазская армия вошла в верхнюю часть Кодорского ущелья и окружила грузинские войска.

Власти Абхазии с утра вторника закрыли движение на мосту через реку Ингури, где проходит административная граница между Зугдидским районом Грузии и Гальским районом непризнанной республики, сообщил РИА Новости источник в краевой полиции грузинского региона Самегрело.

Грузино‑абхазский конфликт - один из самых острых межэтнических конфликтов на территории Южного Кавказа. Напряженность в отношениях между грузинским правительством и абхазской автономией проявлялась периодически еще в советский период. Миграционная политика, проводившаяся еще при Лаврентии Берии, привела к тому, что абхазы стали составлять небольшой процент от численности населения региона (к началу 1990-х годов их было не более 17% от всего населения Абхазии). Формировалась миграция грузин на территорию Абхазии (1937-1954 годы) путем подселения в абхазские села, а также заселения грузинами греческих сел, освободившихся после депортации греков из Абхазии в 1949 году. Абхазский язык (вплоть до 1950 года) был исключен из программы средней школы и заменен обязательным изучением грузинского языка. Массовые выступления и волнения среди абхазского населения с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР вспыхивали в апреле 1957 года, в апреле 1967 года и самые крупные ‑ в мае и сентябре 1978 года.

Обострение отношений между Грузией и Абхазией началось 18 марта 1989 года. В этот день в деревне Лыхны (древней столице абхазских князей) состоялся 30 тысячный Сход абхазского народа, который выдвинул предложение о выходе Абхазии из состава Грузии и восстановлении ее в статусе союзной республики.

15-16 июля 1989 года в Сухуми произошли столкновения между грузинами и абхазами. В ходе беспорядков, по имеющимся сообщениям, погибло 16 человек и около 140 было ранено. Для прекращения беспорядков были применены войска. Руководство республики тогда сумело урегулировать конфликт и произошедшее осталось без серьезных последствий. Позднее стабилизировали ситуацию и значительные уступки требованиям абхазского руководства, сделанные в период пребывания у власти в Тбилиси Звиада Гамсахурдия.

21 февраля 1992 года правящий Военный совет Грузии объявил об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года и восстановлении конституции Грузинской демократической республики 1921 года.

Абхазское руководство восприняло отмену советской конституции Грузии как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, и 23 июля 1992 года Верховный Совет республики (при бойкоте сессии со стороны депутатов‑грузин) восстановил действие Конституции Абхазской Советской республики 1925 года, согласно которой Абхазия является суверенным государством (это решение Верховного Совета Абхазии не было признано на международном уровне).

14 августа 1992 года между Грузией и Абхазией начались военные действия, переросшие в настоящую войну с применением авиации, артиллерии и других видов оружия. Начало военной фазе грузино абхазского конфликта положил ввод в Абхазию грузинских войск под предлогом освобождения захваченного звиадистами и удерживавшегося на территории Абхазии вице-премьера Грузии Александра Кавсадзе, охраны коммуникаций, в т.ч. железной дороги, и других важных объектов. Этот шаг вызвал ожесточенное сопротивление абхазов, а также других этнических общин Абхазии.

Целью грузинского правительства было установление контроля над частью своей территории и сохранение ее целостности. Целью абхазских властей ‑ расширение прав автономии и, в конечном счете, получение независимости.

Со стороны центрального правительства выступали Национальная Гвардия, парамилитарные формирования и отдельные добровольцы, со стороны абхазского руководства - вооруженные формирования негрузинского населения автономии и добровольцы (прибывшие с Северного Кавказа, а так же российские казаки).

3 сентября 1992 года в Москве в ходе встречи Бориса Ельцина и Эдуарда Шеварднадзе (занимавших в то время посты президента РФ и председателя Госсовета Грузии) был подписан документ, предусматривающий прекращение огня, вывод грузинских войск из Абхазии, возвращение беженцев. Поскольку конфликтующие стороны не выполнили ни одного пункта соглашения, военные действия продолжились.

К концу 1992 года война приобрела позиционный характер, где ни одна из сторон не могла одержать победу. 15 декабря 1992 года Грузия и Абхазия подписали несколько документов о прекращении военных действий и выводе всех тяжелых вооружений и войск из региона военных действий. Наступил период относительного затишья, но в начале 1993 года военные действия возобновились после абхазского наступления на Сухуми, занятого грузинскими войсками.

27 июля 1993 года, после длительных боев, в Сочи было подписано Соглашение о временном прекращении огня, в котором Россия выступала в роли гаранта.

В конце сентября 1993 года Сухуми перешел под контроль абхазских войск. Грузинские войска были вынуждены полностью покинуть Абхазию.

Вооруженный конфликт 1992‑1993 годов, по обнародованным данным сторон, унес жизни 4 тыс. грузин (еще 1 тыс. пропала без вести) и 4 тыс. абхазов. Потери экономики автономии составили 10,7 млрд долларов. Около 250 тысяч грузин (почти половина населения) были вынуждены бежать из Абхазии.

14 мая 1994 года в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 года размещены Коллективные силы по поддержанию мира СНГ, в задачу которых входит поддержание режима невозобновления огня.

Коллективные миротворческие силы, полностью укомплектованные российскими военнослужащими, контролируют 30 километровую зону безопасности в зоне грузино-абхазского конфликта. В зоне конфликта постоянно находятся около трех тысяч миротворцев. Мандат срока действия российских миротворцев определен в шесть месяцев. По истечении этого срока Совет глав государств СНГ принимает решение о продлении срока их мандата.

2 апреля 2002 года был подписан грузино-абхазский протокол, согласно которому патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, контролируемая Грузией) было поручено российским миротворцам и военным наблюдателям ООН.

25 июля 2006 подразделения грузинских вооруженных сил и МВД (до 1,5 тыс. человек) были введены в Кодорское ущелье для проведения спецоперации против местных вооруженных сванских формирований («ополчения», или батальона «Монадире») Эмзара Квициани, отказавшегося подчиниться требованию министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили сложить оружие. Квициани был обвинен в «измене родине».

Официальные переговоры между Сухуми и Тбилиси после этого были прерваны. Как подчеркивали власти Абхазии, переговоры между сторонами могут возобновиться только в том случае, если Грузия начнет выполнять Резолюцию Совета Безопасности ООН, которая предусматривает вывод войск из Кодори.

27 сентября 2006 года, в День памяти и скорби, указом президента Грузии Михаила Саакашвили Кодори был переименован в Верхнюю Абхазию. В селе Чхалта на территории ущелья размещено так называемое «законное правительство Абхазии» в изгнании. В нескольких километрах от этого села дислоцированы абхазские военные формирования, подконтрольные Сухуми. Абхазские власти не признают «правительство в изгнании» и категорически против его присутствия в Кодорском ущелье.

18 октября 2006 года Народное собрание Абхазии обратилось к российскому руководству с просьбой признать независимость республики и установить между двумя государствами ассоциированные отношения. Со своей стороны российское руководство неоднократно заявляло о безусловном признании территориальной целостности Грузии, неотъемлемой частью которой является Абхазия.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников