И поэтов которые в своих. Великие русские писатели и поэты: фамилии, портреты, творчество. Сергей Есенин и Айседора Дункан

Русские писатели и поэты, чьи произведения считаются классикой, на сегодняшний день имеют мировую известность. Произведения этих авторов читают не только на их родине - России, но и во всем мире.

Великие русские писатели и поэты

Известный факт, который доказан историками и литературоведами: лучшие произведения русской классики были написаны в период Золотого и Серебряного веков.

Фамилии русских писателей и поэтов, которые вошли в число мировой классики, известны каждому. Их творчество навсегда осталось в мировой истории, как немаловажный элемент.

Творчество русских поэтов и писателей «Золотого века» является рассветом в русской литературе. Множество поэтов и прозаиков развивали новые направления, которые в последующем стали все чаще использоваться в будущем. Русские писатели и поэты, список которых можно назвать бесконечным, писали о природе и любви, о светлом и непоколебимом, о свободе и выборе. В литературе Золотого, как и позже Серебряного века, отражаются отношения не только писателей к историческим событиям, но и всего народа в целом.

И сегодня, глядя сквозь толщу веков на портреты русских писателей и поэтов, каждый прогрессивный читатель понимает, насколько яркими и пророческими были их произведения, написанные не один десяток лет назад.

Литература подразделяется на множество тематик, которые ложились в основу произведений. Говорили русские писатели и поэты о войне, о любви, о мире, открываясь полностью перед каждым читателем.

«Золотой век» в литературе

«Золотой век» в русской литературе начинается в девятнадцатом веке. Главным представителем этого периода в литературе, а конкретно - в поэзии, стал Александр Сергеевич Пушкин, благодаря которому свое особое очарование приобрела не только русская литература, но и вся русская культура в целом. Творчество Пушкина содержит в себе не только поэтические произведения, но прозаические повести.

Поэзия «Золотого века»: Василий Жуковский

Начало этому времени положил Василий Жуковский, который стал для Пушкина учителем. Жуковский открыл для русской литературы такое направление, как романтизм. Развивая это направление, Жуковский писал оды, получавшие широкую известность своими романтическими образами, метафорами и олицетворениями, легкость которых не было в направлениях, использовавших в русской литературе прошлых лет.

Михаил Лермонтов

Еще одним великим писателем и поэтом для «Золотого века» русской литературы стал Михаил Юрьевич Лермонтов. Его прозаическое произведение «Герой нашего времени» получило в свое время огромную известность, потому как описывало российское общество таким, каким оно было в тот период времени, о котором пишет Михаил Юрьевич. Но еще больше полюбились всем читателям стихотворения Лермонтова: грустные и печальные строки, мрачные и порой жуткие образы - все это удавалось поэту написать настолько чутко, что каждый читатель и по сей день способен прочувствовать то, что волновало Михаила Юрьевича.

Проза «Золотого века»

Русские писатели и поэты всегда отличались не только своей необыкновенной поэзией, но и прозой.

Лев Толстой

Одним из самых значительных писателей «Золотого века» стал Лев Николаевич Толстой. Его великий роман-эпопея «Война и мир» стал известен на весь мир и входит не только в списки русской классики, но и мировой. Описывая жизнь российского светского общества во времена Отечественной войны 1812-ого года, Толстой сумел показать все тонкости и черты поведения петербуржского общества, которое долгое время с начала войны будто не участвовало во всероссийской трагедии и борьбе.

Еще одним романом Толстого, который и сегодня читают и за рубежом, и на родине писателя, стало произведение «Анна Каренина». История о женщине, всем сердцем полюбившей мужчину и прошедшей ради любви небывалые трудности, а вскоре и потерпевшей предательство, полюбилась всему миру. Трогательная повесть о любви, которая порой способна сводить с ума. Печальный конец стал для романа уникальной особенностью - это было одно из первых произведений, в котором лирический герой не просто умирает, а преднамеренно прерывает свою жизнь.

Федор Достоевский

Кроме Льва Толстого, также значительным писателем стал Федор Михайлович Достоевский. Его книга «Преступление и наказание» - стало не просто «Библией» высоконравственного человека, обладающего совестью, но и своеобразным «учителем» для того, кому предстоит сделать сложный выбор, заранее предусмотрев все исходы событий. Лирический герой произведения не просто принял неверное решение, которое его погубило, он взял на себя множество мучений, которые не давали ему покоя ни днем, ни ночью.

В творчестве Достоевского также присутствует произведение «Униженные и оскорбленные», которое с точностью отражает всю сущность человеческой натуры. Несмотря на то, что прошло много времени с момента написания, те проблемы человечества, который описал Федор Михайлович, и на сегодняшний день являются актуальными. Главный герой, видя все ничтожество человеческой «душонки», начинает чувствовать отвращение к людям, ко всему, чем гордятся люди богатых слоев, имеющие огромное значение для общества.

Иван Тургенев

Еще одним великим писателем русской литературы стал Иван Тургенев. Писавший не только о любви, он затрагивал важнейшие проблемы окружающего мира. Его роман «Отцы и дети» четко описывают отношения между детьми и родителями, которые остаются точно такими же и сегодня. Недопонимание между старшим поколением и молодым является извечной проблемой семейных отношений.

Русские писатели и поэты: Серебряный век литературы

Серебряным веком в русской литературе принято считать начало двадцатого века. Именно поэты и писатели Серебряного века приобретают особую любовь со стороны читателей. Возможно, такое явление вызвано тем, что время жизни писателей более приближено к нашему времени, в то время как русские писатели и поэты «Золотого века» писали свои произведения, живя совсем по другим моральным и духовным принципам.

Поэзия Серебряного века

Яркими личностями, которые выделяют этот литературный период, стали, несомненно, поэты. Появилось множество направлений и течений поэзии, которые создались в результате разделения мнений по поводу действий российской власти.

Александр Блок

Мрачное и печальное творчество Александра Блока стало первым, которое появилось на данном этапе литературы. Все стихотворения Блока пронизаны тоской по чему-то необыкновенному, чему-то яркому и светлому. Самое известное стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» отлично описывает мировоззрение Блока.

Сергей Есенин

Одной из самых ярких фигур Серебряного века стал Сергей Есенин. Стихотворения о природе, любви, быстротечности времени, своих «грехах» - все это можно найти в творчестве поэта. Сегодня нет ни одного человека, который не нашел бы стихотворение Есенина, способное понравиться и описать душевное состояние.

Владимир Маяковский

Если уж говорить о Есенине, то сразу хочется упомянуть Владимира Маяковского. Резкий, громкий, самоуверенный - именно таким был поэт. Слова, которые выходили из под пера Маяковского, и сегодня поражают своей силой - настолько эмоционально воспринимал все Владимир Владимирович. Кроме жесткости, в творчестве Маяковского, у которого в личной жизни не ладилось, существует и любовная лирика. История поэта и Лили Брик известна всему миру. Именно Брик открывала в нем все самое нежное и чувственное, а Маяковский взамен на это словно идеализировал и обожествлял ее в своей любовной лирике.

Марина Цветаева

Также на весь мир известна и личность Марины Цветаевой. Сама по себе поэтесса имела своеобразные черты характера, что сразу видно по ее стихотворениям. Воспринимая себя как божество, она даже в своей любовной лирике давала понять всем, что была она не из тех женщин, которые способны дать себя в обиду. Однако в своем стихотворении «Уж сколько их упало в эту бездну» она показала, насколько несчастлива была многие и многие годы.

Проза Серебряного века: Леонид Андреев

Большой вклад в художественную литературу сделал Леонид Андреев, который стал автором повести «Иуда Искариот». В своем произведении он немного иначе изложил библейскую историю предательства Иисуса, выставив Иуду не просто предателем, а человеком, страдающим от своей завистливости к людям, которые были всеми любимы. Одинокий и странный Иуда, находивший упоение в своих байках и россказнях, всегда получал только насмешки в лицо. Повесть рассказывает о том, насколько просто сломать дух человека и толкнуть его на любые подлости, если тот не имеет ни поддержки, ни близких людей.

Максим Горький

Для литературной прозы Серебряного века также важен вклад и Максима Горького. Писатель в каждом своем произведении скрывал определенную суть, поняв которую, читатель осознает всю глубину того, что волновало писателя. Одним из таких произведений стала небольшая повесть «Старуха Изергиль», которая делиться на три небольшие части. Три составляющие, три жизненные проблемы, три вида одиночества - все это тщательно завуалировал писатель. Гордый орел, брошенный в пучину одиночества; благородный Данко, отдавший свое сердце эгоистичным людям; старуха, искавшая всю свою жизнь счастья и любви, но так и не нашедшая, - все это можно встретить в пусть и небольшой, но крайне жизненной повести.

Еще одним важным произведением в творчестве Горького стала пьеса «На дне». Жизнь людей, которые находятся за гранью нищеты, - вот что стало основой пьесы. Описания, которые давал Максим Горький в своем произведении, показывают, насколько сильно даже совсем бедные люди, которым уже в принципе ничего не нужно, хотят просто быть счастливыми. Но счастье каждого из героев оказывается в разных вещах. Каждый из персонажей пьесы имеет свои ценности. Кроме того, Максим Горький писал о «трех правдах» жизни, которые можно применить в современной жизни. Ложь во благо; никакой жалости к человеку; правда, необходимая человеку, - три взгляда на жизнь, три мнения. Конфликт, который так и остается нерешенным, предоставляет каждому герою, как и каждому читателю, сделать свой выбор.

Любовь заставляет Землю вращаться, а гениев творить. За каждым великим писателем, как и за любым великим мужчиной, стоит любящая женщина. Сегодня мы расскажем вам о них, любимых и несчастных, сильных и вдохновляющих - о музах, благодаря которым вы наслаждаетесь любимыми стихами и романами.

Антуан де Сент-Экзюпери и Консуэло Сандоваль

«Любить - это не значит смотреть друг на друга. Любить - это значит смотреть в дном направлении».

У автора самого сказочного мальчика было безмерное количество любовниц, но музой стала только одна. Знакомство Антуана де Сент-Экзюпери и Консуэло Сандоваль покрыто тайной. Одни литературоведы рассказывают романтичную историю про девушку, севшую в кабину к быстрому молодому летчику, который потребовал поцелуй за снижение высоты. Другие историки уверенны, что они познакомились во время перестрелки в центре Буэнос-Айреса. Консуэло оказалась на самой линии огня, а сильный молодой человек в форме закрыл ее своими объятьями.

Неважно как, но два сердца повстречались, и в них вспыхнула любовь. Экзюпери без памяти влюбился в кареглазую жгучую сальвадорскую красавицу, которая к тому времени уже прослыла «черной вдовой», успевши потерять двоих мужей. Но это не смущало молодого летчика. Он не мог жить без нее и был готов на все, лишь бы Консуэло озаряла его своим присутствием. Она пила, гуляла, изменяла ему налево и направо, и каждый раз напоминала, что когда он брал ее в жены, он сам был за свободный от телесных уз брак.

Он думал, что сможет терпеть, но не смог. Ушел на войну и знал, что не вернется. А «Маленький принц» стал его прощальным признанием в любви, где горячо любимая маленьким принцем роза и была той самой жгучей брюнеткой с шипами, о которые он колол себе сердце. Антуан де Сент-Экзюпери пропал без вести вместе со своим самолетом где-то над южным побережьем Франции. Газеты потом напишут, что он не умер, а всего лишь вернулся на свою планету.

Консуэло Сандоваль проживет еще много лет, но так больше и не выйдет замуж. Она напишет книгу «Воспоминания Розы» про своего любимого летчика, так себя и не простив. И только в 2003 году рыбаки около Марселя вытащат сетями браслет, на котором будет выбито «Сент-Экзюпери и Консуэло».

Татьяна Лаппа и Михаил Булгаков

Мало кто знает, что прототипом всеми горячо обожаемой булгаковской Маргариты, стала первая жена Михаила Афанасьевича, Татьяна Лаппа. Булгаков был женат три раза, но именно его первая жена, Татьяна, прошла с писателем и огонь, и медные трубы.

Познакомились они на каникулах. Ей 16, ему 15. Таня из зажиточной семьи статского советника, Миша один из семерых детей религиозной семьи профессора духовной академии. Родители были против этих отношений, но любовь накрыла с головой. До свадьбы они были вместе 5 счастливых лет, во время которых было все: и смех, и слезы, и дуэли, и даже аборт. А потом решили обвенчаться. Просто, без торжеств и белых платьев.

Сначала жизнь Татьяны и Михаила была веселой и беззаботной. Но пришла война, и в 1916 году Булгакова, как студента медицинского университета, отправили в Смоленскую губернию, а вскоре и на фронт. Татьяна, как верная жена, отправилась с ним. Она держала ноги, пока муж их ампутировал и терпела. После войны Булгаков снова стал врачом в маленькой деревушке. Тут Татьяне Булгаковой пришлось пережить самое страшное испытание в ее жизни – морфий. Сильная женщина, она вытерпела и это. Но когда муж стал становиться известным писателем, брак дал трещину. Смеренная, она терпела, но не смогла пережить его любовниц в доме, который для них создавала она.

Спустя 11 лет брака Татьяна и Михаил Булгаковы развелись, и после встречались лишь однажды. Но именно ее, женщину, которая была с ним в самые сложные и страшные годы жизни, звал и хотел видеть Булгаков на смертном одре.

Виктор Гюго и Жульетта Друэ

Мало кто знает, что Виктор Гюго, истинный ценитель семейных ценностей и величественности любви, до встречи со своей музой Жульетт Друэ, собирался писать исключительно на историко-военные тематики. Гюго встретил миловидную актрису Друэ, когда его первый брак распался, после того как жена предала с близким другом. Он был разбит, и сердце его было закрыто для любви. Но милая Жульетта не только вернула его к жизни, а и пробудила огромное желание писать. Она была отличной любовницей, лучшим другом и вдохновительницей великого мастера. Он не развелся со своей женой, а она и не требовала, она любила его и поддерживала просто так.

Они были вместе 50 лет, до того как рак прервал это счастье и унес жизнь одной и единственной жены, как он ее называл, Виктора Гюго. После смерти писателя друзья расскажут, что за несколько дней до кончины своей возлюбленной писатель подарил ей фотографию со своим изображением и написал «50 лет любви. Это лучший из браков».

Эрнест Хемингуэй и Марта Геллхорн

«Сам он любил рассказывать о том, что «сначала влюбился в ее стройные ноги, а уж потом - в нее саму».

Хемингуэй встретил ее во Флориде. Миловидная стройная блондинка с острым язычком и багажом в сотни популярных статей, Марта Геллхорн, стала его третей женой. Они поженились и переехали в Испанию, где Хемингуэй посвятил жене роман, сделавший его всемирно известным, «По ком бьет колокол». Они путешествовали вместе, писали и, казалось, были счастливы.

Но брак продлился недолго. Хемингуэй, привыкший к женщинам, которые создавали ему домашний уют, не смог выдержать вечные разъезды жены и превосходство карьеры над браком. «Или ты корреспондент на этой войне, или женщина в моей постели», - написал он ей, когда она снова отправилась в горячие точки на карте Европы. И она действительно стала известной журналисткой. Ее военные репортажи принесли ей славу, но не любовь. До конца своей жизни Марта Геллхрон так и осталась третей бывшей женой великого Хемингуэя.

Сергей Есенин и Айседора Дункан


Как потом, напишут в газетах: «Они говорили на разных языках». Она коренная американка, он златовласый русский парень. Она мировая танцовщица, он поэт-любимец всех женщин в округе. К моменту встречи с Айседорой Дункан, Есенин уже был однажды женат и имел за плечами не один громкий роман. Но встретив танцовщицу старше на 18 лет , он влюбился, страстно и всезабвенно. Как вспомнят потом друзья и знакомые, они вели себя так, как будто друг друга знали давно. Спустя полгода пара поженилась и уехала в Европу. Но Есенина, безумно любившего родину, с головой накрыла тоска. Он начал прикладываться к алкоголю, ревновать, а со временем и бить жену. Есенин собирал вещи и уходил, а спустя какое-то время возвращался. Но Айседора ждала, все прощала и называла его «Златая голова».

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Их брак продлился недолго. Страсть, кипевшая в обоих, делала жизнь невыносимой. И несмотря на сильные чувства, по возвращению в Россию Есенин и Дункан развелись. Она снова уедет в Европу, но уже одна, а спустя какое-то время получит телеграмму, которая разобьет ей сердце: «Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин». И он действительно еще женится и даже станет отцом. А Айседора Дункан так и останется одна до конца жизни, называя его «мой любимый Сережа».

Джон и Эдит Толкин


Джон Рональд Руэл Толкин и его муза, жена и любовь всей жизни пожили вместе 55 счастливых лет.

Он полюбил милую девушку-протестанку, когда ему было всего 16. Приходилось встречаться тайком, чтобы отчим, ревностный католик, ничего не знал. Но он догадался и взял с юного Толкина обещание, что тот уедет учиться в колледж и до своего совершеннолетия больше не увидит милую Эдит. Джон выполнил данное им слово, и до дня своего 21-го дня рождения не написал любимой ни слова. А вечером в тот же день послал Эдит письмо, где клялся в любви и просил девушку стать его женой. Но было уже поздно. Любимая дала согласие другому. Может быть, жизнь величайшего сказочника всех времен сложилась бы по-другому, если бы в тот же вечер он не стоял у порога Эдит. Джон Толкин не любил сдаваться и не смог отказаться от девушки, которую любил. Через час Эдит расторгла помолвку и сказала родным, что становится католичкой и выходит замуж за другого.

Их жизнь была не простой: расставания, общественный позор, война, но сквозь всю нее они прошли рука об руку в мудрости, терпении и любви. Она слушала его стихи и печатала рассказы. Была мамой четверых детей и самой лучшей поддержкой своего мужа. Именно благодаря этой хрупкой женщине все произведения Толкина были наполнены нежностью, надеждой и смыслом жизни.

Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих

Один из самых известных немецких писателей, творец «потерянного поколения» Эрих Мария Ремарк был известен своим пристрастием к красивым женщинам. У него было много романов, но любовью и музой всей его жизни стала красавица актриса Марлен Дитрих. Их отношения были сложны и извилисты. Ремарк влюбился сразу. Роковая женщина с экрана завладела всей его душой. Он писал ей письма, звал замуж и даже посвятил ей роман. Именно сложная любовная связь с актрисой стала основой для гениального произведения писателя «Триумфальная арка». Но даже после того как Ремарк оголил душу на страницах книги, Дитрих не стала к нему благосклонна. Она вела разгульную жизнь, встречалась со всеми подряд, пила и прибегала к Ремарку, когда ей было плохо.

Именно поэтому, на зло «своей Пуме», как он называл ее с первой встречи, Ремарк решил жениться на Полетт Годдар, екс-возлюбленной Чарли Чаплина. Он прожил с Полетт до конца своих дней, но так никогда и не смог до конца порвать с женщиной, которая разбила ему сердце. Марлен Дитрих пережила Ремарка на 20 лет. Она умерла в одиночестве, а в ее квартире нашли его письма со следами помады и горьких слез.

Эдгар По и Виржиния Клемм

Кто-то считает его сумасшедшим психом, женившимся на своей малолетней кузине, но большинство находит его гением и родоначальником детективного жанра и прощают ему все его странности. Свою первую и единственную жену, Эдгар Аллан По узнал еще в младенчестве. Они поженились, когда ему было 27, ей 13. Несмотря на разницу в возрасте, По любил свою кузину самой чистой и светлой любовью. Она играла ему на арфе и пела песни, а он плевал на пересуды за спиной и считал ее самым большим счастьем в его жизни. "Я бы уже давно потерял всякую надежду, если бы не думал о тебе, милая моя жена. Ты сейчас осталась моим главным и единственным стимулом в борьбе против этой невыносимой, напрасной и жестокой жизни", – так пишет По о своей темноволосой музе.

И он потерял. В 25 лет Виржиния Клемм умерла от чахотки. Два оставшиеся года жизни без нее По уже не жил. Он только сходил с ума, и все больше погружался в свой выдуманый мир параной и ужасов.

Лиля Брик и Владимир Маяковский

«Любовь! Только в моём воспалённом мозгу была ты!».

Эта история любви не для учебников и хрестоматий, но именно она сделала Маяковского таким, каким мы его знаем. Когда Владимир Маяковский познакомился с Лилей, она состояла в счастливом браке с литературоведом Осипом Бриком. Их отношения не складывались долго. Он ухаживал за ее младшей сестрой, она считала его грубым и неотесанным футуристом. Со временем нахлынули чувства, и Маяковский, который к тому же был другом мужа Брик, первый раз в жизни сходил с ума от сильной и всепоглощающей любви. Он честно во всем признался Осипу Максимовичу и попросился к ним жить. Несчастному супругу ничего не осталось, как смириться с положением третьего и принять поэта в свой дом. Любовь втроем была редким явлением на тот момент, но Маяковскому было наплевать. Он трубил про свою любовь к Лиличке на каждом углу и писал только про нее.

Если
я
чего написал,
если
чего
сказал –
тому виной
глаза-небеса,
любимой
моей
глаза.

Несмотря на то, что и она, и он часто заводили себе интрижки на стороне, Маяковский всегда любил только свою Лиличку. Даже прощальную с этим миром записку Маяковский начал со слов: « Лиля – люби меня».

Френсис Скотт и Зельда Фицджеральд


Их жизнь была похожа на джаз. Где бы они ни появлялись, шампанское начинало бить ключом, а ноги всех присутствующих сами шли в пляс. Такой была жизнь знаменитого прожигателя жития Френсиса Скотт Фицджеральда и его жены Зельды. А когда молодой Френсис Скотт встретил свою музу, он не имел за душой ничего. Френсис с первого взгляда влюбился в самую красивую девушку Алабамы. Шебутную, веселую, строящую глазки всем вокруг. Ее родители были против такого союза, но Фицджеральд добился своего. И после выхода своего первого романа, он взял возлюбленную Зельду в жены.

Веселее и безмятежнее брака белый свет еще не видел. Они гуляли, пили, танцевали и сходили с ума. Их осуждали и восхищались, но им было наплевать. К сожалению, годы сумасбродной жизни дали свои плоды, и вскоре их безумие начало их съедать. У Фицджеральда начался творческий кризис, Зельда все чаще начинала закатывать мужу истерики по всевозможным поводам. Трагедия разрослась, когда Зельда начала слышать голоса. Врачи поставили безутешный диагноз: шизофрения. Зельда перестала быть его любимой музой, ее съедали голоса в голове и паранойи. Писатель, горячо любивший жену, не смог видеть ее такой. И на 44 году жизни его сердце не выдержало. Зельда прожила еще 8 лет, но вплоть до своей смерти она не верила и разговаривала с любимым Фицджеральдом, как и раньше. Каждый день.

Путь каждой этой женщины был сложный и тернистый, но наполненный любовью. Любовью, которая заставляет мужчин покорять вершины. Любовью, которая толкает на сумасбродные поступки. Любовью, которая заставляет творить.

Страсть к музыке нередко перерастает в творчество: мы никогда не узнаем, сколько в мире было (и есть) композиторов-любителей и композиторов-неудачников, зато можем вспомнить тех, кто сочинял музыку, но прославился благодаря литературе и философии.

Жан-Жак Руссо (1712—1778)

Философ-просветитель и предтеча Великой французской революции был не чужд музыкального сочинительства. Его перу принадлежит несколько музыкальных произведений, среди которых наиболее известна опера «Деревенский колдун», ее премьера состоялась в 1752 году. Н.М. Карамзин посетил постановку, будучи в Париже, а свои впечатления описал в «Письмах русского путешественника»: «С живейшим удовольствием слушал я музыку сей прекрасной оперы. Парижские дамы были правы, говоря, что автору ее надлежало быть весьма чувствительну!.. Я воображал его, как он, в бороде и в непричесанном парике, сидел в ложе Фонтенеблоского театра во время первого представления оперы своей, укрываясь от взоров восхищенной публики».

Эрнст Теодор Амадей (Вильгельм) Гофман (1776—1822)

О том, что Гофман страстно увлекался музыкой, можно догадаться уже по имени. Из любви к великому Моцарту писатель сменил в 1805 году имя «Вильгельм» на «Амадей».

Романтической культуре нравилось демонизировать музыку, но Гофман, пожалуй, как никто другой приложил руку к созданию этого мифа. Стоит вспомнить его новеллы «Дон Жуан» или «Кавалер Глюк» (самая первая новелла писателя, впервые опубликованная во «Всеобщей музыкальной газете»).

Как композитор Гофман был весьма плодовит: каталог его произведений насчитывает 85 единиц: среди них оперы, балеты, камерная музыка. Самым популярным сочинением стала опера «Ундина» (1816), которая была отмечена положительным отзывом композитора Карла Вебера.

Владимир Федорович Одоевский (1804—1869)

Выдающийся русский писатель-романтик был одним из основоположников русского музыкознания, неустанным пропагандистом Моцарта и Бетховена, исследователем народной и церковной музыки, а также литературным последователем Гофмана. Под впечатлением от его «Кавалера Глюка» Одоевский написал «Труды кавалера Джамбаттисты Пиранези» (1831). Годом раньше вышла его новелла «Последний квартет Бетховена», посвященная памяти великого композитора.

Помимо прочего, Одоевский интересовался устройством органов. В конце 1840-х специально для писателя был выполнен кабинетный орган «Себастианон» (догадайтесь, в честь кого он назван; орган, увы, не дожил до наших дней). На этом Одоевский не прекратил свои эксперименты. Князь сочинял музыку, сохранилось несколько его произведений.

Фридрих Ницше (1844—1900)

К музыке Ницше приобщился раньше, чем к философии, сочинять он пробовал еще в детстве. Пик его композиторской деятельности пришелся на середину 1860-х, в это время философ сочинил ряд фортепианных пьес, вокальные произведения на стихи преимущественно немецких поэтов. Музыка была страстью Ницше. Как известно, он находился под большим влиянием Вагнера, они познакомились в 1868-м году и стали близкими друзьями на несколько лет, однако вскоре их отношения расстроились. Вскоре после разрыва Вагнер раскритиковал музыкальное сочинение Ницше «Отзвуки новогодней ночи» (1872), а Ницше свел счеты с бывшим другом позже - в книге «Казус Вагнер» (1888).

Рабиндранат Тагор (1861—1941)

Классик индийской литературы и лауреат Нобелевской премии сочинил около 2230 песен. Как композитор Тагор испытал влияние классической индийской музыки (хиндустани). Он часто использовал традиционный тип мелодической композиции - называемый рага. Основу большинства песен Тагора составляли фрагменты его литературных произведений.

Георгий Иванович Гурджиев (1866—1949)

Мистик, философ, писатель, основатель «Четвертого пути» и «Института гармонического человека», Гурджиев крайне серьезно относился к музыке, хотя нотной грамоты не знал. Ему помогал Томас де Гартман (он же Фома Александрович Гартман), который был его учеником и соратником, начиная с 1916 года. Свои сочинения они называли музыкой для «движений» и «священных плясок». В 1929 году союз Гурджиева и Гартмана распался.

Музыка была для Гурджиева сакральным явлением, которое оказывает благотворное влияние на человека и может вводить его в состояние, подобное трансу. Британский математик Джон Беннет в книге «Свидетель. История исканий» так вспоминал о гурджиевских занятиях: «Пока новые ученики тренировались на сцене, несколько русских собирались вокруг рояля, где сидел Томас де Хартманн, вскинув, как птица, свою гордую голову. Гурджиев начинал выстукивать ритм на крышке рояля. Когда он становился ясен для всех, Гурджиев мурлыкал мелодию или наигрывал ее на рояле одной рукой и затем уходил. Хартманн развивал тему, и, если Гурджиеву не нравилось, он громко кричал, а Хартманн яростно кричал в ответ. Начинались неистовые споры... Внезапно Гурджиев издавал властный вопль, после которого наступала мертвая тишина...и Хартманн начинал вновь играть ту же тему...».

Теодор Адорно (1903—1969)

На протяжении многих лет Адорно интересовался атональными экспериментами Арнольда Шенберга. Они познакомились в 1924 году во Франкфурте, где Адорно начал брать уроки игры на фортепиано. В 1925 году философ, обосновавшись в Вене, изучал композицию под руководством Альбана Берга. Композитор как-то заметил своему ученику, что рано или поздно ему придется сделать выбор между Кантом и Бетховеном. Главной сферой деятельности Адорно, безусловно, оставалась философия, но и музыка была для него очень важна: недаром Адорно называли атональным философом. Его волновало то, как социальное и историческое проявляется в музыке. Адорно разработал модель гегельянско-маркситской критики музыки, опиравшуюся на способность искусства ставить вопросы и, хотя бы косвенно, указывать на возможные способы их решения. Его принято считать одним из основателей социологии музыки.

Пол Боулз (1910—1999)

Самый известный роман Боулза - «Под покровом небес» (1947) - был экранизирован Бернардо Бертолуччи в 1990 году. Классик американской литературы с детства проявлял интерес к музыке: он слушал пластинки с академической музыкой, которые собирал его отец, хотя ему самому больше нравился джаз. Родители купили ему фортепиано, и юный Боулз начал изучать теорию музыки и пение. В 15 лет он посетил балет «Жар-птица» Стравинского в Карнеги-холл, и это оставило в его душе глубокий след, в чем он сам признавался в своей автобиографии. Позже Боулз изучал композицию, а в возрасте 20 лет написал первое музыкальное произведение: сонату для гобоя и кларнета. Параллельно Боулз занимался литературой. В 1931 году он впервые отправился в Танжер, куда впоследствии переехал навсегда в 1947-м. В 1959 году Боулз вместе с исследовательской группой отправился в экспедицию, целью которой была запись традиционной музыки этнических групп, проживающих в Марокко. Как композитор Боулз оставил обширное и разнообразное наследие.

Энтони Берджесс (1917—1993)

В Англии Берджесс ценим как композитор не меньше писателя. На его счету порядка 40 музыкальных сочинений: среди них одноактная опера Dr Faustus (1940), опера Trotsky in New York (1980), балетная сюита для оркестра Mr W.S. (1979) и многое другое. Музыка играет важную роль и в некоторых литературных произведениях Берджесса. Например, в знаменитом романе-антиутопии «Заводной апельсин» (1962) Бетховен вдохновляет главного героя на насилие и дарит ему ощущение уникальности, сверхчеловечности: «Слушая Бетховена, я чувствовал себя наравне с самим Господом Богом, который вправе карать и миловать этих никчемных людишек». С помощью музыки Берджесс отвечает на вопрос, могут ли сосуществовать возвышенное и насилие, и если да, то что получится из этого союза.

Борис Виан (1920—1959)

Французский писатель Борис Виан родился в музыкальной семье. Его мать Ивонна Вольдемар-Равене превосходно играла на фортепиано и арфе, а одного из своих сыновей она назвала в честь Бориса Годунова - это была ее любимая опера. Страстная любительница классической музыки, она часто устраивала для своих детей домашние концерты, но младшее поколение всему на свете предпочитало джаз. Лелио, Борис, Нинон и Ален организовали домашний джаз-оркестр. В 17 лет Борис стал членом музыкального клуба Hot-Club de France, его почетным президентом был сам Луи Армстронг. Из четверых детей этой семьи трое стали профессиональными музыкантами. Борис связал свою жизнь с литературой, но музыкой продолжал заниматься всю жизнь: играл в оркестре, выступал как музыкальный журналист и сочинял песни.

Сегодня я расскажу вам 20 фактов о писателях и поэтах, которые вы не знали. А, может быть, и знали, конечно. То, что все это правда, я вам не гарантирую, да и никто не может. Воля ваша – верить или нет.

20 фактов о писателях и поэтах, которые вы не знали

Факт № 1. Александр Пушкин был блондином!

Правда, всего до 19 лет. В воспоминаниях маленького Пушкина называют «резвым белокурым мальчиком», в детстве он был блондином. Белокурые локоны Пушкин потерял из-за болезни. В 19 лет его сразила горячка, поэта побрили налысо. Долгое время Александр Сергеевич носил красную ермолку, а потом шапочку заменили темно-русые волосы. И он стал выглядеть так, как мы с вами привыкли.

Факт № 2 . Александр Дюма – это Пушкин

Существует версия, по которой наш любимый Пушкин вовсе не умер, а инсценировал смерть и уехал во Францию, благо французским он владел в совершенстве. Доказательств целая уйма. Одно из них – мол, пока Пушкин не умер, Дюма и написать-то ничего не мог, а после 1837 один за другим начал строчить гениальные романы. «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Королева Марго»…

Факт № 3. Конан Дойл верил в крылатых феечек

Да-да, человек, придумавший Шерлока Холмса, верил в существование фей. Он написал книгу «Пришествие фей», в которой опубликовал фотографии крылатых феечек и экспертизы, доказывающие подлинность снимков. Веривший в существование маленького народца писатель потратил больше миллиона долларов на эти исследования.

Факт № 4. Домашним животным Чехова был мангуст

Диковинного зверька писатель привез из путешествия по острову Цейлон. Сам Чехов называл мангуста «симпатичная и самостоятельная зверушка», а домашние прозвали его «Сволочь». Кстати, потом Чехов обменял Сволочь на бесплатный билет в московский зоопарк.

Факт № 5. Николай Гоголь изобрел первый аттракцион

Писатель переделал ветряную мельницу в колесо обозрения и катал на ней крестьянских детей. Да вот беда – Гоголь не подумал о надежной страховке. Дальше все как в книге: «К нам едет ревизор!». В общем луна-парк его прикрыли.

Факт № 6. Гонорары за «Мастера и Маргариту» получил питерский журналист

Умирая, Булгаков завещал отдать часть гонораров за книгу тому, кто после публикации «Мастера и Маргариты» принесет цветы на могилу писателя, и не когда-нибудь, а в день, когда он сжег первый вариант рукописи романа. Этим человеком стал Владимир Невельский, журналист из Ленинграда. Именно ему жена Булгакова отдала чек на приличную сумму от авторского гонорара.

Факт № 7. Льюис Кэррол изобрел трехколесный велосипед

Автор «Алисы в стране чудес» был математиком, поэтом и большим выдумщиком. Он изобрел трехколесный велосипед, мнемоническую систему для запоминания имен и дат, электрическую ручку (кстати, что это?!), суперобложку, прототип всеми любимой игры Скрэббл, которая в русском аналоге называется «Эрудит».

Факт № 8. Эдгар По учился на кладбище

И, кстати, жутко боялся темноты. Школа, в которой учился маленький Эдгар, была очень бедна, и учебников у детей не было. А находчивый учитель математики водил школьников на кладбище, где они пересчитывали могилы и высчитывали годы жизни мертвецов.

Факт № 9. У Ганса Андерсена был автограф Пушкина

Датский сказочник получил его от жены владельца «Капнистовой тетради», в которую Пушкин переписал своей рукой отобранные им стихи. Один лист из тетрадки женушка вырвала и отправила Андерсену, который был безмерно счастлив. Кстати, сейчас этот листок хранится в Копенгагенской королевской библиотеке.

Факт № 10. Николай Гоголь отлично вязал на спицах

Гоголь испытывал страсть к кулинарии и рукоделию. Он угощал друзей лично приготовленными варениками и галушками, вязал на спицах и шил себе шейные платки. А вот фотографироваться отказывался наотрез - то закрывал лицо цилиндром, то всячески кривлялся. Поэтому его редко приглашали на светские мероприятия.

Факт № 11. Армию чеховских поклонниц прозвали «антоновками»

Когда Антон Чехов переехал в Ялту, его восторженные поклонницы тоже перебрались в Крым. Они бегали за ним по всему городу, изучали его походку и костюм, старались привлечь внимание. В январе 1902 года газета «Новости дня» писала: «В Ялте образовалась целая армия бестолковых и невыносимо горячих поклонниц его художественного таланта, именуемых здесь «антоновками».

Факт № 12. Марк Твен изобрел подтяжки

Выдумщиком он был не хуже Кэррола. На его доле патенты на саморегулирующиеся подтяжки и альбом для вырезок с клейкими страницами. Также Марк Твен изобрел блокнот с отрывными листочками, шкаф с раздвижными полками, но его самое гениальное изобретение - машинка для завязывания галстуков. Видимо, распространения она не получила…

Факт № 13. Льюис Кэррол – Джек-Потрошитель

Журналист Ричард Уоллис, автор книги «Джек Потрошитель, ветреный друг», утверждает, что Джек-Потрошитель, зверски убивавший лондонских проституток, это Льюис Кэрролл. А сам Кэррол в своих дневниках постоянно каялся в каком-то грехе. Но в каком – никто не узнал, потому что родственники Кэррола уничтожили все его дневники. От греха подальше.

Факт № 14 . Боксерские перчатки помогли Владимиру Набокову эмигрировать

Набоков увлекся боксом еще в армии. Когда в 1940 году он эмигрировал в Америку, на границе трое таможенников начали придирчиво рассматривать его багаж. Но когда увидели в чемодане боксерские перчатки, тут же надели их и начали в шутку боксировать друг с другом. В общем Америка и Набоков понравились друг другу.

Факт № 15. Джек Лондон – миллионер

Джек Лондон стал первым американским писателем, заработавшем своим трудом миллион долларов. Лондон прожил всего 41 год, зато работать начал с 9 лет – продавал газеты. Став писателем, Лондон работал по 15-17 часов в день и за свою недолгую жизнь написал около 40 книг.

Факт № 16. Джон Толкин ужасно храпел

Его храп был настолько громок, что он спал в ванной, чтобы не нарушать сон жены. А еще автор трилогии «Властелин колец» завещал никогда, никогда не снимать фильмов по его книгам. Но, по всей видимости, жажда денег взяла вверх над завещаниями гениального отца, и дети Толкина дали согласие на экранизации. Ну и что из этого вышло, мы все знаем.

Факт № 17. Владимир Маяковский – Щен

Маяковский жуть как любил разных «кошков и собаков», как он их называл. Однажды на прогулке с Лилей Брик они подобрали бездомного рыжего щенка. Забрали его домой и назвали Щен. Позже Лиля стала называть и Маяковского Щеном. А он в письмах и телеграммах с тех пор подписывался «Щен» и всегда пририсовывал внизу щенка.

Факт № 18. Бальзак выпивал 50 чашек кофе в день

И писал он исключительно по ночам. За работу садился в полночь, одетый в белый халат, он писал по 15 часов подряд, выпивая только ночью до 20 чашек крепкого турецкого кофе или просто жевал кофейные зерна. Так ночами он и написал свои 100 романов литературной эпопеи «Человеческая комедия».

Факт № 19. Первую шашлычную во Франции открыл Александр Дюма

Да, именно он познакомил Францию с шашлыком. Впервые Дюма попробовал шашлык во время путешествия по Кавказу. Блюдо так ему понравилось, что он внес его в свою «Большую кулинарную книгу». Да, была у Дюма и такая. Ходят слухи, что писатель готовил французам шашлык даже из ворон. Те хвалили.

Ну а если верить факту № 2, то это Александр Пушкин был столь ярым любителем жареного мяса на шампурах…

Факт № 20 . Диккенс спал только головой на север

И садился писать тоже только тогда, когда его лицо было повернуто на север. И вообще не мог работать, если стул и стол в кабинете стояли не так, как ему хотелось. Поэтому перед тем, как начать писать, он всегда переставлял мебель.

Иллюстрации Катерины Карпенко

(за исключением иллюстрации к факту о Владимире Маяковском)